Домой / Брови / Ребенка обижают в школе: что делать родителям. Если ребенка обижают в школе: советы психолога

Ребенка обижают в школе: что делать родителям. Если ребенка обижают в школе: советы психолога

Казалось бы, школа – замечательное место, где дети получают знания и весело общаются друг с другом. Но не всё так просто. На тему отчуждения и даже травли школьника в детском и подростковом коллективе снято множество фильмов, да и сама ситуация знакома многим теперешним родителям. Возможно, в ваши школьные годы вы были свидетелями того, как задирают и обижают кого-то из одноклассников, а теперь на месте этого несчастного оказался ваш ребенок. Почему так случилось и что делать в такой ситуации? Вы абсолютно правильно тревожитесь, оставлять без внимания эту проблему нельзя.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Часто так бывает, что ваш вчерашний доверчивый малыш становится замкнутым и не хочет идти на откровенный разговор о своих проблемах. Это может быть оборотной стороной взросления, но вполне вероятна и другая причина. В каких случаях родители должны заподозрить, что в жизни школьника серьезные проблемы в общении со сверстниками, его обижают и, возможно, даже травят?

  1. Поведение резко меняется : ребенок постоянно в плохом настроении, нервничает, угрюм, тревожен, капризен. К этому могут прибавиться плохой сон и аппетит, ослабление иммунитета.
  2. Ребенок придумывает всяческие отговорки, чтобы не ходить в школу , старается притвориться больным, опаздывает на уроки или петляет и идет странными маршрутами вместо стандартной дороги в школу. Вполне вероятно, что он боится кого-то встретить. «Не хочу учиться» – это обычная фраза, свойственная почти всем детям. Но спокойные и уверенные в себе просто донимают родителей нытьем и капризами на эту тему, в случае травли же ребенок всячески маскирует истинную причину.
  3. Неопрятный, взъерошенный вид после школы (оторванные пуговицы, грязная и мятая одежда); потерянные, порванные или сломанные вещи могут свидетельствовать о физическом насилии над вашим ребенком – избиении или издевательствах. Внимательные родители сразу заметят разницу в поведении сына или дочери. Если дракой мальчик мог даже похвастаться, а девочка искренне огорчаться потере мобильного телефона, то в данном случае ребенок начнет «путаться в показаниях».

Почему ребенка обижают?

Школа – это искусственно созданный коллектив, где приходится уживаться абсолютно разным детям. И если взрослые люди вольны выбирать круг общения, место работы и обычно имеют почву под ногами в виде собственной семьи и друзей, школьник в этом плане крайне уязвим. Добавим к этому несформированную психику, общую тенденцию жестокости в современном мире, безразличие и попустительство учителей – и получим довольно-таки безрадостную картину условий, в которых оказывается школьник.

Именно на 6-7-летний возраст приходится так называемый «кризис социализации», когда ребенок учится взаимодействовать с социумом, испытывая в нем настоящую потребность. И если дома или в детском саду общение с другими детьми чаще всего происходило под контролем взрослых, то школа становится первым местом, где ребенок оказывается «в свободном плавании». Сложится или не сложится его жизнь в коллективе – это в любом случае окажет влияние на самооценку ребенка и его дальнейшую социализацию.

Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе. Чаще всего это:

  • Дети с ярко выраженными особенностями внешности (маленький или очень высокий рост, полнота, какой-либо дефект или черта, выделяющие ребенка среди других);
  • Дети из неблагополучных семей . Часто они одеты хуже других детей в классе, плохо учатся, опаздывают;
  • Медлительные, рассеянные и невнимательные по природе дети;
  • Дети, которые выглядят «забитыми» . Это может быть школьник, который уже перенес какие-то унижения и обиды от сверстников, а может быть и первоклашка опять же из неблагополучной семьи, который забит в прямом смысле этого слова.
  • Агрессоры . Вспыльчивые, драчливые, они готовы броситься на каждого, чей взгляд показался им недостаточно дружелюбным. Такое поведение может вызвать не страх, а напротив, насмешки одноклассников, которые будут дразнить задиру специально.

С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.

Как помочь ребенку?

Если твоего ребенка обижают сверстники, естественная реакция – нужно срочно что-то делать, кому-то жаловаться и наказать обидчика. Встречается и другая позиция: все через это проходят, пусть разбираются сами, все-таки уже не дошкольники, пора учиться «ставить себя». Наверняка, раз вы читаете эту статью, то понимаете: помощь ребенку необходима, другой вопрос, какой она должна быть.

Как реагировать, если ребенка обижают одноклассники?

В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет.

Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».

Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

Стоит ли вмешиваться?

Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников треплом и ябедой.

Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?

Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.

Кому жаловаться, если ребенка обижают в школе?

Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.

К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму. Если не вы, то кто ему поможет?

Стоит ли перевести ребенка в другую школу?

Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?

Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.

Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен. Надеемся, что в скором времени насмешки и издевательства одноклассников над вашим ребенком останутся в прошлом!

Фото из фотобанка Лори

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Чем успешнее и богаче - тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания. И в этом обществе мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе...

Ребенка обижают в школе

Год от года учителя и психологи обращают внимание общественности на повышение агрессивности и жестокости среди детей. Сегодня ребенка могут не просто обидеть в школе, а устроить ему настоящую травлю. Проблема изгоев в школе совершенно не нова, изгои в коллективах возникали и ранее, вот только детский коллектив был куда более гуманнее и сговорчивее, да и действия учителей были направлены на сплочение коллектива и воспитание нравственности. Это позволяло решить проблему быстро: в условиях приоритета нравственности, взаимозависимости и соборности детской жестокости не было места для роста.

Сегодня, ситуация изменилась: мы живем в эпоху, когда человек стал менее ценен, чем его социальный статус и материальное положение. В кожной фазе развития, куда мы провалились с развалом союза, образовались иные ориентиры: социальное и имущественное превосходство, индивидуализм. Чем успешнее и богаче - тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания. И в этом обществе мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе.

В этой статье мы попробуем сориентироваться в реалиях нашего времени с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Опыт не работает

Как это связано с воспитанием детей? Прямым образом. Не срабатывает наш прошлый воспитательный опыт, потому что между поколением родителей и детей существует сегодня огромный отрыв. А это значит, что наши дети в бОльшей степени дикари, чем скажем 20-30 лет назад. И одна из причин тому: общество, которое изменилось и не наработало новых способов взаимодействия, новых методик воспитания подрастающего поколения.

Реалии таковы, что общество погибает от коллективных фрустраций и неприязни. Дети нас поражают не только своими талантами и сообразительностью, но и своей неадекватностью, возбудимостью, дерзостью, жестокостью. Мы, родители, понимаем, что-то не так с нашими детьми, но не знаем, как подступиться к решению проблемы.

В частности, когда ребенка обижают в школе, родители настроены весьма агрессивно «выяснять отношения» с учителями, пугая их РОНО и прокуратурой, при этом забывают понять собственного ребенка и выяснить, что ему помогло бы адаптироваться в детском коллективе. И как помочь исправиться тому, кто постоянно обижает детей, как направить его по верному пути?

Еще более безумный поступок родителей изгоя – разбираться с обидчиками-детьми самостоятельно. Методы таких разборок известны: взять «за шкирку», напугать, наорать, а то и избить. Вот на одном форуме делился «опытом» родитель:


И это взрослые люди так решают вопросы, что говорить о детях, которые еще только развиваются?

Родители винят школьных учителей в безразличии, а учителя родителей – в неправильном воспитании детей, или еще хуже – объясняют поведение обиженного ребенка фразой «он сам виноват». В итоге проблема не решается никем из ответственных взрослых, а напряжение и неприязнь растет, при таком попустительстве взрослых, ожидать видимых изменений в поведении детей нам не приходится.

Ребенка бьют в школе. Школьная стая

Школа – место, где наши дети проходят основной процесс социализации и окультуривания. Дети – это зверята, они рождаются с определенным набором желаний и свойств, которые нуждаются в развитии. Поэтому ничего удивительного нет в том, что дети ведут себя совсем не как ангелочки.

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, в школе, словно в первобытной стае, происходит ранжирование маленького человека в коллективе. Ранжирование – это своего рода отстаивание своего места в коллективе. Чтобы доказать свой ранг или повысить его, в ход идут любые доступные им способы – ударить, толкнуть, укусить. Но это до тех пор, пока не отработаются приемлемые культурные способы взаимодействия, что происходит под влиянием родителей и педагогов.

В любой стае есть лидер или вождь, школьный коллектив не исключение. Во многом от того, кто является лидером в классе, зависят устанавливаемые там правила. И уже от них будет зависеть «соответствует или нет» ребенок этому коллективу. Жестко, да? Но вспомните себя в школе, как страшно было быть белой вороной, как стремились соответствовать более «продвинутым» ребятам по форме одежды, по приобретаемым вещам.


Если в классе есть ребенок с – вождь от природы, то коллектив будет более открытым и менее требовательным к товарищам в плане жесткого соответствия чей-то воле. Все будут слушать уретрального заводилу Васю, бессознательно подчиняясь его магнетизму. Ведь уретральник – это врожденная справедливость – отдача по нехваткам всем членам стаи, а значит даже слабые, не такие как все, испытывающие проблемы с адаптацией в коллективе, будут находиться под его защитой.

Когда в классе нет уретрального вожака, его место занимает ребенок с – будущий организатор, лидер и управленец (если разовьется), который «играет свою скрипку». И вот тут зависит кто он, этот лидер – правильно развивающийся ребенок или тот, кто проявляет свои неразвитые свойства. Этот лидер своим поведением задаст направление развития всему коллективу, да так, что учитель, сделать ничего не сможет.

Если лидер класса двоечник, то вашего золотого ребенка, отличника, явно не будут гладить по головке. А наоборот, захотят проучить «заумного ботана», будут пакостить или открыто вредить. Так что теперь, покоряться двоечнику? Ни в коем случае! Нужно понимать обстановку в классе, позицию учителя и понимать своего ребенка, его нужды и риски для него от подобной ситуации и, соответственно, принимать решение, которое будет способствовать его развитию.

Ребенка обижают в школе. Травля отличников

Самые послушные, аккуратные, исполнительные, им нравиться учиться – это дети с и . Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты - именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем – кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.

Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находится 1-2 отличника, то вся злость и зависть достанется им – «золотым» от природы. Дети обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут тетради.

Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт, у него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряется состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастет огромная обида и комплекс неуверенности в себе.

Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому переход на домашнее обучение – не выход, а скорее вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая свой страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.

Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками – записать его на карате или другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо ломает его природную доверчивость, учит враждебности и насилию, а не дает развитие его свойствам – чуткости, доброты, сопереживанию.

Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с целью, чтобы нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт (например, плавание) поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил свой дух и избавился от психологии жертвы.

Основное, что нужно сделать, пронаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые неминуемо он вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.

Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого

Такая ситуация может возникнуть с . Это особенный мальчик, тонкий, нежный, эмоциональный, не похожий на других, часто напоминающий своим поведением девочек. Мальчик, который в отличие от других мужчин, абсолютно не способен к убийству. Т.е. не добытчик, единственный, кто до сих пор не наработал своей видовой роли в коллективе. Причина травли детьми такого мальчика сокрыта в нашем коллективном бессознательном. Дело в том, что в докультурные времена, кожно-зрительные мальчики (будучи бесполезными для коллектива) ритуально съедались стаей за общим столом – таким вот способом ранние люди снимали неприязнь к ближнему, иначе бы поубивали друг друга (был такой этап становления человечества).

Когда культурные ограничения на каннибализм вошли в силу, кожно-зрительные мальчики стали выживать, но рано умирали из-за слабости, неспособности себя защитить. Видовой роли они не наработали, т.к. на войну как остальные мужчины не ходили. Их психическое только сейчас начинает развиваться, после второй мировой войны таких мальчиков стало появляться все больше и больше. Мы их видим на подиумах в качестве моделей, превосходных танцоров, певцов, актеров – в тех же ипостасях, где преуспели кожно-зрительные женщины.

Причина травли кожно-зрительного мальчика в том, что его бессознательно определяют как самого слабого, хиленького – того, кого когда-то поедали за общим первобытным столом. Своей роли в стае у него нет, он не ранжируется. Все это чувствуют. Вот почему неразвитые еще дети, по сути маленькие дикари, с удовольствием и «дружно» всем классом могут сделать из него жертву, особенно если он испытывает страх.

Само поведение кожно-зрительного мальчика провоцирует других ранжированных мальчиков на травлю. Ведь он ласковый, неконфликтный, слезливый, слабый, биться не полезет. Очень эмоциональный, ищет контакта с другими детьми. Когда его отталкивают, он не обижается, он отходчив, быстро забывает плохое, и вновь идет к своим обидчикам. Испытывая при этом страх – основную свою эмоцию, он тем самым привлекает к себе обидчиков и становится их жертвой. Таких детей унижают, бьют, высмеивают их «девчачью» внешность, заставляют делать унизительные вещи.


Какой здесь выход? Не пытаться переделать сына под стандарт мужественности! Секция борьбы ничего не даст ему, он конечно выучит все приёмы и будет классно махать руками и ногами, но не сможет ударить обидчика или избить его. Это не его природа – бить (убивать). Это мальчик с другой задачей от природы – стать проводником другой культуры, защищающей уже не физическое тело, а психическое. То есть развивать толерантность и гуманизм к людям. Чтобы это произошло нам всем нужно понимать свою природу и меру отличия ее от других, чтобы не задавить своей неприязнью кожно-зрительного мальчика, отличного от нас самих, нашей животной природы.

Уберечь своего кожно-зрительного ребенка можно одним лишь способом – дать ему такое развитие, чтобы его врожденный страх смерти (страх быть съеденным каннибалом) превращался в отдачу эмоций наружу. То есть развивать эмоциональную сферу ребенка, создавать ситуации, в которых он бы учился выражать свои чувства эмпатии и сострадания другим людям. Научите его играть на гитаре – это даст ему огромное преимущество в среде сверстников, сделает его «своим» в любой компании.

И конечно, основную работу должен провести учитель, расставляя верные ориентиры в умах и сердцах детей. Только совместными усилиями учителей и родителей, можно изменить эту ситуацию.

Ребенка обижают в школе. Страдание тихого человека

По этому описанию проблемы системно понятно, что ребенок обладает . Это тихие, задумчивые, несколько отстраненные от происходящего вокруг дети. Им как раз сложнее всего адаптировать шумный орущий коллектив детей. Когда все дети на переменах бегают и прыгают, звуковик тихонечко сидит в сторонке – читает или пишет что-то свое, просто размышляет.

На уроке он зачастую не слышит вопроса учительницы, так как погружен внутрь себя, часто задерживает с ответом, перед этим переспрашивает «а? что? Я?». Из-за этих особенностей другие дети считают его тормозом, странным типом, не таким, как все. Учителя кожные (сами скорые на решения и подвижные) вообще могут сказать, что ребенок отстает в развитии, обозвать его необучаемым. Но это совсем не так, у звуковика самый мощный интеллект! Просто в силу врожденных особенностей, он сосредоточен на своих состояниях и мыслях, и ему необходимо больше времени чем другим, чтобы вылезти наружу к людям из своего «домика» и дать адекватный ответ. 


Странноватый чудик, не вступающий в драки и игры вместе со всеми, или чудачка, пишущая стихи и витающая непонятно где, вызывают непонимание у детей. Ведь все хотят быть как все, а этот странный тип, как белая ворона, отдельно ото всех сидит и не играет. Это и становится причиной травли «не таких, как все». Над ними смеются, делают подножки, плюют на вещи, толкают, вешают обидные прозвища – все это для того, чтобы добиться от замкнутого на себе звуковика проявления эмоций. Стоит ему только показать свое отчаяние, страх и непонимание ситуации, как травля пойдет с удвоенной силой.

Если же не реагировать, то вскоре толпе будет неинтересно «забавляться» с безэмоциональным чудаком. Ждать, пока это случиться, конечно, не стоит. Нужно помочь звуковику общаться со сверстниками, ведь для них это и есть трудность. Но если он правильно развивается, то он способен идти на контакт, и в конце концов коллектив его принимает. По крайней мере, его уже не травят, а принимают его одиночество и «заумность». Ведь звуковик не конфликтует, он не создает никому конкуренцию, он занят своими идеями и мыслями, и ему совсем нет дела до интриг и разборок в классе. И про него со временем забывают. Однако задача родителя не в том, чтобы свершились его чаяния, и от его ребенка все отстали, а в том, чтоб помочь звуковику адаптировать орущий коллектив.

Что могут взрослые сделать в этом случае? В первую очередь родителям звуковика выяснить почему у ребенка не получается общаться с одноклассниками. Важным как раз является ваше поведение по отношению к ребенку: кричите ли вы на него, может заставляете думать быстрее? Возможно, в доме слишком шумно, и ребенку нет возможности сосредоточиться? От этого он чаще замыкается на своих состояниях, ему комфортно в одиночестве, люди мешают ему, потому он теряет желание общаться, не видит в этом смысла.

В данной ситуации учитель так же мог бы способствовать выходу звуковика из своей ракушки. Как вариант: может поручить ему изучить какую-то интересную тему и сделать доклад ребятам, чтобы потом вовлечь всех в интересное обсуждение.

Если издевательства зашли очень далеко – у ребенка постоянный стресс в школе, как в описанном выше случае, то однозначно нужно поменять школу, для того, чтобы не травмировать ребенка дальше. В новом коллективе у него могут сложиться вполне дружеские отношения. Потому что в коллективе будет иной климат, иной лидер и учитель, который активно вникает в проблемы класса и учеников. И обязательно обеспечить правильное звуковое воспитание, развивать свойства звукового вектора у ребенка – давать пищу для ума, вызывать на беседу, поощрять самостоятельный поиск решения проблемы.

Звуковик, растущий в комфортной для него обстановке (тишина и отсутствие крика) гораздо менее уязвим, легче адаптирует шумный детский коллектив. Не давать замыкаться на своих состояниях (не путать с необходимой для них потребностью побыть в тишине и одиночестве). О том, можно узнать на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными

Распространенное мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой является ошибочным. Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, есть риск потерять здоровье и обзавестись неизгладимой травмой на всю жизнь. Поэтому, только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное – ЗНАНИЕ его природных свойств, смогут помочь вам разрешить трудную ситуацию.

Часто советы для родителей ребенка, которых обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка на секцию, чтобы умел дать сдачи, сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.

Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Все это конечно имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду - вторичен, но горзадо более важно - помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств.

Причинами травли являются совокупность психологических причин (обидчика и изгоя), которые зарыты в бессознательном, но находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.


Также, верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но быть объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате от недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья им показывает противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.

Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут», вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое – узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников, и как помочь ему это пережить.

Родители детей-обидчиков должны задуматься, а что толкает их детей совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?

Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать будучи взрослым. От адаптации в школьном коллективе и защиты – поддержки родителей, их усилий в развитии зависит вся его дальнейшая жизнь.

На учителях лежит огромная ответственность за развитие детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить адаптацию детям, дать хороший старт развитию нравственного чувства, а могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае – поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают дети.

Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания согласно их природным особенностям, можно узнать уже на . Правильное развитие ребенка это один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе с одной стороны и профилактика жестокого поведения с другой.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Кроме всего прочего, школа для ребенка - это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети - это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему - детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение - пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет - скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

Тперь вы знаете, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.