Домой / Глаза / Масленица: история праздника, традиции и обычаи. Сжигание чучела зимы на масленицу

Масленица: история праздника, традиции и обычаи. Сжигание чучела зимы на масленицу

Сжигание чучела - не только старинное масленичное развлечение, но и сильный обряд. С его помощью вы сможете изменить свою жизнь к лучшему, избавившись от негатива и неудач.

С давних времен Масленица является одним из самых ожидаемых праздников. В это время люди наслаждаются веселой атмосферой и наедаются блинами, а те, кто желает изменить свою жизнь в лучшую сторону, проводят действенные ритуалы и обряды. В первый же день масленичной недели принято создавать и наряжать чучело, а затем устанавливать его на вершине снежной горы. Завершается праздничный период сжиганием соломенной куклы. Для многих людей это просто развлечение, но наши предки считали, что вместе с чучелом можно избавиться от проблем и неудач .

Зачем на Масленицу сжигают чучело

В 2018 году масленичная неделя началась 12 февраля. С этого дня люди начали активно готовиться к проводам зимы и встрече теплой весны. Основная подготовка проходит в понедельник. В этот день принято баловать своих близких блинами, строить снежные горы и наряжать соломенное чучело. В течение всей недели кукла находится на самой вершине горы, а сожгут ее 18 февраля — в день проводов Масленицы.

Для каких же целей сжигают чучело Масленицы? На самом деле для многих людей это просто развлечение и старинная традиция. Сама же кукла — символ зимы. Еще на Руси, сжигая ее, наши предки давали понять, что таким образом они выгоняют надоевшую зиму и готовятся встретить долгожданную весну.

Обряд сжигания чучела всегда сопровождался песнями и танцами. Многие люди, чтобы избавиться от проблем и долгов, кидали в костер старые вещи и мусор . Также считалось, что вместе с чучелом можно избавиться от проблем и несчастий. Можно сказать, что для наших предков Масленица была не просто веселым праздником, а началом нового жизненного этапа.

Как сжигать чучело Масленицы, чтобы избавиться от проблем и негатива

В современном мире проблемы буквально атакуют нашу жизнь. Неприятности на работе, конфликты с близкими людьми и личные переживания негативно сказываются на нас и нашей энергетике. В 2018 году на Масленицу вы сможете изменить свою жизнь, а поможет вам в этом старинный обряд сжигания соломенного чучела.

В давние времена Масленица являлась олицетворениям птицы Феникс, которая обладала способностью возрождаться после самосожжения. Сжигая чучело, вы избавляетесь от проблем и неудач и начинаете жить заново . Чтобы окончательно распрощаться с прошлым, пепел нужно развеять над полем. На Руси считалось, что с появлением нового урожая происходит возрождение.

Если у вас нет возможности самостоятельно создать и сжечь чучело, то вы можете провести ритуал избавления от негатива с помощью готовой куклы. Для этого в воскресенье, 18 февраля, посетите гулянья, в завершение которых обязательно будут проводить обряд сжигания Масленицы. Заранее напишите на листке о проблемах и неприятностях, которые беспокоят вас, а затем киньте бумагу с вашими записями в костер.

Один из действенных способов избавиться от проблем с помощью чучела Масленицы — нарядить его в свою старую одежду, особенно если у вас связаны с ней неприятные воспоминания. В карманы можно положить и другие предметы, которые взывают у вас негативные мысли. Когда чучело загорится, внимательно смотрите на пламя и представляйте, как беды и неудачи покидают вашу жизнь. Пепел необходимо собрать и закопать в лесу или на перекрестке.

Сжигая чучело Масленицы, вы можете избавиться от любых преград на вашем жизненном пути. А чтобы усилить эффективность этого ритуала и привлечь в свою жизнь достаток и благополучие, воспользуйтесь и другими традиционными масленичными обрядами . Пусть вам всегда сопутствует счастье и успех, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2018 06:39

Масленица - один из самых любимых праздников года. Народные приметы о символах праздника помогут лучше...

Масленица – один из самых древних и главных языческих календарных праздников, который и после принятия христианства сохранился у нас практически в неизменном виде.

Согласно сложившемуся на Руси за несколько веков обычаю, на Масленицу принято вкусно есть и веселиться, устраивая ярмарки, катания на санях, гулянья и шумные пирушки. Ряженые в костюмах животных, с бубнами, балалайками и другими народными инструментами обходят своих соседей и друзей, поздравляют их с праздником и исполняют веселые песни, за что получают угощение.

Еще один обычай этого праздника – сжигать чучело Масленицы – также сохранился до наших дней.

Когда сжигают чучело на Масленицу в 2019 году?

Дата начала праздника меняется из года в год в зависимости от даты начала Великого поста. В 2019 году Масленица начнется 4 марта и продлится неделю до Прощенного воскресенья 10 марта.

Ее отмечают семь дней, каждый из которых имеет свое название:

  • понедельник – «Встреча»,
  • вторник – «Заигрыши»,
  • среда – «Лакомка»,
  • с четверг – «Разгул» или «Широкий четверг»,
  • в пятницу проводятся «Тещины вечерки»,
  • в субботу устраиваются «Золовкины посиделки».

Завершается неделя Прощеным воскресеньем, когда люди просят друг у друга прощения за прежние обиды. Тогда же состоится и сжигание чучела на Масленицу. В этот день нельзя ссориться, ругаться, а если сложились с кем-либо сложные отношения, нужно обязательно с этим человеком помириться.

Этот праздник на Руси всегда отмечали весело и широко. Считалось, что чем пышнее он проходит, тем богаче будет урожай в наступившем году, а кто на угощение в эти дни поскупится – за год разорится.

В течение недели можно, забыв о своих проблемах, погулять с друзьями и родными, вкусно поесть, ведь столы во время празднования ломятся от всевозможных угощений. На Масленицу традиционно готовят блюда из яиц, молочных и кисломолочных продуктов, в том числе сливок, сливочного масла, творога, и пекут блины. Подают к столу и другую выпечку: шанежки, ватрушки, пирожки, пироги, крендели, булочки, печенье, пряники, коврижки.

В Прощеное воскресенье, когда сжигают чучело на Масленицу, верующие в последний раз перед Великим постом употребляют скоромную пищу, правда, без мяса. Неслучайно до ХVI века этот праздник называли Мясопустом. А последний день Масленицы называется в православном календаре Неделей сыропустной, так как именно в это время заканчивается употребление молочных продуктов перед постом.

Масленица в 2019 году – какого числа сжигают чучело?

Этот обряд будет проходить 10 марта 2019 года. Если в прежние времена изготавливали и сжигали женское и мужское чучела, то в наши дни принято делать и сжигать лишь женское, которое стало носить то же название, что и сам праздник – Масленица. Это действо становится кульминацией и самым ярким его событием.

В прежние времена чучело делали из последнего пука соломы, которая оставалась после сбора урожая осенью. Подобные фигурки изготавливали едва ли не в каждом доме, но сжигали только самую красивую и большую Масленицу.

Ее проносили по деревне, а затем устанавливали на самом высоком холме, откуда ее было видно всем проживающим здесь людям. Иногда чучело провозили в санях, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ Масленицы. Затем чучело насаживали на кол или на длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем.

После этого его сжигали, иногда – топили в проруби или разрывали на части. Чтобы высшие силы были благосклонны к крестьянам и послали им хороший урожай в наступающем году, пепел после сожжения чучела раскидывали по полям.

Оставлять его было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные наступившие холода могут уничтожить посевы. Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху.

Масленицу также воспринимали как символ зимы, которая, сгорая, уносила с собой не только холода, но и беды, случившиеся за месяцы стужи. Считалось, что избавляясь от чучела, люди избавляются от всевозможных напастей, которые сопровождали их в прошлом году. Поэтому в костер нередко бросали старые вещи, – чтобы все плохое осталось позади.

Примечательно, что в старину, когда праздник длился не 7, а целых 14 дней, за это время случалось сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Этот старинный обычай, пускай и в измененном виде, сохранился у нас до сих пор.

Во сколько будут сжигать чучело на Масленицу в 2019 году?

Этот обряд обычно проводится вечером, на закате дня, а более точное время сжигания чучела на Масленицу 2019 года в каждой местности определяют по своему усмотрению.

Масленица является долгожданным для многих праздником. В дни празднования масленичной недели соблюдаются многие традиции, и самой зрелищной из них считается сжигание чучела.

Масленица — это проводы зимы, именно поэтому в народе принят обычай мастерить чучело. Оно олицетворяет собой студеную пору, которую приходит пора прогонять. Дата празднования Масленицы привязана к Пасхе, поэтому высчитать ее не составляет труда. Этот праздник проходит за неделю до Великого поста, и в 2018 году масленичная неделя ранняя: с 12 по 18 февраля.

Традиция сжигания чучела

Традиционный обряд сжигания чучела пришел к нам из времен язычества. Наши предки ассоциировали зиму с Богиней Марой, повелительницей холодов. Мастерили чучело из соломы и одевали в старые одежды, затем возили по улицам с веселыми песнями. В последний день масленичной недели, когда гулянья завершаются, чучело сжигают. Пеплом от костра, на котором сгорело чучело, принято было посыпать поля. Люди верили, что Мара возрождалась через новый урожай. Этот обряд символизирует смерть на костре и возрождение через борьбу, когда зерно пробивает себе путь через толщу земли к долгожданному свету.

В 2018 году чучело Масленицы будут сжигать 18 февраля , так как именно в этот день завершается масленичная неделя. Также этот день в народе назван Прощеным воскресеньем , когда каждый может попросить прощения за свои неблаговидные поступки и простить всех своих обидчиков. Перед началом Великого поста обязательно помиритесь со всеми, с кем у вас разлад, чтобы начать путь очищения души от негатива. Вечер завершите молитвой и обязательно раскайтесь в своих проступках.

В современном мире сжигание чучела уже не несет такого сакрального смысла, однако проводы зимы всегда завершаются красочным шоу. Чтобы прогнать зиму и открыть дорогу долгожданной весне, необходимо прокричать: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Желаем вам прекрасного настроения и веселой масленичной недели. Пеките блины по старинным рецептам и не забывайте нажимать на кнопки и

12.02.2018 06:39

Сретение Господне - важный христианский праздник. Именно в этот день верующие люди читают молитвы, чтобы...

Кому покровительствуют муромские святые и в чем смысл праздника. Какие приемы любовно магии в этот день помогут найти...

После её окончания начинается Великий пост...

Вся неделя перед Великим постом, который предваряет Прощеное воскресенье, называется мясопустной, т.е. употреблять в пищу согласно церковным правилам нельзя только мясо животных, всё остальное, включая рыбу можно. Такой вот, на Масленицу нестрогий пост. Еще Масленицу называют сырной неделей, наверное как раз в связи с ограничениями в еде. В связи с постом в народе часто путают христианско - церковную и светские составляющие этих праздничных дней. А ведь Масленица никак не может быть церковным праздником, ведь корни её ведут из глубокой языческой славянской древности, и означала она проводы зимы и празднование прихода весны. Многие задаются вопросом - зачем и почему сжигают чучело на Масленицу? Соломенное чучело, олицетворяющее зиму, всенародно сжигали, символически отгоняя холода, метели, темноту, как бы освобождая этим путь солнцу и весне. Даже круглые блины, которые традиционно пеклись на масленицу в больших количествах - это не что иное, как символ солнца.

Чтобы в тяжелых стопках блины не слипались между собой, их перед тем, как положить друг на друга обильно смазывали маслом. Отсюда и название: "Масленица". Блинные традиции, как сжигание соломенных чучел, связаны с древними языческими культами поклонению солнцу и возрождению природы с приходом весны. Ярило - так назывался бог солнца у древних славян. Плавный переход в конце Масленицы к православному христианскому празднику Прощеного воскресенья - это лишь совпадение по датам. В народе же прочно связывают эти праздники, по умозрительным причинам. Многие даже считают проведение Масленицы церковной традицией. Веселое, многолюдное празднество на Масленицу с поеданием блинов и различных закусок к ним, с песнями и танцами, с распиванием горячительных напитков и с буйными забавами, раскатыванием на тройках, сжиганием соломенного чучела и кулачными боями - все, что отличало этот праздник в древности, с незначительными изменениями добралось до и наших дней.
Очень красиво и самобытно изобразил кулачный бой на холсте русский художник - передвижник Василий Суриков, ниже его картина от 1891 года "Взятие снежного городка":

Заканчивалась эта веселая и разухабистая масляничная неделя "Прощеным Воскресеньем", во время которого немного усталые от празднеств и притихшие люди встречаясь между собой, просили у друг друга прощения, за обидные слова или проступки, которыми они возможно обидели собеседника в прошлую неделю, а за одно и за прошедший год.

В этот день люди также прощались с Масленицей и проводили обряд сжигания чучела зимы. На картине выше горит такое чучело из соломы.

Кроме воскресенья, каждый день на масленицу праздновался по традиции особым образом:


Понедельник – радостная встреча Масленицы.
Вторник – заигрыши . Молодые парни отпускали немудреные шутки и прибаутки, а девчата весело отвечали. Пели частушки. Молодежь подъискивала себе пару.
Среда – лакомки . Зятья с семьями шли в гости к теще. Видимо тещи умели хорошо готовить, вот и закрепилась в народе поговорка "к тёще на блины".
Четверг – широкий четверг – самые людные санные катания и народные гулянья. С этого дня заниматься домашними и хозяйственными делами запрещается.
Пятница – тещины посиделки или вечерки . Теперь наоборот, зятья ответно звали тещ на блины и закуски с хмельными напитками.
Суббота – золовкины посиделки . Теперь к молодой паре в гости на блины шли золовоки с семьями.
Прощеное воскресенье , как описывалось выше - это проводы Масленицы и всеобщее покаяние. Соломенные чучела, олицетворяющие зимнее ненастье, сжигали, чаще всего в этот день. Но не воспрещено было жечь чучела, встречая весну, хоть во все дни недели Масленицы.

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…