Домой / Глаза / Проводить родительское. Как правильно провести родительское собрание

Проводить родительское. Как правильно провести родительское собрание

Как провести первое родительское собрание?

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, в объединении родителей и становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно проведено, во многом зависит, будут ли согласованы цели и требования и будет ли налажено сотрудничество родителей и школы.

Цель собрания - определение общих подходов в воспитании и перспектив сотрудниче­ства школы и родителей класса.

Необходимое время - 1,5 часа.

Организация:

собрание проводится в закреплён­ном за классом кабинете, создаётся общий «круглый стол» либо стулья образуют общий круг.

    Использует­ся приём «Визитка» - на табличке каждого родителя подписывается мар­кером имя и отчество, ниже - фами­лия и имя ребёнка.

Таблички-визитки находятся на столах перед каждым родителем.

Оформле­ние:

газета «Портрет класса», эпи­графы к родительскому собранию, фонограммы мелодий. Подготовле­ны видеомагнитофон с видеозапи­сями класса на линейке «День зна­ний», на тематическом классном часе, «Памятки родителя» по ко­личеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса (15x20 см).

Участники: кроме родителей, могут быть специалисты психолого-педаго­гической и медико-социальной служб школы.

Подготовка: классный руководитель предварительно анализирует информа­цию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у педагогов, кон­сультируется у специалистов - психо­лога, социального педагога, врача.

Процесс:

Классному руководителю помогает «Совет дела» из числа учащихся клас­са - ребята расставляют столы и сту­лья, оформляют класс, встречают роди­телей, провожают в гардероб, в класс, регистрируют пришедших.

Звучит тихая музыка, родители зна­комятся с информацией, оформленной в классе.

В назначенное время классный руководи­тель предлагает расположиться за «круглым столом», установить визитки. Называет и поясняет цель собрания, выделяет услов­ные этапы в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы и перспективы.

Знакомство

Оно начинается с того, что классный руко­водитель рассказывает о себе.

Комментарий: родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребёнка. Поэтому им хотелось бы владеть информацией о классном руководителе. По­требность в этой информации велика, и луч­ший вариант - получить её из первых рук. Кроме того, искренний рассказ классного ру­ководителя о себе задаёт тон необходимого уровня доверия в общении.

Затем классный руководитель предлагает познако­ миться со всеми присутствующими.

Здесь можно использовать приём «Фотография класса»: «У меня в руках фотография нашего класса, сделанная 1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её наверня­ка рассматривали, возможно, ребёнок делил­ся первыми впечатлениями. Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя ребёнка, показывая его на фо­то, а вы, уважаемые родители, назовите се­бя, представьтесь».

Комментарий: использование этого приёма вызывает, как правило, позитивные эмоции у родителей, что создаёт атмосферу доверия и заинтересованности.

Классный руководитель разъясняет особен­ности школы, рассказывает о традициях, ук­ ладе, режиме деятельности, ожидаемых ре­ зультатах. Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы), разъясняет её смысл для воспитания учащих­ ся. Каждому родителю вручает «Памятку для родителя» (либо буклет - визитку школы ).

Можно использовать приём «Микроэкс курсия», когда классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею школы, выставке «История школы», фотогалерее.

Ориентир

Это второй этап собрания. Классный ру­ководитель определяет общие подходы к воспитанию, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Работа в микрогруппах. 7 минут «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?».

Педагог просит изложить от каждой микрогруппы своё видение проблемы. Для обсуждения предлагается тема «Каким я хочу видеть своего ребёнка на выпуске из школы?». Когда время обсуждения истекло, предлагается одному из родителей от каждой микро­группы выразить наиболее общие мнения. Классный руководитель фиксирует на доске качества выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности. Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и родителей, обращает внимание, что результата в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями, в тесном сотрудничестве.

Классный руководитель обращает внима­ние, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкрет­ных действий, и далее представляет видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты. Раздаёт распечатку с необходи­мой информацией (или предлагает запи­сать): что, где, когда будет происходить.

Педагог договаривается с родителями о регу­лярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость.

КАК ПОДГОТОВИТЬ
И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Родительские собрания нужны:

для быстрого получения разнообразной информации о детях;

как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;

для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);

как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;

как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;

собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;

уточнить регламент, продумать ход собрания;

разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;

продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;

продумать выставочный или информационный материал;

определить, каких специалистов можно пригласить;

продумать свой внешний вид; это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

1. Недопустимо проведение родительского собрания «по классному журналу». Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

2. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

3. Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3. Называть родителей по имени-отчеству, а не «Катина мама», «Сережин папа» и т. д.

4. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса.

5. Использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы.

6. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

7. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).

8. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

9. Необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

Как провести хорошее родительское собрание?

Семь обязательных правил:

1. Уважайте. 5. Благодарите.

2. Доверяйте. 6. Объясняйте.

3. Помогайте. 7. Спрашивайте.

4. Учитесь.

Структура проведения:

  1. Подготовительный этап.

Определить повестку собрания. Подготовить сводные листы успеваемости на каждого ученика. Пригласить родителей, разослав им персональные пригласительные билеты. Недостаточно ограничиться записью в дневнике учащегося. Подготовить альбомы, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. Приготовить благодарственные письма родителям. Празднично оформить кабинет.

  1. Информация общего характера.

Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему. Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

  1. Информация о состоянии эмоционального климата класса.

Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми).

Данные школьной и внешкольной диагностики.

Важно: говорить о проблеме, а не о персоналиях.

Важно: Отметить успехи и резервы (в чём и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка!

4. Психолого – педагогическое просвещение.

Выделяется существующая или возникшая проблема.

Определяются причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше)

Предпринимаются попытки её теоретического разрешения, обсуждаются варианты и оценивается их эффективность. Прогнозируются возможные результаты.

Важно: Учитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску родителей.

  1. Методическая проблема.

Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса

Анализируются причины затруднений;

Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетради и т.д.)

Родители должны конкретно понять, как они могут помочь ребёнку.

  1. Индивидуальные консультации с родителями.
  2. Анализ проведённого собрания.

Явка родителей, причины отсутствия;

Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

Вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Советы классному руководителю по проведению собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти.

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Сценарии родительских собраний.

  1. «Педагогика семейных отношений».
  2. «Взять сторону подростка».
  3. «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» - кл. руков-ль №6, 2004.
  4. Анкетирование детей и родителей по профориентации. – кл. руков-ль №6,2003
  5. «7я – моя радость» (совместная встреча детей и родителей) – кл. руков-ль №7,2004.
  6. Родительско - ученическое собрание «Подумаем вместе» - кл. руков-ль №1,2003.
  7. Ринг между родителями и детьми – кл. руков-ль №3,1999.
  8. «Папа, мама, я – дружная семья» - кл. руков-ль №3,1999.
  9. «Школьная гостиная» - кл. руководитель №3,1999.
  10. Семейный праздник «Наша дружная семья» - кл. руков-ль №8,2000.
  11. Педагогические рецепты родителям. – кл. руков-ль №3, 2000,стр. 138.
  12. Анкета для родителей учащихся 1класса.- кл. рук-ль №3, 2002.
  13. Родительские собрания (из опыта работы) – Воспитание школьников №6,2004.
  14. Роль отца в воспитании детей. – Воспитание школьников №2, 2003.
  15. «Каково на дому – таково и самому». – кл. руков-ль №1, 1999.

Примерная тематика по педагогическому просвещению родителей.

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1 класс.

1. Младший школьный возраст и его особенности.

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие речи и форм общения с приходом ребёнка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребёнка. (Заполнение социального паспорта семьи)

2. Как научить детей учиться.

Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. (психолог)

Как помочь ребёнку учиться. (памятки)

3. Физическое воспитание школьника в семье и дома .

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

4.Особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности у первоклассников.

Воспитание сознательной дисциплины у школьников.

5. Итоговое праздничное родительское собрание.

2 класс.

1. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.

Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания.

Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание детей.

2.Воспитание у детей интереса к чтению.

Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

Телевизор – книга-?

3. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

Воспитание у ребёнка чувства коллективизма, взаимопомощи, воспитание ответственности за свои поступки.

Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

Памятка детям «Как вести себя, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

4.Культура труда и организация свободного времени детей.

Свободное время школьника. Анализ анкет.

Ребёнок на улице.

Роль семьи в экологическом воспитании детей.

5.Итоговое праздничное собрание.

3 класс.

1. Дети и психологическая установка родителей.

Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

2. Коллективизм у школьников начальной школы.

Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

3.Роль семьи в воспитании детей.

Воспитательный климат в семье. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения (психологические игры).

Методы семейного воспитания – убеждение, поощрение, наказание (психологические игры).

4. Эстетическое воспитание в семье и школе.

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

5.Итоговое собрание.

4 класс.

1.Младший подросток и его особенности.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе.

Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

2. Каким растёт ваш ребёнок? (вопросы психологии)

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

Нервные дети и их воспитание.

Телевидение, компьютер: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

3. Природа и дети.

Охрана окружающей природы. Роль семьи школы в экологическом воспитании.

4. Праздничное собрание «Мама, папа, я – дружная семья»

Представление хобби родителей.

Презентация фирменных семейных поделок.

Совместные игры, викторины. Чаепитие.

5. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

5 класс.

1. «Давайте познакомимся». Особенности адаптации школьников к обучению в 5 классе.

Роль семьи и её значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

Законы школьной жизни в обучении и воспитании детей.

2.Как помочь детям учиться.

Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

Как помочь детям хорошо учиться. Научить родителей видам оказания помощи детям в учёбе.

2.Здоровье наших детей в наших руках.

Детская нервозность, её предупреждение и лечение.

Режим дня школьника. Анкетирование.

3.Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.(Обмен мнениями)

Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

Культурные традиции семьи.

Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальные традиции; чтение книг, газет, журналов; Посещение театров и музеев; знакомство с природой; совместные игры, туристические походы и т.д.

Мини- лекция кл. руководителя.

4. Праздничное собрание «Союз семьи и школы».

(Можно использовать для создания совместного коллектива, планирования дел на будущий год, показ достижений учащихся.)

6 класс.

1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Школа глазами родителей (анализ анкет).

Анализ работ учащихся. Анкеты или сочинения на темы:

«За что я люблю (не люблю) свою школу».

«Если бы я был директором школы, то...».

Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

2.Педагогический такт... родителей. (педагогический ринг – кл руководитель №8,2000)

Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой» (анализ диагностики).

Формирование семейных команд. Решение педагогических ситуаций.

3. «Папа может всё, что угодно...». –кл. руководитель №6,2004

Роль отца в воспитании детей.

Анализ анкет, рисунков, сочинений.

4. Физические проблемы взросления детей.

Физические проблемы взросления детей (врач).

Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (учитель физкультуры)

Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

Обмен мнениями.

5. Праздничное собрание «Всему своё время».

7 класс.

1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учёт их в воспитании.

Физиология подростка. Различия в развитии мальчиков и девочек (врач)

Анализ анкет «Какие мы сегодня»

Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей). Значение семьи в период полового созревания детей.

2. Семья – это....

Конфликты, контакты. Взаимопонимание в семье. Пути его достижения.

Кто я? Личность каждого в семье. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

3. Вредные привычки. Как им противостоять? – кл. руководитель №1,2000.

Краткое сообщение психолога.

Определение проблем и пути их решения (игры).

4. Досуг подростков.

Свободное время и его роль в формировании личности подростка.

Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребёнка.

Подросток и улица.

8 класс.

1.Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни (вечер вопросов и ответов).

Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов).

Анализ кл. руководителем развития коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.

Разбор педагогических ситуаций.

2. Психологические и возрастные особенности развития подростка (лекция +психологический практикум).

Выступление психолога. Подростковая депрессия.

Анализ процесса взросления детей (проблемы, возникающие в подростковом возрасте).

Психологические игры.

3.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Решение вопросов, связанных с предпрофильной подготовкой.

4. Твоё здоровье в твоих руках.

Взаимосвязь физического воспитании с умственным трудом.

Гигиена подростка.

Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые.

9 класс.

1.Выбор дальнейшего пути: за и против.

- Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей

2. Трудный ребёнок. Какой он?

Формирование у подростков ответственности за свои поступки и действия. Статистика правонарушений.

Выступление психолога по теме.

Роль семьи в правовом воспитании

3.Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учёбой – кл. руководитель №3,2000.

- Анализ учебной работы учащихся девятых классов.

Анализ отношения к учёбе.

Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума»

4.Черты характера ребёнка и их воспитание в семье.

Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)

Самооценка и оценка учащихся коллективом.

Научите ребёнка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

5.Дети готовятся к экзаменам (встреча, семинар).

Значение семьи в ответственные моменты жизни.

Готовность учащихся к сдаче экзаменов.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам (советы педагога, медика, валеолога, психолога)

10 класс.

1.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе (собрание-диалог).

Определить цели и задачи учебно-воспитательного процесса в 10-11 кл. Ознакомить с проводимыми курсами по профильной подготовке.

Результаты определения «Профпригодности учащихся» (психолог).

Мнение учащихся о выборе профессии. Анализ сочинений.

2.Ответственность, самооценка и самоконтроль.

Что значит - быть ответственным человеком?

Как сформировать в себе ответственность.

3. Умение управлять своим временем.

- Как избежать конфликта в семье? Социально-психологический тренинг (проводит психолог, социальный педагог).

4.Отчего дети устают? Как преодолеть усталость?

Роль здорового образа жизни.

11 класс.

1. Ваш ребёнок вырос: «правила поведения родителей». – Воспитание школьников №5, 2002.

Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

Как правильно расставить акценты в воспитании?

2.Система ценностей старшеклассника. – Кл. руководитель №5,1997.

3.Результативность учёбы учащихся 11 классов.

- «Дни открытых дверей» для родителей в классах по основным предметам.

Собеседование с родителями по теме.

4. Выпускной не за горами...

О подготовке к проведению выпускных экзаменов.

Организационные моменты в проведении выпускных экзаменов и выпускного вечера.

5 Прощай школа! (совместный праздник)


Трудно переоценить важность родительского собрания в начале учебного года. Оно предполагает обсуждение большого количества организационной и сущностной информации, а также почти всегда связано с новым витком, изменениями в жизни класса: переходом в среднюю или старшую школу, появлением новеньких, сменой классного руководителя и учителей-предметников.

Основные задачи

Конечно, знакомством задачи собрания не исчерпываются. Вне зависимости от того, работаете ли вы в том же самом классе или начинаете взаимодействовать с новыми родителями, у первого родительского собрания есть еще три важные задачи.

Ориентировочная задача

С одной стороны, педагогу необходимо сориентировать родителей в том, что ожидает детей в наступившем учебном году, с другой – самому разобраться, с какими мыслями и переживаниями пришли мамы и папы.

Важно обозначить начало определенного периода в жизни детей и соответствующие им приоритеты. Так, для пятиклассников начинается период обучения в средней школе, им необходимо учиться самостоятельности. Восьмой класс – время, когда перед подростком впервые встают довольно взрослые задачи: он должен выбрать профиль будущего обучения, начинает задумываться о выборе будущей профессии. В десятом классе дети выходят на финишную прямую школьного обучения.

Конечно, необходимо поговорить о тех возрастных периодах, которые подходят к концу. Это прежде всего девятый и одиннадцатый классы. При этом ни в коем случае не следует обозначать в качестве основных приоритетов сдачу экзаменов, будь то ГИА, ЕГЭ или любые другие экзамены. Фразы типа: «Главное в этом году – подготовка к ЕГЭ, тех, кто не будет готов, нам проще не допустить до экзамена» – толь- ко нагнетают тревогу, но совсем не помогают конструктивному диалогу с родителями.

Можно обратить внимание на возрастные изменения: например, ученики шестых и седьмых классов уже не совсем дети, а подростки, они становятся более взрослыми, у них меняются интересы и приоритеты, расширяются их возможности.

Очень важно включить в родительское собрание какие-то формы получения обратной связи от родителей. Если класс для вас новый, имеет смысл провести анкетирование родителей, чтобы собрать более развернутую и детальную информацию. Если вы продолжаете работать в том же самом классе,то можете ограничиться кратким сбором мнений и пожеланий. Это можно сделать в двух формах.

— Можно провести «закрытое» микроисследование, попросив каждого родителя в письменном виде ответить на краткие вопросы и/или продолжить предложения типа «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок в этом учебном году…».

— Можно сделать такое исследование и открытым, чтобы его результаты были видны всем. Например, перед началом собрания разместить на классной доске плакат с надписью: «Главное для наших детей в этом году – это…», положить рядом с доской маркеры или фломастеры и попросить родителей написать свои соображения на этом плакате. В начале собрания эти ответы можно прокомментировать, согласившись с ответами родителей и дополнив их своими.

Подобное микроисследование можно также провести и в форме голосования. Для этого подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными. Например, для родителей пятиклассников на родительском собрании в начале учебного года можно использовать такой вариант:

«Я думаю, самое сложное при переходе в пятый класс – это…

— разнообразие стилей преподавания и требований у новых учителей;

— необходимость привыкать к новым условиям, переходить из одного помещения в другое;

— расширение круга изучаемых предметов, объема и сложности материала;

— изменение статуса: были старшими, а теперь самые маленькие».

Перед началом собрания развесьте эти листы на доске. Затем предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер. Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей. Прокомментируйте результат.

Информативная задача


Как гласит известная психологическая закономерность, недостаток информации вызывает тревогу. Чем более полной информацией человек владеет, тем более комфортно он себя чувствует.

Традиционно первое родительское собрание имеет преимуще- ственно организационный характер, и сообщение информации занимает львиную долю времени. Однако не стоит перегружать родителей нескончаемым потоком дат, фамилий, деталей: запомнить всё это сложно, и велика вероятность, что часть информации просто ускользнет от их внимания. Подумайте, чтó вы хотите сообщить родителям на пер- вом собрании, и выделите из этого три-пять самых важных пунктов. Возможно, какую-то информацию стоит сообщить позже или вообще вынести на обсуждение родительского комитета.

В начале собрания познакомьте родителей с перечнем пунктов, которые вы будете обсуждать, и постарайтесь соблюдать заявленную продолжительность времени собрания. Например, вы можете сказать: «Сегодня мы с вами поговорим о том, какие задачи стоят перед детьми в новом учебном году, познакомимся с требованиями по новым предметам, выберем родительский комитет и обсудим внеклассную работу на первую четверть».

Поскольку информации в начале года может быть много, запомнить все, что сказано учителем, родителям будет непросто. Поэтому лучше всего собрать эту информацию в виде памятки или информационного листка. Например, имеет смысл зафиксировать даты пробных и выпускных экзаменов, имена и отчества новых педагогов, список телефонов и номера кабинетов. Когда памятка готова, подумайте о том, в какой форме ее можно предложить родителям. Так, можно просто ее распечатать и раздать на собрании, однако в этом случае материалы легко теряются. Чтобы родители всегда имели возможность обратиться к вашей памятке, лучше всего разместить ее в электронном виде, например, на сайте школы или класса, отправить родителям по электронной почте.

Важно перечислить новые предметы, познакомить родителей с новыми учителями, рассказать об изменениях в составе класса. При этом необходимо четко обозначить те моменты, которые остались неизменными с прошлого года.

Часто родители черпают информацию о происходящем в школе из интернета и СМИ, и далеко не всегда их сведения будут адекватны реальности. К тому же человек, не имеющий отношения к школе, может не вполне четко представлять, что такое стандарты второго поколения или как отразится на его ребенке новый закон об образовании. Поэтому, если какие-то инновации напрямую коснутся вашего класса, нужно кратко и четко рассказать о них родителям. Например, если класс будет учиться по новым стандартам, объясните, что это значит: например, перечень предметов останется тем же, однако на уроках будет больше самостоятельной работы, а в домашних заданиях будет значительное количество проектов.

Эмоциональная задача

На первом собрании педагог создает определенный настрой, который во многом определит, каким будет фон общения с родителями: позитивным и оптимистичным или тревожным и напряженным.

Если первое собрание происходит уже после того, как начались занятия, можно в позитивной форме прокомментировать, как выросли дети за лето. Невзирая на то, какие сложные события ожидают детей в новом учебном году, нужно постараться найти позитивные стороны и ресурсы, на которые можно опереться. Так, родителям девятиклассников можно сказать: «Конечно, детям предстоит непростой год, однако в наших силах помочь им успешно справиться со всеми трудностями». Не давайте самим родителям и коллегам распространять панические и упаднические настроения, вежливо, но однозначно пресекайте разговоры типа: «Какие тут стандарты, все равно скоро обучение станет платным». В таких случаях спокойно переводите разговор на реально существующие задачи и предлагайте сфокусироваться на конкретных мерах.

Имеет смысл продумать завершение собрания. Можно подобрать короткую притчу или метафору, отрывок из мультфильма, которые помогут настроить родителей на позитивный лад или о чем-то задуматься.

Инструкция

Предупредить родителей о дне и часе родительского собрания необходимо за две недели, повесив объявление на доске объявлений группы. Также воспитатель должен в словесной форме сказать о том, что будет собрание и попросить присутствовать обязательно.

Оригинальным может стать проведение собрания вместе с . Пусть они почувствуют себя взрослыми и наравне с родителями понесут ответственность за свои поступки. Послушав о себе со стороны, примерив на себя роль родителя, может переосмыслить свое поведение и взгляд в целом. К тому же, таким образом вы добьетесь большей посещаемости на собраниях.

Если родители недовольны оценками своих или вашим способом подачи материала, проведите собрание в виде . Пусть взрослые на себе оценят ваш метод преподавания и почувствуют себя на месте детей. Так вы сообща сможете понять все плюсы и , что в будущем поможет наладить лучший контакт с детьми.

Старайтесь не ругать детей при других взрослых. Лучше назначайте отдельные встречи с родителями неуспевающих учеников. Помните, что многие взрослые, впервые пришедшие на собрание , волнуются так же, как их дети первого сентября. Помогите им адаптироваться в школьной жизни, и они помогут вам воспитывать маленьких учеников.

Видео по теме

Родительское собрание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно на нем классный руководитель встречается с родителями учеников, обсуждая организационные вопросы, проблемы образования, успеваемости, сообщает им важную информацию. От того, насколько серьезно классный руководитель подойдет к организации родительского собрания, зависит его эффективность.

Инструкция

Если вы планируете разговаривать об успеваемости учеников, то никогда не говорите о плохой учебе или плохом поведении конкретного ученика при всех родителях. Многие из тех, чьи дети становятся такими «звездами» , просто не приходят на собрания, чтобы не краснеть при всех. Вы можете похвалить учеников за хорошие оценки или поведение, найдя для каждого хорошие слова. А с родителями трудных детей работайте индивидуально.

Видео по теме

Результаты образовательного и воспитательного процессов в дошкольном учреждении зависят от многих условий. Одно из них - это хорошие отношения воспитателя и родительского коллектива. Достичь взаимопонимания, добрых и искренних отношений можно благодаря родительским собраниям.

Инструкция

Родительские собрания необходимо проводить регулярно, не менее одного раза в два-три месяца. С их темами нужно познакомить заранее. Это можно сделать на первой встрече, в сентябре, или вывесить объявление на информационном стенде.

Устройте выставку детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природных материалов. Не забудьте подписать название работы и имя автора. Родителям будет приятно увидеть, каких успехов добился их ребенок.

Вы можете провести собрание в виде , беседы со специалистами, анкетирования. Если хочется чего-то необычного, творческого, организуйте КВН для родителей или открытое мероприятие. Все зависит от того, каких целей вы стремитесь достичь.

Заранее запланируйте вопросы, которые необходимо решить с родителями. Вы можете обсудить будущие (экскурсии, выставки, театральные постановки) или решить финансовые вопросы. Составьте подробный план, в котором укажите, кто и в какой последовательности будет выступать, просчитайте время на каждое выступление.

Если собрание проводится в подготовительной группе, раздайте тетради с работами их . Расскажите о том, как нужно заниматься с ребятами дома, на что особенно стоит обратить внимание. Познакомьте их также с тем, что дети должны знать и уметь перед поступлением в первый .

Расскажите родителям, насколько дружны дети, нет ли конфликтов между ними. Обратите их внимание на то, как они могут помочь вам в развитии взаимовыручки, ответственности, выдержки у ребят.

Не высказывайте недовольство в отношении поведения или учебы какого-либо ребенка в присутствии других родителей. Все индивидуальные беседы проводите в конце собрания.

Будьте тактичны и внимательны, и вы добьетесь такого же доброжелательного отношения к себе.

Родительские собрания позволяют классному руководителю поддерживать связь с школьников. На них учитель имеет возможность не только сообщить родителям об успеваемости их детей, но и рассказать об основных положениях в уставе школы. К первому родительскому собранию необходимо готовиться наиболее тщательно, так как в это время складывается первое впечатление о педагоге.

Инструкция

Представьтесь родителям. Расскажите о том, вы получили, а также о том, какой учебный предмет (помимо классного руководства) вы будете преподавать в данном . Обязательно сообщите информацию о вашем педагогическом и предыдущих местах работы. Если вы являетесь призером каких-либо конкурсов профессионального мастерства или лауреатом различных фестивалей, расскажите об этом родителям. Вы можете (по своему желанию) рассказать и о своей семье, о хобби и т.д. Это позволит вам наладить доверительные, искренние отношения внутри коллектива.

Сообщите родителям о ваших требованиях к ученикам: внешнем виде, ведении дневников, посещаемости уроков, активном участии в жизни классного коллектива и т.д. Зачитайте также основные положения из устава учебного заведения.

Расскажите об основных направлениях в работе с детьми, которые вы считаете приоритетными и те, на которые будете опираться в своей работе с воспитанниками. Например, вы можете проводить патриотическое