Домой / Глаза / Пятидесятница - что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Что изменилось в мире после новозаветной Пятидесятницы.

Пятидесятница - что это такое? Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Что изменилось в мире после новозаветной Пятидесятницы.

Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2, 2 -4; см. также далее).

Также Пятидесятницей называют пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20, 24 –29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница . Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15, 40 -41; Мк. 16, 1 -8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5, 1 -15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4, 5 -42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне . В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора . Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой . В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых . С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост . В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди .

История праздника

Кроме Пасхи только еще праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете . Там на 50-й день после Пасхи падал «праздник средмиц», названный так потому, что приходился чрез 7 недель после Пасхи и служивший «праздником начатков жатвы пшеницы» (Исх. 34, 22 ; Втор. 16, 10). Странно, что нигде нет упоминания, чтобы этот праздник, падавший как раз на день Синайского законодательства, посвящен был этому столь важному событию, положившему основание ветхозаветной Церкви, теократии, и заключавшему столько параллелизма с воспоминаниями христианской Пятидесятницы . Еще в дохристианское время этот еврейский праздник получил имя Пятидесятницы (2 Мак. 12, 32 . Иосиф Флавий, Древности III. 10, 6). Выражение cв. Луки: «Егда скончавашася дние Пятидесятницы» (Деян. 2, 1) производит впечатление, как будто и у евреев так назывался весь период от Пасхи до этого праздника.

О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с до VII в. не сохранилось известий. Что праздник не забыт был здесь в это время, показывает составление в честь его кондака и икосов св. Романом Сладкопевцем (VI в.).

Богослужение

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

Как уже упоминалось выше, об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью писал еще свт. Иоанн Златоуст , этот обычай распространился и в Русской Церкви. Стоит, однако, понимать, что «украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода "о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр." имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев»

Вступление.

Сегодня прекрасный день и, на самом деле, великий праздник. К сожалению, во многих протестантских церквах не всегда вспоминают его. Это наша проблема. Я считаю праздник Троицы, Пятидесятницы, как его называют, третьим по значимости праздником в христианстве. Мы обычно праздновали только два праздника: это праздник Рождества Христова и день Пасхи. Это день, когда Иисус умер за наши грехи, за наше искупление и потом был воскрешен Богом. Сегодня же - праздник Святой Троицы - день Пятидесятницы. Это – день рождения церкви. В этот день Дух Божий поселился в сердцах верующих людей. Сегодня я хочу поговорить об этом празднике, об этом событии и вспомнить прошлое. Прошлое из Ветхого и Нового Завета. Этот праздник имеет величайшее значение для всех нас, христиан.

Вначале день Пятидесятницы в Ветхом Завете праздновали как праздник урожая или праздник жатвы. Потом его праздновали как праздник заключения Завета с Богом. И в итоге, еще в Новом Завете, этому празднику было придано еще одно значение. Но то, что произошло в день Пятидесятницы уже в Новом Завете с учениками, это трудно объяснить и описать, так как это было чудо и великая Божья слава.

Представьте себе, после распятия Христа, ученики Его боялись даже одному человеку рассказать об Иисусе. Петр боялся засвидетельствовать о Боге простой служанке. Они находились в страхе, в своих закрытых комнатах молились. Но вот что-то произошло с их духом, что-то произошло с их сердцами. Вдруг они приобрели невероятное дерзновение от Бога, такую смелость проповедовать не просто кому-нибудь одному, но проповедовать тысячам людей. Многие обращались к Богу по их словам. Целые города каялись. Благодаря апостолам, некоторые страны обратились к Богу. И не думайте, что раньше было проще обратить человека к Богу, чем сейчас. В то время у людей были свои представления, свои боги, свои религии и свои идолы. Сегодня у нас тоже свои представления. И сегодня мы знаем, как нелегко обратить даже одного человека к Богу. Что-то особенное произошло с учениками Христа в этот день Пятидесятницы

Из истории.

Слово «Пятидесятница» с греческого обозначает «пятьдесят». Этот праздник празднуется на пятидесятый день после Пасхи. И как я уже сказал ранее, корнями он уходит в Ветхий Завет, в иудейство. Первоначально это был праздник жатвы (Исх.23:16). Это был праздник, в который люди приносили начатки их урожая. Был первый урожай в Израиле, и они собирали плоды, и начатки - десятину от этого плода - они приносили Господу в Храм Божий. Это был день, когда все люди (евреи), должны были приходить к месту, где обитал Господь, где Господь избрал место поклонения, чтобы там людям встретиться с Богом. Этот праздник длился неделю. Народ праздновал и ликовал. (Здесь вообще кладбищем никогда не пахло, как у некоторых христиан заведено сегодня.)

Затем этот праздник приобрел новый смысл. После того, как евреи вышли из Египта, Господь освободил их сильной рукой от рабства фараона. Из рабства Египта Он вывел их сверхъестественным образом. Евреи шли по пустыне. На пятидесятый день их освобождения, выхода из Египта, они пришли к горе Синай. И на этой горе Бог встретился с Моисеем. Исход 19 гл. с 17-го стиха:

«И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ».

Это был день, когда евреи подошли к Синаю, и народ Божий побоялся взойти на эту гору, и они сказали: «Моисей, иди ты». И Моисей пошёл и разговаривал с Богом, и вся гора была наполнена огнем и дымом. В этот день Бог дал Своему народу Закон, центром, сердцевиной которого стали Десять заповедей. И эти Десять заповедей Бог сверхъестественным образом Своим перстом написал на каменных скрижалях. И эти каменные скрижали Моисей, спустившись с горы, принес народу. В этот день весь народ заключил Завет с Господом. Они приняли этот Закон Божий, который Господь даровал им. Там было не только Десять заповедей, но и очень много повелений, которые сформировали жизнь этого народа. Фактически, это день, когда народ обрёл закон у Бога, является днем рождения государства Израиль. Хотя они ещё не были на своей территории, они только шли на свою территорию, но именно в этот день Израиль стал народом Божьим, он стал государством. Народ обрел государственность, потому что он обрел закон.

Когда я рассказываю эту историю, я не случайно говорю о ней. Потому что в Библии написано, что Ветхий Завет является прообразом для нас сегодня. И вы увидите, то, что произошло в Новом Завете, настолько просто состыкуется с тем, что происходило в Ветхом Завете, что дано нам как образы грядущего.

Пророки о Пятидесятнице.

Пророки Божьи пророчествовали об особенном дне, который Господь даст людям. Пророк Иеремия пророчествовал:

«убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы » Иеремия 5:24

Слово «седмица» в переводе с еврейского это «Пятидесятница». Это праздник Пятидесятницы. Итак, Господь хранит для нас седмицу, назначенную для жатвы. Я верю, это пророческое слово и оно связано с жатвой.

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. …И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». Иоиль 2:23-29

Смотрите, Господь пророчествует через Иоиля. Это пророчество о том, что Бог будет изливать Духа Святого на людей, на старцев, на молодых, на пожилых, даже на рабов, и на всякую плоть будет изливать Духа Святого. Раньше Дух Святой пребывал на отдельных личностях или отдельных пророках, царях или судьях земли. Это единицы, которые носили на себе Дух Святой, помазание от Бога.

И то, что пророки пророчествовали, произошло на пятидесятый день после Пасхи. Иисус умер на кресте и воскрес, это было время, когда евреи праздновали Пасху, праздник избавления от рабства. Это всё настолько символично. Вы знаете, у Бога есть Своя математика, у Бога есть Свои календари. Я верю, что излияние Духа Святого пришло в правильное время и в правильный день. Иисус умирает на Пасху… Бог Его воскрешает из мертвых. Его смерть стала платой за то, чтобы мы избавились от рабства греха, от рабства дьявола, от рабства фараона. Бог не только хочет избавить нас от рабства, Бог хочет ввести нас в обетованную землю. И Бог что-то для этого приготовил: Он приготовил для нас Духа Святого.

Иоанн Креститель пророчествовал о пришествии Духа Святого: «Вот придет Иисус, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Сам Иисус в своем служении говорил:

«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12:49)

И потом Он своим ученикам в Деян.1:8 говорит следующие слова:

«Ожидайте в Иерусалиме , идите и ждите там в своей комнате, и … вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» .

День Пятидесятницы в Новом Завете.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». Деян.2:1-18

Смысл Пятидесятницы.

Это был день Пятидесятницы. Дух Святой излился на землю в праздник Троицы. Это праздник, в который завершается полнота искупительной работы Иисуса Христа. Потому что, искупив нас от греха своей смертью на кресте, Он сказал: «Я пойду к Отцу и уговорю Отца, чтобы Он послал вам Духа Святого, и радуйтесь, что Я пойду к Отцу…» И Он пошёл, и Он уговорил Отца, и Дух Святой был излит на людей на этой земле.

С этого момента начинается эпоха Духа Святого. Было время, когда лично Бог-Отец Сам являлся людям, управлял мирозданием, участвовал в жизни народа Божьего. Это было время Ветхого Завета. Потом было откровение Иисуса Христа, когда Он пришел на землю и явил Бога-Сына, явил определенные Божьи принципы и стандарты, явил Себя людям.

И вот наступает третий период в истории человечества. Это время откровения Духа Святого. Почему этот праздник называется Праздником Святой Троицы? В этот день третья часть Божества явила Себя. Началось время Духа Святого. Дух Святой излился на людей. Он принес в наши сердца что-то особое. Мы стали новым творением, когда Дух Святой наполнил наши сердца. И если раньше, на горе Синай, когда Бог явился Моисею, Он дал слова Завета, слова Закона, и написал эти слова на каменных скрижалях, то сегодня Закон Божий пишется на скрижалях нашего сердца – Дух Святой это делает.

«Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». 2Кор.3:2-3

Бог пишет свой закон. Свои заповеди Он влагает в нас. Вот почему мы называемся «новым творением». У нас есть что-то такое, чего не было до этого. До покаяния, до обращения к Богу. Чего не было у большинства людей в Ветхом Завете. У нас появляется Дух Божий, Который живет теперь в нашем сердце. И Он преобразует нас изнутри. Он помогает нам стать тем самым «новым творением», стать похожим на образ Божий. Дух Божий в нас и люди будут уже читать о Боге не по книгам, не по каменным скрижалям, а через нас и наши жизни. Аминь.

Получение скрижалей и Заветов в наши сердца называется крещением Духом Святым. Когда мы принимаем Духа Святого в наше сердце, мы принимаем новый закон в сердце, и мы становимся народом Божьим. Мы становимся гражданами нового государства, которое называется Царство Божье. Все настолько взаимосвязано. Мы стали народом Божьим. Мы, некогда непомилованные, ныне стали помилованным народом. Евреи и христиане, иудаизм и христианство – это ветви одного корня. Даже можно сказать - ветви одного дерева. Мы - народ Божий, евреи и христиане.

В день Пятидесятницы 120 человек находились в храме. И написано: «Молились они непрестанно». И вдруг пошел ветер с неба, дух с неба. И это тоже настолько символично. Когда был построен храм Божий Соломоном, – написано, – 120 человек-священников находились в храме, и они тоже молились, чтобы освятить храм. И слава Божья сошла на храм Соломона. И эти 120 человек просто не могли стоять на месте, там сиянье Божье явилось, Дух Божий сошел. Они все попадали в храме. Бог освятил этот храм, в котором Он собирался пребывать. Сегодня в мире – мы есть храм для Духа Божьего.

Когда Дух Святой сошел на 120 учеников, которые находились там, там тоже было сияние Славы Божьей, а люди думали, что это огонь на головах апостолов. Это слава Божья сошла на них, как символ того, что Бог освящает их, Бог наполняет этот храм Духом Святым, Своим присутствием. И мы сегодня есть, как написано, храм Духа Святого. Аллилуйя!

Церковь была рождена как новый храм. Мы стали народом Божьим, телом Христовым, в котором живет Дух Божий, Дух Христа. Как была рождена церковь? По воле человеческой? Нет! Церковь – это Воля Божья, это желание Бога, это цель Бога для людей на сегодняшний день.

Бог сотворил церковь для Своих целей и Своих задач. И это рождение было сверхъестественным. Это не было так: апостолы сели и решили: «Давайте церковь создадим!» Это была инициатива Бога: Бог, Дух Божий, сошел с небес и объединил людей вместе, объединил их в один народ. Это стала другая формация, наступило другое время, люди другого уровня, особенный народ Божий – церковь Божья. Бог не творит организаций, Бог творит церковь на этой земле, и через церковь Он хочет являть Свою силу, Свою славу на земле. Это важно быть частью Его церкви.

В день Пятидесятницы произошло еще одно чудо. В период вавилонского проклятья, которое было наложено на народы, народы решили строить башню вавилонскую, чтобы достигнуть небес, чтобы себе создать имя и т. д. Бог видит, что задумано безбожное дело, все решили этим заниматься. И в ответ на это Бог разделил их языки, смешал их языки так, что люди уже не понимали друг друга. Это было время, когда земля разделилась на народы и на национальности. Сейчас же время, когда Бог излил Духа Святого, время, когда Бог начинает собирать людей разных национальностей, народностей, государств, разных языков и делает из них один народ. И в этом народе нет иудеев, эллинов, греков, поляков, белоруссов, американцев – кого угодно. Бог созидает один народ – народ Божий. И Он дает этому народу Свой язык, Свою культуру, Свои особенности.

Приняв Духа Святого, мы приняли Божье посланничество. Иисус сказал, что

« вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ». Деян.1:8

Братья и сестры, мы не просто приняли Духа Святого, чтобы нам стало весело и радостно, чтобы легче жить стало. Божье призвание имеет в себе посланничество, Божье наполнение Духом Святым имеет в себе цель для каждого из нас – нести Евангелие в этот мир, спасать людей, знакомить этот мир с Богом. Как тогда мир не был евангелизирован, так же и сегодня. Даже в наших странах, казалось бы, когда уже большинство людей называют себя православными, католиками, они не знают еще Живого Бога, не имеют близких общений с Богом. Наше призвание от Бога – служить этому миру.

Праздник Пятидесятницы, который в Ветхом Завете был праздником Седмицы, это было время, когда люди приносили начатки плодов урожая Божьего, который Бог даровал. Они посвящали эти начатки Богу. Мы сегодня - начатки нашей земли в мировой жатве, в жатве на Беларуси. Бог собирает здесь свою жатву. И мы – эти первые отростки, первые всходы, первые, кто имеет от Бога призвание посвятить всю свою жизнь служению Богу и посвятить себя на служение Ему. Кончилась история Христа, началась история христианства.

Иные языки.

Вместе с Духом Святым у нас появляются новые отношения с Богом. Раньше люди приходили к Богу на этот праздник, теперь же Бог пришел к нам и поселился в нас. Апостолы начали говорить на иных языках, прославлять Бога на иных языках. Это сверхъестественное чудо. Многие церкви сегодня не понимают это чудо, пытаются как-то оправдаться, что это было 2000 лет назад, сейчас уже другое время, и нам это не надо. Чудо, что Бог дал людям иные языки. Люди начали говорить: апостолы, иудеи, образование некоторых было «рыболовное», другие только деньги могли считать, большинство из них были необразованными людьми. И они вдруг начали говорить на арабском, индийском, итальянском, латинском и других языках так, что их стали слышать люди, говорящие не на их языке. Это было сверхъестественное чудо.

Но вопрос здесь даже не в том, говорили ли они на этих языках, а может чудо в том, что люди понимали иные языки, на которых апостолы молились, славили Бога, и Бог дал людям дар истолкования и понимания этих языков. Ведь есть такой дар истолкования. Бог дал дар сверхъестественного понимания их. И было ли чудо, что они говорили на этих земных языках? Или было чудо, что эти люди слышали их? Не написано, что они говорили на иных языках, написано, что те слышали, говорящих на иных языках. Может, это было чудо понимания и истолкования иного языка? Даже отцы первоапостольской церкви спорят, что это было: чудо слышанья или чудо говорения? Тем не менее, это происходило.

В Библии много говорится о новом языке для людей. Мы читаем это в Послании Коринфянам, мы читаем это в Послании Иуды, мы читаем во многих других посланиях, где говорится об иных языках. Бог дает людям сверхъестественный язык. Баптисты и некоторые протестанты течения верят, что на тот момент времени иные языки были даны людям как иностранные языки , чтобы можно было идти по миру и проповедовать Евангелие, потому что большинство апостолов, первых христиан, были необразованными людьми. В то время не было книг, не было возможности выучить языки. Единицы владели другими языками. И Бог дал им сверхъестественную способность владеть иными языками. Сейчас нам этой способности не надо на земле: есть книги, есть переводчики, Библия переведена на все языки. И поэтому сейчас этот дар не имеет смысла, и Бог больше не дает людям иные языки.

Когда я читаю Библию, я вижу, что иной язык - он не для людей. Коринфянам сказано, что Бог дает язык, на котором мы будем молиться, и этот язык понятен только Богу. Это ангельский язык. 1Кор.13гл. Мой аргумент баптистам. У Бога есть свой язык. И если мы можем предположить, что Бог может мне дать арабский язык, которого я не знаю и не понимаю, или китайский, или еще какой-то язык, то неужели Он не может мне дать Свой язык, язык, на котором говорят ангелы, на котором Божьи творения общаются между собой, на каком мы будем говорить, когда пойдем на небо? Кто знает, будет это английский, французский? На земле больше всего китайцев – может, на китайском будем говорить? Я не знаю, на каком языке мы будем говорить, но я верю, что у Бога есть Свой язык. Бог людям дал языки, Бог сотворил арабский, китайский, польский, русский языки . Это Бог дал эти языки людям в Вавилоне. Неужели сегодня Бог не может дать еще какой-то язык людям, как сверхъестественное оружие Духа Святого, как инструмент, который поможет нам возрастать духовно в своей вере и в жизни.

На самом деле, мы в своем разуме - ограниченные люди. Мы настолько мало знаем и мало понимаем. Но тогда Дух Божий ходатайствует через нас молитвами на иных языках, Он говорит тайны Божьи такие, какие наш разум, может, еще не понимает, такие вещи, какие ученые еще не открыли. Ведь мы свои молитвы, общение с Богом строим на основании того, что мы знаем. Наши знания в отношении себя, своего состояния, жизни общества, целей и планов Божьих настолько ограничены. Но написано, что Дух Святой, когда Он молится воздыханьями неизреченными, он молится по воле Бога. Бог Свои цели, Свои желания говорит через наши уста. Дух Божий ходатайствует за нас. Это невероятная сила, новые коммуникации. Люди, которые крещены Духом Святым, имеют близкие отношения с Богом, имеют силу в своей жизни, они сильнее растут в Боге, им легче проходить через проблемы и кризисы в жизни. Не все мы можем описать словами, не все мы можем объяснить, что и почему происходит. Но, общаясь с Господом на иных языках, мы часто в своей жизни переживали эти духовные прорывы, ответы, когда какая-то сила приходила в нашу жизнь. Нам нужен этот дар.

Когда Дух Святой изливался на апостолов, над ними было сияние славы Божьей – языки пламени. Дух Святой приносит огонь в наши сердца. Церкви, которые не имеют Духа Святого, это церкви потухшие, назвать их горящими очень сложно. Нам нужен Дух Святой, Он меняет нас. Не зря Он пришел к нам вместе с огнем. Я верю, что вместе с Духом Святым приходит какая-то переплавка в нашу жизнь. Бог начинает работать над нами, над нашим характером, над нашей личностью. Мы начинаем переплавляться. Огонь, к чему бы он ни прикасался, меняет все, к чему прикоснется. Когда огонь приходит к нам, он меняет нас. В Библии очень много говорится о том, что Бог желает переплавить нас, как золото и серебро переплавляют. Одна женщина после проповеди о том, как Бог переплавляет нас, пошла в ювелирную мастерскую и спросила у ювелира: «Когда вы переплавляете золото, серебро, как вы узнаете, что золото стало очищено?» «очень просто – я посылаю для этого огонь, я разогреваю его и, когда в этой жидкости, материи начинаю ясно видеть свое отражение, я понимаю, что оно очищено». Бог - наш творец, Он переплавляет нас и будет переплавлять до тех пор, пока Он не увидит Свое отражение в нас. Для этого нам дан Дух Святой, который переплавляет нас, меняет нас, чтобы сделать нас другим творением, чтобы сделать нас одним народом, одним телом, скрепленными друг с другом, через взаимно скрепляющие связи.

Как два куска железа соединить вместе? Опустить в огонь, расплавить их, соединить вместе, когда они остынут – будут одним целым. Бог тоже нас так расплавляет, расплавляет христиан, чтобы можно было склеить всех нас. Ведь мы тоже все куски железа. В Библии сказано: «Как железо железо острит, так человек человека». В нас еще много «железного», что нужно переплавить. Когда мы переплавляемся, мы становимся одним народом – народом Божьим.

Нам не надо носить свечи в церковь, мы теперь сами являемся свечами Божьими. И я знаю, что эта свеча светит ярче с каждым годом. Если мы живем с Господом, Божье сияние через нас распространяется на этот мир. Я верю, что мы сегодня ярче светим, чем 5-10 лет назад. Даже по той причине, что этот мир становится темнее. Мир погружается во мрак. Сегодня грех, беззаконие, блуд, всякого рода грехи становятся нормальными явлениями для нашего общества. 20 лет назад, только заикнись, что ты «голубой», тебя в больницу, в «дурку» посадят. Сейчас это на уровне закона пытаются продвинуть, это нормальное явление для людей. И от подобного греха земля наполняется этой тьмой, этим злом. Но, слава Богу, Господь дал обетование, когда вся земля наполнится тьмой и мрак покроет народы, слава Божья будет светить нам церковью. Божий огонь! Мы уже светильники! Ты уже светильник! Я верю, что ты не свеча, которую прячут где-то под столом. Бог хочет поставить тебя, чтобы тебя все видели, чтобы через тебя Божий свет, Божья правда, закон, Божья любовь изливалась на этот мир. Для этого нам дан был Дух Святой в день Пятидесятницы!

Александр Герасимович

/пастор Церкви Царства Божьего г. Новополоцк/

Более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему ― Пятидесятница. Что это такое?

Дни, проведённые с учениками

Святое Евангелие повествует о том, что по воскресении Своём из мёртвых Иисус Христос в течение сорока дней оставался среди своих учеников. Он многократно являлся им, пребывая в новом, не вещественном теле — том, которое в будущем обретут все стяжавшие вечную жизнь. По истечении сорока дней Спаситель вознёсся на небо, совершив это на глазах своих учеников. Он сделал их свидетелями чуда для того, чтобы ещё сильнее возжечь веру в их сердцах.

Оставляя их до времени одних, Христос повелел своим ученикам неотлучно пребывать в Иерусалиме, молиться и ждать Его посланника, утешителя — Святого Духа. Апостолы, со всем жаром принимая в сердца свои слова Учителя, тем не менее не могли достаточно ясно уразуметь, Тем не менее все последующие дни их переполняло чувство приближающейся радости.

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет. Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии. С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус. В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения. Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня. Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь. Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Рождение Христианской Церкви

Действие Благодати, сошедшей на них вместе со Святым Духом, сразу же дало себя знать. Апостолы ощутили невероятный прилив сил и энергии. Их переполнило чувство любви к Богу и людям, и готовность отдать всего себя апостольскому служению. Для исполнения этого каждый из них чудесным образом сподобился дара говорить на языках, доселе ему не ведомых, что давало возможность нести слово Божие разным народам и странам.

Соединённые опочившей на них Благодатью Божией апостолы явили собой новую единую церковь. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днём рождения Христианской Церкви. С этого дня нескончаемым потоком потекли души людские в её материнские объятия. И именно с этого дня начали апостолы своё служение, неся людям свет Божественной истины.

Значение праздника Святой Троицы - Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы является одним из важнейших в православии. Он по своему значению близок к таким торжественным дням, как Пасха и Рождество. Это не случайно, ведь понятие составляет основу христианской веры. В 381 году церковный Собор, проходивший в Константинополе, принял догму о трех Божественных ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. С этих дней и был установлен праздник, который мы теперь называем Троица - Пятидесятница. Что это такое, было чётко и ясно сформулировано в документах Собора, и именно ими мы руководствуемся до настоящего времени.

Поскольку праздник этот является днём рождения нашей церкви, то празднуется он всегда с особым весельем. Вошло в традицию в этот день готовить угощения и приглашать к столу родных и друзей. Всем известен обычай украшать в день Пятидесятницы дома и внутренние помещения храмов цветами и берёзовыми ветками. Кстати, не обязательно берёзовыми. В некоторых местах используются пучки пахучих трав, таких как шалфей или любисток. Это древний обычай. Он основан на том, что Бог в Своём триединстве принёс жизнь, которую в данном случае и символизируют зелёные ветви деревьев и пучки травы.

Церковная служба в этот праздничный день

Служба Пятидесятницы всегда проходит в церквях торжественно, и в то же время радостно. В этот день весь клир предстаёт в облачениях зелёного цвета. Это необычайно органично сочетается с зеленью берёз, украшающих помещение. Прихожане стоят, держа в руках цветы и букеты из тех же берёзовых веток, и когда в конце службы для окропления их поднимают над головами, то храм превращается в живую весеннюю рощу.

Празднование Преполовение Пятидесятницы

С этим праздником связана и ещё одна интересная традиция. В Православной Церкви принято отмечать день, который называется Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, что отделяют Светлое Воскресение от дня Святой Троицы. Название праздника восходит к евангельским временам. В Новом Завете мы читаем, как Господь в последний год Своей земной жизни, вошёл в церковь и учил там в день преполовения Ветхозаветного праздника Кущей. Евангелие свидетельствует, что все присутствующие поражались глубиной и мудростью его слов. В честь этого учения и установлен праздник Преполовения Пятидесятницы. Он готовит нас ко дню сошествия Святого Духа.

Древнееврейские корни праздника

Интересно отметить, что существует иудейский праздник — Ветхозаветная Пятидесятница. Что это такое? Дело в том, что у древних евреев существовал обычай на пятидесятый день после их исхода из Египта (Еврейской Пасхи) отмечать праздник начатков жатвы пшеницы. Упоминания о нём встречаются у многих древних авторов. Например, в своих трудах называет его именно Пятидесятницей. Под этим же названием он фигурирует и в трудах многих иных греческих и византийских авторов.

Праздник этот был установлен в честь того, что в этот день освобождения из египетского рабства еврейский народ получил на каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Они стали именоваться Сионским законом, и явились отправной точкой для создания религиозной и правовой основы будущего государства. Из всех ныне отмечаемых православных праздников только два имеют Ветхозаветные корни, это Пасха и Святая Пятидесятница.

Празднование в первые века христианства

До наших дней дошло много свидетельств о том, как отмечался этот день в первые века христианства. Особый интерес представляют записи одной паломницы из Западной Европы, написанные в IV веке. В них она рассказывает о том, как в пятницу, предшествующую празднику, совершалось всенощное бдение в храме Воскресения в Иерусалиме, как читал епископ Евангелие, а когда занялся рассвет, все перешли в другую — главную церковь, в которой проповедь длилась до третьего часа дня.

Но и это ещё не было концом службы, так как после короткого отдыха все во главе с епископом отправились на Сион, где читались выдержки из «Деяний апостолов», повествующие о сошествии Святого Духа на апостолов. Закончился же тот день службой на Елионской горе, на месте, откуда вознёсся Спаситель. Столь продолжительная служба, участниками которой были не только христиане, проживавшие в Палестине, но и паломники из дальних стран, говорит о высоком статусе этого праздника и о понимании присутствовавшими всей значимости происходившего события.

Это может нам напомнить всю нашу жизнь христианскую. Сперва я был крещен, и крещение явилось моим личным исходом, моим новым рождением, рождением свыше; затем я получил печать дара Духа Святого, подобно тому, как апостолы Христовы принесли в день Пятидесятницы после чудесного схождения на них огненных языков первые плоды того, что Христос посеял в полях их душ и сердец; и при нашем исходе из этой жизни Сам Христос испытает конечные плоды нашего духовного труда.

Но Пятидесятница в Ветхом Завете – это не только благодарение за первые начатки жатвы, это также дарование Закона. 50 дней спустя исхода евреев из Египта, то есть по прошествии 50 дней после их первой Пасхи Моисей получил скрижали Закона на горе Синай. Десять Божественных заповедей были начертаны на двух каменных табличках. Но сердца тех древних евреев были в точности такие же каменные, как те таблички, которые затем оказались разбиты.

Вот почему гораздо позже один из великих пророков, Иезекииль, провозгласит от имени Бога Израилева: «И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом » (Иез. 11:19-20). Итак, в Ветхом Завете Святой Дух, «глаголавший пророки», проявлялся через Закон и пророков. Отныне Новый Завет заключается между Богом и Его новым народом, новым Израилем.

И этот новый народ есть не что иное, как Вселенская Церковь, воспринимающая дар уже не посредством Закона, но напрямую и без посредников через схождение огня в Пятидесятницу. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49) – эти слова Иисуса в том числе и о данном событии.

И одновременно мы вспоминаем другое событие священной истории – построение . Все жители Земли, говорившие на одном и том же языке, захотели сделать себе имя и построить башню, достающую до небес. Но когда они начали ее строить, они перестали понимать друг друга. Таким образом возведение ее прервалось, и люди оказались рассеянными по всей Земле.

Можно сказать, что это случается всякий раз, когда люди объединяются не для того, чтобы творить дела Божьи, дела, значимые для вечности, но делать дела ради собственного имени, ради сотворения имени самим себе. Вот что говорится в одной из стихир Всенощного бдения праздника:

Некогда народы, спутанные ради дерзости строителей, теперь наполнены мудростью славного познания Бога; некогда Господь осудил за грехи нечестивых, ныне Христос просвещает рыбаков Духом; некогда в наказание было попущено разногласие; теперь между ними обновляется согласие для спасения душ наших.

(Стихира на стиховне, гл. 8, в субботу Пятидесятницы вечера)

Если люди объединяются во имя истинного Бога, Который есть источник мудрости и истины, они начинают понимать друг друга, даже говоря изначально на разных языках по форме, или без всяких слов, ибо по сути становятся объединены в общем для них языке Духа. Ибо нет никаких земных слов между тремя Лицами Святой Троицы! А есть только лишь совершенное и полное единство в любви – “да согласно славим Всесвятаго Духа”.

Когда же люди увлечены тем, чтобы “сделать себе имя” (Быт. 11:4), как те строители Вавилонского столпа, то даже говоря на одном языке по форме, они становятся далекими друг от друга и начинают говорить на разных языках по сути. И при этом совершенно не важно, какие цели они перед собой ставят – пусть даже это будет чистота веры, например. Видящие только свою правду и правоту и не желающие понять и прочувствовать правду и правоту другого обрекают друг друга на то самое разделение, о котором с грустью и горечью писал апостол Павел по поводу первой Коринфской общины:

Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ” (1 Кор. 1:12-13).

В последнее время приходит такая аналогия в связи с праздником Пятидесятницы, когда мы противопоставляем два вышеупомянутых библейских события. Земная Церковь, образовавшаяся таким чудесным образом в крещении «Духом Святым и огнем», впоследствии сама претерпела всё то же “вавилонское” рассеяние, когда люди, заговорившие на одном евангельском языке, с веками также перестали понимать друг друга, да и сердца многих опять окаменели. И всё по тому же было попущено их рассеяние и разделение на различные “конфессии”. Они, конечно, неравноценны в духовном плане.

Но всегда со стороны найдутся искренне верующие инославные, которые могут в чем-то подправить нас, православных, если у нас действительно есть желание видеть в самих себе прегрешения и ошибки, притом что сам православный мир уже давно не един, а разногласия по поводу понимания Предания и канонов у нас не меньшие, чем среди протестантов по поводу понимания Писания. Это ли не основа для истинного экуменизма, к которому нас призывают завещательные слова Христа из Его «первосвященнической» молитвы:

«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня » (Ин. 17:21-23).

И в христианском мире давно уже есть тоска по такому единству – не единству снизу, сходному с тем, что испытывали строители башни в кратковременном порыве «все как один», а благодатному и соборному единству свыше в братской любви, где гармония целого не подавляет неповторимости частей, как в одном едином теле каждый член имеет специальное назначение (см. 1 Кор. 12).

В этом смысле истинная Церковь не дана нам в готовом виде, но выявляется в этом мире подобно Царству Божиему, которое одновременно и «внутри» или «посреди нас» (Лк. 17:21), и в то же время оно взыскуемо и ожидаемо: «Да приидет Царствие Твое ». Как и Христос, Который с нами «во все дни до скончания века», но Которого мы еще ожидаем: «Ей, гряди, Господи Иисусе !» (Откр. 22:20). Как и Дух Святой, пришествие Которого уже состоялось, но всё же мы просим: «Прииди и вселися в ны…», и пусть это будет завершением всей нашей жажды Бога и любви к Нему, дабы Сам Дух Святой пришел на помощь в нашей слабости и ходатайствовал за нас «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Тайна Церкви еще не раскрыта, поскольку сама она еще не раскрылась до «меры полного возраста Христова » (Еф. 4:13).

Лучшие христиане всех времен всегда чувствовали эту серьезную проблему раздробленности христиан, из-за которой дело Христа, порученное Церкви на этой земле, не осуществляется так, как многим хотелось бы. Так, например, как это было в первый век христианской истории, без всяких СМИ и тем более интернета! Тогда проповедь апостолов и их последующих учеников шла благодаря их трудам, а наша сегодняшняя идет часто… вопреки им.

Но ведь это же повод для непрестанного внутреннего покаяния! И, думается, совершенно не случайно именно с Пятидесятницы в церковном году открывается более покаянный его период по сравнению с предыдущим, послепасхальным, когда вскоре после праздника наступает пост. И именно в день Пятидесятницы в первый раз читаются покаянные молитвы с преклонением колен.

«Ибо вот, я со страхом стою пред Тобою, повергнув в пучину милости Твоей отчаяние души моей: направь, как кормчий, жизнь мою, одним словом всё творение неизреченною силою мудрости Твоей направляющий, тихая пристань носимых бурей, и укажи мне путь, по которому мне идти. Дух мудрости Твоей сообщи моим помышлениям, Дух разума безрассудству моему даруя; Духом страха пред Тобою дела мои осени, Дух правый обнови во внутренности моей и Духом владычественным укрепи шаткость моего образа мыслей, чтобы, Духом Твоим благим к полезному направляемый, я удостоился каждый день исполнять заповеди Твои и всегда помнить Твое славное и обличительное для сделанного нами пришествие»

– эти слова слышим мы как раз после литургии на Вечерне коленопреклонения.

«Ты – сострадательный, милостивый, ставший причастным безгрешно плоти нашей, и к преклоняющим пред Тобою колена склоняющийся любвеобильно, и сделавшийся умилостивлением за грехи наши! Прояви же, Господи, милосердие Свое к народу Твоему, услышь нас с неба святого Своего, освяти нас силою спасительной десницы Своей, покрой нас под кровом крыл Своих: да не презришь дел рук Своих. Пред Тобою одним мы согрешаем, но и Тебе одному служим».

Праздничный период года кончился, настали будни повседневного труда. Дай Бог каждому что-то принести ко времени сбора урожая плодов в конце года!..

Пятидесятница – праздник, который имеет такое же значение для верующих как, например, Рождество или Пасха, поэтому его обязательно нужно отметить. Какого числа будет Пятидесятница в 2018 году, что такое Пятидесятница в православии и католичестве, и почему возник этот праздник, мы расскажем вам в этой статье.

Дата Пятидесятницы в 2018 году

Дата Пятидесятницы напрямую зависит оттого, когда празднуется Пасха. И в связи с этим и у католиков, и у православных праздник отмечается в разное время.

Так как у православных Пасха в этом году была 8 апреля, то Пятидесятницу они будут отмечать 27 мая .

История праздника


Как следует из Библии, после своего воскрешения, Иисус Христос вознесся на небо. Но апостолы по этому поводу не горевали, так как знали, что их учитель еще заговорит с ними или подаст какой-нибудь знак, поэтому вместе с Марией они постоянно находились в горнице в доме на горе Сион.

И вот через пятьдесят суток после Воскрешения Христова, произошло великое чудесное событие. В комнате, где находились ученики Иисуса, подул сильный ветер, а затем поднялись высокие языки пламени. Огонь коснулся каждого из апостолов, но не обжег их. И после этого все они услышали голос и начали прославлять Иисуса на разных языках, которых раньше не знали. Так перед апостолами предстал Святой Дух. И после этого ученики начали нести учение Христа по всему свету. И именно этот день положил начало такому празднику, как Троица или Пятидесятница. Первое название праздника связано с тем, что Бог Триедин. Втрое название — с тем, что Святой Дух явился апостолам именно спустя пятьдесят дней после того, как Иисус воскрес.

Пятидесятница в Ветхом завете


Немногие знают, что существует также Пятидесятница в иудаизме. О том, что это была за праздник, можно прочитать в Ветхом Завете. Древние евреи отсчитывали пятьдесят суток после выхода из Египта и отмечали в этот день праздник начатков жатвы пшеницы. И этот праздник тоже назывался Пятидесятницей.

Праздник отмечался потому, что через пятьдесят суток после освобождения еврейского народа из рабства, люди получили каменные скрижали с текстом заповедей. Это событие произошло на горе Синай и оно считается началом создания религиозной основы у иудеев. Кроме Пятидесятницы, корни в Ветхом Завете также имеет Пасха. Остальные важные праздники связаны только с Новым Заветом, так как много праздников появилось в результате событий, произошедших с Иисусом.