Домой / Глаза / Системно-векторная психология. Ребенок матерится: он ругается, а мы краснеем

Системно-векторная психология. Ребенок матерится: он ругается, а мы краснеем

Нехорошие слова – от них, к сожалению, детей не защитишь. Пусть дома он матерщины и не слышит, но всегда есть улица, сад и школа. И сверстники – не у всех из них дома мат под запретом.

Принес знания домой

*****! - сказал мой пятилетний ребенок, когда ему не поддавался сапог, который он пытался снять.

Поясню: за звездочками, скрывающими слова по требованию Роскомнадзора, прячется одно нехорошее слово, которое употребляли и Есенин, и Маяковский. Оно означает гулящую особь женского пола. Сейчас употребляется в качестве междометия, выражающего крайнюю степень раздражительности и досады. Ну или просто как связка между словами. Детям точно не подходит.

Я подумала, что мне послышалось.

- *****! - снова вылетело из нежного детского ротика в адрес вредной пуговицы.

Нет, не послышалось.

Сын, а ты знаешь, что значит это слово?

Ну, – Тимофей поднял на меня чистые невинные глаза, – так Димка в садике говорит, когда одевается.

Димка – это лучший друг. Мда, от социума никуда не денешься. Даже, если взрослые не употребляют бранные слова дома, познакомиться с обсценной лексикой дошколенок может где угодно. Даже в старшей группе детского сада. И что делать?

Относитесь к этому как к феномену взросления. Для него пока нет разницы между цензурным и нецензурным. Что точно не стоит делать, так это ругать ребенка. Так вы можете пробудить в нем интерес и гиперпотребность произносить такие слова – раз мама так отреагировала, значит, в этом что-то есть. Игнорировать случившееся, надеясь, что он тогда их просто забудет, тоже не надо: может и не забыть. Реагировать надо спокойно и при этом очень важно оставаться в контакте с малышом, разговаривать, объяснять. Но не оперируйте понятием «плохие слова». Для кого плохие? Почему если плохие, то их все равно говорят? Делайте упор на семью: такие слова не произносят в нашей семье. Это, кстати, хороший повод провести беседу о семейных ценностях.

Источник зла

О’кей, со своим ребенком я поговорю. Но хочется ведь устранить и «источник» неприятности. На следующий день деликатно поднимаю тему в разговоре с папой Димы.

Да в курсе, – мужчина раздраженно машет рукой. - Приезжал брат в гости, вообще за языком не следит. А у этого ушки на макушке, все впитал. А тот еще и ржет, смешно ему, видите ли, когда ребенок матерится. Теперь не знаю, что и делать, хоть по губам бей.

Бить, конечно, не вариант. Но выслушивать от других родителей, что твое чадо – главный матерщинник, тоже неприятно. Варианты?

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Понятно, что если ребенок принес эти слова из семьи, то начинать надо с себя. Но действительно, бывают ситуации, когда дети, чаще всего лидеры по натуре, могут «зацепить» такие слова на улице или еще где-то. Наша реакция – стеснение, смущение, смех – спровоцирует их на еще более частое употребление. И запрет будет вызывать у них внутренний протест и обратную реакцию.

Здесь, конечно, многое зависит от характера ребенка, но можно, оставшись один на один, попробовать вместе с ним придумать сказку. Про мальчика, который произносил бранные слова (и один раз разрешить ему все их проговорить). С ним не хотели играть дети. Вместе придумать возможное наказание для такого мальчика. Возможно, такое погружение в роль поможет ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом и понять, как обидно и неприятно слышать такое.

Мат – это не норма

Заметили? Наш эксперт во всех случаях подчеркивает: упор в беседе надо делать на семью. Но что делать, если дома матом не «ругаются, а разговаривают»?

Я очень эмоционален, – признается Виталий. - Все понимаю, но сдержаться сложно. Я лучше выругаюсь как следует и расслаблюсь.

Шестилетний сын Виталия по части обсценной лексики может дать фору любому грузчику, прорабу и даже прапорщику. Правда, папа старается блюсти моральный облик сына, и Тихону периодически «прилетает» от заботливого родителя.

Я ему говорю, что я взрослый, мне можно. Это, конечно, нехорошо, но я не могу быть идеалом и образцом для подражания во всем. Он ребенок, ему нельзя. В конце концов, я главный, я задаю правила в своем доме, – вот так рассуждает Виталий.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Политика двойных стандартов в данном случае недопустима. Если вы позволяете себе выражаться при ребенке, то разрешайте ему выражаться тоже. Но тогда разъясняйте, что есть определенные ситуации, когда так не говорят: при незнакомых людях, в общественных местах. В 5−6 лет ребенок уже способен это усвоить. Безапелляционная позиция «я взрослый» может быть опасна тем, что ребенок будет стремиться делать то же самое, чтобы тоже стать «взрослым». Тогда надо объяснять, почему вы не равны: я старше, я работаю, я ответственен за тебя и так далее. Всегда хорошо, если взрослый открыт для диалога. А «прихлопывание» авторитетом может спровоцировать обратную реакцию.

Поколение постарше

Но если дошколенку еще простительно употреблять слова, смысл которых он не понимает, то с подростками все сложнее. Рядом с моим домом – школа. И каждый раз, когда я иду мимо нее во время перемены, мне хочется закрыть руками уши не только малышу, но и себе самой.

Вспоминаю себя в четырнадцать. Признаюсь, да, матерились. Много и часто. Это был такой показатель «крутизны», способ самоутверждения, самовыражения. Простите за выражение, понты. И – тонкий момент – если дело касалось чувств и эмоций, то за грубыми словами часто пряталось смущение.

Что ж, времена меняются, проблемы переходного возраста остаются. Но если раньше мы даже и подумать не могли, чтобы выматериться при взрослых, а уж тем более родителях, то сейчас эта грань, увы, стерта.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Конечно, это проблемы кризиса подросткового возраста. А он у современных детей наступает сейчас все раньше, может даже с девяти лет. В какой-то степени этот кризис схож с кризисом трехлеток, в обоих случаях дети прощупывают границы дозволенного. И тут надо устанавливать очень жесткие правила, и опять с упором на семью. Мы дома так не говорим и, за это следует некий штраф, наказание. При этом не должно быть поблажек, например, вчера мы тебя за мат наказали, а сегодня ты принес пятерку из школы, ладно, на этот раз прощаем. Это неправильно.

Впервые услышав ругательства от ребенка, многие удивляются, так как всегда следят за своей речью и полагают, что в семье подобные выражения неприемлемы. Источников пополнения лексикона у ребенка очень много: детский сад, телевизор, улица, другие взрослые. Маленький ребенок быстро и легко усваивает нецензурную лексику и грубые слова, особенно если те сопровождаются эмоциональными проявлениями, например, мимикой и жестами. В этом смысле похожи: их внимание привлекают яркие необычные люди и их высказывания. не удастся за один день, однако сделать это можно деликатно и без давления на чадо.

Почему дети ругаются

Так называемые бранные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. При этом дети разных возрастных групп имеют свои причины и мотивацию для употребления этих выражений.

Ребенок 2 лет ругается

Ребенок двух-трех лет использует ненормативные выражения неосознанно. В этом возрасте дети не понимают смысл употребляемых ими бранных слов. Они говорят так, как говорят окружающие их люди, речи которых они подражают.

Ребенок 4 лет ругается

Дети в возрасте от трех до четырех лет могут использовать запрещенные слова вполне осознанно, понимая, что этого делать нельзя. Чаще всего они стараются таким образом привлечь к себе внимание родителей, предпочитая наказания и ругань мамы и папы его отсутствию. Некоторые дети намеренно используют «крепкие» выражения для того, чтобы вызвать реакцию взрослого и прояснить его отношение к своему поведению. Употребление бранных слов также может быть способом шантажа родителей. Так, заметив, что новые слова, не нравятся маме с папой, ребенок может обещать «предкам», что больше не будет их употреблять. Но только в том случае, если они купят ему новую игрушку или отведут на выходных в зоопарк.

Бранными словами неосознанно. Он даже не понимает их значение, но продолжает материться. Почему? Потому что малыш копирует взрослых, перенимает эту привычку от других детей, слышит мат в телевизоре, на улице. Но что же делать в этом случае родителям и близким людям крохи? Есть главное правило, которое вы должны безукоризненно соблюдать: после того как малыш скажет бранное слово, сделайте вид, что не расслышали его. В этом случае ребенку станет неинтересно ругаться матом. Но это правило сработает, только если он систематически не слышит брань от близких людей.

Общение в семье

В первую очередь нужно пересмотреть общение в семье. Если кто-то из родственников малыша постоянно матерится, он будет воспринимать это как нечто должное и правильное. Ребенку еще сложно понять, что хорошо, а что плохо. Он учится у взрослых. Именно они показывают ему, как правильно поступать и что можно говорить. Следите за своей речью, не материтесь при ребенке. Бранные слова заряжены отрицательной энергией, и малыш чувствует это. Вы же хотите, чтобы ваше чадо росло в благоприятной обстановке? Тогда ни в коем случае не ругайтесь матом хотя бы при нем!

Как сделать так, чтобы ребенок не ругался матом?

Как уже было сказано выше, ребенок может услышать бранные слова не только дома. И невозможно с этим что-то делать. Вы же не запрете малыша в квартире. Остается только сделать так, чтобы матерные слова не закрепились в лексиконе ребенка.

Ни в коем случае нельзя:
1. Шлепать кроху по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет заикой.
2. Не рассказывать всем о том, что малыш матерится, ведь он непременно захочет «порадовать» свою маму снова.
3. Наказывать кроху всевозможными способами и не говорить ему о том, что бранные слова можно употреблять в речи только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Научите чадо выражать свои негативные эмоции по-другому. Например, отвлекаться на какое-то дело. Спокойной объясняйте ему, что бранные слова - нехорошие, что произносить их нельзя. Говорите ему, что мат ранит людей, что это настоящий разбойник, которого ни в коем случае нельзя пускать в свою жизнь. Расскажите малышу, что брань - не признак силы, а постыдная привычка.

Экология жизни. Дети: Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того, «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно, - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Важно научить подростка по-разному выражать свои чувства и переживания, выплескивать агрессию - найти способы без мата!

Что делать?

Практические советы:

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого. И потеряв интерес, забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил». И если не акцентировать на нем внимание, то словечко так же и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, как правило, малыш и сам не знает, что говорит. Объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и поэтому мы их избегаем.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства , как бы говоря: «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если маты уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ , то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос «Почему тебе можно, а мне нельзя?» и т.д.

Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово, еще не делает егоизвращенцем.

Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

Главные выводы: если матерятся маленькие - основная тактика - не реагируем (именно бурная реакция взрослых может послужить стимулом к употреблению мата), если ругаются матом подростки - не проходим мимо.

Интересно знать:

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на «грязности » понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями. опубликовано

Почти каждая семья рано или поздно делает неприятное открытие: крошка, совсем недавно научившийся складывать непослушными губками слова в предложения, знает неприличные выражения! Откуда?! Что делать, если ребенок ругается грубыми словами или даже матом? Ответ зависит от того, в каких ситуациях это происходит.

Ребенок младше трех грубит неосознанно, это просто речевое подражание - понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае - сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же при условии, что не будет слышать это слово систематически от близких людей.

Дети от трех до шести уже способны ругаться осознанно, с определенной целью. Чтобы быстро победить плохие слова, надо понять, почему ребенок так поступает.

Что нельзя делать, если ребенок осознанно ругается матом

Психологи любят рассказывать анекдот. На пороге кабинета появляются встревоженные родители: «Доктор, ребенок ругается матом, что делать?!» - «Радоваться: у малыша отличные слух и память». Намек прозрачен: полностью оградить ребенка от «запретных» слов не удастся. Он все равно услышит их: на улице или в автобусе; почерпнет из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещенными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

Шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т п. Это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам. У особо впечатлительных такие «методы» могут вызвать логоневроз (заикание);

Со смехом рассказывать подругам при ребенке, как малыш ответил соседке непечатным выражением. Ребенок наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;

Наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребенок поймет вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо - что? Правильно - ругаться чаще и громче.

Причины того, что ребенок ругается и что делать

ПРИЧИНА 1. Хочет привлечь внимание. Утром - бегом в детский сад, вечером - дежурный поцелуй на ночь и традиционная сказка... Мама, конечно, ласковая и добрая, но у нее никогда нет времени от души пошалить и подурачиться вместе. А тут сказал всего одно «волшебное» слово - и какая буря эмоций у родителей! Сколько внимания! «Малыши - настоящие исследователи жизни, - говорит психолог. - И если ребенок понял, что у вас есть "кнопка", "нажав" на которую можно легко привести маму в замешательство, ему захочется пробовать свои силы снова и снова».

ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ - извиниться за него и тут же сменить тему разговора. Строго, но спокойно, не срываясь на крик, объясните ребенку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Можно (ненадолго!) выйти в другую комнату.

ПРИЧИНА 2. Не умеет/не может выразить негативные эмоции. Что делать, если разозлился, обиделся, да просто встал не с той ноги? Слезы, крик, драку родители не одобряют. А вот какой-то дядя на улице упал и очень эмоционально прокомментировал свое падение. Ему явно стало легче. И - главное - ничего ему за это не было!

ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»). Ревущего крошку обнимайте, утешайте и помогайте понять, что с ним происходит: «Тебе сейчас нелегко, ты рассердился», «Мне тоже было бы обидно» и т. п. Это не только вытеснит из речи «запретные» слова, но и научит маленького понимать свои чувства и не стыдиться их. И самое главное, он будет уверен: мама поймет его, что бы ни случилось. Полезно время от времени устраивать бой подушками, колотить боксерскую грушу и т. п.

ПРИЧИНА 3. Пытается победить страх. «Робкие и застенчивые малыши, с одной стороны, жаждут внимания сверстников, с другой стороны, побаиваются их, - объясняет Оксана Лысикова - И с помощью грубых слов рассчитывают показаться интересными, "большими", а заодно и напугать возможного обидчика».

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребенка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. Поиграйте: если у отпрыска «вырвалось» грубое слово, восклицайте: «Лягушка изо рта!» За день, проведенный без «лягушек», можно выдать маленький приз. И самое главное - помогите малышу подружиться со сверстниками. Например, купите игру, в которую хорошо играть большой компанией, и пригласите детей в гости. Устраивайте детские праздники, чаепития и т. п. Консультация психолога не помешает.

ПРИЧИНА 4 . Подражает, Далеко не все герои современных детских книг и мультиков разговаривают так, как этого хотелось бы нам, взрослым. А если персонаж чем-то понравился, то ребенок подражает ему во всем.

ЧТО ДЕЛАТЬ: старайтесь смотреть мультики сами, прежде чем показывать их малышу. «Но не пытайтесь "разлучить" карапуза с полюбившимися героями, - предостерегает психолог. - Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же».

ПРИЧИНА 5 . Не понимает. Когда малыш выдает: «Мама, ты дрянь!» - он либо «возвращает» вам «бумеранг», либо искренне не понимает, что это слово обидное.

ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните ребенку, что есть слова-разбойники, которые ранят других людей. «Предложите игру: кто придумает больше хороших слов и выражений, которыми можно заменить одно "злое", - советует Оксана Лысикова. - Например, вместо "дрянь" можно сказать: "ты грубый" или "ты поступаешь плохо". Кто придумал больше замен - получает приз». Не отмахивайтесь от ребенка, если он просит объяснить значение неприличного слова. Тайна притягивает.

Корректируещие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», - считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и... поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык - он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример - «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» - «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» - «машина» и т. п. Еще одна находка - «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.