Домой / Глаза / «Зима». Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников в средней группе

«Зима». Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников в средней группе

Занятие по развитию речи на тему «Зима»

в средней группе

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи

Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивающие задачи

Развитие диалогической речи.

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

Развивать память.

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «В зимнем парке»; конверт; снежинка, предметные картинки «Времена года».

Ход НОД:

1. Орг. момент:

Воспитатель: ).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: ).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля.

2. Игра: «Снежное поле»

Воспитатель: Посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме.

()

Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.

Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Ребенок 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.

Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики. )

3. Беседа по картине.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

А сейчас поиграем в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, прыжки вверх

Два – поймаем приседают

Три – уроним наклон

И…. сломаем. топают

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить?

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи на тему «Зима»

в средней группе

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи

Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивающие задачи

Развитие диалогической речи.

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

Развивать память.

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «В зимнем парке»; конверт; снежинка, предметные картинки «Времена года».

Ход НОД:

1. Орг. момент:

Дети собираются в круг на ковре. Воспитатель вносит конверт.

Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта, снежинку ).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку. Выберите это время года (на столе разложены картинки времён года: дети выбирают ).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля.

2. Игра: «Снежное поле»

Воспитатель: Посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме.

(Дети выбирают и закрывают картинками «снежное поле». )

Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.

Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Ребенок 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.

Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики. )

3. Беседа по картине.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

А сейчас поиграем в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, прыжки вверх

Два – поймаем приседают

Три – уроним наклон

И…. сломаем. топают

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить? (Повтор рассказа один – два ребенка.)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.


Название:
Номинация:

Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: «Зима»
(Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок)
(средняя группа)

Цель: формирование представлений о зиме как о времени года.

Задачи:

Образовательные:

— расширять словарь синонимов, существительных, прилагательных, глаголов по теме;

— учить составлять рассказ, используя полученные раннее , зимующих птицах, диких животных.

Развивающие:

— развивать умение практически использовать в речи предложения разных типов;

— развивать связную речь;

— развивать память, мышление, речь и воображение.

Воспитательные

— продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

— продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление зимних примет, рассматривание иллюстраций о зиме, заучивание закличек и загадок.

Словарная работа : пейзаж (рисунок, картина, изображающая виды природы), обогащение словаря (сущ., характеризующие состояния погоды: вьюги, метели, бураны и т.д.; глаголы: падает, сверкает, искрится и т.д.); подбор прилаг. (пушистый, сверкающий, искрящийся и т.д.); антонимы (твердый – мягкий, легкий – тяжелый и т.д.); наречия (тепло, холодно, морозно и т.д.); активизация словаря (полярная ночь, северное сияние). Грамматический строй речи: Сущ.; с уменьшительно – ласк. суф. (снежок, ветерок и т.д.); Падежные и предложные конструкции (без снега, снегом, о снеге); Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежок и т.д.); Образование сложных слов (снегокат, снегопад); Приставочные глаголы (замело, мело, смело); Согласование числит. И сущ. (один снежок – пять снежков).

Оборудование. разрезные картинки на каждого ребёнка «Зимний лес», предметные картинки: зимний лес, лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки и др.; диск с записью звуков природы.

Ход занятия

Организационный момент .

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима )
Воспитатель.

— Ребята, как вы думаете про какое время года эта загадка? (Ответы детей )

— Вспомните, расскажите: Какая зима? А какой снег? Какие снежинки? Какой ветер зимой? Небо какое? (Дети отвечают на вопросы )

2.Введение в тему. (На столе у детей лежат разрезные картинки «Зимний лес».)

Воспитатель.

— Ребята, соберите разрезную картинку, и вы догадаетесь, куда мы сегодня отправимся. Что здесь нарисовано? (ответы детей)

3.Повторение пройденного.

Также интересное занятие по развитию связной речи:

Игра с мячом «Подбери действие к предмету»

Снег (что делает?) летит, опускается, падает, кружится, лежит, хрустит, сверкает и т.д.

Ветер (что делает?) воет, дует, кружит, крутит, свистит и т.д.

Воспитатель.

— А как вы думаете, что можно делать зимой на прогулке?

— Когда можно играть в снег?

— Где вы сейчас? Где вы можете кататься на лыжа, коньках, санках? (ответы детей)

— Молодцы!

(Воспитатель закрепляет картинку «Зимний лес» на мольберте)

Воспитатель. (Выставить картину с изображением зимнего леса )

— Какой бывает лес зимой? (Загадочный, заснеженный, сказочный, волшебный и т.д. Ответы детей.)

Какие дорожки в зимнем лесу? (Ответы детей. Заснеженные. )

— На чем удобнее отправляться на прогулку в зимний лес? Почему? (На столе выложены предметные картинки: лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки. )

(Дети отвечают на вопросы и слева от центра закрепляют на доску картинку с изображением лыж .)

— Давайте представим, что мы пойдем на лыжах в зимний лес.

— Закройте глаза и представьте, что можно услышать в зимнем лесу.

(Звучат звуки зимних лесных шумов: скрип деревьев, стук веток, стук дятла голоса птиц, скрип снега и т.д.)

Что можно увидеть в зимнем лесу? Давайте посмотрим на картину? (Ответы детей. Заснеженные деревья, сугробы, следы людей, птиц и животных т.д. Дети выставляют на доску соответствующие картинки.)

— С кем можно встретиться на лесной поляне? (Ответы детей. С зайцем и т.д.)

Какой зайчик? Что он делает? (Беленький, пушистый, трусливый, маленький и т.д. Резвится, прыгает. Ответы детей. Дети выставляют на доску соответствующую картинку. )

— Кого на картине вы еще видите? (Ответы детей. Снегирей.) Давайте мы их рассмотрим, какие они? (Красногрудые ) Что они делают? С чем можно сравнить снегирей, на что они похожи? (как ягоды рябины ); (Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)

— А как вы думаете кого из зверей не увидишь в зимнем лесу? Почему? (Ответы детей. Медведя и ежа )

— Какое настроение передал художник в этой картине? Почему? (Зайчик весело прыгает, снегири радостно свистят на ветках, светит ярко солнышко и т.д. Ответы детей. )

Физкультминутка

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Два березовых коня

По снегам везут меня. (Дети имитируют ходьбу на лыжах )

4.Изучение нового материала. (Обучение составлению рассказа с опорой на картинки.)

Воспитатель.

— Внимательно посмотрите на картину. Мы с вами составили план рассказа. Чтобы рассказ получился красивый, . Рассказ можно начать со слов: однажды зимой, в зимнее утро… Сначала послушайте мой рассказ, а затем я послушаю ваши рассказы.

Пример рассказа воспитателя:

Однажды зимним утром я с друзьями отправилась прогуляться в сказочный зимний лес на лыжах. Все лесные дорожки замело снегом. В лесу были слышны скрип деревьев, голоса птиц и стук дятла. Мы видели следы животных и птиц. На лесной полянке нам встретился маленький беленький зайка. Он весело резвился и прыгал по сугробам. Снегири, как ягоды рябины сидели на ветках. После прогулки по зимнему лесу у нас с друзьями осталось хорошее настроение.

(Составление рассказа. Воспитатель предлагает каждому подумать и составить свой рассказ, представив себя в зимнем лесу. Дети выходят по 2 человека к доске с картинками и выполняют задание. Остальные дети дополняют ответы и высказывания рассказчиков. )

5.Итог занятия.

— Где мы сегодня с вами были?

— Что было интересного в зимнем лесу?

— Что было сложно в играх?

Оценка работы детей.

Индивидуальная работа с детьми по пройденному материалу.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ №45 «Ручеёк»
Месторасположение: город Коломна, Московская область

Программное содержание:

  • закрепить представления об основных признаках зимы;
  • упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
  • формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам;
  • упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе;
  • закреплять правильное склонение существительных в родительном падеже;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать согласование координации движения с речью;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • закрепить изолированное произнесение звуков С, З, Ш;
  • развивать мышление, внимание и память.

Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, схема рассказа по теме “Зима”, картина на сравнение “Два снеговика”. ДВД диск “Уроки тётушки совы – Времена года”, аудио запись вьюги, СД диск “Пальчиковая гимнастика”.

Речевой материал:

  • Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
  • Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
  • Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
  • Кого можно увидеть в зимнем лесу? - ... (зайца, волка, белку, снегиря и др.)

Снегопад, вьюга, сугроб.

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

Здравствуйте!

Введение в тему:

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

“Если ветер злющий кружит,
Застеклялись за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам... (Зима)”

Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?

Медвежонок: “Мама мне сказала, зимой я должен спать.

Но что зимой бывает, мне хочется узнать

Вы мне поможете?”

Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД “Уроки тётушки совы” Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)

Какое время года на экране? (зима)

Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Зима какая? Выставляем рисунок (морозная (рис1), холодная (рис2), вьюжная (рис3), метельная (рис4))

4. Пальчиковая гимнастика:

Медвежонок спрашивает: А что такое снег?

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём

(чередуем шишки и пёрышки).

Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)

Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? (белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый).

5. Дыхательная и речевая зарядка Снег из чего состоит? Из снежинок Снежинки (какие?) – ... (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.

Падают бумажные снежинки на разнос

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад ) Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга ) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: “3-з-з-з-э-з”.

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: “Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М-мм-мм-м”. (Громко, низким голосом.)
Стонут березы Мм-мм-мм”. (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: “ш ш ш ш-ш-ш-ш”.
Стихает вьюги: “С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

6. Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.

Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.

Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий (дети находят отличие, называют его). - У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна и т. д. В конце считают количество снежинок.

Физкультминутка “Поиграем в снежки”

Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков

Давайте и мы поиграем в снежки.

Диск с пальчиковой гимнастикой “Поиграем в снежки”

7 . Давайте поиграем в игру “Скажи какой ”:

Цель : упражнение в согласовании имён существительных и имён прилагательных, развитие крупной моторики.

Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч (снежок) ребёнку:

- (Саша), снег какой? (белый, холодный, рыхлый)

- (Настя), мороз какой? (сильный, трескучий, злой)

- (Марина), снежинка какая? (красивая, маленькая, ажурная)

- (Вика), снеговик какой? (большой, белый, холодный)

- (Никита), рукавицы какие? (тёплые, шерстяные, синие)

- (Вика), лёд какой? (холодный, прозрачный, бьющийся)

8. Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложен рисунок рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

9. Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.

Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть )

Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.

Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!

(снежные комочки превращаются в сладкие)

Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.

И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

Использованные материалы

  1. Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение “МАСКИ”
  2. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
  3. Пальчиковая гимнастика. Audio CD.

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия занятий по развитию речи детей

в средней группе детского сада

1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).

2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).

3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Путешествие в зимний лес» (формирование грамматического строя речи).

4. Тема: «Дикие животные» (формирование грамматического строя речи).

Тема: «Описание зимней одежды».

Программное содержание.

Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Расширять словарный запас за счет образования относительных прилагательных,

Умения согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе, названий частей знакомых предметов.

Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.

Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Развивающая среда: предметные картинки с изображением зимней одежды, силуэтные картинки, предметы зимней одежды, куклы Таня и Ваня, снежки, снежинки.

Ход занятия.

Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Снег на крыши лег.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима?

(потому что все покрыто снегом и на речке лед).

А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)

Массаж рук и ног (согласование речи с движениями).

Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)

Варежки (от пальцев к запястью)

И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).

Шубку теплую наденем (имитация движений)

И пойдем гулять скорее.

Игра на развитие памяти: “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Позже мы проверим, кто сколько запомнил слов. Будьте внимательны.

Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

Наши куклы Таня и Ваня собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки)

Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает: « Что это? (куртка, пуховик) Какого цвета? Куртка какая? (теплая, зимняя, меховая) Что есть у куртки и пуховика? (капюшон, рукава, карманы, кнопки) Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы ветер не задувал под одежду) Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т.д.

Физкультминутка.

«Игра в снежки»

На полу рассыпаны «снежки» из поролона или ваты.

Много снега намело Дети врассыпную ходят по группе.

Белою зимою,

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки, Поднимают «снежок» и «лепят» его,

В ручках их катаем, перекладывая из руки в руку.

А потом прицелимся - Поднимают снежок вверх.

Метко их бросаем. На последнем слове бросают.

Дети поднимают снежки с пола и

Бросают друг в друга.

Упражнение «Летят снежинки» (выработка длительного, плавного выдоха)

Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на снежинки.

Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т.д.

Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель. У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их.

Тема: «Зимние забавы».

Программное содержание . Упражнять детей в диалогической речи, составлению рассказов-миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Учить детей отгадывать загадки, подбирать сравнительные обороты к отгадке, выполнять творческое задание педагога.

Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда: картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы:

Какое время года на картине?

По какому признак вы догадались, что это зима? (Снег).

Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

Назовите снег ласково. (Снежок).

Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Сугроб).

А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Метель, вьюга).

Что происходит со снегом зимой? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

Какой праздник бывает зимой? (Новый год).

А вам нравится этот праздник? Чем? (Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

За что вы еще любите зиму? (Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки:

Мальчик катается на лыжах;

Девочка катается на коньках;

Дети лепят снеговика;

Дети играют в снежки.

Примерные вопросы:

Кого видим на картине?

Что делает этот персонаж?

Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки)?

В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Затем воспитатель предлагает детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего

это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка.

«Зимние забавы».

Лыжи надеваем мы Дети идут друг за другом ,

И идем кататься. Подражая движениям лыжников .

Посмотри-ка, как на них

Можно быстро мчаться.

Санки с горки ледяной Разбиваются на пары. Один ребенок

Быстро мчатся сами. Встает впереди, другой сзади. Дети

Впереди большой сугроб - берутся за руки и бегут друг за другом .

Бах! – застряли сани. Останавливаются и приседают .

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Старик-шутник на улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Дед Мороз)

Одеяло белое не руками сделано.-

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенку поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло –

Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.

Стали дети снег катать.

Угольки, морковка, ком –

Стало всё … (Снеговиком)

Дети отгадывают загадки, воспитатель вместе с ними анализирует их ответы: почему они считают так, а не иначе.

Воспитатель дает детям творческие задания при отгадывании загадок: с чем сравнивается варежка, лед, снег, лыжи и т.д.

Пальчиковая игра “Лепим зайчика” (согласование речи с движениями)

Мы лепили снежный ком Имитация движений

Ушки сделали потом показ Показать ушки

И как раз вместо глаз Указательными пальцами касаться

Угольки нашлись у нас . уголки глаз

Зайчик вышел, как живой! Поджать руки к груди, кисти опущены

Он с хвостом и головой! Показать хвост, потом обе руки

Положить на голову

За усы не тяни – Погрозить пальцем

Из соломинки они!

Длинные, блестящие Развести руки от носа в стороны

Точно настоящие! Покачать головой

Воспитатель. Послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком с? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лес…ной, лес…ок, лес…ник, старичок-лес…овичок.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

И ознакомлению с художественной литературой

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание. Учить детей соотносить увиденный на картине зимний пейзаж с прослушиванием литературного произведения.

Учить детей выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.

Учить детей конструировать фразы по речевому образцу. Учить обосновывать свое желание. Воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки.

Развивающая среда: картина с изображением зимнего пейзажа, Дед Мороз – игрушка.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям картину с изображением зимнего пейзажа и предлагает им отправиться в зимний лес на воображаемую прогулку.

Как тихо вокруг… Постаралась волшебница-зима и укутала лес в снежное покрывало, нахлобучила огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей, посеребрила ветки деревьев и кустарников .

Заснул лес. Не слышно пения птиц, только иногда осыплется снег с еловой лапы – это белка хлопочет, достает свои зимние запасы да лакомится ими, да зайчишка выскочит из-за куста и оставит свои запутанные следы на снегу, удирая от плутовки лисы да от голодного волка.

Вот следы зайчишки – передние лапки маленькие, задние большие. А вот следы вороны, не спеша прогуливалась она здесь, высматривала, чем бы поживиться.

А вот следы лисицы. Куда это они ведут? Плутовка почуяла под снегом норку мышки-полевки и разрыла ее. Наверное, ей удалось пообедать.

А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Спит медведь сладко. Но никто не решается его потревожить…

Вопросы воспитателя:

Кого вы встретили в зимнем лесу? (ответы детей).

Какие следы у зайца?

Почему задние лапы у него длиннее?

Как заяц запутывает следы?

Зачем лисица разрыла снег?

Как выглядит снаружи медвежья берлога?

Почему над ней поднимается пар?

Лексико-грамматическое упражнения «Побери признаки», «Подбери действия».

Снег – идет, падает, кружится, летит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Воспитатель предлагает детям пофантазировать, загадать желание или высказать свое пожелание: «Что бы тебе хотелось получить в подарок от Деда Мороза?» ответы детей по образцу воспитателя.

Речевой образец: «Мне бы очень хотелось получить в подарок от Деда Мороза…». Учить обосновывать свое желание: хватит ли у Дедушки денег на очень дорогой подарок, заслужил ли ребенок этот подарок, как он себя вел, чем помогал маме и т.д.

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Мы повесили игрушки Хлопают в ладоши.

От подставки Опускают руки вниз ,

До макушки: поднимают их вверх .

Шарики цветные, Соединяют пальцы рук, показывая шарик.

Рыбки золотые , Прижимают ладошки друг к другу

И покачивают ими.

Золотые петушки , Приставляют прижатые друг к другу

Ладони к голове («гребень петуха»).

Разноцветные флажки Поднимают руки и размахивают ладошками

Громко хлопнула хлопушка - Разводят руки в стороны.

Бах! Хлопают в ладоши.

Зазвенели все игрушки - Встряхивают кистями рук.

Ах-ах! Прижимают ладони к щекам и

Покачивают головой.

Тема: «Дикие животные».

Программное содержание : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.

Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под . Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда : ребенок в костюме Буратино, запись песни «Буратино», опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей, игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата, игра «Что делает мишка?», картинки жилья животных, магнитная доска.

Ход занятия:

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино. Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

1 задание: «Отгадай загадку»

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

2 задание: «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Физминутка: «Буратино»

Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

3 задание «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

Игра «Зайка» (с движениями )

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

5 задание «Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т.д.)

Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

Буратино . Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть в игру «Похвалялись звери ».

Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

Я – медведь, - говорит воспитатель.

А я – волк, - отвечает ребенок.

У меня шуба коричневая.

А у меня серая.

У меня уши круглые.

А у меня острые.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Центр развития ребёнка - детский сад № 21»

Конспект НОД по развитию речи

в средней группе

на тему «Зимушка-зима»

Выполнила: Мухина А.С.

Непосредственно образовательная деятельность

в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима»

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

Предварительная работа

Методы

Словесные:

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»; стихотворение «Зимняя прогулка»

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

Практические:

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» -

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»

Физкультминутка «Снежки»

Ход НОД:

Музыкальный фрагмент из мультфильма «Трое из Простаквашина»

Они к этому занятию неделю готовились

Ничего себе, вашу Анжелику Сергеевну и детей

Там и тут показывают

До чего техника дошла!

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Аудиозапись волшебное превращение. Сундучок на столе

Здесь какой-то сундучок!? А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

«Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок откроется и вы найдете в нем мои подарки.

Загадка

Дел у меня немало - я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?

Ребята, как вы думаете, зима - это красивое время года? А что в ней красивого?

Давайте опишем разными словами, какая бывает зима? До кого зимушка-зима дотронется, тот и отвечает. (Снежная, холодная, морозная, ветреная, волшебная, серебристая, веселая…)

Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте, какой подарок будет первым?

Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Картинка снежинка

Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая…. Здорово!

Давайте, с вами превратимся в снежинок! Полетели, полетели….

Аудиозапись - летят снежинки

А сейчас с вами поиграем! Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете её мне с ласковым словом, изображая его.

Зима-зимушка

Снежинка-снежиночка

Снеговик-снеговичок

Горка-горочка

Елка-елочка

Санки-саночки

Подарок-подарочек

Снег-снежок

Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

А теперь снежинки тихо-тихо присели на стульчики.

Скажите, если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление природы? (снегопад)

Ребята, скажите, снег какой? (белый, холодный, рыхлый, мягкий…..)

Ветер сильно дует, снег летит, кружится. Что это за явление?

(метель, вьюга)

Артикуляционная гимнастика

Покажите, как завывает вьюга!

Игровое упражнение: «Вьюга»

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". «Вьюга усиливается» сила голоса нарастает. По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

Как у вас здорово получилось показать вьюгу!

Ребята, давайте посмотрим, какой подарок для нас приготовила зимушка-зима!

«Холодный, кругленький комок

Как зовут его? (снежок)

Посмотрите, какой снежок? (холодный, белый, ледяной…)

Сравнение снежка на руке и варежках.

Ребята, как вы думаете, снежок может растаять в руке? Почему?

А если надеть варежки, снежок растает? Ответы детей.

Верно, ребята, снежок в варежках не растает, потому что они не пропускают тепло.

Умники и умницы!

Давайте, с вами немного отдохнем.

Физминутка «Снежки»

Раз, два, три, четыре дети шагают вместе

Мы с тобой снежок слепили руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий грозят пальчиком

Раз - подбросим прыжки вверх

Два - подбросим приседают

Три - уроним наклон

И сломаем …. Топаем

Присаживайтесь на стульчики.

Давайте, еще заглянем в сундучок.

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз - два уголька:

Палки - руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Посмотрите, а снеговик приготовил для вас задание.

Я вам буду зачитывать предложение, а вы должны их продолжить. Готовы?

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Утром все белым-бело, потому что снег идет.

Люди ходят зимой в теплой, меховой одежде, потому что холодно зимой.

Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что он белый.

Зимой свет на улице и в домах зажигается рано, потому что темно на улице.

Умницы и умники!

Вам понравилась играть? Давайте еще поиграем со снеговиком!? Вставайте в круг.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Снеговик вам будет говорить разные слова, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите слово о зиме, и топать ногами, если слово не относится к зиме.

Будьте внимательны! Готовы?! Тогда вперед!

Метель, снежинка, велосипед, Новый год, санки, лед, жара, варежки, одуванчики, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, земляника, мячик, снегопад, лыжи, грибы.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, а давайте для зимушки-зимы сделаем сюрприз. Вспомним и расскажем стихотворение. А помогут нам в этом картинки.

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Какие вы молодцы!

Ребята, а какие подарки получили от зимы? А какие вам подарки понравились?

вы сегодня молодцы, хорошо работали на занятии. Василиса и Миша отвечали полными предложениями, Костя вспомнил много красивых слов о зиме, Саша выразительно рассказал стихотворение.

Давайте скажем Зимушке-зиме «Спасибо!» за ее прекрасные подарки.

Зимушка - зима до свидания, до новых встреч!

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

воспитателя Мухиной А.С.

Вашему вниманию было представлено непосредственно образовательная деятельность в средней группе по речевому развитию на тему: «Зимушка-зима», которое было разработано в соответствии ФГОС.

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.
  2. Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

На занятии старалось поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся у знания детей.

Была проведена предварительная работа с воспитанниками:

Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», Н. Носов «На горке», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство с пословицами, народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы», репродукций художников с изображением зимней природы (И. И. Суриков «Зима», И. Левитан «Зимой в лесу», И. И. Шишкин «Зима», И. Попов «Первый снег»), наблюдение неживой и живой природы во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период; малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», дидактические игры «Цепочка слов», «Что лишнее», «Доскажи словечко».

Для достижения поставленных цели и задачи были применены следующие методы:

Словесные:

художественное слово - загадки о зиме «Дел у меня немало - я белым одеялом…», о снежинке «С неба падают зимою …», снежке « Холодный кругленький комок. ..», снеговике «Три шара, ведро, морковка…»;

вопросы проблемного характера: «А хотите узнать?», «А как вы догадались?», «Почему ты так думаешь?»;

беседа о признаках зимы;

Наглядные:

использование подарков от зимы - снежинка, снежок, снеговик

Игровой момент - сундучок - подарок с письмом от Зимушки- зимы

Игра «Приветствие»

Игра «Ласковая снежинка» - упражняет детей в образовании уменьшительно -ласкательной форме существительных.

Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы» - способствует развитию речевое дыхание, силы голоса.

Физкультминутка «Снежки»

Дидактическая игра «Закончи предложение» - способствует развитию грамматической стороны речи.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Стихотворение «Зимняя прогулка» - способствует развитию связной монологической речи по средствам мнемотехники.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность - освоение детьми выбранной темы. Данные методы старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов, были отобраны следующие: образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям. Старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов.

Принципы:

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Рефлексия

Средства: подарки, подведение итогов.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.