Домой / Лицо / Могу ли я выбрать детский сад. Частный детский сад: на что смотреть при выборе

Могу ли я выбрать детский сад. Частный детский сад: на что смотреть при выборе

Приступить к выбору детского сада нужно сразу после рождения малыша. Самый простой вариант – без притязаний записаться в три ближайших к дому. Но этот вариант подходит не всем. Если вы хотите выбрать самый лучший садик, запаситесь терпением. Поскольку маме с маленьким ребенком обычно не до хождения по детским садам – возможно, это дело стоит поручить папе.

Как выбирать детский сад?

  • Самый верный способ – обойти десяток ближайших к дому садов (каталог образовательных учреждений города Москвы), поговорить с заведующими, заглянуть в группу, познакомиться с воспитателем и задать ему все волнующие вас вопросы.
  • Если сомневаетесь в выборе между несколькими садами – ориентируйтесь в первую очередь на личность воспитателя.
  • Выясните, какие дополнительные возможности предоставляет садик: водят ли детей в бассейн, на экскурсии, работает ли в саду психолог, логопед, театральная мастерская.
  • Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа» или ГКП (группа кратковременного пребывания). В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка).
  • Ориентируйтесь на свое первое впечатление. То, как приняли, вас во многом отражает то, как примут вашего ребенка. Не стесняйтесь, вы имеет полное право все знать про детский сад, куда будет ходить ваш малыш! На всякий случай, захватите бахилы.
  • Начинайте с первого, что попадается вам на глаза — с территории. Насколько она благоустроена, есть ли какие-нибудь приспособления для лазанья, песок в песочницах, клумбы с цветами, битые стекла в кустах и дырки в заборе? Разумеется, внутреннее убранство детского сада тоже говорит о многом.
  • Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалеку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы «в естественных условиях».
  • Можно даже завести себе специальную тетрадку. Составьте план «осмотра» и выставляйте по всем параметрам оценки после посещения каждого нового садика.
  • Запишите номера садов, которые вам больше всего понравились. После этого, пишите на форумы, читайте отзывы мам об этих садах, и задавайте вопросы сами. То же самое вы можете проделать, подкараулив мам, выходящих с детьми из ворот садика.
  • Желательно, чтобы детский сад располагался не слишком далеко от дома.
  • Не стоит ориентироваться на рейтинги садов, и победы в окружных конкурсах. Городские комиссии могут объективно оценить формальные признаки. Подойдет ли сад ребенку, могут определить только родители.
  • Обратите внимание на специализированные сады (глазные, ортопедические, логопедические и другие). Если у вас есть основания для поступления – то это хороший вариант. Очередей в такие учреждения, как правило, нет. В группу ходит не больше 10 человек. А отзываются мамы о них лучше, чем об обычных садах.
  • Узнайте, есть ли детский сад при организации, в которой работаете вы или ваш муж. В ведомственные учреждения малышей берут бесплатно и без очереди.
  • Стоит продумать, подходит ли вам вариант частного или домашнего детского сада.

В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка). Группа рассчитана на детей с 1,5 лет. Детки ходят на занятия вместе с мамой 3 раза в неделю. В программе ЦИПР чередуются музыка, рисование, физкультура, лепка, развитие мелкой моторики, изучение стихов, иногда массаж, бассейн, кислородный коктейль. Чтобы узнать в какой сад обратиться – позвоните в районную комиссию по комплектованию

Развитие социальных навыков – важный этап в жизни ребенка. В хорошем детском саду ребенку помогают развиваться опытные квалифицированные педагоги, а за его здоровьем следит медицинский работник. Но найти действительно хороший детский сад в наше время очень трудно и еще труднее туда записать своего ребенка – очередь из желающих выстраиваются на три года вперед. Если перед Вами стала проблема выбора хорошего детского сада для своего малыша, то вот несколько советов, которые помогут Вам.

Для начала, определитесь в какое именно дошкольное учреждение Вы хотите отдать ребенка. Бывают «обычные» и общеразвивающие детские сады, центры развития ребенка, специализированные детские сады. В обычных детских садах Вы не найдете бассейнов, саун, массажных кабинетов и тому подобное. Такие услуги предоставляют центры развития ребенка. Специализированные детские учреждения предназначены для детей с нарушениями в развитии, нарушениями слуха или зрения. В таких учреждениях детей в группе мало, за ними ухаживают квалифицированные медицинские сотрудники.

Также детские сады делятся на государственные (муниципальные), ведомственные и частные.

В государственный детский сад детей принимают по месту жительства. Платить за такой садик нужно немного, он скорей всего находится близко к Вашему дому. Какие условия в государственном детском саду? Если Вы помните свое детство и свой детский сад, то Вы представляете себе, как выглядит государственный детский сад. Количество детей в группах обычно 25-30 человек. Финансирование таких учреждений маленькое, поэтому не приходится рассчитывать на огромное количество игрушек, меню из деликатесов.

Ведомственными называют детские сады, которые находятся в ведомстве какого-нибудь предприятия. Обычно в такие сады ходят дети сотрудников предприятия, для которых плата за детский сад существенно ниже, по сравнению с остальными. Частные дошкольные учреждения организовываются частными лицами или предприятиями. Плата за услуги частного детского сада обычно высокая, но к общеобразовательным программам в них добавляются дополнительные предметы или дополнительные услуги.

Вне зависимости от того, является детский сад государственным или частным, следует обращать внимание на лицензию этого учреждения. Садик должен иметь разрешение от министерства образования, разрешение от санитарно-эпидемиологической станции. Педагоги в детском учреждении также должны иметь аккредитацию от министерства образования, санитарную книжку с необходимыми отметками (кстати, это касается всего персонала садика).

Итак, на что следует обращать внимание при выборе детского сада?

  1. Месторасположение. Садик, до которого приходится добираться более получаса транспортом, скорей всего не лучший вариант. Утомительная поездка в общественном транспорте ранним утром или же длительное стояние в пробках, если Вы на личном авто, вряд ли понравится Вашему ребенку.
  2. Персонал. Выбор детского сада зачастую сводится как раз к выбору подходящего персонала. Ведь Ваш ребенок на целый день остается с этими людьми. Поэтому важно заранее присмотреться, как общаются воспитатели с детьми и между собой. Позволяют ли они себе грубости, насколько они внимательны к детям? Как они реагируют на жалобы и просьбы детей? О персонале того или иного детского сада можно узнать, спросив мнение других мам, уже отдавших детей в этот детский сад. Кроме того, следует учитывать, сколько воспитателей и их помощников приходится на одну группу. В детских садах, где количество детей в одной группе превышает 20, а то и 30, человек необходимо наличие как минимум двух воспитателей (в первую половину дня – один, во вторую — второй) и хотя бы одного помощника воспитателя (няни).
  3. Территория. Территория детского учреждения должна обязательно иметь ограждение и закрываться. Ведь дети очень любопытны и могут выбежать за территорию садика. Чтобы на территорию садика не заходили посторонние, нужно наличие охраны. На территории детского сада ни в коем случае не должно быть ям или бугров, мусора. Обязательно наличие детской площадки с песочницей, качелями, лесенками.
  4. Внутреннее убранство. В каждом детском саду обязателен зал для занятий физкультурой и музыкой (можно как два отдельных зала, так и совмещенный). Обязательно наличие медицинского кабинета с дежурной медсестрой или врачом. Желателен также кабинет логопеда с одним или несколькими квалифицированными специалистами. Помещения групп должны быть чистыми, просторными. Важно чтобы комнаты для сна и для занятий были раздельными. Осмотрите мебель в группе. Удобна ли она детям? Нет ли опасности, что мебель может сломаться в любой момент? По росту ли подобраны стулья и столы. Обратите внимание на игрушки в игровой комнате. Качественны ли эти игрушки? Играют ли ими другие дети или же они стоят для отвода глаз. Развивают ли эти игрушки навыки у детей: логику, моторику, память?
  5. Программа занятий. В стандартную программу занятий обычно входит знакомство с окружающим миром, разные подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, развитие речи. Кроме этого, в программу также входят занятия по математике, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке, физкультуре. Дополнительные предметы, такие как изучение иностранного языка или раннее обучение чтению и письму, преподаются в каждом садике по-разному и их выбор индивидуален.

    Когда Вы выбираете садик, постарайтесь присутствовать на нескольких занятиях и понаблюдайте, как они проходят. Понимают ли дети воспитателя? Выполняют ли его задания? Кричит ли воспитатель на детей? Объясняет ли дополнительно, если кто-то не понял?

  6. Питание. Полноценное и разнообразное питание – залог здоровья Вашего ребенка. Важно, чтобы в детском саду ребенок не голодал, но и нельзя, чтобы его постоянно кормили насильно. Узнайте, есть ли в детском саду возможность отдельного питания для Вашего малыша, если он подвержен аллергиям. Понаблюдайте, как кушают дети. Едят ли они с аппетитом? Как относятся воспитатели, к тем деткам, которые капризничают или балуются. Если имеется возможность, следует проведать кухню, на которой готовят еду для детей. Поддерживаются ли на кухне санитарные нормы? Правильно ли хранятся продукты питания? Соблюдают ли повара санитарные правила при приготовлении пищи?

Выбор хорошего детского сада для своего малыша – действительно трудная задача. Но не забывайте, что ходить в детский сад будет именно ребенок, а не Вы. Постарайтесь учитывать его желания и предпочтения при выборе и не ошибетесь, ведь дети более тонко чувствуют отношение к ним окружающих и с удовольствием будут ходить в тот садик, где они будут окружены теплом и заботой.

Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.

Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.

Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.

Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.

Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.

Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.

Беседа с заведующей

У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.

Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.

Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.

Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.

Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.

Стандартный набор дисциплин:

  • знакомство с окружающим миром или экология;
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению,
  • согласованию слов, составлению устного рассказа об увиденном);
  • знакомство с детской литературой (прослушивание, пересказ прочитанного, заучивание
  • наизусть);
  • математика;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.
  • В подготовительной группе добавляется обучение грамоте.

При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.

Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.

Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.

Осмотр помещения и территории

Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.

Обратите особое внимание:

  • на выставку детских работ;
  • есть ли информация для родителей, рекомендации специалистов;
  • разнообразны ли игрушки, доступны ли они детям, по возрасту ли подобраны, будут ли интересны вашему малышу или призваны лишь "пустить пыль в глаза", создать в группе "яркое пятно";
  • есть ли уголки для сюжетно-ролевых игр;
  • предусмотрено ли место для рисования и конструирования в свободное время;
  • есть ли книжная выставка;
  • если для еды не оборудовано отдельное место, и прием пищи и занятия происходят за одними и теми же столами - это не так важно. Гораздо важнее - подходит ли эта мебель вашему малышу по росту и не испортит ли осанку неправильная спинка стула;
  • существуют ли специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы (в некоторых садах они могут быть совмещены, что вполне допустимо) является строго обязательным.
  • Приветствуется зал с оборудованием для лечебной физкультуры, однако занятия ЛФК ни в коем случае не заменяют обычную физкультуру!
  • предусмотрены ли сушуары для волос;
  • есть ли специальные резиновые коврики и дорожки (при наличии в саду сауны или бассейна);
  • есть ли при сауне специальная комната отдыха, или распаренным малышам придется сразу бежать в свою группу;
  • на чистоту и безопасность туалетных комнат.

Подведем итог:

1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.

2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.

3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.

4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.

Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:

  • Узнайте режим работы ДОУ.
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Спросите о программах и методиках, с которыми работают воспитатели.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Узнайте, какие группы есть в саду.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
  • Документы в детский сад.

Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?

1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).

2. Свидетельство о рождении.

3. Страховой полис

Что делать, если мест нет?

А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.

Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.

Поговорим о том, как правильно выбрать детский сад для ребенка

Поговорим о том, как правильно выбрать детский сад для ребенка . Психологи считают, что детям от 3 лет лучше посещать хороший детский сад, а не сидеть дома с мамой или еще кем-то, но ходить с плохой садик – это еще хуже, чем вообще не ходить.

Правда, бывает так, что по разным причинам для родителей не стоит вопроса, какой выбрать детский сад. Но мне, точнее моему сыну, посчастливилось выбрать детский сад по своему усмотрению. И это не потому, что у нас много денег, их как раз таки и не хватает, мы достраиваем дом.

А потому, что мы не попали по распределению в ближайшие к нашему дому садики и в ближайшее время вряд ли туда попадем из-за накопившейся очереди. Возможно мы, как многие, и пошли бы в сад, приписанный к нашему месту жительства, но раз уж так получилось, к выбору садика мы подошли очень тщательно.

Сын наш посещает частный сад за городом, - там свежий воздух и большая площадка для игр на улице. Детей там немного, не больше 15, и что очень хорошо, они все разного возраста, от года до 6-ти лет. Играют, гуляют и спят они вместе, а вот занятия проходят у них отдельно, для каждого возраста свой уровень знаний дается. К детям персональный подход, - например, если мой сын первое время не хотел спать в саду, так им кто-то занимался, пока остальные спят, и он не был предоставлен сам себе.

Мы вот уже выбрали, хочу теперь и вам помочь выбрать ХОРОШИЙ садик для вашего ребенка. Как я уже писала, что при выборе сада лучше ориентироваться не на престижность и имя садика, а на воспитателя, его профессионализм, и на то, как в садике обращаются с детьми: как на работе, или как дома. Хорошим источником информации для вас могут стать такие же мамочки как вы. Подслушивайте в поликлинике, в магазине и на детской площадке, а потом расспрашивайте, куда ходят, какие условия, нравится ли воспитатель и прочее.

Когда начинать выбор детского сада

Садик лучше выбирать заранее; за год до начала можете уже смело начинать, а то может получиться такая ситуация, что вы просто не попадете в понравившийся сад из-за банальной нехватки мест. Если у вас стоит выбор меду несколькими учреждениями, советую записать их в тетрадочку и пойти по ним по всем с визитами. Приходить лучше ко времени, когда дети выходят на прогулку – заодно посмотрите, как за ними смотрят на улице, и сколько детей приходится на одного воспитателя.

Потом побеседуйте с заведующей – она, скорее всего, вас и проведет по территории садика и все покажет и расскажет. В кабинете заведующей вас должны интересовать следующие вопросы:

  • режим дня
  • продолжительность прогулки, немало ли дети находятся на свежем воздухе
  • сколько занятий в день, не много или немало ли их
  • есть ли утренняя зарядка
  • сколько человек в группе, оптимальное количество 6-15
  • есть логопед и психолог, и сколько детей приходится на каждого из них
  • есть ли человек с медицинским образованием в штате
  • узнайте, чем собираются кормить вашего ребенка, и как будет меняться меню в зависимости от сезона, если ребенку нужна «особенная» пища – обговорите это заранее
  • выясните, есть ли расписание занятий, или они проводятся время от времени
  • пусть заведующая расскажет, как проходят праздники, есть ли спортивный и музыкальные занятия

Во время прогулки по территории ваша задача уловить настроение садика и его обитателей, смотрите, как воспитатели обращаются друг с другом, с руководством. Как проходит прогулка: дети предоставлены сами себе или воспитатели организовывают игры, соревнования или еще какие-то совместные мероприятия. Обратите внимание, как обращаются здесь с детьми: кричат, повышают голос, говорят сквозь зубы надменным тоном, или же наоборот, обращаются по имени, разговаривают спокойно и доброжелательно.

В хорошем садике, скорее всего, вы найдете выставленные для обозрения детские работы, стенды с расписанием занятий и информацией для родителей. Также, если садик занимает небольшую территорию, удостоверьтесь, что там есть все необходимое и подходящее по возрасту малышам:

  • спальные места
  • столы для занятий и для приема пищи (может быть один) и соответственно стульчики
  • есть ли место для музыкальных и спортивных занятий
  • если есть бассейн, все должно соответствовать нормам безопасности спасательные средства, резиновые коврики на полу и прочее
  • и наконец, игрушки! Они должны быть разнообразными и их должно быть много
  • также обратите внимание на сан узлы –помещения должны быть чистыми и иметь все необходимое для гигиены детишек

В принципе это все. Спросите, не много ли претензий? Нет, не много - если вы собираетесь отдать единственного ребенка в чужие руки, вы должны быть уверены, что он будет чувствовать себя там, как дома.

Частный, семейный или муниципальный детский сад…

На что нужно обращать внимание при выборе детского сада?

Частный, семейный или муниципальный детский сад?
Какой выбор сделать и что стоит учитывать

В жизни каждой мамы наступает пора, когда ребенок становится существом общественным: теперь он проходит свои «первые университеты» уже не в песочнице под вашим присмотром или под бдительным оком бабушки, а в одном из дошкольных образовательных учреждений, которые, кстати, бывают трех типов: государственные (ГОУ ), муниципальные (ДОУ или МОУ ) либо негосударственные, или частные (НОУ ). Бывают также семейные детские садики, имеющие двоякий статус - они открываются в целях поддержки многодетных семей и работают по месту ее, семьи, проживания, но при этом являются структурными подразделениями государственных садиков. В общем, есть из чего выбирать.

Первое и главное правило - не бояться доверять свою кровиночку чужим тетям из казенных учреждений или «жадным частникам». Налицо прекрасные результаты обучения и комфортные условия пребывания и в ГОУ и в НОХ а также отсутствие проблем с аттестацией и переходом в обычные школы из «частного сектора». Так что разумнее осуществлять выбор по принципу «где ребенку будет комфортнее».

Детский сад государственный из вашего детства

Если во дворе вашего дома расположен государственный садик с грибком-песочницей и трогательно-обшарпанным гномиком, знакомым вам с самого детства, вы счастливый человек. Вашему ребенку будет там хорошо уже потому, что туда можно добраться пешком, туда ходила «мама маленькая», к тому же малыш будет окружен друзьями, с которыми их рядком возили в колясках.

Немаловажным преимуществом государственного детского садика, кстати, является график работы «вместе со всей страной». То есть в нем не объявят неожиданных каникул, не придется пристраивать ребенка в случае переноса рабочих и праздничных дней, обычно действует летняя группа. Хотя, если ваш рабочий график выходит за рамки стандартных с «9 до 18:30», расписание «как для всех» может обернуться сплошной головной болью: воспитательницы, как и большинство тех, кто получает фиксированную зарплату, дорожат своим правом уходить домой вовремя.

Кроме того, вам предстоит смириться с большим количеством детей в группе, стандартным набором развивающих занятий, а также не слишком разнообразным питанием. Государственные учреждения, как правило, работают по проверенным временем стандартам - строят обучение по программе М. А. Васильевой (куда входит подготовка к школе: развитие речи, арифметика, ручной труд, уроки пения), а питание - по методическим указаниям И. Я. Коня, то есть суп, второе (обычно котлеты и пюре), компот из сухофруктов. Все качественное, полезное, но без особых изысков.


Посмотрите, как персонал детского сада общается с детьми, насколько эти люди искренни!

Частный детский сад как альтернатива государственному

Если воспоминания, связанные с посещением детского сада, у вас не слишком приятные или вы убеждены, что у вашего ребенка все должно быть «по высшему разряду», попробуйте подобрать для него частное заведение. Здесь придется столкнуться с настоящей проблемой выбора: детские сады - НОУ - предлагают огромное многообразие возможностей.

С точки зрения режима посещения группы делятся на «первую половину дня» (подходит для неработающих или самозанятых мам), «группы полного дня» (предпочтительнее для мам, работающих по найму) и «группы круглосуточного пребывания» (необходимы для мам-руководительниц или хозяек собственного бизнеса).

Если частный садик занимает отдельное помещение, то, как правило, там работает свой повар, который будет готовить вкусно и разнообразно. Если же НОУ арендует помещение у государственного сада, то, скорее всего, питание будет организовано так: все, чем кормят в обычном саду, плюс овощи, фрукты и соки. Однако важны не калории и белки с жирами и углеводами, а сбалансированность и вкус. Хорошим можно назвать такое питание, которое любят дети. А еще лучше, если при правильном питании существует и приятная церемония приема пищи. Именно в ней, в церемонии, отражается дух заведения, если он есть.

Восточные единоборства, иностранные языки, услуги психолога - таков неполный перечень возможностей частного садика. Не покупайтесь на слова, посмотрите, как персонал общается с детьми, насколько они искренни.

Хорошо ли будет ребенку?

Не о чем беспокоиться, если:

  • ребенка уважают и не «дрессируют»;
  • персонал проявляет гибкость - профессионал не может быть категоричен;
  • воспитатели и педагоги увлечены своим делом, это не работа, а дело их жизни.

Поищите другой садик, если:

  • персонал жаден до денег;
  • администрация высокомерна по отношению к детям и родителям;
  • с порога вам начали рассказывать о том, как трудно попасть в данное заведение.

Главное в программе детского сада - всестороннее развитие психических и
физических качеств детей до семи лет в соответствии с индивидуальными особенностями

Чему учат в детском саду ребёнка

Детские сады, независимо от формы собственности, различаются и по образовательным программам, которых придерживаются педагоги. При выборе учреждения уделите этому вопросу особое внимание. Самыми распространенными в настоящее время являются «Программа М.А. Васильевой», «Радуга» и «Школа 2100».

Цель программы М. А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования РФ для применения в ДОХ - всестороннее развитие психических и физических качеств детей до семи лет в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Программа пользуется заслуженным признанием, потому что предлагает ясные, апробированные практикой (с 1985 года) методики дошкольного обучения и воспитания.

«Радуга» - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, также рекомендованная Министерством образования и принятая во многих детских садах России. Важнейшими компонентами «Радуги» являются игры и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Очень популярна программа «Школа 2100», рассчитанная на обучение детей с трех лет до окончания средней школы.

Эта программа ставит во главу угла не само знание, а умение им пользоваться, она учит ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимую информацию, анализировать ее, систематизировать и применять на практике. НОУ расширяет круг занятий сверх обязательной для детского сада программы: плавание, восточные единоборства, теннис, музицирование, английский, массаж, контроль со стороны психолога - вот далеко не полный список возможностей. Но ключевым при принятии решения все равно будет пресловутый человеческий фактор: если воспитатель и нянечка в группе - люди на своем месте, то все остальное, по сути, неважно.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первой половине дня - до обеда и во второй половине - после дневного сна или перед уходом домой.

Наилучший же вариант, как показывает практика, - «золотая середина». Самый правильный подход заключается в том, чтобы владеть многими методиками, а в своей работе сочетать все лучшее из них.

Главное - не калории с жирами, белками и углеводами, а ритуал приема пищи. Именно это отображает дух заведения. Если он там. конечно, есть.

В заключение - цитата из закона об образовании, принятого в нашей стране еще в 1992 году. Статья 18-я этого закона гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ». А дошкольные учреждения действуют лишь «в помощь семье». И это, наверное, самое главное, что нужно знать при выборе детского сада.

Алгоритм выбора детского сада для ребёнка

Этап 1. Определяем критерии поиска

Найдите в Интернете учреждения, которые вас интересуют с точки зрения доступности и стоимости.

Этап 2. Сужаем круг выбора

Включите «сарафанное радио»: обсудите выбранные садики с другими мамами. Постарайтесь быть объективной и принимать во внимание содержательные, а не эмоциональные оценки.

Этап 3. Формируем личное мнение

Посетите выбранные вами места. Заранее составьте список своих вопросов и попытайтесь найти на них ответы. Поговорите с директором и воспитателем. Почувствуйте, совпадают ли ваши ценности и взгляды на воспитание детей.

Этап 4. Пробуем вместе

Посетите садик вместе с ребенком. Поучаствуйте в занятиях, в играх, останьтесь на обед и на прогулку. Спросите и выслушайте мнение своего ребенка.

Этап 5. Принимаем решение

Если решение принято и формальности улажены, доверьтесь воспитателям и отпустите ситуацию. С вашим ребенком все будет в порядке!

По материалам журнала «Женские советы» (2011“04).