Домой / Лицо / Проверено: выбрать попутчика по гендерному признаку можно только на железной дороге. Лайфхак: как отжать себе всё купе в поезде Что такое гендерный признак в купе

Проверено: выбрать попутчика по гендерному признаку можно только на железной дороге. Лайфхак: как отжать себе всё купе в поезде Что такое гендерный признак в купе

Собираясь в дорогу, рассчитываешь, что время в пути пройдет приятно и комфортно, и, без сомнений, большую роль здесь играет компания. Если вдруг попутчиком станет храпящий субъект на верхней полке купе, чересчур болтливая дама или люди выпивающие - остается только считать минуты до прибытия в точку назначения. Многие полагают, что если уж проводить время в пути с незнакомыми людьми, то лучше в компании попутчиков своего пола: мол, с ними найти общий язык куда проще. Но всегда ли нам предоставляют право выбора? Корреспондент «Р» провела эксперимент: при заказе билета на разные виды транспорта просила место рядом с попутчицей.

Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины

Мальчики - налево, девочки - направо

Практика разделения мест в транспорте на мужские и женские применяется в разных странах. Так, в Японии, например, существуют целые поезда и вагоны метро только для женщин. Нововведение было обусловлено многочисленными жалобами японок на домогательства в общественном транспорте. По той же причине в Мехико появились автобусы, в которые мужчинам вход воспрещен. А правом выбора мужского, женского или смешанного купе в поездах и вовсе никого не удивишь. В России однополые купе ввели еще в 2007 году. Интересный факт: ожидалось, что чаще пользоваться этой услугой РЖД будут женщины, но статистика показала, что 59% всех пассажиров покупали билет в мужское купе и только 30% - в женское.

Сотрудники Белорусской железной дороги рассказывают, что с просьбой разместить в однополом купе чаще к ним обращаются женщины. Они хотят избежать заигрываний или приставаний, стесняются переодеваться в присутствии мужчины, боятся, что попутчиком станет обладатель давно не стиранных носков или, не дай бог, компания с гитарой, распивающая спиртные напитки. Стереотипы стереотипами, но частая пассажирка БЖД Алла Косенкова, которая всегда интересуется возможностью выбрать однополое купе, объясняет свое желание ехать в женском коллективе так:

Поездки в смешанном купе, за редким исключением, я вспоминаю как страшный сон. Однажды я повесила свою верхнюю одежду, а утром она вся была залита плодово-ягодным… Оказалось, что мой сосед с верхней полки решил выпить вина ночью. А другой попутчик никак не отставал с предложением познакомиться! Я не говорю, что с женщинами дорога проходит идеально, разные попутчицы попадаются: и храпящие, и болтливые. Но с ними я хотя бы не чувствую стеснения и беспокойства.

Однополые купе

Что ж, посмотрим, по каким направлениям БЖД готова предложить раздельные для женщин и мужчин купе. Звоню в справочную: меня интересует маршрут Минск - Санкт-Петербург. В пути - больше 13 часов, хочу провести это время в женской компании. Диспетчер моему пожеланию ничуть не удивилась:

Конечно, без проблем. На какой день хотите взять билет?

А вот поезда, следующие по территории нашей страны, таких услуг не предлагают. Хоть время в пути, например, из Бреста в Витебск составляет 16 часов 45 минут.

Продажа билетов с формированием женских и мужских купе производится на фирменные поезда, следующие в международном сообщении: № 2/1 Минск - Москва, № 39/40 Полоцк - Москва, № 52/51 Минск - Санкт-Петербург, № 55/56 Гомель - Москва, а также на поезд № 87/88 Минск - Рига, - посвящает в детали первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Дрожжа. - Принцип продажи такой: если пассажир женского пола приобретает билет в свободное купе, то оно автоматически помечается как женское. Оставшиеся три места предлагаются только женщинам. По аналогичной схеме формируется и мужское купе. На стоимости билета выбор однополого купе никак не отражается. Такая услуга действительно востребована, особенно женщинами, которые в силу разных причин не хотят находиться с мужчинами в купе, и в следующем году мы продолжим эту практику. Но распространить ее абсолютно на все поезда, в схеме формирования которых предусмотрены купейные вагоны, не планируем. Все-таки при продаже билетов с учетом пола пассажира есть высокая вероятность того, что, например, где-то в женских купе места останутся пустыми, а мужчин туда подселить мы не сможем.

Все для удобства пассажира

Дорога в автобусе тоже может занять немало времени. Как оказалось, просьбы пассажиров посадить их рядом с попутчиком того же пола и здесь не редкость. Интересуюсь, могу ли я провести поездку в женской компании в автобусе Полоцк - Санкт-Петербург. Кассир на автовокзале явно не ожидала подобного вопроса:

Такой услуги у нас нет. Но в автобусе, следующем в этом направлении, часто остаются свободные места. Так что, если возникнет какая-то проблема, вы сможете пересесть, куда захотите.

Европейская сеть международных автобусных пассажирских перевозок «Эколайнс» тоже женщин отдельно от мужчин не рассаживает. При заказе билетов, по словам диспетчера, высвечиваются только свободные места, а пол пассажиров не уточняется:

Если вам будет по каким-то причинам некомфортно, можно поменяться местами с кем-нибудь из пассажиров.

А что насчет авиатранспорта? На мою просьбу провести несколько часов полета в Сургут сидя рядом с представительницей слабого пола диспетчер «Белавиа» отвечает:

В аэропорту во время регистрации на рейс можно попросить место рядом с попутчицей - я думаю, сотрудники аэропорта пойдут вам навстречу. К тому же на борту самолета люди сами зачастую по разным причинам меняются местами. Но это уже зависит от пассажиров, пойдут ли они на уступки.

Итак, женщины/мужчины, по разным причинам не желающие ехать в компании представителей противоположного пола, могут заказать однополое купе в поездах, следующих в Ригу, Санкт-Петербург, Москву. В других видах транспорта места на женские и мужские не делят, но готовы в случае каких-либо проблем найти удобный для пассажира вариант. Сама с просьбами такими я никогда не обращалась, да и конфликтов с попутчиками ни в поездах, ни в самолетах не возникало. В целом я за то, чтобы у пассажиров было право выбора - главное, чтобы деление по гендерному признаку не дискриминировало ни мужчин, ни женщин.

Сразу в нескольких регионах России железнодорожники вводят в действие новую услугу. В состав поездов дальнего следования включены специальные вагоны, где мужчины и женщины едут отдельно. Пассажиры получили право выбирать между "мужскими" и "женскими" купе. Наибольшим спросом пользуются билеты в отдельные купе у женщин. Между тем Федеральная пассажирская дирекция ОАО "Российские железные дороги" еще не давала своим подразделениям никаких указаний по изменению в правилах продажи билетов. Местные железнодорожники вводят разделение пассажиров по полам на свой страх и риск. Интересно, что чем дальше рельсы от Москвы, тем меньше желающих продавать билеты мужчинам и женщинам раздельно.
Одними из первых разделять в поездах мужчин и женщин начали кассиры Горьковской железной дороги. Никакой особой социологии железнодорожники при этом не проводили. Просто дали задание кассирам обратить внимание на то, как часто у них спрашивают билеты в купе, где поедут только женщины или наоборот. В результате нововведение заработало в фирменных поездах московского направления - "Ярмарка" и "Нижегородец". Кассиры и работники справочной службы предупреждают людей, что они могут воспользоваться правом ехать в "женском" или "мужском" купе. На стоимость проезда желание ехать в "женском" или "мужском" купе никак не влияет. Кассиры говорят, что особым спросом пользуются "женские" купе. Мужчинам все равно, с кем проводить ночь.
"Это удобно, если пассажиры разных полов не хотят ехать в одном купе. Зачастую женщинам особенно боязно ехать с незнакомыми попутчиками мужского пола. Мы это понимаем. И перенимаем европейские стандарты, которые предусматривают охрану и защиту пассажира", - заявил "Известиям" заместитель начальника ГЖД по пассажирским перевозкам Владимир Каляпин.
Разделение купе по половому признаку уже более пяти лет применяется и в двух фирменных поездах Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги, следующих в Москву и Петербург. Сделано это было по инициативе самих пассажиров. "При покупке билетов пассажиры сразу просят разместить их либо в "женском", либо в "мужском" купе, - говорит начальник резерва проводников петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров Михаил Васильев. - Большим спросом такая услуга пользуется у женщин. В "своих" купе им удобнее переодеваться, отдыхать. Спрос на эту услугу большой, но пока мы не можем увеличить количество таких купе".
Между тем руководство компании ОАО "РЖД" в Москве оказалось не готово комментировать действия своих подчиненных. Часть чиновников узнала о "самодеятельности" регионов от корреспондента "Известий". Часть убеждена, что разделение по половому признаку как раз не соответствует мировым стандартам, и только в России до этого додумались. Единственный официальный комментарий дал замглавы Федеральной пассажирской дирекции ОАО "РЖД" Вячеслав Ершов. Он признал, что вопрос прорабатывается, и отметил, что "технологически продавать билеты отдельно мужчинам и женщинам будет сложно".
Заметим, что на ГЖД технологические вопросы решили самостоятельно. "Компьютерная система "Экспресс-3" работает так, что женщина не может получить билет в "мужское" купе, и наоборот, - заявил "Известиям" начальник пресс-службы ГЖД Алексей Сяганов. - Кассир просто не видит в списках свободных мест, например "мужские" места, если билет покупает женщина". Впрочем, ГЖД пока остается исключением из правил. Здесь не скрывают, что инициативу дорога проявила без согласования с ОАО "РЖД".
Поддержать эксперимент готовятся Северо-Кавказская и Северная железные дороги. По прогнозу дирекции по обслуживанию пассажиров Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги, до половины купе в формируемых на юге страны поездах будут уже в предстоящем году комплектоваться по половому признаку. Начнется эксперимент со скорого поезда N 3 "Кисловодск-Москва", где раздельные купе появятся в вагонах СВ. Северная дорога начнет разделение пассажиров в архангельских поездах.
Зато женщинам Дальнего Востока и Красноярского края, скорее всего, придется ездить по-старому. Из 17 железных дорог России далеко не все заинтересованы в распространении чужого опыта. В частности, на Красноярской железной дороге раздельных купе для мужчин и женщин не будет. "Это неоправданно в первую очередь с точки зрения экономики, - заявили "Известиям" в пресс-службе магистрали. - Красноярская железная дорога - одна из самых протяженных в России. Здесь много крупных станций, где выходит и садится много пассажиров. Не будем же мы говорить людям: у нас нет для вас билета, потому что вы мужчина или женщина. Согласитесь это, по меньшей мере, смешно".
На Дальнем Востоке тоже скептически отнеслись к этой идее. "К нам из Москвы никаких указаний не поступало. Впрочем, я что-то слышал об этой идее, но только посмеялся, - сообщил "Известиям" начальник пресс-службы Дальневосточной железной дороги Геннадий Ведерников. - Все не так просто. Ведь все билеты, будь то в Хабаровске, в Архангельске, в Нижнем Новгороде или в любом другом городе, продаются через единую общероссийскую систему "Экспресс", которая задействована в главном вычислительном центре РАО "РЖД" в Москве. Значит, нужно специальное программное обеспечение".
Отметим, что РЖД перевозят сейчас около 1 млрд. пассажиров в год. На ДВЖД считают, что "рассортировать" всех по нужным купе невозможно. Например, если в купе взяла билеты семейная пара, то на два других места кого к ним подселять - мужчин или женщин? Или не пускать мужа с женой в одно купе и пусть они неделю с востока на запад страны едут по отдельности?! Все эти проблемы должны обсуждаться только руководством ОАО "РЖД". 01.03.2007 |10:47

Мужские, женские и смешанные купе появились еще в трех фирменных поездах - "Урал", "Демидовский экспресс", "Тюмень" (Свердловская магистраль).

Мужские, женские и смешанные купе появились еще в трех фирменных поездах Свердловской пассажирской дирекции: сообщением Свердловск - Москва, "Тюмень" сообщением Тюмень - Москва и сообщением Свердловск - Санкт-Петербург.

В "Урале" под этот проект выделили два купейных вагонах экономкласса, а в "Тюмени" и "Демидовском экспрессе" - по одному.

Реализация билетов в эти вагоны производится с учетом пола пассажира, но по желанию ему может быть продан билет и в смешанное купе. Купить билет в мужское, женское или смешанное купе можно уже сейчас, стоимость билета останется такой же, как и в других вагонах равного класса.

Фирменные поезда "Урал", "Тюмень" и "Демидовский экспресс" начнут курсировать с 6 апреля текущего года.

Первым поездом Свердловской региональной пассажирской дирекции, в котором появилась такая услуга, стал фирменный поезд "Кама" сообщением Пермь - Москва. В первый рейс с раздельными купе он отправился в начале февраля.

Приобрести проездные документы с новой услугой можно во всех билетных кассах, в том числе в кассах организаций, не входящих в структуру ОАО "РЖД". В билетах признак купе указывается в графе за ключом Т, где буква М обозначает мужское, Ж - женское и С - смешанное купе.

Оформление билета по новой системе в мужское, женское или смешанное купе не потребует каких-либо дополнительных материальных и временных затрат со стороны пассажира. Все расходы, связанные с предоставлением пассажирам права выбирать купе, компания ОАО "РЖД" берет на себя.

Свердловская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании рассчитывает на то, что данная услуга будет способствовать повышению уровня сервиса и комфорта пассажиров. Положительные результаты работы проекта будут способствовать распространению данной услуги на поезда дальнего следования других маршрутов, сообщила служба по связям с общественностью .

Версия для печати Код для блога

01.03.2007 | 10:47
Мужские, женские и смешанные купе появились еще в трех фирменных поездах - "Урал", "Демидовский экспресс", "Тюмень" (Свердловская магистраль).
...?STRUCTURE_ID=704&layer_id=4069&refererLayerId=4069&id=55483" style="color:rgb(226,26,26);">Далее


Как это будет выглядеть

Трудно не согласиться с тем фактом, что большинство людей предпочитает ездить ж/д транспортом в уютной обстановке, где можно получить услуги хорошего качества за приемлемую цену. В этом аспекте важно кое-что знать о вагонах, расположении спальных мест, а также услугах, которые можно получить после приобретения билета.

Категории

В каждом из них 9 отсеков, которые отделяются от коридора дверью. В каждом купе - 4 места, 2 из которых расположены вверху, и 2 в нижней части. Площадь купе сравнительно невелика (1,95x1,75 м), но там могут вполне удобно разместиться 4 пассажира в сидячем или лежачем положении.

Каждый вагон рассчитан на 36 мест, а также 2 туалета (в передней и задней части). Это сделано для того, чтобы снизить нагрузку на каждый санузел.

Виды

С комфортом: 2Б, 2Э. Они оснащены системой кондиционирования воздуха и имеют современные биотуалеты. Выдаётся бельё (постельное), еда (горячая), газеты, журналы и наборы личного пользования (различного состава).

Различия между 2Б и 2Э состоит в еде и наборах. Кроме того, это касается интерьера. Сюда относятся лампы, шторки, занавески и другие аксессуары.

В 2Э не предоставляются комплекты для гигиены и периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Основная: 2У . Здесь поддерживается оптимальный микроклимат и предоставляется бельё. Не везде можно увидеть биотуалеты. В качестве опции рассматривается питание, которое предоставляется в обязательном порядке (горячая пища или сухой паёк).

Со стандартными удобствами: 2K . Здесь охлаждается воздух, люди пользуются биотуалетом, и им выдают свежее бельё. Иных услуг не предусмотрено техническими правилами.

С необходимым сервисом: 2Л . Нет биотуалета и кондиционирования, но предлагается бельё.

Туристам: 2Д. Есть бельё, а салон оформляется по минимальному сценарию.

Купе по гендерным признакам

Недавно появилась возможность: поездка с однополыми соседями. По другим параметрам эти купе не отличаются от других. Такая услуга популярна у тех людей, кто предъявляют повышенные требования к своей безопасности.

Поезда, которые перемещаются на значительные расстояния, оснащаются вагоном, где попутчики выбираются по гендерному признаку. Такая услуга на стоимость влияния не оказывает.

При заказе в интернете билета рекомендуется обращать внимание на параметр МЖ, где купе разделены по признаку пола. Каждый человек выбирает на основе этого критерия. Можно не только присоединиться к тому или иному купе, но также сделать бронь в нём.

Если документ, дающий право поездки, покупается в кассе, то покупатель должен сообщить кассиру о своём желании купить место в определённом купе.

Детям предоставляются скидки. Если возраст ребёнка не более 5 лет, он ездит бесплатно в сопровождении одного из взрослых. Для 5-10- летних детей предусматривается место, а цена поездки составляет 35% от цены аналогичного варианта для взрослого. При поездке с младенцем целесообразно в купе оплатить все места.

Сегодня функционируют купе, предназначенные для лиц, имеющих ограниченные физические возможности. На весь состав оно имеется в единственном экземпляре. Ширина дверей в нём превышает традиционный вариант.

В одном из санузлов довольно просторно, и там может поместиться коляска для инвалида. Кроме того, предусматриваются удобные поручни.

Купить билет в купе такой категории можно в том случае, если будет документ, который подтверждает потребность лица в реабилитационных средствах.

При оформлении билета в вагон-купе нужно получить информацию о том, можно ли брать с собой домашних питомцев. В некоторых случаях пассажиру нужно выкупать купе, а в иных – данной потребности нет. Отдельно платят за животных пассажиры вагонов 2Б и 2Э.

В других вагонах мелких животных можно перевозить по установленному тарифу. Если транспортируется крупное животное, то оплатить следует всё купе. В 2Д перевозить подобный «груз» нельзя.

С начала текущего года стали действовать изменения в правила транспортировки домашних любимцев. С этого времени не нужна справка, которую выписывает ветеринар, что облегчает процедуру провоза животных.

Выбор по услугам

При покупке билета у людей есть право получить услуги, включаемые в его стоимость. Практически во всех вагонах-купе установлены кондиционеры, а в общую цену включается бельё для постели.

Во многих вагонах высокого уровня комфортности имеются биотуалеты. Их особенность заключается в том, что туалетную комнату не закрывают на остановках и промежутках пути, являющихся санитарными зонами.

В 2Э и 2Б в цену включают предметы гигиены, печатную продукцию, безалкогольные напитки и разные блюда.

Когда приобретается билет в сети интернет, можно выбрать еду, в зависимости от купе. К примеру, обычный завтрак, каша, питание для детей и т.п. В категориях «турист» и «эконом» нет питания, что определяется ценой таких билетов.

Наименование 2Л или 2К означает то, что прочие услуги во время поездки предоставляться не будут. Главный акцент тут делается на базовых услугах, без которых не обойтись во время путешествия.

Выбор по классу и услугам

При покупке билета нужно определиться с тем, что человек хочет иметь от конкретной поездки и в каких условиях ему уютно добраться до конечного пункта.

Исходя из предпочтений путешественника, выбирается категория на основе предварительного анализа каждого варианта.

Если турист не хочет, чтобы в цену поездки включались другие услуги, он должен взять билет, где имеется один из вариантов маркировки: 2Д, 2К, 2Л.

В иных купе предоставляют услуги, имеющие некоторые отличия. Например, в бизнес-классе (2Б) в наборе находится мыло, щётка (зубная) с пастой, салфетки, а в «эконом» - кроме мыла и простых салфеток ничего нет. Для поездки это не принципиальный момент, поэтому бывают ситуации, когда переплачивать необязательно.

Существуют различные купе, и они отличаются услугами, входящими в цену.

Перед поездкой желательно получить сведения по вагонам, курсирующим в соответствующем направлении. Кроме того, важно знать, какие услуги необязательны. Это целесообразно в том плане, чтобы в пути не возникало конфликтных ситуаций и неприятных моментов.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.