Домой / Лицо / Ребенок от года до семи лет.

Ребенок от года до семи лет.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    1 год - 1 год 6 месяцев.

    Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

    1 год 6 месяцев - 2 года.
    Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам - трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

    2 года - 2 года 6 месяцев.
    Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

    2 года 6 месяцев - 3 года.
    Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.
    Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

    3 года - 4 года.
    К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.
    Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.
    Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
    Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов
    Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.
    Начинает подбирать рифмы к словам.
    В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

    4 года - 5 лет.
    Словарный запас достигает 2000 слов.
    В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка - дерево - растение».
    Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».
    Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее ».
    В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало - зеркалы , …зеркала»
    У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р".
    Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
    Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

    5 лет - 6 лет.
    Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
    Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
    Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
    Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.
    Звукопроизношение полностью нормализовалось.
    Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится - рот!»
    Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

    6 лет - 7 лет.
    Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
    Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
    Произношение всех звуков правильное.
    Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.
    Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
    Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др .)

    Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез - составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.
    Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

    7 лет - это возраст, когда ребенок берет на себя некую ответственность за определенные сферы своей жизни. К этому времени ребенок обладает своим кругозором и знаниями, которые позволяют делать выводы и жизненные наблюдения. Эти навыки являются необходимыми для усваивания основного научного знания. Именно поэтому семь лет - это возраст, при котором родители отправляют в первый раз ребенка в школу.

    А мы уже умеем...

    • Математические навыки. Числа первого десятка уже полностью изучены. Ребенок их использует для счета предметов, для присваивания порядкового номера определенному предмету, для решения задачи в одно действие на сложение или вычитание, для сравнения цифр больше, меньше, равно. Ребенок, также, обладает элементарными геометрическими навыками: знает основные фигуры, понимает расположение фигур в пространстве, умеет их делить на несколько частей.
    • Закономерности и соответствия. Ребенок умеет находить закономерности в ряде каких-либо предметов, которые предлагаются, и умеет его продолжать. Может определить сходство и разногласия в группах предметов, умеет находить единое общее для предметов, которые совершенно не похожи друг на друга, умеет продолжать историю, описывая предложенные картинки.
    • Речь. Ребенок легко использует речевые обороты. Сама речь связана и максимально приближена к взрослой по качеству. Дети успешно пользуются интонацией, умеют с ее помощью выделять определенные слова или фразы, разбирают, где повествовательное предложение, где побудительное, вопросительное или восклицательное.
    • Контактные данные. Малыш полностью владеет информацией о себе и своих родителях. Он знает фамилию, имя, сколько ему лет, где проживает, номер телефона, контакты родителей, их имена и профессии.
    • Диалоги-монологи. Ребенок легко участвует в дискуссии, активно отвечает на вопросы и задает свои, знает большое количество стихотворений и рассказывает их наизусть, умеет пересказывать прочитанные книги или повествовать о событиях, которые произошли не так давно.
    • Известное окружение. Ребенок знает название всех окружающих его предметов. Имеет любимые мультфильмы, спектакль, книгу, знает как они называются и имена любимых героев.
    • Уход за собой. Ребенок самостоятельно контролирует соблюдение норм гигиены. Он умывается и чистит зубы, моет руки, следит за чистотой одежды, за состоянием ногтей и волос. Умеет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
    • Общественные процессы. Ребенок умеет пользоваться телефоном. При необходимости может осуществить звонок родителям или другим близким людям. Знает для чего предназначен светофор, умеет определять цвет и соответствующие ему действия.
    • Изученный календарь. Малыш знает название текущего месяца, определяет день недели и знает их последовательность. Ориентируется в месяцах в течение всего года.

    Что нужно от Вас?

    1. Безапелляционно продолжайте соблюдать режим дня. Дневной сон, конечно, теперь может оказаться под угрозой, но ночной должен быть полноценным. Вечером укладывать ребенка стоит не позже девяти часов. Организм малыша слишком перегружен новой ролью и новой информацией, поэтому теперь для борьбы со стрессом ему необходим полноценный отдых.
    2. Питание применяется и далее четырехразовое , при этом должно происходить насыщение ребенка витаминами и полезными веществами. Малыш должен питаться максимально разнообразными продуктами, при чём снэки, сладости и фаст-фуд стоит исключить или хотя бы минимизировать их объем в детском рационе.
    3. Активно проводите свободное время малыша. Несмотря на новую роль - роль школьника - он не прекращает быть ребенком, который все еще нуждается в активном времяпрепровождении. Не стоит ребенка 7 лет перегружать информацией: все новости и необходимые данные, которые ему сейчас нужны, обеспечит школа. С Вашей стороны - дайте ему возможность уйти от стресса. Для этого пусть погоняет мяч или покататься на велосипеде - это позволит ему расслабиться и уйти от негатива.
    4. Не ленитесь разговаривать со своим ребенком. Он должен Вам доверять! Посещение первого класса нередко вызывает сложности у ребенка. Чаще всего они вызваны неготовностью крохи к выходу в большой свет - в школу. Теперь ему придется находиться в обществе чужих детей, чужих взрослых и даже в чужом помещении. Очень важно с помощью своих разговоров настроить ребенка правильно. Ваши вопросы должны ориентировать его на восприятие школы как места, где много интересного и нового.
    5. Подогревать интерес ребенка к учебе. Если Вы занимались с ребенком ранее, и навыки первоклассника он уже освоил, продолжайте двигаться дальше, не стоит останавливаться на школьной программе: можно вводить элементы иностранного языка, приобрести набор юного биолога или химика - все это будет интересно и ново для крохи, если Вы это ему преподнесете в виде игры.
    6. и не перенимайте его задачи на себя. Ненавязчиво напомните ему о домашнем задании или озвучьте необходимость сложить рюкзак к следующему учебному дню - Вы не должны делать работу за него, Ваша роль подсказчик и помощника.
    7. Готовьте ребенка к технике «вопрос-ответ». Малыш с первых дней в школе должен понимать как правильно ставить вопрос и как корректно давать свой ответ. Малыш также должен обладать техникой доказательства, приведение примеров, диалогов и так далее. Он должен понимать причинно-следственные схемы и корректно и грамотно их озвучивать.
    8. Учите малыша общаться. Правильная коммуникация со старшими или же детьми обеспечивает ребенку спокойное самочувствие в стенах школы и отсутствие стрессов. Для этого не ограничивайте ребенка в общении, водите его на различные мероприятия, встречи и кружки, где он может знакомиться и общаться со сверстниками.
    9. Научите малыша понимать речь, а не только ее использовать. Особенно сложности возникают с абстрактными понятиями, которые в большинстве своем составляют значительную часть научного знания. Ребенок должен быть подготовленным к работе с этими понятиями.
    10. 7 лет - это один из кризисных периодов, которые сопровождаются капризностью и неуправляемостью малыша.

    Полезно знать: будьте терпеливыми, не переходите на крик или использование нецензурной брани - не нужно усугублять ситуацию. Старайтесь ребенку объяснить ту или иную ситуацию, а также пытайтесь с ним договориться, находя подходящий для Вас двоих вариант.

    Этот кризис сопровождается неоправданными дневными и ночными страхами. Присмотритесь к ребенку: если видите в нем некоторую обеспокоенность - говорите с ним почаще, если обеспокоенность не проходит либо малыша мучают кошмары - обратитесь к детскому психологу.

    Конечно, подготовка ребенка к школе является важным процессом. Если у Вас есть возможность отправить малыша на специализированные курсы - так и сделайте , если же нет - с таким же успехом можно заниматься с ним и дома.

    Учите с ребенком цифры и буквы, прописывайте их и старайтесь прочесть, учитесь решать простейшие математические задачи на 1 действие. Можно понемногу вводить или другого иностранного языка.

    Проводите все обучение в игровом стиле иначе Вы рискуете заранее поселить в душе ребенка нелюбовь к учебе.

    Видео развитие ребенка в семь лет

    Развитие каждого ребенка индивидуально и никакие таблицы роста, веса или нормы речевого развития детей нельзя понимать буквально. Тем не менее, беспокойств у заботливых мам не убавляется. Пока расхождение с общепринятыми нормами минимальное, еще куда ни шло. Но как только оно увеличивается, начинаются волнения и страхи.

    Например, когда ребенок не говорит в полтора года. А если он еще и падал в детстве (куда же без этого), тогда опасения вообще не дают покоя. В какой-то степени это правильно. Все-таки ушиб является достаточно серьезной травмой для детского организма, поэтому лучше не отказываться от посещения психоневролога раз в полгода.

    Но, как показывает практика, на других надейся, а сам не плошай.

    Предлагаем вам привести несколько простых тестов и попытаться определить, в чем причина «неразговорчивости ребенка» и соответствует ли это нормам речевого развития детей.

    1. Возьмите простейший сортер, достаточно даже на три фигуры: круг, квадрат и треугольник. И покажите ребенку как им пользоваться. При этом обязательно комментируйте свои действия. Если потребуется, объясните 2 или 3 раза, пока он не поймет принцип. После чего пусть пробует сам. Как минимум одну фигурку он должен просовывать в отверстие без вашей помощи.

    2. Положите на пол горошинку и предложите крохе поднять ее. После чего вам остается смотреть, как он это делает. Ребенок в полтора года должен взять ее пальцами, а не щепоткой.

    3. Для следующего теста проверки речевого развития потребуется цветная бумага и несколько фигурок зверюшек. Разложите несколько разноцветных листов и наклейте на них белые квадраты, в каждый из которых вклейте фигурку животного. Также нужно вырезать цветные квадраты такого же размера, как и белые. Дальше – просто. Скажите малютке, что зверята хотят спать и нужно закрыть им окошки. Это упражнение сразу покажет, может ли он различать цвета.

    4. Дайте ребенку несколько заданий: «достань из коробки мяч», «принеси машинку», «положи в шкаф футболку» и т. д. Все это кроха должен осилить без особого труда.

    5. Приготовьте три небольшие коробки и несколько игрушек. Дальше положите в каждую коробку по игрушке. Естественно в присутствии ребенка, причем не просто покажите, но и назовите их. То есть, в эту коробку мы положим зайчика и т. д. После чего закройте их крышками и спросите, в какой из них находится «…», а задача малютки – указать на закрытую коробку, в которой спрятана нужная игрушка.

    Вот такие несложные тесты помогут определить соответствует ли речь ребенка нормам речевого развития. И стоит ли вообще беспокоиться.

    1 год - 1 год 6 месяцев.

    Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

    1 год 6 месяцев – 2 года.

    Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

    2 года – 2 года 6 месяцев.

    Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

    2 года 6 месяцев – 3 года.

    Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

    Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

    3 года – 4 года.

    К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

    Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

    Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

    Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200-1300 слов

    Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

    Начинает подбирать рифмы к словам.

    В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

    4 года – 5 лет.

    Словарный запас достигает 2000 слов.
    В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».
    Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

    Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».
    В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

    У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р".
    Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
    Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

    5 лет 6 лет.

    Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
    Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
    Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.
    Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.
    Звукопроизношение полностью нормализовалось.
    Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
    Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

    6 лет – 7 лет.

    Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

    Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

    Произношение всех звуков правильное.

    Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

    Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

    Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

    Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

    Если Ваш ребенок нуждается в развитии Вечи, вы всегда можете обратиться к нам в логопедический клуб "Talk" по тел.8 924 763 1144, 8 914 226 0012


    Книга приведена с некоторыми сокращениями

    Дошкольный возраст, как указывает советский психолог А. Н. Леонтьев, «это период первоначального склада личности, период развития личностных механизмов поведения».
    В этот период развития человека «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют единство деятельности и единство личности».
    Именно потому, что период дошкольного детства есть период фактического складывания личности, он так важен. Каждая стадия развития характеризует отношение ребенка к действительности. Изменение типа деятельности и отношения к действительности, является основным признаком перехода ребенка от одной стадии развития к другой.
    За первый год жизни существенно меняется отношение ребенка к окружающему миру. В результате самостоятельного передвижения (ходьба) ребенок устанавливает непосредственный контакт с предметами. Теперь он может проявить большую самостоятельность в действиях с предметами: потрогать предмет, проявить к нему интерес.
    В результате общения со взрослыми и по их научению ребенок начинает самостоятельно действовать с предметами, удовлетворяющими его потребности. Вначале он действует вместе со взрослыми, затем под их руководством, а впоследствии и самостоятельно может совершать действия, связанные с приемом пищи и некоторые действия по самообслуживанию (одевание). На втором году жизни происходит изменение отношения со взрослыми. В раннем детстве ребенок действовал по указанию взрослых, совместно со взрослыми. В дошкольном возрасте ребенок смотрит на взрослого как, на образец для его поведения и в своих действиях и поступках руководствуется этим образцом.
    Дети этого возраста охотно выполняют поручения взрослых. Движения ребенка принимают целенаправленный характер, он может сам достать предмет, взять свою одежду, умываться, застегнуть пуговицы.
    Взрослые обучают ребенка различным движениям, предъявляют к нему требования повторять их, а затем действовать самостоятельно - это ребенок выполняет с большой охотой. «Я сам» - выражает очень часто желание ребенка быть самостоятельным.
    Ребенок от 1 года до 3 лет активно овладевает предметными действиями. В развитии и совершенствований действий ребенку помогает игра. В процессе игры ребенок манипулирует игрушками и предметами, стремясь воспроизвести действия взрослых, которые они проводили с данными предметами,- движение, передвижение - начинается формирование предметных действий.
    Решающее значение в овладении движениями имеет обучение ребенка и подражание ребенка взрослым.
    А. В. Запорожец приходит к выводу, что подражание - одна из самых простых форм обучения и подчеркивает решающее значение подражания для развития движений и поведения ребенка. Подражание превращается в средство планомерного усвоения ребенком совершенно новых, общественно сложившихся форм поведения.
    В дошкольном возрасте развиваются разнообразные виды деятельности ребенка: игра, труд, деятельность, связанная с выполнением режима.
    Вначале они воспроизводят действия взрослых, овладевая действиями с игрушками.
    С двух лет дети начинают играть. Ведущей деятельностью дошкольника (с четырех лет) является ролевая, творческая игра. В процессе игры дети берут на себя определенные роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность и отношения людей. Через взятую роль ребенок усваивает отношения людей друг к другу и к вещам.
    Совместных игр у трех-четырехлетних детей еще нет. Вначале роль как бы подсказывается предметом, игрушкой, а затем ребенок преднамеренно берет на себя в игре определенную роль.
    В процессе игры ребенок удовлетворяет свое желание подражать взрослым, устанавливаются коллективные отношения, происходит развитие и совершенствование движений, формируется механизм управления своим поведением, развиваются моральные представления и привычки.
    В дошкольном возрасте на развитие ребенка оказывает значительное влияние его творческая деятельность, организованная и направляемая взрослыми. На втором году жизни ребенок начинает рисовать и рисует с большим удовольствием. В процессе рисования уточняется его восприятие, он начинает лучше различать цвет и форму предмета, развивается наблюдательность, ребенок преднамеренно выделяет те признаки предметов, которые необходимо отразить в рисунке, чтобы добиться сходства с изображаемым. Рисуя, ребенок активно действует, мыслит, дополняя свой рисунок словами.
    В этой деятельности развивается воображение ребенка, он может создавать рисунки по своим представлениям, а часто и со слов взрослых - у него возникают образы отдельных предметов.
    Ребенок не только рисует, но и лепит, в результате, помимо развития его анализаторов и формирования согласованных и дифференцированных движений, совершенствуется восприятие им формы, объема, соразмеренности и пропорциональности частей предмета.
    В процессе игры ребенок овладевает первыми шагами в области конструирования (кубики, строительный материал), Трех-четырехлетний ребенок осмысливает связи между предметами и планирует свою деятельность, которая постепенно становится творческой.
    Все виды творческой деятельности воспитывают у ребенка способности лучшего познания действительности, помогают ему правильно осмыслить и отразить окружающий мир.
    Наряду с этим творческая деятельность требует от ребенка проявления настойчивости, выдержки, организованности, целенаправленности и развивает у него эти ценные качества личности.
    По творческой деятельности ребенка родители и воспитатели судят о том, насколько правильно отражает ребенок действительность, что он знает и умеет, почему у него возникают неверные понятия, представления об окружающем. Это помогает родителям и воспитателям организовать соответствующую воспитательную работу с ребенком.
    В развитии психических процессов у ребенка-дошкольника наблюдаются существенные сдвиги.
    В дошкольном возрасте происходит дальнейшее совершенствование анализиторов ребенка, а следовательно, и процесса восприятия. Из непреднамеренного у ребенка третьего года жизни восприятие становится целенаправленным, осознанным - у старшего дошкольника. Формируется наблюдательность: ребенок рассматривает, ощупывает, выделяет части предметов по заранее данному заданию. Возрастает роль слова в восприятии, выделенные качества и свойства предметов ребенок называет.
    Процесс восприятия связан с анализом и синтезом воспринимаемых предметов и широкой классификацией их. Следовательно, процесс восприятия развивает мышление ребенка. Сам же процесс восприятия все более совершенствуется в ходе деятельности и в процессе мышления.
    В процессе игры у трехлетнего ребенка возникают первые обобщения, что позволяет ребенку решать элементарные задачи, так возникает простейшая форма мышления - наглядно-действенная, связанная с предметной деятельностью ребенка.
    Увеличение круга представлений у дошкольника, рост знаний изменяют характер его умственной деятельности. Развитие речи и расширение деятельности создают условия для новых форм мышления. Дошкольник пяти-шести лет сравнивает, а затем рассуждает, обобщает.
    Мышление ребенка этого возраста конкретно, образно, эмоционально, наглядно. Рассуждение непосредственно связано с предметом. Ребенок усваивает обобщенные и родовые понятия. Мыслительные операции основываются не только на восприятии, но и на воображении. Появляются первые (хотя и несовершенные) суждения, умозаключения и выводы. Под руководством взрослых и подражая взрослым дети к концу дошкольного возраста делают самостоятельные выводы и обобщения. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.
    Как результат общения со взрослыми и расширения круга взаимоотношений, идет развитие речи ребенка. К семи годам дошкольник овладевает всеми основными формами устной речи. Дети на практике овладевают грамматическим строем языка, правилами и пользуются ими в устной речи. К шести годам дети правильно произносят звуки, формируется чувство языка, речь становится все более связной. Речь помогает дошкольнику рассматривать и регулировать практические действия.
    Развитие активной речи ребенка является важным моментом этого периода детства. Вначале (до 1 года 6 месяцев) ребенок понимает речь взрослых, а затем уже на основе понимания развивается активная речь ребенка. Прежде всего ребенок овладевает словами, которые постепенно приобретают предметное значение (а не только связанное с определенной ситуацией). Слово употребляется по отношению к предметам, имеющим различные внешние признаки, ребенок одним словом обозначает несколько предметов (столы, стулья, различной формы часы).
    Действия с предметами и название этих действий устанавливаются в практической деятельности. На втором году жизни ребенок понимает все слова взрослых, связанные с названиями предметов.
    Развитие понимания речи позволяет руководить поведением ребенка с помощью слова. Ребенок выполняет поручения взрослых («пойди», «принеси»), выполняет действия и указания к действию; организуется совместная деятельность взрослых и ребенка (дети могут накрывать на стол, разбирать покупки и т. д.).
    У ребенка трех лет начинают вырабатываться основные правила поведения не только путем подражания, показа, но и с помощью словесных указаний взрослых. Обогащается активный словарь ребенка, развивается активная речь. Вначале ребенок пользуется односложными предложениями, а затем двусложными и трехсложными. К концу третьего года жизни в разговорном словаре ребенка встречаются все части речи, слова, входящие в предложения, согласуются.
    Дети любят слушать речь взрослых, запоминают маленькие стихотворения и рассказы: это способствует развитию их речи. Развивающаяся речь оказывает большое влияние на все психические процессы - память, мышление, воображение и т. д.
    Речь взрослых является образцом для ребенка, он подражает взрослым, стремится говорить, как взрослые. Следовательно, взрослые должны следить за своей речью - не подделываться под речь ребенка, не искажать слова, говорить выразительно, не торопиться.
    Дети третьего года жизни любят рассматривать картинки вместе со взрослыми и слушать рассказы по картинкам. В это время ребенок знакомится с жизнью и деятельностью людей, с их отношениями, с их поступками и начинает выражать свое отношение к тому, что видит и слышит.
    Вслед за взрослыми, подражая взрослым, ребенок дает оценку поступкам, определяет правильность или ошибочность своих действий.
    Это еще очень примитивные, несамостоятельные рассуждения, но эти первые шаги понимания расширяют круг понятий ребенка и являются началом формирования его отношений к окружающей жизни и людям.
    Непроизвольное (непреднамеренное) запоминание, свойственное младшему дошкольнику (с года до 5 лет) у старшего дошкольника становится все более произвольным (преднамеренным).
    Младший дошкольник запоминает лучше то, что вызывает у него эмоциональное отношение: красочное описание, выразительно прочитанный ему взрослым рассказ, яркий предмет.
    Приемы запоминания у детей-дошкольников - повторение за взрослым вслух или про себя. Воспроизведение носит еще образный характер.
    Воображение развивается у ребёнка под влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Чем больше впечатлений получает дошкольник от окружающей действительности, тем богаче и совершеннее его воображение. Такое накопление впечатлений происходит постепенно.
    Прежде всего у ребенка развивается воспроизводящее воображение, затем появляется воображение творческое. От того, что запас знаний невелик, а воображение развито достаточно сильно, дошкольники часто путают воображаемое и действительное.
    Неправильное воспитание ребенка, восхищение его выдумками может содействовать формированию у него пустого фантазерства и бесплодной мечтательности. О том, какое воображение у ребенка, мы можем судить по его рисункам и играм.
    Активное развитие процесса восприятия, рост интереса к окружающему вызывают интенсивное формирование непроизвольного внимания дошкольника.
    В процессе усложнения игры ребенок все больше и дольше сосредоточивается - его внимание становится направленным и устойчивым. Под руководством взрослых постепенно формируется произвольное внимание.
    На основе изменения и обогащения деятельности расширяются и жизненные отношения ребенка-дошкольника. Изменяется отношение ребенка к другим людям и к окружающему его миру вещей и явлений действительности.
    Дошкольник все больше и лучше узнает жизнь и деятельность взрослых. У него возникает интерес к жизни людей и к их взаимоотношениям - в своих играх ребенок этого возраста живет, работает, трудится, «как взрослый».
    Ребенок третьего года жизни начинает осознавать себя как члена семьи, знает свои обязанности в семье, знает, как надо относиться к взрослым.
    Познавая окружающее, ребенок говорит «наш город», «наша улица», «наш дом», «наша страна», тем самым выражая определенное отношение к этим понятиям. У дошкольников возникают первые товарищеские отношения. У детей, посещающих детские учреждения, товарищеские отношения выражены более ярко.
    С ростом умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника меняется и отношение к нему взрослых. Ребенок становится более самостоятельным, он уже многое может делать сам, поэтому взрослые требуют от него большей самостоятельности в самообслуживании (одевать или снимать с себя одежду, обувь), в приеме пищи, в играх и занятиях.
    На трех-четырехлетнего дошкольника взрослые возлагают и первые обязанности - убрать игрушки, аккуратно вешать одежду, следить за порядком на книжной полке.
    Взрослые предъявляют к ребенку требования вести себя культурно за столом, вежливо обращаться и со взрослыми, и маленькими. Ребенка обучают употреблять золотое слово «пожалуйста». Дошкольник усваивает некоторые нравственные понятия, выражаемые в требованиях и оценках взрослых, и начинает применять их на практике (можно - нельзя, хорошо - плохо).
    Ребенок-дошкольник на четвертом году жизни начинает осознавать свои возможности. Появляется критическое отношение к своим возможностям: «Я умею», «Я не умею», «Я могу», «У меня это не выйдет». Так познаются формирующейся личностью собственные возможности и умения.
    Стремление к самостоятельности ярко проявляется у дошкольника, что связано с его возрастной активностью, но часто он стремится проявлять свою самостоятельность и там, где у него нет возможности действовать самостоятельно. Но бывает и так, что взрослые ограничивают самостоятельность ребенка там, где он не только может, но и должен проявлять ее.
    Подобные ограничения свободы ребенка вызывают у него своеобразный протест в виде каприза. Иногда такой протест ребенка проявляется как «негативизм - желание поступать вопреки приказанию взрослого и упрямство, которые, закрепляясь, становятся привычной формой его поведения и сопутствуют ребенку в течение ряда лет, отрицательно отражаясь на формировании его личностных качеств.
    Следует не допускать дальнейшего развития негативизма и упрямства - этих отрицательных качеств, как только они начинают проявляться. Чаще всего используют такой воспитательный прием, как переключение ребенка с одного занятия на другое, где эти отрицательные качества не будут проявляться.
    Расширяется сфера эмоциональной жизни ребенка, у двух-трехлетнего дошкольника чувства проявляются обычно в связи с действиями с предметами, в ходе игр. К концу дошкольного возраста ребенок уже переживает вместе с взрослыми их радости и горе.
    Чувство удовлетворения и радости проявляется у ребенка, когда исполняется его желание, когда достигнута цель, к которой он стремился в процессе игры или в процессе труда. Одобрение, взрослых вызывает положительные чувства у ребенка, у него возникает желание вновь пережить это приятное чувство, и он стремится попасть в такую ситуацию, чтобы вновь испытать эти эмоции. Неудовлетворенное желание вызывает у ребенка отрицательные эмоции (плач, крик).
    По мере развития чувств ребенок осознает возможность вновь испытать приятное чувство не сейчас, не непосредственно, а в будущем, в действии, которое еще будет совершаться. Так у ребенка возникает представление о будущей деятельности, будущих переживаниях, будущих возможностях удовлетворения своих желаний и потребностей.
    Под влиянием взрослых у ребенка начинают развиваться эстетические чувства. Трехлетний ребенок начинает обращать внимание на красивое в природе, в окружающей жизни. Дошкольник охотно слушает рассказы взрослых, рассматривает картины, слушает музыку и начинает выражать свое отношение к слышанному и виденному, в своих оценках чаще всего подражая взрослым.
    Постепенно ребенок начинает и самостоятельно испытывать приятное чувство от красивого и неприятное от безобразного. Часто у дошкольника в сходной ситуации возникают ранее пережитые чувства. Так формируются отдельные стороны духовного мира развивающейся личности.
    Под влиянием взрослых и их требований в процессе деятельности у старшего дошкольника 5-6 лет уже заметны некоторые устойчивые личностные качества, некоторые сложившиеся формы поведения. Ребенок начинает проявлять в определенных случаях даже волевые усилия, мотивируя это долгом, необходимостью, а иногда и желанием испытать после этого чувство приятного. Так, во имя целей коллективной игры он отказывается от своих желаний, подчиняется требованиям игрового коллектива товарищей в игровой ситуации.
    Все эти моменты развития являются тем началом, которое приводит в дальнейшем к формированию волевых черт личности.
    У старшего (5-6 лет) дошкольника развиваются и первые нравственные представления. Оценка взрослыми тех или иных поступков ребенка, действие окружающих, героев книг формируют у ребенка простейшие моральные понятия, которые он осуществляет на практике: дома, в семье или в условиях игр со сверстниками. Он учится, как надо вести себя и уже умеет дать себе оценку: хорошо или плохо он сделал, добрый он или злой, смелый или трус и т. д. Возникающее в этом возрасте чувство долга начинает проявляться и в деятельности ребенка.
    Однако у ребенка этого возраста проявляется еще большая неустойчивость чувств и слабая нравственная направленность их. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка за дошкольный период детства готовит его к обучению в школе. Психологическая подготовка к систематическому обучению, воспитание желания учиться, стремление получать знания воспитывается у детей и в детских учреждениях, и в семье, поэтому у старших дошкольников уже ярко проявляется желание быть учащимся, начать учиться и включиться в новую для него жизнь - жизнь школьника.

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    .

    Как приворожить?

    Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.