Последние статьи
Домой / Для брюнеток / Как не бояться смерти — что такое смерть и стоит ли ее бояться. Надо ли бояться смерти? Нужно ли бояться смерти

Как не бояться смерти — что такое смерть и стоит ли ее бояться. Надо ли бояться смерти? Нужно ли бояться смерти

Смерть подстерегает нас на каждом шагу. Но если постоянно думать о ней и тем более бояться её, то жизнь становится невыносимой. Напомню ещё раз мои строчки: – Смерть сама по себе не страшна. Мысли о смерти страшны.

Ожидание смерти страшнее, чем сама смерть. 94 % респондентов, отвечая на вопрос "хотели бы вы знать день своей смерти", ответили отрицательно.

В мире каждые 40 секунд один человек совершает самоубийство, каждые 28 секунд погибает один человек в автокатастрофе, каждые 15 секунд один человек умирает от алкоголя.

Мы знаем, что к каждому из нас придёт смерть. Её приход -самое определённое, что есть на белом свете. А вот когда это произойдёт – большой вопрос. Час её прихода – самое неопределённое на земле. Поэтому каждый миг надо проживать так, словно он последний. По большому счёту мы не так уж боимся сам приход смерти, но самое "небытие" после неё.

На Руси люди относились к смерти спокойнее. Для них она была естественным переходом из жизни в нежизнь. Они готовились к этому переходу всю жизнь. Стоящий в сенях бабки Груни гроб десятки лет при живой ещё бабульки не был чем-то зазорным.

Древние египтяне считали земную жизнь приготовлением к вечной жизни.

Христианство и ислам считают, что каждому из нас жизнь даётся на земле одна. А вот после смерти нас ждёт воскресение, и через Божий Суд вечная жизнь в Раю или Аду.

Иудаизм учит, что после смерти мы переходим либо в "будущий мир" (Эдемский сад), "Небесную академию", либо в геену – но лишь на время. Затем придёт Мессия, и мёртвые станут живыми.

Если человек не верит в бессмертие, тогда нет никакой нравственности и никаких правил, кроме собственных желаний.

Думаю, что никакими рационалистическими доводами, никакой материалистической логикой невозможно постичь, что в нашем сознании стоит на первом месте – страх смерти или страх неведомого. Вот почему Смерть как и Бог, должна оставаться Тайной. Предполагаю, что для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет.

"В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего, мучений, сомнений, тревог, лжи и даже... свободы", – говорил Роберт Хорвиц.

Я уже ранее говорил, что моё нынешнее существование на земле не является единичным, что я уже когда-то гостил не единожды среди людей. Теперь встаёт вполне закономерный вопрос: а сколько раз мы живём, сколько раз нам даётся жизнь?

Кто-то говорит – 9, кто-то – 47, а трактат "Чаша Востока" утверждает – 350, а кто-то насчитывал – 777 земных воплощений от низших существ до человека.

Иудаизм и буддизм полагают, что жизнь человеку на нашей земле даётся бесчисленное количество раз и каждое новое воплощение происходит по закону кармы, т.е. в зависимости от того, как прожил предыдущую жизнь. А поэтому цель – избавиться от этой нескончаемой жизни ("дурной бесконечности" – Гегель), устранив само желание жить.

Выходит, что многие люди добровольно отказываются от жизни, предпочитая смерть бессмертию? Да, так. И здесь совершенно неважно, уход из жизни происходит осознанно или нет. Важен сам факт добровольного ухода. Согласно официальной статистике, в мире каждый год кончают жизнь самоубийством 1 миллион 100 тысяч человек. Реально кончают с собой более 4 миллионов человек. А совершают неудачные попытки самоубийства 19 миллионов человек ежегодно.

Но жизнь – это дар Божий и кончать с ней по своему усмотрению – это предательство Бога. И здесь совершенно не важно, какими соображениями руководствовался человек при этом. Важен сам факт.

Другое дело – должен ли человек бояться или ни бояться смерти? Как только человек перестаёт бояться смерти, так сразу же перед ним открывается цель пребывания на земле.

Смерть – это линза, через которую видна истина. Главное – не замутить, не замусолить поверхность этой линзы своими ежедневными похотями в погоне за материальными и другими недостойными благами. Только смерть позволяет нам быть честным и откровенным с собой до конца. Смерть словно рентгеновскими лучами высвечивает всё скрываемое, делая очевидным, каков ты есть на самом деле. Вот почему людям необходима смерть. Нужно заботиться о том, чтобы жить не как можно дольше, а как можно правильнее.

Вслед за Францем Кафкой я могу с уверенностью сказать, чтострах перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.

Бертольд Брехт полагал, что бояться надо не смерти, а пустой жизни. А Лев Толстой исповедовал: чем лучше прожить жизнь, тем меньше страх смерти.

И тем не менее многие утверждают, что быть бессмертным скучно. Чем заняться каждый день, если ты вечен? Простой и хороший ответ на этот вопрос дан в фильме "День Сурка": помогать людям, делать добро, творить любовь!

Так для чего мы приходим в этот мир? Для того, чтобы выполнить своё предназначение быть

ЧЕЛОВЕКОМ.Одни его выполняют, другие нет. Поэтому они вынуждены вернуться, чтобы исполнить до конца то, ради чего рождаются в этом мире. Логично спросить себя: а может ли до конца исполнить своё предназначение, и есть ли этот конец? Не знаю. Сейчас я не готов ответить исчерпывающе на этот сложнейший вопрос.

Известный психоаналитик Карл Юнг писал: " Я легко могу себе представить, что мог жить в прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я ещё не был в состоянии ответить, что я должен был родиться вновь, ибо ещё не выполнил порученного мне задания".

Гёте говорил: "Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячу раз, и надеюсь вернуться ещё тысячу раз".

Если бы люди знали, что после смерти жизнь не заканчивается и будет расплата за всё содеянное, возможно, они были бы более ответственны за каждый поступок и за каждое своё слово.

Однако многие предпочитают не верить ни в реинкарнацию, ни в Бога, ни в чёрта. Потому что не хотят признавать ответственность за каждый свой поступок, за каждое слово, и даже мысль.Они хотят верить, что им ничего за их прегрешения не будет. А между тем, каждый поступок порождает последствие. Народная мудрость гласит "Что посеешь, то и пожнёшь".

Я убеждён: впереди нас ждёт метафизический поворот – после признания факта, что смерти нет, что мы по сути бессмертны.

Вот только захотят ли люди жить вечно?

Умереть не страшно. Страшно не умереть!

Возможно, благодаря бессмертию люди наконец поймут смысл и значение смерти не как абсолютного конца, а лишь как очередного перехода в своё новое состояние? Только смерть есть плата за бессмертие!

Смерть – последняя тайна, которая перевернёт наше представление о жизни, изменит наше отношение к жизни. Тот, кто хотя бы один раз взглянул в лицо смерти, ощутил её дыхание на себе – поймёт меня. Я был на краю жизни не единожды. Я знаю, что говорю!

Здравствуйте. С вами Оксана Манойло и обсудим вопросы: Как не бояться смерти. Что такое смерть и стоит ли ее бояться? Мы не первый раз возвращаемся к теме , т.к многих она волнует.

Как не бояться смерти? Смерть всегда была источником страха для живых существ, включая и людей. Она не разделяет их по деяниям. Ей не важно кем они были и что сделали, насколько они одарены, или знамениты. Она просто делает свое дело.

Что такое смерть на самом деле?

Ее можно интерпретировать с великого множества точек зрения, известных в наше время. Однако, действительно ли смерть то, что мы себе представляем? Это конец всего и дальше лишь пустота? Или может быть, нас ждут райские кущи, или глубины преисподней, в зависимости от наших деяний? В этой статье я постараюсь рассказать вам, что такое смерть с точки зрения эзотерики и как не бояться смерти.

Если отбросить все предрассудки и домыслы, то остается лишь прекращение функционирования физического тела. Что происходит в этот момент с сознанием, достоверно уже не известно, но многие считают, что раз уж сознание это следствие работы мозга, то оно также исчезает.

Однако действительно ли сознание всего лишь следствие, а не причина? Тело человека – это, по сути, всего лишь его транспортное средство для души в этом мире. бессмертна, и после смерти тела она покидает его, получив определенный опыт из жизни.

Где будет душа после смерти?

Где находится душа во время промежуточной фазы, никто не знает. Это может быть совершенно другое измерение, где реальность не трехмерна и восприятие не ограничено лишь нашими нынешними знаниями.

Проведя некоторое время, если конечно оно там существует, в тонком мире, душа, исходя из полученного из прошлых жизней опыта, кармических долгов (о них ниже), а также опыта, который она еще только желает получить, задает конфигурацию новой жизни, выбирая время и место рождения, а также дальнейшую судьбу. Далее она начинает свою новую жизнь, предварительно заблокировав всю память о прошлых жизнях и безграничных знаниях, чтобы они не мешали получению нового опыта.


Можно ли вспомнить прошлую жизнь?

Разумеется, есть техники, с помощью которых можно вспомнить свои предыдущие воплощения, но хоть это и дает определенные преимущества, также имеет и определенные недостатки. Бывали случаи, когда вспомнив свою прошлую жизнь, человек уже не мог спокойно проживать нынешнюю, постоянно мучаясь призраками прошлого, которого уже не существует. Поэтому заниматься подобными практиками вы можете только на свой страх и риск.

Страдает ли душа, находясь в , в зависимости от своих поступков при жизни? Скорее всего, нет.

Душа в тонком мире чувствует бесконечные потоки энергий космоса, путешествует сквозь время и пространство, и имеет еще очень много возможностей, которые нам не понять и не осмыслить в виду ограниченности нашего сознания.

Вряд ли это можно назвать страданием.

Законы вселенной

Однако это не значит, что можно творить абсолютно любые непотребства, и это ничем вам не аукнется. Два закона вселенной все еще очень действенно и неизменно наказывают людей за преступления: закон бумеранга и закон кармического долга.


Про бумеранг, я полагаю все уже известно. Что бы вы ни сделали, все вернется вам назад. Это не просто предостережение, которым родители пугают детей, а действующий закон вселенной. За негатив, который вы причиняете другим людям, он вернется вам с торицей, может и не сразу и не в том виде, в котором был послан, и может быть вообще с виду никакого отношения к этому не имеющий, но непременно вернется. К счастью, закон бумеранга работает не только на плохие поступки, но и на хорошие. Доброта, любовь, нежность и тоже возвращаются. Да еще как. Помните об этом.

Что такое карма?

Что касается кармы, то об этом также многим уже известно. На карму влияют практически все наши поступки, и возможно даже мысли, если они направлены во вред другим людям. Накапливая грехи во время одного из своих воплощений, душа будет вынуждена их искупить в следующем, если не успеет в нынешнем, а может и в следующих, если грехов хватило на десять жизней вперед.

Причем именно так, как вы согрешили по отношению к другому человеку, отнесутся и к вам. Примеров можно привести довольно много: своровал – потеряешь свое имущество, убил – поплатишься своей жизнью, имеешь красивую внешность и играешь с чувствами людей – жди проблем с ними в следующей жизни, постоянно пьешь, или употребляешь наркотики – попрощайся со здоровьем и поздоровайся с хроническими заболеваниями, причем не только в этой жизни. Не стоит накапливать кармические долги. Избавляться от них тяжело, долго и неприятно.

Почему не нужно торопить смерть


Некоторые могли подумать, что раз уж после смерти душа просто начинает новую жизнь, то, может быть суицид действительно выход из сложной жизненной ситуации? Мол, всего лишь зайду на следующий круг, там повезет больше.

Спешу вас заверить, что это не так. Самоубийство – одно из тяжелейших преступлений, ведущих к огромному кармическому долгу. Во время перерождения на вас возлагается миссия – ваше , и самовольный уход из жизни является прямым отказом выполнять ее. Вы остаетесь должны Вселенной и своей собственной душе, а это даром для вас не пройдет, будьте уверены.

Самоубийство

После самоубийства ваша душа не получает опыт, который она собиралась получить. И поэтому ваша жизнь повториться заново с небольшими изменениями. И не факт, что в лучшую сторону. Обычно в таких ситуациях меняется пол и сексуальная ориентация, или наоборот.

Плюс обстоятельства, вынудившие вас покончить с собой. Порой становятся лишь хуже, чтобы вы смогли научиться преодолевать их. Поэтому не советуем вам поспешно уходить из жизни. Ведь лучше от этого никому не станет, а вам в особенности.

Если у вас тяжелая ситуация, не спешите сводить счеты с жизнью. И помните - нерешаемых проблем не существует. Напишите мне и пройдите . Я помогу вам взглянуть на проблему с другого угла и найти ее решение.

Итак, стоит ли бояться смерти? Разумеется, нет. Страх перед смертью чем-то напоминает боязнь темноты. Когда нам страшно перед тьмой, мы боимся не саму темноту, а того, что может в ней скрываться. Человек склонен бояться неизвестности. Однако теперь-то вам все известно, не так ли?

Конечно, существует еще инстинкт самосохранения, который самостоятельно вызывает в опасных для жизни ситуациях, но с ним бороться не стоит, ибо он скорее помогает, нежели мешает.

Знания – это великая привилегия и получить ее в ваших силах. Подробнее о душе и ее заблокированных возможностях вы можете узнать из или прочих статей на нашем сайте.

Как же все таки не бояться смерти?

Смерть – это неотъемлемая часть жизни, и без нее существование мира невозможно. Бояться ее нет смысла, ведь она неотвратима и никаких страданий после нее нет. Только купание в энергиях вселенной. И осознание всех своих прошлых воплощений в течение некоторого времени. А потом новая жизнь. Не бойтесь ее, но и не спешите с ней встретиться. Всему свое время. И когда она придет, встретьте ее без сожалений и страха в сердце, и с улыбкой на лице.

Друзья, если вам понравилась статья как не бояться смерти, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Адриана Имж

Психотерапевт

Смерть в психологии

Страх смерти и конечность - одна из базовых основ психотерапии. Всего их четыре - несовершенство мира, одиночество, страх смерти и отсутствие глобального смысла. Сейчас это не основная тема обращений клиентов, но обычно количество панических атак и обращений, связанных со страхом смерти, увеличивается после террористических актов и громких смертей молодых знаменитостей.

В психологии страх смерти - это комплекс тревожных переживаний о собственной конечности или о конечности близких людей, направленный на сохранение. Люди боятся умереть, потому что этот страх необходим для выживания. Назвать это «просто инстинктом», наверное, невозможно, но в целом большей части живых организмов свойственно избегать неприятных и опасных воздействий. Это позволяет им дольше оставаться живыми.

Как формируется страх смерти

Сначала ребенок не знает, что умрет. Его базовый страх - это страх сепарации, потери заботливого взрослого рядом. Когда к ребенку долго никто не подходит, он пугается и кричит, потому что это сильное переживание.

Затем ребенок узнает, что его родители старше него, что однажды они умрут. Культура сообщает ребенку об этом через сказки, где есть мачехи, убитые отцы или братья. Затем он видит трупики на улицах - мертвые бабочки, убитые комары. Иногда дети встречаются со смертью домашних питомцев, голубей или дворовых котят. Так ребенок постепенно узнает, что он и сам смертен. Обычно это сильное переживание, которое происходит в возрасте 4–5 лет. Большая часть детей реагирует на это негативно: они сообщают, что не умрут никогда, запрещают своим родителям умирать. Но постепенно привыкают.

Переживание утраты

В каждой культуре есть свои способы обращения со смертью, даже в России у разных национальностей и в разных регионах отношение к ней очень разное. Если говорить о российской системе, которая охватывает большую часть людей, то похороны, а затем поминки на 9 дней, 40 дней и год соответствуют нормальным стадиям проживания горя и завершения траура. Так и должно быть.

Большая часть детей реагирует негативно: они сообщают, что не умрут никогда, запрещают своим родителям умирать. Но постепенно привыкают

В Чехии есть Костница - церковь, украшенная гербами и люстрами из костей людей, погибших во время чумы. Скорее всего, так люди переживали травму потери большого количества близких, родных и соседей. Разумеется, это требовало некоторого особого отношения к происходящему, но больше или меньше они боялись смерти, чем мы сейчас, - трудный вопрос. Иногда, чтобы справиться с чем-то, ты должен подойти к этому поближе. А иногда отойти подальше - это индивидуальный выбор.

Когда страх становится патологией

О патологии можно говорить, когда страх начинает мешать жить и совершать повседневные действия. Если человек ничем не болен, ему ничто не угрожает, он достаточно молод и при этом постоянно думает о смерти, скорее всего, произошла какая-то травма и он приближается к фобии.

Характеризуют , которые не приносят успокоения: например, если человек прошел базовые обследования, ему все говорят, что он здоров, а он все равно боится умереть от неизвестной болезни. Или не может подходить к пешеходному переходу. Или испытывает трудности со сном. Если прямой угрозы нет, а есть сильный страх и переживания, необходимо обратиться к доктору за противотревожными препаратами и к психологу для оказания терапевтической помощи. Страху противостоит рациональное мышление - тревога гасится только работой лобных долей, поэтому разборы травм снижают уровень тревоги. Но только при условии, что нет никаких нарушений в головном мозге.

Александр Панчин

Кандидат биологических наук, лауреат премии «Просветитель»

Страх смерти как эволюционный механизм

С точки зрения эволюционной биологии механизмы, которые предохраняют нас от того, чтобы наносить себе увечья, важны для выживания и передачи генов потомкам. Допустим, среди людей распространена боязнь высоты, ведь если ты видишь перед собой пропасть, тебе лучше перестать двигаться в сторону этой пропасти. Эта особенность встречается даже в детском возрасте - она помогает людям не упасть с высоты, выжить, достичь репродуктивного возраста и оставить потомство.

В разных культурах присутствует разное отношение к смерти, разные представления о том, что это такое. Есть люди, которые, прекрасно отдавая себе отчет в том, что смерть - это конец, утверждают, что их вполне устраивает уже тот факт, что они вообще пожили. Например, говорит, что невероятно счастлив, что ему вообще удосужилось родиться, ведь многим потенциальным людям даже этого не удалось сделать.

Иногда, чтобы справиться с чем-то, ты должен подойти к этому поближе. А иногда отойти подальше - это индивидуальный выбор

Вечный вопрос - что первично в человеке: социальное или биологическое. И одно, и другое важно. Что-то заложено природой, что-то формируется в зависимости от того, как человек развивается в обществе. Социальное накладывается на биологическое, но базовые страхи перед конкретными угрозами, которые могут привести к смерти, присутствуют в нас с самого раннего возраста. Сюда можно отнести реальные сиюминутные угрозы в виде хищников, темноты, чего-то горячего, острого, высокого.


Жан-Батист Реньо. Смерть Клеопатры, 1796–1797

Формирование ошибочных страхов

Страхи, которые возникают у человека не в раннем детстве, а чуть позднее, становятся следствием способности мозга формировать ассоциации, строить причинно-следственные связи. Грубо говоря, человек подвергся определенному стимулу и в результате оказался в состоянии, когда врожденные детекторы ему сигнализируют, что он поступил неправильно. Ему может быть больно или холодно, он может испытывать страх. Когда человек оказывается в состоянии стресса, его мозг автоматически пытается, проанализировав предыдущий опыт, понять, что привело к этой плачевной ситуации.

Во многих случаях это очень важный механизм, помогающий нам обучаться и выявлять реальные и потенциальные угрозы, которые сложно было заранее предвидеть тысячу лет назад, когда эволюционировали наши предки. Но с другой стороны, у этого механизма бывают сбои. Иногда люди формируют страхи перед чем-то, что на самом деле никакой угрозы не несет. Страх формируется просто потому, что так совпало: черный кот перебежал дорогу и после этого случилось какое-то несчастье - человек находит здесь взаимосвязь и начинает бояться черных котов, перебегающих дорогу.

Это пример магического мышления - неправильно построенной причинно-следственной связи. Но наш мозг эволюционно способен строить разные причинно-следственные связи - как правильные, так и в некоторых случаях неправильные. Поэтому он способен как формировать адекватные связи между реальной опасностью и возможными последствиями от этой опасности, так и вымышленные страхи - когда что-то в действительности совершенно не опасно.

Сергей Мохов

Социальный антрополог, редактор журнала «Археология русской смерти», координатор Лаборатории социальных исследований смерти и умирания (ЦНСИ), эксперт фонда «Хамовники»

Русская и американская смерть

Последние два века смерть в России да и во всем мире - вопрос не традиции и религии, а исключительно тех услуг и товаров, которые предлагают похоронные агентства. Предложения эти основываются на том, какие нормативно-правовые ограничения существуют в обществе и какая похоронная инфраструктура доступна людям. Например, в Америке имеются все возможности для создания частной инфраструктуры и поэтому появляются похоронные дома, где есть комнаты бальзамации, комнаты прощания, катафалки и даже кладбища и крематории в рамках одного похоронного кластера. Это очень быстро приводит к фетишизации мертвого тела, так как похоронные директора имеют над ним полный контроль, а с помощью разветвленной инфраструктуры могут предлагать все новые и новые услуги.

Отличительная особенность России в том, что частную инфраструктуру создавать нельзя, регулирования нет. При этом государственная похоронная инфраструктура не работает и не развивается, ровно как и другая инфраструктура: дороги, дома, ЖКХ. Именно это и определяет специфику той самой «русской смерти», которую многие улавливают как особую мрачную эстетику. Многие видят здесь некую эсхатологию, упадничество. На самом деле это обыкновенная бесхозность, которая вообще характерна для стран третьего мира, где отсутствует восприятие инфраструктуры как воплощения идеи «общего блага».

Похоронная сфера изначально убыточна, так как величина спроса постоянна, а конкуренция высокая. При этом прибыль размывается между десятками агентов, включенных в процесс организации похорон. Похоронная индустрия может функционировать, только если есть высокая маржинальность за счет продажи сопутствующих товаров и искусственного завышения цен на продукцию. Так индустрия функционирует везде - именно об этом я пишу в своей книге «Рождение и смерть похоронной индустрии: От средневековых погостов до цифрового бессмертия».

Последние два века смерть в России да и во всем мире - вопрос не традиции и религии, а исключительно тех услуг и товаров, которые предлагают похоронные агентства

Несмотря на то, как далеко шагнули наука и новые технологии, какие колоссальные возможности открылись в медицине, подавляющее число людей в мире верят в загробную жизнь, существование рая и ада. Казалось бы, мы живем в современном секуляризованном мире - но люди верят в спиритические вещи. Это и в Америке, и в России. Единственная разница в том, что там смерть - это более спецификализированный процесс. Там невозможно умирать, чтобы никто об этом не знал и государство никак не было вовлечено в этот процесс. В России же умирание и смерть - вещи, к которым государство относится очень просто: «Не нагружаете нас этой социальной проблемой - ну и хорошо, главное отметить, что пенсию больше не надо платить».

В своей книге я пишу обо всех этих вещах вроде «позитивного отношения» к смерти, которое является новым трендом в похоронной индустрии, - то есть активного вовлечения покупателей в процесс исполнения заказа. Это и экопохороны, и DIY-похороны (DIY-культура - Do It Yourself или «сделай сам». - Прим. ред. ), и акцент на мемориализацию и «дизайнерские» похороны, как подобие организации свадеб. Подобные новые практики вырастают не из того, что люди неожиданно захотели каким-то уникальным образом показать свое позитивное отношение к смерти, а из переосмысления того, что вообще такое человек, что такое жизнь и что такое смерть человека - главным образом из-за изменения отношения к телу и телесности. Это видно на фоне серьезных конфликтов, с одной стороны, вокруг , сексуальности, и, с другой - вокруг фитнес-индустрии, спорта, пластических операций. Это ведет к тому, что привычная целостность тела и необходимость его сохранения не связывается с личностью. В результате происходит отказ от традиционного погребения и всех сопутствующих аксессуаров. Поэтому, например, кремация становится абсолютным трендом на Западе.

Избирательная табуированность

Я противник всей этой истории про «табуированность смерти». С точки зрения критического подхода к знанию, к интерпретациям, то, что тема смерти табуирована, - абсолютно пустое высказывание, которое не находит себе никакого подтверждения. Очень удобно, когда ты, например, психоаналитик, рассуждать, что все вырастает из двух вещей: или из секса, или из страха смерти. И очень легко все вокруг именно этим объяснять: «У вас проблемы на работе? Это детская травма на фоне сексуальности и смерти». Получается всеобъемлющая теория, которая на все всегда дает свой ответ. Я не спорю, что эти темы крайне широки и находят проявление практически в любых областях, но концепция страха смерти как некой врожденной константы сильно ограничивает нас в познании.

Разговоры о табуированности очень избирательные. Когда мне кто-то задает вопрос, не табуирована ли у нас тема смерти, я отвечаю: зайдите в любой православный храм - и вы увидите кучу мертвых, буквально засушенных тел (имеются в виду мощи святых. - Прим. ред. ) - это табуированность смерти? Или возьмите самый крутой перформанс последних лет, когда и миллионы людей стояли в километровых очередях, чтобы поцеловать сушеное мертвое тело. Или смотрим фильм и видим убийства, кровь, разорванные мертвые тела - это табуированность смерти? Только когда мы говорим о родном покойнике, у нас возникают какие-то сложности. Я думаю, это просто специфика разговора и совершенно не показатель табуированности.

Не нужно путать табуированность темы (как запрет) и отсутствие разговора (языка и умения говорить) о личном опыте. Мы здесь похожи на немого человека, который, может быть, и хочет говорить, но не может, потому что не обучен или не имеет возможности.

Сам факт, что эта тема сейчас поднимается, говорит о том, что ее готовы обсуждать. Другой вопрос, что в советской и постсоветской культуре нет языка, на котором можно поговорить о смерти и умирании. Его достаточно тяжело вырабатывать.

Концепция страха смерти как некой врожденной константы сильно ограничивает нас в познании

При этом я уверен, что большинство людей сейчас в той или иной степени готовы обсуждать смерть. Конечно, не так прямо: «Эй, чувак, ты скоро откинешь копыта, давай обсудим, как это будет». Очевидно, это немножко некорректно, ведь не всем нравится об этом говорить за чашкой кофе. Но мы знаем различные истории, когда люди обсуждают, сидя на кухне, кому достанется квартира после смерти бабушки. И такой разговор о смерти почему-то достаточно популярен, он не вызывает отторжения. А если просто поговорить о смерти бабушки, убрав из разговора квартиру, уже окажется, что об этом говорить нельзя. От смерти не убежать - нужно учиться говорить о самом важном.

Алена Агаджикова

Медиахудожница, фотограф, активистка

О бинарности восприятия смерти

Страхом смерти пропитано все вокруг. Эти обереги в машинах, плевания через плечо, записочки за здравие в церквях - религиозность, суеверность, магическое мышление и бытовой мистицизм в целом построены на ошибочной мысли, что человек властен над смертью и может повлиять на нее, если обратится к набору обрядов. И такое стремление понятно: каждый из нас был рожден в неизвестности, что есть смерть, более того - никто из нас не выбирал, появляться на свет или нет. Если отбросить все теории об аде, рае, временных пространствах, реинкарнации и так далее, то в сухом остатке мы получаем одно: вступая в сознательный возраст, каждый понимает, что рано или поздно умрет. Но что такое «умрет», какие ощущения будут при смерти, а главное, что произойдет с твоим сознанием, со всем нажитым, - неизвестно. Если подумать, человечество не так уж плохо справляется, учитывая настолько стремные вводные данные.

«Некрообъективация»

Одежда мертвой или мертвого - это, прежде всего, концептуальный вопрос. Но нельзя его недооценивать, потому что то, как мы поступаем с мертвым человеком, говорит о нашей внимательности или невнимательности по отношению к тому, кто лишен воли. А также о том, как мы распоряжаемся своей властью.

Многие критиковали «Некрообъективацию» ( Алены и Насти Горбуновой, в ходе которого художницы исследовали, какие наряды предлагает женщине сфера ритуальных услуг. - Прим. ред. ) за то, что мы как бы дискриминировали этим проектом живых. Десятки людей писали, что «заботиться нужно не об умерших, а об их живых близких». Но если мы будем форсировать память о человеке, абьюзивным образом одевать его в ту одежду, которая нравилась нам, а не умершему при жизни, проводить над усопшим панихиду, если он был атеистом, - мы должны понимать, что подделываем реальность и выдаем желаемое за действительное. В моем идеальном мире люди обсуждают смерть и погребальные нюансы со своими близкими при жизни. А если не успевают, то ориентируются на образ этого человека при жизни и то, какой обряд (или его отсутствие) он, скорее всего, предпочел бы.

Умирают все, кроме тебя, и ты - по самоощущению - живешь вечно. А мгновение своей смерти, скорее всего, не осознаешь


Эвелин де Морган. Ангел Смерти, 1881

Проект #сестринскаямогила

В ноябре 2017-го я, Саша Алексеева, София Сно, Арам Устян и Вика Привалова создали в парке «Сокольники» спонтанное кладбище. У каждого было свое надгробие и своя концепция, связанная с ним. Мы выбрали для проекта название как альтернативу братской могиле.

Первое открытие, которое мы сделали в рамках проекта, - надгробия в Москве стоят невероятно дорого, причем не только мраморные памятники, но и самые простые, металлические. В итоге нам пришлось заказывать все памятники в Томске - каждое надгробие обошлось нам в 1500–2000 рублей. Поскольку заказ был коллективным, представители ритуального агентства сделали нам скидку. Этот капиталистический жест выглядел в нашем случае и в этих обстоятельствах очень ярко и коррелировал с теми вещами, которые мы уже видели в других интернет-магазинах ритуальных услуг: на каждом втором сайте можно увидеть «покупаете два надгробия, получаете третье в подарок», «заказываете ограду, а наши сотрудники оформляют клумбу на могиле». То есть происходит столкновение двух миров: траурного и метафизического с повседневным, работающим по обычным правилам рынка.

Еще одна вещь, которая бросилась в глаза при подготовке проекта, - это копирайтерские тексты на сайтах. Совершенно неприкрытая манипуляция в каждом предложении: «Сделайте последний подарок вашему близкому», «Отправьте любимого в последний путь». На сайтах также есть отдельная категория - это детские гробики и памятники. Там вообще происходит что-то совершенно за гранью. Во-первых, детские надгробия и гробы в два или три раза дороже, чем те же для взрослых, что, разумеется, не случайно, а с расчетом на убитых горем родителей, которые готовы отдать любую сумму. Во-вторых, тексты там отличаются особым давлением. В начале перечисляется, как печален факт «ухода из мира маленького, невинного человека», а после звучит: «Для того чтобы памятник получился неповторимым и говорил о благодарности к ушедшему умершему человеку, заказчику необходимо серьезно и обдуманно подойти к его созданию».

Я была уверена, что во время установки своей (работа Алены в рамках коллективного проекта. - Прим. ред. ) и моего микроперформанса в виде выкладывания двадцати четырех гвоздик (каждая - на год моей жизни) я погружусь в медитативное состояние и получу какой-то экспириенс. Но было слишком холодно. И страшно, что кто-то из прохожих прервет нашу акцию и мы не сможем установить все памятники. В результате вышло ровно так, как бывает на похоронах: сумбурно, холодно, а участники хотели то пить, то есть, то погреться. Еще мы были сконцентрированы на том, чтобы между памятниками было расстояние в 50 метров - именно такой интервал должен быть между пикетирующими в России, чтобы их акцию не признали массовым мероприятием. Мы отмеряли это расстояние шагами. В конце каждой установки памятника я скакала на надгробии, чтобы ножки пробили заледеневшую землю, что выглядело максимально комично.

Детские надгробия и гробы в два или три раза дороже, чем те же для взрослых, что, разумеется, не случайно, а с расчетом на убитых горем родителей

Пожалуй, самым важным моментом стало то, что произошло с нашими памятниками уже на следующий день после установки. Их снесли. Соня Сно и Даша Серенко отправились в парк, чтобы проверить, на месте ли все, и не нашли ни одного нашего памятника. Зато наткнулись на старую, судя по выгравированной дате, могилу кота. Так мы столкнулись с исключением наших художественных высказываний из сакрального поля захоронений. Кота хоронить можно, а концепции, мысли, образы - нельзя. Первое - серьезно, второе - шутовство и вандализм. Получается, чтобы говорить о смерти, нужно столкнуться с ней напрямую и доказать это окружающим. Я думаю, если бы мы установили одно надгробие, а не шесть, и косвенно в эпитафии дали бы понять, что надгробие посвящено реальному погибшему, у работников парка, что называется, «не поднялась бы рука», как она не поднялась в свое время на захоронение кота.

Рита Пинскер

Последовательница движения Death Positivity

Орден хорошей смерти

В России, как и на Западе, культура учит нас смотреть на смерть резко негативно, воспринимать ее как апогей всего самого ужасного. О ней нельзя шутить, нельзя активно обсуждать. Однако множество культур относились и относятся к ней совсем иначе: в Древнем Египте смерть считалась продолжением жизни, в буддизме существует практика медитаций «вхождения в смерть» для подготовки тела и духа к этому моменту, а в Мексике усопших провожают в последний путь с песнями и танцами.

Трудно определить, когда и как возникло движение «позитивного отношения к смерти». Однако, если мы говорим о чем-то организованном в современном мире, то я бы сказала, что все началось с Кейтлин Доути, которая основала и создала ютьюб-канал . (в пер. с англ. - «Спроси гробовщика». - Прим. ред. ).

Кейтлин Доути было 8 лет, когда она увидела, как в торговом центре упал ребенок с высоты 9 метров. Никто не объяснил ей сути произошедшего и не помог проработать связанные с этим эмоции - из-за этого ее начали одолевать страхи, в результате которых у нее появилось ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство. - Прим. ред. ). Позднее она решила попробовать себя в роли работницы похоронного бюро. В автобиографии она подробно описывает свою работу там: как менялись ее обязанности, а с ними - и отношение к телам усопших и самой смерти. Тогда Доути поняла, что похоронная индустрия - ее призвание. Тогда она получила диплом по специальности Mortual Science - на русском языке нет подходящего аналога, но, по сути, это сертификат специалиста по бальзамированию тел и по организации работы похоронного бюро.

В 2011 году Кейтлин создала Орден и сформулировала его основные принципы, объединив вокруг себя единомышленников - художников, дизайнеров, педагогов, писателей, работников похоронной индустрии. Сейчас Кейтлин - владелица собственного похоронного бюро, автор книг «Smoke Gets in Your Eyes» и «From Here to Eternity» (к сожалению, русских переводов этих книг пока нет), блогер и вдохновительница целого движения со своей миссией.

О позитивном отношении к смерти

Само выражение «позитивное отношение к смерти» звучит несколько противоречиво. Если бы я сказала нечто подобное маме, она бы уже давно записала меня к психиатру и обвинила бы в связях с сатанистами (шутка). Однако мы не пропагандируем и не романтизируем смерть. Смысл движения - убедить людей принять ее как неизбежный факт, перестать бояться и начать открыто обсуждать процессы, связанные с ней.

Многим интерес к теме смерти кажется патологическим. Я думаю, в том числе под влиянием авраамических религий (монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племен Аврааму. - Прим. ред. ). в нашей культуре появилось нездоровое отношение к телу: плоть - нечто падшее, грязное в отличие от чистой и неприкосновенной души. Поэтому многие биологические аспекты тела так или иначе стигматизированы - секс, видимые болезни, менструация, выделения и, конечно, смерть. Мы не хотим признавать, что мы не только личности, но и биологическая масса, которая обречена на распад. Орден же, наоборот, провозглашает, что смерть естественна и неизбежна, как и интерес к ней.

Для меня смерть - как раз то, что делает жизнь такой ценной. Мы начинаем умирать, едва родившись, и как бы долго мы ни жили, скорее всего, нам покажется, что этого слишком мало. Именно поэтому нужно суметь вынести что-то из каждого дня, какой-то смысл, потому что любой день может оказаться последним.

Под влиянием авраамических религий в нашей культуре появилось нездоровое отношение к телу: плоть - нечто падшее, грязное в отличие от чистой и неприкосновенной души

Если бы мы могли открыто обсуждать эти темы, прорабатывать эмоции, страхи, делиться возможными решениями этих проблем, то, возможно, к самому моменту смерти мы бы чувствовали себя гораздо спокойнее и могли бы сконцентрироваться на духовной стороне вопроса, на нашем личном духовном опыте.

Соблюдение воли умершего

Трудно представить статистику исполнения воли умершего в России, ведь у нас просто не принято ее изъявлять. В моей семье, например, только один из родственников сказал, что хотел бы быть кремированным, и его волю исполнили.

В Америке составление завещания - вполне распространенная практика даже среди небогатых людей. В нем прописывается передача прав на имущество, но также можно включить и волю относительно похорон и степени жизнеобеспечения в случае комы. Конечно, последние пункты прописывают не все, хотя, на мой взгляд, это важно. Ведь в момент смерти близкие могут находиться в очень подавленном состоянии - и им будет трудно принимать правильные решения.

Считаю, что каждый должен высказаться по этому поводу в присутствии родных, хотя бы в устном виде. На настоящий момент я спросила всех моих близких об их желаниях касательно этой темы и рассказала им о своих.

Кристина Гмирянская

Видеоблогер, онковыздоравливающая

Год и шесть месяцев назад я узнала о своем диагнозе. Мне диагностировали вторую стадию рака, и с этого момента началась моя история борьбы. На тот момент моему сыну не было еще и года.

Я прошла шестнадцать курсов химиотерапии и семнадцать уколов герцептина, таргетной терапии. Каждый укол стоил полторы тысячи долларов. К сожалению, в нашем государстве (Кристина живет в Киеве. - Прим. ред. ) такое лечение возможно только за свои деньги.

Страхи

За четыре месяца до того, как меня что-то начало беспокоить, я по непонятной причине начала подписываться в инстаграме на людей, которые больны раком. Тогда я даже не думала, что у меня может такое быть. Я видела победы и, к сожалению, смерти тоже видела.

Когда на меня свалился диагноз, когда узист, просто приложив датчик к груди, даже ничего особо не ища, сказала, что у меня все серьезно, что мне предстоит минимум шесть курсов химии, я не была к этому готова. Если к этому вообще возможно быть готовым. Узнав, что у меня маленький сын, врач сказала, что мне нужно проводить с ним больше времени. Она сказала это доброжелательно, но от этих слов мне стало по-настоящему жутко.

Больше всего на свете я боялась химиотерапии. Я боялась ее больше рака. За четыре года до диагноза, после потери второго ребенка, у меня начались панические атаки. Это была не жизнь, а кромешный ад. Мои моральные силы были сильно подорваны. При одной мысли, что меня постоянно будет тошнить, у меня начиналась паника.

В апреле 2017 года я вышла в ремиссию, а августе мне надо было проходить первую проверку. Каждая проверка для людей, прошедших через онкологию, - настоящая пытка. Уже за несколько недель до проверки начинается мандраж настолько сильный, что ты не можешь ни спать, ни есть. В этот момент тебе страшнее, наверное, чем во время химиотерапии. Даже перед родами я такого не чувствовала. По статистике у рака груди наименьшее количество рецидивов. И все равно страх будет всегда, к сожалению. Страх будет до конца жизни.


Джон Эверетт Милле. Офелия, 1851–1852

Переоценка ценностей

Раньше я не ценила свою внешность. Сейчас я считаю, что до болезни была безумно красивой. У меня были шикарные волосы и невероятная фигура. Да, у меня всегда была маленькая грудь, которую я мечтала увеличить. Возможно, теперь моя мечта сбудется, но, конечно, не в тех обстоятельствах, которые я себе представляла. Сейчас у меня произошла полная переоценка ценностей. Если раньше я была зациклена на материальном, теперь я понимаю, что самая главная ценность - это жизнь во всех ее проявлениях.

До болезни я ни разу не снимала себя для канала без макияжа - это было просто невозможно. Выходя в магазин, я обязательно рисовала себе лицо - именно рисовала. Сейчас же я никого и ничего не боюсь и не стыжусь. Я восемь месяцев ходила лысой! Конечно, я до сих пор болезненно реагирую на некоторые комментарии. Например, когда мне говорят, что я на самом деле не болела.

Узнав, что у меня маленький сын, врач сказала, что мне нужно проводить с ним больше времени. Она сказала это доброжелательно, но от этих слов мне стало по-настоящему жутко

О страхе смерти

Если бы не было моего сына, если бы моя жизнь была такой же, как в последние пять лет до его появления, узнав, что у меня рак, я бы даже не стала лечиться. У меня было сложнейшее моральное состояние. У меня не было ни малейших сил бороться. И я не считала тогда смерть чем-то ужасным. Мне было все равно. Но с появлением сына изменилось буквально все.

Моему в ютьюбе уже 7 лет. Я знала, что мои видео могут кому-то помочь. И я получала отдачу - за этот год на мой канал подписались десятки тысяч людей. Конечно, есть 2–3% хейтеров, которые ждут моей кончины, но я абсолютно спокойно к этому отношусь. Эти люди смотрели меня как сериал, только ради того, чтобы узнать, что будет дальше. Когда умерли три блогера - Кирилл Рябов, Сережа Добров и Вика Горвут, - у меня не возникло мысли закрывать канал. Я снимала и все процедуры, рассказывала о препаратах, о том, как облегчить самочувствие после химии, как оформлять инвалидность, как завязывать платки.

Со смертью жизнь не заканчивается. Другое дело, что мы ожидаем воскресения мертвых, поскольку душа без тела не совсем полноценна. Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Христу, чтобы пройти через смерть, понадобилось три дня, по истечении которых он воскрес. Нам, разумеется, потребуется побольше. Но срок не так важен, ведь понятия времени за порогом смерти не существует.

О страхе старости и смерти

Проблема табуированности смерти действительно есть - даже среди людей, называющих себя христианами. Возникает она из-за маловерия и необразованности в плане христианского учения. Время сделало свое дело, и теперь восприятие старости, а вместе с ней и смерти, искажено. Раньше старость воспринималась как период мудрости, когда человек оценивает все высокой шкалой ценностей, которую он приобрел, пройдя через опыт жизни. В старости человек готовится к смерти, его заботят мысли о том, как он предстанет перед Богом: ему нужно будет отвечать за свои дела - и добрые, и злые. Теперь же старость стала восприниматься как немощность, как слабоумие. Все стремятся сохранить вечную молодость, и, разумеется, вместе с боязнью старости появилась боязнь смерти. Отсюда и табу - люди живут одним днем, думают, что нужно жить только для того, чтобы удовлетворить потребности своей плоти, а о душе совсем забыли. Они считают, что со смертью все прекращается и предпочитают не думать о ней.

К примеру, в Англии, как и в большинстве стран Западной Европы, покойников хоронят в закрытых гробах, чтобы не видеть лица умершего. И людей поражает, когда, зайдя в православный храм, они вдруг встречаются с покойником, лежащим в открытом гробу во время отпевания. Это производит на них сильное впечатление. Причем впечатление не какое-то ужасающее, а наоборот - внезапно оказывается, что ничего страшного в этом нет.

В свое время язычники, те же самые греки и римляне, презирали смерть - но не потому, что думали, что за гробом их ждет продолжение жизни. Они говорили себе, что должны жить для будущих поколений. Это та же самая идеология, которую исповедовал коммунизм в свое время. А еще это напоминает психологию животного, которое живет только для продолжения рода. Постепенно мысль развивалась и философы пришли в тому, что человек - это индивидуальность, пока еще они не говорили о личности, но все-таки признали индивидуальность. И тогда возник вопрос: если ты индивидуален, то почему с твоей смертью все должно заканчиваться? Для язычников было большим откровением, когда они видели христиан, спокойно идущих на смерть: значит, они знают какую-то тайну, значит, им доступно нечто, о чем нам неизвестно. А у христиан был Христос, который воскрес и дал нам всем уверенность, что наша жизнь продолжится за гробом.

Людей поражает, когда, зайдя в православный храм, они вдруг встречаются с покойником, лежащим в открытом гробу во время отпевания

Отношение к нетрадиционному погребению

Церковь выступает за традиционные способы погребения только потому, что это как-то более благотворно действует на родственников. Как писал Мунций Феликс:
«Мы считаем, что человек не испытывает никакого вреда в зависимости от образа погребения, но придерживаемся более благородного и более древнего обычая - предания тела земле». Господь всесилен восстановить тело из любого состояния: будь оно погребено или сожжено - это абсолютно не имеет значения. Но для родственников очень важна возможность прийти на могилку, помолиться, вспомнить усопшего.

Если усопший высказывает какую-то волю перед смертью, наверное, для родственников будет правильно эту волю исполнить. Я часто встречался с ситуациями, когда умирали бабушки и дедушки, которые всю жизнь были приверженцами коммунистической идеологии и ни в коем случае не хотели, чтобы их после смерти отпевали. Однако родственники приходили и настойчиво об этом просили. Смысла в таком отпевании абсолютно нет - ведь человек был неверующим. Это можно делать только для успокоения совести ближних. Но, опять же, по канонам церкви мы не имеем права отпевать человека, который отрекся от Христа. Иногда приходится отказывать в таких случаях. Волю усопшего нужно уважать, даже если родным сложно ее исполнить.

- Люди зачастую боятся смерти. Умирать не хочется, хочется еще пожить. А стоит ли ее бояться?

Некоторым стоит. Епископ Игнатий Брянчанинов однажды сказал: «Люди сейчас живут так, как будто никогда бы не пришлось умереть, а умирают так, как будто никогда бы не пришлось больше жить». Это в XIX веке! Кто умирает так, как будто бы не пришлось больше жить, то есть «после меня хоть потоп», - про тех псалмопевец Давид говорит: «Смерть грешников люта». Грешникам надо бояться смерти, потому что это будет финал, итог всей жизни. Каким он будет, если не будет плодов покаяния, хотя бы как у разбойника, - непонятно. Бог стучится в дверь человеческого сердца до конца, но ручка только с одной стороны: со стороны человека. Со стороны Бога ручки нет. Войти в душу, взять за руку и насильно ввести в жизнь любви, правды, истины невозможно. Это внутреннее состояние человека, его выбор. Насильно не заставишь ни любить, ни верить, ни быть верным. Если нет перспективы вечности, если человек жил только земным - это тупик. Для человека это страшно, потому что он не видит, что будет дальше, за этой дверью. Он не воспринимает ее как дверь: он воспринимает ее как стену, о которую разбилась голова, - и больше ничего нет. Такой взгляд на смерть (без перспективы вечности) страшен.

Расскажу необычную историю для людей, которые живут без Бога. Человеку напоминали о вечности, духовной жизни, покаянии, Евангелии и Христе. Жизнь идет - ничего интересного: здоровье, бизнес. Всё конкретно, а вы тут со своими духовными вопросами. И вдруг ему было дано явление: стук в дверь - открывает, а там Смерть стоит.

Ты кто? - говорит человек.

Я Смерть.

Человек отвечает в горделивом запале:

Ну, и что?

Ну и всё.

Не дай нам Бог пережить такое: неверующему сознанию встретиться с тупиком, концом.

Достоевский сказал: «Что такое ад? Это невозможность любить». Все было возможно при жизни. А там - просто итог. Хотя при воскресении, наверно, какой-то шанс еще будет, за человеком еще останется выбор. Потому что когда люди увидят Христа, кто-то поклонится Ему, а кто-то останется в своей злобе без Него. Если этот выбор любви будет, то Господь, конечно, помилует всякого кающегося грешника. На это уходит вся жизнь. Василий Великий говорит: «То, что не начнется здесь, не начнется и там. А то, что началось здесь, там только умножится и продолжится». Если здесь началась вера, надежда, благочестие, доброделание - это продолжится. Если здесь этому не было положено начало, этого не будет и там. Старец Иосиф говорил: «Старого учить - что мертвого лечить». Сейчас тебе дано время. Куда склонится твоя душа? Сделай хотя бы выбор в сторону добра, человечности. Одна женщина однажды просила совета у Антония Сурожского: «Владыка, я очень хочу стать монахиней, преподобной». Он ответил: «Ваше желание очень похвально. Но научитесь сначала быть христианкой». С этого все начинается. А вообще каждому из нас, наверно, надо начинать с человечности.

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Если человек признает, что боится смерти, его никто не посчитает трусом. Неизведанное всегда вызывает страх. Но разрешение от тела в православии воспринимается как дверь в жизнь вечную. Поэтому нужно ли бояться смерти? Нет, ведь это последний шаг к цели — пребыванию в Царствии Небесном.

Жизнь за пределами земли

Православная Церковь учит, что после физической смерти бытие человека не прекращается. Он — вечен. Да, с каждым годом жизни он стареет, страдает от болезней, после остановки сердца телесно человек не может себя выразить. Как бы неприятно это ни звучало, но каждый знает, что ждет человеческое тело после погребения. Преодолеть тление удавалось только святым, поклониться мощам которых могут многие верующие.

Но человек имеет еще и духовное начало, оно не поддается обветшанию. Опыт переживших клиническую смерть свидетельствует, что загробная жизнь существует, человек все слышит, видит, воспринимает, но пребывающие на земле не способны его увидеть и услышать. Вне тела человек живет без ограничений временем и пространством.

Физическая смерть в православии воспринимается как переход в иную жизнь, где человек будет пребывать вечно. Так или иначе, со смертью придется столкнуться всем. Такой «услугой» человечество обязано прародителям Адаму и Еве, которые согрешили и поэтому стали подвластными тлению.

Но каждый человек выбирает сам, где он хочет быть после перехода в мир иной: в вечном блаженстве со Христом либо в вечных муках со злыми демонами. Для православных христиан смерть не должна восприниматься как очередная фобия. Это всего лишь необходимое условие для открытия новых возможностей.

Мученики с радостью… принимали смерть

Представьте себе человека, который открыл для себя подлинное христианство. Он ходит в храм, причащается, молится, изучает Священное Писание, соблюдает заповеди, словом, знает цель своей жизни и старается наполнять смыслом каждую минуту собственного существования. Он понимает, что земное пребывание — это только путь, и разделяет философию смерти в православии. За пределами земной жизни человека ждет самое интересное. Главное — достойно подготовиться к этому.

Однажды прочитала рассказ об одном старце. Его спросили:

— Чего бы ты желал больше всего на свете от Бога?

На это он искренне ответил:

— Смерти!

— Веришь ли ты, что земными пределами жизнь не заканчивается?

— Да ради этой веры и желал бы умереть скорее!

Эту же мысль можно проиллюстрировать примером первых христиан. Вопрос «Нужно ли бояться смерти?» для них уже звучал бы смешно, ведь очень часто они становились мучениками за веру. И знаете, что больше всего удивляло и раздражало язычников? Христиане с радостью и просветленными лицами принимали мученическую смерть. Они рады были пострадать за исповедание Христа, сына Божьего, который искупил всех людей.

Эти люди, как никто другой, понимали, что после скорбей во временном мире их ждет встреча с Богом и вечная жизнь с Ним и множеством праведников. Разве такого можно бояться? Такого нужно желать всем сердцем и всей душой! Здесь становятся понятными и слова апостола Павла: «Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение».

Надо бояться не смерти, а греха

Человек был создан для вечности, в замысле Творца не было смерти. Она появилась как следствие грехопадения — отпадения от Бога. А именно Господь и есть Источник Жизни.

В земном пребывании человек часто отделяется от Бога, но если он делает свой сознательный выбор в пользу вечного пребывания в Царствии Небесном и всеми своими поступками пытается следовать установленному курсу, надеясь не на себя, а на помощь Спасителя, то смерть для него действительно становится приобретением. Это последняя дверь, которую надо открыть перед приближением к цели — жизни во Христе, в Церкви, в Царствии Небесном.

Бояться можно только одного: не успеть подготовиться к вечному блаженству, недостаточно очиститься от греха, отойти без покаяния и причастия. Это единственное, что должно пугать человека.

Но в земной жизни часто бывает не так. Люди переживают о собственном здоровье и самочувствии родных, о том, как накопить денег, куда поехать, как развлечься, во что одеться, чего вкусного съесть... Они боятся смерти, потому что не хотят разлучаться со своим комфортом и думают, что после смерти ничего такого не будет...

А как на самом деле? Все будет так, как каждый заслуживает: для одного смерть — приобретение, входной билет в райские обители, а для второго — дверь в ад и вечные муки. Сомневаться в том, что физической смертью ничто не заканчивается, не дают и примеры переживших клиническую смерть, и многочисленные свидетельства Священного Писания. Христос говорит:

Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет

***

Для христианина ответ на вопрос «Нужно ли бояться смерти?» очевиден. Не нужно, ведь это действительно приобретение — вечная жизнь с Богом. Надо бояться лишь одного — греховной жизни, которая отдаляет человека от Бога и делает нас недостойными пребывать со Спасителем.

Пример разбойника на кресте показывает, что никогда не поздно. Все зависит от веры, желания и прилагаемых усилий.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще