Домой / Для брюнеток / Как я приучаю детей к уборке в доме. Как приучить ребенка к уборке и порядку

Как я приучаю детей к уборке в доме. Как приучить ребенка к уборке и порядку

На то, чтобы приучить ребенка к порядку, обычно требуется немало сил, времени и терпения. Не стоит действовать насильственным путем, хотя это может показаться самым простым решением в конкретной ситуации, ведь отвращение к уборке сохранится у ребенка на всю жизнь.

Рекомендуется с первых лет жизни малыша создать такую обстановку, чтобы приучение к аккуратности шло естественным путем. Детей следует побуждать посильно помогать по дому и делать это проще всего в игровой форме. Это поможет сформировать не только привычку прибирать жилище, но и саму потребность в чистоте и порядке.

Когда начинать

Примерно в два годика у детей впервые просыпается природное желание подражать взрослым, повторяя за ними различные действия, чтобы самоутвердиться в своей «взрослости». Этот момент стоит использовать, чтобы ненавязчиво привлекать ребенка к делам, связанным с уборкой дома.

Двухлетки с удовольствием помогают собирать в коробку кубики и другие игрушки, относить на место различные вещи, аккуратно ставить в прихожей обувь. Можно просить малыша правильно подержать совочек, на который мама будет заметать мелкий мусор.

Конечно, с первого раза ребенок вряд ли качественно справится с заданием, но ему это будет интересно и полезно в плане развития моторики рук.

Вторая «волна энтузиазма» приходит примерно через два года. Четырехлетние дети стремятся облагораживать пространство вокруг себя. Их желание сделать обстановку в своей комнате уютнее и интереснее нельзя игнорировать и подавлять. Именно этот период наиболее благоприятен для вырабатывания у малыша полезных привычек, связанных с приборкой.

Не стремитесь к тому, чтобы малыш сразу делал все идеально. Нельзя ругать ребенка, если он собирает игрушки, карандаши, пластилин, краски в одну коробку – умение сразу сортировать вещи придет позже, а вот интерес к уборке можно на корню убить критикой. Хвалите малыша за стремление сделать свое пространство чистым.

Важно не формировать посыл «хорошие девочки и мальчики всегда прибирают свою комнату», поскольку ребенок такие слова интерпретирует как «если не прибираешь – значит, ты нехороший, и мы тебя не любим».

Ребенка нельзя приучать к тому, что любовь родителей требуется заслужить, в том числе исполнением домашних обязанностей. Малыши нуждаются в безусловной любви.

Чтобы научить ребенка убираться, в первую очередь следует постоянно поддерживать чистоту квартиры. В этом случае малыш привыкает видеть «как это должно быть», и любое нарушение порядка будет вызывать в нем желание исправить ситуацию. Если в доме взрослые люди не утруждают себя уборкой, приучить ребенка наводить чистоту практически невозможно.

Пример родителей очень важен, поскольку дети им подражают. Ребенку в возрасте от четырех лет вполне можно объяснить, что такое уборка и зачем она нужна.

Чтобы упростить задачу, закрепите за ребенком ограниченное пространство, за чистоту которого он будет отвечать. К примеру, это может быть уголок с игрушками и рабочий столик, за которым малыш рисует, лепит, собирает конструкторы.

Постепенно ареал ответственности расширяйте до размеров комнаты – по мере взросления ребенок должен учиться следить за своей одеждой и другими вещами.

Сразу договоритесь с ребенком, что прибираться он будет регулярно. К примеру, в его обязанности может входить уборка игрушек перед прогулкой и перед сном. Если к вечеру малыш устал, и ему трудно самостоятельно справиться с задачей – обязательно помогайте, чтобы не сформировать отношение к уборке как к чему-то тяжелому и неприятному.

Побудить ребенка складывать игрушки не в общую кучу, а по местам, помогут коробки и контейнеры, которые нужно соответствующим образом оформить. Если малыш еще не умеет читать – наклейте поясняющие картинки, у детей постарше коробки и контейнеры могут быть просто подписаны.

В первое время, пока малыш учится самостоятельно прибирать свои вещи, находитесь вместе с ним в комнате, чтобы помочь советом и просто для моральной поддержки. Можно включить веселую музыку для поднятия настроения.

Когда ребенок научится в целом справляться с задачей, можно будет оставлять вместо себя какую-нибудь игрушку в качестве «наблюдателя и помощника».

Не ждите и не требуйте идеального результата, особенно на первых порах! Хвалите малыша за сделанное и не концентрируйтесь на недочетах. И не переделывайте за ним то, что он выполнил, по вашему мнению, неправильно. Иначе вы подорвете его уверенность в себе и позитивный настрой, в результате чего в следующий раз ребенку не захочется убраться в своей комнате.

Привлекайте малыша и к хозяйственным делам за пределами его зоны ответственности. Просите его помочь стереть пыль со столика или тумбочки, полить цветочек в горшке, отнести в мусорную корзину фантики и т.д.

Но не делайте это обязанностью – важно, чтобы малыш помогал по собственному желанию и с удовольствием. Подчеркивайте, что он растет и поэтому получает задания все сложнее и сложнее, и помогает маме все больше и больше.

Если у ребенка в 4-6 лет сформировать позитивное отношение к уборке, она со временем превратится в привычку и не будет вызывать отторжения в подростковые годы и во взрослой жизни.

Если упустили момент

Многие родители откладывают на потом приучение детей к домашнему хозяйству, предпочитая в течение пяти минут привести комнату ребенка в порядок, вместо того, чтобы тратить лишнее время на контроль самостоятельного процесса приборки.

И спохватываются спустя несколько лет, наблюдая дикие завалы из грязной одежды, остатков еды, полотенец, книжек и тетрадок в комнате у подростка. Заставить тинейджера содержать свою комнату в порядке практически невозможно, если у него нет привычки самостоятельно выполнять элементарные действия по уборке личной территории.

Проблема не в том, что подросток не хочет прибирать. Он попросту не классифицирует этот хаос, в котором живет, как беспорядок, требующий устранения. Ему комфортно в такой атмосфере, и изменить данное сформировавшееся отношение непросто, особенно если речь идет о мальчиках.

Моральное и физическое давление, конфликты, как и увещевания, с подростками не работают, поэтому придется учиться договариваться и искать компромиссы.

Начните с самых элементарных шагов:

  • договоритесь, что подросток не будет оставлять в своей комнате посуду и остатки еды;
  • выдайте ему корзину под грязную одежду и поставьте корзину под вещи из стирки – на полки шкафа он их будет складывать сам;
  • купите несколько коробок и контейнеров для различной мелочевки – дальше ребенок сам продумает, сколько емкостей для хранения и какого формата ему потребуется дополнительно.

Как показывает практика, комната быстро захламляется, если у вещей нет четко определенного места хранения. Помогите своему подросшему ребенку организовать пространство, и он быстро поймет, что на уборку не требуется тратить много сил и времени – просто основная часть вещей уже не будет хаотично валяться в случайных местах, создавая жуткий беспорядок.

Решая вопрос, как приучить ребенка убираться в комнате, каждый родитель проходит свой собственный путь. Дети очень разные, и советы, которые срабатывают в одном случае, оказываются бесполезны в другом.

Включите фантазию, придумывайте свои приемы и методики, но помните, что главный принцип остается неизменным – процесс уборки для ребенка не должен стать чем-то неприятным, физически и психологически дискомфортным. Если сформировать привычку, подержание чистоты в доме станет естественной частью жизни, не требующей моральных затрат.

Родители всегда стремятся дать детям все самое лучшее, научить важным и нужным вещам. А начинать, как известно, следует с малого. Наведение чистоты и порядка в доме — как раз такой случай. Когда можно приобщать ребенка к уборке? Как сделать это грамотно? Какие ошибки могут погубить дело? Практическими советами делится эксперт в области легкой и безопасной уборки — производитель экологичных средств для дома .

Пример для подражания

Можно сколько угодно твердить малышу о том, как важно убираться и поддерживать порядок. Но если в доме стихийно возникает настоящий хаос, все эти увещевания будут напрасны. Действеннее и доходчивее личного примера пока еще ничего не изобрели. Почему бы не стать для собственного ребенка образцом для подражания? Тем более что все дети обожают повторять за взрослыми.

Только это правило должно касаться всех домочадцев без исключения. Если малыш будет видеть, как кто-то невозмутимо кладет грязную тарелку в раковину и уходит, то он охотно воспользуется такой схемой поведения. На первых порах можно распределить домашнюю работу. Например, составить график мытья посуды. Так ребенок хорошо усвоит, что у каждого члена семьи есть свои обязанности и их нужно выполнять.

Теория игры в действии

Не секрет, что ребенок воспринимает окружающий мир как нескончаемую увлекательную игру. И он не прочь в ней поучаствовать. Вот почему приучать детей к уборке в игровой форме можно и нужно уже в возрасте 2-3 лет.

Самое простое, что можно сделать, — заняться разбросанными по всей комнате игрушками. Для наглядности лучше всего рассортировать их по разным контейнерам: в один сложите кубики, в другой — пластиковые фрукты и овощи, в третий — мягкие игрушки и т. д. Объясните малышу, что это новая игра и ее цель — правильно и красиво разложить предметы по ящикам. Вначале подсказывайте и помогайте малышу сортировать вещи, а когда он поймет принцип, предоставьте ему полную свободу действий и контролируйте процесс со стороны.

Помощь из первых рук

Психологи уверены, что даже самые маленькие дети с радостью помогают родителям. Главное, дать понять малышу, что его участие в деле для вас очень важно, а его помощь — приятна и бесценна. Если угодно, таким образом ребенок одерживает свои первые маленькие победы в жизни, учится быть взрослым и самостоятельным.

Как вариант, можно попросить его убрать со стола посуду после обеда или поручить вымыть свою тарелку с кружкой. А еще можно предложить ребенку вместе протереть полы. Найдите для него небольшую швабру, выделите отдельную тряпку и найдите маленькие резиновые перчатки. Такой инвентарь только подстегнет интерес к вашей затее. Как показывает практика, дети с энтузиазмом пробуют все новое и неизведанное. К тому же обучение проходит продуктивнее, когда ребенку интересно.

Правильные орудия труда

Заранее позаботьтесь о качественных и безопасных чистящих средствах. Согласитесь, все должно быть по-настоящему. Если собираетесь устроить мастер-класс по мытью посуды, лучше взять проверенное гипоаллергенное средство без всякой агрессивной химии.

В этом отношении идеальным выбором станут гели для мытья посуды . Они изготовлены из натуральных компонентов, не содержат токсинов и других опасных добавок. Ими спокойно можно вымыть даже овощи и фрукты. При этом они великолепно справляются со стойким жиром и сложными загрязнениями даже в холодной воде. А благодаря глицерину такой гель увлажняет и бережно защищает чувствительную детскую кожу. Но самое главное — это экологически чистый продукт, не представляющий для здоровья никакой угрозы.

Подвиг по расписанию

Начиная с 5-7 лет можно переходить к комплексным задачам. Каким бы рутинным ни казалось составление списков важных дел, этот прием работает безотказно.

Накануне дня, когда предстоит большая уборка в доме, составьте вместе с ребенком список персональных заданий. Он может выглядеть примерно так: застелить постель, убрать игрушки, собрать мелкий мусор, протереть пыль, полить цветы. Повесьте список на видное место, и пусть после уборки ребенок сам вычеркнет все пункты с чувством выполненного долга. Со временем это войдет в привычку, и списки вам больше не понадобятся.

Только не обременяйте ребенка большим количеством всевозможных заданий. Если он поймет, что от него требуют неисполнимого, быстро потеряет к уборке интерес и даже может учинить нечто вроде бунта.

Чистая психология

Приобщая детей к уборке, важно не перегнуть палку. Не давайте слишком сложных и кропотливых заданий. Не стоит ожидать, что ребенок моментально освоится с пылесосом или будет до блеска натирать полы. Пусть он выполняет задания так, как ему больше удобно. Даже если вам придется переделывать за ним практически все.

Ни в коем случае не следует критиковать работу, если что-то сделано не так. Переходить на крик и тем более смеяться над неудачами — худшее, что вы можете сделать. Так вы раз и навсегда привьете ребенку стойкую неприязнь к уборке. А заодно подготовите благодатную почву для комплексов. Лучше всего спокойно показать, как выполнить то или иное задание правильно. И не позволяйте сердобольным бабушкам или дедушкам из чувства сострадания делать то, с чем внуки не справились с первого раза.

Слово чудеса творит

Поощрение ребенка за труд — тема неоднозначная и коварная. Не следует все сводить к вещественным наградам за добросовестно выполненные задания. Более чем сомнительны ультиматумы вроде «пока не уберешься в комнате, не получишь шоколадку». Они оказывают на детскую психику пагубное воздействие.

Гораздо разумнее снова прибегнуть к игровой форме. К примеру, можно периодически устраивать семейные чемпионаты по уборке. Малыши будут рады получить символическую медаль с надписью «Герой чистоты». Но помните, слова в этом деле значат намного больше. Ребенку важно знать, что он все делает правильно и родители им гордятся. Поэтому чаще хвалите детей, благодарите за помощь и напоминайте о том, что она должна быть взаимной.

Забота о ближних

Нередко взрастить в детях любовь к чистоте и порядку помогают домашние питомцы. Почистить клетку любимого хомяка или поменять наполнитель в кошачьем туалете — задание, которое вполне под силу любому ребенку. Важно, чтобы он не воспринимал это как «грязную» работу или наказание за провинность. Напротив, тем самым вы приучите его к мысли о том, что любой труд по дому — важен и полезен.

Будет здорово, если ребенок с ранних лет научится проявлять заботу по отношению к тем, кто в ней действительно нуждается. Есть в этом важный воспитательный момент. Так он сможет почувствовать, что испытывают родители, когда в очередной раз вынуждены прибирать за ним самим. Это ли не способ научить по-настоящему ценить труд других людей?

Привить ребенку здоровую тягу к чистоте и порядку — дело техники, терпения и грамотного подхода. Главное, не ждать, что все случится само собой, и уделять воспитанию будущих помощников должное внимание. Успехов в этом вы добьетесь вместе с современными натуральными средствами для уборки . Ведь обучение домашним обязанностям должно быть не только интересным, но и комфортным и безопасным.

Чтобы ребенок вырос аккуратным и чистоплотным воспитывать эти качества нужно с определенного возраста и по определенным правилам. Психологи подтвердили, что начать убирать за собой игрушки, книжки, вещи, посуду дети должны с двух лет. В этот момент главное не допустить ошибок, чтобы уборка ассоциировалась не с каторгой, а с нормальной домашней работой.

Существуют некоторые правила, по которым можно приучить маленького ребенка к порядку и чистоте. В два года дети начинают копировать взрослых. Поэтому привлекайте ребенка к вашим домашним делам. При этом не нервничайте из-за неправильно выполненной работы, а наоборот похвалите малыша, в его возрасте очень важно слышать теплые слова от любящих родителей. Не торопите ребенка быстрее выполнять работу, пускай делает с удобной для него скоростью. Если работу нужно выполнить быстро, лучше доверьте ребенку похожее задание, а основное выполните сами. Например, пока моете посуду, дайте ребенку протирать игрушечные тарелки, или маленькие миски. Во время уборки по дому, дайте ребенку подержать веник после того как подметете пол. Или пускай помогает протирать полы вместе с вами, только маленькой влажной тряпочкой. Главное не нужно отказывать ребенку в возможности поучаствовать в уборке, именно с такого возраста дети и начинают привыкать к работе по дому.

Основная ошибка взрослых – недоверие к ребенку в выполнении определенных дел и нежелание ждать. Чаще всего взрослые вместо малыша начинают складывать игрушки, прибирать в детской, а потом еще удивляются в кого ребенок вырос таким неряхой. Уборка детской комнаты должна быть интересной и устроенной в виде игры. Например, маленькие детали или игрушки можно загрузить в грузовик, а потом довезти и высыпать их в специальный ящик. Крошки можно собрать «курочкой», сделанной из руки и «поклевывая» собирать мелкий мусор с пола. Кубики можно закидывать в корзину, таким образом, вы не только будете их убирать, но и разовьете меткость у ребенка. Не нужно торопить ребенка в такой «игре», а наоборот стоит помочь ему в уборке. Для того чтобы ребенок знал куда какие игрушки убирать, вам нужно чтобы в детской было как можно больше разных ящиков, корзин и полок. Например, возьмите прозрачные контейнеры для мелких игрушек, в корзину складывайте средние игрушки, а крупные игрушки ставьте на полки или в большие коробки.

Требуя от ребенка чистоты нужно, чтобы и взрослые соблюдали ее. Ведь дети подражают своим родителям. И если мама будет ругать за раскиданные игрушки, а папе ничего не будет говорить за снятые, где попало носки, у ребенка возникнут недоразумения. И напоследок, всегда хвалите своего малыша и показывайте, как вы его любите. Ведь для него очень важно чувствовать себя любимым и желанным ребенком в семье.

Уборка в доме, где есть ребенок, на первый взгляд, кажется невозможным, а иногда и бесполезным занятием. Вещи, игрушки, различные мелочи загадочным образом возвращают себя на то место, откуда были убраны, и сколько бы мама или папа ни старались, все повторяется с завидным постоянством.

Иногда родители, чаще мамы, придумывают всевозможные способы наведения чистоты вместе с детьми, организовывают контейнеры и коробки для различного рода игрушек. Они пытаются научить не просто убирать, а сортировать свои игрушки – мягкие в одно место, твердые в другое, музыкальные в третье, и опять-таки, все бесполезно.

Попробуйте посмотреть на поддержание порядка проще: если в квартире много лишних вещей, не стоит придумывать им отдельное место жительства, начините уборку с освобождения квартиры от них. Убираем лишнее С каждым последующим ребенком мама понимает толк в лишних вещах, у нее уже нет двадцати пар носков, ни миллиона игрушек, лишь только все самое необходимое. Убрать лишнее гораздо проще, чем кажется, ведь через пару дней вы уже забудете, что утилизировали, а сколько пользы!

Заведите один большой контейнер, складывайте в него все игрушки, не различая их по составу и качеству, если, конечно, они не очень дорогие ломкие. Делать это следует только на пару с юным помощником, изо дня в день.

Система

Заведите себе такое правило – ребёнку нельзя брать новую игрушку, пока он не уберет старую! Иными словами, если кроха поиграл одной игрушкой и планирует переключиться на следующую, он обязательно должен убрать первую на место. Конечно, без фанатизма, малыш вполне имеет право играть двумя и тремя игрушками одновременно.

Методы, которыми можно приучить ребенка к порядку

Игра. Дав ему в руки корзинку или пакет, разыграть сказочную ситуацию – мы собираем грибы, ягоды, цветы. Дитё с удовольствием принимает игровую форму такого ответственного занятия, как уборка.

Поощрение. Можно пообещать малышу какой-нибудь поощрительный приз; это не должны быть сладости или другие вкусности. К примеру, просмотр мультфильма, совместная прогулка, чтение интересной сказки.

Собственный пример. Очень важно, чтобы он видел перед собой хороший, положительный пример ежедневно, иначе он просто не поймет, почему вы заставляете его поддерживать порядок в своих вещах, когда вся квартира не убрана. Как ни крути, а от осинки не родятся апельсинки.

По логике вещей следующий метод должен быть что-то типа «приказного порядка», но этого делать ни в коем случае нельзя, малыш может испугаться, обидеться или вовсе не понять о чем именно идет речь.

Нюансы

Зачастую маленький человек начинает капризничать, особенно первое время, но не стоит поддаваться на его манипуляции. Спокойная реакция, выдержка помогут ему понять, что вы настроены серьезно.

Самое главное помнить две вещи:

1. Во всем должна быть последовательность и системность, только так вы приучите малютку к своим обязанностям.

2. Перестаньте нервничать и обвинять себя. Все, у кого есть дети, сталкиваются с подобными проблемами, т.е. бардак – явление неминуемое, главное объяснить это папе и бабушкам!

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 22 622 раз(a).