Домой / Для брюнеток / Конспект НОД по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Помощники и помощницы. Материалы и оборудование

Конспект НОД по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Помощники и помощницы. Материалы и оборудование

Салихова Лариса
Конспект НОД по трудовому воспитанию. Хозяйственно-бытовой труд «Помощь няне» (младшая группа)

Конспект нод по трудовому воспитанию .

Хозяйственно-бытовой труд :

Младшая группа

« Помощь няни »

Воспитатель : Салихова Л.Г.

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых .

Учить видеть части трудового процесса : аккуратно мочить и отжимать тряпочку, тщательно протирать все части стула; приходить на помощь . Дать представление о результате труда – все стулья стали чистыми. Развивать речь детей : стул, спинка, сидение, ножки, тазик, тряпочка, аккуратно; упражнять в связной речи. Формировать терпение, видеть результат своей работы. Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых , способствовать сближению между детьми и взрослыми.

Предварительная работа : знакомство с трудом няни . Во время завтрака обратить внимание на то как удобно сидеть на чистых стульях и кушать, чем это делать стоя.

Материал к занятию : стульчики, тазики с водой, тряпочки.

Ход занятия:

Первая часть :

Цель : вызвать потребность в желание помочь няне в мытье стульев .

Дети здороваются с гостями. Входит няня (грустная) .

В. Е. С. что случилось.

ЕС. Да, вот хотела помыть стульчики, но очень руки заболели, не могу этого сделать.

В. Ой, что же делать будем, дети? Ведь на грязных стульчиках не удобно сидеть. Как нам помочь Е . С. ?

Дети. Давайте мы сами помоем .

В. Хорошо, Е. С. вы идите отдохните, а мы сами справимся. Ребята, а зачем надо стульчики мыть?

Д. Чтобы были чистыми.

В. Ребята, а что нам для этого нужно, какое оборудование?

Д. тазик с водой, тряпочки.

Вторая часть.

В. Ребята я вас научу как стульчики мыть. Я сначала намочу тряпочку в тазике с водой, отожму от лишней воды, а затем стану мыть грязные стульчики. Какую часть стульчика я стала мыть первой? Правильно, спинку стула. А теперь какую часть стула я мою? Правильно, сидение. Дети обратите внимание, что в самом конце я мою ножки стула. А как я мою? (аккуратно, вода не течет) . А теперь мы будем мыть все вместе. А как мы будем мыть? (аккуратно) . Начинаем.

Дети моют. Воспитатель хвалит за правильные действия и ответы. Молодцы!

Третья часть :

В. А теперь прополощем тряпочки в чистой воде и повесим их сушить. Какие у нас стульчики стали?

Д Чистые стульчики.

В. А как мы работали?

Д. Аккуратно, быстро, ловко.

В. Молодцы дети! Е. С. будет очень довольна нашей помощью . Спасибо дети.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Скорая помощь для книжек»

Интеграция образовательных областей: «Социализация» , «Труд» , «Худ. творчество» .

Задачи:

  1. Развивать трудовую деятельность среди дошкольников посредствам ручного труда («Труд» ) ;
  2. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам («Труд» ) ;
  3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками («Социализация» ) ;
  4. Развивать продуктивную деятельность детей («Худ. творчество» ) .

Методы и приемы:

  • практические: труд, игра
  • наглядные: просмотр книг, иллюстраций
  • словесные: обсуждение, чтение, худ. слово.

Материалы и оборудование:

Красочная коробка с порванными книгами и коробка с новыми книжками. Кисточки, клей, ножницы, бумага.

Формы организации совместной деятельности

Игровая Игровая ситуация «Книжкина больница» .

Продуктивная Мастерская по ремонту книжек

Коммуникативная Беседа «Мои любимые книжки» , ситуативный разговор «Трудно ли трудиться»

Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение В. Маяковский «Что такое хорошо…» , обсуждение поступков героев стихотворения.

Трудовая Поручения (в том числе подгрупповые, совместный (коллективный) труд

В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12. 22.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты

  1. Воспитатель предлагает рассмотреть две красивые коробки с книгами. Дети рассматривают и видят что в одной коробке книги новые, а в другой старые (порваны) . Дети обратили внимание на различие книг.
  2. Воспитатель проводит беседу «Мои любимые книжки» . Дети принимают активное участие в беседе. Дети пришли к выводу, что книги им нужны. Портить книги это плохо.
  3. Воспитатель читает детям В. Маяковского «Что такое хорошо…» Дети обсуждают поступки героев стихотворения. Дети способны различать хорошие и плохие поступки.
  4. Воспитатель предлагает совершить хороший поступок «потрудиться и отремонтировать книги» . Дети предлагают создать «Книжкину больницу» и подобрать материал для ремонта книг. Дети включены в творческую деятельность.
  5. С помощью подводящего диалога воспитатель предлагает разделиться на подгруппы. Дети самостоятельно решают, какой трудовой деятельностью займутся. Дети способны самостоятельно принимать решения.
  6. Воспитатель организовывает совместный ручной труд по ремонту книг. Дети по подгруппам выполняют поставленную перед ними задачу. Дети приобщены к посильному труду.

Развиты трудовые навыки по ремонту книг.

7 Воспитатель предлагает посмотреть на проделанную работу. Дети рассматривают книги и оценивают свою деятельность. Развито умение взаимодействовать друг с другом во время трудовой деятельности.

8 Воспитатель организовывает ситуативный разговор «Трудно ли трудиться» . Дети высказывают своё мнение о проделанной работе и о труде в целом. Дети осознали, что такое труд.

Сформировано понятие трудовая деятельность.

9 Воспитатель предлагает разместить отремонтированные книги в уголке художественного чтения.

Дети размещают книги на полках вместе с новыми книгами. Развито чувство ответственности за проделанную работу. Сформировано бережное отношение к собственному труду и труду других людей.

Доминирующая область . «Познавательное развитие».

  • Уточнить, углубить, систематизировать знания детей о способах ухода за комнатными растениями (рыхление, опрыскивание, поливка).
  • Закреплять трудовые умения и навыки.
  • Развивать умение работать вместе, договариваться о последовательности выполнения операции, умение делать простые выводы из опыта.
  • Закрепить элементарные представления о комнатных растениях, уточнить представленные детали о строении растений, правила и сложности ухода за ними.
  • Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения.
  • Развивать мышление, речь, воображение, умение слушать, вступать в диалог.
  • Развивать знания о комнатных растениях.
  • Воспитать трудолюбие, желание сделать подарок мамам своими руками.
  • Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Формы. Игровой момент, загадки, вопросы и ответы, физ. минутка, труд, посадка луковичных тюльпанов, анализ.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на занятие к нам пришла бабушка Огородница (воспитатель одевает фартук и платок) . Здравствуйте, ребята, у меня стряслась беда, перепутала я все растения, помогите мне их разобрать. (Дети на доске раскладываются карточки с изображением садовых цветов и комнатных растении, называют их. )

Воздух очищает создают уют,

На окнах зеленеет, и зимой цветут.

О чем это стихотворение?

Дети: О комнатных растениях.

Бабушка: Почему их называют комнатными растениями?

Дети: Потому что они растут дома. Их привезли из теплых стран и на улице могут расти только летом, а зимой погибнут.

Бабушка: А как ухаживают за комнатными растениями?

Дети: Их поливают, протирают пыль с их листьев салфетками или опрыскивают, рыхлят землю в горшочках. Срывают высохшие листья, пересаживают, меняют землю.

Бабушка: А для чего нужно рыхлить землю в горшочках?

Дети: Потому что, если не рыхлить а только поливать земля станет как асфальт и не будет поступать воздух к корням - растение погибнет.

Бабушка: А чем вы рыхлите?

Дети: Палочками.

Бабушка: А почему палочками?

Дети: Они тонкие и не поранят корни.

Бабушка: А чем вы поливаете?

Дети: Лейками, носик подставляем к краю горшка и льем.

Бабушка: А где воду берете? С крана наливаете и сразу поливаете?

Дети: Нет, нужно налить и дать отстоятся воде.

Бабушка: Как узнать что комнатное растение нужно полить?

Дети: Потрогать пальчиком землю в горшках, если пальчик пачкается – поливать не надо если нет – то поливать.

Бабушка: А для чего нужно пыль с листьев вытирать?

Дети: Чтобы листья дышали и выделяли кислород.

Бабушка: А как вы их вытираете?

Дети: Большие листья на ладошку и мокрой салфеткой протираем, а листочки брызгает из пульверизатора.

Бабушка: Какие молодцы, а вот у меня бумага - на ней черная полоска – это земля, а вы нарисуете что у комнатных растений находится в земле, а что над землей. (Дети схематически рисуют.) Что же у комнатных растений в земле?

Дети: Корень.

Бабушка: А над землей?

Дети: Стебель.

Бабушка: А чем пьют растение, у них же нет рта?

Дети: Корнями!

Бабушка: А давайте посмотрим, как они это делают. Проведем опыт: как пьет комнатное растение. Подойдите к столам, посмотрите - вот посуда с окрашенной водой и лоскутки белой ткани. Опустите кончик лоскутка в подкрашенную воду. Что происходит? Видите, как вода поднимается по ткани, так и растение своими корнями пьет, вода поднимается по стеблю, к листочкам и цветку.

Бабушка: Вот вы мне все и рассказали, а теперь покажите как вы ухаживаете за комнатными растениями, оденьте фартуки, выберите себе работу. (Практическая часть, дети рыхлят, опрыскивают, поливают растения.)

Молодцы, ваши растения заулыбались, а теперь выходите ко мне. (Физминутка. )

На лугу растут цветы небывалой красоты,

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, только это не беда.

Наклоняются цветы, опускают лепестки,

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Бабушка: Спасибо, вам ребята, помогли мне разобраться с моими цветами. А за это я вам сделаю подарок, только скажите мне какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Бабушка: А после зимы что наступит?

Дети: Весна!

Бабушка: А какой праздник весной?

Бабушка: Вот я вам дарю луковицы тюльпанов, посадите их и они распустятся к 8 марта. Вы приготовили землю, возьмите по луковице, сделайте лунку и поставьте в нее луковицу, сверху насыпьте землю и прижмите пальцами. Что нужно, чтобы луковицы проросли?

Дети: Тепло, свет, вода

Бабушка: Молодцы, а теперь, если занятие понравилось - похлопайте в ладоши, а если нет – спрячьте за спину руки. Вы сегодня показали свои знания и умения по уходу за комнатными растениями. Спасибо!

Итоговая НОД по теме "Труд людей весной". Воспитатели Павлова Л.И., Хамидуллина Г.Р.

: познание, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Цель : Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.

Программные задачи:

1. Расширять представления об орудиях труда.

2. Систематизировать знания о процессе посадки.

3. Формировать практические навыки посадки растений.

4.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.

5. Корректировать навыки продуктивной деятельности.

6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Материал : инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра «Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка, палочки, маленькие лейки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Труд людей весной»

Интеграция образовательных областей : познание, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Цель : Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.

Программные задачи:

1. Расширять представления об орудиях труда.

2. Систематизировать знания о процессе посадки.

3. Формировать практические навыки посадки растений.

4.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.

5. Корректировать навыки продуктивной деятельности.

6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Материал : инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра «Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка, палочки, маленькие лейки.

Ход деятельности:

Приветствие:

К солнышку руки мы потянули,

Лучик мы взяли и к сердцу прижали,

Мы улыбнулись, гостям лучик дали,

Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!

В.: - Вот и наступила весна. Давайте, вспомним, что изменилось в природе? (ответы детей) В это время года у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя. (ответы детей)

Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)

«Объясни пословицы»

  1. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.
  2. Весенний день год кормит.

В.: -Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

(Парник, теплица) Демонстрация иллюстрации.

А еще какие верные друзья-помощники есть у человека на огороде, кроме парников и теплиц, вы узнаете, отгадав загадки.

«Отгадай загадки» (с демонстрацией иллюстраций).

Проползла во двор змея черная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)

Смастерили из досок и надели поясок,

И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (бочка)

Два братца пошли в речку купаться.

Один купается, другой на берегу дожидается.

На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)

Стоят в один ряд острые цап-царапки.

Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)

Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)

Землю копала, грядки ровняла,

Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)

В.: - А теперь я вам предлагаю из счетных палочек выложить инструменты, которыми чаще всего приходится работать в огороде.

«Выложи из палочек инструменты»

Выкладывают из палочек контуры лопаты, граблей.

В.: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от бабушки Забавушки. Она просит нас ей помочь. Пишет, что стала она старенькая, слабенькая, не может сама в огороде работать, и помочь ей некому. Есть у нее внук Антошка, но ленивый он немножко. Поможем? Тогда вставайте, отправимся в огород.

Физ.минутка.

В огород пойдем, хоровод заведем . (Идут по кругу, держась за руки)

В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко. (Приседают)

В хоровод возьмем морковку, и с морковкой спляшем ловко. (Танцевальные движения)

Вверх потянемся с лучком (Тянутся вверх, поднявшись на носочках)

Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)

Раздается храп. В уголке спит Антошка в обнимку с огромной ложкой.

В.: - Ой, кто это? Да это же Антошка! В руках он держит ложку.Что же нам делать, как его разбудить? Давайте, попробуем песенкой.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! /2р.

Хм, не встает. Может, немного изменить песенку?

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку! /2 р.

Антошка вскакивает, озирается по сторонам и кричит: «Где обед, где кормят? Я есть хочу! И ложка у меня всегда готова!»

В.: - Жалко нам тебя, Антошка, что ленивый ты немножко.

Лучше ты вставай скорей, сил в работе не жалей!

Антошка хнычет.

В.: - Антошка, что случилось? Рассказывай, чего это ты плачешь?

А.: -Ну… Я есть хочу. А бабушка не кормит. Говорит лук сажать сначала. Пословицу даже какую-то сказала. Кто не работает, тот … Ээээ, не помню… (Дети подсказывают – тот не ест)

В.: - Правильно твоя бабушка говорит. Что же тебе мешает лук-то посадить?

А.: -Так все инструменты перепутались, я даже понять не могу, как и что вытащить.

«Найди инструмент»

Посмотрите внимательно на эту картинку и назовите, что за инструменты тут спрятались. (Ответы детей)

«Обведи по точкам и заштрихуй»

А теперь выполните задание у себя на листочках. Соедините точки линиями и заштрихуйте. Что за инструменты у вас получились? (Ответы детей)

А.: - Да это легкое задание, я и сам бы мог. Все, сейчас принесу инструменты. Оо, смотрите, сколько принес!

В.: - Что-то очень много инструментов. Ребята, посмотрите, нет ли тут лишних?

«Что лишнее»

В.: -Что тут лишнее, почему? (Ответы детей)

А.: -Вот спасибо, ребята, помогли инструменты выбрать, а то я что-то немножко запутался. Потому и настроение пропало, вовсе я не такой уж и ленивый. Кстати, тут бабушка мне картинки оставила, чтобы было понятнее, как сажать. Я-то все и сам знаю, просто вас проверить хочу, знаете ли вы, как сажать растения. Рассмотрите эти картинки и разложите их по порядку: что было сначала, а что потом.

«Что сначала, что потом»

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают, что на них изображено.

А.: -Я покажу вам семена. Рассмотрите их. Скажите, какие они? (Ответы детей)

А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи? (приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить).

В.: -Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет)

Что мы будем делать? (сначала проведем бороздки, уплотним дно бороздок ребром ладони, польем водой, потому что семена надо сеять во влажную землю, семена будем раскладывать в бороздки по одному на небольшом расстоянии)

А.: -Ну теперь я вам, ребята, могу доверить эту ответственную работу!

В.: -А чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. (Дети надевают фартуки и приступают к работе).

В.: -Ну вот, лук мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы лук вырос сильным и высоким? (Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).

А.: -Какие же вы молодцы! Как славно потрудились. Спасибо, ребята! Побегу быстрее, бабушке расскажу. До свидания! (Машет руками и убегает).

Рефлексия.

В.: -На этом наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? И т.д.

Воспитатели Павлова Л.И., Хамидуллина Г.Р.


Конспект НОД в старшей группе детского сада «Труд взрослых. Как выращивают хлеб»

Программное содержание :

Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей , о том, что хлеб - один из главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить ;

Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью ;

Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу .

Образовательные области : познание, коммуникация, труд , чтение художественной литературы, здоровье, социализация.

Демонстрационный материал :

Картинки с изображением города (многоэтажные дома, здания музеев, театров, широкие улицы с различными видами транспорта) и деревни (поля, одноэтажные дома с садами , ферма, стадо коров,техника, работающая в поле, картина И. Шишкина "Рожь";

Колоски пшеницы и ржи;

Черный и белый хлеб , печенье, баранки.

Раздаточный материал : на подносах зерна ржи и пшеницы.

Словарная работа :

Активизация словаря : пшеница, рожь, трактор, комбайн, зерно;

Обогащение словаря : крестьяне, тракторист, комбайнер, хлебороб , бункер, нива.

Ход НОД:

Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением города и деревни.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста сюда : вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить эти картинки на две группы .

(Предположения детей. Если дети затрудняются это сделать ,можно отставить одну картинку с изображением, например, улицы города с трамваем и предложить подумать, что еще можно добавить к этой картинке, постепенно подводя детей к выводу о том, что все картинки можно разделить на две группы - те , что относятся к городу, и те, что относятся к деревне).

Воспитатель : Мы с вами уже беседовали о том, чем отличается город от деревни. Кто из вас напомнит нам чем же отличается город от деревни?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно. Скажите мне, пожалуйста, чем занимаются люди в деревне?

Предположения детей. Воспитатель, показывая на соответствующие картинки, помогает детям назвать труд людей в деревне - разводят домашних животных, выращивают овощи .

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим об основной работе людей, живущих в деревне. Людей, которые живут и работают в деревне, называют - крестьяне. Повторите это слово.

(Дети повторяют слово крестьяне хором и индивидуально. Спросить 3 - 4-х человек).

Воспитатель убирает со стенда все картинки, выставляет на подносе черный и белый хлеб , печенье, баранки.

Воспитатель : Все мы каждый день едим черный и белый хлеб , многие любят баранки, печенье, пирожное. А кто знает, из чего все это делают? (Из муки) . А что такое мука, из чего ее получают? (Предположения детей.)

Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Рассмотрите их внимательно, зерна можно потрогать. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зерна одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе - зерна пшеницы, на другом - зерна ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерне ржи - длинные. Рожь и пшеница - хлебные растения , они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб .

А вы знаете, как выглядят эти растения? (ответы детей.) Я принесла вам показать эти растения. (Показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски ржи и пшеницы. Давайте их рассмотрим, они, как и зерна, тоже разные.

(Показывает колосок ржи.) - Что вы можете сказать мне об этом колоске? Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче,толще, усики у него длиннее и зернышки круглее.)

Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда : сначала вырастить рожь и пшеницу , потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы . Повторите это слово. (Дети повторяют.) Послушайте, какое интересное слово : в нем соединились два слова - " хлеб " и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения ?

Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

А какая должна быть земля? (Ответы детей.)

Каждому растению, чтобы хорошо расти, Нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот поэтому люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

Воспитатель выставляет картинку с изображением полевых работ весной (на поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

Что это за техника? Это трактор. Кто работает на тракторе? Тракторист. Повторите это слово еще раз. (Дети повторяют.)

На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Как вы думаете, почему они так называются? (С их помощью сеют хлеб .)

Послушайте об этом стихотворение :

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему ы стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей.) Потому что растения нужно посадить в определенный срок, чтобы они выросли, вот люди и торопятся.

Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Посмотрите на картину Ивана Шишкина, которая называется "Рожь". С чем можно сравнить хлебное поле ? (Предположения детей.)

Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют нива. Повторите это слово. (Дети повторяют хором и индивидуально; спросить 2 - 3-х человек.) Нива от слова низ, так как поле находится низко - низко. Послушайте, как пишут о поле поэты. Смотрите на картину и слушайте стихотворение :

Нива моя нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе.

Сейчас встаньте со своих стульчиков и покажите как ветер гуляет над полем.

Физкультминутка "Ветер веет над полями":

Ветер веет над полями, и качается трава

(дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами, словно белая гора,

(Потягивания, руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья-

Вправо - влево, взад - вперед, а потом наоборот

(наклоны вправо - влево, вперед - назад.)

Мы взбираемся на холм

(ходьба на месте.)

Там немного отдохнем

(садятся на стульчики.)

Но вот зерна созрели. Теперь на поле выходят другие машины - комбайны. Посмотрите на картинку. (Выставить картинку с изображением комбайна.) "Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет" - есть такая загадка про комбайн. На комбайне работает комбайнер. Повторите, пожалуйста все это слово. (Дети повторяют.) Что делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву, который называется бункер, высыпаются в грузовые машины. Потом зерно везут на мельницу. Там его растирают, мелют. Получается мука.

Куда везут муку? Правильно, на хлебозаводы .

Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб , булки, печенье, баранки.) А еще из пшеницы делают маннную крупу. Вы любите манную кашу? Зерна пшеницы смелют не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа, можно кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб .

Но не все зерно отвезли на мельницу, часть зерен - самых лучших - оставили, чтобы посеять и в следующим году снова собрать урожай.

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить , чтобы получить хлеб . Наш народ всегда очень бережно относился к хлебу . Много пословиц существует о хлебе . Какие вы знаете пословицы о хлебе ?

- Хлеб всему голова .

Без хлеба - нет обеда .

Не шуба греет, а хлеб .

Хлеб - батюшка , вода - матушка.

Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол , и я надеюсь, что вы будете с уважением относится к хлебу :

Его нужно обязательно доедать; старые люди говорят , что оставляя кусочек хлеба , ты оставляешь свое здоровье;

Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения.

Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А сейчас угощайтесь. Берите баранки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.