Домой / Для брюнеток / Теория всего. Что входит в педагогический стаж? Стаж педагогической деятельности Входит ли должность воспитателя в педагогический стаж

Теория всего. Что входит в педагогический стаж? Стаж педагогической деятельности Входит ли должность воспитателя в педагогический стаж

Благодарю за идею статьи Н.П.Козлова, В.Н.Селиванова (с. Батырево, Чувашская Республика), а также Т.Ф.Самигуллина (с. Н.Кинер, Республика Татарстан). См. также № 34/04 и № 6/05.

Педагогический стаж является видом специального трудового стажа работника. Он представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности в образовательных учреждениях (ОУ) на должностях, связанных с учебным процессом. Трудовое законодательство с данным видом стажа связывает возможность назначения педагогическому работнику не только трудовой пенсии по старости, но и определение размера заработной платы, и предоставление длительного отпуска сроком до одного года. Педагогический стаж имеет определённое значение при оформлении на работу в ОУ и прохождении аттестации на квалификационную категорию, а также при осуществлении процедуры представления к государственным наградам.

В нормативных правовых актах данный стаж именуется как стаж педагогической работы, или – более узко – стаж преподавательской деятельности.

К такому стажу относят не всю педагогическую деятельность работников, а только те периоды, когда работник выполнял должностные обязанности, соответствующие Спискам профессий, должностей, специальностей в образовательных и иных учреждениях. Если же наименование должности или учреждения, в которых работает педагог, не включены в эти Списки, то такой период не засчитывается в стаж педагогической деятельности.

Различают несколько видов педагогического стажа в зависимости от цели его назначения. Особенность определения периодов трудовой деятельности как педагогической определяется также Порядками исчисления стажа, которые устанавливает Правительство РФ. Так, например, в некоторых случаях учёба в педагогических учебных заведениях, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ засчитывается как педагогический стаж, но только в определённом сочетании периодов трудовой деятельности.

Особенностью определения стажа педагогической деятельности является и то, что вводимые правительством РФ ограничения по зачёту периодов работы педагогов могут меняться с принятием новых нормативных правовых актов.

Педагогический стаж наряду с наличием специального образования и квалификационной категорией является существенным условием при заключении трудового договора педагога. Важным моментом здесь следует считать порядок исчисления периодов трудовой деятельности, которые могут быть отнесены к стажу педагогической работы для установления разряда оплаты труда.

Согласно письму Минобрнауки РФ № АФ–97 от 26.10.2004 основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.

Стаж педагогической работы, не подтверждённый записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скреплённых печатью и выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учёта личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании ОУ, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы. В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся ОУ, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

Помимо этого постановление Минтруда России от 24.06.1994 № 50 определяет, что в случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.) трудовой стаж работников устанавливается Комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы в конкретном учреждении осуществляется на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзного билета, учётной карточки члена профсоюза, расчётной книжки и т.д.), а в случае отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.

Влияние стажа педагогической работы существенно сказывается на росте заработной платы педагога. В этом случае порядок зачёта в педагогический стаж определяется в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, изложенными в письме данного ведомства от 26.10.2004 № АФ-97.

Любопытно, что данный документ учитывает особые периоды деятельности работника, когда он реально не выполнял педагогическую работу, но формально остаётся работником данной системы. Так, в стаж педагогической работы учитывается время работы в других учреждениях (организациях) , службы в Вооружённых Силах СССР и РФ, время обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с условиями, предусмотренными порядком определения стажа педагогической работы (раздел 9), представленном в данном документе.

Так, педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается следующие периоды времени:

    Безо всяких условий и ограничений:

– время нахождения на военной службе по контракту из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы;

– время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.

    При условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:

– время службы в Вооруженных Силах СССР и РФ на должностях офицерского, сержантского, старшинского составов, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1;

– время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюзных органах; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях детского фонда; в должности директора (заведующего) дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел;

– время обучения (очная форма) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

    Для ниже указанных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных п. 1 и 2 настоящего Порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооружённых Силах СССР и РФ по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):

– преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

– учителя и преподаватели физвоспитания, руководители физического воспитания, инструкторы по физкультуре, инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели);

– учителя, преподаватели трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углублённым изучением отдельных предметов;

– мастера производственного обучения;

– педагоги дополнительного образования;

– педагогические работники экспериментальных образовательных учреждений;

– педагоги-психологи;

– методисты;

– педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений) культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;

– преподаватели учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художественных); преподаватели специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры.

Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в ОУ, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если её объём (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 ч в учебном году. При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

Главное, на что следует обратить внимание: право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооружённых Силах СССР и РФ профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю ОУ по согласованию с профсоюзным органом.

Особенностью педагогического стажа является и порядок его исчисления для присвоения квалификационной категории. Так, письмо Минобразования РФ от 29.03.2001 определяет, что согласно «Требованиям к квалификации по разрядам оплаты труда» установление разрядов ЕТС по итогам аттестации работников могут устанавливаться в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определённых должностях и учреждениях.

Педагогический стаж помимо размера заработной платы может повлиять и на возможность получения педагогом длительного отпуска сроком до одного года. Стаж, необходимый для реализации данного права, называется стажем непрерывной преподавательской работы. Именно такой стаж даёт право педагогу на указанный отпуск. К нему относят время работы в государственных, муниципальных ОУ и негосударственных ОУ, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных Перечнем должностей, согласно приказу Минобразования России от 7.12.2000.

В указанный стаж, дающий право на длительный отпуск, засчитывается:

– фактически отработанное время;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

– время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период профессионального образования, аспирантуре и докторантуре;

– время, когда педагогический работник фактически не работал, но получал пособие по государственному социальному страхованию за исключением времени, когда он находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

Педагогический стаж является основным условием предоставления трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. В этом случае действует несколько иной порядок исчисления стажа педагогической деятельности. Этот порядок определяется федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 28) и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 , в котором приводится Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

Следует отметить, что согласно правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, никаких ограничений в подсчёте педагогического стажа не существует для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и учителей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ.

А вот для других категорий работников действует иной порядок. Периоды работы, выполнявшейся ими до 1 сентября 2000 г., засчитываются в педагогический стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а начиная с 1 сентября 2002 г., периоды деятельности засчитываются в стаж педагогической работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) работником нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

В июне 2004 г. Конституционный суд РФ рассмотрел жалобы 38 граждан и запросы 6 судов, и вынес постановление, которое теперь позволяет распространить право досрочного предоставления трудовой пенсии по старости на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не являющихся государственными или муниципальными.

При анализе собственного трудового пути и отнесения тех или иных периодов трудовой деятельности к педагогическому стажу, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, педагогическому работнику следует помнить, что в такой стаж не засчитываются следующие периоды:

– время нахождения педагогического работника в длительном отпуске сроком до одного года;

– время нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г. (см. постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П);

– время работы в должностях и учреждениях, не включённых в Список должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, старший пионервожатый или преподаватель по подготовке водителей в спортклубе ДОСААФ);

– время деятельности работника, не связанной с учебным процессом в учреждениях для детей (например, служба в Вооружённых Силах СССР и РФ).

Заметим также, что пенсионный фонд, куда обращается педагогический работник, порой отказывает ему в зачёте периодов работы в учреждениях для детей, если в упомянутом Списке наименования должностей не совпадают с записями в трудовой книжке. В этом случае следует руководствоваться уже принятыми постановлениями Минтруда России в отношении тождественности должностей, а если документ о тождественности должностей отсутствует, то обращаться в суд.

При этом в Пенсионном фонде, куда обратился работник, следует получить письменный отказ в зачёте определённых периодов трудовой деятельности в педагогический стаж. С этим документом работнику следует обратиться в суд: либо о назначении пенсии с момента отказа, данного Пенсионным фондом, либо о внесении в установленном порядке изменения в соответствующую запись в трудовой книжке, если администрация учреждения отказывает в выполнении данной процедуры. Дополнительные разъяснения по спорным вопросам о назначении пенсии можно получить в Минтруде РФ.

Литература

1. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-97 от 26.10.2004 «О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году». – Вестник образования, 2005, № 2.

2. Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994 № 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций». – «Российские вести» от 28.07.1994, № 50.

3. Под организацией понимаются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и подчинённости.

4. Письмо Минобразования России от 29.03.2001 «Об оплате труда работников учреждений образования (вместе с «Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)». Документ не был опубликован СПС «Консультант Плюс».

5. Приказ Минобразования России от 7.12.2000 № 3570 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до 1 года». – «Российская газета» от 13.03.2001, № 50-51.

6. «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.

7. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. – «Российская газета» от 06.11.2002, № 212.

8. Постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г. Липецка, а также жалобами ряда граждан. – «Российская газета» от 15.06.2004, № 124.

9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений “Школа-лицей”, “Школа-гимназия” наименованиям учреждений “Лицей”, “Гимназия”»; постановление Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 «Об установлении тождества наименования должности “музыкальный работник” наименованию должности “музыкальный руководитель”»; постановление Минтруда РФ от 25.07.2003 № 57 «Об установлении тождества наименования учреждения “Экспериментальная детская школа искусств” наименованию учреждения “Детская школа искусств”, в том числе по виду (видам) искусств»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат” и “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа”»; постановление Минтруда РФ от 3.10.2002 № 68 «Об установлении тождества наименования должности “преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности” наименованию должности “военный руководитель”».

_________________

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант-Плюс».

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙОБЛАСТНОЙСУД

Судья Чернова Н.В.Дело №33-2958/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Герасимовой Е.Н., Бабойдо И.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецовой Е*** А*** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете в специальный трудовой стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в должности помощника воспитателя в яслях-саде №*** К***, переименованном в государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № *** К*** с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня), обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01 декабря 2014 года отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кузнецовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 07 августа 2014 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приложив к заявлению документы, подтверждающие стаж ее работы в должности воспитателя и помощника воспитателя. Решением ответчика от 14 ноября 2014 года в ее специальный стаж не был включен период учебы в У*** ***, а также отдельные периоды работы, в том числе с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня) в должности помощника воспитателя в яслях-саде № *** К***, с чем она не согласна. Согласно закону, а также разъяснениям Министерства образования Российской Федерации время работы в должности помощника воспитателя засчитывается в педагогический стаж. О возможности зачета в специальный стаж периода работы в должности помощника воспитателя указано и в письме Министерства образования и науки Ульяновской области в ответ на ее обращение. После окончания педагогического училища в 1986 году она приступила к работе воспитателем. Работая в спорный период помощником воспитателя, она фактически выполняла работу воспитателя детского сада. До настоящего времениона продолжает работать в должности воспитателя, в связи с чем по состоянию на 01 декабря 2014 года ее специальный стаж составил 25 лет 3 месяца 28 дней. Просила обязать УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Ульяновска зачесть в специальный стаж период работы в должности помощника воспитателя в яслях-саде № *** К*** с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2014 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество «Российские железные дороги», негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № *** открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кузнецова Е.А. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства она просила включить в специальный стаж период работы в должности воспитателя детского сада с 07 августа по 01 декабря 2014 года, против чего не возражал представитель ответчика. Однако ее требования в этой части были оставлены без удовлетворения. Материалы дела подтверждают тот факт, что в период с марта 1999 года по 19 июля 1999 года она временно исполняла обязанности воспитателя. Данный период был оставлен судом без внимания и незаконно не включен в ее специальный стаж. Судом установлено, что, занимая должность помощника воспитателя, она фактически работала воспитателем, имея для этого необходимое образование и стаж. Данный период также подлежит зачету в специальный стаж независимо от нормы рабочего времени. В соответствующих разъяснениях Министерства образования Российской Федерации, в том числе от 14 декабря 1995 года, указано, что работа в должности помощника воспитателя подлежит включению в педагогический стаж. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц открытого акционерного общества «Российские железные дороги», негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № *** открытого акционерного общества «Российские железные дороги», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисуд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На основании пункта 2 этой же статьи Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правил исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.

Списками должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а затем постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено право воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в том числе детских садов, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Материалами дела установлено, что 07 августа 2014 года КузнецоваЕ.А. обратилась в УПФ по Железнодорожному району г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика № *** от 14 ноября 2014 года истице отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствие требуемого специального (льготного) стажа (21 год 5 месяцев 5 дней вместо требуемых 25 лет).

При этом в специальный стаж работы Кузнецовой Е.А. не был включен ряд периодов ее работы, в том числе спорный - с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года (3 года 4 месяца 2 дня) - помощником воспитателя в яслях-саде № *** К***, переименованном в государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № *** К***

Проверяя обоснованность не включения вышеуказанных периодов трудовой деятельности Кузнецовой Е.А. в специальный стаж, судом сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований для зачета спорного периодаистицы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует нормам закона и собранным по делу доказательствам, оснований считать его необоснованным не имеется.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. В этой связи право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «помощник воспитателя».

Таким образом, оснований для включения в специальный стаж рассматриваемого спорного периода работы истца в должности «помощник воспитателя» у суда не имелось.

Согласно Рекомендациям, утвержденным приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 года № 622/1646, на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, в стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.

Однако эти Рекомендации даны для установления разрядов оплаты труда по единой тарифной сетке, а не для исчисления льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

В педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию, всегда включались только периоды работы в должностях и учреждениях, перечень (список) которых определялся постановлением Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным утверждения истицы о фактическом выполнении в спорный период обязанностей воспитателя обоснованно были оставлены судом без внимания.

Из материалов дела следует, что оценка пенсионных прав Кузнецовой Е.А. УПФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска производилась на дату ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии (07 августа 2014 года).

Не согласившись с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, истица в судебном порядке просила включить в специальный стаж период работы в должности помощника воспитателя с 18 марта 1996 года по 19 июля 1999 года и назначить пенсию с 01 декабря 2014 года. В ходе судебного разбирательства Кузнецова Е.А. первоначально заявленные исковые требования не изменяла и не уточняла.

Отсутствие в судебном решении выводов о включении в специальный стаж периодов работы, перечисленных в апелляционной жалобе – с марта по июль 1999 года и с 07 августа по 01 декабря 2014 года, прав истицы не нарушает.

При выработке требуемого специального стажа и повторном обращении к ответчику Кузнецова Е.А. не лишена права поставить вопрос о включении указанных периодов в специальный стаж.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 29 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кузнецовой Е*** А*** – без удовлетворения.

Председательствующий

Входит ли профессия «помощник воспитателя» в список должностей педагогических работников, какие требования должны быть к квалификации. Может ли заведующий поставить работать помощника воспитателя в одну группу на постоянной основе. Может ли быть привилегия помощнику воспитателя с педагогическим образованием. Владлен.

Ответ: должность помощника воспитателя не относится к педагогическим работникам согласно:

1) постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; (этим документом определяются критерии педагогического стажа для досрочного назначения трудовой пенсии);

2) Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678).

Но в пп. 2.3.2. письма Минобразования РФ от 29 марта 2001 года N 20-52-1350/20-5 «Об оплате труда и требованиях по оценке квалификации работников учреждений образования», установлено: «исчисление стажа педагогической работы осуществляется с учетом времени работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности».

То есть, если в дальнейшем помощник воспитателя получит соответствующее образование и станет педработником, то стаж работы помощника воспитателя должен быть зачтен как педагогический стаж на основании пп. 2.3.2 письма Минобразования РФ от 29 марта 2001 года N 20-52-1350/20-5.

Требования к квалификации помощника воспитателя обозначены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Трудовые обязанности помощника воспитателя (равно как и другого работника), в том числе условие работы в «одной группе на постоянной основе», согласно ст. 21 ТК РФ определяются в трудовом договоре.

То есть, при наличии условия в трудовом договоре о работе помощника воспитателя в «одной группе на постоянной основе» заведующий может это реализовать.

Владимир Коржов, юрист.

Педстаж (педагогический стаж) необходим для всех, кто связан с этой трудовой деятельностью. Во-первых, педагогические работники, будь то воспитатели или учителя в школах и высших учебных заведениях, за отработанные годы будут получать определенные пенсионные выплаты. Чем больше стаж и выше квалификация, тем достойнее пенсия. Во-вторых, педстаж играет важную роль в определении заработной платы. Как правило, отработанные годы показывают опыт и поэтому на его услуги будет больший спрос с высокой зарплатой. В этой статье мы поговорим о том, что входит в педагогический стаж.

Суть термина

Педстаж - это исчисление отработанных лет в сфере образования. Педагогический стаж представляет собой сумму всех рабочих дней. При этом в исчисление данного стажа входит труд в учреждениях, связанных с учебным процессом. Например, повар в общеобразовательной школе не будет получать педстаж, так как не является представителем педагогической профессии, а вот воспитатель, лаборант, учитель, заместитель или лектор относятся к образовательной деятельности в соответствии с законодательством.

Что входит в педстаж

Многие задаются вопросом: «Что входит в педагогический стаж?». Чтобы подробнее ответить на данный вопрос, потребуется обратиться к выписке из законодательства РФ.

Исчисление рабочих дней, которые относятся к педстажу, начинаются с того момента, как педагог заключает договор с каким-либо учебным заведением. При этом иная педагогическая деятельность не учитывается при подсчете. Как правило, профессионал должен устроиться на работу именно в учебное заведение, заключив предварительно официально трудовой договор. Иная педагогическая деятельность, которая не входит в общее положение законодательства, не будет исчисляться как трудовой стаж. Например, педагог, занимающийся репетиторством, не имеет право получать трудовой стаж в сфере образования.

Что входит в педстаж:

  • Количество отработанных дней в сфере образования или общий трудовой стаж.
  • Непрерывный стаж работы для учителей начальных классов.

Для чего нужен педстаж

В первую очередь нужно понимать, что педагогический стаж - это специальный срок, который относится лишь к некоторым категориям деятельности. Например, к специальному стажу относят сельскохозяйственную деятельность, промышленность, медицину и образование. Педстаж, как и любая официальная трудовая деятельность, дает право на получение пенсии.

Что такое общий стаж

Это термин неоднократно используются при оформлении пенсии. Также его неоднократно называют страховым стажем. Суть общего стажа проста: человек с работает в учебном заведении продолжительный срок. Часть отработанного времени сыграет важную роль при подсчете пенсии. В соответствии с законодательством, общий стаж высчитывается за отработанные года до 2002 года. После 2002 года пенсия начисляется за счет пенсионных взносов, которые человек перечислял в течение всех отработанных лет.

Главные особенности общего стажа

  1. Работник обязан отработать не менее 6 лет, чтобы трудовой стаж помог начислению пенсии.
  2. После шести лет работы каждый год будет прибавлять по небольшому проценту, который влияет на размер пенсии. Именно поэтому выгодно работать по профессии длительное время, чтобы обладать высокой квалификацией, рекомендациями и длительным педагогическим стажем.
  3. В законодательстве неоднократно используется термин «страховой стаж», который ничем не отличается от основного понятия общего трудового стажа.
  4. В 2015 году были внесены изменения в законодательство, которые гласят, что при оформлении пенсии будут учитываться и отработанные годы, и квалификация, и внесенные суммы в личный пенсионный фонд.

Что такое непрерывный стаж

Несмотря на то что непрерывный стаж педагогической деятельности уже давно не используется в законодательных сводках, он все равно играет важную роль при начислении пенсии. Это важный момент. Как уже было сказано выше, работа учителем начальных классов оказывает влияние на исчисление трудового стажа. К примеру, если количество учеников выпускного класса начальной школы заметно сокращается, школе будет необходимо совместить несколько классов, а какого-либо преподавателя сократить в должности. Именно тогда начинается отсчет непрерывного трудового стажа. Его срок составляет не менее 3 месяцев для увольняемого преподавателя.

Нюансы непрерывного стажа

До 2005 года непрерывный трудовой стаж включал в себя не только отработанные дни в сфере образования, но еще и обучения в училище и высших учебных заведениях. Благодаря этому педагогам было выгодно получать высшее образование по несколько лет, так как все годы зачислялись в общий педстаж. Сейчас такую функцию исключили из законодательства, поэтому в непрерывный стаж не входят ни курсы повышения квалификации, ни получение диплома в магистратуре, ни прохождение практики во время учебы.

Особенности исчисления педстажа

Работа преподавателем сложна не только тем, что приходится обладать организационными навыками и уметь донести информацию до неокрепших умов. Особенность педстажа в том, что для каждого педагога он различен. Например, для преподавателя вуза срок начисляется только за отработанные дни на определенной должности, а вот учитель начальной военной подготовки, который, как правило, преподает и в школах, и в учебных заведениях, получит пенсионные выплаты и за педагогическую деятельность, и за прохождение службы в армии.

Другие особенности:

  1. Если педагог выходит на пенсию досрочно, то трудовой стаж высчитывается исходя из работ на определенной должности и на определенных условиях.
  2. Список должностей, условий и профессий можно посмотреть в статье № 28 законодательства РФ.
  3. Педстаж учитывается и за условия работы. Например, если педагог работает в в условиях Крайнего Севера, сменных или вечерних школах, высших учебных заведениях, колледжах и училище.

Трудовой стаж: засчитывается ли обучение в институте

Учеба в институте входит в трудовой стаж? Ответ: нет. Студент как очной, так и заочной формы обучения не претендует на внесение лет обучения в трудовой стаж. Исключением становятся случаи, когда студент, помимо учебы в институте или училище, заключает трудовой договор с каким-либо учебным заведением, где будет указана должность и срок работы. При этом нужно понимать, что не все студенты в возрасте 16-23 лет смогут полноценно устроиться на работу в школу, детский сад или колледж.

Несмотря на это законодательство гласит, что ребенок может устраиваться на официальную работу уже по достижении 14-летнего возраста, имея на руках лишь паспорт. Поэтому закон не исключает возможности исчисления трудового стажа, начиная со школьного возраста.

Сейчас такого закона уже нет, что стаж педагогической работы включает в себя обучение в высших учебных заведениях. Однако лица, которые обучались в советское время, вправе требовать включить годы обучения в общий трудовой стаж. Определение педагогического стажа напрямую зависит от изменений и внесенных правок в законодательство. По этой причине лица, которые не согласны с начислением пенсии при оформлении, могут обратиться в суд. Для этого важно представить трудовую книжку, справку с места учебы, диплом. Этот пункт подробно прописан в постановлении Конституционного суда.

Но в данном случае есть исключения. Педагог имеет право на получение пенсии досрочно, поэтому исчисление стажа будет происходить по выслуге лет. Тут уже могут принять факт, что обучение в вузе, повышение квалификации играет важную роль при оформлении пенсии. При этом учитываются два нюанса. Во-первых, человек должен был закончить обучение до 1992 года. Во-вторых, до начала обучения педагог уже работал в учебном заведении, получая опыт.

Подводя итоги

Мы собрали воедино несколько основных и важных тезисов, которые ответят на все вопросы:

  1. Трудовой или страховой стаж исчисляется только при наличии официального места работы, где педагог заключает договор с работодателем на основании трудового кодекса страны.
  2. В педагогический стаж не входит регистрация ИП, так как трудовая деятельность в сфере образования прописана в законодательстве страны. Например, входит работа преподавателем в общеобразовательных школах, яслях и детских садах, школах искусств, колледже и вузе.
  3. Работа в государственных или муниципальных организациях, которые обладают правом и разрешением заниматься преподавательской деятельностью.

Кроме того, в педагогический стаж также входят:

  • декретный отпуск, но сроком до шести лет;
  • академический отпуск, который требуется педагогу для ухода за инвалидом;
  • служба в армии;
  • временная недееспособность, где педагог получает выплаты соцстрахования.

Педагогический стаж - это особая форма исчисления трудовой деятельности, поскольку тут учитываются не только отработанные часы, но квалификация, должность и условия работы. Здесь все просто: чем выше уровень педагогического образования, тем суммарно больше пенсия в будущем. Для педагогов крайне нежелательно прерывать стаж на длительный период, ведь каждый отработанный год влияет при оформлении пенсии.

Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.

В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

В стаж педагогической работы засчитывается:

Педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям;

Время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования — в порядке, предусмотренном приложением 2 к настоящим Рекомендациям.

Под педагогической деятельностью, которая учитывается при применении п. 2 приложения 2 к настоящим Рекомендациям, понимается работа в образовательных и других учреждениях, предусмотренных в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.

ПЕРЕЧЕНЬ учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования

Наименование учреждений и организаций Наименование должностей
Образовательные учреждения, кроме учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Учителя, преподаватели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), руководители физического воспитания, старшие мастера, мастера производственного обучения (в том числе обучения вождению транспортных средств, работе на сельскохозяйственных машинах, работе на пишущих машинах и другой организационной технике), старшие методисты, методисты, старшие инструкторы-методисты, инструкторы-методисты (в том числе по физической культуре и спорту, по туризму),концертмейстеры, музыкальные руководители, старшие воспитатели, воспитателя, классные воспитатели, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, старшие тренеры-преподаватели, тренеры-преподаватели, старшие вожатые, инструкторы по физкультуре, инструкторы по труду, директора (начальники, заведующие), заместители директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, учебно-производственной, воспитательной, культурно-воспитательной работе, по производственному обучению(работе) , по иностранному языку, по учебно-летной подготовке, по общеобразовательной подготовке, по режиму, заведующие учебной частью, заведующие (начальники)практикой, УКП, логопедическими пунктами, интернатами, отделениями, отделами, лабораториями, кабинетами, секциями, филиалами, курсов и других структурных подразделений, деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом, методическим обеспечением, старшие дежурные по режиму, дежурные по режиму, аккомпаниаторы, культорганизаторы, экскурсоводы.
Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, дома ребенка, детские (санатории, клиники, поликлиники, больницы и др.), а также отделения, палаты для детей в учреждениях для взрослых.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Профессорско-преподавательский состав, концертмейстеры, аккомпаниаторы.
Высшие и средние военные образовательные учреждения Работа (служба) на профессорско-преподавательских, и преподавательских должностях.
Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; методические учреждения всех наименований (независимо от ведомственной подчиненности). Профессорско-преподавательский состав, старшие методисты, методисты, директора (заведующие), ректоры, заместители директора (заведующего), проректоры, заведующие секторами, кабинетами, лабораториями, отделами; научные сотрудники, деятельность которых связана с образовательным процессом, методическим обеспечением.
Органы управления образованием и органы (структурные подразделения), осуществляющие руководство образовательными учреждениям . Руководящие, инспекторские, методические должности, инструкторские, а также другие должности специалистов (за исключением работы на должностях, связанных с экономической, финансовой, хозяйственной деятельностью, со строительством, снабжением, делопроизводством).
Отделы (бюро) технического обучения, отделы кадров предприятий, объединений, организаций, подразделения министерств (ведомств), занимающиеся вопросами подготовки и повышения кадров на производстве. Штатные преподаватели, мастера производственного обучения рабочих на производстве, руководящие, инспекторские, инженерные, методические должности, деятельность которых связана с вопросами подготовки и повышения квалификации кадров.
Образовательные учреждения РОСТО (ДОСААФ) и гражданской авиации. Руководящий, командно-летный, командно-инструкторский, инженерно-инструкторский, инструкторский и преподавательский составы, мастера производственного обучения, инженеры-инструкторы-методисты, инженеры-летчики-методисты.
Общежития учреждений, предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками. Воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, (психологи), преподаватели, педагоги дополнительного образования(руководители кружков) для детей и подростков, инструкторы и инструкторы-методисты, тренеры-преподаватели и другие специалисты по работе с детьми и подростками, заведующие детскими отделами, секторами.
Исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы. Работа (служба) при наличии педагогического образования на должностях: заместителя начальника по воспитательной работе, начальника отряда, старшего инспектора, инспектора по общеобразовательной работе(обучению), старшего инспектора-методиста и инспектора-методиста, старшего инженера и инженера по производственно-техническому обучению, старшего мастера и мастера производственного обучения, старшего инспектора и инспектора по охране и режиму, заведующего учебно-техническим кабинетом, психолога

Примечание.

В стаж педагогической работы включается время работы в должностях учителя-дефектолога, логопеда, воспитателя в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, методистов оргметодотдела республиканской, краевой, областной больницы.

ПОРЯДОК ЗАЧЕТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ОРГАНИЗАЦИЯХ), А ТАКЖЕ ВРЕМЕНИ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений:

1.1 Время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы;

1.2. Время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.

2. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:

2.1. Время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, на должностях офицерского, сержантского, старшинского состава, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1.;

2.2. Время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений), на выборных должностях в профсоюзных органах, на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях детского фонда, в должности директора (заведующего) дома учителя (работника народного образования, профтехобразования), комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально-правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел;

2.3. Время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

3. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии),соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

Учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам), тренерам-преподавателям, (старшим тренерам-преподавателям);

Учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;

Педагогам дополнительного образования;

Педагогическим работникам экспериментальных образовательных учреждений;

Педагогам-психологам;

Методистам;

Педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования (отделений) культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;

Преподавателям учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т. ч. музыкальных и художественных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавателям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам.

4. Воспитателям (старшим воспитателям) дошкольных образовательных учреждений, домов ребенка в педагогический стаж включается время работы в должности медицинской сестры ясельной группы дошкольных образовательных учреждений, постовой медсестры домов ребенка, а воспитателям ясельных групп — время работы на медицинских должностях.

5. Право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации профилю работы, преподаваемого предмета(курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

6. Время работы в должностях помощника воспитателя и младшего воспитателя засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если в период работы на этих должностях работник имел педагогическое образование или обучался в учреждении высшего или среднего профессионального (педагогического) образования.

7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году

При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.

8 В случаях уменьшения стажа педагогической работы, исчисленного в соответствии с настоящим порядком по сравнению со стажем, исчисленным по ранее действовавшим инструкциям (см. п. 1.2 раздела 1) за работниками сохраняется ранее установленный стаж педагогической работы.

Кроме того, если педагогическим работникам в период применения инструкций (см. п. 1.2 раздела 1 настоящих рекомендаций) могли быть включены в педагогический стаж те или иные периоды деятельности, но по каким-либо причинам они не были учтены, то за работниками сохраняется право на включение их в педагогический стаж в ранее установленном порядке.