Домой / Для серых глаз / Не заставить, а привить любовь к чтению. Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста

Не заставить, а привить любовь к чтению. Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.

Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Полимодальные мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение.

Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.

Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере психофизиологической модели чтения, которая вырабатывается существующим аналитико-синтетическим методом обучения. В массовом обучении метод даёт такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.

Испокон века книга растит человека. Книга для детей – это неотъемлемая часть единого художественно-исторического процесса национальной культуры и одновременно своеобразная субкультура Детства. Включить в этот процесс современных детей – значит помочь им вырасти настоящими людьми, эстетически грамотными и увлеченными читателями.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей.

Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применять не тотальный, а дифференцированный подход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких-нибудь информационных кристаллов, знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают Апулея, книги “Хождение по мукам” А.Толстого, “Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?

В каждый исторический момент одна (большая) часть литературных трудов предыдущего поколения предается полному и окончательному забвению, часть переходит в ранг “литературного наследия”, интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах “вечных” истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.

Литература советского периода “ушла” почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на сегодняшний выбор. Во-первых, ребенку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не в их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребенку оптимальным, легко воспринимаемым. Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности рынка. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается потребителями мультиков и телевизионных игр. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не столько со смысловым, сколько с визуальным рядом данной продукции.

У некоторых детей потребность в книге формируется и при полном отсутствии героев-современников. Они читают детские детективы и детскую фантастику. Когда подрастут такие дети, будут читать взрослые детективы и взрослую фантастику. Взгляните на рынок “взрослой” литературы. Он растит своего читателя, который будет до следующего витка спирали потреблять все новых русских и нерусских киллеров и антикиллеров. Немногочисленные знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и советское) “литературное наследие”, школа будет героически и безнадёжно преподавать “вечные истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться компьютером и читать книги. Вы уверены, что чтение детективов и фантастики полезнее, чем работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я не уверена.

И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных сегодняшним подросшим дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и мечты этих героев наши дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в мире” страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать 15кг макулатуры.

Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж велик – это мировая детская литература, каковой она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей платформе любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состояться увлекательный диалог учителя с классом. Зная читательские интересы детей, мы вводим их любимые жанры в новом художественном исполнении, новые авторские имена – тех же создателей детективов и страшилок, но в лучших образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии, книги о природе и животных.

Моя задача – показать, как надо искать среди моря книг интересных современных авторов, узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы каждый ребёнок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы. Только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.

На уроках чтения в начальной школе, если они рассчитаны на обучение, воспитание и развитие учащихся, я учу детей думанью над тем, что и зачем им как драгоценное наследство оставили в закодированных письменных знаках жившие до них мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие им добра и очень надеявшиеся на то, что познав опыт своих предшественников, дети станут добрее, мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей видеть своих наставников и благодетелей ни где-нибудь, а в книгах, ими, этими доброжелателями, написанными; учу слышать речь каждого из них, обращённую к каждому из нас, читателей; учу ребёнка узнавать среди массы возможных собеседников тех, кто нужен именно ему и именно сейчас. Поэтому на уроках чтения я обязана учить детей не просто читать, а читать книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг вперёд – ни в познании самих себя, ни в преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги, в круг достойных собеседников и помогла правильно определить свою судьбу. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Для меня уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка. На уроках чтения я учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить.

В 2006-2007 учебном году я принимала детей в первый класс и невольно сравнивала современных первоклассников с теми, которых мне уже пришлось учить. Нет сомнения, что эти ребята очень отличаются не только от своих сверстников конца 80-х годов прошлого века, но и от тех, которые поступали в первый класс четыре года назад. Но все они воспринимали поступление в школу как совершенно новый и очень значимый этап в жизни. Всё в школе и в учителе им было интересно. А сегодня я впервые встретилась с тем, что ни один, а более половины принятых мною в первый класс детей вполне осознанно, правда в разных выражениях, при первом же знакомстве сказали мне, что книг они не знают, да и знать не хотят, потому что “чтение – это скучное занятие”, “мне это неинтересно”, “я не люблю не только слушать, когда мне читают, но и рассматривать картинки в книгах…”. Отношение ребёнка к чтению книги – это и база, и показатель успешности его развития как личности в процессе его обучения. Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”, напрягаясь и включая своё воображение, видит яркие образы, переживания; у кого за каждым словом, каждой фразой стоят живые, а точнее, оживляемые им же, читателем, знания и переживания. А у моих первоклассников умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила знают ли дети доступные им книги, которые “уже не любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в детском саду произведения? Только Староверова Лиза назвала известного ей писателя Пушкина А.С. и множество русских народных сказок. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора при изобилии детских книг я прежде никогда не встречала. Думаю, что во многом виноваты родители, которым дети как бы не нужны и у которых нет времени или желания заниматься с собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели, выпускающие книги, где вместо иллюстраций, заставляющих ребенка вглядываться в рисунки, запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные цветные пятна, что делает все книги “на одно лицо”, утомительное и надоедливое. Ну а что делать мне, учителю? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит. С первых дней обучения в первом классе я стала приучать ребят видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, - даже не умея читать, но, научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, а затем с нетерпением ждать подтверждения или опровержения этим догадкам, обращаясь непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению. На первых порах текст читала им я, но очень скоро они всей душой захотели делать это сами. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному.

А самостоятельный выбор книг, их узнавание, разграничение и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.

Книга – место хранения и передачи опыта, книга – новый, художественный мир, он есть, он существует! И писатель сам откроет нам этот мир, если научить учащихся самостоятельной и разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая заговорит с детьми и откроет им мир человеческих отношений, - непростое дело. Это особенно трудно в ситуации, когда упущено время, когда речь идет о переучивании школьников, поскольку роль собеседника “за книгу” всё время выполняла я, учитель.

Литература.

1. Методические пособия серии “Обучение чтению: современные технологии”:

  • Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. 2005 год.
  • Л.А.Павлова. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. 2004 год.

2. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.

3. Обучение детей чтению: Практическая методика. М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.

4. Н.Н.Светловская. Теория методики обучения чтению. М., 1998 год.

5. Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1988 год.

6. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976 год.

7. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997 год.

Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают, не любознательны.
Важность чтения трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек.
Как же привить интерес к чтению? Как использовать любовь к компьютеру во благо?

О чтении вслух и некоторых нюансах

Мы все знаем, конечно, об основных условиях возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример, и нужно обязательно читать побольше вслух ребёнку.
Но на практике не всегда этого достаточно и не является гарантией того, что ребёнок будет любить читать.
У вас могут ломиться книжные полки, но он не проявляет к книгам никакого интереса. На то, что сами вы не расстаётесь с книжкой и читаете запоем, не обращает внимание или даже это вызывает в нём желание делать наоборот, учитывая сложности разных этапов взросления. А когда вы читаете вслух для маленького слушателя, он ёрзает, пытается ускользнуть поскорее к заветным «стрелялкам» и, в конце концов, всё равно не дослушивает.
Что же попробовать здесь изменить?
Я бы для начала рекомендовала читателям МирСоветов подход к чтению вслух. Во-первых, постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям и считается подходящим – русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.
Когда Артёмка только родился, его бабушки и тётушки часто покупали ему книжки в подарок, собирали «его полочку», считая, что всё это «очень хорошо для ребёнка», развивает, полезно и будет ему нравиться. Поначалу, конечно, книжки были хороши для рассматривания, какие-то истории ему нравятся. Но не все. И ближе к 5 годам обнаружилось, что в доме полно детских книжек, а интересуется Артёмка только тремя-четырьмя из них. Когда взрослые начинают ему читать русские народные сказки или «Сказку о рыбаке и рыбке», например, он уже даже не пытается вникнуть в непонятные и такие далёкие от его жизни детали повествования и быта, а просто убегает или говорит, что ему не интересно.
И вот кто-то из друзей семьи принёс Артёму в подарок большую книгу о динозаврах. Мальчика просто не узнать – он даже ложится спать с этой книжкой, пересматривает сотни раз, просит прочитать ему о том или ином виде динозавра, рассказать, почему такие ноги и почему такая шея, сколько зубов и как он кушал, с кем дрался...
Чуть позже папа купил ему книжку по детской анатомии – с доступными картинками, с кратким и простым описанием большинства физиологических процессов организма человека, с открывающимися окошками – как будто можно заглянуть внутрь органов... Эта книга стала просто невероятно популярной у Артёма! Он возвращался к ней снова и снова, просил всё-всё прочитать – от корки до корки, пояснить при этом, если не всё понятно, искал на себе – где и что у него находится.
Потом Артёмке купили книжку о таком же мальчике, как он, который жил в таком же городе, ходил в такой же детский сад, имел похожих друзей, играл в знакомые Артёмке игры. И эта книжка тоже его очень заинтересовала. Так же, как и фантастические детские рассказы о полётах на Луну и приключениях там.
И так оказалось, что Артёмка любит слушать, когда ему читают вслух, и вообще интересуется книжками.
Кроме этого, имеет значение – как читать вслух.
Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее.
Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, поиграться книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и правильно.
Ира не любит «читать» (т.е. слушать) книжки правильно: она всегда поинтересуется тем, что в конце, или попросит прочитать, «перескакивая» пару страничек, потом возвращается, сравнивает с тем, что, по её мнению, должно было произойти в развитии сюжета. Иногда додумывает своё продолжение книжки.
А ещё она любит рассматривать внимательно картинки, находя там всех героев и все детали того, что описано в книге, рассуждает о том, как она себе представляет героев повествования, иногда рисует сама их или то, чего не хватает на иллюстрациях, по её мнению.
Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, – если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивают» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок.
Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова.
Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудиосказки (как когда-то существовали граммпластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию «иллюстрации» к услышанной истории.
Главное – выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю.

Как пробудить интерес к книге и чтению?

Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости».
Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.
Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластелина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его – что вашему ребёнку по душе.
Дети Алины любят, когда мама читает им книжку, они садятся по обе стороны от неё, внимательно слушают, рассматривают картинки, что-то комментируют в процессе чтения.
А когда они заканчивают читать очередную историю, каждый из мальчиков выбирает героя, которого хочет нарисовать. Старший выбирает, как правило, героя, которого посложнее рисовать, и долго прорисовывает детали, увлечённый процессом. Его герои обычно не похожи на героев в иллюстрациях к книге, он их представляет иначе. А младшему Алина помогает нарисовать свой рисунок.
После этого рисунки вывешиваются на стену и дети очень довольны всем процессом.

Начинаем читать самостоятельно

Как и когда переходить к активному чтению? Т.е. когда ребёнок не только слушает, а может уже и сам что-то прочитать. Наверняка, вы научите или научили своего ребёнка буквам и складыванию их в слова раньше, чем он пойдёт в школу. Вот уже азы пройдены и хочется, чтоб ребёнок мог хоть что-то прочитать самостоятельно в обычной детской книжке. И ему, конечно, тоже хочется испробовать свои силы. Получается не всё и не сразу, и кажется, что на странице невероятное количество букв и их всех никогда не прочесть.
Для моего сына русский – второй язык, но наше домашнее дошкольное обучение русскому алфавиту и чтению очень похожи на то, как это происходит в русских семьях. Мы выучили буквы, научились их складывать в слова и можем прочитать предложение, но даже простенькая детская книжечка, с крупными буквами и картинками, поначалу пугала сына – казалось, что так всего много и этого не одолеть никогда. Мы с ним нашли решение, которое подходит нам обоим: мы читаем по очереди по одному слову. У него сразу появилось ощущение, что я ему помогаю, а значит, он не один, значит, мы справимся вместе быстрее, у него есть время разбираться с одним словом, а не пытаться успеть прочитать одно за другим сразу несколько. Вот так пока и читаем – я одно, и он одно. Но иногда, незаметно для себя, он читает несколько слов подряд, увлёкшись процессом и чувствуя, что легко идёт. Потом споткнётся обо что-то и просит следующее слово меня прочитать – я не отказываю, позже возвращаемся к этому слову вместе, я помогаю ему правильно прочитать. Вот так потихоньку мы переходим к самостоятельному чтению. Пока далеко до самостоятельно прочитанных книг, но мы на пути к ним.
Одним из способов обучения самостоятельному чтению, а также вообще привлечения к самому процессу чтения могут быть комиксы. Сочетание картинок, небольшого количества букв, несложного текста, порой захватывающего сюжета – как раз то, что нужно, чтобы увлечь, чтобы появилось желание разбираться с «этими буквами» и поскорее узнать, что же там, в конце.
Хотя в связи с чтением комиксов стоит заметить, что родителям необходимо держать под контролем этот процесс, дабы ребёнок не остановился на чтении исключительно комиксов и это не стало его основной «литературой».
Можно также создавать комиксы самостоятельно вместе с ребёнком – придумать нехитрую историю, можно даже из жизни самого «писателя» или из жизни известных ему персонажей. Ребёнок может нарисовать иллюстрации к этой истории и с вашей помощью написать текст к ней, и оформить всё это в маленькую книжечку.
Полезных эффектов от таких занятий множество: совместное с родителем времяпрепровождение и творчество, работа фантазии, первые навыки письма, чтение собственного произведения (гордость им) и, конечно, всё то же привлечение к чтению.

Используем компьютер во благо

Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо.
Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность научиться читать посредством компьютера. Сейчас существует множество детских развивающих сайтов, которые среди обучающих игр других направлений предлагают и различные способы в игровой форме.
Видеосети предлагают ролики с песенками об алфавите.
Также есть серия мультфильмов «Обучающие », в которой есть фильмы «Азбука для малышей» и «Учимся читать», которые можно смотреть в интернете он-лайн.
Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре.
Нынешние дети к нему «прочно» привязаны – появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом.
Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Но для читателей МирСоветов хочу отметить, что дети могут смотреть мультфильмы не обязательно по телевизору. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн.
Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий.

Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло поколение «телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна.
Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.

Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя -найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?

Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т.е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.

Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Виды работы на уроках чтения:

1. Чтение всего текста

2. Чтение текста, с целью деления на части и составления плана

3. Чтение по готовому плану

4. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу

5. Чтение цепочкой по предложению

6. Чтение цепочкой по абзацу

7. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

8. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос

9. Чтение самого красивого места в тексте

10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)

11. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста

12. Чтение с целью нахождения в тексте 3 (4.5...) выводов

13. Установление путем чтения причинно-следственных связей

14. Чтение по ролям с целью наиболее точной и полной передачи характеров героев

15. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора

16. Нахождение и чтение образных слов и описаний

17. Нахождение и чтение слов с логическим ударением

18. Вычленение слова из текста к предложенной схеме, например: чн, леи

19. Кто быстрее найдёт в тексте слово на определённое правило

20. Нахождение в тексте самого длинного слова

21. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов

22. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т.п.

23. Чтение с пометками непонятных слов

24. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным слова записаны на доске)

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Ниже рассмотрим основные виды чтения.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем:

Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов .

Психологами установлено, что на каждом возрастном этапе развития человека формируется ведущий тип деятельности, способствующий развитию личности. Для младших школьников - это учебная деятельность, в процессе которой ученик осваивает теоретические знания и одновременно развиваются произвольность поведения, отвлечённое мышление, мыслящая память. Ученик из объекта обучения становится субъектом учения. Знания усваиваются им не вообще, а в форме учебной деятельности.

Общие структурные элементы учебной деятельности: учебная задача, цель и мотив, ориентировочные и исполнительские действия, самоконтроль и самооценка продукта деятельности - должны присутствовать в обучении всегда. Значит, содержанием обучения должны стать не только предметные знания, умения и навыки, но и деятельность по их усвоению. Опора на мотивацию учения, знание способов действия решения задачи, операций по усвоению знаний - это то новое, что постепенно вносится в практику начальной школы.

Таким образом, деятельность ребёнка направляется на формирование общих умственных действий - умений учиться и специальных предметных действий в системе любого учебного курса.

В систему формирования учебной деятельности должно быть включено и обучение чтению. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Чтение осуществляется с помощью литературы, но основной проблемой является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Несмотря на то, что начальную школу называют школой навыка, недооценивающей общее или умственное развитие ребёнка, но можно утверждать, что навык чтения формируется на уровне букваря. Далее навык чтения развивается спонтанно и его формирование не управляется. Вот почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Как говорит известный критик и философ И.Ф. Карякин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё… пока не обожжётся этим открытием -- до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём".

Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда:

Ребёнок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем,

Когда он откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала .

Работа учителя по анализу художественного произведения будет эффективна только в том случае, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произведении, а будет идти доверительная беседа, которая глубоко затронет ребёнка, заставит задуматься о чём-то и что-то важное для себя приобрести. Только тогда каждое новое произведение будет для ребёнка как открытие чего-то нового лично для него.

Сухомлинский пишет: «То, что ребёнку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным» .

Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к чтению как к уникальному виду деятельности и явлению культуры приобретает особое значение.

Существует мнение, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.

Начало этой системы - в семье. Прежде всего, ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в 16 веке были написаны строчки: Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как они это могут сделать?

Но ведущая роль в решении этой задачи принадлежит урокам чтения.

Анализ существующих программ по литературному чтению младших школьников показывает, что, несмотря на позитивные изменения в системе работы по литературному образованию младших школьников программы все же несовершенны.

Так, например, основное внимание уделяется развитию технической стороны чтения (техника чтения) и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.

Как же действовать учителю? Конечно же, начать надо с учета возрастных особенностей младших школьников.

В возрасте 7-9 лет идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.

Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.

Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего герои действия.

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.

Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. О важности для ребёнка способности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В.Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно "больше чувствовали":

"Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время" В.Г. Белинский.

Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом "наивного реализма". Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"

Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.

Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удаётся вызвать у читателей такие мысли и чувства.

Как воспитать у ребенка интерес к чтению ? Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения ребенка .

Для того, чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте его с опорой на эту схему, и вы добьетесь хороших результатов без лишних проблем.

Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни. Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя . Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и , потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.