Домой / Для зеленых глаз / Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет. От года до трех лет: особенности воспитания

Правильное воспитание ребенка в возрасте от года до трех лет. От года до трех лет: особенности воспитания

Итак, малышу исполнился годик, целый год, полный счастья, радостей и забот - позади. Порой даже не верится, что еще недавно принесенный из роддома «теплый комочек», еле слышно кряхтящий, когда берешь его на руки - так вырос, так изменился и даже обрел свое мнение по поводу многих вещей. Ранний возраст - это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша, наиболее сильной привязанности его - к маме, близким взрослым.

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Поэтому как никогда важно в этом возрасте осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, и постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться с малышом.

Ребенок - другой...

Многие трудности и ошибки в воспитании детей идут из того, что многие родители не могут понять своего ребенка. Они считают, что ребенок - такой же как они, всего-навсего лишь маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты, чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности», нагнать недостающие знания, ни вооружаются разнообразными методиками обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это - самообман.

Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он способен логически мыслить.

Самое важное в воспитании — любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь — самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.
Джон Грэй.

В конце XIX века несколько гениальных психологов - Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский - открыли качественное своеобразие детства и принципиальные различия мировосприятия ребенка и взрослого. Они вывели: у ребенка - совершенно другое мышление, качественно другое восприятие всего окружающего его. У него абсолютно отсутствуют сложившиеся стереотипы, представления - процесс их приобретения только зарождается. Ребенок поглощен текущим моментом, он живет в настоящем времени, «здесь и сейчас».

Его эмоции - ситуативны: он может горько заплакать от того, что у него на виду лопнул воздушный шарик, и так же молниеносно успокоиться и засмеяться, если ему предложат другой. Он полноценно проживает каждый момент своей жизни, он погружен в него, и получает от этого удовольствие.

Ребенок от года до двух-трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким либо одним делом.

Сознание крохи не направленно на будущее - он ничего не придвидит, и не опирается на опыт прошлого - даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша - не значит - думать и вспоминать - а значит действовать здесь и сейчас , с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны. Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.

Источник развития малыша

Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. И конечно, главной опорой для малыша в его развитии - являемся мы, взрослые. А главным источником развития - предметная, игровая деятельность.
А еще игра - это универсальный способ обучения и воспитания ребенка. Если Вы хотите развить необходимые способности малыша, научить его думать, понимать речь, воображать - играйте с ним как можно больше! Игры приносят в мир ребенка - радость, интерес, уверенность в себе и своих силах.

Этот раздел нашего сайта посвящен развитию ребенка от 1 года до 3 лет - в игровой форме. Мы подскажем Вам как правильно подбирать материалы и игрушки для развития ребенка, как интересно выстроить развивающую игру, как развивать ребенка физически и что нужно знать о его здоровье, ведь без здоровья нет развития.

Ребёнок развивается. Как? Нормы развития от года до двух.

Оксана Макерова

Развитие ребенка от года до двух лет

Общая подвижность

Малый ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает в течение всего периода "малого ребенка". Это следует понимать как желание пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Ребенок бегает. Лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть, малыш берется снова за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте изумительны. Ему удается "вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют, не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет ходить самостоятельно.
В 1 год 4 месяца он пытается бегать. Но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети могут взбираться по ступенькам, поддерживаемые за руки.
В 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он может уже хорошо бегать, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Тонкая подвижность

Параллельно с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким! Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы.
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом. Но держит он его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев это вертикальные неровные линии. Но не меньше радости малышу доставляет и комкание бумаги, малыш "не ценит" написанное.
В этот период ребенок умеет держать ложку, чашку. Предпочитает есть сам, но весь пачкается во время еды.
Большинство детей в этот возрастной период умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В 1 год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь, "би-би" - машина.
В 1 год 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: мама, папа, на, дай, нет.
В 1 год 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Дорогие родители! Важно помнить, что в этот возрастной период ваш ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которые большинство из вас найдет как нечто утомительное и даже мучительное. Но очень важно помнить, что ваше вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Ребенку в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что малышу нужно время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.
Хочу остановиться на некоторых моментах, которые могут свидетельствовать о задержке темпов развития. Таких моментов несколько. Если к двум годам ребенок:
- не не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате;
- не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;
- контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет";
- не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их;
- не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу рогатую");
- во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.
Уважаемые родители, заметив те или иные отклонения от темпов нормального развития, советую вам не терять время и обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, психологу, логопеду, педиатру.

Периоды речевого развития ребенка

Что и когда должен научиться говорить ваш малыш

Мамы и папы, бабушки и дедушки! В своих письмах вы часто задаете такие вопросы: "Когда малыш должен научиться говорить букву "р"", "В 2 года не говорит буквы "л", "рь"...", "Внучке 1,5 года, но не произносит буквы "щ", "л", "р". Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить ребенок. Выполняя эти просьбы и одновременно отвечая на подобные вопросы, предлагаю вашему вниманию статью о становлении и развитии речи ребенка по возрастам.

При написании статьи использованы материалы работ:
А. Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" - М., 1961;
Е. Н. Винарской "Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии. - М., 1992, 1987;
Е. Ф. Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннего возраста". - М., 2006.
Рекомендую также прочитать книгу, вышедшую под редакцией Лисиной М. И. "Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми" - М., 1985.
С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения
(возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)
На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.
Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.
Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").
2. Этап предложений из нескольких слов-корней
(возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.
Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.
Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)
На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").
Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.
Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.
Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.
Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.
Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются:
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.
Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены.
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.
Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.
3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)
На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.
Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.
Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.
Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.
Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.
Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Дорогие читатели! Хочу, чтобы, читая мою статью, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 - 2,5 года детям даются более сложные задания:
- застёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
- переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    «ШАЛУН»

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.

    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

    «БЕЛОЧКА»
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    «ДЕТКИ»

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

    «ПО ГРИБЫ»
    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

    «ПАЛЬЧИКИ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли пальчики гулять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

    «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.

    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

    Есть игрушки у меня:

    (хлопать в ладоши)

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал,

    Подъёмный кран.

    (загибать поочерёдно пальчики)

    «ПАСТУШОК»

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    (хлопки в ладоши)

    Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Бурёнка лежит

    На теляток глядит.

    А домой не идёт,

    Молочка не несёт.

    Надо кашу варить,

    Деток (можно произносить имя вашего малыша)

    Кашей кормить.

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

    Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

* * *

«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

* * *

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

Психика малыша начинает формироваться еще в утробе мамы, развивается после рождения с каждым месяцем, а потом и с каждым годом жизни. Родители должны знать, что происходит с их крохой, чтобы правильно общаться с ним и способствовать его развитию. Мы расскажем об особенностях развития детей с младенчества и до трех лет.

Первый год жизни

Новорожденный (0–3 мес)

  • 1 месяц. Мозг еще не развит окончательно, ребенок выживает за счет рефлексов. Чувствует себя единым целым с мамой, поэтому так любит «ручки», не чувствует границ между своим телом и окружающим миром.
  • 2 месяца. Начинает узнавать маму и улыбаться ей. На смену рефлексам приходит сознательное восприятие мира. Плач до сих пор остаётся единственным способом общения. Ребенок учится фокусировать взгляд, поэтому полезно показывать ему яркие погремушки.
  • 3 месяца. Развивается обоняние, кроха узнает мамин запах. Физические ощущения все еще тесно связаны с эмоциональным состоянием. Делает первые попытки общения, примерно в 2–3 месяца можно услышать первое "агу"..

«Кульминация» младенчества – это комплекс оживления, малыш начинает ярко выражать свои эмоции, радуется, когда видит родителей, машет ручками и ножками. Комплекс оживления угасает к четырем месяцам.

Первый период младенчества (3–6 мес)

  • 4 месяца. Малыш сознательно требует не только покормить его или уложить спать, но и желает общаться. Ярко выражает эмоции, пока только положительные.
  • 5 месяцев. С недоверием относится к незнакомым, очень привязан к родителям. Начинает осознавать, что мама – отдельная личность. Понимает интонацию. Грубый голос мамы может вызвать плач.
  • 6 месяцев. Младенец реагирует на свое имя, узнает его, пытается повторять за вами разные звуки, улучшается его слух. Начинается познание окружающего мира через предметы. Кроха уже может проявлять негативные эмоции сам: злиться или огорчаться.

В этот период ребенок требует не только внимания и ласки, но и полноценного общения. Появляется потребность в совместной деятельности, малыш быстрее развивается, если родители – не просто наблюдатели, а партнёры по играм.

Второй период младенчества (6–12 мес)

  • 7 месяцев. Самое время играть в развивающие игры, много общаться с малышом, читать ему стихи и сказки, петь песенки, это важно для его эмоционального состояния и развития речи.
  • 8 месяцев. Младенец начинает проявлять собственное «Я». Он усвоил, какие способы работают, чтобы получить желаемое и начинает манипулировать родителями. Важно показать - кто главный, но аккуратно, чтобы малыш не потерял к вам доверие. Кроха не терпит одиночества и везде следует за мамой.
  • 9 месяцев. Хорошо ориентируется в пространстве, ему хочется все потрогать и проверить на зубок. Малыш уже многое понимает, это подходящее время, чтобы играть с ним в конструктор, учить складывать башни из кубиков или пирамидку. Именно в этом возрасте он может сказать первое «мама» или «папа».
  • 10 месяцев. Маленький исследователь чувствует свою самостоятельность, у него уже развита связь между мышлением и моторикой. Малыш любит брать в руки разные предметы, вкладывает маленькие в большие, любит бросать игрушки и сам поднимать их.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает проявлять интерес к другим детям, гулит и подражает их звукам, тянет к ним ручки, пытается меняться игрушками. Именно в это время он готов перейти на новую ступень отношений с родителями. Он начинает понимать ваши просьбы и улавливать настроение.
  • 12 месяцев. Младенческий период позади, ваш кроха превратился в любознательного малыша, который не сидит на месте. Он уже имеет свой характер, бурно выражает желания, пытается управлять родителями.

Кризис первого года – так принято называть первый переломный период. Спокойный, вполне послушный и ласковый кроха может превратиться в настоящего сорванца, который отстаивает свое мнение любыми способами: плач, капризы, настоящие истерики. «Плохое» поведение объясняется очень просто: психологическое развитие малыша опережает его физические возможности, он многое хочет, но малое может.

Ребенок от года до трех лет

Именно кризис одного года помогает ребенку осознать себя как отдельную от мамы, самостоятельную личность. Это переходный период между младенчеством и ранним детством, которое длится до трех лет.

Раннее детство делится на три периода:

  1. Год – полтора года: малыш-исследователь.
  2. Полтора – два года: проявление характера и определение своего места в окружающей среде.
  3. Два – три года: .

Как же ведет себя кроха в каждом из этих периодов?

От года до двух лет

  • Малыш не имеет воображения, а потому реагирует только на те ситуации, которые касаются конкретно его.
  • Все его эмоции одинаково сильны.
  • Карапуз еще не умеет управлять своими желаниями, а тем более отдавать приоритет одному из них.
  • В этот период ребенок все еще остается эгоцентриком, он не способен переживать за других людей.
  • Способен проявить истинную ярость, пытаясь добиться своего.
  • Перестает бояться незнакомцев, с некоторыми легко идет на контакт. При этом могут появиться другие страхи: темноты, собак, громких звуков.
  • Ближе к полутора годам малыш начинает запоминать новые места.
  • Ребенок все еще любит открывать шкафы, складывать и доставать предметы, но теперь он делает это осознанно, может складывать игрушки в ящик, подражая родителям.
  • Не запрещайте маленькому исследователю открывать шкафы и брать предметы с полок, он не поймет вашего запрета, его любопытство – путь к познанию предметов. Поэтому просто обезопасьте свой дом.
  • Ребенок уже понимает, что вы его хвалите, не забывайте это делать по-чаще.
  • После полутора лет крошка начнет не просто повторять за вами ваши действия, но сможет переносить их на игрушки: мишка спит, кукла кушает.
  • Ребенок учится самостоятельно пить из чашки, а потом и кушать ложкой.
  • Стремится к самостоятельной гигиене, это лучшее время для приобщения к горшку.
  • Во время игры он учится различать цвета, формы и габариты предметов.

До полутора лет преобладает автономная речь – отдельные слова, большинство из которых понятны только родителям. После 18-ми месяцев развивается полноценная речь, ближе к двум годам ребенок произносит первые предложения, пусть и всего из двух-трех слов.


От двух до трех лет

  • Словарный запас малыша стремительно расширяется.
  • К трем годам ребенок легко говорит предложениями и правильно согласовывает части речи.

С каждым годом рацион ребенка все больше приближается к взрослому. Уже через год после рождения пищеварительная система становится значительно более зрелой, заметно увеличивается двигательная и познавательная активность, энергозатраты. Однако пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы в это время еще не достигают полной зрелости. Нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к обучению. Поэтому родителям необходимо с повышенным вниманием отнестись к количеству, качеству, составу питания, режиму приема пищи.

Объем и калорийность

Общая энергетическая ценность ежедневного рациона ребенка 1-1,5 лет составляет до 1300 ккал. Ребенку, перешагнувшему полуторагодовой рубеж, необходимо около 1400-1500 ккал, а трехлетнему нужно уже 1550-1600 ккал в день. Что касается деления суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления, то можно распределять все более или менее равномерно - завтрак и ужин по 25%, обед - 35%, полдник - 15%.

Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано - в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

Обработка пищи

Режим питания

Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3,-4 часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Если говорить о частоте питания, то рекомендуется кормить ребенка четыре раза в день. Однако для детей 1-1,5 лет допускается и пятое (ночное) кормление.

Высокобелковую пищу (мясную, рыбную) дети должны получать в первой половине дня, так как она долго переваривается в желудке, а во второй - более легкую (молочно-растительную, углеводную).

А теперь рассмотрим, какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в возрасте от года до трех лет.

Молоко

Конечно, в рационе ребенка, преодолевшего годовой рубеж, важное место все еще принадлежит молоку. Малыш в возрасте 1-3 лет обязательно должен получать 400-600 мл молочных продуктов в день (с учетом тех, что используются на приготовление различных блюд). Молоко - это главный источник легкоусвояемых солей кальция и важный источник витамина В2, веществ, так необходимых для роста ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны включаться в рацион детей ежедневно, а творог, сливки, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня, но соответственно в большем количестве.

Мясо

По мнению детских диетологов, в данном возрасте большая часть всех поступающих с пищей белков должны иметь животное происхождение. Это способствует высокой усвояемости белка и удержанию в организме азота. Об исключительной важности последнего для организма малыша говорит хотя бы тот факт, что без азота невозможен синтез ДНК и РНК - соединений, руководящих всеми биохимическими процессами, протекающими в человеческом организме. Важнейшим источником животных белков является мясо, однако не все его виды полезны детям 1,5 -3 лет. Так, свинина и мясо некоторых птиц (уток, гусей) содержит излишек тугоплавких животных жиров, чрезмерно загружающих пищеварительную систему ребенка. Поэтому лучше выбирать нежирную говядину и телятину, а также мясо кур, цыплят, индейки, кролика.

Рыба

Очень полезным продуктом для детей от года является рыба. Белок рыб является полноценным и легкоусвояемым. В течение недели ребенку можно готовить четыре-пять дней блюда из мяса и два-три дня - из рыбы. Если мясо и рыбы даются в один день, их порции уменьшают. Лучше использовать нежирные сорта морских и речных рыб (судак, треска, хек, морской окунь и др.).

Многие родители задают вопрос о пользе красной и черной икры. Несомненно, этот продукт обладает высокой питательной ценностью. Все виды икры богаты белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д. Однако икру давать детям следует понемногу и нечасто, так как она содержит много соли.

Яйца

Большое значение в питании детей имеют яйца, так как они содержат много высокоусвояемых питательных веществ: белки усваиваются на 96-97 %, жиры - на 95 %. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е, и различные минеральные вещества и микроэлементы. Однако, несмотря на полезность яиц, в пище ребенка злоупотреблять ими нельзя, так как они способны вызывать аллергические реакции. Яйца используют только в круто сваренном виде или в виде различных блюд (омлет с молоком или свежими овощами, салаты с яйцом, сырники и т. д.), но не в сыром виде.

Жировые продукты

Для детей от года в качестве источников жиров используют сливочное и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.). Растительное является богатым источником витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот, а сливочное - витамина А. Масла лучше использовать в натуральном виде: сливочное в бутербродах и готовых овощных пюре или разваренных кашах, а растительное для заправки салатов, винегретов, и тех же готовых каш или пюре. Детям 1-1,5 лет необходимо до 12-15 г сливочного и 3-5 г растительного масла в день, а 1,5-3 лет соотвественно до 17 г и до 6 г в день.

Хлеб и крупы

Крупы, хлеб и хлебобулочные изделия входят в обязательный ежедневный рацион ребенка 1-3 лет, обеспечивая организм углеводами и белками. В возрасте 1- 1,5 лет из круп наиболее важны овсяная и гречневая, но вполне допустимы и другие - ячневая, перловая, пшеничная и т.д. В питании детей трехлетнего возраста используются рис, гречка, овсяная и манная крупы. Каши можно готовить с молоком и без молока, с добавкой овощей или фруктов. Например, очень полезна и вкусна овсяная каша с яблоком, с изюмом или бананом, рисовая каша с тыквой или морковью, гречневая каша с яблоком. Всего круп ребенку требуется 15-20 граммов в сутки.

При выборе хлебобулочных изделий приоритет лучше отдавать изделиям из муки грубого помола, которая богата витаминами группы В и пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. Детям 1-1,5 лет необходимо 30-40 г хлебобулочных изделий в день, 1,5-3 лет - 50-100 г в день.

Овощи и фрукты

Фрукты, ягоды, овощи и зелень являются обязательной составной частью . Они являются незаменимым источником витаминов С, Р, провитамина А (каротина), легкоусвояемых углеводов - глюкозы и фруктозы, органических кислот, пектинов и пищевых волокон, некоторых минералов и микроэлементов.

В суточном рационе малыша 1-3 лет должно быть достаточно свежих овощей (1-1,5 лет - до 200-250 г, 1,5-3 года - до 350 г), а также фруктов и ягод - (1-1,5 лет - до 100 г., 1,5-3 года - до 130-200 граммов). Они полезны как в необработанном виде, обеспечивая хорошую тренировку жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, так и в виде свежеотжатых соков, богатых витамином С. В день ребенку 1-1,5 лет необходимо около 80-100 мл, а 1,5-3 лет - 100-150 мл соков.

Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста, репа, свекла, кабачки, тыква и томаты. Довольно актуальны (при отсутствии специфических противопоказаний) огородная и дикорастущая зелень - укроп и салат, шпинат и петрушка, щавель, зеленые лук и чеснок, черемша, крапива. Из фруктов детям полезны яблоки, груши, сливы, бананы, цитрусовые, тропические фрукты. Из ягод рекомендуются малина и черная смородина, черноплодная рябина, крыжовник и облепиха, а также черника, брусника, клюква. Постепенно и осторожно вводя в рацион малыша незнакомые ему фрукты, ягоды и овощи, будьте внимательны - в случаях появления у ребенка кожной или другой аллергической реакции, исключите продукт из диеты ребенка.

В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.

Сладости

Рацион ребенка в возрасте 1-3 лет обязательно должен включать сахар, обеспечивающий оперативное поступление веществ, энергетически особенно ценных для растущего организма. Суточная норма сахаров составляет около 35-40 г для детей 1-1,5 лет и 40-50 г для малышей 1,5-3 лет.

Источником сахара могут быть сухофрукты, кондитерские изделия. Из последних рекомендуются печенье, вафли, пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, повидло и мед, если ребенок переносит его. Шоколад и шоколадные конфеты повышают возбудимость нервной системы, могут вызывать аллергию, поэтому давать часто их детям не следует.

Вода

У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому их нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Давать ли пить во время приема пищи или не давать - зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок испытывает трудности с проглатыванием и из-за этого ест медленно и с неохотой, то, конечно, лучше запивать пищу ее водой.

В интервалах между приемами пищи вода всегда должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием.

Обсуждение

Zdravstvuyte skagite pogalusta, u nashego malisha s rogdeniya problemi s geludkom. Moloko voobshe ne perevarivaet. Seycas Nam 1,5 godika kak cto nibud pakushaet, panos s krovuy popadaem v bolnicu. Uge neznaem cem kormit. Posavetuyte pogalusta cto nam delat. Spasiba.

12.03.2019 02:07:05, Khosiyat

Все это конечно хорошо, но вот где бы примерное меню годовалого ребенка посмотреть? Я не знаю правильно ли идет наше кормление или все же не правильно.

Зачем годовалому ребенку сахар??? Иметь ранние проблемы с зубами? Разве нет других энергетических источников, полезных и легко усваивающихся.
И хотя бы один пример четырехразового меню был приведен...

17.11.2007 16:57:44, Элли

Пока не паникую по поводу аппетита,сама жила на чае с бутербродами.Мне кажется детям надо доверять.Нашему сыну 20 мес.он сам регулирует поступление пищи,я лишь корректирую меню.

мой малыш стал очень плохо кушать(1,2),с удовольствием ест в компании с кем-то,но что мне делать,если мы постоянно с ним вдвоём?

28.08.2007 16:03:48, ирина

Ох, а что ж нам с молочным то делать! Нам сейчас 2.2 г. по утрам теперь только молочную кашу или мюсли, но никакого молока уже не признаем, как раньше было:(Это граммов 200 получается. А кефир или йогурт или творог вообще не заставишь. Не насильно же запихивать... Пробовала делать сырники, так поклюет малость и все.

Невозможно все это соблюдать при всем желании. Чтобы все это исполнять ежедневно, меню должен сотавлять профессионал, чтобы и приготовлено было нужными способами, и содержало все необходимое. А когда начинается детский сад, то вообще речь обо всех этих тонкостях заканчивается.

01.02.2006 13:28:15, Мамашка

Это же сколько ребенок съедать должен? Как минимум 1000 кг в день? это мин по 250 гр за прием? а если добавить туда рыбу, мясо и яйца.

Ну вот, а Заяц постоянно пьет между кормежками: сок, молоко или компот... Не давать, что ли???

Комментировать статью "Здоровое питание детей от года до трех лет"

Питание, введение прикорма. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Меню ребенка от 1 года до 3 лет: запрещенные продукты. Правила прикорма. Сок для малышей - почему и когда. про яблочный прикорм.

Обсуждение

Мясо лучше в обед давать, а вечером - овощи, чтобы не перегружать пищеварение ребенка. Ну и кашами молочными не увлекаться,это тоже нагрузка на пищеварение.

08.10.2016 17:12:04, Амурина

7.5 месяцев. Ест практически все. Ну кроме мёда/орехов/соков/неполезносте-й. А так - кролик/индейка/курица/телятина-/треска/все овощи/все фрукты и ягоды/домашний творог.
Ну и ГВ - раза 4-5 днём и 2 раза ночью.

02.10.2016 11:51:42, От юкгерл

Рацион питания ребенка от 1 года до 3 лет. Первый прикорм – как вводить? В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Просто я вообще блендером не молола ничего никогда, только вилкой чуток давила... а после года они обе уже все что угодно с общего...

Обсуждение

Просыпались - молочко (200г), завтрак - творожок (100г), потом до обеда перекус каким-нидь фруктом либо пюрешкой фруктовой, потом в обед либо суп либо банка, после сна полдник кефир или агушка кисломолочная, можно с печенюшкой, ужин - каша, на ночь молоко. Еще в перерывах соки потаскать может.

Спасибо большое за ответы! Многое почерпнула для себя.
Скажите, кто дает макароны, сыр, огурцы, помидоры - все это даете уже кусочками? У меня дочка (1и3) совсем кусочками плохо ест, постоянно давится. Чем можно разбавлять макароны, если в пюре их размалывать?

21.09.2011 15:19:09, молодая неопытная мама

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и молочка после 2 лет? Приветики! подскажите когда можно давать кефир и молоко не детское? на вкус по мне так детское ничем не отличается от обычного.а то...

Обсуждение

Кефир и творог - уже перешли на Данон.
Ну не могу я все время мониторить и покупать детские кефирчики - там срок годности маленький, много не купишь, а вечером, когда иду с работы - в магазе часто уже нет кефиров детских:(

А молоко пока даю Агушу, но видимо летом перейдем на обычные - вряд ли заграницей найдется Агуша:))

С года давали самое обычное молоко.

Особенностям питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет обычно уделяется меньше внимания, чем детям первого года жизни. Питание ребенка от года до полутора лет. Примерное меню на 3 дня для ребенка 12-15 месяцев.

Обсуждение

Кроме каши на завтрак можно сварить молочный суп, можно дать творог (особенно если надо надолго отлучится из дому с ребенком - дольше не проголодается). На обед можно дать овощи с мясным или без него. На подник - ягоды, йогурт, банан или другие фрккты, сок, молоко с печеньем. На ужин у нас, как правило, творог и молоко (если только творог не был на завтрак). А так, простору для полета вашей фантазии много!

15.08.2001 22:51:26, SZ

Вот почитала я все отзывы и взяло сомнение... т.е. ест-то Настя все тоже самое, что и другие детки в её возрасте, но нет у нас четкого деления на завтрак-обед-ужин. Не могу я "впихнуть" в ребенка столько еды, чтобы она 4 часа не просила((Может это плохо, но у нас разрыв между кормежками 2-2,5 часа, т.е утром 7.00 творог-фрукты, 9.00 - банан и т.п.... Идем мелкими перебежками. Меня это как-то не очень напрягает, но может уже пора переходить на более строгое почасовое питание?