Здравствуйте гости моего блога!
Хочу показать вам костюм, который я приготовила своему сыну на празднование последнего Нового года (2015). Это костюм-переделка из покупного черепашки-ниндзя в индейского шамана. На штанах и рубахе аппликации из вискозных (моих любимых:) салфеток. Жёлтая бахрома из тех же салфеток, а на рукавах бахрома покупная. В руках у сына ритуальный топорик. Рукоятку выстрогал из дерева наш дедушка, а топорище я слепила из солёного теста. На рукоятке имя моего шамана: Михо медвежья лапа. Ударение на О. На груди шамана его знак - медвежья лапа:) Топорик украшен зубом из соленого теста и цветными перышками. На штанине сбоку есть специальная "кобура" под топорик, он прочно вставляется и не мешает ходьбе и танцам вокруг костра.
На бедре шамана висит бубен - пяльцы с натянутыми всё теми же вискозными салфетками, разрисованными гуашью индейскими символами. Там же рядом висит черный мешочек с камнями. Я не сказала, мой Михо - шаман камней. В мешочке лежат 8 драгоценных камней (фото добавлю позже, что то не могу его на компе найти), каждый камень что то означает: любовь, славу, дружбу, богатство и т.д. Шаман раскладывает камни перед собой, а тот, кому он гадает, выберает любой понравившийся камень. Что вытянул - то и ожидает этого человека в наступающем году.
Вот как выглядел костюм в прошлом году.
На шее шамана висит ожерелье из зубов и когтей диких зверей. Для декора и пущего эффекта я повесила своему шаману на пояс пару пузатеньких бутыльков, которые были когда то у дяди шамана освежителями воздуха в автомобиле.
Отдельно хочу сказать про головной убор индейца. С ним пришлось помучиться, так как я приступила к работе без какого либо плана действий и импровизировала на ходу. От старых колготок отрезала верх примерно по колено. И как в детстве, надела на голову:) Завязала хвост, а оставшуюся длину порезала на лоскуты - это у меня волосы. На некоторые "волосины" нанизала "бусины" - порезанные цветные коктейльные трубочки. Перья из обычной плотной бумаги, сзади для прочности приклеены те же коктейльные трубочки черного цвета. Украшен убор вискозными салфетками и лентой из настоящих перьев, я эту красоту купила в магазинчике для шитья по соседству с домом, очень классная штука. По бокам пришила нити с нанизанными на них деревянными бусинами. На фото я:)
Мирча Элиаде отмечает, что разнообразные умения и навыки шамана - это результат его инициатического опыта. Благодаря испытаниям, через которые будущий шаман проходит во время своей инициации, он постигает меру беззащитности человеческой души и учится способам защитить её. Он на собственном опыте познает вызываемые болезнями страдания и учится распознавать причины болезней. Он переживает ритуальную смерть, спускается в Преисподнюю, иногда воспаряет на Небо. Все умения шамана зависят от его опыта и знаний «духовного» рода. Он знакомится со всеми «духами»: с душами живых и мертвых, с богами и демонами, с многочисленными существами, невидимыми на физическом плане, что населяют три космические зоны.
На каждого шамана, как правило, есть специальный комплект ритуальной одежды (шаманский костюм, в который входят рубаха, маска, пояс, головной убор, халат, металлические диски, подвешивающиеся на грудь, спину или к поясу, и так далее) и шаманское снаряжение, то есть бубен с колотушкой, посох, фигурки духов (вместилища) и прочие элементы.
Одежда шаманов хоть и имела схожие элементы, но варьировалась от района к району. Безусловно, не всегда и не везде у шамана есть все названные атрибуты, но даже там, где шаманского облачения как такового не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магические предметы, относящиеся к ритуальному наряду шамана.
Надевая костюм, шаман обретает мистическое состояние, обнаруженное и закрепленное во время долгих переживаний и церемоний посвящения.
Обычно, перед тем как изготовить свой наряд, шаман должен предварительно увидеть его во сне. В видениях духи указывают ему, где находится будущий наряд, но искать его он должен сам. У тлингитов и хайда шаман изготавливает наряд по строгим указаниям своего духа-покровителя. А иногда, особенно если шаман слабый, все происходит более прозаично: наряд покупается у родственников умершего шамана по цене коня, как это делается у бирарченов.
Самыми распространенными образами шаманского наряда являются птица, олень и медведь. Украшая свой костюм перьями, костями, зубами и шкурой животных, шаман тем самым создает второе тело. Облачение в такой наряд помогает преодолеть границы собственного тела и в образе животного совершить мистическое путешествие. По поверьям, бытующим у большинства народов, шаманы могут превращаться (оборачиваться) в то или иное животное.
Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала.
Алтарь. Шаманский алтарь очень прост: это кусок ткани, на котором можно удобно разложить орудия, камни, кристаллы и другие принадлежности. Алтарь помогает направить внимание шамана обозначая пределы священного пространства, где смешивается физическое и духовное. Племенные шаманы устанавливали алтарь на земле и садились перед ним, скрестив ноги.
Барабан. Барабан - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее доступ к иным мирам восприятия. Чаще всего используется круглый ручной барабан, который можно без труда переносить с места на место. Обычно он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной кожей животного. Иногда вместо кожи используется деревянный штырек. По периметру барабан часто украшают специальными символами, иногда даже перьями и подвесками. На звучащей поверхности можно встретить эмблему или изображение животного.
Барабанный бой используется для изменения уровней осознания и расширения возможностей восприятия при шаманской работе.
Бубен. Лучший бубен, это тот, который сделан своими руками или подаренный другим шаманом, или принятый в дар за камлание Обычно, указания по внешнему виду и изготовлению бубна, шаман получает от духов, во время камлания, или экстатического путешествия. Ориентируясь по приметам данным духами, шаман выбирает подходящее дерево, кожу и принимается за работу. Считается, что перед изготовлением этого священного предмета шаман должен быть совершенно чист, поэтому в течение нескольких дней он воздерживается от сексуальных контактов, а непосредственно перед работой хорошо моется.
Обращаться с бубном шаман должен был аккуратно. Прежде всего бубен является продолжением души шамана, и обращаться с ним следует почтительно и осторожно. Ставить или вешать бубен следует так, чтобы посторонние люди его не трогали.
Маска. Шаманская маска служит средством для выражения внутреннего потенциала, обычно в церемониальном или шаманском танце, когда бывает необходимо заземлить внутреннюю энергию. Маски изготавливают из различных материалов и надевают в особых случаях. Самую простую маску рисуют на лице.
Ожерелье. Шаман носит ожерелье не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца.
Онгон. Онгон - это вместилище для духов. Шаман сначала делает онгон, а потом вселяет в него духа. Онгонами могут служить изображения духов, животные выбранные по какому-либо признаку, вырезанные из дерева и бумаги фигурки. Основное предназначение онгона - оберегать людей и служить средством передвижения шамана в его мистических путешествиях.
Погремушка. Погремушка - древнее звуковое устройство, которым пользовались для того, чтобы создать атмосферу ожидания в процессе перехода от одного уровня реальности к другому.
Мне иногда задают вопрос - почему, являясь современным шаманом, ты не имеешь ритуальной шаманской одежды? Ответ прост: в традиции моих сибирских предков облачение для шамана должно быть дано духами, и время, когда настаёт пора шить свой первый наряд, может наступить не так уж и рано, явно не в детстве и даже не в юности. Бабушка Эльга говорила, что свой "рабочий" костюм получила от Высших только годам к сорока, а до этого носила, что придётся. Так же и у меня - я не продолжаю традицию предков ортодоксально, мой путь иной, но тем не менее, уже вижу в будущем день, когда духи дадут добро. Вот и подтверждение исследователей:
"Атрибутами шамана в Сибири являются ритуальный костюм и бубен. Костюм имеет множество подвесок и странных для непосвящённого предметов. Там есть стрелы, вернее, символы стрел, которые могут понадобиться в нижнем мире. На спине нашиты изображения духов-помощников. Костюм украшают изображения оружия, светил и даже костей. Нарисованные, вышитые или сделанные из металла «кости» должны были защитить кости самого шамана. Враги могут поразить изображения костей, а сам шаман не пострадает.
Костюм создавался не по желанию владельца, а по указаниям духов. Обычно проходило немало лет, пока шаман получал разрешение духов изготовить себе полный костюм. Постепенно к прежнему убранству добавлялись новые подвески, новые изображения, указывающие на круг профессиональных возможностей.
Ритуальное одеяние являлось священным предметом индивидуального назначения и пользования, которое изготавливалось только для шамана, уже имеющего бубен. У алтайцев и тувинцев такое облачение в виде куртки называлось манхак, у сагайцев и качинцев хам тон. Изготовление облачения происходило по указанию духов, так же как и изготовление бубна.
Для манхака, как профессионального ритуального облачения шамана, было характерно сложное внешнее оформление. Оно включало в себя множество жгутов, сотни различных подвесок, небольшие куски ткани в виде платков, ленты, ровдужную бахрому, шкурки зверей, птиц и их отдельные части, тряпичные антропоморфные изображения в виде куколок, змей, чудовищ и т.п., иногда - миниатюрные предметы быта. Жгуты изготавливались обычно из самодельной конопляной веревки, обшитой цветным ситцем, разной длины и толщины. Подвески делались преимущественно из железа (кольца, бляшки), но были и медные колокольчики, бубенцы. Все это прикреплялось к короткополой (из овчины или кожи марала), распашной куртке с рукавами так, что самой куртки не было видно. Она служила как бы конструктивной основой для размещения всей массы деталей.
Изготовление костюма шамана было коллективным занятием женщин, в то время как бубен делали только мужчины".