Домой / Праздничный / Продукты, с которых следует начинать прикорм. Проблемы с животиком у ребенка при введении прикорма

Продукты, с которых следует начинать прикорм. Проблемы с животиком у ребенка при введении прикорма

Введение прикорма. Как сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Спасибо

Введение прикорма в рацион малыша – это достаточно ответственный момент, который пугает практически всех молодых мамочек. Прикорм – это питание , которое начинают вводить малышам примерно с 5 – 6 месяца их жизни. Данное питание может быть дополнением как к грудному, так и к искусственному вскармливанию. Прикорм в этом возрасте действительно нужен, так как он помогает обогатить растущий организм всеми необходимыми питательными компонентами, особенно углеводами, белками и жирами. Первые двенадцать месяцев жизни грудного ребенка являются самыми главными, так как именно в этот промежуток времени формируются основы общего состояния здоровья, в том числе и иммунной системы. Учитывая данный факт, каждый родитель обязан обеспечить своего малыша правильным питанием.
Как же сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Каковы основные причины введения прикорма?

Прежде всего, это необходимость дополнительного введения в растущий организм как минеральных веществ, так и витаминов , микроэлементов, а также энергии. Помимо этого новые продукты питания способствуют развитию жевательного аппарата и всей пищеварительной системы, при этом развивая еще и моторную функцию кишечника. Прикорм способствует развитию и совершенно новых вкусовых качеств.

Прикорм и формирование вкуса:

Вкус относят к категории самых важных ощущений, которым свойственно вызывать исключительно положительные эмоции. Все продукты питания, которые будут вводиться в рацион малыша, должны быть здоровыми, вкусными и разнообразными. Сладостей в меню должно быть как можно меньше, так как именно сладкие блюда являются предрасполагающим фактором к развитию аллергических реакций, кариеса зубов, ожирения и других патологических состояний. Помните о том, что малышу не так уж просто привыкнуть к новым вкусам, именно поэтому он может и не совсем охотно есть те или иные предлагаемые ему продукты. Наберитесь терпения, еще несколько попыток и ребенок обязательно полюбит новое блюдо.

Каковы признаки готовности ребенка к введению новых продуктов?

1. Ребенку исполнилось 6 месяцев;
2. Он уверенно сидит без поддержки;
3. Вес от рождения увеличился в 2 раза;
4. Малыш проявляет интерес к пище, которую Вы употребляете;
5. У него отмечается угасание выталкивающего рефлекса (пропадает срыгивание );
6. Ребенок чаще прикладывается к груди;
7. Он самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу;
8. Он совершенно здоров.

Примерная схема введения прикорма:

Наименование продуктов и блюд 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 9 - 12 месяцев
Фруктовые соки (мл) 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Фруктовое пюре (мл) не раньше, чем через 14 дней после введения сока 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Творог (г) 10 - 30 40 40 40 50
Желток (шт.) 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре (г) 5 - 100 150 150 170 180 200
Каша (г) 5 - 100 150 150 180 200
Мясное пюре (г) 5 - 30 50 60 - 70
Кефир и другие кисломолочные продукты либо цельное молоко (мл) 100 200
Рыбное пюре (г) 5 – 30 - 60
Пшеничный хлеб (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Печенье, сухари (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Растительное масло (г) 1 - 3 3 3 5 5 6
Сливочное масло (г) 1 - 4 4 4 5 6

Метаболические и физиологические особенности детского организма, определяющие сроки введения новых продуктов:

1. Снижение чрезмерной проницаемости слизистой оболочки кишечника - 3 месяца;
2. Созревание процессов местного иммунитета в области кишечника – 3 - 4 месяца;
3. Созревание ферментативных процессов всасывания, а также переваривания пищи:
  • усиление выработки пепсина и некоторых других ферментов – 3 - 4 месяца;
  • снижение рН (концентрации ) желудочного сока, а также усиление выработки соляной кислоты – 3 месяца;
  • усиление активности амилазы (фермента, которому свойственно расщеплять углеводы ) - с 2 - 3 месяцев до 12 месяцев;
4. Созревание всех рефлекторных механизмов, которые отвечают за проглатывание полужидкой и твердой пищи – 4 - 5 месяцев.

Ранний и поздний прикорм:

Ранее введение новых продуктов – это прямой путь к развитию аллергических реакций. Помимо этого в таких случаях у ребенка может возникнуть и непереносимость тех или иных продуктов питания. Чрезмерное количество жира и углеводов в ежедневном меню может привести к развитию ожирения.
Позднее введение новых продуктов – это в свою очередь прямой путь к отставанию как в психическом, так и в физическом развитии. Кроме этого у малыша может развиться белково-калорийная недостаточность. Очень важно обратить внимание и на состав меню. Однообразный рацион повышает риск развития весьма разнообразных дефицитных состояний. В список таких состояний можно занести железодефицитную анемию , гиповитаминоз, рахит , а также гипотрофию.

Железодефицитная анемия – это синдром, сопровождающийся нарушением выработки гемоглобина из-за недостатка железа.

Гиповитаминоз представляет собой состояние, которое возникает при нарушении соответствия между расходованием витаминов и их поступлением в организм.

Под понятием «рахит » скрывается заболевание грудного и раннего возраста, которое характеризуется нарушением формирования костей вследствие дефицита витамина D .

Гипотрофия представляет собой расстройство питания, которое характеризуется той или иной степенью дефицита общей массы тела.
Позднее введение прикорма нередко влияет и на формирование далеко не самых правильных пищевых привычек в будущем.

Пять заповедей первого прикорма от доктора Комаровского:

  • не нужно использовать опыт бабушек;
  • не стоит торопиться;
  • нет разнообразию;
  • не нужно увлекаться количеством;
  • нет насилию.

Правила введения прикорма:

1. Дополнительную пищу можно вводить только тогда, когда ребенок полностью здоров;
2. Прикорм следует давать исключительно перед кормлением грудью ;
3. Все блюда прикорма должны быть гомогенными (однородными ) по своей консистенции, чтобы у ребенка была возможность проглатывать их без затруднений;
4. Все блюда нужно давать в теплом виде с использованием ложечки, во время приема пищи ребенок должен находиться в сидячем положении;
5. Ни в коем случае нельзя 2 раза в день давать один и тот же вид прикорма;
6. Все продукты нужно вводить постепенно согласно имеющейся последовательности, другой вид прикорма можно вводить только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание ) к предыдущему продукту;
7. Во время введения нового продукта следует внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если никаких его изменений не наблюдается, тогда уже на следующий день увеличьте количество предлагаемого блюда;
8. Категорически запрещено вводить в рацион новые продукты в случае, если Вы готовите ребенка к какой-либо профилактической прививке;
9. Первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов, лучше всего на первых парах остановить свой выбор на картофеле и кабачках, так как именно этим продуктам не свойственно вызывать аллергических реакций и метеоризма ;
10. Если Вы решили покормить ребенка кашей, проследите за тем, чтобы она состояла из безглютеновых злаков, а именно из кукурузной либо гречневой муки или риса ;
11. Творог категорически запрещено вводить в рацион малыша, если ему еще нет полугода;
12. Сырые овощи и фрукты можно давать только в 7 – 8 месяцев;
13. Ни в коем случае не давайте до года бульоны, так как в их состав входит достаточно большое количество пуриновых оснований (органических природных соединений ), которым свойственно оказывать отрицательное воздействие на работу не до конца созревших почек ;
14. Если Вы решили приготовить суп-пюре, тогда в качестве основы используйте овощной отвар;
15. Будьте аккуратны с кефиром, так как данный продукт может спровоцировать нарушение кислотно-щелочного баланса;
16. Детям в возрасте 9 месяцев рыбу и мясо следует давать не чаще 2 раз в неделю, причем лучше всего остановить свой выбор на нежирных сортах;
17. В промежутках между приемами пищи можно давать фруктовые соки, но без сахара.
18. Сыр разрешается вводить в меню только с 1 года.

Когда нельзя вводить прикорм?

1. ребенок болен;
2. у него наблюдается расстройство кишечника ;
3. недавно ему была поставлена профилактическая прививка либо он к ней готовится;
4. отмечается повышенная температура тела.

Фруктовые и овощные соки:

Как овощные, так и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, так как им присуща жидкая консистенция, напоминающая грудное молоко. Сок способствует обогащению организма младенца микроэлементами, минеральными компонентами и витамином С . Помимо этого он удовлетворяет потребности детского организма в воде. Все соки подразделяются на монокомпонентные и поликомпонентные. Под монокомпонентными соками подразумеваются соки, в состав которых входит только 1 овощ либо фрукт. Так, к примеру, это может быть яблочный, морковный либо сливовый сок. Поликомпонентные соки содержат в своем составе 2 либо больше видов овощей или фруктов. Поликомпонентные соки могут состоять из яблока и тыквы или из черной смородины , яблока и банана. Вне всякого сомнения, такие соки намного полезнее, однако их введение особенно опасно, так как в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Наибольшее количество соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. Если же говорить о соках с мякотью, то в их составе имеются так называемые пищевые волокна, которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на двигательную функцию кишечника. В итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Учитывая данный факт, специалисты рекомендуют вводить такие соки в более поздний период жизни. В большинстве случаев соки состоят только из натуральных углеводов. Сахар в их составе встречается редко. Введение сока рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5 – 7 дней его общее количество можно увеличить до 30 – 40 миллилитров.

Яблочный сок – самый первый обучающий прикорм. Очень важно, чтобы сок был изготовлен из зеленых сортов яблок. Более того, в его составе не должно быть сахара. Так как в составе яблочного сока имеется большое количество органических кислот и натуральных углеводов, его употребление повышает аппетит, а также усиливает выработку пищеварительных соков.

Грушевый сок – «кладовая» фолиевой кислоты, которая принимает неотъемлемое участие в процессе кроветворения. Помимо этого в данном соке отмечается скопление фосфора, клетчатки, кальция, магния и кобальта. Его употребление позволяет улучшить перистальтику (сокращение стенок ) кишечника, а также избавляет от тех или иных нарушений процесса пищеварения.

Морковно-абрикосовый сок – содержит в своем составе огромное количество пектина, пищевых волокон и клетчатки. Особенно полезен данный сок для всех тех малышей, которые страдают от запоров , так как ему свойственно усиливать рост полезной микрофлоры кишечника. Кроме этого он ведет борьбу с различными патологиями кожного покрова, усиливает выделение желчи, уменьшает количество холестерина . Морковно-абрикосовый сок следует давать на голодный желудок .

Черносливовый сок – наделен целым рядом полезных свойств за счет наличия в нем пищевых волокон и пектина. Такой сок рекомендуется давать при ослабленной иммунной системе, а также при склонности к запорам.

Плодоовощное пюре:

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша только через 2 недели после сока. Современные специалисты выделяют 3 вида такого пюре, а именно гомогенизированное, пюреобразное и крупноизмельченное. Гомогенизированное пюре предназначено для детей, возраст которых варьирует в пределах от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное пюре можно давать с 6 до 8 месяцев, а вот крупноизмельченное пюре предназначено для детей от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах умноженному на 10. Всем фруктовым и плодоовощным пюре присуща более плотная консистенция, так как в их составе имеются еще и растительные волокна, принимающие участие в регулировании двигательной функции кишечника.

Пюре из черники – подойдет для всех малышей без исключения. Данной ягоде присуще достаточно мощное противовоспалительное и дезинфицирующее действие. В ее составе имеется как марганец, так и дубильное вещество под названием танин, провитамин А , ароматические кислоты, углеводы и многие другие компоненты. Чернике свойственно улучшать зрение, повышать аппетит, улучшать работу головного мозга, регулировать кроветворение, а также обеспечивать организм необходимым количеством энергии.

Пюре из брокколи – обогащено бета - каротином и различными витаминами, преимущественно витамином С . Введение данного продукта в рацион поможет улучшить работу сердечно-сосудистой системы, а также предупредить развитие железодефицитной анемии. Регулярное употребление такого пюре способствует очищению организма от холестерина и улучшению обменных процессов в печени . Брокколи является великолепным средством профилактики и атеросклероза .

Морковное пюре – оказывает весьма благоприятное воздействие в самую первую очередь на желчевыделительную деятельность. Кроме этого моркови присуще бактерицидное и антиоксидантное свойство. Данный овощ нормализует эпителизацию (образование эпителия в пораженных участках ) слизистой оболочки кишечника и способствует его опорожнению. Особенно полезно давать морковное пюре всем тем малышам, у которых отмечается достаточно низкий темп роста. Морковное пюре принято считать прекрасным средством профилактики респираторных патологий, а также рецидивирующих (часто повторяющихся ) бронхитов .

Пюре из цветной капусты – обладает высокой пищевой ценностью. В составе данного пюре отмечается скопление большого количества минеральных солей, витаминов, растительной клетчатки, а также микроэлементов.

Злаковый прикорм:

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы обогащены большим количеством углеводов, которые снабжают растущий организм необходимой ему энергией. Кроме этого в состав круп входят микроэлементы, белки растительного происхождения и витамины группы В , которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на работу желудочно-кишечного тракта. Отметим, что кашам в виде порошка, в отличие от сухих молочных каш, присущ целый ряд преимуществ, а именно:
  • безопасность потребления;
  • гарантированный химический состав;
  • наличие большого количества микроэлементов и витаминов.
Впервые ребенку можно дать не более 1 чайной ложечки каши. Очень важно, чтобы это была безглютеновая каша, то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии, состояния, сопровождающегося такими признаками как увеличение объема живота, плохая прибавка в весе и жидкий стул. К числу безглютеновых каш можно отнести кукурузную, гречневую, а также рисовую крупу.

Готовим каши сами:

Чтобы приготовить кашу самостоятельно, следует для начала тщательно перебрать и промыть крупу, после чего измельчить ее в кофемолке. Заливаем полученную муку холодной водой и оставляем вариться, периодически перемешивая. Чтобы улучшить вкус каши, а также повысить ее питательные свойства, прямо перед кормлением добавляем в нее около 20 – 30 миллилитров адаптированной молочной смеси либо сцеженного грудного молока. После этого кашу выливаем в тарелку и даем ей остыть. Что касается соли и сахара, то их в кашу лучше всего не добавлять, особенно если ребенку еще нет года. Со временем в кашу можно будет добавить и сливочное масло.

Кисломолочные продукты:

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Всем этим продуктам свойственно подавлять рост патогенных (болезнетворных ) микроорганизмов. Они являются и прекрасным средством профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются кефир, йогурт и твердые сорта сыра.
Использование кисломолочных продуктов помогает:
  • улучшить перистальтику кишечника;
  • снизить количество холестерина;
  • улучшить усвоение белков, жиров и молочного сахара;
  • усилить секреторную активность пищеварительных желез.

Мясной прикорм:

Мясо – это универсальный продукт, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется. Именно мясо является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, которые так необходимы для образования эритроцитов. Под эритроцитами скрываются красные кровяные тельца, которым свойственно повышать уровень гемоглобина. Имеются в мясе и экстрактивные (органические ) компоненты, необходимые для стимуляции пищеварительной функции.

Коровье молоко в питании малышей:

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте вводить запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений с последующим образованием железодефицитной анемии, то есть микроцитарной анемии, возникающей в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость его белков.

Яйцо в качестве прикорма:

Яйцам присуща достаточно высокая биологическая ценность, обусловленная наличием в них большого количества аминокислот, липидов, железа, а также насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Все эти компоненты играют важную роль как в физическом, так и в психическом развитии младенца. Помимо этого они улучшают потребление белков животного происхождения. Перед употреблением очень важно подвергнуть яйца тщательной термообработке, дабы защитить малыша от отравления сальмонеллой .

Рыба и морепродукты:

Рыба и морепродукты – это одни из основных источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. В морской рыбе очень много йода .

Что нужно знать маме при приготовлении сока в домашних условиях:

  • соблюдаем все правила личной гигиены (хорошо вымытые руки, короткие ногти, на голове косынка );
  • посуда, предназначенная для приготовления сока, для других целей использоваться не должна;
  • перед приготовлением сока кастрюлю, а также другую необходимую посуду следует вымыть в горячей содовой воде с использованием щетки, затем посуду нужно прокипятить в течение 10 минут;
  • содовую воду используем и для мытья бутылочки для сока, после чего кипятим бутылочку в течение 10 минут;
  • сразу же после кипячения бутылочку рекомендуется закрыть плотной пробкой, изготовленной из стерильной ваты;
  • хранить посуду, предназначенную для приготовления сока, следует в отдельной чистой и закрытой емкости;
  • щетки, применяемые для мытья посуды, следует мыть в содовой воде, после чего кипятим и тщательно сушим их;
  • приготовленный сок следует давать младенцу сразу же после приготовления. Летом его можно хранить не более 120 минут, а вот зимой - не более 240 минут.

Можно ли кормить ребенка киселем?

Специалисты не рекомендуют давать младенцам кисели, дабы не спровоцировать перекорм. Как фрукты, так и ягоды лучше всего давать в свежем либо консервированном виде, так как во время варки они утрачивают наибольшее количество витаминов и минеральных веществ.

Каким образом можно научить ребенка кусать?

В таких случаях на помощь приходит яблоко. Возьмите небольшое яблоко, очистите его от кожуры и вложите в руку малыша. Очень важно, чтобы яблоко было целым, так как в таком виде от него не отламываются кусочки. Ребенок поначалу будет скоблить его зубами, а затем начнет откусывать по кусочку.

Нужно ли перед едой мыть ребенку руки?

Да, нужно. Все дело не только в гигиене, но и в том, что вода является очень сильным раздражителем нервных окончаний кожного покрова. Раздражение таких окончаний повышает аппетит и усиливает выработку активных пищеварительных соков.

Прикорм и дисбактериоз:

Дисбактериоз представляет собой нарушение нормального соотношения микрофлоры в организме, вследствие чего возникает нарушение как всасывания, так и усвоения питательных компонентов. У детей, страдающих от дисбактериоза, чаще всего наблюдаются различные нарушения нормальной работы желудочно-кишечного тракта, именно поэтому вводить им прикорм следует крайне осторожно, что поможет избежать фатального (опасного для жизни ) недостатка витаминов и питательных компонентов. Осторожное введение новых продуктов поможет избежать развития и диатезов , а также атопического дерматита (хронического заболевания, которое возникает у детей с генетической предрасположенностью к аллергическим патологиям ).

Введение прикорма при атопическом дерматите:

Если диагноз «атопический дерматит» уже поставлен, тогда новые продукты разрешается вводить только тогда, когда на коже нет свежих элементов сыпи. Таким детям новую пищу можно вводить не раньше 6 месяцев. Самый первый прикорм должен состоять из овощного пюре, лучше всего остановить свой выбор на пюре из кабачков либо цветной капусты. Первоначально можно дать не более четверти чайной ложки прикорма. Общее правило таково: 1 продукт в 7 - 10 дней. Очень важно завести и специальный пищевой дневник, в который нужно будет вписывать все продукты питания, вызывающие обострение данного недуга. В случае возникновения очень сильных реакций со стороны кожного покрова, следует получить консультацию специалиста , который пропишет необходимое местное и системное лечение.

Введение прикорма при лактазной недостаточности:

Лактазная недостаточность представляет собой врожденное либо приобретенное патологическое состояние, сопровождающееся недостатком или полным отсутствием фермента лактазы, который отвечает за расщепление молочного сахара. Организмы таких детей не в состоянии усваивать молоко.
Основными симптомами лактазной недостаточности являются:
  • метеоризм (чрезмерное образование газов в кишечнике);
  • понос после употребления молока;
  • недостаточная прибавка в весе;
  • признаки обезвоживания организма.
Употребление цельного молока в таких случаях необходимо снизить до минимума, заменив его кисломолочными продуктами, сырами и маслом. Каши и овощные пюре следует готовить на безлактозных основах. Соки в рацион вводятся только после 6 месяцев. Если же ребенок находится на грудном вскармливании , тогда ему прописывают специальные медикаменты, которым свойственно расщеплять лактозу.

Введение прикорма недоношенным детям:

Недоношенные дети особенно сильно нуждаются в витаминах и питательных компонентах, именно поэтому им прикорм следует вводить намного раньше, нежели всем остальным малышам. Так, к примеру, овощные и фруктовые соки вводят им в возрасте от 1 до 3 месяцев. Первоначально сока должно быть не более 5 капель. Давать сок недоношенному ребенку следует после еды. Что касается свекольного, клубничного и земляничного соков, то их категорически запрещено давать на протяжении всех первых 12 месяцев жизни. Все дело в том, что эти соки наделены достаточно мощным аллергенным действием. Фруктовые пюре вводятся таким малышам в возрасте 2 месяцев. Уже в 3 месяца им можно начать давать яичный желток. В этот же период нужно начать вводить и творог. Каши вводят в рацион с 4 месяцев. Чтобы предупредить развитие анемии, мясо следует начать вводить уже с 5 месяца. В 8 месяцев малыша можно порадовать несладким печеньем, хлебом, овощным супом либо мясным бульоном.

Что делать, если прикорм стал причиной запора?

Неправильное введение прикорма опасно не только возникновением высыпаний на коже. Довольно часто новые продукты питания становятся причиной развития и запора, который очень вреден для растущего организма. У малышей запор возникает в виде обратной реакции на тот или иной новый продукт. Таким образом, организм показывает, что он не в состоянии справиться с новым для него продуктом. Если Вы заметили, что Вашего малыша начали мучить запоры, тогда для начала измените режим введения новых продуктов. Новую пищу таким детям можно начать давать не раньше 6 месяцев, причем это должны быть специальные продукты промышленного приготовления в виде пюре. Такие пюре намного безопаснее для детского кишечника. Что касается домашних блюд, то их можно использовать не раньше 8 месяцев. Справиться с запором поможет и массаж живота, который нужно проводить 3 - 4 раза в день продолжительностью в 10 минут. Чтобы укрепить мышцы брюшной стенки и улучшить работу кишечника, как можно чаще кладите малыша на живот.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

На многих сайтах, посвященных малышам, встречается целый список признаков готовности младенца к принятию новой пищи. Значит ли, что мама должна дождаться, пока ее ребенок «дозреет» настолько, чтобы соответствовать всем этим пунктам, и только тогда начинать вводить прикорм? Педиатры не столь категоричны, хотя с некоторыми признаками согласны. Судите сами.

ТОП-8 признаков готовности

1. Возраст не менее 4 месяцев.

Кто же будет спорить с экспертами ВОЗ: оптимальный возраст введения первого прикорма – 6 месяцев. При необходимости допускается «снизить планку» до 4 месяцев, а при условии качественного питания матери и достаточного для ребенка калоража грудного молока – повысить до 8-ми месяцев.

2. Появившийся зубик (хотя бы первый).

3. Удвоившийся вес по сравнению с массой тела при рождении (у недоношенных – в 2,5 раза).

Мы уже обсудили с вами, что вес абсолютно не при чем, и особенно для недоношенных. Как можно сравнивать малюток, родившихся с массой 500 и 2900 граммов? Главное – зрелость их пищеварительной системы, но никак не удвоение веса.

4. Угасание рефлекса выталкивания пищи языком.

Такого рефлекса нет! Смотрите : высовывание языка наружу – это компонент сосательного рефлекса. Так грудничок добывает себе мамино молоко. Зачем надо, чтобы рефлекс сосания угасал?! Разве взрослые этого делать не умеют? Пока малютке не начать давать еду из ложечки, чтобы он постепенно понял, что в этом случае высовывать язык в готовности принять сосок молочной железы не надо, он никогда не научится кушать «как большой». Именно для такого переходного периода и придуманы переднички для кормления, которые позже используют, когда малыш учится кушать самостоятельно.

5. Может отвернуть голову от ложки, если не хочет кушать или уже наелся.

Сначала малютка должен понять, что при виде поднесенной ложки с едой надо открыть рот. А отворачиваться он научится гораздо позже. Да и зачем – ему достаточно просто плотнее сомкнуть губы и с улыбкой наблюдать (не отворачиваясь!), как родители «работают клоунами», пытаясь его накормить.

6. Накануне не болел, не путешествовал и не прививался.

Абсолютно верно: любое заболевание или стресс могут быть причиной временного срыва пищеварения. Дополнительная нагрузка новым видом пищи крохе ни к чему.

7. Самостоятельно садится и устойчиво сидит.

Вкусная каша или пюре с не меньшим удовольствием будет проглочена и в положении полулежа на высокой подушке.

8. Появился живой интерес к пище «взрослых», требует ее себе, сам тянется к тарелке и потом ухваченный в кулачок кусок отправляет в рот.

Это и предыдущее требование является, скорее, признаком готовности младенца к началу . И возникли они, вероятно, среди фанатов педагогического прикорма.

Итак, что же получается? Важны возраст малютки (то есть зрелость его пищеварительной системы), наличие показаний для введения прикорма (смотри ), отсутствие дополнительных стрессов, постепенно приобретаемый навык проглатывать принятую с ложечки пищу, хорошее настроение мамы и крохи.

Педагогический прикорм – бравада горе-мамаш

Наверняка его придумали те женщины, которым очень хотелось оправдать свое нежелание готовить отдельно для малютки. Или те, кто не пожелал услышать предупреждения врачей-педиатров о важности переходного питания между грудным и «с общего стола». Советы врачей по срокам и очередности введения новых видов пищи они прозвали педиатрическим прикормом, дав своему гордое имя «педагогический». Кратко разъясним суть этого безобразия.

После 6 месяцев, вместо рекомендуемого детскими диетологами прикорма, младенца сажают за стол вместе со взрослыми и радостно дают ему поесть из маминой тарелки все, что там лежит. Так называемые микродозы доходят до 20 мл. И несчастному малышу приходится жевать (вот где важны первые зубки!) и проглатывать, обжигая пищевод, борщ на жирном мясном бульоне с черным перцем, пельмени из так называемого мяса с обилием вкусо-ароматических добавок, жареную картошку и маринованные огурчики.

Ночной плач детей списывается на прорезывание зубов, туда же отправляются срыгивания и разжиженный стул. От обвинения в жестоком обращении с ребенком таких горе-мамаш спасает только еще очень редкая возможность наших поликлиник сделать малютке ФЭГДС. Наверняка был бы выявлен эрозивный гастрит, когда поверхностные язвы на слизистой расползаются, как языки пламени, по всему желудку. То же и в кишечнике. Интересно, откуда у мамочек, гордо заявляющих, что их чадо давно ест с общего стола, уверенность, что все вокруг стоят в немом восхищении, а не задыхаются от возмущения из-за подобного издевательства над беззащитным крохой?

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999-2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4-6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично. Дальнейшие этапы развития нервно-мышечной координации у грудных детей и соотношение с возможностью введения различных продуктов прикорма представлены в .

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4-6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1-1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6-7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9-10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7-8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6-8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10-11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

4-6 мес — фруктовые пюре и соки;

5-6 мес — овощное пюре;

6-7 мес — каша;

7-8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8-9 мес — печенье, творог, кефир;

10-11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5-6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.

Е. С. Кешишян , доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

Родители маленьких детей всегда хотят накормить их чем-нибудь вкусным и полезным. Именно по этой причине вопрос введения прикорма возникает у них уже на 3-4 месяце жизни ребенка. Но стоит ли так спешить? Может, лучше немного подождать и позволить себе насладиться временем, когда не нужно постоянно стерилизовать бутылочки, варить смеси и кашки, опасаясь возможной некачественности продуктов? Настанет такой день, когда вы сможете сами убедиться в том, что ваш маленький кроха нуждается в дополнительной пище и готов к ней. Определить это вам помогут 10 признаков.

Признаки готовности малыша к прикорму

Развитие детей одного возраста не всегда бывает одинаковым. У кого-то малыш научился держать головку в 3 месяца, а у кого-то ребенок умел это делать уже в 2 месяца. У каждого ребенка есть присущие только ему особенности организма, свой характер и свой темп развития. Это зависит не только от наследственных факторов — здесь имеют влияние протекание беременности, роды, а также уход за малышом. Поэтому определить возраст ребенка, готового к прикорму, в конкретных цифрах нельзя.

Специалисты придают значение только двум факторам, свидетельствующим о готовности ребенка принимать новую для него пищу это:

  1. Созревание нервной системы и головного мозга ребенка.
  2. Готовность желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) малыша.

Когда оба фактора совпадают по времени, можно говорить о том, что малыш к прикорму готов. Убедиться же в наличии этих факторов помогут следующие признаки:

  1. Возраст малыша . После того, как ребенку исполнится 4 месяца. То же самое касается и недоношенных детей, с одной лишь поправкой – их готовность рассчитывается на основании гестационного возраста. Это означает, что если рожденный в положенный срок ребенок начинает получать прикорм после 17 недель, то недоношенный малыш, рожденный на 4 недели раньше, может получать прикорм только на 21 неделе после своего рождения;
  2. Вес . С момента рождения малыша его вес увеличился в 2 раза. Если ребенок недоношенный – его вес должен превышать вес при рождении в 2,5 раза;
  3. Рефлекс выталкивания языка . Чтобы ребенок мог брать еду с ложечки, он не должен совершать рефлекторных выталкивающих движений языком, которые являются врожденными и защищают малыша от попадания в рот случайных предметов. Если рефлекторные движения при проверке еще присутствуют, то прикармливать еще рановато. Чтобы проверить наличие этого фактора, дайте малышу попить из ложечки. Если вода не окажется на подбородке - ребенок готов к прикорму. Это важный момент, так как при введении прикорма еду следует давать из ложки, чтобы пища обрабатывалась выделяемой слюной ребенка и легче переваривалась в его желудке;
  4. Способность сидеть . Ребенок должен хорошо сидеть и держать головку. Если малыш плохо сидит и не может уверенно управлять движениями головы, чтобы в нужный момент отодвинуться или отвернуться, отказываясь от еды, прикармливать еще рановато. Малыш может продемонстрировать отказ от пищи и нежелание есть;
  5. Нехватка основного питания . Если ребенок за одно кормление полностью высасывает все молоко из двух грудей и остается все еще голодным, а малыш-«искусственник» не наедается одним литром смеси в течение дня – прикорм просто необходим (также если интервал между приемами пищи начинает сокращаться);
  6. Малыш все тянет к себе в рот, даже несъедобные предметы;
  7. Ребенок должен уметь вытягивать вперед нижнюю губу , чтобы брать еду с ложечки и уметь двигать языком вверх-вниз и вперед-назад. Кроха открывает рот, когда подносят ложку с едой;
  8. Ребенок способен захватить языком комочки пищи и продвинуть их вглубь рта. Ребенок овладел навыками жевания;
  9. Появление первых зубов;
  10. Проявление интереса к еде родителей и попытки попробовать ее на свой вкус . Малыш, следящий за тем, как вы едите и делающий попытки стянуть у вас кусочек, обычно уже готов к началу прикорма.

Однако не стоит ожидать непременного проявления всех вышеперечисленных признаков для того, чтобы начинать вводить прикорм малышу. Достаточно будет наличия большей части приведенных признаков. Предварительная консультация у педиатра должна быть обязательна – только врач сможет подтвердить, что ваш малыш готов к новой пище и грамотно расписать его будущее меню.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Памятка родителям:

  1. Вводить прикорм можно, только когда ребенок абсолютно здоров.
  2. Прикорм рекомендуется вводить во время второго кормления.
  3. Любая пища для ребенка должна быть теплой и давать ее следует до основного кормления грудью или детской смесью.
  4. Кормить малыша нужно только с ложечки. Если вы впервые даете ребенку пюре из овощей, его можно смешать с молочком и покормить малыша из бутылочки. Это облегчит привыкание ребенка к новым для него продуктам и вкусовым ощущениям (читаем также: ).
  5. Любую новую кашку или пюре сначала следует давать малышу по четверти ложки, увеличивая количество прикорма до соответствующей порции в течение двух недель.
  6. Первый прикорм желательно делать из типичных для вашего региона овощей и фруктов в виде пюре. Для африканского малыша первый прикорм из бананового пюре будет наиболее предпочтительным, в то время как для грудничка из России абсолютно идентичное пюре может стать причиной плохого самочувствия и расстройства пищеварения.
  7. Не стоит давать крохе новый продукт, до тех пор, пока он не привыкнет к старому. После того, как малыш попробовал какое-то новое блюдо, следующее рекомендуется вводить через 2 недели.
  8. Первый прикорм – только в виде пюре и только из одного вида фруктов или овощей. Так вы сможете узнать, в случае необходимости, на какой продукт у вашего ребенка есть аллергия.
  9. Пюре вначале введения прикорма должно быть жидковатым и напоминать по своей консистенции густое молоко. С каждым разом количество жидкости нужно уменьшать, приближая вид пюре к его естественной плотности.
  10. Если вы решили давать малышу уже готовое детское питание, обращайте внимание на два момента. Первый - дата изготовления. Все должно быть максимально свежим, иначе ребенок может отравиться. Второй момент - состав. Чтобы исключить возможность аллергической реакции и несварения желудка, в выбранном средстве не должны присутствовать соли, сахарозы, сахара, декстрозы.

Когда первый прикорм следует отложить на одну-две недели?

  • Ребенок болен;
  • Активно режутся зубы, малыш капризничает, плачет, температурит;
  • Семья с младенцем путешествует, часто переезжает с места на место, недавно сменилось место жительства;
  • Кроха привыкает к изменениям в жизни семьи: мама вышла на работу, в доме появилась няня;
  • Первые пробы продуктов прикорма дали негативную реакцию (появился понос, высыпания на коже и т.п.);
  • Была сделана прививка.