Домой / Праздничный / Проект мероприятия "детство наших бабушек". Проект "мир детства наших бабушек"

Проект мероприятия "детство наших бабушек". Проект "мир детства наших бабушек"

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж»

(филиал в г.Касимов)

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Детство наших бабушек

Выполнил: студент группы

Ефремов Вячеслав

Касимов 2017 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………......3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………...5

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………….6

4. Аннотация проекта………………………………………………………………7

5. Этапы реализации проекта программы………………………………………...10

6. План мероприятий……………………………………………………………….11

7. Ресурсы………………………………………………………………………..…12

8. Риски и пути преодоления рисков……………………………………………..13

9. Выводы…………………………………………………………………………..14

10. Литература……………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………..16

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские сады, нянь и гувернанток. Сегодня, когда многие родители получили возможность пользоваться услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток, бабушка оказывается столь же востребованной, как и раньше. Помощь бабушек, их опыт и поддержка могут оказаться неоценимыми, особенно если ребенок в семье первый. Молодым родителям важно все: и советы и возможность оставить малыша в надежных руках, если нужно куда-то уйти, а иногда и просто спокойное ободрение.

Для каждого ребенка бабушка, которая принимает участие в его воспитании, становится совершенно особым человеком. Создавая наш проект, мы надеялись, что наши воспитанники через прикосновение к истокам народного творчества испытают сильные эмоции, станут сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение бабушек с их внуками, обеспечит психологический комфорт.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, важной роли семьи в жизни каждого человека, гордости за неё, любви и уважения к бабушкам и дедушкам, бережного отношения к пожилым людям.

Проектом предусмотрен объект исследования – жизнь в СССР до 1990г., предметом деятельности является - изучение детства, проведенного в СССР.

Актуальность проекта.

Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.

Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства.

Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.

В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.

Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Цель исследования: передача опыта от старшего поколения к младшему и изучение истории из первых уст.

Задачи:

Развитие продуктивного взаимодействия между поколениями;

Формировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;

Ожидаемые результаты

1. Возможность более тесного общения с людьми пожилого возраста, осуществление связи поколений;

2. проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи;

Продукт:

1. Итоговое мероприятие «Секреты бабушкиного сундука»;

2. Фоторепортаж: «Бабушке - песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих».

3. Оформление мини-выставки «Рукоделие наших бабушек».

Аннотация проекта.

1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. Таким образом в этом году 25 лет этому празднику.

Название проекта: Проект «Детство наших бабушек»

География проекта: Проект реализуется по адресу: 391300, Рязанская область, город Касимов, МБОУ «СШ №7».

Стадия реализации: Проект находится на стадии разработки.

Вид проекта: Творческий, краеведческий

Продолжительность: сентябрь – октябрь (краткосрочный).

Участники проекта: дети 7-8 лет.

Руководитель проекта: Учитель начальных классов Трубилова Ж.Г.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. формирование нравственных качеств личности;

2. воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков;

3 . формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.

В соответствии с ФГОС НОО проект опирается на научные принципы его построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей младшего школьного возраста;

принципы дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у ученика начальной школы качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Ведущее место в системе нравственного воспитания детей занимает семья. Темп жизненных преобразований заметно изменил условия жизни нашего поколения.

В недалеком прошлом семьи были многоплановыми, бабушки и дедушки жили вместе со своими детьми и внуками, выполняли свои воспитательные функции, передавали знания и умения подрастающему поколению, чувствовали свою необходимость и значимость. В прошлом семья трудилась как единая производная ячейка.

Совместный труд родителей и детей позволял естественно решать вопросы трудового воспитания. Пословица гласит: «Семья крепка, когда крыша одна». Распад трехпоколенной семьи затруднил передачу нравственных ценностей, ослабил контроль старших над младшими.

Родители, реализующие свои профессиональные интересы, занятые домашним трудом, или проведением времени у телевизора, меньше внимания уделяют своим детям.

Школьное воспитание не может компенсировать родительской любви, любви бабушек и дедушек, что становится одной из причин бесчувствия детей, нравственной глухоты.

Вопросы семейного воспитания рассматривались многими педагогами и психологами. Большой вклад в педагогику семейного воспитания внес А.С.Макаренко. Его положения о трудовом воспитании дошкольников, дисциплине, формировании привычек, об авторитете родителей, оказывают многостороннее влияние на воспитание детей в семье.

Популярностью пользовались книги для родителей Е.А.Аркина.

Большое значение уделял воспитанию детей совместно с родителями В.А.Сухомлинский.

Вопросы нравственного развития личности ребенка отражены в трудах психологов – А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Е.В.Субботского и других.

Пути решения проекта:

учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного НОО;

оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта программы .

Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с «01» ноября по «30» ноября

Сроки

Подготовительно-проектировочный этап

- сбор информации об участниках проекта;

Проведение устного опроса у детей класса.

01.11. - 08.11

Практический этап

проведение совместных мероприятий между родителями, бабушками, детьми

09.11. - 16.11

Обобщающе - результативный этап

анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив данного проекта;

Итоговое мероприятие;

Обобщение опыта работы на родительском собрании класса.

17.11. - 28.11

Презентация проекта

Подготовка презентации проекта «Детство наших бабушек»

29.11. - 31.11

План мероприятий.

Форма проведения

«Физическое развитие»

- «Семья»

- «Во что играли наши бабушки и дедушки»

сюжетно - ролевая игра

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

Опрос составлен по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

«Куклы наших прабабушек»,

- «Секреты бабушкиного сундука»

Устный опрос

беседы

Тематическое мероприятие

«Познавательное развитие»

«Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

- «Моя семья»

-«Моя куколка»

-«Сказки наших бабушек»

- «О чем мечтала бабушка, когда была как я»

- «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков»

дидактические игры

Составление генеалогического древа

Рассматривание и изготовление тряпичных кукол Сбор фотографий, материала по теме.

Оформление книжной выставки

Выставка рисунков

Фоторепортаж

«Художественно-эстетическое развитие»

- «Моя семья»

- «Моя семья».

Стихотворение Я. Акимова «Родня».

- «Ты мне, я тебе», «Составь семью», «А ты мне кто?»;

-«В чем наши бабушки ходили в школу»

Рисование Рассматривание семейных фото. Беседа

Чтение

Игра

Рисование

Ресурсы.

Информационные ресурсы

интернет – ресурсы:

https://interneturok.ru

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

библиотека;

игротека;

аудиотека;

фонотека.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, проектор, принтер.

Финансовые ресурсы:

Финансирование проекта производится за счет муниципального и областного бюджета школы.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы НОО (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса ученика начальных классов.

Риски и пути преодоления рисков.

- совместные беседы с родителями и детьми о детстве старшего поколения (бабушек);

Организация итогового родительского собрания по реализации проекта «Детство наших бабушек»;

Индивидуальные поручения детям (с помощью родителей) по созданию фотовыставки;

Проведение дидактических игр с детьми;

Беседы с детьми по вопросам об истоках своей семьи.

Выводы.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы школьных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к прошлому своей семьи, русского народа в целом.

Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей своей семьи, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.

Литература.

    Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» Издательство «Аркти», Москва, 2007 год;

    Журавлева Л.С. «Солнечная тропинка», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2006 год;

    Журнал «Дошкольное воспитание» // №9, 2008 год;

    Журнал «Мурзилка» // 2005 год;

    Журнал «Цветной мир» Институт художественного образования Российской академии образования. №2, 2012 год;

    Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. «Ребенок и право» ИПКПРО, Ульяновск, 2005 год;

    Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012 год;

    Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр «Сфера». Москва. 2009 год;

    Соломенникова О.А. «Радость творчества». Издательство Мозаика – Синтез. Москва. 2008 год;

    Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Творческий центр Сфера. Москва 2012 год.

Приложение 1.

На начальном этапе для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных традициях и т.д. была проведена диагностика путем устного опроса, наблюдений за детьми, познавательных бесед, которая была составлена по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Проводился опрос:

Что такое семья?

Какая бывает семья?

С кем ты живешь?

Как зовут твоих маму и папу?

Как зовут твоих бабушку и дедушку?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Кто кому мама?

Кто кому сын (дочь)?

Для мамы ты кто?

А для бабушки?

Для брата (сестры)?

Кто о тебе заботится?

Как ты заботишься о других?

Где работают твои родители?

Как называются их профессии?

Что такое «род», «родословная», «предки»?

Как вы отдыхаете?

Как вы проводите праздники?

Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья».

Муниципальное детское образовательное учреждение «Лицей №22»

ПРОЕКТ

на тему «Игры наших бабушек и дедушек»

в номинации «По исторической тропинке»

ученика 3 «Б» класса

Халина Богдана Сергеевича

Руководитель: Колпакова Татьяна Юрьевна

г. Воскресенск

    Введение…………………………………………………………………....3

    Основная часть……………………………………………………………..4

    Заключение…………………………………………………………………7

    Список используемой литературы ……………………………………….8

    Приложения………………………………………………………………...8

Введение

Я решил провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем рассказать о них Вам.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

С их слов всего 30-40 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.

Они же помнят, как было весело играть в классики, в резиночку, в городки. Бабушки и дедушки часто играли в штандер или хали-хало.

Эти игры необычные и увлекающие, так как они были придуманы во времена, когда не было ни компьютеров, ни игровых приставок, и даже телевизоры были далеко не во всех семьях. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут. Давайте вспоминать их вместе.

2. Основная часть

2.1. Хали-хало

Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.

Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

Виды шагов в игре хали-хало:

Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

Нормальные - обычный детский шаг.

Лилипутские - очень маленькие шажочки.

Лягушачьи - в прыжках на корточках.

Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.

Кирпичи - шаг пятку к носку.

Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

2.2. Казаки-разбойники

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».

По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).

Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.

Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».

«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.

«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.

Цель игры: переловить всех «разбойников».

2.3. Лапта

На ровной лужайке на расстоянии 15-20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая - коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

2.4. Фанты

Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.

2.5. Море волнуется раз...

1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.

3. Заключение

В ходе исследования я узнал, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки и дедушки, например, хали-хало, казаки – разбойники, лапта, фанты, море волнуется раз… В такие игры как, догонялки (салки), резиночка, ручеёк, играли наши бабушки и дедушки, играем и мы сейчас.

Игры, бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали наших родителей, бабушек и дедушек более выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Мы уже не так стремимся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны телефонов и планшетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников. Мне кажется, что исправить ситуацию, научить нас с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только наши родители, своим примером вовлекая нас в игры прошлого.

Если наши дедушки и бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры. Безусловно, что в современных спортивных играх присутствует элемент состязательности, что позволяет соревноваться и развиваться, что очень полезно.

Однако, игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

Чтобы возродить игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь начать в них играть. И тогда позже мы сможем научить этим играм своих детей, а затем и внуков, что позволит сохранить эти занимательные игры не только для себя, но и для будущих поколений.

5. Список литературы

1. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

2. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.

3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – Просвещение, 1986.

    Приложения

Приложение 1

Русские считалки.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу -

Он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет

Он украл кулек конфет.

Привезли его домой -

Оказался он живой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Приложение 2

1. Хали-хало

2. Казаки-разбойники

5. Море волнуется раз…

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.

Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы – жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь – вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возвращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возвращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Быт

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома – простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.

Проектно-исследовательская работа

МОБУ «Комаровская СОШ им. В.М. Устиченко»


Альмухамбетова Ариана

Руководитель проекта:

Муканова Роза Сапаргалиевна


Введение

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

В год СЕМЬИ ребята 3 класса решили собрать коллекцию игр, в которые играли их мамы и папы, дедушки и бабушки… А затем научить этим прекрасным забытым играм своих сверстников.


« Забытые игры наших бабушек» .

Цель работы:

  • Изучить подвижные игры

наших бабушек.


« Забытые игры наших бабушек»

Задачи:

  • Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
  • Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки;
  • Изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
  • Выпустить сборник, в которые войдут все изученные нами игры;
  • Разучить с одноклассниками новые игры.

Объект исследования: люди

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

1.Подбор и изучение материала по теме.

2.Опрос в форме анкетирования родителей и бабушек.

3.Опрос в форме анкетирования учащихся 3-4 классов


Игры наших сверстников

Анкетирование наших сверстников:

  • Любишь ли ты играть?
  • Твои любимые игры?
  • Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Дочки - матери

Классики

Догонялки

Компьютерные игры

Футбол, хоккей

Пионербол

Волейбол

Шашки, шахматы


Выводы:

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные.

А жаль!

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки . Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики любят спортивные игры – футбол, хоккей, пионербол, волейбол.



Игры наших родителей и бабушек

Название игр.

Мамы и папы

Бабушки и дедушки

Казаки-разбойники

Хоккей, футбол

Дочки – матери

Классики

Выжигало

Резиночка

Гуси-гуси




Выводы:

Наши родители, бабушки и дедушки, как и мы, любили играть в спортивные игры, шашки, шахматы и карты. Мамы любили играть в куклы, как и наши девочки.

Главное отличие мы видим в том, что во времена детства наших бабушек не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижные игры, чем наши сверстники.



Чтобы собрать ребят играть,

Нужно громко прокричать

"зазывалочку".

Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные,

до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру Всех принимаем и не обижаем, А кто опоздает - в небо улетает.



Чтобы выбрать ведущего справедливо, нужно просто посчитаться. Выбирай считалку по своему вкусу:

Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили. Не считать, не писать, Только по полу скакать.

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.

Котик шёл по лавочке, Раздавал булавочки. Сядет на скамеечку - Раздаёт копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!

Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире; Чай пили, Чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить, Тот и будет водить!

Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, - как же быть?! Выходи! Тебе водить!

Из архива семьи Паскаль Елены



Девочки- принцессы.

Мальчики разбиваются по парам. Мальчики покрепче –кони, мальчики полегче играют рыцарями. Начинается турнир рыцарей. Мальчики рыцари садятся на своих коней и вступают в схватку, то есть свободной рукой рыцарь старается поймать руку другого рыцаря и повалить.

Турнир продолжается до того момента пока на седле не останется один рыцарь- победитель. Победитель из числа принцесс выбирает королеву.

Игра из архива семьи Дмитриенко Ильи


На площадке чертят две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это - дорога. Сначала выбирают ведущего, который назначается Светофором. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же нужного цвета на игроке нет, он быстро перебегает на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

Игра из архива семьи Белова Тимофея


старт

На площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.


Игра из архива семьи Ахметкалиевой Екатерины

Игра состояла в том, что один человек должен забраться на гору. Другие дети были в низу. Потом они должны были подняться на эту гору. Кто первый заберётся и столкнёт царя с горы, тот и будет победитель эта игра всем нравилась. Дети кувыркались, веселились и даже когда был сильный мороз, ребята не замерзали, потому что все двигались.


Играют не меньше 2 человек. Говорят: «Вы поедете на бал?» Нельзя отвечать нет или да. Потом ведущий задает другие вопросы(что вы оденете на бал или какая будет карета…) Нельзя в ответах употреблять слова: ЧЁРНОЕ, БЕЛОЕ.

Итак: «Да и нет не говорите,

Чёрного, белого не носите…

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?»

Будьте внимательны. Если скажете запрещённое слово, выйдите из игры. Надо играть очень - очень быстро. Выигрывает тот кто останется последним.

Игра из архива семьи Листопад Ирины


Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» «Монах» называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала. «Монах» пытался поймать краску. Пойманная «краска» становилась «Монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Игра из архива семьи Малого Филиппа


Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:

«Я знаю пять имен девочек:

Маша – раз, Ира – два…»

И так до пяти.

Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.


Игра из архива семьи Жулдаякова Багдата

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.


Игра из архива семьи Ирмагамбетовой Алтынай

Дети становятся в круг. Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом: «Один!» Дальше мячиком перебрасываются молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко: «Одиннадцать!» Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.


Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем .

Игра из архива семьи Малькановой Анны


Игра из архива семьи Миллер Натальи

Все игроки садятся на скамейку и складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.


Дети должны встать в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают вокруг круга. Тот, кто убегает, может спастись от погони. Для этого нужно быстро встать к любой паре третьим перед первым игроком пары. Тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим. Теперь он должен должен убегать от погони. Если догоняющий дотронется до убегающего, то они меняются ролями.


УГАДАЙ ЧИСЛО

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая:

«Дети бегали по школе

и считали этажи.

Раз, два, три, четыре,-

расставляйте ноги шире.

Угадаешь ты число,

Будешь - Во!»

На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет число и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Игра из архива семьи Аданая Лали


Игра из архива семьи Реверчук Апгелины

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».


Игра из архива семьи Сабировой Карины

Надо встать в круг, и перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - завладеть мячом. Потерявший мяч сам становится "собачкой".

Один из игроков становится садовником, остальные выбирают себе название любого цветка и только на него откликаются. Садовник начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например «лилия»). Лилия должна тут же отреагировать словом: «Ой!» А Садовник отвечает: «Что с тобой?» Лилия говорит: «Влюблена» Садовник отвечает: «В кого?» Лилия говорит: «В тюльпан» . Теперь диалог ведут лилия и тюльпан. Тюльпан: «Ой» ... и т.д., Если игроки ошибаются (сделал большую паузу, отозвался на чужое имя, не откликнулся на свое или забыл " имена " цветов), то они отдают "фанты«(это какая-то личная вещь), которые потом разыгрываются. И снова игру начинает садовник. Играют до тех пор, пока не наберётся какое-то количество фантов.

Фанты разыгрываются так:

один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии).

А еще в эту игру можно играть на выбывание.


Игра из архива семьи Альмухамбетовой Арианы

Ведущий прячет небольшой предмет, который игроки должны найти. При этом ведущий помогает узнать местонахождение предмета словами: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д. Чем ближе игроки подходят к месту, где спрятан предмет, тем становится теплее, горячее, жарче … И наоборот, чем дальше от предмета, или потерян ориентир , тем погода становится прохладней, холоднее, морознее … Кто первый нашел предмет, тот становится ведущим.



Игра из архива семьи Мукановой Р.С.

ЭТО большое?

Это живой предмет?


Игра из архива семьи Ролдыгина Александра

Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» «курочку»,

сдергивая прищепки.

Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз,

сам становится курочкой .



На площадке рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков. Ведущий обходит домики, собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили… (а дальше фантазия детей). Затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа.

После команды: "по домам" - все бросаются обратно к домикам. Тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Эта интересная игра развивает внимание и реакцию.


  • Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
  • На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.



Выводы исследования:

В ходе исследования мы узнали различные игры наших родителей, бабушек и дедушек и их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и будем дальше разучивать их на уроках физической культуры и на переменах.

В мире компьютеризации оставим место для учебы.



Ты на небо посмотри -

Сколько круглых радуг там.

Это мыльные пузыри

Радуются всем цветам.

Данченко Маргарита


Выйдем мы во двор опять,

Чтобы в прятки поиграть.

Чтоб побегать, порезвиться

Хорошо повеселиться.

Оленька играет в прятки. Где искать ее, ребятки? Заглянули под кровать Под кроватью не видать. «Где ты, Оля, далеко ли? Мы соскучились без Оли!» И за дверью Оли нету, И не видно за буфетом, И на кухне под столом Олю тоже не найдем. Оля прячется за креслом: «Нет, играть неинтересно. Вдруг забудут, не найдут?» «Где ты, Оленька?» «Я тут!»

Данченко Маргарита


Играть не устать, не ушло бы дело.

***

Играет (забавляется), как дитя.

***

У наших у ворот всегда хоровод.

***

Делу время, потехе час.

***

В игре да в дороге узнают людей.

***

Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть.



  • Играть всем, кто хочет.
  • Бегать.
  • Веселиться.
  • Придумывать свои игры.
  • Менять правила игры в начале.
  • Получать удовольствие от игры.

  • Договариваться в игре.
  • Придерживаться правил игры.
  • Уважать игроков и даже соперников
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Играть на специальных площадках.
  • Учиться проигрывать и выигрывать.

  • Играть на дороге или возле нее.
  • Применять силу.
  • Обижать.
  • Обзываться.
  • Заставлять играть.
  • Зазнаваться.


Альмухамбетова Ариана.

  • Игра.
  • Командная, быстрая.
  • Собирает, мирит, объединяет.
  • Я люблю придумывать игры.
  • Это хорошо!!!

Дмитриенко Илья

  • Игра.
  • Дружная, веселая.
  • Бегаем, прыгаем, думаем.
  • Я играю с друзьями.
  • Весело!!!

Белов Тимофей

Реверчук Ангелина

  • Игра.
  • Разумная, интересная.
  • Радует, веселит, объединяет.
  • Игра учит нас договариваться.
  • Нужно!!!
  • Игра.
  • Веселая, интересная.
  • Сдруживает, объединяет, веселит.
  • Я люблю новые игры.
  • Весело!!!

Жулдаяков Багдат

  • Игра.
  • Интересная, дружная.
  • Бегаем, дружим, придумываем.
  • Я очень люблю играть!
  • Здорово!!!

Листопад Ирина

  • Игра.
  • Веселая, энергичная.
  • Договариваемся, дружим, не ссоримся.
  • Не играй на дороге!
  • Люблю играть!!!

ИГРОВОЙ АЛФАВИТ

А панас»

Б арби,бадминтон, баскетбол, бита

« В ышибала», ворота,

« Г ородки», «Горячая картошка», горка,

« Д очки-матери», «Догонялки», домино,

« Е ралаш»

« Ж мурки»

З агадки, зазывалки, «Змейка»

« И спорченный телефон», игры на внимание

К ости, «Кошки-мышки», «Классики», карты, конструктор

Л ото,

М яч, машинки, «Морской бой», «Море волнуется…»

Н арды,

« О диннадцать»

« П рятки», посудка, «Пекарь», «Пятнашки», «Путанница»


« Р олики, резиночки,

С читалочка, «Светофор», «Садовник», «Собачка», скакалка

« Т ретий лишний»,

У личные игры,

Ф утбол, фишки

Х оккей, «Ход конем»

« Ц веты и садовник»

« Ч ай, чай – выручай!», «Числа»

Ш ашки, шахматы, шайба, шарады

Щ елбан

Э лектронные игры, эстафеты.

Ю ла,

« Я знаю 5 имен»,

Ребята, помогите продолжить игровой алфавит!


Глава I Зазывалочки………………..…. Стр.

Глава II Считалочки…….………………. Стр.

Глава III Игры……………………………. Стр.

Глава IV Стихи про игры…….……..….. Стр.

Глава V Про то, что можно и нельзя….. Стр.

Глава VI Мы и игры………………………. Стр.

Глава VII Отзывы…………………………. Стр.


  • Ахметкалиева Екатерина
  • Белов Тимофей
  • Дмитриенко Илья
  • Жулдаяков Багдат
  • Ирмагамбетова Алтынай
  • Листопад Ирина
  • Мальканова Анна
  • Миллер Наталья
  • Реверчук Ангелина
  • Ролдыгин Александр
  • Муканова Роза Сапаргалиевна
  • А также при участии родителей класса, которые вспомнили игры своего детства и рассказали нам о них.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • Девочка, играющая в классики http://belosvetik.narod.ru/klassiki.jpg
  • Мишка за деревом http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/4515/4515335_292.jpg
  • Девочка с мыльными пузырями http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/364/39364979_Puzyri.jpg
  • Детская площадка http://www.pcarlo.ru/products_pictures/street_logo.jpg
  • Гномик http://m.foto.radikal.ru/0706/fb/c2f32d160a18.jpg
  • Фото – колечки http://prazdnik.by/forum/viewtopic.php?p=552421
  • Фото бегающих детей http://img-fotki.yandex.ru/get/28/natalyalekseevna.2/0_1b6cc_ef269028_XL
  • Пословицы взяты со страницы http://www.aphorism.ru/dal/154.html
  • Дама и кавалер на балу http://dominatrix.clan.su/_fr/6/9399332.jpg
  • Мяч http://s52.radikal.ru/i136/0901/a4/d318df269036.png
  • Рыцарь http://www.dostavka.ru/i/files/images/upload-1226868271.jpg

  • Ладошки, слайд 1 -
  • Рамка с мышатами http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/---------hg.jpg
  • Рамка с папуасиками
  • Рамка с бабочками http://i051.radikal.ru/0811/1d/ec9306148c0e.jpg
  • Рамка с мишками http://s50.radikal.ru/i129/0902/ab/ba0db701a275.jpg
  • Рамка с 4-мя мишками http://i042.radikal.ru/0810/1a/7b9c704a5a5a.jpg
  • Рамка с пчелками http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/nbdkha.jpg
  • Рамка с детьми возле дерева http://www.photoshop-master.ru/adds.php?subrub=58
  • Девочка с сачком http://www.razumniki.ru/images/articles/fizicheskoe_razvitie/podvignie_igry.jpg
  • Светофорик http://www.avtosreda.ru/userimages/news/2009_05/18_6.jpg

текст: Вероника Бердина

Мой сын Сашка в свои полтора года самостоятельно включает мультфильмы, звонит по мобильнику бабушке и знает, как завести любимую машинку. Современным детям с первых дней жизни доступны все достижения технического прогресса, на них работают целые корпорации по производству детских товаров, педагоги всего мира разрабатывают сотни обучающих программ. У нынешних мальчишек и девчонок есть все: компьютеры и телевизоры, модная одежда, сладости, возможность развиваться и видеть мир - из всего этого состоит сейчас детство и сложно представить, что счастье ребенка возможно без этого.

Однако это возможно. "Летидор" поговорил с теми, чьи детские годы выпали на другое время. Анна Рубанова и Зинаида Жукова были маленькими девочками почти 90 лет назад. Свое детство, в котором собирали осот, делали самокаты-ледяшки и ходили в кино раз в пять лет, они считают самым обычным.


Фото: Анна Тимофеевна Рубанова (слева) и Зинаида Серафимовна Жукова.

Мои собеседницы - жительницы Новосибирска, бывшая медсестра и работница авиастроительного завода, теперь уже бабушки и прабабушки. Их детство прошло в разных уголках страны. Анна Тимофеевна уроженка Иркутской области, средняя среди пятерых братьев и сестер. Зинаида Серафимовна родилась в Ленинграде, но большую часть детства провела в детском доме в одном из сел недалеко от северной столицы.

Детские радости

«Детство у нас точно было самое обычное», - начинают они свой рассказ. Играли в лапту, классики, зимой катались на санках, ледяных горках. Свободного времени было много, вот и придумывали все новые и новые забавы.

Инструменты для развлечений делали своими руками. Польешь доску водой и заморозишь - вот тебе и самокат-ледяшка, обстругаешь палку - получится бита для лапты. Старший брат Анны Тимофеевны сам делал лыжи. Распаривал доски, загибал край и сушил в таком состоянии.

Девочки, рано научившись шить, мастерили кукол. Обычно это были тряпичные поделки, но иногда случалось счастье - удавалось где-то добыть изготовленную на заводе голову для куклы, к которой сами пришивали туловище. Получалась игрушка на зависть всем подругам. Только однажды в жизни, улыбаясь, рассказывает Зинаида Серафимовна, ей подарили самую настоящую заводскую очень красивую куклу, она дала ей изысканное имя Валентина и хранила ее много лет. «А в куклы до сих пор не наигралась - признается она. - Если вижу в витрине, могу долго стоять и смотреть».

Таких кукол шили наши прабабушки

Будни

Детство в 20-е годы было коротким. Работать начинали с малых лет, причем не только бедняки, но и наследники вполне зажиточных семей. Начинали с самого простого: помогали по дому, смотрели за младшими детьми или стояли в магазине в очереди. Взрослые дети, те, что старше 10 лет, пасли свиней и гусей, косили траву, пололи грядки, собирали лен, мастерили из дерева, вязали, пряли, шили, торговали. Это не считалось чем-то постыдным, наоборот, старались работать хорошо.

С упорным трудом связана она из самых ярких историй детства Анны Тимофеевны. Ее, тогда еще десятилетнюю девчонку Нюрку, отправили вместе с взрослыми пропалывать поле. Голыми руками с утра до вечера рвали осот - очень колючую траву. Руки за считанные часы покрывались волдырями. «Самое страшное, - говорит - было надеть рукавицы. Вдруг подумают, что лентяйка». Опухшие руки лечила потом долго, зато за усердный труд получила грамоту и чайник меда. Чайник меда! Сложно представить себе счастье ребенка, который сладости видел лишь несколько раз в году.

Сладости

В колхозах, где приходилось работать, «вкусно кормили кашей, иногда даже на молоке», счастливо жили, когда «ели досыта», работали «за еду». Даже в сытые годы деликатесы видели редко, ели очень простую пишу: кашу, картошку, хлеб, домашние овощи. В голодные тридцатые само по себе наличие еды было счастьем. Какие были лакомства? Да самые простые - собранные летом почки липы, щавель, саранки, медунки, черемуха.

Анна Тимофеевна вспоминает такую историю. Мать в поисках дополнительных средств к существованию выращивает табак и обменивает его на продукты. Однажды торговля прошла очень удачно, домой вернулась с огромным красивым караваем хлеба. Дети в предвкушении праздника столпились вокруг «вот бы отломить кусочек!». Нетерпение пришлось немного угомонить, дожидались возращения всех домочадцев. И вот, наконец, все уселись за столом и начали делить каравай. Уже хрустит зажаренная корочка… как вдруг внутри оказывается старая шапка, которую мошенница запекла, обернув в тонкий пласт теста. Представьте себе детское разочарование! Анна Тимофеевна вздыхает: «Эта булка до сих пор перед глазами стоит. Красивая».

У Зинаиды Серафимовны свои грустные воспоминания. Дело было в школе. Они, вечно голодные детдомовцы, всегда с завистью смотрели на деревенских учеников. У тех на обед была с собой вареная картошка и молоко. Чтобы деревенские дали попробовать кусочек картошки и глоток молока, детдомовцы катали их на переменах на загривке по всему коридору.

Школьный класс 20-е годы

Образование

20-30 годы в России называют расцветом педагогической науки. Повсеместно открывались школы, решалась задача ликвидации безграмотных, улучшались условия обучения, хотя, конечно, в обычных школах было по-прежнему бедно. Наши рассказчицы вспоминают интересные детали. Например, писать на чистой бумаге было большой роскошью. Обычно на уроках раздавали старые газеты или церковные плакаты, писали на них между строк. Чернила делали сами из ягоды крушины синего цвета. Чернильниц на каждый стол не хватало, ставили через парту.

Что касается образовательного процесса, то здесь был заметен серьезный прогресс. Школа, по сути, взяла на себя функции главного воспитателя, потому что дома никто и не думал заниматься педагогикой. «Не припомню, чтобы хоть раз со мной родители проводили какие-то беседы. Не принято было. Росли сами по себе, - рассказывает Зинаида Серафимовна. - Это сейчас дети рассуждают, как взрослые, а тогда жили без особых разговоров».

Я вспоминаю рассказы и своей прабабушки Александры: за непослушание и в воспитательных целях ее и сестер ставили в угол, но не просто так, а с грузом в руках. Старшей сестре - лопату, средней - метлу, а младшей - что полегче, веник. Воспитывали в строгости.

Многие дети 20-30 годов вспоминают школу как праздник: красивая учительница, красочные плакаты на стенах, иллюстрированные учебники. Но сами по себе походы в школу для детей того времени были настоящим подвигом. В семье Анны Тимофеевны, например, зимой учиться ходили по очереди. В первую смену на уроки шла она, по возращении домой отдавала обувь младшему брату, и тот отправлялся учиться во вторую смену. Спрашиваю: «Одноклассники над вами не смеялись?». «Что вы! - говорит, - все так жили!».

Школьники в начале 20 века. Средняя Азия.

Одеваться просто и жить скромно было делом обычным. Дома - простые землянки, у окна стоит стол, в углу печь. Дети спали на полу вповалку, ели из глиняных чашек деревянными ложками, гладили белье утюгом с горячими углями внутри. Если вдруг дети начинали болеть, их лечили доступными народными средствами: болячки замазывали дегтем, а температуру сбивали, обмазав щиколотки и запястья глиной. Вроде помогало.

«Посмотрите вокруг, - говорит Зинаида Серафимовна, - сегодня все жалуются, что бедно живем. А ведь теперь у нас все есть! Сейчас вот внук приедет стиральную машину подключать. Могли мы когда-то о таком мечтать?»

Крестьянская семья, 20-е годы

Развлечения

Я пытаюсь выяснить, о чем же тогда мечтали дети в начале века? Какие были кумиры и любимые герои? Этот мой вопрос вызывает у бабушек улыбку: «Да какие могли быть мечты?». Книг сложных не читали, сказочных героев не знали. В кино были раз в пятилетку. Анна Тимофеевна вспоминает, как в деревню привозили фильмы. Билеты были детям не по карману, а попасть на просмотр очень хотелось. Приходилось выкручиваться: в зал пробирались заранее и прятались под креслами. Когда гас свет, можно было занимать свободные места и наслаждаться немым черно-белым чудом. Но, даже глядя на красивую экранную историю, мечтали не о роскошной жизни и героических подвигах, а о сытном обеде и новом платье.

Вот таким незамысловатым было детство в начале прошлого века, когда еще не было машин и телефонов, когда дети не знали цветного кино. Когда мой сын подрастет, я обязательно расскажу ему о прапрабабушке и о жизни ребятишек столетие назад, когда «ничего-ничего» не было.