Последние статьи
Домой / Праздничный / Внешкольные занятия: какие и зачем они нужны ребенку и вам. Секции для детей: как выбрать и избежать ошибок

Внешкольные занятия: какие и зачем они нужны ребенку и вам. Секции для детей: как выбрать и избежать ошибок

Начнем с того, что до 3-х лет малыша лучше не водить на разные кружки. Достаточно одного развивающего центра, желательно того, что находится рядом с домом. Цель таких занятий - развитие разных способностей, научить вести себя в коллективе детей. Ребенок приобретает первый опыт общения с чужими людьми, подчинения правилам поведения и дисциплине.

В таком возрасте посещение кружков чревато тем, что ребенок может часто болеть, особенно в осенне-зимний период, в разгар эпидемий простудных заболеваний. Если ваш малыш подвержен таким заболеваний, то стоит подумать о том, что для вас важнее — здоровье ребенка или веселые занятия в коллективе. Ведь научить различать цвета, обучить элементарному счету и выучить стишки вы можете дома самостоятельно.

Занятия спортом в этом возрасте тоже можно организовать дома. Достаточно купить детский спортивный комплекс и ежедневно посвятить 15 — 20 минут занятиям.

В 5 лет ребенка можно записать в одну-две студии. Желательно, чтобы один из них был связан с двигательной активностью. Это могут быть танцы, плавание или спорт. Но при этом не стоит отдавать малыша в секцию, где основной целью педагога является высокий результат любой ценой.

Каким должен быть кружок для дошкольника?

Чем бы не занимался ваш малыш на занятиях, обучение должно соответствовать нескольким правилам:

  • Занятия должны доставлять радость, а не боль в мышцах и усталость.
  • Время на дорогу до студии не должно занимать больше чем полчаса.
  • Дорога должна быть комфортной, лучше всего пешком.
  • Занятия не должны быть каждый день.
  • Время занятий не должно нарушать режим дня. Ребенок должен вовремя кушать и спать.
  • Занятия в кружках не должны заменять общение с родителями, бабушками и дедушками, прогулки и игры.

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

5 сентября в Верманском парке весь день будет весело и интересно - впрочем, как всегда на празднике «Nāc un piedalies». С 12 до 17 часов дети и молодежь будут петь, танцевать, запускать почти настоящие самолеты и автомобили, плести, подтягиваться на турниках и демонстрировать прочие полезные навыки, приобретенные в сотнях кружков, студий и секций Риги.

В них занимается около 50 тысяч детей и подростков, почти 80 процентов от общего количества рижских учащихся. И для тех, кто еще не охвачен этим движением, сентябрь - самое время присоединиться к этой творческой общности.

Почему сделать это просто необходимо, порталу riga.lv рассказали начальник Управления спорта и молодежи Дина Виксна и заведующая отделом учреждений культуры и самодеятельного искусства Управления культуры департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Айя Калниня.

  1. Кружки и секции Риги предлагают занятия всем и на любой вкус

Система образования по интересам в Риге уникальна. Она вызывает восхищение не только у наших северных соседей эстонцев, но и в Западной Европе. Ни в одной стране образование по интересам
в таком объеме не дотируется из бюджета - государства и самоуправлений.

В Риге - самое богатое предложение внеклассных занятий. Самые популярные - пение, танцы, спорт. А еще есть моделирование, театр, шахматы, иностранные языки, плетение, ткачество, шитье, керамика… Каталог кружков и студий занимает сотню страниц, и это очень увлекательное чтение.

Возрастной диапазон образования по интересам широк - с двух-трех лет до 25. А в центрах культуры ограничений по возрасту и вовсе нет. Участие взрослых, сениоров, целых семей приветствуется. Так, во Дворце культуры VEF славный семейный фольклорный ансамбль «Берендейка» уже много лет объединяет детей, родителей, бабушек и внуков.

  1. Внеклассные занятия учат творческому подходу к любому делу

Не нужно бояться, что занятия в кружках отвлекают школьников от учебы. Наоборот, дополнительная нагрузка учит их распоряжаться своим временем так, чтобы его хватало на все. Совместное творчество воспитывает коммуникабельность, умение работать в команде. Танцуя, занимаясь спортом, ребята легко осваивают языки. Внеклассные занятия воспитывают творческий подход к любому делу и еще целый набор полезных качеств.

3.Образование по интересам - замечательное средство интеграции

Здесь неважно, какой ты национальности, важно, можешь ли ты забивать гол в ворота и заворожить всех игрой на гитаре, петь или танцевать. Так, на Празднике песни ансамбли нацменьшинств составляли сильную конкуренцию латышским коллективам. В совместном творчестве рождается и крепнет чувство сопричастности - к школе, городу, стране.

4. Тем, кто занят, хулиганить некогда

Подростки, которые увлечены делом, не попадут в плохую компанию. В кружках и студиях - замечательные педагоги, это тоже феномен системы образования по интересам. Многие из них в свое время сами выросли в кружках и секциях, которыми сейчас руководят. Опытные и увлеченные педагоги много времени проводят с детьми, которые порой делятся с ними тем, о чем не рассказывают дома, и могут стать хорошими помощниками родителей.

  1. Занятия в кружках помогают выбрать профессию

Система образования по интересам дает возможность детям и подросткам попробовать свои способности в разных сферах и правильно выбрать профессию.

Так, Рижский центр юных техников и Дом технического творчества «Annas 2» стали кузницей молодых инженеров. Вот хороший пример - нынешний руководитель компании LMT Юрис Бинде в свое время выбрал профессию, благодаря занятиям в кружках, и сейчас продолжает сотрудничество с ним, помогая следующему поколению найти себя.

Многие известные музыканты и певцы начинали свою карьеру в музыкальных и художественных коллективах «Zelta sietiņš», «Kamoliņš», «Teiksmiņa» и, конечно, в прославленном «Dzintariņš». (Рижская дума поддерживает 174 коллектива). Пусть не все из них стали звездами, но знатоками и ценителями музыки наверняка

  1. Это близко и удобно

Кружки и студии действуют во всех 115 школах Риги. Они предназначены для учащихся данной школы. Среди них есть совершенно замечательные коллективы! Такие, как народный танцевальный коллектив «Auseklītis», который существует уже 43 года. Он стал визитной карточкой Французского лицея и неизменно занимает призовые места во всех конкурсах и смотрах.

Всех желающих, независимо от места жительства, приглашают центры свободного времени, которые открыты в 15 средних учебных заведениях Риги - в 15-й, 28-й, 74-й, 89-й, 94-й школе, Плявниекской гимназии и других. А также 13 детско-юношеских центров: „Рижский дворец школьников”, «Altona», «Bolderāja», «Auseklis», «Kurzeme», «Daugmale», «Laimīte» и другие. Есть также 6 центров культуры - это «Ritums», «Mazā Ģilde», «Ziemeļblāzma», «Imanta», „Iļģuciems”, Дворец культуры VEF и пр.

Расположены эти центры досуга в разных районах города, так что каждый может выбрать тот, до которого удобнее добираться.

  1. Это недорого

В детско-юношеских центрах работает 580 педагогов. Зарплаты педагогов на 50 процентов оплачивает Рижская дума (вторую половину покрывает государство). В этом году самоуправление выделило на оплату труда педагогов 4 710 959 евро. Самоуправление обеспечивает также помещение для занятий, ремонты, что составляет львиную долю расходов. Единственное, что требуется от родителей - оплатить материалы, которые используются на занятиях - в соответствии с решением Рижской думы Nr. 5376 «О размере софинансирования программ образования по интересам и неформального образования взрослых в образовательных учреждениях Рижского городского самоуправления».

Оплата, как правило, скромная и зависит от рода и продолжительности занятий. Понятно, что рисование и скульптура обходится дороже, чем, скажем, обучение шахматной игре. И она уж точно меньше, чем в частных студиях, которым приходится оплачивать труд педагогов.

Впрочем, с прошлого года самоуправление частично финансирует и частные коллективы - те, которые выиграли конкурс. Важнейшая задача - сохранить и передать следующим поколениям народные традиции. В основном речь идет о хоровых и танцевальных коллективах. Но не только. Под «крышей» праздника находятся и различные виды прикладного искусства.

Где узнать все о кружках и студиях

Вся информация о кружках, студиях, спортивных секциях со всеми адресами и телефонами - в каталоге Департамента образования науки и культуры. Он находится:

В электронном виде на домашней страничке www.e-skola.lv в разделе «Aktuāli»,
- в печатном виде - в Рижской Центральном библиотеке и ее филиалах.

Советы родителям

  1. Не медлите! Некоторые кружки и студии настолько популярны, что в них существует настоящий конкурс.
  1. Прежде чем записать ребенка в секцию или студию, познакомьтесь с педагогом, с условиями, в которых будут проходить занятия. Если у вашего ребенка есть особенности здоровья или характера, сообщите о них руководителю кружка.
  2. Для того чтобы записаться в любой кружок или студию, нужно только заявление от родителей.
  3. Для занятия в спортивных секциях нужна медицинская справка.