Домой / Виды макияжа / Местонахождение стоунхенджа. Стоунхендж – загадка природы или творение человечества

Местонахождение стоунхенджа. Стоунхендж – загадка природы или творение человечества

На фоне бесконечного неба четко вырисовываются эти исполины. Что-то таинственное, совершенно непонятное и притягивающее есть в этих гигантах. По сей день до конца неизвестно, зачем в 3 тысячелетии до нашей эры были возведены эти мегалиты. Их предназначение до сих пор остается темой многочисленных споров в ученом мире. На первый взгляд, каменные изваяния кажутся совершенно примитивными. Но это только на первый взгляд.

Стоунхендж связан с огромным количеством неразрешимых тайн, среди которых есть совершенно мистические. Недаром его еще называют восьмым великим чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира.

Один из крупнейших мегалитов планеты находится в Англии, в 128 километрах от Лондона, посереди Солсберийского плоскогорья. Это с множеством , а рядом располагаются холмы Девоншира. Площадь, которую занимает Стоунхендж, равняется 107 квадратным километрам.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней.

Когда начали изучать Стоунхендж, выяснилось, что рядом находится еще пара древних сооружений, воздвигнутых за 2 000 лет до него. Первый - это Аверуби в районе Огборна, представляющий собой гигантский круг, ограниченный частоколом из вертикальных плит. Площадь Аверуби значительно больше, чем Стоунхенджа. Вторая находка - это Сильбури Хилл. Холм высотой 45 км, насыпанный вручную и имеющий конусообразную форму со ступенями. При этом Стоунхендж, Аверуби и Сильбури Хилл образуют равносторонний треугольник, каждая сторона которого равняется 20 км. Невольно возникает мысль о том, что все эти три постройки составляют единое целое.

Принципы, по которым возводился Стоунхендж, нельзя назвать ни примитивными, ни случайными. Они все основываются на законах перспективы. Неизвестно ни то, зачем возводился этот комплекс, ни, тем более, как осуществляли эту постройку. Зато нетрудно догадаться о том, каких усилий это стоило. Датируется постройка 4 - 2 тысячелетиями до нашей эры (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.

Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды, причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.

При изучении Стоунхенджа, ясно было установлено, что постройка отдельных частей мегалита производилась в разные исторические периоды. Причем эти этапы отдалены друг от друга тысячелетиями. Самые древние части (они датируются 3100 годом до нашей эры) - центральный ров и вал сделаны в форме окружности. Внутри этого круга были обнаружены лунки, в которых совершались жертвоприношения (были найдены следы от сожженных трупов). Эти лунки располагаются по всей окружности, на равном удалении друг от друга. Вне этого круга находится камень, получивший название «пятка бегущего монаха». Внутри рва поставлены так называемые голубые камни, причем они датированы уже другим периодом. Это тесненные глыбы голубоватого оттенка. Причем, все они неодинаковы по своим геологическим характеристикам: из разных месторождений и разного возраста. При этом даже самый ближний от Стоунхенджа каменный карьер находится аж в 380 км от восточной части Уэльса. Сегодня, чтобы довезти несколько подобных глыб, понадобится специальная техника, мощные тягачи, и подъемные краны.

Ученые, изучив следы, установили, что эти камни примерно в 1800 году до нашей эры переставляли, причем не один раз.

Предназначение Стоунхенджа - до сих пор тема для многочисленных споров. Есть бесчисленное количество версий.

Например, Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, изучавший исполинов по заказу короля Якова I, нашел много общего с образцами античной архитектуры. Он высказал предположение, что Стоунхендж не что иное, как руины римского храма.

В более поздние времена, рассматривая точные расчеты построения исполинских камней, делалось предположение, что Стоунхендж использовался как обсерватория, служил для предсказания лунных затмений. Это предположение связано, прежде всего, с тем, что во время летнего солнцестояния, главная ось Стоунхенджа указывает туда, где восходит Солнце. На восходе мегалит рассекается лучом ровно посередине.

Предположение о том, что Стоунхендж все-таки строился для того, чтобы определять затмения и дни зимнего и летнего солнцестояния, между тем, вызывает некоторые сомнения. Неужели нужно было вкладывать столько сил для сооружения постройки, которая, по сути, будет представлять собой только календарь?

Есть и еще версия, которую в ученом мире считают совершенно невероятной. Предполагается, что Стоунхендж - это взлетная полоса для инопланетных кораблей. Якобы, в 14 км от , были найдены наскальные рисунки, датированные возрастом в 5 тысяч лет, на которых был изображен рисунок построения, очень похожего на Стоунхендж, из центра которого взлетает нечто напоминающее космический корабль.

С мегалитом связано множество легенд, однако, неизвестно, насколько они правдивы. Так, сообщается, что в 1953 году мальчик, прикоснувшись к одному из камней, упал, как подкошенный. С тех пор он полностью парализован. В 1956 году фотограф, делавший фотографии Стоунхенджа, обнаружил странный дефект на снимке - от каждого камня исходило к небу необычное свечение.

Со многими загадки сталкивались и сами ученые. Например, периодически возле камней раздаются непонятные щелкающие звуки. Говорят, что это из-за сильного магнитного поля, которое распространяется вокруг Стоунхенджа. Известно также о феноменальном явлении, когда красная стрелка всегда показывает в центр мегалита, даже если обходить его со всех сторон. Оказалось также, что если постукивать по Стоунхенджу определенным способом, то звук распространяется с камня на камень, хотя между собой они не соприкасаются.

Версий о том, что же такое Стоунхендж, бесконечное множество. Изучением мегалита занимаются историки, археологи, геологи, антропологи, химики и даже инженеры-строители. Известно наверняка только то, что до конца разгадать эту загадку невозможно, а все версии так и останутся лишь предположениями: Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его история была забыта. На камнях нет ни единой надписи, ни рисунка, ни хоть какой-нибудь пометки.

Огромный интерес вызывают эти мегалиты не только у ученых, но и у обывателей. Ежегодно к легендарному Стоунхенджу съезжаются тысячи туристов со всех уголков нашей земли. Кто-то приезжает просто посмотреть на исполинское изваяние, а кто-то мечтает прикоснуться к камням, веря, что так им передастся жизненная энергия.

Если бы в XII веке туризм был так же развит, как и сейчас, то знаменитый Ричард Львиное Сердце не стал бы рекомендовать в качестве достопримечательностей старой доброй Англии Биг-Бен или Музей мадам Тюссо.

Этот король, от крика которого приседали кони (так утверждают Ильф и Петров), для своей эпохи был очень хорошо образован и поэтому посоветовал бы явившемуся с добрыми намерениями и культурными запросами иностранцу посетить Стоунхендж. Тем более что расположен этот комплекс довольно близко от Лондона (около 130 км), на живописной равнине Солсбери в Южной Англии (ныне графство Уилтшир).

Еще задолго до Ричарда английские средневековые историки приводили описание Стоунхендж в летописях. Этот грандиозный комплекс – самый известный, самый крупный и, вероятно, самый древний объект мегалитической архитектуры («мегалит» в переводе с греческого языка означает «большой камень»).

Стоунхендж и его окрестности с 1986 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сюда ежегодно приезжают десятки тысяч иностранных туристов и жителей туманного Альбиона. Этот гигантский памятник стал символом всего таинственного и загадочного, не раскрытого еще наукой. Например, в 20-х годах прошлого столетия один из исследователей Стоунхенджа с необычным для археолога научным пессимизмом написал, что чем больше комплекс изучается, тем недоступнее становится его тайна.

Немного о названии и структуре комплекса

Само слово «Стоунхендж» очень древнее, поэтому происхождение его довольно спорное. Наиболее часто название переводят на русский язык как «Висячие камни».

Внутренняя часть архитектурного комплекса состоит из трилитов или трилитонов – П-образных каменных конструкций. Они представляют собой две стоящие рядом колонны, на которые уложен третий каменный блок в качестве перемычки. Курьез, но некоторых филологов эта перемычка заставила связать название со староанглийским «hencen» («виселица»). Виселицы в ужасную средневековую эпоху (не то что в наше время) сооружались в форме буквы «П» и своей формой напоминали трилиты Стоунхенджа.

Но трилиты только самая известная часть Стоунхенджа, весь архитектурный комплекс намного больше. Он представляет собой систему колец. Внешнее кольцо – это ров с валами, расположенными по внутреннему и внешнему краям. В глубине, сразу за внутренним валом, располагается кольцо из 52 лунок Обри (Джон Обри первым исследовал Стоунхендж в XVII столетии и открыл эти самые лунки). Еще два кольца состоят из 30 ям каждое (Y-лунки и Z-лунки). Далее следует другое большое кольцо. Первоначально оно состояло из 30 вертикальных блоков (в наши дни сохранилось только 17), вырубленных из сарсена – разновидности твердого песчаника. Поверх них располагались горизонтальные сарсеновые блоки-перемычки.

Внутри этого кольца находится другое, из «голубых камней» – меньших по размерам блоков голубоватого цвета. Далее уже поднадоевшие проектировщикам Стоунхенджа кольца сменяет «подкова», включающая пять трилитов, состоящих из самых крупных сарсеновых блоков. В самом центре, как «гвоздь подковы», располагается Алтарный камень, вырубленный из зеленого слюдяного песчаника.

В комплексе есть и так называемая «Авеню», состоящая из параллельно идущих пар рвов и валов, которые протянулись на три километра к реке Эйвон. На Авеню находится огромный менигр (слово из бретонского языка, буквально – «длинный камень») – Пяточный камень.

Грандиозность всего комплекса поражает даже современного человека, привыкшего к виду гигантов из стекла и бетона. А как же были поражены и подавлены величием Стоунхенджа древние посетители? К примеру, многометровые каменные глыбы комплекса варьируют в весе от 25 до 50 тонн.

Сарсеновые блоки и другие породы камня доставлялись к месту постройки за несколько сот километров, где располагались ближайшие карьеры. Каким образом их транспортировали, потом ставили вертикально, а тем более поднимали и устанавливали как перемычки, – на этот вопрос, наверное, лучше современных исследователей ответили бы строители египетских пирамид. Кстати, некоторые вполне научные версии сооружения Стоунхенджа предполагали участие древнеегипетских или крито-микенских строителей-«гастарбайтеров».

Сама область вокруг Стоунхенджа в радиусе 8–10 км включает в себя свыше 500 монументов из камня, земли или дерева. В частности, остатки Вудхенджа («Висячих деревьев»), который, судя по тому, что от него сохранилось, по своей планировке напоминал Стоунхендж.

Не удивительно, что некоторые исследователи считают Вудхендж его прототипом. Неподалеку от Стоунхенджа расположены два еще более древних памятника – Аверуби и Сильбури Хилл, образующие с ним равносторонний треугольник со сторонами примерно в 20 километров.

Гипотезы о создателях, или Кому и зачем это было нужно

По обилию и экзотичности гипотез о времени сооружения и назначении Стоунхендж не имеет себе равных среди гигантских и монументальных творений рук человеческих. Среди самых простых и прозаичных интерпретаций:

  • древнее элитное кладбище;
  • астрономическая обсерватория каменного века;
  • символ власти докельтских царей.

Существуют и более экстравагантные, но не столь научно доказательные версии, например:

  • карта, не больше и не меньше, как всей Солнечной системы;
  • каменный и явно неотрывной календарь;
  • первобытный навигатор – не очень компактный, но что-то вроде предтечи современного JPS;
  • портал в параллельные миры;
  • посадочная площадка для инопланетных космических кораблей;
  • концентратор и излучатель геомагнитной энергии и т.д. и т.п.

Как тут не вспомнить слова поэта:

«То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,

То у вас собаки лают, то руины говорят…»

Наибольшей популярностью в ученом мире пользовались гипотезы, так или иначе связывающие происхождение Стоунхенджа с кельтами – древними жителями Британских островов.

Например, разыскивались вполне реалистичные аргументы в пользу… легенды о том, что этот архитектурный ансамбль построил великий маг и чародей Мерлин (в некоторых версиях предания – всего за один день). Как пишут, Мерлин жил и творил во времена короля Артура – легендарного предводителя бриттов (приблизительно V век), собравшего при своей августейшей особе в Камелоте рыцарей Круглого стола.

Стоунхендж, вероятно, каким-то образом способствовал подвигам Артура и его рыцарей, а особенно – поискам Чаши Святого Грааля и спасению Прекрасных дам. Жаль, что ученые пока не нашли исторических доказательств реальности личности Артура, но некоторые предложили вполне достоверный мотив его действий: Стоунхендж был воздвигнут по приказу короля бриттов, который хотел таким образом увековечить свою победу над саксами.

Другой исторический миф рассказывал о том, что Стоунхендж представлял собой могилу королевы Боудики (Боадицеи). Судя по грандиозности сооружения и материалам, эта королева, согласно английским традициям, вполне могла бы претендовать на звание «каменная леди».

Однако с появлением методов датирования при помощи радиоуглеродного анализа многие ученые стали считать, что Стоунхендж представляет собой сакральный комплекс – разновидность культового сооружения, созданного знаменитыми кельтскими жрецами-друидами.

Сейчас в Интернете можно познакомиться с «сенсационными» результатами журналистских расследований, связанных с этим памятником. Основной их смысл заключается в том, что Стоунхендж не возведен в древности, а представляет собой великий обман: «бетонный новодел» XX столетия. В подтверждение гипотезы даже приводятся фотографии, сделанные смелыми папарацци на «стройке века».

Снимки, конечно, настоящие, но они запечатлели не что иное, как комплексную реставрацию Стоунхенджа, проводившуюся в 1901–1965 годах. В противовес идее «юного» Стоунхенджа в Сети можно встретить и тексты, в которых его возраст увеличивается до 140 000 лет (это задолго до появления не только Гомо сапиенс, но и его менее разумных и умелых предков).

Развитие естественнонаучных методов радиоуглеродного анализа внесло в исследования Стоунхенджа подлинную научную строгость и объективность. Оказалось, что комплекс возводился в несколько этапов. Начиналось все около 3000 года до н. э., когда были сооружены ров и вал. Заканчивалась история Стоунхендж, а точнее, его строительства в период между 1200 и 1000 годами до н. э., когда расширялся ров Аллеи.

Таким образом, если Стоунхендж создавался по единому плану (что само по себе практически невероятно, ведь за 2000 лет сменяли друг друга целые археологические эпохи, культуры и народы), то он представляет собой величайший долгострой в истории, намного превосходящий в этом плане возводившиеся столетиями готические соборы. А что, очень впечатляющий по времени результат по сравнению с каким-то одним днем, затраченным на строительство великим Мерлином!

Видео

Документальный фильм об одной из самых загадочных древних построек на Земле – памятнике Стоунхендж:

Д/ф о новой версии предназначения Стоунхенджа:

Стоунхендж — огромная каменная загадка в самом сердце Европы. Где находится Стоунхендж? На этот вопрос может ответить любой человек, потому что о нем знают практически все люди.

Существующая информация о мегалите (о происхождении и назначении его) все равно не дает ответа на вопрос о том, как люди четыре тысячи лет назад могли спроектировать и построить подобное сооружение. Древняя обсерватория, посадочная площадка для инопланетных существ, портал в иной мир или языческая усыпальница - все это Стоунхендж (Англия). На протяжении многих столетий лучшие умы человечества бьются над его разгадкой. И еще многое остается неизвестным….

Стоунхендж еще называют кромлехом - это древнейшее сооружение из вертикальных камней, выстроенных по кругу. Они могут образовывать одну или несколько окружностей.

Где находится Стоунхендж

Это сооружение в поле, расположенном в 13 километрах от небольшого поселка Солсбери. «Каменное ограждение» - так переводится название Стоунхендж. Лондон находится в 130 километрах на юго-запад. Территория принадлежит административному округу Уилтшир. Он состоит из круга, вокруг которого располагаются 56 небольших погребальных «лунок Обри» (по имени исследователя 17 столетия). Самая известная версия, что по ним могли рассчитывать лунные затмения. Позже в них начали закапывать кремированные останки людей. В Европе дерево всегда ассоциировалось с жизнью, а камень - со смертью.

Строение Стоунхенджа

В центре расположен так называемый алтарь (шеститонный монолит из зеленого песчаника). На северо-востоке - семиметровый Пяточный камень. Есть еще Камень-плаха, названный так по цвету выступающих на нем окислов железа. Следующие два кольца состоят из больших твердых глыб голубого цвета (кремнистый песчаник). Завершает постройку кольцевая колоннада с лежащими сверху горизонтальными плитами.

В целом постройка состоит из:

82 мегалитов весом 5 тонн;

30 блоков, каждый по 25 тонн;

5 трилитов по 50 тонн каждый.

Все они образуют арки с точнейшим указанием на стороны света. Древние британцы не зря называли это место «Хоровод Великанов».

Валуны, которые использовались в мегалите, имеют разное происхождение. Каменные сооружения (трилиты или мегалиты) и отдельные камни грубой обработки (менгиры) состоят из известкового песчаника серого цвета и известняка. Встречаются вулканическая лава, туф и долерит. Часть глыб могла попасть из участка, расположенного в 210 километрах. Их могли доставлять как по суше (на катках), так и по воде. В наше время проводили эксперимент, который показал, что группа из 24 человек сможет перемещать камень весом в одну тонну со скоростью один километр в сутки. Вес самых больших блоков достигает 50 тонн. Подобную глыбу древние строители могли транспортировать несколько лет.

Обрабатывались камни в несколько этапов. Механическими способами и методом воздействия огнем и водой нужные блоки готовили к перевозке. А уже на месте проводилась более тонкая шлифовка и обработка.

Стоунхендж - история и легенды древности

По преданию мегалит появился благодаря легендарному наставнику короля Артура. Он перенес некоторые каменные глыбы с Южного Уэльса, где издавна было скопление священных источников. На самом деле дорога к месту, где находится Стоунхендж, была очень трудной. Ближайшие каменоломни с породой находятся на большом расстоянии, и можно представить себе, насколько титаническими были усилия по сложнейшей транспортировке. Ближе всего их было доставлять по морю, а оттуда 80 километров по суше волоком.

Огромный Пяточный камень породил другую историю — о прячущемся от дьявола в валунах монахе. Чтобы он не успел скрыться, дьявол бросил в него камень и придавил пятку.

Все эти предания древней Стоунхендж, скорее всего, имеют мало общего с реальностью. Сегодня более детальные исследования доказывают, что строительство велось в три этапа с 2300 по 1900 года до нашей эры. Он функционировал где-то 2,5 тысячи лет и был заброшен приблизительно в 1100 году до нашей эры. А персонажи британской истории жили гораздо позже.

Кто построил Стоунхендж

Наций, претендующих на постройку этого мегалита, много, от древних римлян до швейцарцев или германцев. До настоящего времени считалось, что он был сооружен во втором тысячелетии до нашей эры как древняя обсерватория. Известный астроном Хойл выяснил, что точный орбитальный период Луны и длину солнечного года древние создатели знали уже тогда.

В 1998 году на помощь астрономам пришло С его помощью пришли к выводу, что это не только лунный и солнечный календарь, но и в поперечном разрезе. Причем планет должно быть не 9, как известно в настоящее время, а 12. Возможно, в будущем нас ждут еще открытия, связанные с составом Солнечной системы.

Английский историк Брукс, исследовавший Стоунхендж много лет, доказал, что он является частью гигантской навигационной системы.

Кроме астрономической функции, Стоунхендж использовался также и как ритуальное сооружение. Об этом свидетельствуют большое количество могильников и других обрядовых мест в окрестностях. А некоторые исследователи выдвигают теорию о гробнице языческой царицы Боудикки. Эта бесстрашная женщина не захотела сдаться римлянам и предпочла принять яд. Хотя захоронений людей в Стоунхендже не было никогда. За все время были найдены только одни останки лучника во рву, датированные 7 веком до нашей эры.

Эта земля всегда считалась священной, потому что во все времена туристы и аборигены пробовали отколоть и забрать с собой часть в качестве амулета. Сто лет назад у местных жителей даже существовал вид бизнеса - сдавать в аренду молотки, чтобы отбить себе кусок на память или выбить свое имя на валуне. Сейчас турист не может даже дотронуться рукой до мегалита, асфальтовые дорожки специально проложены на некотором расстоянии от каменных глыб.

Святилище друидов

Есть гипотеза, что это место силы друидов (на пересечении энергетических линий), позволяющее им проводить серьезнейшие ритуалы по единению с силами природы. Ориентация монумента на солнцестояние - еще один аргумент в эту пользу. Так как это обособленное племя не оставило после себя никаких письменных свидетельств, назначение Стоунхенджа так и осталось великой тайной.

Новые друиды считают его местом своего паломничества, да и представители других языческих течений любят посещать эту местность. В дни зимнего и огромные толпы поклонников друидов встречают свое главное божество. Лучи солнца, достигшего зенита, попадают точно между вертикальными камнями самого большого трилита, и вместе с солнечными лучами на людей находит озарение. И часто бывает, что вокруг пасмурная погода, а внутри светит солнце.

Величие Стоунхенджа

Еще одна особенность Стоунхенджа — высокая сейсмическая устойчивость. При строительстве использовались специальные плиты, гасящие и смягчающие толчки. При этом почти нет просадки почвы, неизбежной при современном строительстве.

Одно точно: кто бы ни были таинственные строители, они обладали колоссальными знаниями в математике, геологии, астрономии и архитектуре. А если учитывать, что подобные сооружения возводились тогда по всему миру (пирамиды Египта и то можно смело утверждать, что современные люди много чего просто не знают о своем прошлом. По расчетам, если сегодня Стоунхендж возводить заново с инструментами того времени, понадобится 2 миллиона человеко-часов. А на ручную обработку камней понадобилось бы 20 миллионов. То есть причина, по которой люди трудились над ним столько времени, действительно должна быть очень значительной.

Как добраться? Стоунхендж на карте

На личном автомобиле туристы попадают по дороге А303 и М3, которая ведет в Эймсбери. В Ватерлоо с вокзала ходят комфортабельные поезда до Солсбери и Эндовера, а оттуда можно добраться автобусом.

В Лондоне вы сможете приобрести однодневный групповой тур, в который уже входит входной билет. Из Солсбери ходит такой же автобус, забирающий туристов с железнодорожного вокзала. Билет можно использовать в течение всего дня, а отправляются автобусы через каждый час.

Как попасть в центр Стоунхенджа, минуя запреты?

По правилам подходить близко и ходить внутри Стоунхенджа запрещено (туристам нельзя приближаться ближе, чем на 15 метров), но некоторые туроператоры делают послабление и разрешают прогулку, но только рано утром или поздно вечером. В таких группах обычно ограниченное число участников, поэтому желательно места бронировать заранее. При этом погода должна быть хорошей. Исторический памятник тщательнейшим образом охраняется во избежание повреждения грунта, поэтому попасть внутрь Стоунхенджа в случае дождя вам не удастся.

Это сооружение не зря внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кто-то считает его плохо сохранившейся кучей камней, а кто-то мечтает просто дотронуться до него и всю жизнь к этому стремится. Тем не менее мистическая тайна Стоунхенджа существовала всегда, и к этому добавляется преклонение перед силой человеческого разума и упорства, позволившей построить это чудо.

Этот памятник доисторической архитектуры сложен в виде круговой ограды из двух типов обтесанных каменных глыб, которые доставляли с Презелийских гор к месту строительства в течение нескольких столетий. А Презелийские горы находятся более чем в 200 км от Стоунхенджа.

И тут возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъёмные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Предположений существует превеликое множество.



Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенёс громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что расположено к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвёл там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всём мире, мегалит.

Стоунхендж - история

Стоунхендж , напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Ещё в 1136 г. английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека».

Как происходило строительство мегалита

Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне:

  • Часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлена с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен.
  • Помимо того, 80 т менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, т.е. во второй половине III тысячелетия до н.э. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны.
  • И наконец - завершающий отрезок пути, «парадный», который спустя несколько столетий, в 1265 г., получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню».

И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотёсов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как ещё называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет нескольких центнеров.



Но нужно было ещё найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определённом порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

Камни Стоунхенджа

В самом деле, при строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов.

Это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень.

Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения.

Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключён тайный смысл всего сооружения.

Споры ученых

Первое, на чём единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения учёных разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбы к месту постройки мегалита или же камни смещались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, т.е. задолго до появления человека?



Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - дело рук человека. Но ответов на многие другие вопросы пока не найдено.

Этапы строительства Стоунхенджа

От Презелийских гор до Стоунхенджа по прямой - 220 км. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в этом случае: с учётом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства.

Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, - они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трёх семиметровой длины долблёных челнов, скреплённых поперечинами.

Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырёхтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперёк пути, наподобие катков. Каждую глыбу тащили не меньше двух десятков человек .

И ещё одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и смётка, поскольку единственными орудиями в те далёкие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные.

Колесо тогда ещё не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.



Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почёт и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. Некоторые из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперёд очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трёх километрах от Стоунхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной дороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, шириной четырнадцать метров, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъём на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны . Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезённые в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - её возвели около 2500 г. до Рождества Христова. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной около 100 м.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 г. до Рождества Христова - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за 30 км от Стоунхенджа.



Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того чтобы уступить место другому сооружению, для возведения которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 г. до Рождества Христова они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времён нового каменного века, находящимся в 40 км к северу от Стоунхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который, судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Тайна Стоунхенджа

Когда начали детально изучать Стоунхендж и окружающие его земли, выяснилось, что под следами современной цивилизации в районе «Священного Ландшафта» скрываются еще более древние сооружения.

К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит В середине большого круга находятся еще два, тоже очерченных камнями. Основной круг пересекает аллея, тоже отмеченная каменными глыбами.

С обеих сторон она рассекает все сооружение, как бы выходя на противоположный край большого кольца. Контуры колец из каменных глыб хорошо просматриваются несмотря на то, что на древнее сооружение наложился жилой массив. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.

Стоунхендж - Силбери Хилл - Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа.



И опять появляются догадки, гипотезы , предположения. С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне, змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней.

Подлинную сенсацию в последние годы произвела необычайная активность НЛО именно в этом районе и появление большого количества пиктограмм на хлебных полях.

Соблазнительно предположить, что жители далеких миров напоминают нам о себе и об историческом значении Стоунхенджа.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».