по ознакомлению с художественной литературой
в средней группе
Тема: Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)
Провела – воспитатель Власова Ирина Тимофеевна
г.Москва, ГОУ Д/С № 2526
Цель
– обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Развивающие: развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.
- Воспитательные : воспитывать любовь к природе, умение выслушать собеседника.
Методические приемы:
Чтение произведения, беседа, пересказ, игра с мячом «Назови ласково», рассматривание иллюстрации, чтение стихотворения, сюрпризный момент, подарки детям.
Оборудование:
Картина Саврасова А.К. «Весна», опорные картинки, схемы, мяч, игрушка – заяц, подарочный пакет, кусочек дощечки, емкость с водой, емкость пустая, подарки -деревянные лодочки (по количеству детей), портрет писателя Л.Н.Толстого.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.
Наблюдения в природе.
Лексический материал:
Х О Д З А Н Я Т И Я:
Организационный момент.
Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
на полях видны.
Видно, очень теплые
ноги у весны. (И.Токмакова)
Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия текста.
Воспитатель(незаметно стучит за ширмой):
Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…
Воспитатель заглядывает за ширму.
- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:
Длинные ушки,
серое брюшко.
Кто же это, угадай-ка…
Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)
- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.
Кажется, он что-то хочет мне сказать…
(Воспитатель подносит зайчика к уху.)
Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.
(Педагог показывает детям подарочный пакет)
Давайте посмотрим, что в нем лежит?
(Педагог открывает сундучок и достает картину Саврасова А.К. «Весна»)
Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)
Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…
Пришла весна.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…
Словарная работа.
(Наступила весна.)
А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)
- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)
Педагог «демонстрирует» детям глаголы «потекла» и «пустили».
Глагол «потекла» . Берется небольшая емкость под наклоном и в нее вливается вода. В это время педагог комментирует, что вода потекла.
Глагол «пустить» . Берется лодочка, сделанная своими руками, и опускается в воду. В это время воспитатель говорит, что вот так дети пускали лодочки.
Беседа по содержанию . Развитие диалогической речи.
Какое время года наступило? (Наступила весна.)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)
Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)
Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)
Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)
Что делали дети? (Дети бежали.)
Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)
Игра с мячом «Назови ласково». Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Лексический материал:
доска- дощечки,
лодка – лодочки,
вода – водичка.
лужа – лужицы.
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем . Развитие
связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.
– С каким произведением вы сегодня познакомились?
(С произведением «Пришла весна»)
- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)
Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.
Педагог показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.
Используемая литература:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Опорные картинки к рассказу «Пришла весна»
1.
Кролевецкая Наталья Михайловна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Пересказ рассказа «Пришла весна » Л. Н. Толстого .
Воспитатель МКДОУ№18 г. Сегежа, Республика Карелия Кролевецкая Наталья Михайловна
Цель : Обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему .
Основные задачи :
1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение,учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа предложениямииз2-3 слов,развивать умение слушать товарища.
2. Продолжать учить образовывать слова-существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами. Развивать умение подбирать слова-синонимы.
3. Развивать зрительную , слуховую память,диалогическую и связную речь.
4. Воспитывать интерес к весне ,как ко времени года,замечать изменения и сравнивать с другими временами года.
5. Прививать любовь к литературным произведениям, развивать желание читать книги.
Предварительная работа :
Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций , чтение стихов о весне .
Оборудование :конверт,картины : «Весна » , «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Большая вода» И. И. Левитана,портрет Л. Н. Толстого ., мяч.
Ход занятия:
Воспитатель : Дети,послушайте стихотворение,о каком времени года оно?
Н. Антипина
Я сочиняю про весну
Свое стихотворение.
Весна , когда звенит капель,
И слышно птичье пение.
Весной становится тепло .
И снег повсюду тает.
А над зеленою травой
Подснежник расцветает.
Весною стали дни длинней ,
А ночи все короче.
И листья новые растут
Из липких клейких почек.
Весной уходит от меня
Плохое настроение,
И я дарю весенним дням
Свое стихотворение.
Что ещё бывает весной (дети называют) . Что можно делать весной (играть с корабликами) .
Молодцы, ребята!
Я сегодня встретила утром почтальона, он принёс нам письмо, давайте откроем конверт и узнаем, что в нём.
(воспитатель открывает конверт, достает картины и портрет Л. Н. Толстого .)
Читает письмо :
Дорогие,ребята, мы, работники библиотеки,присылаем вам несколько картин и портрет писателя,рассказ , которого вы найдете в конверте. надеемся, что он вам понравится и вы будете ходить к нам в библиотеку и станете нашими читателями.
Кто знает, что такое библиотека (ответы детей)
О чем эти картины (о весне ) как узнали (темный снег, проталины, птицы-грачи вьют гнезда,деревья утонули в воде.)
Воспитатель : Правильно, ребята,эти картины о весне ,их написали (нарисовали) художники, а вот это портрет писателя Льва Николаевича Толстого . Это русский писатель,жил он более100лет назад. Он написал много книг для взрослых и детей, о войне,о животных,о добре и зле. Лев Николаевич даже открыл школу для детей, чтобы научить их читать и писать. Давайте послушаем рассказ о природе . Рассказ называется «Пришла весна » .
Пришла весна . По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Всё стало ярче, чем зимой : и дома,и заборы,и одежда людей,и небо, и солнышко. От майского солнца жмуришь глаза, так оно ярко. И по -особому ласково греет,точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Воспитатель : Ребята, выражение «пришла весна » скажите, как можно по-другому сказать (наступила весна ) .
Все вопросы сопровождаются ответами, опираясь на таблицу.
Какое время года наступило? (весна )
Что случилось весной ? (Потекли ручьи)
Что стало ярче? (дома, заборы, солнце, небо)
Почему надо жмуриться? (от лучей яркого солнца)
Что случилось с почками? (они раскрылись)
Что раскачивает деревья (свежий ветер)
Чем закончился рассказ ? (деревья шептали свою весеннюю песенку)
Как по- другому можно сказать :«журчат ручьи» (текут ручьи,бегут ручьи,а что значит «пухнули почки» (лопнули,открылись)
Физминутка (дети стоят в кругу)
Весенняя капель
Солнце стало пригревать (растопырили пальчики,руки вверх)
Стали капельки стучать (стучим по ладошке пальцами)
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки (взялись за руки, по двигаемся по кругу)
Их попробуй, догони!
Воспитатель :Ребята,давайте с вами поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом)
Дерево-деревце,
Ветка-веточка,
Вода-водичка,
лужа-лужица,
солнце-солнышко,
забор-заборчик,
ручей-ручеёк,
улица-улочка,
сад -садочек.
Воспитатель : А теперь, я прочитаю вам рассказ ещё раз , а вы внимательно слушайте и запоминайте. (повторное чтение)
Воспитатель : А теперь вы расскажите , о том, как наступила весна , в этом вам помогут картинки, надо рассказать по -порядку . (первый рассказ по цепочке .)
Второй и третий –индивидуально.
Воспитатель : Молодцы, ребята, ничего не забыли. Давайте посмотрим ещё раз на потрет, кто это (Лев Николаевич Толстой )
Как называется рассказ ? («Наступила весна » )
Вам понравился рассказ (ответы детей)
На следующий год мы с вами запишемся в библиотеку, и будем брать книги для чтения.
А вечером мы с вами сделаем кораблики из бумаги и вы сможете их пускать в ручейках.
Публикации по теме:
«Пришла весна, прилетели птицы». Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пришла весна, прилетели птицы». Цель: Знать время года – весна, её признаки. Задачи:.
Конспект НОД по речевому развитию с детьми средней группы на тему «Весна», пересказ рассказа «Март, апрель, май». Задачи: -познакомить с.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Конспект О. С. Ушакова. Развитие речи в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Подготовил педагог Тагиева С. З. ГБОУ.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»» Любовь Тулупова Тема:" Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»". Задачи: Образовательные задачи: Познакомить детей с писателем М.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого.
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, через знакомство с творчеством писателя Л.Н.Толстого. Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пришла весна"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
По произведению Л.Н.Толстого «Пришла весна»
Младшая группа
Составила
Воспитатель Чечель С.А.
С.Мильково -2019-
Программное содержание:
Образовательные:
1) Познакомить детей с рассказом Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода»
2) Побуждать детей к ответам на вопросы по содержанию рассказа
3) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Развивающие:
1) Формировать у детей коммуникативные навыки, активизировать устную речь.
2) Совершенствовать у детей умения понимать смысл образных выражений в тексте
3) Развивать любознательность, воображение у детей.
Воспитательные:
1) Воспитывать у детей интерес к литературе
2) Воспитывать у детей интерес к книжной иллюстрации.
3)Воспитывать у детей восприятие красоты природы
Методы и приемы:
Словесные : беседа, загадывание загадки, вопросы к детям.
Наглядные: рассматривание картины «Весна, иллюстрации к тексту произведения.
Материалы и оборудование:
1. Дидактический материал: сюжетная картина с изображением времени года «Весна».
2. Тазики с водой, кораблики.
3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: музыка со звуками природы.
Ход образовательной деятельности
(Дети заходят в группу и приветствуют гостей. Раздаются звуки журчания ручья и пение птиц)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте звуки и скажите, какие звуки вы слышите?
Дети: Журчат ручьи, поют птицы.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Загадка:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит к нам пришла… . (весна ) .
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали.
(Предлагаю детям пройти и сесть на стульчики. Перед детьми сюжетная картина «Весна»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, и расскажите, что на ней изображено.
Какое время года изображено?
Кого мы видим на картине?
Что делают дети?
Воспитатель: А сейчас, мы с вами немного разомнёмся.
Физкультминутка
Мы по улице гуляем,за природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.
Птички в гнездышках сидят.
Птички по небу летят.
Мы по лужам скачем.
И совсем не плачем!
Воспитатель: (на экране портрет Л.Н.Толстого) Сегодня я вас познакомлю с рассказом Л.Н. Толстого «Пришла весна». Все внимательно слушайте и скажете о чём же этот рассказ.
(Чтение рассказа «Пришла вена» Л.Н. Толстого с показом на экране иллюстраций к содержанию рассказа)
Воспитатель: Ну вот мы с вами прочитали рассказ.
Как называется рассказ ?
Кто его написал?
О чём говорится в рассказе ?
Когда, дети потекла вода?
Что стали делать дети?
Из чего сделали лодочку?
Воспитатель: Правильно, взяли дощечки, и сделали лодочки.
Что сделали дети с лодочкой?
Что произошло с детьми?
Дети: дети упали в лужу.
Почему дети упали в лужу?
Воспитатель: Бежали за лодочкой ничего не видели впереди себя и упали в лужу.
Что можно посоветовать детям, что бы они больше не падали в лужу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, поняли содержание рассказа!
Ребята, а вы хотите попускать кораблики?
(Дети подходят к столу, на котором стоят тазы с водой, совместно с воспитателем, ребята делают кораблики, и пускают по воде)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Какого писателя мы сегодня читали рассказ?
С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Ребята, что вам сегодня на занятии понравилось?
Что вы узнали интересного?
Воспитатель: Вижу, всем было интересно, всем большое спасибо за хорошую работу. Все молодцы!
На солнце нельзя было теперь взглянуть, – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.
Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:
– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.
Однажды Никита сидел на гребне канавы, у дороги, и, подпершись, глядел, как по берегу верхнего пруда по ровному зеленому выгону ходит табун. Почтенные мерины, опустив шеи, быстро рвали еще короткую траву, обмахивались хвостами; кобылы оборачивали головы, посматривая – здесь ли жеребенок; жеребята на длинных, слабых, толстых в коленках ногах бегали рысью кругом матерей, боялись далеко отходить, то и дело били матери под пах, пили молоко, отставляли хвост; хорошо было напиться молока в этот весенний день.
Кобылы-трехлетки, отбиваясь от табуна, взбрыкивали, взвизгивали, носились по выгону, брыкаясь, мотая мордой, иная начинала валяться, иная, ощерясь, визжа, норовила хватить зубами.
По дороге, миновав плотину, ехал на дрожках Василий Никитьевич в парусиновом пальто. Бороду его отдувало набок, глаза были весело прищурены, на щеке – лепешка грязи. Увидав Никиту, он натянул вожжи и сказал:
– Какая из табуна больше всего тебе по душе?
– Безо всякого «а что»!
Никита так же, как отец, прищурился и показал пальцем на темно-рыжего меринка Клопика, – он ему уже давно приглянулся, главным образом за то, что конь был вежливый, кроткий, с удивительно доброй мордой.
– Вот этот.
– Ну и отлично, пускай нравится.
Василий Никитьевич крепко прищурил один глаз, чмокнул, шевельнул вожжами, и сильный жеребец легко понес дрожки по накатанной дороге. Никита глядел вслед отцу: нет, этот разговор неспроста.