Домой / Помада / Кризисные недели развития малыша. Кризис трех лет у ребенка

Кризисные недели развития малыша. Кризис трех лет у ребенка

Капризничает? Значит, развивается! Содержание. lucky_mur wrote in May 5th, 2012

Знаменитая книга о скачках умственного развития ребенка в первые 1.5 года жизни. Помогает понять причины плача в том или ином месяце. Родитель, имея реальные ожидания, реагирует спокойнее, и "трудные недельки" проходят быстрее. Ввести дату рождения и получить график кризисов для своего ребенка можно

Как Вы понимаете, сон в "кризисе", как правило, страдает. Особенно у активных и темпераментных деток.

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.


Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward

На протяжении первых двенадцати месяцев родители могут наблюдать скачки роста у грудничков. Они являются совершенно естественными этапами развития малышей. Это не только их физический рост. Но и развитие психическое. Правда, они не всегда между собой совпадают (скачков физического роста намного больше). Развитие всех карапузов происходит именно скачками. Как-то случайно, внезапно они начинают делать что-то новое, чего не умели делать еще вчера. Потом в их развитии происходит небольшая пауза, а потом — следующий скачок.

Родителям важно помнить, что для крохи каждый такой скачок — сложный период, потому что он только учится подстраиваться к новым для него впечатлениям, ощущениям. Многие малыши немного боятся изменений, которые с ними происходят. Взрослым тоже может приходиться не сладко. Чтобы успокоить их чадушек, мамам и папам нужно время. Родители обязаны помогать карапузам в этот период их жизни. Когда происходят скачки роста у грудничков до года, у них внезапно возрастает необходимость быть все время поближе к маме.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

Грудное вскармливание при скачках

Переживая скачки роста у грудничков, мамы не должны впадать в панику. Находясь на первом месяце жизни крохи обычно сосут мамину грудь гораздо более длительное время и намного чаще. Это хорошо для увеличения количества молока, чтобы его хватало для обеспечения активно растущего организма карапуза.

Мама не должна сопротивляться. Лучше кормить малыша столько, сколько ему нужно. Отказ в этот период жизни малыша в молоке будет грубейшей маминой ошибкой.

Все знают, что чем дольше кроха сосет грудь, тем больше будет вырабатываться в ней молока, чего, собственно, ему и нужно. Всего за несколько дней молочка станет побольше, и карапузик будет кушать так, как и раньше.

Какие существуют у малышей?

Чтобы лишний раз не переживать, родители могут проследить, как развивается их малыш по таким параметрам:

  • когда кроха достигает 4-5 месяцев от роду, его вес должен увеличиться в два раза;
  • к первому году вес должен увеличиться в три раза;

  • в первые полгода нормальной прибавкой в весе каждый месяц считается 800 г;
  • во вторые полгода нормальной прибавкой в весе ежемесячно считается 400 г.

Еще находясь в мамином животике, малыш за каждые 7 дней подрастает примерно на 2,5 см (это в период с 4 по 6 месяц беременности). За первый год жизни скорость роста немного уменьшается (к своему первому дню рождения примерно четверть метра составляет скачок роста у грудничков. Календарь предоставляет и последующие цифры: к двум годам — на 8-12 см, к трем малыш подрастает только на 10 см, а потом норма — это прибавление в росте каждый год примерно на 4 сантиметра.

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы... Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции...

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Распознаем скачки правильно

Когда занчивается первый месяц жизни карапуза начинается первый этап. Это как скачок роста (организм новорожденного развивается очень быстро), так и скачок развития его органов чувств. Теперь кроха постепенно обращает внимание на то, что вокруг него что-то изменяется, что-то происходит. Но то, что у него развиваются органы чувств совершенно не означает, что растут и способности к обработке новых ощущений. А итог ожидаемый — ребенок напуган происходящим.

Используя свой инстинкт, он пытается найти защиту от всего происходящего у своей мамы, а поскольку он пока не может сказать об этом словами, то делает то, что умеет: он кричит.

Этот период отличается тем, что кроха спит намного хуже, особенно, если он один в своей кроватке. Спокойно и без слез ребенок может лежать, например, на животе у кого-то из родителей, даже если до этого он этого не признавал. Теперь ему все чаще нужна мамина грудь как утешение от невзгод. Своим видом и поведением новорожденный дает маме понять, что ему очень нужна она и наибольший комфорт.

Что делать маме, когда происходит скачок развития?

Самое главное — не надо бояться скачков развития. Первое, что приходит в голову маме, это то, что карапуз хочет кушать, а у нее не хватает молока, чтобы удовлетворить все растущие потребности в еде. Второе — что у крохи болит животик. Тогда его везут к доктору.

Но в этот период самое главное, что нужно малышу — это мама, все время находящаяся рядом. Только она сможет его успокоить и дать чувство безопасности. Поэтому скачки роста у грудничков не должны пугать маму, ведь только она в это время самый важный для малыша человек.

Помощь в этот период довольно проста:

  • Как можно больше носить крошку на руках: мамин голос, запах, тепло, привычка держать новорожденного — все для него очень важно.
  • Не прекращать кормить грудью, даже если мама думает, что молока мало.
  • Успокаивать карапуза: прижимать к себе так, чтобы на одной руке лежала попка, а другая мамина рука придерживала его голову, которая будет лежать на сгибе локтя. Так малыш может слышать сердцебиение мамы. Он быстро успокоится, особенно, когда мама покачает его, споет песенку или легонько похлопает по попке.

Ощущения малыша во время скачков развития

Итак, мы разобрались, что все новые умения и навыки приносит каждый скачок роста у грудничков. Календарь и симптомы происходящего в этот период поможет молодым и неопытным мамам узнать, на какой возраст их чада придутся первые трудные фазы. Ведь все детки переживают их в одно и то же время (с незначительными поправками). Таких фаз можно выделить восемь. И они появляются в первые четырнадцать месяцев с момента рождения малыша.

Главное, на что должна обратить внимание мама, — это увеличивающийся аппетит малыша. Поведение его становится требовательным и капризным. Рассмотрим скачки роста у грудничков по неделям.

Первый кризис начинается примерно с 4-ой недели (об этом упоминалось выше). Малыш учится чувствовать много нового, но не может пока объяснить свои ощущения.

Второй скачок происходит в начале 8-ой недели. Малыш видит, слышит, различает вкус, нюхает. И снова вся эта новизна его пугает. Так же, как и прежде, ему очень нужна мама.

Третий скачок (12-я неделя) — плавные переходы. Теперь кроха учится владеть своим телом и окружающими его предметами. Он может ощущать свои движения, может взять игрушку и переложить ее в другое место.

Четвертый скачок (19-я неделя первого года жизни) дает возможность малышу осознать окружающий мир. Теперь карапуз знает, что он может не просто протянуть ручку к любимой игрушке, а и взять ее, повертеть, попробовать на вкус.

Пятый скачок (начало 26-ой недели) дает возможность крошке понять взаимосвязь предметов вокруг него. Он осознает, что такое дистанция. В этот период малыш может как успокоиться в объятиях мамы, так и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Шестой скачок происходит на 37-ой неделе. Это мир категорий. Малыш понимает, что все предметы между собой отличны. Начинается быстрое развитие речевых способностей крохи.

Седьмой скачок «догоняет» малыша на 46-ой неделе. Это мир последовательностей. Карапузик впервые в жизни начинает что-то собирать, что-то конструировать.

Восьмой скачок происходит на 55-й неделе (у некоторых малышей может начинаться на 51-ой). Это мир программ. Кроха уже прекрасно понимает, кто его родители-бабушки-тетушки, а кто — незнакомец (доктор или сосед, например). Он умеет производить несложные действия, по сравнению с первым скачком, малыш уже почти самостоятельный. Но ему все так же необходима мама.

Скачок или проверка?

Что собой представляют скачки роста у грудничков и как вести себя маме в это время, мы уже разобрались. Остается сделать некоторые важные акценты. Временные рамки скачков могут немного меняться. Это зависит от того, что каждый малыш индивидуален и развитие его происходит по-своему. Как правило, каждый скачок длится два-три дня. В редких случаях затягивается на целую неделю. Поэтому родительское терпение будет весьма кстати.

Эти периоды могут одномоментно разрушить весь созданный режим дня, график сна и питания. Но паниковать не стоит. Это надо просто пережить, уделяя малышу в эти дни как можно больше внимания. Мама должна быть спокойной, терпеливой и постараться полностью сосредоточиться на потребностях ее чада.

Совершенно естественным процессом изменения физического и психического развития следует считать скачок роста у грудничков. Таблица может дать общее представление, но не следует забывать и об особенностях развития и иже с ними (об этом уже говорилось выше).

И еще важный момент: мамы должны распознать подобный кризис вовремя и не путать его с проверкой малышом границ дозволенного (ведь даже карапузы частенько устраивают такие испытания своим родителям). Если, судя по разработанному календарю кризисов, младенец находится как раз в том возрасте, когда должен произойти очередной скачок, это значит, что новый ответственный период в его жизни все-таки наступил.

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

  1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
  2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ).
  3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
  4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
  5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.



Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.



Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.



Календарь кризисов развития малыша по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: ). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».


«Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.



Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения:

  • резкие перемены в настроении;
  • странные увлечения;
  • замкнутость и холодность в отношении с близкими и сверстниками;
  • отрешенность от свойственных его возрасту занятий и интересов.

Все фазы естественного развития ребенка обладают закономерностью, но их течение может идти абсолютно по-разному. У одних детей это смена болезненных и острых скачков, у других мягкий и практически незаметный процесс. Физические и психические особенности каждого ребенка безусловно влияют на то, как он будет переживать кризисное состояние, однако немаловажную роль в этом играют условия, в которых кроха растет и воспитывается. Когда родители терпеливы и уравновешены, а атмосфера в семье спокойная и доброжелательная, кризисный период проходит достаточно тихо, без эксцессов.

Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.

Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Сколько скачков развития бывает у младенцев?

В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

  • уделять повышенное внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
  • чаще беседовать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

  • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
  • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя.

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

  1. все так же поощрять,
  2. развлекать,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис трех лет у ребенка

Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

Что делать?

Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

57183

Скачки роста у грудничков до года могут вызывать истерики и сильные капризы без повода. Наверняка каждая мама замечает, что даже если у маленького ребенка ничего не болит, настроение его может быть совершенно разным. Бывают недели, когда малыш готов веселиться часами без перерыва, а случаются такие периоды, когда капризам просто нет конца. Одни списывают это на погоду, другие на зубы и какие-то иные факторы. На самом деле все гораздо проще. Переменам настроения есть научное объяснение - все дело в скачках роста и развития, которые периодически переживает каждый ребенок.

То, что дети растут неравномерно, заметить нетрудно. Бывают дни и даже недели, когда нет значительной прибавки ни в росте, ни в весе, а потом вдруг показатели начинают неожиданно вновь увеличиваться. Точно также происходит и с психоэмоциональным развитием. Только в этой сфере скачки случаются гораздо чаще и с периодами физического роста они абсолютно не совпадают. Новые навыки появляются неожиданно, ребенок открывает мир с совершенно иной стороны. Все это напрямую связано с работой головного мозга и его переходами на "новый уровень".

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова "выбит из колеи" огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое - принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок "не слезает с рук";
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение - вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Когда ребенок переживает скачки психоэмоционального развития (календарь)

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, скачки все переживают примерно в одно и то же время.

Всего до 1,5 лет они происходят 10 раз, начинаясь с: 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого этапа может быть от одной до нескольких недель.

Если ребенок родился раньше или позже срока, то отсчет стоит начинать не от фактического, а от теоретического момента. У недоношенных деток скачки развития происходят позже, чем у их сверстников, так как прежде чем переходить на новый этап мозг должен "дорасти" до нужного уровня. Календарь по неделям и месяцам поможет рассчитать скачки роста вашего ребенка. Таблица пиков развития подскажет что делать когда ребенок сильно капризничает и устраивает истерики.

Пики (подробно):

Можно ли избежать проблем, связанных со скачками развития

К сожалению или к счастью, скачки развития переживают совершенно все дети: и спокойные, и капризные, и те, кто с самого рождения проявляет силу характера. И у каждого с ними связаны определенные проблемы.

Бояться этого и стараться избежать не стоит - ведь только так ребенок может перейти на новый этап освоения мира. Кроме того, увидеть, что ваш малыш может гораздо больше чем раньше - достойная награда за капризы и связанные с ними проблемы.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг - новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития - новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители - ведь они не только старше, но и мудрее.

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно. Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот - заниматься и "читать" книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок - это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.

Новая способность - новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.

Кроме этого, приятный бонус - после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает "затишье и покой". Правда, так будет продолжаться недолго - ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.

Ближе к году это истерики "мама не горюй", с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках...к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"