Домой / Помада / План мероприятий по культуре поведения. Разработка внеклассного мероприятия " культура поведения"

План мероприятий по культуре поведения. Разработка внеклассного мероприятия " культура поведения"

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

Эту не бери! Лабуда! Пшено!

Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.

Разработка внеклассного мероприятия для школьников 7, 8 и 9 классов по теме: Этикет.

Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин»

Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

Подготовка

1. Класс делится на две команды.

2. Кабинет оформляется по теме.

Действующие лица

Маркиз Этикет.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании клуба этикета «Факультет забытых истин». Для чего нужны правила этикета, известно каждому.

Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

Маркиз Этикет. Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».

Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? - рассуждает один из авторов. - Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и в сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.

Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

Итак, мы начинаем нашу игру.

Этикет улицы

Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш конкурс посвящен этикету улицы.

Конверт с заданием для первой команды

1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета»

Выполнила:

студентка МДИ-108

Шишканова И.

Проверила:

к.п.н., доцент

Зубарева И. Г.

Саранск 2012

Цель мероприятия: формирование морально-нравственных качеств личности учащихся, навыков культурного общения учащихся и представление учащихся об основных этических нормах.

Задачи:

- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

- развивающая: развитие интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.

- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма мероприятия: конкурсная.

Оборудование: листы с заданиями, бланки для ответов, ручки, секундомер, таблички с названием команд.

Подготовительная работа:

Выбор формы проведения мероприятия, его темы, времени и места проведения, постановка целей и задач мероприятия.

Разделить класс на 2 команды (по 8-10 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана и выдвигает название команды.

Подготовить класс к мероприятию (составить столы для участников команд), секундомер, таблички с названиями команд, бланки для ответов.

Подготовить листы бумаги и ручки (для каждой команды) для проведения теста.

Пригласить гостей в виде жюри.

Шишканова И.Н.: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс­ный час посвящен правилам этикета. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, в наших с вами правилах поведения в общественных местах. Ведь, наше поведение очень сильно зависит от различных перемен! Но не стоит забывать, что ничто не подчеркивает наилучшим образом индивидуальность, как знание этикета и правил поведения. А что вы знаете об этикете? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ударить в грязь лицом перед понравившимся вам человеком?

Учащиеся: Этикет – это ….. Нельзя делать то-то…. Нужно быть таким-то…

Шишканова И.Н.: Хорошо, а давайте теперь проверим ваши знания правил хорошего тона на практике. Прежде, чем приступить, нужно разделиться на 2 команды и каждая команда будет зарабатывать определенное количество баллов. И первый наш конкурс «Разминка». Итак, за каждый правильный ответ, балл. Каждая команды вписывает правильные ответы в предоставленные бланки. В конце всех 5 туров жюри подсчитает количество баллов и объявит команды победителя.

18 сентября в детской библиотеке-филиале №3 состоялось обучающее мероприятие — школа хороших манер «Добро пожаловать в Этикетск» (Проект «КультУРА»), на котором присутствовали читатели библиотеки – ученики МБОУ СОШ №8.

Что же это за страна «Этикет»? Как попасть в такой славный город «Этикетск»? На эти вопросы ребятам помогли ответить библиотекари в ходе мероприятия.

В начале мероприятия ведущая Черкасова Е.Е. рассказала об истории этикета , о том какие наставления по правилам поведения содержались в книгах «Домострой» и «Юности честное зерцало». Некоторые правила этикета кажутся нам сегодня смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без них?

Так как большую часть своего времени ребята проводят в школе, то разговор продолжился о нормах современного школьного этикета, о требованиях к внешнему виду ученика. Была разыграна сценка «Дефиле нарушителей школьного дресс-кода».

Часто ребята используют в своей речи сленговые слова, уподобляясь героине романа Ильфа и Петрова «12 стульев» «людоедке» Эллочке. Наглядно продемонстрировать такую беседу вызвалось 3 добровольца (один использовал в разговоре сленговые слова, другой обычные слова, а третий – выступил в роли синхронного переводчика первого). О нашей речи, о телефонном этикете шла речь в этом разделе путешествия по Этикетску.

Мальчикам было предложено принять участие в экзамене джентльменов , с чем они успешно справились.

Во время литературного конкурса ребята угадывали название произведения и его героев по отрывку, прочитанному библиотекарем (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Умение встречать гостей и правильно вести себя в гостях – большое искусство, которому не так просто научиться. Проверить свои знания в этой области ребята смогли, отвечая на вопросы блиц-тура «Гость в дом – радость в нём».

Затем настало время практических заданий, и ребята показали свои умения в правильной сервировке стола, а также провели соревнование на звание «Самого аккуратного» (ели арбуз).


«
Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».
Эти слова М. Сервантеса как нельзя лучше отражают одну из важнейших норм этикета – вежливое, доброжелательное отношение к старшим и младшим, к своим ровесникам. Все вместе участники мероприятия вспоминали «волшебные» слова, а так же прослушали стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы…».

Поговорили и о библиотечном этикете, о том, как нужно себя вести в библиотеке.

Завершилось занятие в «Школе хороших манер» на шутливой ноте. Библиотекарь Игнатова О.В. подарила ребятам шуточную песню про учащихся, не признающих школьного этикета. Зажигательная мелодия (на мотив песни «Остров Невезения») не оставила никого равнодушным и ноги сами пустились в пляс.

Внеклассное мероприятие “Этика и культура общения”.

Цель: изучение и сравнение манер поведения, отображение их позитивных сторон.

Задачи:

    изучить философские высказывания о манерах поведения, научиться определять проблему и самостоятельно формулировать ее решение по предложенным терминам;

    освоить термины “тактичность” и “чуткость” через теоретическое исследование идругие виды проблемно-поисковой деятельности;

    выделять нравственные аспекты манер поведения, уметь использовать их при общении со сверстниками и взрослыми.

Формы проведения

    словесные: обсуждения, беседа – диалог;

    практические: проблемно - поисковые и творческие игры.

Пособия и материалы : карточки с заданиями, листы бумаги формата А4, А3, карандаши.

Метапредметность: литература, изо, история, философия, русский язык.

План проведения

    Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”.

    Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”.

    Творческая игра “Сказка о тактичном и чутком...”.

    Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”.

    Проблемно-поисковая игра“Тактичность и чуткость в современном мире”.

    Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”.

    Рефлексия.

Ход проведения

Приложение (презентация)

1. Проблемно-поисковая игра “Тактичность, чуткость - два разных слова”

Педагог предлагает воспитанникам найти цитаты о тактичности и чуткости:

Вопросы для обсуждения:

    в каких из цитат говорится о скрытности и хитрости?

    в чем различие слов “тактичность” и “чуткость”?

    что общего между этими понятиями?

    какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет обладать этими качествами?

В конце обсуждения парам предлагается заполнить таблицу

Тактичный человек -____________

______________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет тактичным

_______________________

_______________________

Что нужно сделать, чтобы быть тактичным__________

_________________________

_________________________

Чуткий человек -______________

_____________________________

Какие проблемы могут возникнуть у человека, если он не будет чутким ______________________

______________________

Что нужно сделать, чтобы быть чутким__________

_________________________

_________________________

2. Беседа-диалог “Манеры поведения. Тактичность и чуткость”

Педагог рассказывает о том, что манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонацию, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Часть культуры поведения человека, регулятором является этикет, называются манеры.

Тактичность – это одна из манер поведения человека, чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу в разговоре с собеседником.

Чуткость - социально-психологическая черта личности, выражающаяся в уважительном отношении и заботе о людях, внимании к их нуждам и запросам.

Эти два качества включают в себя такое понятие, как чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, т. е. умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает возрастную разницу с собеседником, половую принадлежность, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Вопросы для обсуждения:

    по отношению к кому можно быть тактичным?

    что нужно учитывать при общении с собеседником?

3. Творческая игра “Сказка о тактичном (ой) и чутком (ой)...”

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на три команды, каждой из которой дается задание сочинить сказку об одном из выбранных сказочных персонажей по следующей структуре В.Я. Проппа:

- подготовительная часть сказки, например:

    Отъезд. “Уезжают родители...”.

    Запрет. “Не заходи только в эту комнату...”.

    Нарушение. “Побежала девочка на улицу, заигралась”.

- завязка

    Посредничество. “Иди, девочка, братца искать...”.

    Начинающееся противодействие. “Позволь мне, попытать счастья...”.

    Отправка. “Герой отправился в путь”.

- основная часть

    Первая функция дарителя. “Стал....вопросы спрашивать”.

    Реакция героя. “Ты б меня сперва накормила...”.

    Получение волшебного средства. “Дал старичок...”.

    Перемещение в иное пространство. “Долго ли..., коротко ли...”.

- заключительная часть

    Победа. “Завертелся злодей и сгинул”.

    Начальная беда или недостача ликвидируется. “Вышла к герою из подземелья....”.

    Возвращение. “Сели на ковер-самолет, полетели домой”.

В течение 25 минут воспитанники сочиняют (по выбору: записывают, зарисовывают) сказку, затем излагают ее другим командам. Каждая из команд может задать вопросы на уточнение и понимание сказки.

Вопросы для обсуждения:

    в какой из сказок описывается тактичный (чуткий) герой?

    какой из героев сказки был самым тактичным и чутким?

4. Физкультминутка “Раз, два, три, четыре, пять”

Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю поиграть!
Раз – на физкультминутку приглашаю,
Два – стишок посочиняю,
Три – хлопок над головой,
Четыре – руки пред собой,
Пять –все вместе улыбнемся,
Шесть – в малый круг сойдемся,
Семь – тактично отойдем,
Восемь – чутко повернем
мы соседа своего,
Девять – плавно пробежимся,
Десять - нам пора остановиться.

5. Проблемно-поисковая игра “Тактичность и чуткость в современном мире”

Педагог озвучивает воспитанникам примеры бестактных поступков приведенных древнегреческим философом Теофрастом:

    прийти за советом к занятому человеку;

    пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;

    начать рассказывать всё сначала, когда суть дела уже понята собравшимися.

Создание проблемной ситуации 1

    антоним слову тактичность – бестактность

    какое из слов: чёрствость, бессердечность, равнодушие или безразличие будет антонимом к слову чуткость ?

Создание проблемной ситуации 2

    соотнести картинки со словами:

Педагог предлагает воспитанникам разделиться на две команды:

    первой команде предлагается определить причины возникновения у людей бестактных поступков и разработать правила тактичного человека;

    вторая команда работает по такой же схеме, только со словами: равнодушие и чуткость.

Каждая из команд выписывает на листе бумаги наиболее рациональныеправила для тактичного и чуткого поведения в современном мире.

По итогам составляется общий свод правил тактичного и чуткого поведения современного человека.

5. Творческая игра “Мир чутких и тактичных людей”

Воспитанникам предлагается составить сочинение-сюжет: бытовую историю, юмористический рассказ, исторический рассказ, притчу, сказку, фантастический рассказ (фэнтези) или нарисовать рисунок (плакат) по теме игры.

Вопросы для обсуждения:

    через что лучше и удачнее можно отобразить “Тактичность” и “Чуткость”?

    можно ли повлиять на современных людей своим творчеством? Если они прочтут (увидят) вашу творческую работу, измениться ли их поведение?

6. Рефлексия

При подведении итогов мероприятия можно использовать упражнение “Плюс-минус-интересно” Эдварда де Боно, доктора медицинских наук, доктора философии Кембриджского университета, специалиста в области развития практических навыков в области мышления.

П

(плюс - все, что понравилось на занятии)

(минус - все, что не понравилось на занятии)

(все любопытные факты, о которых узнали на занятии)

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Внеклассное занятие на тему: Культура общения

для детей начальной школы «Вежливый слушатель»

Цели : развивать навыки общения; воспитывать хорошие манеры.

Ход мероприятия

Мы можем беседовать со своим приятелем, можем беседовать в кругу своих друзей. Что в беседе главное? Какие правила беседы мы должны соблюдать?

В процессе беседы мы делимся новостями, рассказываем о чувствах и переживаниях, узнаем мнения своих собеседников. Что же главное в беседе? Может быть, главное - умение вести беседу? Да, очень важно быть хорошим рассказчиком. Но не менее важно быть хорошим слушателем. Настоящий друг может всегда вас выслушать. Станьте таким другом. Не спешите говорить только о себе. Выслушайте своего товарища, задайте ему вопросы. Научитесь слушать - вас станут уважать: какой хороший собеседник! Старайтесь помнить то, что вам рассказали. При встрече с приятелем не просто спросите, как дела, а вспомните, что ваш друг рассказал прошлый раз, на что пожаловался, чем поделился с вами. Сейчас мы в этом и поупражняемся.

Ситуация 1 . Одному из группы детей предлагается рассказать что-то интересное. Например, о своем щенке, котенке, о том, как провел каникулы. Остальным участникам разыгрываемой ситуации предлагается задать вопросы говорящему, т. е. поддержать беседу. Например, а чем ты кормишь своего котенка? Во что он любит играть? Где он спит?

Ситуация 2. Катя перед расставанием рассказывает своей подруге Оле, что она очень волнуется за свою бабушку, которая заболела и попала в больницу. Представьте, что прошло три дня. Девочки встретились вновь.

- О чем должна спросить Оля при встрече с Катей? (Ответы детей.)

Да, конечно, настоящая подруга при встрече обязательно поинтересуется, как здоровье бабушки.

Одно из правил беседы - помнить о том, что тебе рассказали. Сейчас мы и проверим, насколько хорошо вы помните, что говорит ваш товарищ.

Одному из учащихся дается текст, в котором, например, с°держится объявление о предстоящем походе в театр. Пятеро Учащихся выходят из класса. В это время учащийся, получивший Текст, проговаривает его всем учащимся, оставшимся в классе.

«Ребята, через две недели в Театре юного зрителя будет премьера спектакля "Не хочу быть собакой". Билет стоит 70 рублей. Мы должны выйти из школы в 14 часов. Встречаемся в половине первого у школы. Можно к театру дойти вместе с родителями. У театра собираемся без двадцати минут два».

После прослушивания этого текста в класс приглашается один из учеников, стоящих за дверью. Один из учащихся, слушавший текст, передает его содержание вошедшему. Следующий шаг: этот ученик передает услышанное следующему ученику, стоявшему за дверью. Так цепочкой передается содержание всем вышедшим за дверь. Последний повторяет услышанное, и все сверяют его с первоначальным текстом. Это позволяет детям наглядно увидеть, как часто бывает, что не все слышим, когда слушаем.

Еще несколько правил хорошего собеседника:

Если к вам обратились, а вы в это время заняты, оставьте все свои дела и посмотрите на собеседника, выразите свою готовность участвовать в разговоре.

Слушайте внимательно и до конца. Не перебивайте. Не подсказывайте говорящему слова, не заканчивайте за него фразы, не делайте по ходу беседы замечаний. Учтите и то, что человеку иногда надо просто выговориться.

Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируйте на речь, которая обращена не к вам.

В вашем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно заговорили. Постарайтесь сразу прекратить разговор, но сделайте это без вызова.

Насмешничают или обзывают других? Переведите разговор на другие темы.

Старайтесь слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него было ощущение, что вы с ним говорите.

Игра на развитие внимания и речи «Снежный ком»

Учащиеся садятся на поставленные по кругу стулья лицом к центру. Ведущий предлагает составить рассказ «Мой щенок». Каждый из игроков должен повторить предложение, составленное предыдущим игроком, и добавить свое так, чтобы получился рассказ. Например:

Учащийся 1. У меня есть щенок.

Учащийся 2. У меня есть щенок. Его зовут Джим.

Учащийся 3. У меня есть щенок. Его зовут Джим. У Джима гладкая шерсть коричневого цвета с белым пятнышком.