Домой / Помада / Сколько месяцев малыш должен держать голову. А вот теперь пора! В каком возрасте ребёнок начинает держать голову

Сколько месяцев малыш должен держать голову. А вот теперь пора! В каком возрасте ребёнок начинает держать голову

Каждая мама, любящая своего малыша, создаст такие условия, в которых ее ребенок сможет подрастать и развиваться здоровым. Вопросы о том, когда ее чадо начнет держать головку самостоятельно и что сделать для укрепления шейных мышц, беспокоят мать с того дня, когда этот чудесный человечек появился в ее жизни.

После приезда из родильного дома мамочки и ее малыша большая часть родственников и знакомых, несомненно, желают посмотреть на ребенка. Но брать его на руки решается не каждый. Все ожидают время, когда малыш начнет удерживать головку самостоятельно.

Ведь младенец еще крохотный, а его ручки и ножки выглядят такими хрупкими, что возникают опасения совершить неправильное движение и нанести малышу вред. И это не беспричинно, ведь ребенок еще не окреп, и ему нужно приобрести необходимые навыки, выработать способности и многому обучиться.

Почему родители с нетерпением и волнением ожидают момента, когда их ребенок начнет самостоятельно держать головку?

Переживания родителей на эту тему, очевидны. Первое время головка новорождённого походит на бутон цветка и без помощи крепкого стебля склоняется по сторонам. Это абсолютно естественно и беспокоиться по этому поводу нет причин, потому что:

  1. Раздражительность мамы быстро переходит малютке, делая ребенка капризным и неспокойным.
  2. У любого ребенка существует определенное индивидуальное развитие: физиологическое и психологическое. И происходит оно не одинаково у всех детей. Следовательно, необходимо выждать время, когда вы сможете показать окружающим твердо держащего голову карапузика.

Поднимать ребенка на первых сроках существования необходимо весьма аккуратно. Чувствительную головку следует удерживать ладошкой, чтобы не допустить травм и повреждений.

Внезапное и резкое отклонение головы в сторону может повредить шейные позвонки. Потому что ребенок еще не имеет возможность осуществлять контроль мышц и не способен удержать головку за счет их сил. А значит опрокидывание и рывки головы не позволительны. Качая, купая, кормя и просто беря на руки малыша необходимо аккуратно придерживать голову.

Интересный факт.

Если через несколько дней после рождения, малыша уложить на животик, то он непроизвольно отвернет голову в сторону. Это объясняется работой чувства самосохранения, не дающее ребенку возможности задохнуться.

В случае, когда ребенок начал держать головку слишком рано (в 1 месяц) – то это должно стать поводом немедленного отправления к участковому педиатру. Так как это может являться главным признаком высокого внутричерепного давления, вызывающее у грудного ребенка сильные головные боли и требующее необходимого лечения.

Эксперты советуют начинать класть малышей на животик в двухнедельном возрасте. Обычно детки стараются в это время приподнять головку. В такой позе ребенок может разворачивать голову в разные стороны. Это упражнение нужно выполнять ежедневно по несколько минут.

В шестинедельном возрасте малыши становятся крепче и сильнее. Они всеми методами стараются приподнять и задержать голову. Но получается у них это на данном этапе всего несколько секунд.

В 1,5 месяца могут легко удерживать головку в горизонтальном положении. В таком состоянии они имеют возможность вращать головой и исследовать охватывающую территорию.

Полноценно удерживать головку детки принимаются лишь в трехмесячном возрасте. И это они могут делать как в положении лежа на животе, так и в перпендикулярном положении на руках родителей.

Окрепшая шейка ребенка в трехмесячном возрасте говорит о наиболее раннем его развитии. Но намеренно делать частое напряжение на еще неокрепшие позвонки малыша противопоказано. Потому что в этом возрасте есть большая вероятность такими действиями повредить позвоночник, тем самым причинить вред здоровью ребенка.

А если ребенку уже исполнилось 3 месяца, но удерживать головку он до сих пор не может, то нужно непременно направиться за консультацией к педиатру.

Для того чтобы определить хорошо ли в трехмесячном возрасте ваш ребенок держит голову нужно пройти тест, который выполнить довольно просто:

  • Исходное положение ребенка – лежа на спине. Осторожно усадите ребеночка, аккуратно подтягивая к себе за ручки.
  • Голова малыша должна держаться прямо, допустимы небольшие колебания. Мышцы шеи в это время сильно напрягаются.
  • Опустите ребенка в исходное положение, после приподнимите в положение, полулежа – полусидя (45 градусов). В течение 2 секунд ребенок должен удержать головку прямо со спиной.

При нормальном развитии шейных мышц эти упражнения ребенку удастся сделать без проблем.

Данная процедура очень полезна. При ежедневном выполнении, возникнут изменения в лучшую сторону, и малыш начнет удерживать головку с большей уверенностью.

Причины, из-за которых малыш не может держать головку

Факторов, влияющих на мышечную мускулатуру шеи ребенка и мешающих ее развитию предостаточно. Когда ребеночек в трехмесячном возрасте не в состоянии удержать свою головку, то это важный сигнал, чтобы отправиться на прием к педиатру.

Основными причинами являются:

  1. Гипоксия и заболевания во время вынашивания ребенка. Недостаток требуемого кислорода вызывает поражение клеток головного мозга и мышечной ткани, что в последующем отражается на формировании организма малыша, в том числе и на развитие мышц шеи.
  2. Недоношенный ребеночек. В случае недоношенности малыша на 2 – 3 месяца, не стоит ожидать в трехмесячном возрасте самостоятельного держания головки, это произойдет позже, чем у обычных детей.
  3. Неправильное питание ребенка. Если ребенок недоедает, или его рацион несбалансирован по питательным веществам и витаминам, то это может привести к ухудшению развития ребенка и к плохому держанию головки.
  4. Травмы, полученные при родах, также могут выразиться таким нежданным образом. Об этом женщина должна быть предупреждена и понимать, безусловно. Ребенок с травмой должен обязательно и постоянно обследоваться у детского врача - невропатолога.

Оценив полную обстановку необходимо принять нужное решение о действиях в дальнейшем. Либо идти к специалисту, либо приложить все усилия и самостоятельно решить проблему.

Что необходимо делать:

В первую очередь необходимо найти причину, вследствие которой у ребенка не получается удерживать головку. С этой целью нужно пройти медицинский осмотр. А главное лечение будет заключаться в следующем:

  1. При установлении гипоксии ребенку назначат физиотерапевтические процедуры и массаж. Эти воздействия стимулируют приток крови к шее и голове и насыщают клетки полезными веществами и кислородом.
  2. При недоношенности ребенка используют медикаментозные препараты, восполняющие организм недостающими веществами и ускоряющие развитие организма.
  3. Если у малыша находят недостаток веса, детский врач назначает необходимое лечение. Помимо молока мамы в качестве подкормки могут прописать искусственную смесь, которая очень калорийна, и содержит в своем составе все необходимые питательные вещества и витамины.
  4. При травмах, полученных при родах необходимо очень сложное и тщательное обследование и лечение. Все назначенные процедуры будут зависеть от рода полученной травмы и личных показателей обследования ребенка.

Не следует оттягивать визит к профессионалу, если существует обеспокоенность у родителей по этому поводу. Может случиться так, что эта тревога совсем беспочвенна.

Как помочь ребенку научиться держать головку?

Чтобы ребенок скорее научился держать головку, его необходимо к этому подтолкнуть.

Мышцы шеи не станут развиваться без надлежащих занятий. Чтобы добиться успеха, необходимо выполнять следующие рекомендации.

Выполнение несложных физических упражнений

  • Ежедневно, некоторое количество раз необходимо класть малыша на животик, чтобы тренировались его шейные мышцы. Расположите поблизости игрушки – красивые и яркие, которые будут привлекать внимание. Это притянет интерес малютки, и он станет их осматривать, приподнимая свою головку. В этот период его шейка станет усиленно напрягаться. Предпочтительно класть ребенка на живот перед кормлением. Для того чтобы наполненный желудочек не вызывал неприятных ощущений.

Важно!

Класть на животик педиатры советуют и для профилактики колик, которые тревожат многих детей в этом возрасте, так как эта поза способствует выведению газиков.

  • В двухмесячном возрасте чаще берите ребенка на руки в вертикальном положении, и аккуратно придерживая шейку, немного дайте малышу подержать голову без вашей помощи.
  • Укладывать спать ребенка нужно на бок. Во время сна необходимо чередовать стороны для равномерного развития мышц шеи.
  • Если малыш, лежа на животике, абсолютно не желает приподнимать голову необходимо подсунуть ему под грудь маленький валик. Это положение доставит ребенку неприятные ощущения, и у него возникнет необходимость приподнять головку.
  • Уложить ребенка на спину и привлечь внимание игрушкой. Затем отводить игрушку в разные стороны. Этим способом также тренируются мышцы шейки.
  • Дадут результаты занятия на фитболе. Расположите малыша на высоком мяче животиком. В медленном темпе двигайте мячик вперед и обратно, для того, чтобы голова малыша опускалась, а затем поднималась.

Эти несложные занятия родители должны выполнять с нежностью и упорством. Минует некоторое время, и вы станете с усмешкой говорить о том, как нервничали по поводу недержания вашим малышом головки.

Массаж

Массаж необходимо проводить в теплом помещении. Положите малыша на животик, а свои руки смажьте детским маслом и приступайте к массированию. Аккуратные и простые поглаживания и растирания шейки хорошо активизируют ее мускулатуру. Массирование должен совершать специалист, хотя бы первых несколько сеансов. Внимательно понаблюдав за движениями профессионала, допускается делать массирование самостоятельно. Не совершайте грубых движений. При массаже должны получать наслаждение ребенок и его мать одновременно.

Питание

Сбалансированный рацион – это гарантия эффективного развития малыша. Чтобы ребенок получил все питательные вещества с молоком матери, ее питание обязано быть разнообразным. В меню мамы в обязательном порядке должны входить: мясо, молоко, крупы, овощные и фруктовые продукты. Также необходимо принимать мед и орехи, от которых материнское молоко станет намного питательнее. Нужно быть осмотрительными при использовании новых продуктов питания, которые могут вызвать аллергию у ребенка. Мамам, кормящим детей искусственными смесями, не имеет смысла об этом волноваться. В состав смесей входят все необходимые сбалансированные вещества.

Плавание

Занятия плаванием является одной из лучших процедур, помогающих ребенку закрепить мускулатуру шеи, рук и ног. Вода положительно влияет на малыша, потому что в ней расходуется значительно меньше сил и энергии. Для плавания нужно использовать специальный круг, который надевается на шейку ребенка. Малыш плавает, шевеля ручками и ножками. Маме с таким кругом очень удобно и легко, так как нет необходимости придержать малыша в неудобной позе.

Дорогие родители!

Если вы заметили отклонения в развитии малыша, незамедлительно обратитесь к специалисту. Это поможет своевременно обнаружить проблему и преодолеть ее. Не забывайте, что при потерянном времени очень сложно будет вылечить заболевания, касающиеся неврологии.

Удерживание младенцем головы является первым среди двигательных навыков, которые осваивают детки после рождения. Каждая мама ждет его с нетерпением и начинает переживать, если по всем срокам ребенок уже должен хорошо держать голову, но у крохи пока не получается. В каком же возрасте в норме ребенок должен освоить такой навык и что делать родителям, если у малыша в этом возрасте все же есть трудности с удержанием головы?


Развитие навыков

У новорожденных младенцев не получается контролировать мышцы шеи, поэтому детки первого месяца жизни неспособны удерживать свою голову. Их движения рефлекторны, и если поднять кроху за руки, голова малютки откинется назад, что грозит повреждением позвонков. Именно поэтому до момента, когда малыш научится самостоятельно длительно держать голову, взрослым следует поддерживать кроху за затылок.


Развитие навыков удержания головы у каждого малыша происходит индивидуально

Развитие навыка удерживания головы происходит таким образом:

  • На второй-третьей неделе жизни при выкладывании на животик кроха начинает пытаться приподнять голову.
  • На втором месяце жизни ребенок умеет поднимать свою голову в положении лежа на животе (голова при этом находится под острым углом) и способен удерживать ее так 30-60 секунд.
  • На третьем месяце жизни малыш уже удерживает голову вертикально, но мышцы шеи пока еще не полностью окрепли, поэтому взрослым стоит еще страховать кроху. В положении на животе младенец уже поднимает и голову, и плечевой пояс, а если поднять тело малютки из положения на спине, потянув ребенка за руки, голова с шеей остается на одной линии.
  • На четвертом-пятом месяце жизни ребенок уже достаточно хорошо держит голову и поворачивает ее в стороны.


К четвертому месяцу жизни детки способны хорошо держать головку

В каком возрасте дети могут держать голову сами?

Большинство здоровых детей обучаются навыку удержания головы к 3-месячному возрасту. Кто-то из младенцев осваивает такое умение и в 2 месяца, а кому-то для его освоения нужно немного больше времени и хорошо удерживать голову такие детки учатся лишь к 4 месяцам.

Нормы для недоношенных детей

Родившиеся раньше срока малыши начинают удерживать голову с двух-трехмесячного возраста. Только на втором месяце жизни такие младенцы начинают пытаться держать головку в положении на животе, но они быстро устают от таких усилий. В 4-месячном возрасте многие недоношенные детки уже некоторое время удерживают голову.


Недоношенные детки в 4 месяца могут удерживать голову лишь непродолжительное время, но для них это норма

Отклонения от норм

Малыш держит голову уже в 1 месяц

Слишком раннее удерживание головы, которое может наблюдаться у малыша в возрасте 4-6 недель, бывает признаком повышения внутричерепного давления, гипертонуса шейных мышц или некоторых других неврологических проблем. Так что, если ребенку месяц и он уже удерживает голову, следует показать кроху педиатру для назначения обследования, специального массажа и лечения.


Если ребенок способен удерживать головку уже в 1-месячном возрасте, это свидетельствует о неврологических проблемах у малыша

В 3 месяца ребенок, лежа на животе, не держит голову

Такая ситуация может быть обусловлена:

  • Недоношенностью ребенка.
  • Перенесенной родовой травмой.
  • Слабым тонусом мышц.
  • Кривошеей (при такой проблеме ребенок не может удерживать голову прямо).
  • Плохим набором веса. Подтвердить эту причину поможет контрольное взвешивание.
  • Редким выкладыванием на живот или вообще отсутствием выкладываний в первые месяцы жизни.


Малышей не способных держать голову следует обязательно показать педиатру и неврологу

Проводим тест в домашних условиях

Чтобы проверить способность ребенка удерживать свою головку, нужно уложить кроху на спинку, затем взять его за ручки и бережно потянуть, чтобы кроха сел. Если ребенок при этом держит голову прямо 30 секунд, то с данным показателем развития все в порядке. При этом голова малыша может качаться.

Далее опять положите кроху на спинку, возьмите малютку за ручки и немного приподнимите так, чтобы младенец повис. При нормальном развитии навыка удержания голова малыша остается на линии позвоночника 2 секунды после приподнимания, и лишь потом опрокидывается.

Действия в случае отставания

Первым действием мамы, сомневающейся в нормальном развитии данного навыка, должен стать визит к педиатру. Нужно рассказать доктору о настораживающих симптомах, после чего педиатр осмотрит кроху и направит малыша к неврологу, а также на дополнительные обследования. Врач может назначить разные неврологические тесты и компьютерную томографию.

После результатов обследования ребенку выписывают необходимые лекарственные средства и назначают местные процедуры. Если была обнаружена неврологическая патология, лечение следует начать как можно раньше, тогда его результат проявится быстрее.

Если мама сомневается в назначении врача, стоит обратиться к другому специалисту. При этом важно помнить, что самостоятельно проводить массаж ребенку с проблемами нервной системой нельзя. Лучше обратиться к сертифицированному массажисту и пройти курс массажа. Дома с малышом можно выполнять специальные упражнения, которые посоветует невропатолог.


Упражнения для укрепления мышц шеи

  • Начинайте выкладывать кроху на животик, как только зажила пупочная ранка. Обычно это делают перед едой на несколько минут, постепенно увеличивая длительность. Пребывание на животе способствует освоению навыка удерживания головы.
  • Носите кроху на руках в положении на животике. Одной рукой держите голову карапуза, вторую разместите под животом младенца. Так вы будете стимулировать желание малыша рассмотреть все вокруг и удерживать для этого голову.
  • Как только ребенок научился хотя бы несколько секунд удерживать свою голову, носите младенца вертикально, поддерживая затылок малютки пальцами.
  • Возьмите ребенка на руки так, чтобы одна ваша рука держала кроху под грудью, а вторая была под ножками малыша. Лицо ребенка при этом будет направлено вниз. Поднимайте карапуза в воздух и опускайте вниз, а также устройте малышу «качели» - по очереди поднимайте его таз, а затем голову.
  • Катайте ребенка на фитболе. Пусть мама держит малютку за кисти ручек, а папа поддерживает таз. Вместе нужно осторожно раскачивать кроху вперед-назад и в стороны.
  • Поиграйте с ребенком с источником звука. Привлекайте внимание малютки музыкой или погремушкой, чтобы кроха поворачивал голову в сторону звука и при этом тренировал мускулатуру шеи.

Массаж и питание

Если у малютки нет неврологических проблем, массаж для крохи проводят дома с помощью поглаживающих и растирающих движений. Маме следует гладить ребенку ручки, живот, спинку, ножки.

Специалисты отмечают, что для двигательного развития младенца питание играет не последнюю роль. Если кроха пребывает на грудном вскармливании, то маме следует обратить внимание на свой рацион. Меню кормящей мамы должно быть сбалансировано по калорийности и содержанию нутриентов, а также включать источники минералов и витаминов. Если рацион однообразный, следует подумать о дополнительном приеме витаминных комплексов.


Массаж проводимый для малыша в домашних условиях способствует быстрому развитию навыков

  • Если ребенку не нравится выкладывание на живот, не следует отказываться от такого упражнения, ведь оно крайне важно для развития малютки. Выберите время, когда ребенок доволен и спокоен. Для отвлечения можно использовать яркую игрушку, приятную песенку, ласковые поглаживания. И главное – малютку на животике оставлять наедине ни в коем случае нельзя.
  • Запишитесь с крохой в детский бассейн и регулярно посещайте его с малышом. Плавание помогает не только в укреплении мышц и развитии двигательных навыков, но и положительно влияет на эмоциональную сферу.


Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

В первые месяцы жизни младенца важную роль играет его психофизическое развитие. Его должны контролировать у новорожденного и врачи при ежемесячном осмотре, и родители, чтобы в случае чего принять меры своевременно. По мере взросления и роста, малыш приобретает навыки, которые говорят о нормальном развитии грудничка. Один из таких навыков – умение приподнимать и держать головку.

Умение держать голову напрямую связано с укреплением и тонусом мышц шеи. Чтобы приподняться и посмотреть по сторонам, малыш должен научиться преодолевать вес собственной головы. Мышцы задней поверхности шеи у грудничка развиваются постепенно, это дело не одного дня. Успех в развитии и ответ на вопрос, в каком возрасте ребенок начинает держать голову самостоятельно, во многом зависят от того, с какими параметрами роста и веса был рожден ребенок, каково было его физическое состояние при рождении.

Навык держания головки и недоношенность

При рождении раньше положенного срока младенец обучается навыку удерживания головы в зависимости от степени недоношенности. Дети 1 и 2 степени недоношенности в среднем начинают удерживать головку с 2,5-3 месяцев.

Научить грудничка удерживать голову можно с помощью простых упражнений. Применять их под силу абсолютно любой маме, более того, это совершенно простые повседневные манипуляции с младенцем. Если вы не знаете, что делать, чтобы ребенок начал держать головку, то эти советы для вас.

Упражнение №1. Выкладывание на животик.

Крохе уже исполнилось 3-4 недели? Пора начинать. Выждав полчаса после последнего кормления, положите ребенка в горизонтальное положение, на животик. Для удобства можно подложить младенцу под грудку сложенные ручки или собственную ладонь. А теперь нужно привлечь внимание ребенка, расскажите ему потешку или поговорите с ним. Как понять, что упражнение работает? Малыш попытается на 1-2 секунды приподнять головку. Это уже маленький шаг к развитию навыка. Повторяйте занятие 1-3 раза в сутки, и вы увидите результат – ребенок начинает держать голову лежа на животе примерно в 2 месяца.

Упражнение №2. На руках у мамы.

Навык удержания головы хорошо развивается и в вертикальном положении. Возьмите малыша на руки, поддерживая его под грудь и ягодицы. Обратитесь к младенцу, спойте песенку или ласково проговаривайте его имя. Необходимо, чтобы ребенок сосредоточил свой взгляд на материнском лице, так он будет развивать навык удержания головки. А поворачивая голову влево/вправо и рассматривая предметы у взрослого на руках, укрепятся мышцы шеи.

Рано – не значит хорошо

“А наш малыш с месяца держит головку!” – такое гордое заявление мамы совсем не повод радоваться хорошему развитию малыша. Если кроха способен в месячном возрасте поднять и удерживать головку без помощи взрослых, это серьезный повод, чтобы обратиться к невропатологу. Такой симптом имеет место быть при повышенном внутричерепном давлении.

Важно! Причиной возникновения повышенного давления может быть что угодно: перенесенная гипоксия плода, обвитие пуповиной, долгие роды у матери, различные заболевания. Именно поэтому родители должны держать под контролем развитие данного навыка и знать, со скольки месяцев малыши держут голову сами.

В рядах отстающих – когда обращаться к врачу

Бить тревогу следует тогда, если в 3 месяца малыш не умеет и не пытается удерживать головку. С такой проблемой даже не стоит пытаться справится самим, способы выявить заминку в развитии и справиться с ней очень индивидуальны. Их подскажет только грамотный специалист.

Возможные причины, по которым ребенок не держит голову в трехмесячном возрасте или навык появился слишком поздно:

  • тяжелые/патологические роды;
  • низкий тонус мышц;
  • недоношенность;
  • недобор веса.

Для надлежащего физического развития малыша с ним нужно заниматься, ежедневно уделяя время для гимнастики и легкого массажа. Даже если кроха протестует против манипуляций с ним, родителям нужно проявлять терпение и настойчивость. Носите ребенка в вертикальном положении, кладите почаще на животик, тренируйтесь – и у юного исследователя будет все лучше и лучше получаться поднимать головку.

Счастье для любой семьи – рождение новой жизни. Но это не только радость, но и тяжелый труд, терпение, забота о том, чтобы ребенок развивался правильно. Ребенок, который только что родился, сильно ограничен в движениях. Освоение навыков движения происходит в первый год жизни. К ним относится и умение малыша держать головку.

Вопрос о том, с какого месяца малыш начинает держать головку без поддержки, волнует каждую маму с первого месяца появления ее ребенка на свет.

В этот период дети еще очень слабы. Они не могут крутить головкой, махать ручками и ножками. Ребенка можно только поглаживать, он очень чувствителен к тактильным прикосновениям маминых рук. Это утверждение легко проверяется: если малыша возьмет чужой человек на руки, то он, как правило, сразу же начинает плакать, так как утрачивает связь с мамой.

На этом этапе жизни у любого человека еще только рефлекторные движения. И если детей берут за ручки и немного поднимают, они инстинктивно запрокидывают головку назад. Со временем все изменится.

Первые месяцы

На первом месяце жизни малыш уже пытается крутить головкой, поднимать ее и даже удерживать несколько секунд. Для здоровых детей норма – не меньше 10 секунд. Голова может качаться из одной стороны в другую – это нормально, родителям не стоит бояться. Угол, который должен образовываться между подстилкой и подбородком, 45 градусов.

К концу второго месяца малыш обычно уже начинает держать головку прямо при положении сидя хотя бы 5 секунд. Проверить это можно, если усадить ребенка, слегка придерживая за плечи. И не стоит бояться, когда голова сильно балансирует – это нормально.

Ребенок очень любопытен и старается все рассмотреть, поэтому и активно крутит головой, естественно, что он еще и постоянно ищет свою маму. Связь с ней для него на этом этапе жизни очень важна.

Малыша уже можно вывозить в коляске на улицу. На прогулках следует быть еще очень осторожной, объезжать все кочки и ямки, чтобы малышу не было дискомфортно, ведь его мышцы по-прежнему слабы. Понаблюдайте за малышом, он уже должен фиксировать свой взгляд на маме и всех людях, которые склоняются над его кроваткой, также он должен рассматривать лица. Все это свидетельствует о том, что ребенок правильно развивается.

Третий-четвертый месяц

К концу третьего – началу четвертого месяца малыш уже самостоятельно поднимает головку, когда лежит на животе. Именно в этот период необходимо начинать активно помогать малышу – научить его поднимать головку. Когда малыш поднимает головку, он обычно опирается на предплечья, а его таз и бедра лежат ровно на кроватке.

Сколько должен составлять угол наклона головы? Больше 45 градусов, и может достигать 90. Удерживать головку ребенок уже должен не меньше минуты. В сидячем положении дети уже должны уметь держать голову не меньше половины минуты, хотя и не очень устойчиво, возможно, что голова будет покачиваться.
Если приподнять ребенка за ручки вверх, то его голова должна какое-то время находиться на одном уровне с позвоночником, а через пару секунд опускаться.

Нормальное развитие детей в три-четыре месяца – когда они постоянно стараются держать голову в вертикальном положении, при каждом изменении положения тельца.

Пять-шесть месяцев

К концу пятого-шестого месяца ребенок начинает хорошо держать головку, наклонять ее и вертеть во все стороны. Внимание его привлечь просто – при помощи игрушки или звука. Он сразу же старается повернуть голову и улыбнуться.

Как помочь

Конечно же, природа все сделала правильно, и малыш сам начнет поднимать головку, но лишняя помощь не помешает.

  • Прежде всего, необходимо укреплять мышцы шеи. Для этого сразу после заживления пупочной ранки нужно класть малыша на животик. Не нужно опасаться, что ребенок в таком положении может задохнуться. Обязательно сработает инстинкт самосохранения, и он начнет поворачивать головку в сторону.

  • Класть малыша на животик рекомендуется во время переодевания и перед кормлением, тем более что это помогает избавить детский организм от лишних газов. Период, через сколько можно выкладывать ребенка на живот после еды, составляет 30 минут.
  • Переворачивать детей на животик рекомендуется исключительно на твердой поверхности. Если же она мягкая, ребенок не будет напрягаться, а значит, и не будет пытаться повернуть головку.
  • Не стоит с первого месяца переусердствовать – все должно быть постепенно. Сначала малыша кладут на животик на одну минуту, затем время пребывания в такой позе увеличивается еще на одну минуту и так далее. Если ребенок во время процедуры начинает капризничать, то не стоит сдаваться, ведь это очень важно для его физического развития. Малыша можно отвлекать мягкой игрушкой, гладить его по спинке и ножкам. Только всегда будьте рядом, малыша ни в коем случае нельзя оставлять самого.

  • Аналогично вышеописанной процедуре и ношение детей животиком вниз. Одной рукой родитель обхватывает малыша за животик, а другой придерживает головку. Долго смотреть в пол дети не любят, поэтому через пару минут малыш обязательно начнет крутить головой, чтобы осмотреть все окружающие предметы.
  • После того как малыш перестанет бояться такой процедуры, его уже можно попробовать подержать вертикально, но обязательно придерживайте кроху за затылок.
  • Если есть возможность, отправляйтесь с ребенком в бассейн. Вода – это великолепный способ не только научить малыша держать головку, но и укрепить его мышцы и закалить организм в целом. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом и следить за безопасностью малыша.

Не забывайте и о правильном питании! Все полезные вещества грудничок получает исключительно из материнского молока, следовательно, мать должна питаться правильно, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Нарушение нормы

При любых обстоятельствах не стоит впадать в панику, если к концу 12-го месяца ребенок не стал держать головку. Каждый организм индивидуален и развивается по-разному, все временные отрезки усреднены.

И наоборот, если за период первых 1-1,5 месяца грудничок уже начал держать голову, не стоит слишком радоваться. Необязательно, что это свидетельствует о раннем развитии ребенка, возможно, что у него очень высокое внутричерепное давление, и такое состояние малыша подлежит лечению.

Всегда привозите детей на регулярное обследование к педиатру в медицинское учреждение, за здоровьем малыша необходимо следить постоянно.

Если не получается научить ребенка или он не хочет или не может держать головку в три месяца от роду, наклоняет ее в сторону или запрокидывает назад, то, возможно, причина этого – недоношенность или родовая травма. Может быть, это связано и со слабым тонусом мышц или недостаточным весом. Если причина в последнем, то придется скорректировать питание матери. Возможно, что в молоке не хватает витаминов и полезных веществ для нормального развития малыша.
Для поднятия тонуса мышц ребенка может потребоваться массаж шеи. Однако все причины должен выявить врач, в данном случае невропатолог, не стоит заниматься самолечением. Естественно, что наклон головы малыша в сторону должен обеспокоить родителей. Возможно, это кривошея, тогда обязательно потребуется специальный массаж или терапия.

В заключение

Родители не должны надеяться, что природа все сделает за ребенка или помогут какие-либо методики, чтобы он сразу начал держать головку. Не нужно торопиться и нервничать. Обязательно консультируйтесь с врачом, и не заметите, как ребенок повернется, найдет мамино и папино лицо и скажет первое слово.

Если при рождении уже были какие-то проблемы со здоровьем малыша, ни насколько не затягивайте с лечением, все проблемы по возможности следует решить до исполнения ребенку одного года.