Домой / Материалы / Дорожно транспортные травматизм для доу. «Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Дорожно транспортные травматизм для доу. «Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения. Об эффективности этой работы можно судить по созданной в детском саду развивающей среде в рамках данной тематики. Особое значение при этом имеет оформление информационных уголков. Разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в т. ч. по пропаганде безопасности дорожного движения, является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи

Привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах;
- научить видеть и осознавать опасность на дороге и возможность её избежать;
- сформировать безопасную модель поведения.

Правовая основа, регламентирующая работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:

Федеральные законы и программы

  • Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100

Муниципальные нормативные акты

Локальные нормативные акты ДОУ


Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения





«Семь заповедей, чтобы сохранить жизнь детям»



«Воспитываем грамотного пешехода»




Сегодня у взрослых пешеходов появилась возможность позаботиться о собственной безопасности, а у родителей — о безопасности своих детей. Решением проблемы являются светоотражающий элемент — фликер, светоотражатель, световозвращатель, который может быть исполнен либо в виде аксессуара (браслета, брелока — светоотражающей подвески), либо наклеиваться в виде светящегося круга на рюкзак, сумку и верхнюю одежду.




Во всех возрастных группах планируются и проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Подробнее о них можно узнать на нашем сайте в разделе .

В учреждении функционирует рабочая группа по организации работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в составе:

Руководитель группы - Юнык Тамара Михайловна
Члены группы: Ворожбицкая Лариса Владимировна
Ниязова Нурсиля Низамовна

  • Проект «Примерным будет пешеход, когда есть автогородок»;
  • тематическое планирование по ПДД;
  • мониторинг усвоения детьми ПДД;
  • картотека игр по ознакомлению с ПДД и предупреждению ДДТ;
  • план мероприятий по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде;

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Одним из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Она реализуется путём решения нескольких задач:

усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой: тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город», «Наша улица», на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т. д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно -транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т. д.).

Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения. Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Сотрудничество с родителями не должно носить назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения. Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

Безопасность наших детей зависит от нас. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинушка» с. Сабакаево муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

План работы МДОУ «Детский сад «Рябинушка»с.Сабакаево»

на 2017-2018 учебный год

«Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

( Ознакомление с правилами дорожного движения)

с.Сабакаево

Пояснительная записка.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района является обеспечение безопасности дорожного движения.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности, и жить которым придется в еще более сложных условиях.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Так на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина.

Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходит систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.

Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.

Основные положения

Цель: создание условий для формирования у дошкольни­ков устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

    создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

    формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюде­ния и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

    отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и кон­це учебного года;

    применять современные формы, методы обучения и воспи­тания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;

    формировать у родителей устойчивый интерес к безопаснос­ти детей как участников дорожного движения, привлекать взрос­лых к совместной деятельности с детьми;

    использовать возможности ДОУ и материально-технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников до­рожного движения.

Принцип: системный подход к решению вопроса профилак­тики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов обра­зовательного процесса.

Срок реализации программы

2017 – 2021 учебный год (четыре года)

Ожидаемые результаты.

1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.

2. Установление прочных связей в организации совместной работы МДОУ детский сад «Рябинушка» с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Азбука дорожных наук».

4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.

5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

Объекты программы

1. Дети – воспитанники МДОУ детский сад «Рябинушка».

2. Семьи детей, посещающих детский сад.

3. Педагогический коллектив МДОУ.

4. Органы ГИБДД.

5. Общественность.

Обеспечение программы

Нормативно-правовое:

    Конституция РФ;

    Закон РФ «Об образовании»;

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Правила дорожного движения.

    Устав МДОУ детский сад «Рябинушка» с. Сабакаево

Научно-методическое:

    государственный образовательный стандарт;

    примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

    годовой план учебно-воспитательной работы;

    календарно-тематический план;

    мониторинг знаний правил безопасного поведения на проез­жей части, в транспорте и во дворе;

    методические разработки для родителей, детей, педагогов.

Материально-техническое:

    уголки в группах по ПДД;

    библиотека методической и художественной литературы;

    наглядно-дидактические пособия;

    медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного дви­жения».

Кадровое:

    повышение квалификации педагогов;

    привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.

Информационно-содержательное:

    создание информационного банка данных:

Разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развле­чений, праздников, театрализованных постановок и т.д.;

Форм работы с родителями;

Консультаций для педагогов;

    сбор текущей информации:

О результатах мониторинга;

Посещенных занятиях;

Функционирование проблемных семинаров, практикумов;

Проведение консультаций;

Контроль за проведением занятий по ОБЖ;

Проверка документации педагогов;

Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);

Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;

Систематическое оформление информационного стенда.

Программа предлагает:

Регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного по­ведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не ме­нее 1 раза в неделю);

Разработка безопасного маршрута старшими дошкольни­ками «Дом - детский сад»;

Ежегодное проведение «Недели» по предупреждению дет­ского дорожно-транспортного травматизма;

Консультации для педагогов по проведению профилакти­ческих бесед с детьми и родителями по ПДД;

Рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ори­ентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей;

Проведение мониторинга знаний правил безопасного по­ведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в на­чале и конце учебного года);

Систематическое проведение тематических родительских со­браний и консультаций, распространение буклетов, анкети­рование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.

Формы и методы работы с детьми по профилактике ДДТТ

1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

2. Изучение правил дорожного движения

3. Закрепление практических навыков по ПДД

4. Расширение знаний по ПДД

5. Отработка усвоенных знаний, умений, навыков

6. Расширение кругозора по ПДД

Обеспечение наглядности по ОБЖ;

Проведение специальных обучающих занятий;

Индивидуальная работа вне занятий;

Игры-занятия;

Дидактические игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Подвижные игры;

Игры-соревнования;

Чтение художественной литературы;

Викторины;

Тематические праздники;

Спортивные развлечения;

Музыкальные досуги;

Наблюдения;

Целевые прогулки;

Экскурсии;

Работа с педагогами

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Август

Обсуждение о планах мероприятий по ПДД на новый учебный год

Руководитель, старший воспитатель,

воспитатели

Сентябрь

Инструктаж с педагогическими работниками по выполнению инструкции по обеспечению безопасности детей на улицах

Руководитель

Сентябрь

Конкурс рисунков

«Внимание дети!»

Воспитатели

Октябрь

Составление методических разработок по обучению детей правилам дорожного движения.

Воспитатели

Октябрь

«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

Руководитель

С приглашением сотрудников ГИБДД

Ноябрь

Консультация для воспитателей

«Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».

«Методика подготовки занятий в игровой форме».

Старший воспитатель

Декабрь

Консультация для воспитателей

«Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Руководитель

В течение года

Выставка детских рисунков

«Зеленый огонек»

Воспитатели

родители

В течение года

Круглый стол

анализ состояния работы по организации обучения детей ПДД

Руководитель

В течение года

Изготовление пособий по изучению правил дорожного движения

Воспитатели

В течение года

Ведение накопительной папки по профилактике ДТТ

Старший воспитатель

В течение года

Приобретение методической литературы по ПДД

Руководитель

по мере необходимости

В группах обновление уголков по изучению правил дорожного движения

Воспитатели

В течение года

Организация участия в муниципальных мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитатели,

родители

Задачи по изучению правил дорожного движения.

Младшая группа

    Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

    Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, желтого и красного сигнала светофора.

    Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

    Знакомить с работой водителя.

Средняя группа

    Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

    Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

    Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

    Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

    Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

    Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа.

    Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, оработе светофора.

    Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

    Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвиже­ния пешеходов и велосипедистов.

    Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первоймедицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная группа

    Систематизировать знания детей об уст­ройстве улицы, о дорожном движении.

    Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

    Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими запрещающими и информационно-указательными.

    Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

    Расширять представления детей о работе ГИБДД.

    Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте

    Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскомусаду местности.

    Формировать умение находить дорогу из дома в детски сад на схеме местности.

План мероприятий

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

на 2017-2018 учебный год .

Младшая группа

Месяц

Формы работы

Сентябрь

  1. Рассматривание картин о видах транспорта.

    Прогулка по территории детского сада

    Подвижные игры «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Светофор!»

    Дидактические игры «Найди свой цвет», «Где спрятался мышонок?», «Назови правильно»

    Рисование «Дорога для автомобилей»

    Чтение: М. Пляцковский «Светофор»

    Конструирование: дорожки разной длины

Октябрь

    Дидактические игры «Что меньше?», «Парные картинки»

    Лепка «Самолет»

    Подвижные игры «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»

    Рассматривание макета светофора

    Разучивание: А. Барто «Грузовик»

    Рассказ воспитателя о светофоре

    НОД «Виды транспорта и их отличия»

Ноябрь

    Дидактические игры «Назови правильно», «Что лишнее?»

    Подвижные игры «Красный – зеленый», «Поезд», «Воробушки и автомобиль»

    Конструирование: воротики

    Аппликация «Светофор»

    Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта

    Чтение Б. Нойсе «Маша – пешеход»

    Беседы по картинкам

    Прогулка. Наблюдения и сравнения грузового и легкового автомобиля

Декабрь

    Знакомство с основными частями автомобиля

    Дидактическая игра «Где спрятался мышонок?»

    Подвижные игры «Самолеты», «Воробушки и автомобиль»

    Конструирование: мост для пешеходов

    Сравнение легкового и грузового автомобилей

    Конструирование: дом

    Раскрашивание силуэтов автомобиле

    Разучивание: А. Барто «Самолет»

    Конструирование: лесенка

    Рассматривание картинок и рисунков с изображением троллейбуса

    Чтение загадок о легковом, грузовом автомобиле, трамвае, троллейбусе

    Игры со строительным материалом. Строительство дороги

Прогулка. Наблюдение за движением пешеходов по тротуару

Январь

    Сравнение трамвая и троллейбуса

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    Подвижные игры «Поезд», «Самолеты», «Стоп»

    Раскрашивание силуэтов самолетов

    Конструирование: Поезд

    Рассматривание иллюстраций о транспорте

    Знакомство с трамваем и троллейбусов

    Беседа о назначении легкового и грузового автомобиля, трамвая, троллейбуса

    Рассматривание макета автобуса

    Чтение стихотворения о видах транспорта

    Чтение стихотворения Б. Заходер «Шофер»

    НОД «Трамвай и троллейбус»

Февраль

    Рассматривание иллюстраций о пассажирском транспорте

    Дидактическая игра «Парные картинки»

    Сюжетная игра «Путешествие»

    Подвижные игры «Найди свой цвет», «Птички и автомобиль»

    Конструирование: машинка

    Сравнение автомобиля и трамвая

    Рисование предметов, фигур различной формы их раскрашивание в желтый, зеленый, красный цвет

    Работа с мозаикой. Расположение цветов в определенной последовательности: сверху красный, ниже желтый, вниз – зеленый

    НОД «Автобус»

Март

    Рассматривание картины «Мы едем на автобусе»

    Дидактическая игра «Найди то, что назову»

    Сюжетная игра «Поездка в гости»

    Подвижные игры «Цветные автомобили», «Найди свой цвет»

    Беседа об автобусе, его сравнение с другими видами городского транспорта

    Целевая прогулка. Знакомство с улицей

    НОД Рассматривание и беседа по картинкам с изображением улицы

    Рисование дорожек различной длины и ширины

    НОД «Улицы нашего села»

Апрель

    Подвижные игры «Самый быстрый»

    Игры с конструктором – дорога для машин

    Чтение стихов о светофоре

    Закрепить название основных частей улицы.

    Аппликация «Светофор»

    Дидактические игры «Где спрятался мышонок?», «Куда едет машина»

    Работа с конструктором. Конструирование дороги для трамвая (рельсы, шпалы)

    Беседа о правилах движения пешеходов по тротуару

    Рассматривание иллюстраций в книгах о транспорте

    Игры с макетом улицы

    Дидактические игры «Назови, не ошибись», «Парные картинки», «Автомобили»

    Рисование мелками на асфальте машин

    Раскрашивание силуэтов различных видов транспорта

    Работа с пластилином. Лепка разных видов транспорта

    Прогулка на улицу, расположенную вблизи детского сада

    Сюжетная игра «Мы водители»

Июнь

    Дидактические игры «Назови правильно», «Куда спешат машины?», «Светофор»

    Подвижные игры «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль»

    Сюжетная игра «Поездка в автобусе»

    Строительство дороги из песка

    Конструирование из песка улицы

    Рисование кружков красного, желтого, зеленого цвета различных размеров

Июль

    Игры с мозаикой "Сделай так же"

    Подвижные игры "1, 2, 3 – к дереву (песочнице) беги!", "Поезд"

    Строительство улицы из песка, обыгрывание

    Дидактическая игра "Чего не хватает?"

    Чтение знакомых стихов о светофоре, транспорте

    Строительство машин из конструктора, обыгрывание

    Раскрашивание силуэтов машин

Август

    Строительство песочного города, обыгрывание

    Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

    Чтение В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»

    Дидактическая игра «Собери светофор»

    Просмотр кукольного спектакля «Происшествие в лесу»

Средняя группа

Месяц

Формы работы

Сентябрь

    Заучиваниестихотворения Северный А. «Три чудесных цвета»

    Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

    Аппликация «Цветные автомобили»

    Дидактические игры «Сложи картинку», «Найди такую же картинку»

    Сюжетная игра «Автопарк»

    Беседа о водном транспорте

    Игры с макетом дороги. Правила движения автомобилей по проезжей части

    НОД «Городской общественный транспорт»

    Беседа о значении красного, зеленого, желтого цветов для пешеходов

    Спортивное развлечение. «Азбука безопасности»

Октябрь

    Дидактические игры « Куда спешат машины?», «Найди недостающие детали», «Что лишнее?»

    Чтение и беседа по рассказу Дорохова «Зеленый, желтый, красный»

    Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Самый быстрый», «Трамвай»

    Аппликация «Светофор»

    НОД «Общественный транспорт»

    Рассматривание картинок и макета светофора

    Изготовление из пластилина макета светофора

    Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением городского транспорта

    Сказка –игра «Азбука пешехода»

Ноябрь

    Игры с макетом улицы с использованием машин спец. Назначения

    Дидактические игры «Что неправильно?», «Что лишнее?»

    Отгадывание загадок о транспорте

    Сюжетная игра «Стройка»

    Целевая прогулка «Пешеходный переход»

    Рассматривание рисунка такси

    Раскрашивание трафаретов легковых автомобилей, общественного транспорта

    Беседа «Будем вежливыми»

    Конструирование «Наша улица»

Декабрь

    Рассказ воспитателя о правилах поведения на железной дороге

    Дидактические игры "Парные картинки", "Оцени поступок"

    Рассматривание картины Чернякова В. "Машинист"

    Чтение: Дорохов А. «Шлагбаум»

    Сюжетная игра "Путешествие на поезде"

    Рассматривание иллюстраций с изображением поезда и железной дороги

    Занятие "Культура поведения в общественном транспорте"

    Беседа о правилах поведения на остановке общественного транспорта

    Чтение отрывков стихов и загадок о железном транспорте

    Рассказ о правилах поведения на железной дороге

    Лепка. Сделаем железнодорожную дорогу

    Подвижные игры на развитие координации движения

Январь

    Рассматривание и рисование знаков, сопутствующих железной дороге

    Дидактические игры «Что сначала – что потом», «Какой светофор правильный»

    Чтение: Гальперштейн «Трамвай и его друзья»

    Рассматривание знаков, сопутствующих железной дороге их рисование

    НОД «Железнодорожный транспорт»

    Аппликация «Мы едем на поезде»

    Подвижные игры «Не промахнись», «Попади в цель»

    Чтение: Т. Александрова «Трехцветик»

    Сюжетная игра «Автопарк»

    Рассматривание картиныМусякина Л. «Шофер»

Февраль

    Рассматривание иллюстраций и беседа о гужевом транспорте

    Подвижная игра «Гонки на упряжках»,»Лошадки», «Соревнование упряжек»

    Лепка: животные, используемые в виде тягловой силы

    Дидактические игры « Чего не стало?», «Что гудит», «Найди ошибку»

    Сюжетная игра « Диспетчер»

    Раскрашивание рисунков животных, используемых в гужевом транспорте

    Беседа «Знаки сопутствующие железной дороге»

    Просмотр тематических мультфильмов

Март

    Чтение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Как лошадка зверей катала»

    Изготовление из цветной бумаги с использованием шаблонов аппликации лошадки.

    Дидактические игры «Светофор», «Парные картинки», «Хорошо–плохо», «Что неправильно?»

    Игры на настольном перекрёстке

    Подвижная игра «Гонки в парах»

    Сюжетная игра «На корабле»

    Чтение: Вольский А. «Запомни, юный пешеход!»

    Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»

Апрель

    Экскурсия к остановке

    Чтение: Боровая Е. «Забыли нарисовать» Обсуждение рассказа

    Подвижные игры «Стоп», «Трамвай»

    Рисование «Грузовой автомобиль»

    Лепка различных видов транспорта

    Игры с макетом улицы

    Загадывание загадок о транспорте

    НОД «На перекрестках и площадях»

    Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением улицы с перекрестками.

    Дидактическая игра «Куда спешат машины?»

    Рассматривание картинок улицы с перекрестком. Беседа по картинке

    Отгадывание загадок о светофоре

    Чтение стихов о светофоре

    Дидактические игры «Игра светофор», «Найди отличия», «Что лишнее?»

    Чтение стихов и загадок о велосипеде

    Рисование: «Улица села»

    Беседа о правилах поведения в общественном транспорте

    Игры с макетом дороги. Закрепить знания о двустороннем движении на дороге.

    Сюжетная игра «Едем в гости»

    Наблюдение за движением машин вблизи детского сада

    Просмотр тематических мультфильмов

Июнь

    Беседа о различных видах переходов через дорогу

    Решение проблемных ситуаций на макете улицы

    Беседа о правилах перехода улиц с одно и двусторонним движением

    Игра с макетом улицы. Перекресток

    Закрепление знаний о видах транспорта

    Изготовление атрибутов, необходимых постовому

    Рисование «Машины спешат на помощь»

    Заучивание стихотворения Маршака «Мяч»

    Игра «Кто лучше знает правила дорожного движения?»

    НОД «Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог»

Июль

    Сравнение автобуса и троллейбуса

    Игра с макетом улицы

    Дидактическая игра «Переведи малыша через дорогу»

    Рисование мелками на асфальте различных видов транспорта

    Сюжетно ролевая игра «Поездка на автобусе»

    Расстановка знаков, обозначающих пешеходный переход

    Подвижные игры «Зеркало», «Мы – водители»

    Рисование палочками на песке дорожных знаков

    Просмотр тематических мультфильмов

Август

    Прогулка и наблюдение за работой светофора

    Подвижная игра «Цветные автомобили»

    Игра на площадке с разметкой

    Игры с макетом улицы.

    Решение проблемных ситуаций

    Сюжетная игра «Путешествие на корабле»

    Просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор»

Старшая группа

Месяц

Формы работы

Сентябрь

    Чтение сказки Н. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку», Михалков С. «Шагая осторожно»

    Прогулка. Наблюдение за движением транспорта

    Рассматривание знаков «Скользкая дорога», Железнодорожный переезд без шлагбаума» и др. , «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

    Наблюдение за работой водителя

    Дидактические игры «Найди отличия», «Прогулка по городу»

    Подвижная игра «Стоп»

    Беседа об опасных условиях дороги

    Обыгрывание ситуаций на настольном перекрестке

    Постройка легковых машин из конструктора «Лего»

    НОД «Дорога, транспорт, пешеход»

    Спортивное развлечение. «Азбука безопасности»

Октябрь

    Викторина «Кто лучше знает правила дорожного движения»

    Подвижная игра «Кто быстрее провезет машину по дорожке?»

    Беседа о предупреждающих знаках

    Сюжетные игры «Водители»

    Игры с макетом улицы. Расстановка дорожных знаков

    Дидактическая игра «Что не так?»

    Чтение: Дмоховский А. «Чудесный островок»

    Изготовление дорожных знаков из картона для игры с макетом улицы.

    Рассматривание и рисование знаков дорожного движения, «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и др.

    Занятие "Знаки, предупреждающие водителя об опасности на дороге"

    Рассматривание маршрута «Дом – детский сад»

    Прогулка. Закрепление умений соблюдать правила поведения на улице

Ноябрь

    Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей

    Дидактические игры «Улица города», «Что лишнее»

    Постройка различных видов машин из конструктора «Лего», обыгрывание

    Сравнение грузового и легкового автомобиля.

    Знакомство с запрещающими знаками

    НОД«Поведение детей на дорогах и улицах»

    Игры с макетом улицы. «Расставь правильно знаки»

    Чтение: С. Волков «Про правила движения»

    Чтение и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах.

    Игра с макетом улицы

    Сюжетная игра «Гараж»

    Просмотр мультфильмов

Декабрь

    Физкультурный досуг « В гостях у Светофорика»

    Подвижная игра «Три цвета»

    Чтение: Михалков С. «Велосипедист»

    Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

    Беседа о правилах безопасной езды на велосипеде.

    Игры с макетом улицы. Обсудить места, безопасные для катания на велосипеде

    Рисование дорожных знаков «Велосипедная дорожка»

    Отгадывание загадок о велосипеде.

    Беседа по правилам безопасной езды на велосипеде.

    Чтение отрывков стихов и загадок о велосипеде.

    НОД «Велосипед и как им пользоваться»

Январь

    Изготовление знаков, регламентирующих движение велосипедистов для игр

    Подвижные игры «Самый быстрый», «Умелый пешеход», «Зимняя дорога»

    Дидактические игры «Узнай дорожный знак»

    Занятие «Городской транспорт»

    Беседа о правилах поведения на улице.

    Рисование велосипедной дорожки и знака, обозначающего ее.

    Чтение: Маршак С. «Пострадал он не в атаке»

    Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

    Рассматривание маршрута «Дом – детский сад»

Февраль

    Беседа о работе регулировщика.

    Чтение Дорохова «Влиятельная палочка», Пишумов Я. «Постовой»

    Беседа с сотрудником ГИБДД.

    Дидактические игры «Отвечай быстро», «Регулировщики»

    Изготовление атрибутов регулировщика.

  1. Подвижные игры «Стоп», «Не ошибись»

    Заучивание стихотворения Михалков С. «Постовой»

    НОД «Многополосное движение»

    Отгадывание загадок о регулировщике

    Просмотр мультфильмов

Март

    Чтение: М. Ильин, Е. Сегал «Рассказы о машинах»

    Рисование различных марок и видов машин

    Беседа о машинах специального назначения

    Дидактические игры «Куда спешат машины», «Светофорик»

    Игры с макетом дороги.

    Коллективная аппликация «Улица города»

    Сюжетная игра «Водители»

    Рисование атрибутов регулировщика.

    Беседа и показ сигналов регулировщика.

    Театрализованная постановка «Дорога к теремку»

Апрель

    Дидактические игры «Найди отличия», «Перекресток»

    Чтение: С. Михалков «Бездельник светофор», О. Бедарева «Если бы…»

    Игра-соревнование «Кто быстрее соберет автомобиль?»

    Изготовление информационно-указательных знаков для игр с макетом.

    Рассматривание маршрута «Дом – детский сад»

    Знакомство с информационно-указательными знаками.

    Рисование знаков: «Конец населенного пункта», «Начало населенного пункта»

    Занятие «Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке»

    Игра «Переведи малыша через дорогу"»– на макете улицы

    Решение проблемных ситуаций на настольном перекрёстке

    Беседа о правилах поведения на дороге

    Чтение рассказа Дорохова А. «Подземный ход»

    Изготовление указательных знаков для игр с макетом

    Дидактическая игра «Поставь правильно знак»

    Игры с макетом

    Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»

    Целевая прогулка на перекресток

Июнь

    Игра «Куда спешат машины?»

    Беседа «Дорожные знаки»

    Рисование палочками на песке грузового и легкового транспорта

    Игра «Поездка за город»

    Чтение и обсуждение стихотворения Я. Пишумова «Это улица моя»

    Знакомство с настольной игрой «Правила дорожного движения»

    Сюжетная игра «Гараж»

    Изготовление атрибутов регулировщика

    Подвижные игры «Горелки», «Правила уличного движения»

Июль

    Игры на площадке с дорожной разметкой

    Подвижная игра «Мяч в корзину»

    Сюжетные игры «Путешествие на машине»

    Постройка города из песка и разметка улиц

    Дидактические игры «Отвечай быстро», «Мы – пешеходы»

    Развлечение «Веселый перекресток»

    Просмотр тематических мультфильмов

Август

    Дидактическая игра «Оцени поступок»

    Подвижная игра «День – ночь»

    Сюжетная игра «ГИБДД»

    Правила поведения в общественном транспорте

    Игры на площадке с дорожной разметкой

    Чтение В. Берестов «Это еду я бегом»

    Беседа о правилах езды на велосипеде

    Игры с макетом улицы

    Обсуждение проблемных ситуаций

    Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»

Подготовительная группа

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

    Беседа на тему «Для чего нужны правила дорожного движения»

    Чтение стихотворения «Азбука города» Я. Пищумов, «Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал, «Скверная история» С. Михалкова

Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

    Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

    Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

    Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

    Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

    Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

    Уголок дорожного движения, площадка с дорожной разметкой в музыкальном зале,

    Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

    Методический инструментарий.

Результаты работы:

    Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

    Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Перспективное планирование работы

с дошкольниками по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Месяц

Форма работы

Возрастная группа детей

Сентябрь

Тема «Улица»

Что такое улица

Дорога до детского сада

Младшая-

средняя

группа

- основные части улицы

Улица, на которой расположен д/сад

Старшая

Группа

Улицы нашего города

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Знакомство с улицей»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовление макетов «Наша улица»,

«Улицы нашего города»

Младшая-

подготовительная группа

Октябрь

Тема «Транспорт»

Для чего нужны машины

Кто управляет автомобилем

Рассматривание грузового автомобиля

- «берегись машины»

2 младшая-

средняя группа

Какие бывают машины

Кто такой пассажир

Средняя группа

Виды транспорта

Правила для пассажиров

Безопасное поведение на улице и в транспорте

Старшая - подготовительная

группа

Целевая прогулка

«наблюдение за транспортом»

2 Младшая-

подготовительная группа

Подбор атрибутов к с/р игре «Шоферы»

2 Младшая-

подготовительная

группа

Ноябрь

Тема «светофор»

Что такое светофор

Три сигнала светофора

Для чего нужен светофор

2 Младшая-

средняя группа

Школа светофорных наук

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«наблюдение за светофором»

2 Младшая-

подготовительная группа

Конкурс - чтецов

«Три сигнала - светофора»

Старшая-

подготовительная группа

Развитие «Бабушка - загадушка о правилах дорожного движения»

Средняя группа

Декабрь

Тема «Пешеход»

Кто такой пешеход

Правила пешехода

2 младшая-

средняя группа

Школа пешеходных наук

Правила движения по улице и ее перехода

Пешеход и его поведение на улице

Старшая-

подготовительная

группа

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Средняя-

подготовительная группа

Игра «Лучший пешеход»

Январь

Тема «Осторожно, скользкая дорога»

Правила поведения на скользком тротуаре, дороге

Правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!»

Средняя- подготовительная группа

Целевая прогулка

«К остановке пассажирского транспорта»

Подготовительная группа

Февраль

Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»

Что такое пешеходный переход

Как нужно переходить дорогу

Младшая-

средняя группа

Школа дорожных наук

Какие дорожные знаки нужно знать

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«Пешеходный переход»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовления знаков дорожного движения

Младшая-

подготовительная группа

Игровая программа «В стране дорожных знаков»

Старшая группа

Март

Тема «Перекресток, сигналы регулировщика»

Что такое перекресток

Сигналы регулировщика

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Перекресток»

Подготовительная группа

На участке организация игры «Улица»

Старшая- подготовительная группа

Тематическая выставка

«Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Старшая-подготовительная группа

Апрель

Тема «Внимание - велосипед, самокат, ролики»

Правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах

Младшая- подготовительная группа

Театрализовано - музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения»

Подготовительная группа

Игра «Что, где, когда»

Старшая группа

Открытые занятия для родителей

Старшая-

подготовительная группа

Май

Тема «Знатоки правил дорожного движения»

Обобщение пройденного материала

Младшая-

подготовительная группа

Викторина «Пешеход на улице»

Старшая группа

Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если»

Подготовительная группа

Проверка знаний правил дорожных движений

Младшая-

подготовительная группа

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.

Планирование работы с воспитателем

Инструктаж

Семинар

Предупреждение детского дорожного травматизма.

Общие положения правил дорожного движения.

Сентябрь

Сентябрь

Заведующий,

Заведующий,

Сотрудники ГАИ

Семинар- практикум

Консультация

Обучение педагогов по оказанию первой медицинской помощи.

Оснащения уголка по ПДД.

Октябрь

Октябрь

Медсестра

Заведующий

Консультация

Методические указания по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Ноябрь

Заведующий

Деловая игра

Проверка знаний ПДД воспитателя МБДОУ

Декабрь

Заведующий

Смотр- конкурс

Уголки по ПДД

Январь

Заведующий,

Мастер- класс

Открытые просмотры

Занятия с дошкольниками по обучению правилами дорожного. движения.

Февраль

Заведующий

Тематический контроль

Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма

Март

Заведующий

Выставка

Пособия, дидактические игры, методические пособие по ПДД

Апрель

Заведующий

Конференция

Итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Май

Заведующий

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами -травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Планирование работы с родителями

Общее собрание

Групповые собрания

Оформление стендов

Анкетирование

Участие в конкурсах

Тематические выставки

Просмотр открытых занятий, утренников

Помощь в оснащении уголка по ПДД

Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения. Встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-травматологом

«Безопасность детей на дорогах города»

«Взрослые, вам подражают!»,

«Внимание - наступила зима!»,

« Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок»

Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения

Конкурс рисунков и поделок

«Светофор – мой друг!»

Игра « Лучший пешеход»

Открытые занятия, игровая программа « В стране дорожных знаков»

« Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Открытые занятия, музыкально-театрализованное представление

« Азбука дорожного движения»

Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и прочее

Сентябрь

В течение года

В течение года

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

Заведующий

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заведующий,

воспитатель

Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­давших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вернувшись из отпуска, не только дети, но и взрослые не сразу включаются в ритм городской жизни. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно­-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоя­тельно.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

Уголки дорожного движения в групповых помещениях, холле детского сада, на территории ДОУ

Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

Методический инструментарий.

Библиотечка «Школа светофорных наук»

Результаты работы:

Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками:

Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями:

Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

Правила дорожного движения для пешеходов

Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.

Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).

Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели пере­ходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.

При наличии пешеходных тоннелей или мостиков ­пешеходы должны пользоваться только ими.

Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.

Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.

Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.

Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.

Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разре­шается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).

Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, ­стоящего к пешеходам боком.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-­транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям. Педагоги детского сада № 19 разработали систему профилактики дорожно-­транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

Данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа с педагогами

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-­транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;

проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;

воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

Требования к передвижению с группой детей

Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.

Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.

Езда на велосипедах по улицам и дорогам разреша­ется лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практиче­ским формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная дея­тельность, конструирование.

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-­транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Примерная тематика целевых прогулок:

Младшая группа:

    знакомство с улицей;

    наблюдение за транспортом;

    пешеходный переход.

Средняя группа:

    знакомство с улицей;

    наша улица;

    сравнение легкового и грузового автомобилей;

    наблюдение за светофором.

Старшая группа:

  • правила поведения на улице;

    наблюдение за транспортом;

    прогулка пешехода;

  • перекресток;

    наблюдение за работой светофора;

    прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

    улицы и перекрестки;

    правила дорожного движения;

    наблюдение за работой светофора;

    наблюдение за движением машин и работой водителя;

    наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

    значение дорожных знаков;

    знакомство с местом остановки пассажирского ­транспорта;

    пешеходный переход (подземный и наземный);

    островок безопасности.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два ­месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о про­езжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное упо­требление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.