Домой / Материалы / Художественный и ручной труд. Художественный труд для детей

Художественный и ручной труд. Художественный труд для детей

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

*научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

*овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Художественный труд – это, как вы догадались, разновидность ручного труда. Ручной труд – деятельность человека, в нашем случае детей, направленная на изготовление конкретного предмета, который в дальнейшем можно использовать, в играх, быту, развлечениях, а так же в качестве подарка на праздники близким людям и прочее.

Художественный труд для детей дошкольного возраста

В статье «Ручной труд в развитии ребёнка» говорится о целях и задачах, некоторых видах этого труда, и о его значении в развитии детей дошкольного возраста. Прежде чем начать разговор о том, что такое художественный труд для детей дошкольного возраста в условиях дома, семьи, хочу познакомить вас с видами данного труда, который используют воспитатели дошкольных учреждений и организаций в работе со старшими дошкольниками. Используя особенности современного дизайна для детей, многие педагоги детских садов в продуктивной деятельности дошкольников опираются на возможности детского художественного творчества. В содержание художественного труда дошкольников входит:

  • Работа с тканью, нитками. Что сюда входит? Декоративные аппликации из ткани, плетение, изготовление различных панно, одежды для кукол, предметов для сервировки стола, сувениров и т.п.

  • Работа с природным материалом. Изготовление мелких и крупных скульптур из природного материала, включая сухие листья, соломку, плетение изделий из прутьев (кашпо, стаканчики, корзиночку и прочее), букетов из сухих цветов, веточек. В дошкольных учреждениях часто подобные поделки используют в оформлении уголков для самостоятельной деятельности детей, а так же атрибутов для праздников.
  • Работа с бумагой и картоном, использование аппликации с различными видами материалов в одном панно (бумага, ткань, природный и подручный материал). Применяются такие работы в оформлении макетов кукольных комнат, изготовление сувениров, конструкций и панно для праздничных мероприятий. Читайте статью «Работа с подручными материалами».
  • Работа с глиной. Создание декоративных украшений из глины, различных панно, мелких скульптур, кукольной посуды.
  • Работа с искусственными материалами, различные виды вязания, плетения из цветной целлофановой проволоки, шпагата, пряжи. Украшение детской одежды, предметов быта, шитье сувениров из меха и т.п.

Опыт работы в дошкольных учреждениях убеждает нас в том, художественный ручной труд вошёл в жизнь детей. Например, в детских садах педагоги формируют и поддерживают интерес к народному творчеству, традициям народа, живущего в данном регионе. Это ярко проявляется в праздновании «Масленицы», Святой Пасхи. Дети видят яркие красивые костюмы на праздниках, а после праздника свои впечатления воспроизводят на бумаге, а так же изготавливают поделки из глины и других материалах. Кроме того, многие воспитатели принимают участие в праздниках выставках народного творчества, которые проводятся по линии Домов культуры, творчества. Праздники проводятся под разными названиями типа: «Праздник русской берёзки», «Иван Купала», «Пасхальный перезвон», Коляда, Медовый и яблочный Спас, встреча и проводы зимы, практически, все они сопровождаются выставками детского творчества.К таким праздникам, как 8 Марта, 9 Мая, Дни рождения дети изготавливают сувениры, открытки. Кроме того, к детям старших групп детских садов приглашаются народные умельцы. Например, встреча с мастером резьбы по дереву С.Г., после которой детям захотелось подарить своим мамам украшенные деревянные изделия. С.Г. специально заготовил несколько солонок, вазочек под цветы, разделочных досок, деревянных ложек, которые дети расписали и покрыли бесцветным лаком.
Воспитатель Э.П. научила ребят шить простые игрушки из меха и ткани. Вход шли носки, чулки, изготовленные из разного по качеству материала. А педагог М.И. научила старших дошкольников вышивке простым крестом, Н.И. – плетение из прутьев, У.В. – даёт понятие дворовая роспись. Так вот и ремесло живёт и развивается, переходя от поколения к поколению. Кроме того, детей знакомят с городецкой, дымковской, хохломской росписью, гжелью.

Задачи художественного труда

В задачи художественного труда дошкольников входит:

  1. Научиться реализовывать художественные цели при создании замысла, уметь планировать конечный результат.
  2. Овладевать техническими навыками работы с различными материалами и инструментами. (ткань, бумага, нитки, иголка, проволока, природный и подручные материалы и прочее).
  3. Понимать цвета, их оттенки. Умение видеть прекрасное.

Итак, можно сказать, что художественный ручной труд – труд ребёнка с различными материалами с целью создания предметов и украшений, сувениров, эстетически оформленных и применяемых в играх, быту, как украшение интерьера.

Семя и художественный труд

В домашних условиях то же этот вид труд применим. Например, предложите своему ребёнку сделать красивую салфетку кукле на столик, ей же сплести коврик для пола, вылепить и украсить посуду и прочее.
Для подарков близким людям покупайте заготовки из дерева (разделочные доски, мелкую посуду типа солонок, розеток, скалок и т.п.), пусть ваши дети их раскрашивают, покрывают бесцветным лаком и дарят своим любимым близким людям. Интересными получаются салфетки для подарка, изготовленные из различного вида тканей, плетёные кашпо, вазочки под сухари и конфеты, корзиночки различного размера.

Художественный труд в семье организуется в любое свободное время, он даёт отличные возможности для общения родителей с детьми. Деятельность эта связана с традициями и ремеслом народа, живущего на территории России и вашего региона. Приобщение к этому труду развивает у дошкольников эстетические, нравственно-патриотические чувства. Значение детского художественного труда детей переоценить невозможно, так как он не только формирует и совершенствует навыки трудовой деятельности, но и расширяет содержание её, приобщает детей к искусству, стимулирует желание трудиться, углубляет знания дошкольников о возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.

Их взаимосвязь с художественным ручным трудом

Художественный ручной труд - это работа с различными ма­териалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художест­венный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристи­ки художественной и трудовой деятельности. По своей сути он близок к производительному труду взрослых, в котором создают­ся материальные ценности. Перспектива не только созерцать соз­данное взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, ве­щи очень привлекательна для ребенка. Он видит, что его изде­лиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т.п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.

Художественным ручным трудом ребенок овладевает посте­пенно. Вначале он осваивает некоторые ручные и орудийные дей­ствия с материалом. Затем идет овладение определенными трудо­выми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И, наконец, дошкольник ов­ладевает ручной деятельностью в совокупности множества трудо­вых процессов. И здесь, на этом этапе, возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника.

Художественный ручной труд - это художественная деятель­ность, поскольку ребенок создает не просто полезные, а красивые, выразительные предметы, вещи.

Красивая, художественно ценная вещь отличается тем, что в ней все согласованно, подчинено единому замыслу: назначение, форма, материал, цвет, узор, композиция.

Сочетание красоты с удобством и полезностью является не­пременным требованием ко всем предметам, которыми пользу­ется человек.

Чтобы предмет соответствовал художественным требовани­ям, важно уметь выбрать материал. Он должен отвечать назна­чению и форме предмета, наиболее ярко передавать его эстети­ческие свойства.

Художественно значимый предмет соразмерен во всех частях (пропорционален), выразителен по форме.

Большое значение имеет в художественной вещи цвет. Чем гар­моничнее сочетание цветов, чем больше цвет соответствует фактуре материала, назначению вещи, тем более выразительна эта вещь.

Таким образом, художественный ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Психолог А.В. За­порожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок актив­но воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в дос­тупных ему формах художественной самодеятельности.

Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и каче­ствах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбини­ровать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Многое умеющий дошкольник уверенно чувствует себя среди сверстников, он может занять себя не только играми, но и подел­ками. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность.

Даже самую простую поделку из бумаги ребенок украшает: ор­наментом сарафан у матрешки, цветочками фартук у зайчихи и т.д., и элементарная игрушка приобретает выразительность, ори­гинальность, что характерно для художественного изделия. Ребе­нок переживает эстетическое удовольствие от результатов собст­венной деятельности и становится более чувствительным к красо­те в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.

Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, неспособен к порче, разрушению созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.

Итак, художественный ручной труд - средство развития лично­сти ребенка. Используя это средство, педагог должен обеспечить развитие деятельности как продуктивной, где необходимо осоз­нание цели и мотива, этапов и способов достижения результата, так и художественной, где необходимо подчинить достижение результата специфическим требованиям этой деятельности.

Отсюда вытекают задачи, которые должен решать педагог.

1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народного прикладного искусства (предметы быта, выполненные в стиле лоскутной техники, тканые, вышитые, кружевные, плетеные, аппликативные), развивать эстетические чувства, эмоциональный отклик на воздействие художественно выполненных изделий.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

· ремонт книг для малышей;

· пришивание петель к новым полотенцам;

· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

· ремонт коробок для настольно-печатных игр;

· шитье кукольного постельного белья;

· изготовление украшений к празднику для группы;

· изготовление персонажей для настольного театра;

· изготовление элементов костюмов к празднику;

· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

· изготовление елочных украшений;

· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

· изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

МБОУ Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

Мясниковского района Ростовской области

«ИЗО и художественный труд»

при обучении учащихся

прикладным видам искусства.

Работа учителя ИЗО

Поповян Н.В.

2012/13 уч.г.

Использование метода проектов на уроках

«ИЗО и художественный труд» при обучении учащихся прикладным видам искусства


Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд».

Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку).
Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Необходимо у ребёнка своевременно развивать различные области рук, предплечья, пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение так называемой письменной речи). Ученик может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик будет на уроках ИЗО выполнять работы различными материалами. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках , способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин (или пластика), глина и бумага (бумагопластика). Работы в технике «Изонить» развивают моторику, логическое мышление. Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей?


Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Приоритетно педагоги изобразительного искусства используют развивающие и проблемные методы обучения. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми 4-5 классов я чаще всего использую игровые. Игровые приемы на уроках позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи художественного обучения детей. О важности игры в художественном образовании детей ещё писал Леонардо да Винчи, который предлагал с детьми проводить игры для развития воображения и глазомера, а К.Д.Ушинских «во всех учебных заведениях ввел бы теоретических курс игры». Для детей игра – радость (положительный эмоциональный фон), увлечённость (положительная мотивация), ощущение посильности задания – даёт учащимся возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому для меня как учителя игра – это не только метод интенсификации процесса обучения, это прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности школьников зависит эффективность образования в целом. Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Основная цель художественного образования - это воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное художественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Принцип развивающего, деятельного характера образования предполагает отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного на переду готовых знаний.

Специфика образовательной области «ИЗО и художественный труд» позволяет успешно решать поставленные цели и развивать познавательную активность школьников. Особенно этому способствует, на мой взгляд, метод проектов.

В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется.

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.


Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На уроках «ИЗО и художественный труд» метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.


Цели и задачи

Ввнедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является и то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

Однако, как показывает практика, широкое использование эвристических и исследовательских методов обучения, имеющих развивающую направленность, в случае нарушения основных принципов построения учебного процесса может привести к снижению общеобразовательного уровня.

Следовательно, основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо четко определить цель проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:

*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

*учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

* приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;


*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают системное мышление;
*проявлять индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
*трудолюбие;
*способность самостоятельно принимать решение;
* ответственность;
* коммуникабельность;
*изобретательность.
Используя метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд» учитель также решает поставленные задачи художественного образования. Если говорить сухим языком школьных программ, основными задачами предмета «ИЗО и художественный труд» являются:
*эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
*освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
*освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;
*развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;
*воспитание интереса и любви к искус
Метод проектов как один из способов повышения
качества образования
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.

Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни .

Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.

Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.

Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».


В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
*Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
*Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
*Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
*Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
*В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов , который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
*определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
*выдвижение гипотез их решения;
*обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
*обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
*сбор, систематизация и анализ полученных данных;
*подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
*выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, какие бывают проекты. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта (бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными).

Структурирование проектов.


Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:


1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, творческим заданиям.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Если последовательность работы над проектом рассматривать как последовательность учебного процесса, то можно увидеть здесь те же элементы, что и в обычном блоке уроков. «Видно, что организационная структура «блока уроков» «метода проектов» близка к структуре цельноблочных технологий, но отличается от неё в лучшую сторону.

Структура проектного метода почти совпадает со структурой блока уроков Интегральной технологии обучения, что, собственно, и позволяет отнести «Метод проектов» к технологиям четвертого поколения. И совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».(Гузеев В.В. «Образовательные технологии».- Журнал «Завуч» №3, 2004)


Использование метода проектов при обучении учащихся прикладным видам искусства.
Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т. д.

Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятель-ности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

В начальной школе (4 класс) и среднем звене (5-7 классах) основной задачей является формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «… на возможно лучшее выполнение вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности…Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной» (Гордеева Т.О. Мотивация достижения /Современная психология мотивации. М.:Смысл,2002) Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения, из среднего звена в старшую школу.

Детский возраст «…является периодом развития, сензитивным для формирования и укрепления мотивации достижения успехов». Происходит конкретизация представления о способностях, осознаваемых «…как понятие и причина собственных успехов и неудач» (Носова Е.С. Психологические факторы становления мотивации достижения успехов. Кузбассиздат,2001). Ребёнок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избежания неудач.

Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

* «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов: «… мотив «жажда успеха», психологический фактор, активность, цель, достижение успеха» (Жогина Н.Н. Гносеологическая функция надежды, Кузбассиздат,2002);

* возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.