Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя - вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.
Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы
Как показывает педагогическая практика , воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным. Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной. Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.
Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:
- заинтересовать ребёнка математическим материалом;
- углубить его математические представления;
- закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
- учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.
В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:
- совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
- формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
- развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.
Воспитательная цель подобных игровых занятий - это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации - в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.
Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.
Ещё один ключевой приём - нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога - создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез. Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота. Так путём исследования постигается понятие высоты.
Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.
Введение в содержание занятия сказочных персонажей или милых зверюшек, несомненно, вызовет у малышей живой интерес
Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них - отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти - согласно программы для средней группы).
Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного
Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий. Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше). В результате у дошкольников пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.
На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.
Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.
Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)
Большое разнообразие дидактических игр - универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.
Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время
Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:
- игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
- игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
- пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
- игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
- пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).
Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.
У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик - необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире. Задача малышей - поместить каждую черепашку в свой домик. Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.
Дидактическая игра на соотношение количества и числа
Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.
Цель игры - научиться соотносить количество и число
Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры - трапецию и овал.
Игра-драматизация с персонажами - геометрическими фигурами
Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.
Игра закрепляет умение различать геометрические формы
Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).
Изображения исходных предметов и объектов
Левая часть карточки свободна - туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.
Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время
Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).
Первый вариант расположения рыбок
Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.
Второй вариант расположения объектов
Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).
Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения
Подвижные игры
Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик». Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» - подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник. Затем принцип игры меняется - нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).
Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру
Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее - малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)
Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.
«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате. Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек - их поровну. Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.
Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.
«Пчёлки»
«Вышли пальчики гулять»
«Игрушки»
«Котёнок»
Гимнастика для глаз «Кошечка»
- Вот окошко распахнулось,
- Вышла кошка на карниз.
- Посмотрела кошка наверх,
- Посмотрела кошка вниз.
- Вот налево повернулась,
- Проводила взглядом мух.
- Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.
Логические игры
Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.
Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.
Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию
Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:
- Если два больше одного, то один… (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
- Если правая рука справа, то левая … (слева).
- Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).
«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).
Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе
Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.
Конспекты игровых математических занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Морозова Л.С. |
«Мой родной посёлок «Белые Берега»»
(занятие для средней группы) Образовательные задачи : учить счёту до 5; познакомить дошкольников на наглядной основе с образованием числа 5; закреплять знание цифр от 1 до 5; учить сравнивать числа 4 и 5 на основе сравнения множеств, получать равенство из неравенства; закреплять знание геометрических фигур; расширять знания детей о своей малой Родине. Развивающие задачи : совершенствовать память, внимание, логическое мышление, развивать воображение и речевую активность. Воспитательные задачи : формировать у дошкольников патриотические чувства по отношению к малой Родине. Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Формирование целостной картины мира». Демонстрационный материал: модели домов желтого и синего цвета (по 5 шт.); Раздаточный материал: листы бумаги с двумя клеточками, расположенными в два ряда; бумажные цифры от 1 до 4 (по числу детей), геометрические фигуры - квадраты и треугольники синего цвета, желтые и красные круги(по количеству детей). Ход занятия 1. Беседа. Воспитатель. Дети, расскажите мне, что такое Родина? (Это место, где человек родился и живет). - А кто мне ответит, как называется населённый пункт, в котором проживаем мы с вами? (Белые Берега) - Кто из вас знает, на какой улице находится наш детский садик? (улица Пролетарская) Ребята, сегодня я хочу отправиться вместе с Вами в путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (На самолете, поезде, воздушном шаре, автомобиле, велосипеде, самокате, мотоцикле, автобусе и пр.) - Правильно, ну а я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Давайте вспомним, как выглядит это средство передвижения? (Он большой, красивый, круглой формы, внизу имеется специальная корзина для пассажиров). - Чем наполнен воздушный шар? (Воздухом). - Давайте мы сейчас наполним купол нашего шара воздухом. (Дошкольники выполняют дыхательное упражнение - интенсивно дуют ртом). А вы знаете, что попасть в корзину не просто. Первыми зайдут те из вас, кто назовёт свой домашний адрес (а остальные зайдут после них, все вместе). - Ну вот и прекрасно, мы готовы к путешествию. А перемещаться мы будем по нашему поселку Белые Берега. 2. Словесная игра «Это так». Дошкольники стоят возле воспитателя. Воспитатель. Ребята, пока мы летим, я буду рассказывать, что имеется в нашем родном поселке. Если утверждение верно, вы скажете: «Это так». А если ошибочно - вы скажете: «Это не так». В нашем поселке есть больница. (Это так). Есть цирк. (Это не так). Есть вокзал. (Это так). Есть музей Великой Отечественной войны. (Это не так). Есть Школа искусств. (Это так). Есть Бумажная фабрика (Это так). Есть Бассейн. (Это не так). 3. Игровое упражнение «Дома на улице Строителей». Воспитатель вывешивает на доске модели домов двух цветов (4 желтых и 5 синих). Воспитатель. Ребята, наш воздушный шар приземлился на улице Строителей. На улице Строителей построили дома желтого и синего цвета. Посчитайте, сколько домов желтых, а сколько синих. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают). - Каких домиков больше? (Синих). Меньше? (Желтых). На сколько больше? (На один дом). На сколько меньше? (Тоже на один). - А что же надо сделать, чтобы количество домов стало одинаковым? (Построить еще один желтый дом). Ребенок прикрепляет на доску еще один домик жёлтого цвета. - А теперь давайте посчитаем, сколько домов стало на улице Строителей. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают). 4. Игровое упражнение «Рассели жильцов». Воспитатель. Ребята, на улице Строителей недавно построили новый двухэтажный дом. И вы можете помочь расселить жильцов по квартирам. На столах заранее приготовлен раздаточный материал (бумажные модели домов - листы с двумя клетками в два ряда, цифры от 1 до 4). Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель. На первом этаже в квартире, расположенной справа, поселятся 4 жильца. (дошкольники помещают в правую клетку в нижнем ряду цифру 4, аналогично по указанию педагога заполняются остальные клеточки.) 5. Физкультминутка. - А теперь мы с вами немного отдохнем.
6. Игровое упражнение «Посади клумбу».
|
Морозова Л.С. |
«Репка»
(игровое математическое занятие по русской народной сказке для средней группы) Воспитатель предлагает ребятам вспомнить знакомую сказку. В процессе рассказа малыши отвечают на вопросы и выкладывают персонажей на доске (поочередно вызываются несколько человек). Примеры вопросов: 1. Кто стал тянуть репку первым? 2. Какой по счёт была бабка? 3. Кто стоит перед Жучкой? 4. Кто тянул репку самым последним? Следующее задание связано с закреплением понятий «высокий-низкий»: Кто в сказке «Репка» самый высокий персонаж? А кто самый низкий? Воспитатель перемешивает героев, а ребята должны расположить их по росту (дошкольникам предлагается раздаточный материал). И наконец, малыши должны угостить репкой четырёх своих друзей. Для этого бумажный силуэт репки (который лежит на столе у каждого ребёнка) нужно разрезать вначале на две части, а затем ещё пополам - до образования четырёх частей. |
Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год
Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)
Месяц | Название игры, цель |
Сентябрь |
Цель: формировать умение соотносить количество и число. Цель: повторить счет, цвета, развивать память, зрительно восприятие, наблюдательность, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа. |
Октябрь |
«Фигуры»
Цель: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах, развитие памяти, речи, внимания, мелкой моторики, учить находить предметы схожей формы в быту и окружающей среде и классифицировать их. «Найди отличия» Цель: соврешенствовать умение последовательно рассматривать предметы, сравнивать их, устанавливать сходство и различие, развивать умения считать, формировать устойчивое внимание, активизировать речь детей. |
Ноябрь |
Цель: формировать начальные представления о текучести времени. Цель: совершенствовать умение соотносить количество и число. |
Декабрь |
Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, способности анализировать сложную форму предметов, мышления, усидчивости, сообразительности. «Цифры» Цель: знакомство с цифрами, упражнение в устном счете, тренировка внимания, мышления, совершенствование координации движений. |
Январь |
«Лабиринты»
Цель: развивать логику, внимание, умение сосредоточиваться, мелкую моторику рук, фантазию. «Учимся считать» Цель: формировать умение соотносить количество и число, развитие ассоциативного мышления, совершенствование мелкой моторики рук. |
Февраль |
Цель: учить находить заданные силуэты, закреплять знание сказочных персонажей, развитие зрительного восприятия, приемов зрительного наложения, внимания, усидчивости, логического мышления. «Лёгкий счёт» Цель: упражнять в счете до 5-ти (прямом и обратном), знакомить с составом чисел в пределах 5-ти. |
Март |
«Замок спящей красавицы»
Цель: повторить счет до 5, упражнять в соотношении количества и числа. «Колумбово яйцо» Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, умения анализировать предметы и изображения сложной формы. |
Апрель |
«Сказка за сказкой»
Цель: упражнять в счете, учить объединять людей по их занятиям и эмоциональным состояниям. «Веселый счет» Цель: знакомство со счетом, развитие памяти, логического мышления и внимания. |
Май |
Цель: закрепить представления о взаиморасположении предметов в пространстве (слева и справа, вверху и внизу, между и рядом); повторить знакомые геометрические фигуры, совершенстовать умение различать предметы по ширине, развивать ориентировку на листе бумаги. «Мои первые часы» Цель: учить определять время по часам, формировать умение соотносить свой распорядок дня со временем на часах, тренировать мелкую моторику рук. |
Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками
Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.
Приведём примеры таких самодельных игр.
- С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
- В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
- Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.
Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике
Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формы Игра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветов Игровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Елена Гаева
Картотека «Дидактические игры» для средней группы
«Кто как разговаривает?»
Цель : расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход : педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос : Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает : «Кто рычит?» , «А кто мычит?» , «Кто лает?» , «Кто кукует?» и т. д.
«Кто где живёт?»
Цель : закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в» .
Ход : Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог : – Дети : Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог :-Дети : Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ : «Медведь живёт в берлоге» .
«Подскажи словечко»
Цель : развитие мышления, быстроты реакции.
Ход : педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает : – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить : – Сорока стрекочет. Примеры вопросов : – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель : обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход : педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог :-Дети : Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
«Горячий – холодный»
Цель : закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог :-Дети : Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель : закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример : Тема «Весна» педагог : -Дети : Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель : активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог :- Дети : Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель : закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «Сапоги из кожи» , а ребёнок, возвращая мяч, отвечает : «Кожаные» .педагог : -Дети : Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель : ориентировка в пространстве.
Ход : персонаж Федора просит ребят помочь ей : кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель : развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход : педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект : Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель : развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход : педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец : «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель : развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход : педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки) . Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель : учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход : на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки , где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель : развитие внимания и наблюдательности.
Ход : педагог на столе выкладывает 4 овоща : «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель : подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог :-Дети : Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель : расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, говорит : «У вороны голова…» , а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает : «…воронья» . Например : У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья
«Четвёртый лишний»
Цель : закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например : голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель : закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход : педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример : Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель : активизация глагольного словаря.
Ход : педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу . Примерные ответы : Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель : закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход : бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1 . У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2 . У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3 . У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель : расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход : педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
«Подбери словечко»
Цель : развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т. д.
«Обобщающие понятия»
Цель : расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход : педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог :-Дети : Овощи – картофель , капуста, помидор, огурец, редиска
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог : Дети : Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель : знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход : педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог : Дождь. Дети : Дождь – это хорошо : смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог : Город. Дети : Хорошо, что я живу в городе : можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель : развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход : педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель : закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход : педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка . Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель : закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход : педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один» , а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» , «шесть» , «семь» , «восемь» . Пример : Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель : различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход : водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
Как мы защитим свою крепость?
Дидактическая задача: Упражнять в узнавании по описанию предметов старины, нахождению и выкладыванию их на макете.
Игровые правила: Действовать по сигналу, согласовывать свои действия с текстом воспитателя.
Игровое действие: Собрать макет старинной крепости и приготовиться к ее защите от врагов.
Дидактический материал: макет с лесом, рекой, сторожевой крепостью, рвом вокруг крепости. Отдельно стоят предметы: колокол, пушки, стрелы. Фигурки защитников крепости: стрельцы, воротники, пушкари, сторожа и т.д.
Ход игры
Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы.
Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев- бойниц в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.
Накроем на стол
Дидактическая задача: Формировать у детей представления об основных свойствах посуды: материал изготовления. Дать обобщающее понятие - деревянная посуда.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Брать только один предмет из сундучка.
Игровое действие : Достать из сундучка предмет, назвать его и сказать, из чего он сделан.
Дидактический материал : сундучок с деревянными предметами посуды: чашки, ложки, сухарница, блюдца и т.д.; кукла Мальвина.
Ход игры
Воспитатель открывает сундучок Мальвины. Дети поочередно достают из сундучка предметы, называют и расставляют на столе: чашки, блюдца, салфетницу, чайник, сухарницу, вазу с цветами.
Что это за предметы? (это чашки)
Из чего они сделаны? (чашки сделаны из дерева)
Что это за предметы? И из чего они сделаны? (это блюдца. Они сделаны из дерева)
Что это за предмет? И из чего он сделан? (это сухарница. Она сделана из дерева)
Что это за предмет? И из чего он сделан? (это чайник. Он сделан из дерева)
Что это за предмет? И из чего он сделан? (это салфетница. Она сделана из дерева)
Что это за предмет? И из чего он сделан? (это ваза. Она сделана из стекла)
Посмотрите и скажите, какой предмет на столе лишний и почему? (Ваза. Потому что она сделана из стекла, а остальные предметы из дерева).
Я убрала вазу с цветами. Что осталось на столе и как это можно назвать одним словом? (посуда)
Если эта посуда сделана из дерева, как можно про нее сказать, какая она? (деревянная посуда)
Расскажите, что значит деревянная? (деревянная - это значит, сделана из дерева. Дерево легкое. Его можно раскрасить в разные цвета. Оно не бьется)
Найди свой домик
Дидактическая задача : Дифференцировать предметы посуды по материалу изготовления: деревянная и металлическая.
Игровые правила: Правильно находить, отбирать и раскладывать предметы по своим домикам.
Игровое действие : Разложить предметы деревянные и металлические на две группы.
Дидактический материал : посуда металлическая и деревянная: ложки, вилки, стаканы. Вазы и т.д.
Ход игры
На столе расставлены и разложены разные предметы: ложки, стаканчики, вилки, разделочная доска, матрешка, пирамидка, машинка и т.д. Дети должны разделить все эти предметы на две группы: металлические и деревянные.
Угостим гостей чаем
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о посуде. Активизировать словарь: чашка, блюдце, хлебница, чайник, салфетки и т.д. Воспитывать культуру поведения за столом.
Игровые правила: Правильно находить и отбирать чайную посуду по количеству гостей.
Игровое действие: Накрыть игрушечный стол для гостей: постелить скатерть, поставить чайные приборы, хлебницу, салфетки. Пригласить гостей за стол.
Дидактический материал : кукольный столик, стулья, куклы. Чашки, блюдца, чайные ложки. Скатерть, салфетки, чайник. Муляжи конфет, пирожное.
Ход игры
Дети вместе с воспитателем накрывают на стол. Педагог следит, чтобы дети ставили приборы по количеству гостей, соблюдали дружеские партнерские отношения, помогали друг другу, были взаимовежливы.
Угадай, какому герою принадлежит этот предмет?
Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании предметов героев рассказа Н. Носова про Незнайку и его друзей.
Игровые правила : Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие : Ребенок выбирает понравившийся предмет, а затем находит героя, которому принадлежит этот предмет.
Дидактический материал : предметы, принадлежащие героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
Ход игры
На столе лежат предметы, которые принадлежат героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья». Дети поочередно берут предметы, называют предмет и героя рассказа, кому принадлежит этот предмет.
Это шляпа Незнайки.
Это очки и книга Знайки.
Это краски и кисточка Тюбика.
Это инструменты Винтика и Шпунтика.
Это белый халат доктора Пилюлькина.
Это подзорная труба Стекляшкина.
Это скрипка музыканта Гусли и т.д.
Найди ключик
Дидактическая задача
Игровые правила : Подбирать нужные геометрические фигуры по сигналу воспитателя.
Игровое действие : Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.
Дидактический материал: плоскостные геометрические фигуры блоков Дьенеша, картонные заготовки замочных скважин.
Ход игры
Дети должны подобрать ключик-вкладыш, который подходит по цвету, форме и величине проему замочной скважины.
Зарисуй карту нашего района
Дидактическая задача: закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур. Сформировать навык ориентировки на листе бумаги.
Игровые правила : Подбирать нужные геометрические фигуры по сигналу воспитателя и выставлять их в определенном месте на листе бумаги, обводить фломастерами.
Игровое действие : Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине, расположение на листе бумаги, обводка фигур фломастерами, объяснение своих действий.
Дидактический материал : плоскостные геометрические фигуры блоков Дьенеша, лист бумаги, фломастеры.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расположить все объекты района: школу, детский сад, администрацию Советского района, дороги, остановку, дома с помощью геометрических фигур и обвести все фигуры фломастерами. После этого воспитатель с помощью детей наносит на объекты обозначения: А — администрация района, Ш - школа, Д - детский сад, О - остановка и т.д.
Оденем куклу Катю на прогулку
Дидактическая задача : Упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности надевания зимней одежды на куклу.
Игровые правила: Отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.
Игровое действие: Поиск нужной одежды по сезону. Последовательное надевание предметов зимней одежды на куклу.
Дидактический материал : куклы по количеству детей. Предметы кукольной одежды: пальто или шубы, кофты, сапожки, штаны, шары и т.д.
Ход игры
Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают куклам штаны, сапожки, кофты, шапки, пальто и шарф, называя последовательность своих действий.
Подбери, что нужно
Дидактическая задача: Упражнять детей в подборе соответствующей мебели по размеру, цвету. Отрабатывать навык употребления обобщающего слова мебель. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Игровые правила: В магазине надо выбирать только те предметы мебели, которые подойдут для комнаты Незнайки по размеру и цвету.
Игровое действие: Покупки в мебельном магазине.
Дидактический материал: кукольная мебель: столы, стулья, кровати разные по размеру и цвету. Кукла Незнайка.
Ход игры
Дети вместе с куклой Незнайкой отправляются в мебельный магазин. Там они подбирают соответствующую мебель для комнаты Незнайки.
Поможем убрать комнату кукле Кате
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о назначения и бытовых предметов. Формировать умение пользоваться этими приборами. Воспитывать трудолюбие.
Игровые правила : По сигналу воспитателя отбирать нужные предметы и проводить с ними действие.
Игровое действие: Поиск нужных бытовых предметов.
Дидактический материал: предметы кукольной одежды. Стиральная машина, гладильная доска, утюг. Пылесос. Шкаф, стол, стулья.
Ход игры
По ходу вопросов воспитателя дети находят соответствующие бытовые предметы и выполняют с ними действия.
В кукольной комнате разбросаны все вещи и беспорядок. Кукла Катя ждет гостей. Мы должны ей помочь убрать.
Что мы будем делать вначале? (надо разбросанные вещи повесить в шкаф)
Среди вещей находят грязные вещи.
Все ли вещи можно повесить в шкаф? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что грязные вещи надо постирать)
Кто поможет нам постирать эти вещи? (стиральная машина)
Как можно назвать стиральную машину, если она нам помогает стирать вещи? (наша помощница)
Вещи убраны в шкаф. Грязные вещи постираны.
Можно их положить в шкаф? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что их надо погладить)
Кто нам поможет погладить постиранные вещи? (утюг и гладильная доска)
Если утюг и гладильная доска помогли нам погладить постиранные вещи, как их можно назвать? (наши помощники)
Все вещи убраны, можно звать гостей? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что на полу много мусора)
Кто поможет нам убрать мусор с пола? (пылесос)
Если пылесос помог нам убрать мусор с пола, как его можно назвать? (наш помощник)
Ну а теперь мы можем встречать гостей? (ответы детей обсуждаются)
Раздается стук в дверь, и заходят гости: курочка Пеструшечка и кошечка Мурочка.
Найди, где ветер спрятался?
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о свойствах воздуха. Дифференцировать предметы, которые работают с помощью воздуха: пылесос, мельница, вентилятор и т.д.
Игровые правила: По сигналу воспитателя отбирать нужные карточки с изображением предметов, работающих при помощи воздуха.
Игровое действие: Поиск нужных карточек с изображением бытовых приборов.
Дидактический материал: карточки с изображением предметов, работающих при помощи воздуха.
Ход игры
Детям раздаются карточки с изображением предметов. Они должны выбрать только те предметы, которые работают при помощи воздуха: вертолет, пылесос, воздушный змей, Карлсон, вентилятор, мельница и т.д.
Что нам нужно для путешествия?
Дидактическая задача : Классифицировать знакомые предметы по назначению.
Игровые правила: Дети должны взять только те предметы, которые необходимы для путешествия.
Игровое действие : Поиск необходимых для путешествия предметов.
Дидактический материал: бинокль, веревка, котелок, зеркальце, бусы, одежда. Муляжи продуктов, игрушки, рюкзак, дамская сумочка.
Ход игры
Мы должны с вами отправиться в путешествие и взять с собой только необходимые вещи.
На столе лежат предметы: бинокль, веревка, котелок, зеркальце, бусы, одежда, муляжи продуктов, игрушки, рюкзак, дамская сумочка и т.д. Дети должны взять только те предметы, которые необходимы для путешествия.
Построим домик
Дидактическая задача : Закрепить знание детьми формы, цвета и величины геометрических фигур.
Игровые правила: Отбирать нужный строительный материал 00 сигналу воспитателя.
Игровое действие: Поиск геометрических фигур по цвету, форме, величине.
Дидактический материал : геометрические фигуры блоков Дьенеша; куклы, различные по величине и одетые в разноцветные платья, по количеству детей. Грузовые машины.
Ход игры
Воспитатель раздает куклы, одетые в различные по величине и цвету платья. Дети должны подобрать соответствующий строительный материал по величине, цвету и самостоятельно сделать постройку домика для кукол. Строительный материал перевозится на грузовых машинах.
Разложи по полкам
Дидактическая задача: Группировать предметы по их свойствам и назначению. Формировать обобщающие слова: посуда, мебель, овощи, фрукты и т.д.
Игровые правила : Приступать к действиям по сигналу педагога. Быстро отобрать нужные предметы и разложить их по полкам.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: предметы кукольной мебели, одежды, продуктов, обуви.
Ход игры
Дети определяют название отдела. Каждый отдел определяется соответствующей карточкой: «Обувной» - сапожок. «Одежда» - платье. «Мебель» - шкаф. «Посуда» - кастрюля. И т.д. В каждом отделе дети должны разложить товар по полкам. В отделе «Одежда» две полки: зимняя и летняя одежда. В отделе «Обувь» три полки: зимняя, летняя, спортивная. В отделе «Продукты» две полки: овощи, фрукты. В отделе «Мебель» три полки: для спальни, столовой, прихожей.
Кому что нужно?
Дидактическая задача:
Игровые правила:
Игровое действие: Поиск необходимых предметов.
Дидактический материал : кукольная посуда, продукты-муляжи, куклы.
Ход игры
Воспитатель делит детей на группы и каждой группе дает свое задание.
Аня и Сережа будут готовить рисовый суп. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.
Дети должны взять со стола большую кастрюлю, большой половник и продукты: картофель, рис, лук, соль. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: для супа мы возьмем большую или маленькую кастрюлю? Если суп рисовый, какую крупу надо взять? Если у нас большая кастрюля, какой половник нам будет нужен? В рисовый суп мы добавим картофель или нет? Чтобы суп был вкусным, надо нам немного добавить соли или сахара? И т.д.)
Катя и Максим будут готовить гречневую кашу и сосиски. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.
Дети должны взять две маленьких кастрюли и продукты: гречневую крупу, сосиски, соль. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: чтобы отварить гречневую кашу, мы возьмем какую кастрюльку? В кашу мы добавим соль или сахар? Есть сосиски сырыми нельзя, их надо... отварить. Для этого надо взять что? И т.д.)
Маша и Павлик будут готовить компот. Возьмите со стола все, что вам необходимо для этого.
Дети должны взять со стола кастрюлю, маленький половник и продукты: фрукты и сахар. (Если они затрудняются, воспитатель сопровождает действия детей наводящими вопросами: чтобы сварить компот, надо взять фрукты, какие? Фрукты перед варкой моют или нет? Чтобы компот был сладким, мы добавим соль или сахар? Если мы добавим в компот соль, какой будет компот? И т.д.)
Мы строим дороги
Дидактическая задача: Группировать предметы по основным признакам и назначению. Развивать наблюдательность, внимание, находчивость, речевую активность.
Игровые правила : Подобрать только те предметы, которые необходимы по сюжету игры. Действовать по сигналу воспитателя.
Игровое действие: Поиск необходимых предметов по ходу рассказа воспитателя.
Дидактический материал
Ход игры
Воспитатель объясняет детям условия строительства. Дети вместе с воспитателем делают постройки по ходу рассказа.
Давайте представим, что наш ковер - это наш район. Нам надо проложить дороги.
Прежде чем проложить дороги, что мы должны расставить? (здания, деревья)
Давайте вспомним, какие здания есть в нашем районе и расставим их правильно.
Дети вместе с воспитателем выставляют макеты зданий: дома, поликлинику, детский сад, магазин, парк, школу.
Где мы должны проложить дорогу для транспорта? (дети показывают, где проходит дорога для транспорта, и выкладывают ее из пластин или другого соответствующего материала)
Выставите на дорогу тот транспорт, который мы наблюдали с вами во время экскурсии. (Дети подбирают наземный транспорт: грузовые машины, автобусы, такси, скорая помощь и т.д., и выставляют на дорогу).
Если я поставлю машины все в одну сторону, то они должны ехать по всей дороге и в одну сторону. Навстречу машинам уже ехать нельзя. Может произойти...что? (авария). Дорога, по которой машины едут по всей ширине и в одну сторону, называется дорога с односторонним движением.
А теперь мы поставим машины так, что они будут смотреть своими фарами навстречу друг другу. Проведем между ними белую полоску на дороге.
Как вы думаете, что разрешила машинам белая полоса на дороге. Догадались? (белая полоса разрешила машинам ехать навстречу друг другу, т.е. в разные стороны)
В какую сторону на нашей дороге будут ехать грузовые машины и такси? (дети показывают направление движения - вправо)
В какую сторону на нашей дороге будут ехать скорая помощь и автобус? (дети показывают направление движения транспорта влево)
Белая полоса разрешила машинам ехать по одной стороне дороги вправо и по другой стороне дороги влево.
Сколько у нашей дороги сторон? (две стороны)
Если машины ехали по всей дороге в одну сторону, мы говорили, что это дорога с односторонним движением машин. А теперь у нас машины могут ехать по двум сторонам дороги.
Как мы можем назвать такую дорогу? (дорога с двусторонним движением машин)
Что нам подскажет, что дорога с двусторонним движением, если на дороге не будет машин? (белая полоса по центру дороги)
А если машина заедет на белую полосу, что может случиться? (может случиться авария)
Кто управляет машинами? (машинами управляет водитель)
Что не должны водители нарушать на дорогах? (водители не должны нарушать на дорогах правила движения)
Ремонтные мастерские
Дидактическая задача : Группировать предметы по основным признакам и назначению. Развивать наблюдательность, внимание, находчивость, речевую активность.
Игровые правила: Подобрать только те предметы, которые необходимы по сюжету игры. Действовать по сигналу воспитателя.
Игровое действие : Поиск необходимых предметов по ходу рассказа воспитателя.
Дидактический материал : деревья, здания, машины, светофор, сигнальные метки.
Ход игры
Воспитатель показывает предмет и задает вопросы. Дети высказывают свои предположения и суждения.
Как можно помочь сломанному стулу? (его надо починить)
Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту мебели)
Как можно помочь рубашке и оторванному рукаву? (пришить оторванный рукав)
Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (швея)
Как можно помочь неработающим часам? (отремонтировать)
Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (часовой мастер)
Как можно помочь разорванному башмаку? (отремонтировать)
Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту обуви)
Что можно сказать обо всех этих предметах? (все эти предметы требуют ремонта)
Где можно отремонтировать все эти предметы? (в ремонтных мастерских)
Как будет называться ремонтная мастерская, где ремонтируют часы? (ремонт часов - мастерская по ремонту часов)
Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют обувь? (ремонт обуви - мастерская по ремонту обуви)
Как будет называться ремонтная мастерская, где к рубашке пришьют рукав? (ремонт одежды - ателье)
Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют стул? (ремонт мебели - мастерская по ремонту мебели)
Цель: учить детей средней группы составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель предлагает детям по образцу выложить на доске знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку…) из геометрических фигур.
Усложнение: на последующем этапе образец убирается, а дети составляют картинку по словесному указанию воспитателя.
Дидактическая игра «Выложи дорожку для машины: широкую и узкую»
Ход дидактической игры: воспитатель предлагает детям построить для машины две дорожки: широкую (из квадратов) и узкую (из прямоугольников).
Цель: учить детей видеть сходство геометрических фигур с реальными предметами и находить их в окружающей обстановке.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по группе и найти те предметы, которые по форме напоминают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
Дидактическая игра «Украсим салфетку»
Цель: учить детей средней группы ориентироваться в двухмерном пространстве, находить середину, верх, низ, левый и правый, верхний и нижний углы.
Ход игры: воспитатель предлагает детям украсить салфетку узором из геометрических фигур по образцу.
Усложнение: в старшем дошкольном возрасте образец убирается, а дети действуют по словесному указанию воспитателя, называя при этом место расположения фигур. В самостоятельном творчестве детей можно использовать элементы белорусского орнамента.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: учить детей замечать изменения, произошедшие на картинке.
Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить все предметы на картинке. После дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет. Дети должны заметить изменения и назвать их.
Усложнение: воспитатель не только убирает один из предметов на картинке, но и меняет их месторасположение.
Дидактическая игра «Составь цепочку»
Цель дидактической игры: закрепить с детьми названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция.
Ход игры: дети средней группы по словесному указанию воспитателя должны составить на доске цепочку из геометрических фигур.
Дидактическая игра «Дорисуй»
Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в художников и нарисовать картину, для чего используются нитки различных цветов. После дети рассказывают о своём рисунке.
Дидактическая игра «Что где стоит?»
Цель: учить детей определять расположение предметов по отношению к другим предметам, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, а затем сказать, что находится слева, справа… от дерева, домика.
Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди соседей»
Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из ниток на доске цифры по порядку от 1 до 10, называя их при этом словом.
Усложнение: воспитатель предлагает детям выложить соседей цифр 3, 5, 7.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку и предлагает найти неточности: цыплёнок красного цвета клюёт морковку, медвежонок с ушами зайца.
Дидактическая игра «Продолжи сказку»
Цель: совершенствовать навыки повествовательной речи, развивать творческое воображение.
Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать сказку, которую он сам придумал. Свою сказку он сопровождает выкладыванием эпизодов на доске из ниток. После дети должны придумать окончание сказки и также изобразить его.
Для подготовки руки ребёнка к овладению письмом можно предложить следующие графические упражнения и игры.
Дидактическая игра «История с двумя ниточками»
Цель: содействовать развитию координации движений руки при выполнении графических упражнений.
Ход игры: ребёнок рассказывает придуманный им рассказ, сопровождая его выкладыванием ниточек на доске.
Упражнения: «Попади в цель», «Стрельба по мишени», «Мяч в кольцо».
Цель: формировать у детей средней группы умение проводить прямые, наклонные, волнистые линии, совершенствовать технические навыки письма.
Упражнение «Помоги собрать игрушки»
Цель: учить детей соединять все точки одной линией (не отрывая руки), упражнять в дорисовывании предметов.
Психогимнастика: «Карандашик, потанцуй», «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей проводить безотрывным движением руки зигзагообразные, петлеобразные, волнистые линии, слушая при этом музыку и передавая её настроение.