Домой / Материалы / Ольга дыбина занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада конспекты занятий. Конспект занятия по фцкм "инструменты" Фцкм 2 младшая группа конспект сентябрь

Ольга дыбина занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада конспекты занятий. Конспект занятия по фцкм "инструменты" Фцкм 2 младшая группа конспект сентябрь

Название: 2 младшая группа, формирование целостной картины мира. Конспект НОД «Воробей» (ФЦКМ).
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе, 2 младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 3 «Радуга»
Месторасположение: г. Спасск- Дальний Приморский Край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Радуга»
городского округа Спасск-Дальний Приморского края

Конспект НОД «Воробей»
(Формирование целостной картины мира)
Возраст детей: 3-4 года, вторая младшая группа.

Составила:
Балахнина Оксана Васильевна,
воспитатель первой категории
г.о. Спасск-Дальний

Цель:

Уточнение знаний детей о зимующей птице – воробье через игровые задания, просмотр видеофрагментов, освоение техники печатания картофелем для получения изображения воробья.

Задачи:

1.Уточнить знания о внешнем виде знакомой зимующей птицы – воробье через игру «Сложи воробья»

2. Дать представление о том, что птицы держатся стаей.

3. Подвести детей к поиску решения проблемы — как помочь воробью найти друзей, свою стаю — изобразить воробьёв с помощью техники печатания картофелем.

4. Научить соотносить геометрические фигуры и части тела воробья

(голова и туловище – круг, крыло и хвост – полукруг), называть их.

5. Научить использовать технику печатания картошкой, используя части клубня в разрезе разной формы:

для головы и туловища – круг,

для крыла и хвоста – полукруг.

6. Акцентировать внимание на особенностях внешнего вида воробья

(чёрные щёчки, чёрный клюв, чёрные глаза), рисовать их тонкой кистью чёрной гуашью на готовом

(напечатанном картофелем коричневой гуашью) изображении.

6. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни птиц ближайшего окружения.

7. Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к птицам.

Образовательные области:

основная — познавательное развитие;

интеграция — речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности:

коммуникативная,

продуктивная.

Предварительная работа :

наблюдение за зимующими птицами, в том числе — на кормушке,

рассматривание сюжетной картины на тему: «Птицы на кормушке»,

слушание сказки в аудиозаписи «Крылатый мохнатый да масленый»,

разучивание подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Воробушки, — домой».

рисование воробья в технике «пластилинография»,

просмотр видеороликов и презентации по теме «Зимующие птицы»,

подбор литературы для оформления уголка чтения (с детьми и родителями),

игра малой подвижности «Птицы ищут корм»(складывание пуговиц разной величины по коробочкам),

Разгадывание загадок о птицах и воробье, д/и «Угадай птенца».

Оборудование, материалы :

Иллюстрации и фотографии с изображением зимующих птиц (дятел, поползень, синица, воробей полевой).

Крупные геометрические фигуры для игры «Сложи воробья» на магнитной доске.

Тарелочки с готовыми деталями(из геометрических фигур) для дидактической игры » Сложи воробья из частей» на каждого ребёнка.

Альбомные листы по количеству детей, «печать» вырезанная из картофеля(круг, треугольник. полукруг), тарелочки с краской коричневого цвета, баночки с гуашью чёрного цвета, кисти, влажные салфетки, мольберт, магнитная доска, экран, проектор, ноутбук, видеофрагменты и слайдовые презентация.

Изображение воробья на палочке, ширма.

Новая информация:

Воробьи держатся стаей,

Освоение техники печатания картофелем – изображение воробьёв.

Методы, приёмы :

ХОД НОД:

1. Организационный момент :

дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими, располагаются около воспитателя.

Воспитатель предлагает детям отгадать, чей это голос (ответы детей).

Из-за ширмы появляется воробей.

Воспитатель и дети рассматривают воробья, называя особенности внешнего вида

(какой он: воробей коричневый, у него есть голова, туловище, клюв, ноги, глаза.

Какая это птица? Где находятся глазки у воробья?).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у воробья есть ещё на голове – чёрные щёчки.

Вот какой красивый воробей!

А что ты тут делаешь, воробушек?

Полевой я воробей!

Потерял своих друзей,

Долго я один летал,

Свою стаю потерял,

Прилетел к вам в детский сад.

Ой, как много здесь ребят,

Я прошу вас, помогите

И друзей моих найдите!

2. Мотивация:

Воспитатель:

Жить на свете одному

очень трудно воробью.

Надо много нам узнать,

Чтобы стаю отыскать.

Эй, девчонки и мальчишки,

Мы поможем воробьишке?

(ответы детей)

Ну, тогда я полечу,

тоже стаю поищу.

(воробей прячется за ширмой)

3. Новая информация

Воспитатель:

Ребята, воробей нам сказал, что он потерял свою стаю, а что такое стая?

(ответы детей)

Стая – это когда много птиц держатся вместе.

Нас с вами много в нашей группе? (ответы детей)

Мы – друзья, играем, кушаем, гуляем все вместе.

Так и птицы, они собираются вместе – ищут еду, летают, поют песенки.

Вот и наш воробей потерял своих друзей, свою стаю .

А о чём нас попросил воробей?

(ответы детей)

Да, он попросил нас помочь ему, найти его друзей – стаю.

Давайте посмотрим на экране стаю воробьёв.

Просмотр видеофрагмента «Стая полевых воробьёв на дереве».

Что воробьи делают на дереве?

(ответы детей: сидят, летают, перелетают, поют, чирикают, щебечут…)

Воспитатель просит детей повторить глаголы.

Вы хотите превратиться в воробьёв (ответы детей)

Мы с вами будем не группой детей, а стайкой воробьёв, повторяйте за мной волшебные слова:

«Вот я, вот я превращаюсь в воробья» (дети повторяют).

4. Физминутка

Звучит венгерская народная мелодия «Воробушки» (компьютер).

Дети двигаются под музыку, имитируя движения птиц: машут крыльями, прыгают, клюют.

Воспитатель: «Мы закончили играть, станем детками опять. Дальше будем рисовать».

Ребята, мы же обещали помочь воробью? Найти друзей — стаю. Давайте ему нарисуем воробьёв,

вот и получится стая (ответы детей).

Воспитатель собирает детей возле отдельно стоящего стола для показа техники печатания .

7 . Показ техники печатания картошкой

Воспитатель:

Мы будем продолжать учиться печатать картошкой. Сегодня задание сложное, но интересное. Картошка у нас не простая, а с геометрическими фигурами. Посмотрите, вот на картошке – круг (показывает детям, дети повторяют).

Для какой части тела воробья мы использовали круг?

(ответы детей) – туловище, голова

А для какой части тела мы использовали полукруг? (ответы детей – для крыла, для хвоста)

Берём картошку-круг, опускаем картошку в краску, поднимаем ее и аккуратно прикладываем картошку посередине листа. Приложили картошку – убрали. Получилось что? Туловище воробья.

Эту же картошку снова обмакиваем в краску и печатаем рядом с туловищем, справа или слева. Получилось что? Голова воробья.

Теперь круглую картошку положим в тарелочку, рядом с краской, эта картошка нам больше не понадобится.

Посмотрите, у нас есть картошка-полукруг. Полукруг нам для чего нужен?

(ответы детей — для крыла и для хвоста (воспитатель печатает).

А что мы забыли нарисовать?

(дети отвечают: клюв, ножки, глаз).

Воспитатель.

Ножки, клюв и глаз у воробья нарисуем тонкой кисточкой чёрной краской

Обмакнём кисточку в чёрную краску и нарисуем клюв глаз и щёчку воробью.

А что-то мы ещё забыли? Щёчку! Давайте ниже глаза нарисуем щёчку, чёрной кисточкой.

Какой красивый у нас получился воробей!

8. Пальчиковая гимнастика:

Будут пальчики играть,

Будут птичку рисовать!

9. Практическая деятельность детей.

Дети идут за столы и печатают своего воробья, дорисовывают недостающие детали.

Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям в процессе печатания и рисования.

По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.

Теперь давайте разместим рисунки на ширме (размещают рисунки на ширме).

Из каких геометрических фигур мы с вами нарисовали и напечатали воробьёв?

(круг, полукруг)

Как назовём наших воробушков вместе? (дети отвечают – стая).

Воспитатель предлагает детям позвать воробья и показать ему стайку воробьёв:

«Вылетай, воробей, посмотри на друзей!»

(дети повторяют)

Из-за ширмы появляется воробей:

«Ой, спасибо вам, друзья, выручили воробья!

Будем стайкой мы летать, звонко песни распевать!»

Аудио фрагмент «Стая воробьёв чирикает».

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Помогли мы воробью, нашли ему стайку друзей, они даже дружно песенку запели!

10 . Пение песни «Воробей-воробушек» (слова Геннадия Сафонова, музыка Алексея Глаголева)

А вы, ребята, хотите посмотреть на экране стайку воробьёв, послушать про них песенку?

(на экране демонстрируется видеофрагмент «Стая воробьёв на кормушке» под сопровождение песни «Воробей-воробушек»).

Дети смотрят на экран(стая воробьёв на кормушке), подпевают песенку, двигаются по желанию.

11. Рефлексия. Вопросы.

Ребята, а кому мы сегодня помогали?

А кого мы искали для воробья?

Как назвать одним словом друзей воробья?

А как мы нашли стаю для воробья?

Из каких фигур мы нарисовали воробушков?

Дети прощаются с гостями и выходят из музыкального зала.

А вот что у нас получилось!

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).
Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:
ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);
перегружать детей большим количеством вопросов;
использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»
Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание.

Октябрь

Занятие 4
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»
Программное содержание.

Занятие 5
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание.

Ноябрь

Занятие 7
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание.

Занятие 8
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»
Программное содержание.

Занятие 9
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»
Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Декабрь

Занятие 10
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»
Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

Занятие 13
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»
Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Февраль

Занятие 16
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»
Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

Занятие 19
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Занятие 21
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Что мы делаем в детском саду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Апрель

Занятие 22
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Май

Занятие 25
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»
Программное содержание. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»
Программное содержание. Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»
Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).
Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.
Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.
Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.

Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.
Котик загадывает следующую загадку:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.
Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»
Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.
Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.
Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».
Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.
Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.
Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?)

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.
Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.
Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.
Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.
Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).
Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).
Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.
Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».
Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.
В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.
Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Октябрь

Занятие 4

Тема «Одежда»
Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.
Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»
Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.
Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.
Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру
Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».
Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.
Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»
Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Занятие 6

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.
Материал. Домик, кукла Катя.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.
Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя.)
Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка ласковым именем).
Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. Затем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности поведения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?» И так далее.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каждого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Наташенька и т.д.).

Ноябрь

Занятие 7

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).

Ход занятия

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.
Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.
Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира?»
Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.
Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…
Воспитатель . Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок.)
Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?
Воспитатель . Незнайка, давай будем раскладывать с одной стороны предметы природного мира, а с другой – предметы рукотворного мира.
Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы.
Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?
Воспитатель . Давайте разложим картинки в разные конверты.
Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – дерево. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Занятие 8

Тема «Теремок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Материал. Деревянные брусочки.

Ход занятия

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят стихотворение:


Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина
Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать брусочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева?»
Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок.
В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким материалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Любовь Гончарова
Календарно-тематическое планирование образовательной области «Познание» (ФЦКМ) во 2 младшей группе

Календарно – тематическое планирование образовательной области «ПОЗНАНИЕ » :

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

во 2 младшей группе .

Месяц Название темы : Цель : Литература :

Сентябрь «Здравствуй, детский сад!» Познакомить детей с групповой комнатой . Учить ориентироваться в групповом пространстве . Развивать чувство любви и гордости за свою группу , аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Развивать чувство безопасности и самосохранения. Волчкова В Н с12

«Мой родной город» . Учить детей называть родной город. Дать элементарные представления о родном городе. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу. Дыбина О В с29

«Город, в котором мы живем» . Формировать у детей понятие «город» . Познакомить с достопримечательностями города. Побуждать детей делиться впечатлениями при рассматривании фотографий. Развивать наблюдательность и зрительное внимание. Воспитывать любовь и гордость к своей малой родине, городу Острогожску. Ковригина Т В с200

«Труд помощника воспитателя» . Познакомить детей с трудом помощника воспитателя. Закрепить названия предметов и орудий труда. Воспитывать уважение к труду взрослых. Продолжать знакомить детей с опасными предметами в целях безопасности жизни и здоровья. Волчкова В Н с34

Октябрь «Осень, осень, листопад…» Дать детям представления о временах года и об основных признаках осени : становится холоднее, идут дожди, листья начинают изменять окраску и опадать. Учить составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану . Новиковская О Н с17

«Чудесные листья» . Учить детей замечать красоту осенних явлений. Различать и называть растения. Учить пользоваться сенсорными эталонами, эмоционально откликаться, переживать радость от общения с природой. Волчкова В Н с63

«Фруктовый сад» . Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и о том, где они растут. Учить выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Дать понятие о том, что человек ухаживает за растениями, чтобы получить хороший урожай. Новиковская В Н с24

Октябрь «На подмогу – в огород» . Познакомить детей с плодами овощных культур и о том, где они растут (в огороде) . Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам. Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи. Новиковская В Н с30

Ноябрь Мониторинг

«Домашние животные» . Дать детям представление о домашних животных, о том, какую пользу они приносят, о необходимости заботиться о них. Развивать зрительное и слуховое внимание (узнавать разные звукоподражания – голоса животных) . Новиковская В Н с67

«В лесу» . Дать представление о диких животных и их детенышах. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Развивать зрительное и слуховое внимание – учить узнавать разные звукоподражания – голоса животных. Новиковская В Н с76

«Тихо, тихо снег идет…» Закрепить представления детей о временах года. Познакомить с основными признаками зимы. Дать понятие о белом цвете (белый снег) . Учить составлять коллективный рассказ о зиме по картине. Развивать все виды моторики : общую, мелкую и артикуляционную. Новиковская В Н с42

«Сказка про глупого мышонка» . Познакомить детей со сказкой С . Я. Маршака; вызывать желание послушать её ещё раз; показать образы героев . Воспитывать интерес к художественным произведениям. Ковригина Т В с91

«Новогодние загадки» Дать представления о новогоднем празднике. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать зрительное внимание и все виды моторики. Новиковская О А с49

«Наш друг – Дед Мороз» . Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать мышление, фантазию, творческое воображение . Тренировать терпеливость, умение хранить свои секреты и бережно отношение к чужим секретам. Вочкова В Н с161

Январь «Зимние развлечения» . Дать детям знания о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции. Закрепить понятие, что зимние забавы характерны только для зимы. Развивать у детей творческую активность, воображение и фантазию . Учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого. Вочкова В Н с206

«Наш друг снеговик» . Развивать тактильную чувствительность. Учить отвечать на проблемные вопросы, развивать логическое мышление, умение объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами. Развивать у детей умение входить в определенный образ , представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. Вочкова В Н с207

«Что мы делаем зимой?» Формировать представление детей о зиме и зимних развлечениях. Познакомить детей со стихотворением А. Босева «Трое» . Оживить в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках. Ковригина Т В с96

«Как стать сильным?» Вызывать у детей желание подражать взрослым в семье, развивать свои физические способности. Учить детей быть сильными и ловкими; понимать, что такое правила, побуждать к выполнению правил. Вочкова В Н с239

февраль «Таблетки растут на ветке…» Познакомить детей с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление и внимание. Вочкова В Н с227

«Дружная семья» . Познакомить детей с понятием «семья» . Учить называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослого и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Новиковская О А,с6

«Я и мой папа» . Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Вочкова В Н с238

«Взрослые и дети» . Дать представление о нравственном поведении в отношении между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание помочь. Вочкова В Н с267

Март «Мамочка моя» . Дать представление о празднике 8 Марта. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Новиковская О А,с83

«Наши добрые дела» . Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. Вочкова В Н с246

«Поможем кукле Кате убрать в квартире» . Формировать понятие «мебель» : стол, стул, шкаф, диван. Развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание. Воспитывать в детях желание помогать старшим в домашней работе. Новиковская О А,с89

«Солнечные зайчики» . Расширять представления о явлениях неживой природы : солнечный свет, солнечное тепло. Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Воспитывать бережное отношение к природе. Ковригина Т В с183

Апрель «Весна – красна в гости к нам пришла!» Закрепляем представления детей о временах года и признаках весны. Совершенствуем умение детей составлять коллективный рассказ по картине. Развиваем все виды моторики, зрительное и слуховое внимание. Новиковская О А,с97

«Мы – космонавты» . Познакомить с праздником «День космонавтики» , профессиями летчик, космонавт. Воспитывать уважение к людям любой профессии, активность и самостоятельность. Ковригина Т В с177

«Дождик песенку поет» . Познакомить детей со свойствами воды. Учить проводить элементарные опыты, устанавливать причинно – следственные связи : солнце светит, текут ручьи. Ковригина Т В с206

Мониторинг

Май «Шестиногие малыши» . Учить устанавливать отличия бабочки от жука : у бабочки яркие большие красивые крылья, усики, она ползает и летает, у жука- твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. Ковригина Т В с212

«Деревья и кустарники на нашем участке» . Показать влияние солнечного света и воды на рост деревьев и кустарников, цветов. Воспитывать чувство красоты и потребности заботы о природе. Ковригина Т В с189

«Хрюша попал в беду» . Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня и вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. Вочкова В Н с310.

Литература :

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой, Москва 2011

2. «Комплексные занятия во 2 младшей группе » Т. В. Ковригина, М. В. Косьянова, О. В. Павлова, Волгоград 2012г

3. «Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет» О. А. Новиковская, Санкт-петербург 2008г

4. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада » В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, Воронеж 2004г.

5. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада » О. В. Дыбина, Москва 2009г.

Организация: ГБОУ СОШ №1206

Населенный пункт: г. Москва

Программное содержание.

1. Расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.

2. Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме.

3. Развивать мышление, слуховое восприятие, умение сравнивать.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал. Фигурки насекомых; мяч; набор «На шести лапках» из серии «Мир на ладошке»; кукла Петрушка; книга “Насекомые” из серии “Волшебные очки”; волшебные очки; магнитный конструктор.

Ход занятия

1. Вступительная часть занятия

Сегодня мы окунёмся в удивительный мир… Я хочу загадать вам загадки, ответив на которые, вы сможете сами сказать о ком пойдёт речь.

2. Работа по теме.

а) Загадки. (По мере отгадывания перед детьми появляются отгадки

1. У неё 4 крыла, 4. Этот маленький скрипач

Тело тонкое, словно стрела, Изумрудный носит плащ.

И большие – большие глаза. Он и в спорте чемпион,

Называют её …. (стрекоза) Ловко прыгать может он. (кузнечик)

2. Сок цветов душистый пьёт, 5. Он работник настоящий.

Дарит нам и воск, и мёд. Очень, очень работящий.

Людям всем она мила, Под сосной, в лесу густом

А зовут её … (пчела) Из хвоинок строит дом. (муравей)

3. Очень маленький на вид, 6. Она ярка, красива,

Надоедливо звенит, Изящна, легкокрыла.

Прилетает вновь и вновь, Сама похожа на цветок

Чтобы выпить нашу кровь. (комар) И любит пить цветочный сок. (бабочка)

7. Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки. (божья коровка)

Как назвать их одним словом?

Верно, насекомые. Так вот. Сегодня мы будем говорить об этих удивительных существах. Это – наши соседи, которые живут везде. И в поле, и на лугу, и в воде, и в лесу. Просто на улице. И даже в домах.

б) Игра с мячом “Назови ласково.”

Комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха, муравей.

в) Строение тела насекомых и окраска.

Ребятки, посмотрите кто к нам пришёл. (Петрушка.)

А что у тебя в руках, Петрушка? (Вы же знаете, ребята, что я люблю всё интересное и необычное. Вот я нашёл книгу и очки. И знаете, когда наденешь очки, все картинки оживают. Даже страшно становится.)

Что же это за книга такая? (Открываю её. Ничего не происходит.)

Ребята, о ком эта книга? (О насекомых.)

- А вы очки наденьте и я посмотрю страшно ли вам будет. (Дети надевают волшебные очки. И правда. Насекомые меняются. Они словно оживают.)

Давайте рассмотрим их. А ты, Петрушка, слушай и запоминай!

Назовите части тела насекомых. (Голова, грудь брюшко. На голове есть глаза, усики, хоботок. К груди относятся лапки и крылышки. Жало втянуто в конец брюшка. Оно есть у пчёл, ос, муравьёв, шмелей, шершней.)

Почему насекомые часто имеют необычную или яркую окраску? (Она их защищает, отпугивает врагов.)

Как ещё защищаются насекомые? (Бегством, притворяются мёртвыми, маскируется под части растений, выделяют неприятные запахи, атакуют, могут даже шипеть – некоторые тараканы.)

г) Чем питаются насекомые.

Насекомые питаются растениями (причём, любая часть растений пригодна в пищу), древесиной, цветочным нектаром, грибами.

Остатками еды. Есть кровососы. И даже такие, которые поедают других насекомых.

д) Хищные насекомые.

А как называют таких насекомых? (Хищные.)

Кто к ним относится? (Богомолы, кузнечики, саранча, божьи коровки, жужелицы, осы, стрекозы.)

е) Упражнение “Подскажи словечко.” (Игра с мячом.)

Вот мы рассматривали насекомых в книге. Скажите мне, как менялись части тела насекомых?

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а ….

У таракана не усы, а...

У бабочки не крыло, а …

- Мы увидели не жука, а огромного ….

Не таракана – а …, не комара – а ….

д) Физминутка.

(Дети стоят в кругу, ведут хоровод и поют. В центре круга ребёнок, в шапочке пчёлки, “летает”. Вылетает из круга, вновь залетает.)

Кто в саду? Кто в саду? Пчёлка в розовом саду.

Пчёлка летает с цветочка на цветочек,

Пчёлка летает с листочка на листочек.

Пчёлка, скажи – где же твой дружочек?

Пчёлка, скажи – где же твой дружок?

(На последнем слове песенки ребёнок-пчёлка останавливается напротив другого ребёнка. Теперь в круге две пчёлки. …)

г) Польза и вред от насекомых.

Какую пользу приносят насекомые? А вред?

Польза: - людям: пчёлы дают мёд;

Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчёлы, бабочки опыляют растения;

Животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат кормом для них.

Вред: - людям: мухи, тараканы, комары больно кусают и разносят опасные болезни;

Лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, а гусеницы объедают листья растений;

Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

4. Дидактическая игра “Что лишнее”. (карточки)

Пчела, оса, муха, шмель. (нет жала)

Стрекоза, божья коровка, кузнечик, бабочка. (не хищница)

Таракан, муха, муравьи, стрекоза. (не живёт в домах)

5. Дидактическая игра “Доскажи словечко”.

Стрекоза (какая?) ….. хищная, быстрая, красивая, стремительная, разноцветная, прозрачная, хрупкая, тоненькая …..

Стрекоза (что делает?) ….. порхает, носится, парит, трепещет, кружит, летает, сверкает, шуршит, снижается, зависает …..

6. Работа с магнитным конструктором.

Давайте составим из геометрических фигур стрекозу. (Работа в парах.

7. Подведение итога.

Ребятки, что интересного вы сегодня узнали, что запомнилось?

А ты, Петрушка, узнал что-нибудь новенького? (Ответ Петрушки зависит от того, что скажут дети.)

Вы замечательно поработали!

Образовательная. Познакомить детей с разными птицами и их голосами.

Рассказать детям об условиях жизни птиц.

Расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Познакомить детей с тем, где птицы устраивают гнезда.

Воспитательная.

Воспитывать чувство любви к природе.

Научить детей внимательно относиться к птицам, беречь их.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая. Развивать интерес к жизни птиц.

Развивать слуховое восприятие детей, учить детей различать голоса знакомых птиц.

Оборудование. Картинки с изображением воробья, голубя, вороны.

Кукла- Петрушка.

Ход занятия.

Комплексы утренней гимнастики.

Логопедическая разминка «Конфеты» .

Основная часть.

Воспитатель. Сегодня, к нам на занятие придет интересный гость. А чтобы узнать кто это, угадайте загадку.

Я веселая игрушка

А зовут меня… (Ответы детей)

Появляется Петрушка.

Петрушка. Здравствуйте ребята! Как здорово что вы меня узнали! Я ваш друг Петрушка. Ребята, а вы любите гулять? Тогда я приглашаю вас на прогулку в парк. Все готовы? Тогда в путь!

Воспитатель с Петрушкой подходят к театральному уголку.

Воспитатель. Ой, ребята, вы ничего не слышите? Кажется какой-то шум.

Включить звук дождя.

Петрушка. Вот так всегда, только соберусь гулять, тут же начинается дождь. Что же нам теперь делать?

Воспитатель. Петрушка не волнуйся у меня есть зонтик, мы можем спрятаться под него и переждать дождик. Согласны? Скорее идите сюда, пока дождик вас не намочил.

Ребята, а сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик» .

Мы с вами будем ходить по группе, но как только я скажу дождик, мы все должны спрятаться под зонтик.

Игра «Солнышко и дождик» проводится 2 раза.

Воспитатель. Ну что же, самое время отправляться дальше.

Подходим к краю ковра.

Петрушка. Ребята, а что появляется на дорожках после дождя. (Ответы детей) . Вот это да. Как же мы теперь попадем в парк.

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать, чтобы не наступить в лужу и не намочить ноги? (ответы детей)

Петрушка. Давайте попробуем аккуратно перешагнуть лужи. Вот мы и в парке. Садитесь пожалуйста на стульчики.

Петрушка. Ребята, я хочу вас познакомить с моими маленькими друзьями-птицами. Скажите мне, а каких птиц мы можем увидеть в парке? (Ответы детей) . Молодцы ребята, порадовали меня. А вот и мой первый друг. Послушайте как он поёт.

Включить чириканье воробья.

Воспитатель. Ребята, что это за птица? (Ответы детей) . Точно. А вот и наш маленький Воробьишко прилетел.

На мольберт повесить картинку воробья.

Что есть у воробья?

Чем покрыто тело воробья?

Какого цвета костюмчик у воробья?

Воробьи общаются между собой с помощью чириканья.

Петрушка. Ребята, а вот моя подружка. Угадайте, что это за птица?

На мольберт поместить картинку Вороны.

Вопросы те же. Ворона ест насекомых, мелких птиц и зверушек, плоды, побеги растений, любит лакомиться яйцами других птиц.

Петрушка. А вот еще один мой друг, угадайте эту птицу.

На мольберт поместить картинку Голубя.

Вопросы те же. Городские голуби, очень любят хлебные крошки, семечки. А сейчас, давайте превратимся в птичек.

Физкультминутка «Птички» .

Наши детки веселились

В разных птичек превратились.

Назовите, в какую птичку вы превратились? Скажите, сколько у птички лапок, а глазок, а крылышек?

Давайте посчитаем!

Лапка раз- (вытягиваем вперед одну ногу) .

Лапка два- (вытягиваем вперед вторую ногу) .

Скок-скок-скок (Скачут на двух ногах) .

Крылышко раз (В сторону одну руку)

Крылышко два (В сторону вторую руку)

Хлоп, хлоп, хлоп

Глазик раз (Закрывают рукой один глаз)

Глазик два (Закрывают рукой другой глаз) ю

Открыли глазки, бегают машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетели птички,
Птички- невелички
Весело скакали
Зернышки клевали

И быстро улетали.
Молодцы ребята.
Раз-два-три-четыре-пять
Станем детками опять.

Садитесь на свои места.

Ребята, посмотрите внимательно, какая птица самая большая, самая маленькая?

У какой птицы черное платьице?

У кого серый костюмчик?

А коричневый костюмчик?

Итог занятия.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Кто приходил к вам в гости?

Куда мы ходили гулять?

Какая птица вам понравилась больше всех? Почему?