Домой / Материалы / Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания детей

Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания детей

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

Попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

о Принимать активное участие в жизни семьи;

о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

о Уважать право ребенка на собственное мнение;

о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

о С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Страница 1

Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. Социокультурный феномен семьи, его эволюция или стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворения базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, личностном росте и становлении. Эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и социальным функционированием каждого члена семьи и особо значимы для детей и подростков.

В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Семья – своеобразный коллектив, члены которого разные по возрасту, по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строится на взаимной любви и уважении понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создаёт коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей и родителей, братьев и сестер, с бабушками и дедушками. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, уровень их духовно-нравственного становления.

Специфика воспитания детей в семье состоит в том, что, начиная с пренатального периода развития плода, затем первые дни, месяцы, годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи.

Одна из первоочередных задач семьи – обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно-гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благоговения (глубочайшего почтения) уважения к родителям, старшим, близкое к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благоговения способствует формированию послушания, что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев как «можно» и «нельзя». Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувства стыда, стыдливости, которое свойственно каждому человеку, чтобы ещё в детстве ни дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании детей в семье занимает культура потребления, воздержания, самоограничения. Для этого необходимо формировать у детей потребность в соблюдении режима дня, закаливании, выполнении обязанностей по дому, аккуратность, умеренность в пище. Воспитание благоговения способствует формированию отношений к другому человеку: это чувства понимания и сострадания. Дети с раннего возраста должны усвоить правила: никого не обижай; насколько можешь, помогай; делай добро. Необходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи должны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли - это воспитание характера. Ещё А.С.Макаренко предлагал упражнения для воспитания воли и называл их «гимнастикой поведения». В современной педагогике и психологии накоплено достаточное количество упражнений на воспитание воли: «Похвали себя» за проявление волевых усилий: не хотел – а сделал, не мог – а научился и др.

Воспитание совести у детей в семье – это самое значительное в проявлении духовности. Совесть – это выражение самосознания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н.Е. Щуркова в своих исследованиях отмечает, что совесть – это основа общечеловеческой нравственности. По её состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» - это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чувство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Более подробно о учебе:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках экономики в школе
Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостояте...

«Элитарные» и «трудовые» школы
Основная функция учреждений образования – обеспечение процесса воспроизводства общественных отношений и систем жизнедеятельности. В новых условиях будет происходить посл...

Просвещение в дагестане в первой половине хiх века
Русско-дагестанские связи восходят ко времени образования древнерусского государства. Их дальнейшее развитие происходило в условиях роста русского централизованного госу...

5.О ЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей.П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. “Во время семейного периода жизни ребенка,- писал Лесгафт,- складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании”.П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п.Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в. размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. Он писал: “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,- писал Лесгафт,- в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...”Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,- писал Лесгафт. - Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли “жить жизнью ребенка”, Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: “Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них еще нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера”.

Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей.Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм. “Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин... “Ни в каком случае,- писал он,- нельзя согласиться с тем, чтобы первоначальные игры и первые его занятия были систематизированы или были подведены под шаблон воспитателями и родителями, совершенно незнакомыми с природой и индивидуальностью ребенка”.П. Ф. Лесгафт в основном правильно критиковал систему Фребеля. Он писал: “Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребенка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы”.Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребенка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад “можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или. невозможности их заняться своими детьми”.Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе.Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.Заслуживают быть особо отмеченными ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал родителям и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих занятий или развлечений он сам себе приготовит, чем если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”.

6.ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Семья - важнейший институт социализации, так как является обычной средой существования и развития человека от рождения и до смерти. Стиль семейной социализации связан с национальной культурой, традициями, а в их рамках - с социальной принадлежностью, уровнем образования, нравственными установками родителей. Эти обстоятельства влияют на характер воспитания детей.
Различают три основных стиля социализации ребенка: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль выглядит как жесткое декларирование родителями требований, которые они предъявляют к ребенку. В семье процветает силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонность в отношениях.
Либерализм в семье характеризуется безразличием и попустительством, господством обособленности и отчужденности. Каждый занят своими делами, заботами, мыслями. Родители, придерживающиеся этого стиля, считают, что свобода формирует у детей самостоятельность. Однако дети в такой семье часто лишены внимания и заботы, оказываются безнадзорными и беспризорными.
Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном - игнорируются. В демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за ходом воспитательного процесса и развития ребенка.
Основным направлением в типологии семейного воспитания является изучение воспитательских родительских установок и позиций. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность родительской позиции - это стремление понять индивидуальность своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменений. Прогностичность заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка в соответствии с изменением условий жизни семьи.
Некоторые авторы, занимающиеся проблемой воспитания детей, пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку:
1. Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского отношения - "Ребенок - центр моих интересов". Родители постоянно занимаются с ним, нежны, заботятся о его жизни.
2.Неприятие и отвержение ребенка. Обобщенная формула родительского отношения: "Не люблю этого ребенка, не стану о нем заботиться, беспокоиться". Родители невнимательны к ребенку, проявляют жесткость или жестокость, настроены как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание сосредотачивалось на выявлении степени свободы ребенка в семье, то есть, на регулировании родителями его поведения. При этом подходе выделены два крайних типа - чрезмерная опека и излишняя требовательность.
1. Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: "Все сделаю для ребенка и за ребенка". В поведении родителей прослеживается попустительство в сочетании с чрезмерной опекой.
2. Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей: "Не хочу такого ребенка, какой он есть". Родители постоянно критикуют поведение ребенка, редко хвалят и поощряют.
Третья группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу, что более точная оценка заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны, важен эмоциональный аспект отношения родителей к детям, с другой стороны - отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:
1) Теплое, доброжелательное отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;
2) Холодное разрешающее воспитание, при котором существует некоторая холодность по отношению к ребенку из-за недостаточности родительских чувств, сочетающаяся с предоставлением ему свободы,
3) Теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку в сочетании с излишним контролем за его поведением;
4) Холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и систематическими наказаниями за самостоятельные поступки.
В последнее время определился еще один подход, исходящий не из двухчисленной, а из трехчисленной модели воспитания. Выделены три аспекта отношений: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет выделить восемь типов родительского воспитания.
Действенное воспитание основано на симпатии, уважении и близости родителей и детей. Формула родительского отношения такова: "Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, буду ему помогать"". В семье присутствует теплый эмоциональный тон общения, сочувствие родителей к интересам и увлечениям детей, уважение к их правам.
Отстраненное воспитание также основано на симпатии и уважении, но существует большая дистанция между родителями и детьми. Формула семейного воспитания: "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня недостаточно времени для общения с ним". Родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, но мягкое обращение соседствует с неумением быть рядом, оказать помощь ребенку в его проблемах.
Действенная жалость основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение. Формула воспитания такова: "Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок, и я его люблю". Этот стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется осознанностью действительных, а иногда и мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка. В общении с ним они идут по пути предоставления особых привилегий, всячески предохраняют от вредных влияний. Тем самым родители проявляют недоверие к возможностям и способностям ребенка.
Воспитание по типу снисходительного отстранения основано на симпатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно так: "Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит". Неблагополучие ребенка является его негласным правом, родители не вмешиваются в его дела и контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентированы в его душевном мире.
Отвержение основано на антипатии, неуважении, большой межличностной дистанции. Такое отношение родителей к детям встречается достаточно редко, формула родительской позиции выражается так: "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело". Родитель отстраняется от ребенка, становится холодно-неприступным, не замечает его присутствия, не хочет общаться с ним.
Презрение. В этом типе отношений присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция. Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: "Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям". Общение родителей и детей строится на понукании, назидании, требовательности. Успехи и достижения ребенка родитель игнорирует, не замечает, концентрирует внимание только на отрицательных фактах. Такие родители постоянно навещают специалистов из-за желания исправить своего ребенка.
Преследование. Этот тип родительского отношения основан на неуважении, антипатии, но близость к ребенку существует. Воспитание строится по формуле: "Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это." Методы воспитания соответствуют твердой убежденности родителей в испорченности ребенка. Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким контролем переломить его, постоянно вступают с ним в конфликт. При этом они нередко прибегают к помощи общественности.
Отказ - основан на антипатии, уважении и большой межличностной дистанции. Родители отстраняются от проблем ребенка. Они наблюдают за ним издали, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При обострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся перепоручить процесс воспитания ребенка школе.
В реальной жизни сложившийся тип родительского воспитания может измениться под воздействием обстоятельств, тех или иных событий. Поведение родителей от рождения ребенка до его взросления редко соответствует только одному из перечисленных типов, важно, какая именно установка на данный момент стала для родителей доминирующей.
Одним из ведущих аспектов отношений в семье является общение. Исследователи В. Заслуженюк и В. Семиченко отмечают, что общение между родителями и детьми имеет ряд специфических особенностей. К положительным признакам относятся:
1. Интимность, камерность, снижение "доверительного интервала", дистанции между общающимися сторонами;
2. Обеспечение внеролевого принятия и взаимодействие. Например, ребенок в школе выполняет роль ученика, на улице - роль пешехода, в спортивной секции - спортсмена. Семья принимает его в интеграции всех его внешних ролей;
3. Комплексный характер влияния таких аспектов, как обучение, воспитание, развитие. Поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители дают понять, какая система норм, правил приемлема в социуме. В то же время, одновременно идет механизм идентификации: ребенок подражает родителям, ориентируется на их мнение, это может происходить как на сознательном, так и на бессознательном уровне;
4. Регулирование разнообразных отношений ребенка с окружающим миром. В семье должны сниматься стрессы, полученные ребенком в других сферах жизни (рекреационная функция семьи);
5. Обеспечение максимальной длительности связей в семье.
В то же время существует ряд объективных причин, в соответствии с которыми общение в семье может осложняться:
1. Было установлено в результате исследований, что диапазон эмоциональных проявлений в семье может колебаться, так как включает расслабление и снижение самоконтроля, повышение тенденции к нервным разрядкам. Общение между супругами, детьми обычно приходится на вторую половину дня, когда они устали и чувствуют потребность в отдыхе.
2. Общение в семье может проходить на фоне уже накопившегося переизбытка общения.
3. Общение в семье связано с мелкими, каждодневными бытовыми хлопотами, что обесценивает его содержательную сторону, так как оно может ограничиваться внешней результативностью при внутренней пустоте отношений.
4. У родителей далеко не всегда имеется необходимый психолого-педагогический опыт. Он приобретается, как правило, параллельно с развитием ребенка. Поэтому возможны ошибки в воспитании из-за отсутствия такого опыта. Исследователь детского невротизма В. Гарбузов выделяет несколько типов неправильного воспитания: гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический.
Гиперсоциальный тип неправильного воспитания встречается наиболее часто. Ребенка захотели иметь не потому, что в нем ощущается глубокая душевная потребность, а из-за того, что дети, по общему мнению, должны быть в каждой семье. От ребенка при этом с раннего детства требуют функционирования в режиме "идеального варианта" - например, есть по часам, спать по часам и проч., независимо от его собственных потребностей и желаний. Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован, чересчур гипомнителен. При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, в результате у детей формируется гиперсоциальный, или тревожно-мнительный, характер, который зачастую приводит к неврозу, если они терпят тяжелую неудачу или крах притязаний.
Тревожно-мнительный тип неправильного воспитания наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает и неотступная тревога родителей за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семье с единственным ребенком. Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, раним, обидчив, не уверен себе. Он становится беспокойным из-за тревожного восприятия действительности.
Эгоцентрический тип наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего. Ребенку навязывается представление о себе как о сверхценности. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются, нет ограничений режима, дисциплины, понятия "нельзя". Он не приучен понимать интересы других, ждать своей очереди, не переносит малейших лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика заостряется агрессивность, его упорство трансформируется в формирующемся характере в упрямство, целеустремленность - в настырную требовательность, и проч. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие - в болтливость и резонерство, подвижность - в суетливость; эмоциональность - в истеричность, уверенность - в самоуверенность. У флегматика медлительность перерождается в пассивность, упорство - в упрямство, а целеустремленность - в ригидную требовательность, как и у холерика. Главное заключается в том, что у детей всех типов темперамента при эгоцентрическом воспитании подавляется социальная сущность темперамента, его альтруистические черты. В результате такого воспитания общество в конечном итоге получает агрессивную и эгоистичную личность с элементами истероидности.
В результате каждодневного взаимодействия складывается общая атмосфера внутрисемейных отношений, характерная для того или иного типа семьи. Различают следующие виды отношений:
Сотрудничество заключается в поддержке и взаимопомощи. В семье удовлетворяются основные потребности всех ее членов. Каждый, независимо от возраста, чувствует свою значимость, получает в семье помощь и понимание.
Паритет подразумевает "союзнические" отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии членов семьи общей выгоды, удовлетворяющей всех. Личностная значимость каждого отодвигается на второй план, на первый план выступает поиск рациональной целесообразности отношений.
Соревнование - в семье каждый стремится к лидерству.
Конфронтация - в семье преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство.
Антагонизм - отсутствие компромисса в семейных отношениях. Такие отношения часто складываются между родителями и детьми.
На фоне таких видов семейных отношений, как антагонизм и конкуренция, проявляются симптомы "скрытого сиротства", эмоциональная отчужденность детей от родителей, утрата защитных контактов между родителями и детьми, а следствием этого становится детская беспризорность, бродяжничество, неконтролируемость поступков детей, неадекватное поведение. Растет количество детских неврозов. Не излеченный в детстве невроз может исказить судьбу человека, отразиться на всей его дальнейшей жизни.
Заключение
Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимальный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям при развитии детей.
Эта тема привлекает потому, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в проблемы общественные, поскольку общество состоит из конкретных людей, которые в своей массе составляют его "лицо". Чем больше среди нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, тем выше потенциал, уровень культуры и проч.
Исследователи В. Заслуженюк, В. Семиченко предлагают некоторые педагогические рекомендации, которые могли бы помочь в семейном воспитании.
1. Необходимо определить собственную концепцию воспитания, то есть, обосновать принципы, которые родители хотели бы реализовать в процессе взаимодействия с ребенком.
2. Определить диапазон невмешательства в дела ребенка. Этот диапазон увеличивается по мере его взросления. Можно составить перечень действий, которые ребенок может совершать без ведома родителей. Ребенок должен почувствовать, что он является правомочным участником всех семейных событий.
3. Научиться диагностировать мотивы взаимодействия между родителями и детьми.
4. Уметь владеть собой и ситуацией, сопротивляться внешним провоцирующим моментам.
5. Уметь оберегать ребенка от внешних воздействий. Например, если нет возможности изменить обстоятельства, то постараться изменить отношение к ним, чтобы сделать их менее травмирующими.
6. Постоянно наращивать воспитательный потенциал путем вдумчивого анализа чужого опыта.
7. Уметь анализировать собственные ошибки в воспитании, конфликты, так как они являются причиной формирования негативных изменений во взаимоотношениях между ребенком и родителями.
Всех сложностей внутрисемейных отношений невозможно избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и непрост. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его проблем, учет личных качеств конкретного маленького человека, забота о его физическом и нравственном здоровье, сочетание в процессе воспитания разумной требовательности с любовью и взаимопониманием помогут вырастить достойного члена общества с меньшими усилиями, чем при стихийном течении событий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982.
Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. - М., 1976.
Афанасьева Т.М. Семья: Книга для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985.
Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. - М.: Педагогика, 1986.
Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995.
Выготский Л.С. Избранные труды. т. 6. - М., 1974.
Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М., 1975.
Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. С. 10-13.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
Коллектив и личность. /Сб. научных трудов. - М., 1975.
Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). - М., 1976.
Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982.
Макаренко А.С. О воспитании. - М., Политиздат, 1988.
Матушкин С.Е. У вас растут дети. - М., 1974.
Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. - М., 1986.
Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Мол. гвардия, 1980.
Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под. ред. А.В. Петровского - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996.
Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
Психология воспитания. - М., 1995.
Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1987.
Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Сб. научных трудов. - М., 1977.Семейное воспитание в развитии ребенка...……….…………..……..6 Заключение……………………………………………………………….13 ... формировании личности ребёнка; выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе; раскрыть...

  • Семейное воспитание и семейная педагогика (2)

    Реферат >> Педагогика

    Работа По дисциплине: Педагогика. Тема: «Семейное воспитание и семейная педагогика». Выполнил: студент 2 курса Специальности... психолого-педагогическая проблема. Семейная педагогика в условиях и основых типах семейного воспитания . Взаимоотношения семьи и...

  • 2.1 Семейное воспитание и его значение

    В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество.

    В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностно-смысловых ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

    В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и др.), о «введении» в современную семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

    С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, - закономерное явление.

    Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).

    Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

    И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

    Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

    Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

    Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

    «Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

    Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к Родине.

    Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


    На чтение 8 мин.

    Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

    Роль семьи в воспитании детей

    Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.


    Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

    Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

    На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

    Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.


    Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

    Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

    • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
    • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
    • Родитель верно оценивает ситуацию.

    Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

    Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

    Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

    Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

    Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

    Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

    • первая улыбка мамы;
    • забота о младенце;
    • чтение сказок, стишков;
    • разговоры по дороге домой и много другое.

    Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

    Большую роль развития дошкольника играет
    Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

    Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
    Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

    Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

    Традиционные роли родителей.

    Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.


    Роль матери в воспитании ребенка.

    Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

    Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.


    Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

    Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

    Роль отца в воспитании ребенка.

    Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

    Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

    В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

    Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

    Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

    Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

    Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

    • отправлять на прогулки с детьми;
    • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
    • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
    • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

    Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

    • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
    • Прислушиваться к мнению крохи;
    • Обсуждать семейные вопросы вместе;
    • Принимать кроху таким какой он есть;
    • Исключить физическое, психологическое насилие;
    • Позволять малышу самостоятельно принимать решения .

    Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.