Домой / Карандаш / Детские капризы и истерики. Причины и развитие (ч.1)

Детские капризы и истерики. Причины и развитие (ч.1)

Истерики занимают одно из первых мест в "перечне несносных типов поведения детей". Исправление такого поведения - это тяжелая, кропотливая работа. Выбрав определенную тактику во время вспышек, очень важно придерживаться ее каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы он знал, что ваша реакция неизменна.

Проходя мимо витрины магазина, Лева остановился. "Хочу вон ту игрушку! Пойдем туда", — четырехлетний карапуз схватил маму за руку и потянул ко входу. "Левушка, у нас дома достаточно игрушек. Пора кушать, пойдем домой", — начала уговаривать сынишку мать. "Нет! Я хочу эту! Купи мне ее!", — не унимался сын. Женщина настойчиво потянула ребенка в сторону дома. Неожиданно малыш извернулся и упал на асфальт. Заметив замешательство матери, громко завопил и начал стучать ногами.

Каприз капризу рознь

Поистине, подобное представление заслуживает "Оскара": пронзительный крик, взбучка родителей, пытающихся таким образом прекратить истерику и неуправляемое поведение ребенка. "Все капризничают, — возразите вы, — надо же как-то реагировать". Действительно. Только каприз капризу рознь. И мы, родители, должны знать, чем отличается каприз от простого упрямства и прочих выходок ребенка.

Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия " " и "истерики"

Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую , особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает. Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда продолжаются довольно долгий период - месяц-два.

"Зову дочку купаться. - Не буду! Не хочу! - Ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала! - Не хочу с пеной, хочу с солью! - Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена! (ну не спускать же только что налитую воду!). Папа заглядывает в ванну: - Я сейчас сам буду купаться. Дочь: - Уууууу! Хочу купаться! Папа, уйди!"

Для истерик у детей характерны невероятная яркость, гротескность, своего рода "игра на публику", зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый "истерический мост", при котором выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

"Дочка требует "Купи мне шоколадку". Купила. Причем ту, которую показала она. Ольга ее развернула, сказала, что эту не хочет, хочет другую. Я сказала: ешь, что купили. Обычно на этом все и заканчивалось. А тут... Закричала-завизжала, ногами затопала, на пол упала, сопли-слюни. Я ее и унести-то не могу, потому как в обеих руках сумки. Чего я только не наслушалась... Никто вокруг меня не поддержал. Самое мягкое высказывание было от продавцов: "выведите ребенка, он мешает работать!.. ", Кое-как вытащила дочь на улицу, там она упала в лужу, еле-еле поймала машину, там она еще минут 15 орала. Только заехали во двор - истерика прекратилась... Я в шоке от всего этого, никогда с этим не сталкивалась, публичных истерик раньше не было. Надеюсь, что это больше не повторится, а то я с ума сойду".

Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.

Если и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же со м все в порядке, и, если или истерики при одном из родителей себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция.

Регулярные детские истерики и ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина - нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

После года любой морально дорастает до истерик. В принципе, поэкспериментировать он может в любое время от года до двух с половиной, но обычно не по своей вине. В этом возрасте он ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. Истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или от усталости. Пока малыш не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его "понесло". Когда вы чувствуете, что вот-вот сорвется, сразу же принимайте меры: подержите на руках, тихо поговорите, погладьте, просто отвлеките его и переключите внимание. Если вы все сделаете правильно, малыш расслабится, и истерика не состоится.

Истерика после 2,5-3 лет — совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости, а признак вредности. Теперь, закатывая истерику, малыш, скорее всего, проверяет вас на прочность и добивается своего.

Почему он так поступает?

По сути, истерика — это бурная реакция злости и возмущения. Ребенок стремится показать, какие, с его точки зрения, у него жестокие родители, и как плохо они к нему относятся. В состоянии истерики малыш может топать ногами, подпрыгивать, стучать кулаками, пинать предметы, кусаться, царапаться, швырять вещи и , иногда причинять себе боль. С помощью истерики пытается эмоционально давить на взрослых, заставляя их сделать так, как ему хочется: купить игрушку, устроить так, чтобы его не водили в сад или не забирали с прогулки домой.

Почему же идут на эти изнурительные истерики? Да потому, что поняли: подобные вспышки хоть и не цивилизованный, но крайне успешный маневр, позволяющий привлечь внимание. Вы должны быть готовы к тому, что ваш попробует подобное поведение на вас, причем это в равной степени относится как к мальчикам, так и к девочкам. Будет или нет устраивать истерики ваш , чтобы добиться своего, зависит от вашей реакции на первую попытку такого рода. Как только поймет, что у него получилось, что он добился своего, вероятнее всего малыш прибегнет к этому средству еще раз, и второй, и третий...

Если привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то, конечно, будет продолжать в том же духе много лет. До тех пор, пока хорошенько не усвоит: этот номер не пройдет. Так что вся трудность не в его поведении, а в вашем отношении.

Моему сыну 2 года. Он стал очень капризным, причем проявляется это только при мне и муже, а с бабушками сын послушный. Я не знаю, что мне делать: шлепать - бесполезно, еще сильнее начинает плакать. Не обращать внимания на - тяжело, поскольку приступ может длиться очень долго, и мои нервы не выдерживают. На днях, например, долго кричал "Дай пить!". Пока я готовила чай, началась истерика. Когда дала чашку, отшвырнул с криком "Не буду пить!". Кроме крика и падений на пол, как только строгим голосом получит отказ, писклявые просьбы на руки сразу "К маме, к мамочке". И это только один из подобных случаев. Не бывает дня, чтобы он не капризничал. Мне кажется, что он стала чувствовать свою власть надо мной и день ото дня его поведение становится совершенно невыносимым".

Что делать?

Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы - обычная детская реакция на боль и обиду - превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.

Как предотвратить приступы истерики у детей

Научитесь предупреждать вспышки

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую не может терпеть.

Переключайте детей на действия

Маленькие более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.

Назовите ребенку его эмоциональное состояние

Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Скажите ребенку правду относительно последствий

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Если истерика все-таки началась

Главное — спокойствие, только спокойствие...

Детские истерики и почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Ну, ладно, давай уступим". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает "запрещенную" газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Второй раз за день ваш малыш кричит и бьется в истерике, превращая все вокруг в сумасшедший дом? Вы понятия не имеете, как же его успокоить и готовы сесть рядом, кричать или тихо плакать от беспомощности? Плакать и кричать не надо, есть лучший способ справиться с детской истерикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские истерики и капризы

Консультация для родителей

Второй раз за день ваш малыш кричит и бьется в истерике, превращая все вокруг в сумасшедший дом? Вы понятия не имеете, как же его успокоить и готовы сесть рядом, кричать или тихо плакать от беспомощности? Плакать и кричать не надо, есть лучший способ справиться с детской истерикой.

Действительно, детские капризы и истерики могут вызывать у вас глубокое раздражение и фрустрацию, но вместо того, чтобы относиться к ним, как к катастрофе, попробуйте использовать истерики, как возможность для обучения.

е призы

Почему ребенок устраивает истерику?

Истерика у ребенка может проявляться нытьем и плачем, или еще того хуже, когда дите кричит и воет, как пожарная сирена, пинает и бьет всех и все вокруг, падает на пол, закатывая глаза и перестает дышать. Капризы и истерики, в равной степени, характерны и для мальчиков, и для девочек в возрасте от одного года до трех лет.

Разные дети могут иметь разные типы темперамента – поэтому, у некоторых детей приступы негодования случаются регулярно, а у других чрезвычайно редко. Капризы являются нормальной частью развития ребенка, не следует относиться к ним, как к чему-то экстраординарному и негативному. Дети не взрослые, они еще не научились сдерживать и контролировать себя и свои эмоции.

Вспомните, как вы себя чувствуете, когда вы решили, например, перепрограммировать ваш DVD проигрыватель, но у вас ничего не получается, как бы вы не старались, потому что вы не можете понять, как это сделать. Это раздражает, не правда ли? Вы, наверное, ругаетесь плохими словами, кидаете руководство по эксплуатации об стенку, уходите из комнаты, громко хлопая дверью? Это взрослая версия истерики. Маленькие дети тоже пытаются справиться со своими маленькими проблемами, и когда у них не получается, они используют единственный инструмент выражения своего разочарования, который имеется в их распоряжении - истерику.

Несколько основных причин истерики у ребенка, так или иначе, знакомы всем родителям: малыш требует внимания, устал, голоден, болен или испытывает дискомфорт. Кроме того, истерики часто являются результатом детского разочарования в окружающем мире – они не могут заставить что-то или кого-то (например, предмет или родителей) сделать то, что они хотят. Разочарование – это неизбежная часть их жизни, учитывая, что они узнают и учатся, как работает их собственное тело, предметы и люди вокруг. Таким образом, теперь вы понимаете, почему ребенок устраивает истерику.

Перед тем как бороться с детской истерикой

Истерики являются обычным делом для второго года жизни, время, когда дети учатся говорить. Маленькие дети обычно понимают больше, чем могут выразить словами. Перед тем, как бороться с детской истерикой, попытайтесь понять механизм её развития. Вообразите, что вы не можете объяснить кому-то, что вам нужно и чего вы хотите – это раздражает и расстраивает, и в результате может вылиться в капризный плач. По мере того, как ребенок учится и начинает говорить, капризов становится все меньше и меньше.

Другая проблема, с которой сталкиваются маленькие дети – это возрастающая необходимость в автономии и независимости. Малыши желают чувства независимости и контроля над окружающим миром – они хотят и требуют для себя больше независимости, чем в состоянии справиться. Это создает идеальные условия для противоборства с родителями, так как ребенок думает: «Я могу это сделать сам» или «Я хочу это, дайте это мне.» Когда ребенок обнаруживает, что ему не разрешают сделать что-то, а также, что он не может получить все, чего пожелает, тогда мы и получаем результат – ребенок бьется в истерике!

Как справиться с детской истерикой?

Самое главное, о чем вам нужно помнить, когда ваш ребенок в очередной раз заходится в плаче и криках – неважно, какова причина капризов на этот раз, важно – оставаться спокойной и не усложнять ситуацию своим собственным раздражением и фрустрацией. Дети могут чувствовать, когда родители впадают в отчаяние. Это может расстроить ребенка еще больше, и истерика будет продолжаться дольше, а успокоить малыша будет гораздо сложнее. Вместо этого, несколько раз глубоко вдохните и постарайтесь думать четко и ясно.

Ваш ребенок полагается на вас в своих действиях, вы являетесь для него примером поведения. Шлепать по попке не самая лучшая тактика, не поможет; применение физического наказания посылает ребенку сообщение, что использование силы и физического наказания является приемлемым и правильным. Но вы - то знаете, что физическое наказание это не выход из ситуации? Вместо этого, вооружитесь терпением и имейте достаточно самоконтроля для вас обоих.

Для того чтобы справиться с детской истерикой, предпримите следующие шаги:

Во-первых, попытайтесь понять, что происходит и почему. Реагировать на истерики следует по-разному, в зависимости от причины. Вам обязательно надо выяснить причину истерики. Например, если ваш малыш просто испытывает большое разочарование оттого, что у него что-то не получилось, тогда, возможно, лучшим решением будет попробовать утешить и успокоить его.

Совершенно другая ситуация, когда истерика случилась с деткой по причине того, что ему в чем-то отказали. Логические навыки у малышей до двух лет, находятся в зачаточном состоянии, поэтому у вас вряд ли получиться прекратить истерику простыми и логичными объяснениями - почему вы не даете ему, скажем, сладкое перед обедом.

В данном случае, один из способов остановить приступ – это найти в себе достаточно терпения и не обращать внимания на рыдания и крики, - но только, при одном условии, если действия ребенка не представляют опасности для него самого и окружающих. Также, не следует доводить ситуацию до того, чтобы ребенок впал в истерический припадок (ребенок при этом запрокидывает голову и закатывает глаза). Если ваш ребенок прибаливает, голоден или хочет спать, решение игнорировать каприз, в этом случае, вряд ли будет правильным. Попробуйте успокоить его другими способами и уделите малышу больше внимания.

Если вы точно знаете, что ваш ребенок здоров, не голоден и хорошо поспал, а сейчас просто капризничает и пытается манипулировать вами, тогда наступило время воспитательного момента. Необходимо показать малышу, что слезы, крики и дергание ногами и катание по полу - это не способ добиться желаемого, с вами этот номер не пройдет.

Продолжайте заниматься своими делами, не обращая внимания на истерику вашего ребенка, но оставайтесь на виду. Не оставляйте маленького одного в комнате, иначе он может почувствовать себя брошенным в придачу ко всем неприятностям, которые уже с ним приключились.

В случае, если ребенок может навредить себе или другим во время истерики, следует увести его в тихое, спокойное место и постараться успокоить. То же самое касается ситуации, когда истерика случилась с малышом в публичном месте.

При истериках и капризах у детей очень хорошо работает метод зеркала – зеркальное повторение всех действий малыша – он падает на пол, вы падаете на пол, он кричит, вы кричите, он машет руками и топает ногами, вы, соответственно, делаете то же самое.

Дети дошкольного возраста или школьники, с большей вероятностью, пытаются использовать капризы, чтобы заставить взрослого уступить, особенно если подобное удавалось раньше. Когда дети подрастают, очень действенным способом является отослать ребенка в его комнату, чтобы остыл и успокоился. Ребенок должен оставаться в своей комнате до тех пор, пока полностью не успокоится.

Предупреждайте детские капризы и истерики

Никогда, не вознаграждайте своего ребенка, уступая ему в его требованиях, после того, как истерика закончилась. Это лишь докажет малышу, что истерика сработала, он получил, что он хотел. Вместо этого похвалите его, скажите малышу, какой он молодец, что сумел успокоиться.

Также дети могут быть особенно уязвимыми после истерики, они чувствуют, что вам их поведение совершенно не понравилось, думают, что теперь вы их меньше любите. А это значит, что пришло время для того, чтобы обнять и уверить вашего малыша, что вы его очень любите, и совершенно неважно, что там между вами произошло.

Успехов Вам и терпения!


Детские истерики и капризы

Чтобы понять, что является причиной детских истерик и капризов и что может провоцировать приступы, нужно прежде всего развести понятия “капризы” и “истерики”

Каприз (фр. – прихоть, причуда) – стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно бывают беспричинны, почти всегда сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием первых подвернувшихся под руку предметов. Подчас капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы. Например, вдруг хочется молока, которого в доме нет, или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский, или идти в детский сад с мамой, а его ведет бабушка. Зачастую дети, особенно раннего возраста, 2-3 лет, сами не могут понять, чего хотят. И дело здесь не только в том, что многие из них не умеют еще говорить, но и в том, что мыслительных навыков для обобщения своих переживаний и эмоций не хватает. Капризы могут быть мимолетными, могут сохраняться весь день, иногда капризы продолжаются довольно долгий период – месяц-два.

Для истерик у детей характерны невероятная яркость, своего рода “игра на публику”, зависимость от внешних обстоятельств и наличия зрителей. Детская истерика обычно сопровождается малыми припадками: громогласный плач, крики, битье головой о стену или пол, расцарапывание лица. В тяжелых случаях (большие припадки) происходят непроизвольные судороги, а также так называемый “истерический мост”, при котором ребенок выгибается дугой. Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.

Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление, некомфортная обстановка, неудобная одежда, плохое самочувствие, повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.

Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать врачу-невропатологу. Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

В последнее время встречается такая точка зрения, что краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка, ибо такие капризы снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям. Это абсурдная и легкомысленная позиция.

Регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина – нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

Детские истерики и капризы почти всегда являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, “только бы он не расстроился”, то последствия такого воспитания – обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета. Ребенок, склонный к ярким реакциям, использует любую трещинку в отношениях между членами семьи. Вот он бросается с криком на пол, чего-то требуя. Родители непреклонны. Мама крепится с трудом, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: “Ну, ладно, давай уступим”. А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на маму.

Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, так как он покупает “запрещенную” газировку, а если устроишь бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал – делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

Рецепты подавления детских истерик могут быть разными. Одни закрывают ребенка в детской с рекомендацией подумать над своим поведением, или просто уходят в другую комнату, давая ему понять, что аудитории у него нет. Некоторым детям, чтобы успокоиться, нужен строгий родительский окрик или более жесткая реакция, наказание. Жалея или наказывая ребенка, нужно помнить, что слезы – обычная детская реакция на боль и обиду – превращаются в орудие эмоционального шантажа родителей и, упустив момент адекватной реакции, мы сами формируем у ребенка патологические черты характера.

Как предотвратить приступы истерики у детей

Научитесь предупреждать вспышки

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

Переключайте детей на действия

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В первом случае он более охотно выполнит просьбу.

Назовите ребенку его эмоциональное состояние

Ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

Скажите ребенку правду относительно последствий

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Если истерика все-таки началась

Прежде всего, нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша. К выбору наиболее эффективного метода надо подходить с учетом особенностей ребенка и вашего собственного темперамента.

Наиболее гуманный способ – отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное. Например, он кричит, падает на пол, а вы спокойно открываете шкаф и видите там… удивительную вещь (коробку), которая всегда на этом месте появляется, когда в дом приходит Мышка – Плакушка. И начинайте увлеченно рассказывать эту необыкновенную историю, изучать эту коробку. Ребенок, заинтересуется и притихнет. Однако, этот прием требует большой фантазии и настроения, и не всегда бывает уместен и возможен. Главное – своим поведением игнорировать истерику ребенка.

Если уж дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами, и кричит во все горло: “Хочу!”, – то твердо и простыми словами объясните ребенку , почему вы не будете выполнять его требование. Детские истерики в общественных местах нередко рассчитаны не столько на маму (или близкого взрослого), сколько на посторонних. Если вы уступите сейчас, отныне каждое совместное посещение магазина превратится в кошмар. Конечно, в каждом конкретном случае приходится поступать по-разному, но постарайтесь не реагировать на “советы” посторонних, по возможности переждите эту вспышку, дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании. Потом, по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо обсудить происшедшее: “Что сегодня произошло, как надо было попросить”. Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется.

Не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Понятно, что это зрелище не для слабонервных и родительское сердце обливается кровью. Поверьте, кричать, когда на тебя никто не обращает внимания, неинтересно. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам, так как некоторые дети ждут обращения к ним взрослого, чтобы начать истерику снова. Сразу же переключите его на какое-то действие – принести что-нибудь, разобрать коробку с нитками или бусами, позвонить бабушке и т.п…

В большинстве случаев, особенно, если ребенок старше 4-х лет, полезно бывает наказать, например, лишить сладкого или чего-то интересного. Научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему легче будет управлять собой. Но, самое главное – выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

Вопли, слезы, катание по полу, причем желательно – при большом стечении народу. Думаю, через это испытание проходит каждый. «Возраст такой» – скажет опытная бабушка. «Невоспитанный ребенок» – обронит случайный прохожий. «Стыдно-то как» – подумает смущенная мама. Можно ли прекратить детскую истерику и нужно ли это делать?

Детишки двух-трех лет частенько устраивают родителям и всем желающим своеобразное шоу. Они закатывают шумный скандал, а то и настоящую истерику с катанием по полу, не внимая никаким увещеваниям папы с мамой. Особенно удачно такие «выступления» проходят в торговом центре, в гостях у бабушки или на детской площадке. Причем если в некоторых семьях подобные сцены редки, то в других они становятся нормой жизни. Одни дети легко вспыхивают гневом, но быстро и успокаиваются. Другие не затихают, пока вдоволь не натопаются ногами, не накричатся до хрипоты и не протрут одеждой полы в радиусе трех метров. Тут уж как повезет, все зависит от характера вашего ребенка. Однако причины, вызывающие вспышку раздражения, у всех одинаковы.

Отчего малыш впадает в ярость

Дети, особенно маленькие, любой дискомфорт переносят с трудом. Многие малыши (и даже младшие школьники) плохо реагируют на усталость и избыток впечатлений. Чувство голода, натирающий сандалик или нарушение привычного режима дня могут стать причиной истерики. Например, после шумного дня рождения, когда именинник получил все-все-все, что только можно пожелать, родители вместо благодарности вполне могут получить слезы, скандал, катание по полу. Ведь сильные эмоции для маленького ребенка – явный стресс, даже если они приятные. Поэтому, планируя день, всегда стоит учитывать потребности ребенка – иначе не удивляйтесь, если на резкие перемены он отреагирует неадекватно.
Довольно часто истерики закатывают дети, испытывающие недостаток родительского внимания. Допустим, всю неделю вы возвращаетесь домой поздно. Наконец наступают долгожданные выходные, вы планируете милое общение со своим сокровищем, собираетесь предоставить ему все блага мира или как минимум поход в зоопарк – а вам, как назло, устраивают шумный скандал. Вывод? Старайтесь хотя бы полчаса в день быть вместе – играть, читать, валяться в обнимку. Да и на выходные вовсе не обязательно отправляться далеко, ведь в привычной обстановке ребенку подчас гораздо уютнее, а уж игр и поделок можно придумать великое множество.
Наконец, некоторые детишки, невзирая на юный возраст, замечают, что при помощи истерики от взрослых легко добиться нужного результата. Понять это нетрудно: достаточно папе с мамой пару раз поддаться на провокацию, и готово – истерика будет принята маленьким манипулятором на вооружение.
Почему возраст 2-3 лет считается наиболее характерным для подобных сцен? Тут как раз все просто – это период резкого взросления, когда появляющиеся у малыша желания не всегда совпадают с его возможностями и правами. Бессильная ярость охватывает почувствовавшего себя самостоятельным ребенка, если взрослые выставляют непонятные запреты и ограничения. Или, что еще хуже, принуждают ребенка к тому, чему он противится изо всех сил.
Психологи считают, что приступы гнева – нормальный этап развития и, если они случаются не слишком часто, то идут на пользу маленькому человечку. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям, загнанным внутрь желаниям и страстям. Ребенок узнает, что бывают и сильные чувства, которые следует контролировать. Так происходит становление характера.

Готовность номер один

Конечно, мы не можем позволять ребенку все, что он хочет сделать или получить, лишь бы избежать истерики. В реальной жизни также невозможно всегда соблюдать идеальный распорядок дня и прятать свое чадо от сильных впечатлений. Возникает справедливый вопрос: как же избегать сцен, которые в равной степени изматывают ребенка и взрослых?
Прежде всего, будьте последовательны. Если через дорогу надо ходить за руку, это правило не отменяется, даже если малыш будет устраивать образцово-показательную истерику возле каждого пешеходного перехода. И если кое-кто бросается на пол супермаркета всякий раз, когда желает внеплановый леденец – не поддавайтесь на провокации.
Но если малыш хочет одеть выбранные им самим штанишки или во время прогулки пошлепать по лужам всласть, почему бы ему это не позволить? Право выбора одежды, сюжета для рисования, цвета тарелочки и многого другого вполне может принадлежать ребенку двух лет, ведь от этого ни его здоровье, ни развитие не пострадают. На улице лужи и грязь? Наденьте малышу резиновые сапожки и немаркую одежду, пусть возиться себе в размокшей земле. Он доволен отличным развлечением, вы наслаждаетесь заслуженным покоем…
Иногда детские истерики – протест против чрезмерной опеки. Возможно, вы слишком «давите» на малыша, поминутно одергивая его: «Нельзя! Отойди! Не трогай!» Как бы вы чувствовали себя на его месте? Прежде чем сказать «нет» задумайтесь, может, есть смысл сказать «да» или просто промолчать?

Буря! Скоро грянет буря

Однако, какими бы предусмотрительными мы ни были, встречаются дети, с которыми истерик не избежать. Как правило, эти малыши с рождения умеют заставить взрослых относиться к себе с уважением, отличаются твердым характером и завидным упорством. И, конечно, бывают ситуации, в которых вы никак не можете пойти на уступки, ибо это связано со здоровьем и безопасностью вашего ребенка.
А потому к истерикам надо быть готовыми и реагировать правильно. Когда будет особенно тяжко, напомните себе, что это нормальный этап развития, который со временем обязательно пройдет. Главное – не паниковать и не впадать в истерику самим.
Отказывая ребенку, постарайтесь спокойно и понятно объяснить причину отказа. Если условия позволяют, попробуйте отвлечь, предложить замену или оставить рыдающее чадо без публики. Когда истерика настигает ребенка 5-7 лет, любой ценой сохраните нейтральное выражение лица; если есть возможность оставить его одного, воспользуйтесь ею. В общественном месте отойдите на безопасное расстояние и спокойно ждите, не выпуская ребенка из поля зрения. Можете сесть на рядом стоящую лавочку и переждать, пока буря не успокоится. Когда речь идет о ребенка младше пяти лет, уходить не следует, но и обращать внимание как на истерику, так и на непрошеных комментаторов не стоит. Если дело происходит в людном месте, лучше всего сгрести чадушко в охапку и унести в более спокойный уголок.
Некоторые психологи предлагают дома усаживать скандалиста на специальный «плаксивый стул» со словами: «Пока ты плачешь и кричишь, сиди на плаксивом стуле. Надоест, приходи ко мне, будем играть и разговаривать». Другие советуют присесть рядом с плачущим малышом, чтобы оказаться с ним на одном уровне, и крепко обнять. Говорить ничего не надо, тепло вашего тела и сила ваших рук могут оказать волшебное успокоительное действие.
Иногда срабатывает простой прием: когда ребенок уже готов забиться в истерике, подсуньте ему какую-нибудь игрушку, на которой он мог бы сорвать зло, например барабан или другой достаточно громкий, но крепкий музыкальный инструмент.
Опытные родители советуют также присоединяться к детскому плачу, горько рыдая хором. Однако свой голос постепенно понижать, переходя от крика к всхлипываниям, а потом и к шмыганью носом. Возможно, малыш сбавит обороты вместе с вами.

Нас не остановить

Все сказанное выше относится к «контролируемой» истерике, когда кричащий и рыдающий ребенок время от времени сквозь горькие слезы все же проверяет, какое воздействие его выходки производят на окружающих. Если в такой ситуации он получить желаемой, сцена тут же прекратится. Но иногда эмоции перехлестывают настолько, что ребенок уже не может совладать с собой.
При этом вести себя следует совершенно иначе – если вы не поможете, малышу придется нелегко. Прежде всего, не оставляйте ребенка одного, чтобы он не чувствовал себя никому не нужным. Обнимите, даже преодолевая сопротивление, покачайте, приговаривая ласковые слова. Попробуйте посадить малыша в теплую ванну, включите для него мелодичную музыку, зажгите свечу и предложите вместе посмотреть на ее огонек.
Будьте внимательны: на пике неконтролируемой истерики ребенок может начать задыхаться от слез. При этом малыш багровеет, потом синеет; иногда лицо, наоборот, сильно бледнеет. Обычно дыхание восстанавливается само собой. Опасные признаки – излишнее напряжение или, наоборот, внезапная вялость. Некоторые дети даже теряют сознание. Выглядит это страшно, хотя прямой угрозы для жизни ребенка нет. Понаблюдайте за ним, но дайте придти в себя самостоятельно (обычно это случается через несколько минут). Если малыш постоянно теряет сознание после припадков плача, обратитесь к врачу. В любом случае, не поднимайте шума вокруг события, сделайте вид, будто ничего особенно не произошло.
Еще одна «милая» привычка, особенно характерная для детей до 3-4 лет – битье головой об пол или стену. Таким образом малыш «выбивает» себе желаемое. Особого вреда столь страшный на первый взгляд прием не принесет, поэтому постарайтесь его игнорировать. Кстати, некоторые дети ведут себя так, когда скучают или хотят спать.

И истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: "Хочу!" или "Не хочу!", который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет , и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, - это требование .

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, - это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, - это капризы.

Причины, по котором "капризка" посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить - что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те - не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: "Что за мать?! У ребенка истерика!" (Ну конечно, а то я без нее не заметила...) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: "Понарожают, а воспитывать не умеют!".

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка - ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием "с глаз долой - из сердца вон" очень эффективен для предупреждения истерики-требования "Хочу то, чего нельзя". Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.


Детские истерики и переключение внимания

Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

Сколько лет дочери?

Два с половиной.

Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна - не будет и слезных требований.

Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием "Переключение внимания" . Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если "М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя".

"Переключение внимания" особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас "антикризисных игрушек", к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач "хочу этот совок, а он не отдает" практически неизбежен. Но стоило сказать "Смотрите, что у меня есть!" и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, - "Условное соглашение". Формула такая: "Да, конечно, только потом" или "Да, но..."

"Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст" Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем "Нет, он первый взял". Когда ребенок слышит "нет", у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит "да", есть шанс договориться.

"Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть".

"Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?"

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

"Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него".

"Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра".

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием "Перетаскивание". Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо "Оставь кубики, пошли есть суп" можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием "Предупреждение".

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность - это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: "Если сейчас не придете - кормить не буду!".

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: "Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?". С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием "Альтернативный вопрос". Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют "выбор без выбора".

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: "Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?". Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. "Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?" - ключевое слово здесь "соберешь".

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: "Я не хочу сегодня гулять!", "Я не буду ничего собирать!". Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: "Я так решила, мы сейчас выходим на улицу". Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: "Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога", "Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две".

Прием "Подмена понятий". Классический пример из известного кинофильма: "Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!".

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит "Нет!" и "Не буду!", отстаивая свое право на собственное мнение. Через "нет" он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. ("Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама".)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить "нет", даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать "нет".

Представьте детский сад и целую группу "неток"-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их "нет"...

Нет! Я не буду надевать ботинки!

Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и - оп! - запрыгивает на ножку!

Нет, я не буду кушать!

Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят... Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку... Можно назвать обед рыбалкой - подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман - это когда взрослый говорит: "Съешь суп, я тебе конфетку дам", а потом: "Ой, а конфетки нет, убежала".

Нет! Я не буду спать!

Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет... Но он "не спал" в садике. Он так "ждал маму".

Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

Нет! Я не буду раздеваться!

Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

Нет! Я не пойду гулять!

Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть - глаз открыть не может. На мольбы: "Давай еще пять минуточек полежим" - ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

Обсуждение

Честно признаюсь дочке 2 года, обнаглевшая истерика учащенно начала воспаляться до атомных состояний, пришлось воспользоваться самым древним методом на планете, которым пользуются многие существа: крепко резиновым тапочком по заднице, на следующий день и последующие как шёлковая. Главное не давать слабинку. Потрясающий эффект за один раз. Наверное проблема носит индивидуальный характер для каждой семьи. У нас дедушка воспитывал взглядом, то есть на стене был «воспитательный» кнут, и когда ребёнок капризничал он переводил взгляд на кнут а потом на ребёнка, если ребёнок уже испробовал его на вкус, то он уже знал что визуального замечания достаточно, дедушка никогда ни кричал и не ругался. Все дети слушались его взгляда. Поэтому всех внуков к нему на корректировку поведения отправляли, а их больше 2 десятков было. Бабушка -мать героиня, а дедушка отец героин:). Во первых нужно минимизировать взаимодействие с гаджетами, это влияет на его психику, даже маме меньше дружить со смартфонами и планшетами, кроме рабочего порядка. Во вторых папа должен принимать активное участия во всем от подгузников до кормления, от прогулок до отправления на снотворный отдых. Ребёнка нужно воспитывать с момента зачатия:)), поэтому исключаем истерику когда он хочет спать, или перевозбуждён, всегда можно сбросить его капризы, перевернуть вверх ногами, или посадить на шею, или сделать ку ку на прятки, массу возможностей на фантазию. Старайтесь чтобы ребёнок тоже имел какие то увлечения в адрес помощи родителям скажем полечил маму или папу, помог перетаскать постиранное бельё или собирать игрушки. Ребёнка нужно разыгрывать, как это делают с музыкальным инструментом, а потом приигрывать и тренировать. Он этим занимается расширяя свои возможности и навыки. Именно от нашего опыта он будет впитывать основы поведения и мышления. На ютубе есть полезные развивающие каналы: ладушки оладушки, baby einstein, мультики тини лав и мультики советского происхождения (правда для меня это выборочно) остальное вредный шлак, по крайней мере я лучшего не нашёл. Удачи и терпения (мудрости) вам в воспитании детей! Именно мы создаём будущее не только страны но и человечества в целом!

27.01.2019 17:15:45, Добрый Папа