Домой / Карандаш / Кто придумал тату. Татуировка в России

Кто придумал тату. Татуировка в России

Татуировки появились случайно. Заметив, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов, на коже образуются причудливые несмываемые рисунки, люди начали наносить повреждения намеренно.

Искусство украшать себя тату можно считать одним из древнейших. История татуировки насчитывает не менее 6000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо видны. Древние египтяне почитали искусство тату и, благодаря торговым связям, научили украшать собственные тела жителей Персии, Греции и Крита.

По мнению исследователей, татуировки появились ещё в эпоху первобытного общества. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, служила маскировкой во время охоты, а также наделялась магической силой. Первоначально рисунок наносился на тело красками. Однако изображения были недолговечными, поэтому возникла необходимость в более стойких узорах.

Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов. У некоторых народов делали порезы на коже только людям благородного происхождения. У других богатые люди разрисовывали спину и переднюю часть тела. Татуировка использовалась даже для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся в назначенное место.

Немало сведений имеется об обычаях нанесения татуировки и шрамов народами Ближнего Востока и Восточной Европы. У знатных алтайских скифов было принято наносить на тело изображения животных - хищных птиц, оленей, баранов, рыб и т.д., а также сцены из легенд и мифов.

В Европе о татуировке узнали благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. В 1769 году он привез с собой из странствий полинезийца, сплошь покрытого татуировкой. По другой версии искусство тату в Европу пришло из Австралии, именно с острова Самоа, став почетным, элитным в среде европейской знати. На островах Самоа татуировка до наших дней является признаком серьезного положения в обществе и наносится на тело теми же методами, что и много веков назад. С распространением христианства отношение к татуировке стало меняться - её запрещали, считая греховной. Ссылались на Библию. В эпоху Великих географических открытий тату в Европе стало свидетельством примитивности человека.

Однако тату применяли на протяжении многих веков, его использовали для клеймения рабов и преступников. Так, например, в Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам - в виде рогов, осуждённым на галеры - надпись "GAL", пожизненно осужденным на исправительные работы - "TFP". В России клеймили рабов, сосланным в Сибирь наносили буквы "КТ".

Представители высшего света делали нательные рисунки в виде символов власти и фамильных гербов. Простой народ обходился незатейливыми любовными картинками. Самой большой популярностью татуировки пользовались среди мореплавателей: чаще всего они наносили на тела имена и изображения любимых девушек, распятия, которые считались оберегом от несчастий.

В других странах мира, в частности в Америке, Индии, Полинезии и Японии, татуирование было широко распространено. Жители этих государств щедро украшали своё тело татуировками, при этом у богатых или занимающих высокое социальное положение людей нательные рисунки были самыми роскошными. Наибольший рассвет культура тату получила в Японии. Татуировки носили самураи и гейши (им запрещалось показывать обнажённое тело, поэтому они делали татуировки, имитирующие одежду, не нанося орнамента только на лицо, ладони и ступни). Японские мастера впервые предложили трехмерные изображения. Вместо орнаментов и плоских фигур они стали изображать объемных и цветных мифических животных.

В Северную Америку искусство татуировки, скорее всего, "приплыло" через Берингов пролив вместе с чукчами. Чукчи дружили с Североамериканскими индейцами, и они передали искусство татуажа в Центральную и Южную Америку.

Большое значение имели цвет, месторасположение, а также сам рисунок. Например, у маори сложные татуировки делались только знатным соплеменникам благородного происхождения. Татуировки этого народа отличались не только красотой, но и сложностью. Орнаменты складывались в сложные сюжеты, однако при этом располагались на теле строго симметрично. Некоторые американские племена наносили соответствующие изображения во время войны с соседними племенами.

Жители полинезийских островов выполняли нательные рисунки в виде животных, являвшихся тотемом рода. Нанесение татуировки - ритуал, нарушение которого лишает этот процесс его магического значения, поэтому он совершался втайне специально посвященными людьми. Знаете ли вы, что татуировка является еще и вашим проводником в мир иной, прожектором, освещающим дорогу в другой мир? Однако со временем первоначальный смысл многих изображений утратился. Всё чаще стали делать декоративные наколки. С помощью татуировки человек стремится выделиться из своего окружения, выразить свое внутреннее "я".

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычной татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины, и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Татуировка у разных народов мира была символом рабства, избранности, оберегала и несла в себе зашифрованную информацию. Так, на египетских мумиях археологи нашли примеры самой древней татуировки. Они датируются приблизительно 2000 годами до нашей эры. Египтяне татуировали только своих фараонов и наиболее могущественных жрецов. Островные народы с помощью наколок приближались к своим богам. Древние народы использовали татуировку в религиозных ритуалах, в качестве амулета и как украшение. Например, греки накалывали зашифрованные татуировки своим шпионам, а римляне клеймили преступников и рабов. Причем, римскому императору Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делали рабские татуировки.

Лицо всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Почти все племена Северной Америки пользуются татуировкой: чем сильнее зататуирован человек, тем более смелым и доблестным он считается среди своих соплеменников. Наши предки также любили разукрасить свое тело причудливыми изображениями животных, которые, по их верованиям, должны были отвести беды от рода. Древние индейцы на своем теле отмечали с помощью тату количество побежденных врагов.

В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытали в процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок выдалбливался на лице, руках и ногах молоточками с иглами в течение нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей. В Японии татуировать себя разрешалось лишь самым уважаемым и достигшим вершин мастерства учителям школ единоборств. В средневековье христианская церковь постаралась уничтожить традиции татуировки, считая ее варварским наследием. В просвещенной Европе татуировка произошла от клейма средневекового палача, метившего воров и убийц. Долгое время в советской России тату считался атрибутом тюрьмы.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - все приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д., поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки.

Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио. Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями".

В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг.) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака".

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое.

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Первая татуировка уходит корнями в период раннего палеолита, чему существует множество подтверждений в виде обнаруженных при раскопках мумий, на теле которых и по сей день, видны следы татуировки. Так же, археологи не редко встречают всевозможные резцы, иглы и красители, которые, предположительно, могли использоваться для татуировки.

Издревле татуировка и шрамирование наделялись самыми разнообразными мистическими свойствами: воинов защищала в бою, стариков хранила от болезней, детей оберегала от родительского гнева, женщинам сулила легкие роды.

Племена Майори считали, что лицо всегда на виду, потому именно лицу отдавали особое предпочтение, нанося на него всевозможные узоры и орнаменты, служащие боевой раскраской, показателем доблести, социального положения, или просто выражая, таким образом, свою индивидуальность.

Еще Геродот поведал нам историю о том, как Гистиаэй передал зятю Аристогору тайную информацию «живым» письмом, через раба, на чьём черепе был вытатуирован текст, в последствие спрятанный от врагов под волосами.

Японские гейши, с помощью татуировки обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела, считая, что разноцветные узоры имитируют одежду.

С развитием христианства, обычай татуировки стали безжалостно искоренять, считая тату — проявлением язычества. В Ветхом Завете четко прописано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле и не накалывайте письмена». Среди европейцев запрет на татуировку держался почти до ХVII века. Но, благодаря христианским миссионерам, которые по древнему обычаю привозили на себе татуировку (как напоминание о месте, в котором они побывали), татуировка держалась на плаву.

Джеймс Кук, так же внес в историю татуировки свой неизгладимый след, привезя в Европу «Великого Омаи» (полинезийца, чьё тело было сплошь покрыто татуировками), которого считали человеком — сенсацией, живой тату – галереей. После этого, ни одно, уважающее себя представление, будь то ярмарка или бродячий цирк, уже не могло обходиться без участия человека, покрытого большим количеством татуировок. В последствие мода на аборигенов пошла на спад, и на замену дикарям пришли татуированные американцы и европейцы.

История татуировки повествует нам о том, что, чаще всего, тату использовали для определения социального статуса, защиты или принадлежности к какому-либо роду, но существовали обычаи, когда татуировка считалась наказанием или карой. Так, к примеру, в японской провинции Чукудзен (XVI в) преступникам, в качестве порицания за первое преступление наносили на лицо горизонтальную линию, за второе преступление — дугообразную линию, за третье — еще одну. В конечном результате, на лице не одумавшегося преступника появлялся иероглиф «ИНУ», что переводится как «собака». Римляне, чаще всего, использовали тату для обозначения своих рабов. В ХХ веке пытались вернуться к клеймению особо-опасных преступников, и предлагалось на их спинах излагать их злодеяния, посредством татуированного текста. А вот моряки, напротив, изображали на своих спинах распятие, в надежде, что таким образом им удастся избежать телесных наказаний.

История татуировки в России не на последнее места ставит вклад Петра I в ее развитие. Именно Петр I ввел обязательную нумерацию солдат, путем татуирования. На запястье солдата надрезался крест, в рану втирали порох и забинтовывали, так же накалывали личный номер солдата. Эта варварская идея помогала идентифицировать раненных и погибших.

Следующий бум в истории татуировки в России произошел в начале ХХ века, когда в тюрьмах повсеместно стало модным делать наколки, отображающие тот или иной статус сидевшего или причину, по которой он попал в тюрьму (см. ).

Как ни прискорбно, но цивилизация довела древнее искусство татуировки до уровня дешевого ширпотреба.

В 1891 году, американцем Рейли была изобретена первая электрическая тату машинка. Но еще долгое время не считалась востребованной. В период всплеска молодежной культуры в середине ХХ века появилось новое поколение татуировщиков, благодаря экспериментам и амбициям которых, татуировку возвели в ранг искусства.

Сегодня татуировка достигла высокого уровня и огромной популярности. Во всем мире это искусство развивается наряду с художеством, появляются все новые стили и направления (см. ), новые техники нанесения и изображения. Все больше людей хотят украсить свое тело и выразить свою индивидуальность, благо, что способов и вариантов на сегодняшний день предостаточно.

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Многовековую историю тату можно назвать поистине впечатляющей. Бывало, что нательные рисунки категорически запрещали, считая их чем-то постыдным, бывало, что относились к ним с особым благоговением и уважением. Взлеты и падения, любовь и ненависть, презрение и почитание. Все это – история татуировки.

Время происхождения и причины появления

Ученые, изучающие историю нательной живописи, полагают, что татуировки появились еще во времена первобытнообщинного строя, более 60 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует древняя наскальная живопись, повествующая о жизни людей и изображающая их быт и внешний вид. При исследовании египетских пирамид были обнаружены мумии возрастом 4000 лет с едва различимыми рисунками на коже. Предположительно татуировки были отличительным знаком богатых фараонов и знатных семей. Простые египтяне не удостаивались такой чести. Итак, время происхождения тату очень удалено от нас, поэтому вы с полным правом можете гордиться тем, что приобщились к древней культуре, если захотите сделать татуировку.

Согласно истории возникновения татуировок, они могли наносится в следующих ситуациях:

  • Во время охоты мужчины получали естественные повреждения – шрамы, ссадины, раны. Со временем кожа огрубевала, деформировалась, образуя причудливые узоры. Такие узоры говорили о храбрости, смелости, охотничьем духе обладателя, и он становился уважаемым в племени человеком. Затем порезы стали наноситься искусственно и вскоре распространились даже на женщин, превратившись в первые тату.
  • Тату принудительно наносились каждому из членов общины и указывали на его социальный статус, принадлежность к тому или иному племени, выдающиеся достижения, поступки и черты характера. Тату имели как положительное, так и негативное значение. Тело человека отображало всю его жизнь, для окружающих он выглядел как открытая книга, где ничего нельзя было скрыть или приукрасить.
  • Тату носили сакральный смысл и были связаны с переходными обрядами: посвящением в мужчины или уходом в мир иной. Наносить татуировки начинали с самых юных лет и порой заканчивали даже после смерти человека.

Древние люди были язычниками, поклонялись идолам, божествам и придумывали способы защититься от воздействия злых сил. Нательный рисунок был как раз одним из таких методов и служил в качестве мощного оберега, привлекающего удачу и отгоняющего духов.

Видео про историю татуировок

Первые нательные рисунки: интересные факты

История происхождения нательных рисунков охватывает весь земной шар: Америку, Европу, Азию, Японию, Австралию, Океанию. У каждой народности были свои отличительные особенности, по которым их можно было идентифицировать. Примечательно, что белокожие люди наносили в качестве татуировок особые знаки, цветы и узоры. Чернокожие африканские племена специально украшали тело шрамами. Для этого они искусственно делали надрезы и на свежую рану наносили краску. Рассмотрим интересные факты о происхождении татуировок наших предков.

Племя Диак считало, что в раю вещи приобретут противоположную форму: черное станет белым, маленькое – большим, и наоборот. Для этого они предусмотрительно наносили на тело черные тату, которые после смерти приобретали белый оттенок. Это помогало людям благополучно попасть в рай, минуя ад.

Индонезийские и полинезийские племена индейцев стали прародителями этнического стиля современного тату-искусства. Их рисунки передавались из поколения в поколение и служили не только социальной отметкой, но и оберегом. Чтобы защититься от злых духов, они наносили изображения этих же темных сил. Таким образом они маскировались и верили, что это поможет избежать беды. Подобные тату наносились крайне болезненно, иногда с летальным исходом. В свежий порез втирались древесный уголь и сажа. Примечательно, что в Полинезии до сих пор живут племена, которые придерживаются многовековых традиций. Не повезло американским индейцам, которых вытеснили за пределы исторической территории. Однако немногие оставшиеся представители, олицетворяя историю, и сегодня носят гордое имя индейца и предпочитают характерную одежду и длинные волосы.

В Японии татуировка у женщины свидетельствовала об ее плодовитости и хорошем здоровье. Количество тату соответствовало числу детей, а чем больше узоров на теле – тем выносливее обладательница. Тату наносились на лицо, ноги и служили защитным амулетом. Техника выполнения рисунка была очень сложной. Поначалу контур наносился с помощью кисточки, а затем выкалывался на теле бамбуковой палочкой или специальными иглами. Будущий татуировщик свое первое изображение выполнял на ноге учителя без применения туши. Затем он был обязан сделать татуировку у себя на ноге. Только в случае успешной сдачи экзамена ученик переходил в ранг молодого специалиста и допускался к клиентам.

Представители племени маори считали, что лицо следует украшать в первую очередь, поэтому татуировки выглядели как сплошная маска. Удостаивался такой чести только самый доблестный воин и богатый человек с высоким социальным статусом. Узор татуировки даже служил в качестве личной подписи. После смерти голову отрезали и сохраняли в качестве племенной реликвии. Обычных людей без маски на лице после кончины оставляли на растерзание диким животным.

Наши славянские предки покрывали свое тело магическими узорами и орнаментами, которые были необходимы для проведения обрядов по плодородию и урожайности. Для нанесения тату они использовали специальные глиняные прессы с очерченными контурами будущего рисунка. Подобные инструменты называли пинтадерами.

Татуировки в эпоху Средневековья

С массовым распространением христианской религии тату оказались под запретом, поскольку Библия запрещает любые нательные изображения. Людей обвиняли в сатанизме, идолопоклонничестве, оккультизме и причастности к черной магии. Тату-культура искоренялась в Европе вплоть до XVIII века. Примечательно, что многие христиане, будучи моряками и отправляясь в морские путешествия, не упускали возможности украсить свое тело за океаном. В 1769 г. Джеймс Кук привез из Таити полинезийца, с ног до головы разрисованного татуировками. Кстати, именно этот выдающийся мореплаватель впервые употребил к нательным рисункам слово tattoo, которое с тех пор вошло в обиход. Бедный индеец Великий Омаи не только стал местной достопримечательностью и участвовал во всех цирковых программах и уличных представлениях, но и вошел в историю тату-искусства.

Позже самые смелые европейцы, желающие подзаработать на своем внешнем виде, заняли место полинезийца. Например, американка леди Виола набила на теле портреты шести президентов, нескольких именитых актеров и выступала на сцене, вызывая бурный восторг у окружающих. Простые люди не спешили украшать тело и клеймить себя. Исключение составляли рабочие группы, так называемые профсоюзы: горняки, моряки, литейщики и представители других рабочий профессий. У каждой профессии была своя татуировка, которая символизировала братство, единство, одинаковые жизненные приоритеты и взгляды на жизнь.

Немного о средневековье и тату

Иначе дела обстояли в восточных странах. Например, в Китае татуировку принудительно наносили рабам и пленным, чтобы в случае побега их можно было легко идентифицировать. В Стране восходящего солнца, Греции и Риме наколка была позорным знаком преступников и всех тех, кто нарушил закон. Кстати, в Японии за первый проступок вдоль лба наносили горизонтальную линию, за второй и третий – еще по одной. В результате получался иероглиф, означающий «собака». Мексика и Никарагуа тоже клеймили злоумышленников. На Руси заключенных клеймили словом «вор», а в Англии – буквой D. Немцы во времена Великой Отечественной войны наносили пленным клеймо с порядковыми номерами в концлагерях. Постепенно тату-культура совсем угасла, ушла в историю, оставив только уголовные татуировки и примитивные изображения у американских рабочих.

Возрождение тату-искусства

Татуировка триумфально возродилась с появлением первой татуировочной машинки. Изобрел ее американец О’Рейли в 1891 г. Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого, как свидетельствует история татуировок, люди пользовались подручными средствами, которые не позволяли наносить качественное изображение. В Америке и Европе стали массово открываться тату-салоны, особенно после проведения первой конвенции по тату в 1950 г. в Англии. Кстати, первыми хозяевами подобных заведений были моряки. К 50–60 гг. ХХ в. молодежь подхватила модную тенденцию, и татуировка получила массовое признание и распространение в мире. Помимо появления новых стилей, возродились и старые: полинезийский и индонезийский.

Медленнее всего происходило развитие тату-культуры в России. Во времена СССР нательные рисунки были под строгим запретом из-за распространения тюремных татуировок. Тату считались позорным и постыдным атрибутом асоциальных личностей. Подпольные мастера из-за отсутствия необходимых инструментов и профессиональных расходных материалов вынуждены были использовать в работе канцелярскую тушь и даже женский каблук. Изображения выглядели настолько примитивно, что их никак нельзя было назвать украшением. И только к началу 1990-х гг. история татуировок вновь возродилась в России и стала усиленными темпами догонять Европу и Америку. Толчком к развитию послужила первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки», которая состоялась в Москве в 1995 г. Талант российских татуировщиков уже по достоинству оценили иностранные коллеги.

Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти, - и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии - выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена."

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату - истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.