Домой / Карандаш / ОШО: О семье и браке. Ошо о любви

ОШО: О семье и браке. Ошо о любви

Ошо — известный индийский духовный лидер. Для кого-то его учения сегодня являются единственно верными правилами жизни, а кто-то видит в его философии вред обществу. Учение Ошо не раз подвергалось критике, однако с каждым годом у этого индийского эзотерика появляется все больше и больше последователей, так как во многих его мыслях скрыта истина нашего бытия и смысл жизни всего сущего.

Ошо много говорил о любви и ее проявлениях. Некоторые мысли стали основой современного понимания любви, семьи и взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Эти мудрые высказывания Ошо о любви помогают раскрыть глубинный смысл любви и отношений между мужчиной и женщиной. Но каждый делает свои выводы. Помните о том, что суть любви — это добро. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

28.07.2014 09:40

Любовь — прекрасное и светлое чувство, но часто именно она доставляет самую большую боль. В безответной любви, люди прибегают...

Узнать правду о своем возлюбленном и о будущем отношений помогут гадания на картах. Простые и...

Любовь — это не единое явление, она двойственна. Это — веревка, натянутая между двумя полярностями. Вы должны будете понять эти две полярности: одна из них — секс, другая — молитва.
Любовь — это веревка, натянутая между сексом и молитвой, часть ее — секс, часть — молитва…

Ошо

Потому что вас еще нет. Есть внутрен-няя пустота и страх, что если вы завяже-те с кем-то отношения, то рано или позд-но ваша пустота будет раскрыта. Поэтому более безопасным кажется держаться от людей на расстоянии; по крайней мере, вы можете притвориться, что вы есть.

Вас нет. Вы еще не родились, вы — лишь возможность. Вы еще не исполнились — а только два самореализовавшихся чело-века могут вступить в отношения. Быть в отношениях — одно из самых прекрасных явлений в жизни; быть в отношениях — значит любить, быть в отношениях — зна-чит делиться. Но прежде чем вы сможе-те делиться, вы должны иметь. И прежде чем вы сможете любить, вы должны быть полны любви, переполнены любовью.

Два семени не могут быть в отноше-ниях — они закрыты. В отношения могут иступить два цветка — они открыты, они могут посылать друг другу свой аромат, они могут танцевать под одним и тем же солнцем и под одним и тем же ветром, они могут вести диалог, они могут шеп-таться. Но для двух семян это невозмож-но. Семена полностью закрыты, лишены окон — как им общаться?

И именно так обстоит дело. Человек рождается, как семя; он может стать цвет-ком, а может и не стать. Все зависит от вас — от того, что вы с собой делаете, рас-тете вы или нет. Это ваш выбор — и вам каждую секунду приходится с ним сталки-ваться; каждую секунду вы оказываетесь на распутье.

Миллионы людей решают не расти. Они остаются семенами, они остаются возможностями, они никогда не становят-ся чем-то реальным. Они не знают, что та-кое самореализация, они не знают, что та-кое самоосуществление (self-actualization), они ничего не знают о том, что значит «быть». Они живут совершенно пусты-ми, и совершенно пустыми они умира-ют. Как они могут вступить в отношения?

Это будет означать выставить себя на-показ — свою наготу, свое уродство, свою пустоту — и кажется, что безопаснее сохранять дистанцию. Даже влюбленные сохраняют дистанцию; они сближаются лишь до определенного предела и всегда настороже — когда им отступить? У них есть границы; они никогда не переходят этих границ, они остаются заточенными в своих границах.

Да, существует некий вид связи, но это не отношения, а обладание, владение. Муж владеет женой, жена владеет мужем, родители владеют детьми и так далее, и тому подобное. Но владеть не означает быть в отношениях. На самом деле вла-деть — значит разрушить любую возмож-ность построить отношения. Если вы находитесь в отношениях, вы уважаете, вы не можете владеть. Если вы в отно-шениях, то между вами существует глубо-кое взаимное уважение. Если вы в отно-шениях, то вы подходите очень близко, очень-очень близко, в глубокой интимно-сти, соприкасаясь друг с другом. И тем не менее, свобода другого человека не нарушается, тем не менее, другой остает-ся независимой индивидуальностью. Вза-имоотношения — это взаимосвязь «я — ты», а не «я — это» — перекрывающиеся, взаимопроникающие, и, в то же время, в каком-то смысле независимые.

Халиль Джебран, поэт, говорит: «Будь-те подобны двум колоннам, поддержи-вающим одну кровлю, но не пытайтесь завладеть другим, оставьте другого неза-висимым. Поддерживайте одну кровлю, которая есть любовь».

Двое любящих поддерживают нечто невидимое и нечто безмерно ценное: не-кую поэзию бытия, некую музыку, кото-рая слышится в глубочайших тайниках их существования. Они поддерживают это вдвоем, поддерживают некую гармонию — и, тем не менее, остаются незави-симыми. Они могут раскрыть себя дру-гому, потому что страха нет. Они знают, что они существуют. Они знают свою вну-треннюю красоту, они знают свой внут-ренний аромат; страха нет.

Но обычно этот страх присутствует, потому что у вас нет никакого аромата. Если вы раскроете себя, то от вас будет просто вонять. От вас будет вонять рев-ностью, ненавистью, злобой, похотью. У вас не будет аромата любви, молитвы, сострадания.

Миллионы людей решили оставаться семенами. Почему? Если они могут стать цветами и танцевать на ветру под солн-цем и луной, почему они решили оста-ваться семенами? В их решении что-то есть: быть семенем безопаснее, чем цвет-ком. Цветок хрупок, а семя не хрупкое, оно выглядит очень прочным. Цветок очень легко уничтожить: всего лишь силь-ный ветер — и лепестки облетят. Семя так легко ветром не уничтожить, семя очень хорошо защищено, оно в безопасности. Цветок — такая нежная вещь — открыт и подвергается стольким опасностям. Мо-жет налететь сильный ветер, может хлы-нуть ливень, солнце может быть слишком жарким, какой-нибудь дурак может со-рвать цветок. С цветком может случить-ся все, с ним может случиться что угодно, цветок постоянно в опасности. А семя — в безопасности, и поэтому миллионы людей решают оставаться семенами. Но оставаться семенем — значит оставаться мертвым, оставаться семенем — значит вообще не жить. Конечно, это безопасно, но в этом нет жизни. Смерть безопасна, жизнь небезопасна. Тот, кто хочет действительно жить, должен жить в опасности, в постоянной опасности. Тот, кто хо-чет достичь вершин, не должен бояться сгинуть. Тот, кто хочет взобраться на высочайшие пики, не должен бояться откуда-нибудь свалиться, поскользнувшись.

Чем сильнее это стремление к росту, тем больше и больше приходится идти на риск. Настоящий человек принима-ет опасность как свой подлинный образ жизни, как подлинную атмосферу роста.

Ты спрашиваешь: «Почему так трудно быть в отношениях?»

Это трудно, потому что тебя еще нет. Прежде — будь. Лишь потом возможно все остальное. Прежде будь.

Иисус говорит об этом по-своему: «Ищите прежде Царства Божия, и все приложится вам». Это просто древнее выражение того же, что говорю я: «Преж-де будьте, и все приложится вам».

Прежде будьте — и тогда вы сможете быть в отношениях. И запомните: быть в отношениях (to relate) — это прекрасно. Связь (relationship) — это совершенно другое явление; связь — это нечто мертвое, застывшее, дошедшее до точки. Вы женились на женщине; это точка, конец. Теперь всё будет идти на убыль. Вы достигли предела, ничто больше не растет. Река остановилась и превращается в пруд. Связь — это уже вещь, нечто законченное; отно-шения — это процесс. Избегайте связей и все глубже и глубже идите в отношения.

Я ставлю акцент на глаголы — не на существительные; насколько это возмож-но, избегайте существительных. Я пони-маю — в языке их не избежать; но избегайте их в жизни, потому что жизнь — это глагол. Жизнь — не существительное, на самом деле это «житие», а не «жизнь». Это не любовь, это «любление» . Это не связь (relationship), это процесс отноше-ний (relating). Это не песня, это пение. Это не танец, это «танцевание».

Поймите это различие, почувствуйте его вкус. Танец — это нечто завершен-ное: последние штрихи добавлены, те-перь больше ничего не сделаешь. Не-что законченное есть нечто мертвое. Жизнь не знает точек; запятые — да, но не точки. Места отдыха — да, но не пункт назначения.

Вместо того чтобы думать о том, как быть в отношениях, выполните первое требование: медитируйте, будьте, и тогда отношения возникнут из этого сами со-бой. Тот, кто становится безмолвным, бла-женным, тот, кто начинает переполняться энергиями, становится цветком, должен войти в отношения. Это не есть что-то, чему он должен учиться, это начинает про-исходить. Он вступает в отношения с людь-ми, он вступает в отношения с животны-ми, он вступает в отношения с деревьями, он вступает в отношения даже со скалами.

По сути, он двадцать четыре часа в сутки пребывает в отношениях. Если он идет по земле, он в отношениях с землей; его стопы касаются земли, он в отноше-ниях. Если он плавает в реке, он вступает в отношения с рекой, и если он смотрит на звезды, у него начинаются отношения со звездами.

Это не вопрос взаимоотношений, связи с кем-то конкретно. Главное заключа-ется в том, что если вы есть, то вся ваша жизнь становится отношениями. Это постоянная песня, постоянный танец, это непрерывность, поток, подобный реке.

Медитируйте, найдите сначала свой собственный центр. Прежде, чем вы сможете быть в отношениях с кем-либо еще, войдите в отношения с самим собой. Это главное требование, которое должно быть выполнено. Без него невозможно ничего. С ним же нет ничего невозможного.


ОШО (Бхагаван Шри Раджниш)

Человек перерос семью.
Полезность семьи кончилась; она жила слишком долго. Это одна из самых древних институций, и только очень восприимчивые люди могут увидеть, что она уже мертва. Другим потребуется время, чтобы осознать тот факт, что семья мертва.

Она сделала свою работу. Она более не уместна в новом контексте вещей; она более не уместна в новом человечестве, которое рождается.

Семья была хороша и плоха. Она была помощью - человек благодаря ей выжил - и в то же время очень вредна, потому что она развратила человеческий ум. Но в прошлом никакой альтернативы не было, нельзя было выбрать ничего другого. Это было необходимым злом. В будущем это необязательно. Будущее может предложить альтернативные решения.

Моя идея состоит в том, что будущее не будет фиксированным образцом; в нем будет много, много альтернативных решений. Если некоторые люди по-прежнему решат завести семью, у них будет свобода ее завести. Это будет очень небольшой процент людей. На земле есть семьи - очень редко, не больше одного процента - которые действительно красивы, которые очень благоприятны, в которых происходит рост... В которых нет авторитарности, никаких путешествий власти, никакого чувства собственности; в которых дети не разрушаются... В которых жена не пытается разрушить мужа, а муж не пытается разрушить жену; где есть любовь и есть свобода; где люди собираются вместе просто из радости - не ради других мотивов; где нет политики. Да, такие семьи существовали на земле; они все еще есть. Для таких людей не нужно никаких перемен. В будущем они смогут продолжать жить семьями.

Но для подавляющего большинства семья - это уродливая вещь. Ты можешь спросить психоаналитиков, и они скажут, что все возможные психические болезни возникают из семьи. Все виды психозов, неврозов возникают из семьи. Семья создает очень, очень больное человеческое существо.

В этом нет необходимости; будут возможны другие решения. Дети принадлежат коммуне - они принадлежат всем. Нет никакой личной собственности, никакого личного эго. Мужчина живет с женщиной, потому что им нравится жить вместе, потому что они лелеют это, радуются этому. В то мгновение, как они чувствуют, что любви больше не происходит, они не цепляются друг за друга. Они прощаются с полной благодарностью, с полной дружбой. Они начинают двигаться с другими людьми.

Единственной проблемой в прошлом было, что делать с детьми. В коммуне дети могут принадлежать коммуне, и это будет гораздо лучше. У них будет больше возможностей расти со многими разными людьми. Иначе ребенок вырастает рядом с матерью - много лет мать и отец для него единственные образы существа. Естественно, он начинает им подражать. Дети становятся подражателями своих отцов, они увековечивают в мире ту же болезнь, что и их родители. Они становятся копиями под копирку. Это очень разрушительно. И нет никакого пути для детей стать кем-то другим; у них нет никакого другого источника информации.

Если сто человек живут вместе в коммуне, в ней будут членами женщины и мужчины; ребенок не будет зафиксирован и одержим одним образом жизни. Он сможет учиться у отца, он сможет учиться у дядь, он сможет учиться от всех людей в сообществе. У него будет большая душа.

Семьи раздавливают людей и дают им очень маленькие души. В сообществе у ребенка душа будет больше; у него будет больше возможностей, он будет гораздо богаче в существе. Он будет видеть многих женщин; у него не будет одного представления о женщине. Очень разрушительно иметь одно представление о женщине - потому что всю свою жизнь ты будешь продолжать и продолжать искать мать. Каждый раз, когда ты влюбляешься в женщину, наблюдай! Очень возможно, что ты нашел кого-то, кто похож на твою мать, а это, может быть, как раз то, чего тебе нужно избегать.

Каждый ребенок полон гнева на свою мать. Матери приходится многое запрещать, матери приходится говорить нет - этого нельзя избежать. Даже хорошей матери приходится иногда говорить нет и ограничивать, и отказывать. Ребенок чувствует ярость, гнев. Он ненавидит мать и любит одновременно, потому что она - его выживание, его источник жизни и энергии. Поэтому он одновременно ненавидит и любит мать. И это становится образцом. Ты любишь женщину и ее же ненавидишь. И у тебя нет никакого другого выбора. Ты всегда будет продолжать искать - бессознательно - свою мать. И это происходит и с женщинами, они продолжают искать своего отца. Вся их жизнь - это поиск папы в качестве мужа.

Твой папа - не единственный человек в мире; мир гораздо богаче. И фактически, если ты сможешь найти папу, ты не будешь счастлива. Ты можешь быть счастлива только с возлюбленным, с любовником, не с папой. Если ты сможешь найти свою мать, ты не будешь с ней счастлив. Ты ее уже знаешь, и исследовать нечего. Это уже знакомо, а знакомое не внушает уважения. Ты должен искать что-то новое, но у тебя уже есть образ.

В коммуне у ребенка будет более богатая душа. Он узнает многих женщин, он узнает многих мужчин; он не будет наркотически привязан к одному или двум людям.

Семья создает в тебе одержимость, а одержимость против человечности. Если твой отец с кем-то ссорится, и ты видишь, что он не прав, это неважно - ты должен быть на стороне отца. Точно как люди говорят: "Правильно или нет, моя страна - это моя страна!", они говорят: "Мой отец есть мой отец, прав он или нет. Моя мать есть моя мать, я должен быть за нее". Иначе это будет предательством. Это учит тебя быть несправедливым. Может быть, ты видишь, что мать не права, и она ссорится с соседом, и прав сосед - но ты должен быть за мать. Это обучение несправедливой жизни.

В коммуне ты не будешь слишком привязан к одной семье - не будет семьи, чтобы создавать привязанность. Ты будешь более свободным, менее одержимым. Ты будешь более справедливым. И ты будешь получать любовь из многих источников. Ты будешь чувствовать, что жизнь полна любви.

Семья учит тебя своего рода конфликту с обществом, с другими семьями. Семья требует монополии - она требует от тебя, чтобы ты был за нее и против всех остальных. Ты вынужден оставаться на службе своей семьи, вынужден продолжать бороться во имя, во славу своей семьи. Семья учит тебя амбициям, конфликту, агрессии. В коммуне ты будешь менее агрессивным, более непринужденным с остальным миром, потому что знаешь столько разных людей.

Поэтому на месте семьи я хотел бы видеть коммуну, где все будут друзьями. Даже мужья и жены должны быть не более чем друзьями. Их брак должен быть просто соглашением между ними - они решили быть вместе, потому что счастливы вместе. В то мгновение, как один из них решает, что возникает несчастье, тогда они просто расстаются. Не нужно никакого развода - не было никакого брака, поэтому нет и никакого развода. Человек живет спонтанно.

Когда ты живешь несчастно, мало-помалу ты привыкаешь к несчастью. Никогда, ни на мгновение человек не должен терпеть никакого несчастья. Может быть, в прошлом жить с этим мужчиной было хорошо, радостно, но если это больше не радостно, ты должна из этого выйти. И нет необходимости в том, чтобы быть разрушительными или злыми, не нужно носить в себе никакой обиды - потому что ничего нельзя сделать с любовью. Любовь похожа на порыв ветра. Ты видишь... он просто приходит. Если он есть, он есть. Потом его нет. А если его нет, его нет. Любовь - это тайна, и манипулировать ею невозможно. Любовью нельзя манипулировать, любовь нельзя узаконить, к любви нельзя вынудить - ни по какой причине.

В коммуне люди будут жить вместе просто ради сущей радости быть вместе, без всякой другой причины. И когда радость исчезает, они расстаются. Может быть, это грустно, но они должны расстаться. Может быть, ностальгия о прошлом все еще продолжается в уме, но они должны расстаться. Их долг друг перед другом состоит в том, чтобы не жить в несчастье; иначе несчастье входит в привычку. Они расстаются с тяжелым сердцем, но без обиды. Они ищут других партнеров.

В будущем не будет такого брака, каким он был в прошлом, не будет такого развода, каким он был в прошлом. Жизнь будет более текучей, более доверяющей. Будет больше доверия тайнам жизни, чем ясностей закона, больше доверия к самой жизни, чем к чему-либо еще - суду, полиции, священнику, церкви. И дети должны принадлежать всем - они не должны носить опознавательных знаков своей семьи. Они будут принадлежать коммуне; коммуна позаботится о них.

Это будет самый революционный шаг в истории - когда люди начнут жить в коммунах и начнут быть правдивыми, честными, доверяющими и продолжать более и более отбрасывать закон.

В семье любовь рано или поздно исчезает. Прежде всего, ее могло вообще не быть с самого начала. Может быть, это был брак по расчету - ради других мотивов, ради денег, власти, престижа. Может быть, любви не было с самого начала. Тогда дети рождаются из брачного ложа, в котором больше от смертного одра, - дети рождаются не из любви. С самого начала они оказываются брошенными. И это состояние нелюбви в доме делает их притупленными, нелюбящими. Они получают первый урок жизни от родителей, а родители не любят друг друга, и вместо любви происходит постоянная ревность, ссоры и гнев. И дети продолжают видеть уродливые лица своих родителей.

Сама их надежда разрушена. Они не могут поверить, что в их жизни случится любовь, если ее не случилось в жизни родителей. И они видят и других родителей, и другие семьи. Дети очень восприимчивы; они постоянно все видят и замечают. Когда они видят, что нет никакой возможности любви, они начинают чувствовать, что любовь бывает только в стихах - она существует только для поэтов, мечтателей и не имеет ничего общего с действительностью жизни. И как только ты научаешься идее, что любовь - это только поэзия, тогда она никогда не случится, потому что ты стал для нее закрытым.

Видеть, что она происходит, - это единственный способ позволить ей случиться в твоей собственной жизни. Если ты видишь, что твои отец и мать глубоко любят друг друга, живут в большой любви, заботятся друг о друге, сопереживают друг другу, уважают друг друга - тогда ты видел, как происходит любовь. Возникает надежда. Семя падает в твое сердце и начинает расти. Ты знаешь, что это случится и с тобой.

Если ты этого не видел, как ты можешь поверить, что это случится и с тобой? Если этого не случилось с твоими родителями, как это может случиться с тобой? Фактически ты сделаешь все для того, чтобы этого с тобой не случилось, - иначе это покажется предательством родителей.

Вот мое наблюдение о людях: женщины продолжают говорить глубоко в бессознательном: "Смотри, мама, я страдаю не меньше, чем страдала ты". Мальчики продолжают говорить: "Папа, не беспокойся, моя жизнь ничуть не менее несчастна, чем твоя. Я не пошел дальше тебя, я тебя не предал. Я остался таким же несчастным человеком, что и ты. Я несу цепь, традицию. Я твой представитель, папа, я не предал тебя. Смотри, я делаю те же самые вещи, что и ты делал с моей матерью, - я делаю это с матерью моих детей. И то, что ты делал со мной, я делаю со своими детьми. Я ращу их так же, как ты растил меня".

Сама идея о том, чтобы "растить" детей, абсурдна. Ты можешь, самое большее, не мешать, но не можешь "их растить". Сама идея о воспитании детей сущий вздор - и не только вздор, но и очень вредный, безмерно вредный. Ты не можешь воспитывать... Ребенок - это не вещь, его нельзя "сделать". Ребенок похож на дерево. Да, ты можешь помочь. Ты можешь подготовить почву, можешь принести удобрения, можешь его поливать, можешь следить за тем, получает ли растение достаточно света, - вот и все. Но в твои задачи не входит "растить" растение; оно растет само по себе. Ты можешь помочь, но не можешь его "вырастить" или "воспитать".

Дети - это великие тайны. В то мгновение, как ты начинаешь их воспитывать, в то мгновение, как ты начинаешь создавать в них образцы и характер, ты заключаешь их в тюрьму. Они никогда не смогут тебе этого простить. Но это единственный путь, которому они научатся, и они будут делать то же самое со своими собственными детьми, и так далее, и так далее. Каждое поколение продолжает передавать свои неврозы новым людям, которые пришли на землю. И каждое общество упорствует во всем своем безумии, несчастье.

Нет, теперь нужно что-то совершенно другое. Человек достиг совершеннолетия, и семья отжила свое; у нее на самом деле нет никакого будущего. На смену семье придет коммуна, и это будет гораздо благоприятнее.

Но жить вместе в коммуне могут только медитативные люди. Только если вы умеете праздновать жизнь, вы сможете быть вместе, сможете быть любящими. Старый вздор о том, чтобы монополизировать любовь, должен быть отброшен, и только тогда вы можете жить в коммуне. Если вы продолжаете носить старые идеи о монополии - что твоя женщина не должна держать за руку никого другого, и твой муж не должен смеяться ни с кем другим, - если ты носишь все эти вздорные вещи в уме, тогда ты не сможешь стать частью коммуны.

Если твой муж смеется с кем-то другим, хорошо. Твой муж смеется - смех всегда хорош. С кем это происходит, не имеет значения, - смех хорош, смех ценен. Если твоя женщина держит кого-то за руку, хорошо! Течет тепло - поток тепла хорош, это ценность. С кем это происходит, это несущественно.

И если это происходит с твоей женщиной, со многими людьми, это будет продолжать происходить и с тобой. Если это перестало происходить с кем-то другим, тогда это перестанет происходить и с тобой. Вся эта старая идея просто глупа! Это все равно что если ты будешь говорить мужу, если он куда-то уходит: "Не дыши больше нигде. Придя домой, можешь дышать сколько хочешь, но только рядом со мной. Снаружи задерживай дыхание, стань йогином. Я не хочу, чтобы ты дышал где-то еще". Это кажется глупым - но почему тогда любовь не должна быть как дыхание?

Любовь есть дыхание. Дыхание - это жизнь тела, а любовь - это жизнь души. Она гораздо важнее дыхания. Когда муж уходит, ты настаиваешь на том, чтобы он не смеялся ни с кем другим, по крайней мере не с другой женщиной. Он не должен быть любящим ни с кем другим. Двадцать три часа он должен быть нелюбящим, а потом один час, в постели с тобой, он будет притворяться любящим? Ты убила любовь, она больше не течет. Если двадцать три часа он должен оставаться йогином, сдерживать любовь, думаешь ли ты, что он сможет внезапно расслабиться на один час? Это невозможно. Ты разрушаешь этого мужчину, ты разрушаешь эту женщину, и тогда вы друг другу надоедаете, вам становится скучно. Тогда ты начинаешь чувствовать: "Он меня не любит!", тогда как сама создала все своими руками. И он начинает чувствовать, что ты не любишь его и больше не так счастлива, как раньше.

Когда люди встречаются на пляже, когда они встречаются в саду, когда они на свидании, ничто не определенно и все текуче; оба счастливы. Почему? Потому что они свободны. Птица на крыле - это одно, и та же самая птица в клетке - совершенно другое. Они счастливы, потому что свободны.

Человек не может быть счастливым без свободы, а ваша старая семейная структура разрушила свободу. И поскольку она разрушила свободу, она разрушила и счастье, она разрушила и любовь.

Это было своего рода мерой выживания. Да, так или иначе это защищало тело, но разрушало душу. Теперь в этом нет необходимости. Мы должны защитить и душу. Это гораздо существеннее и гораздо важнее.

У семьи нет будущего, по крайней мере в том смысле, в котором ее понимали до сих пор. Будущее есть у любви и отношений. "Муж" и "жена" станут уродливыми и грязными словами.

И каждый раз, когда ты монополизируешь женщину или мужчину, естественно, ты монополизируешь и детей. Я совершенно согласен с доктором Томасом Гордоном, который говорит: "Я считаю всех родителей потенциальными угнетателями детей, потому что сам способ воспитания детей основывается на власти и авторитете. Я считаю разрушительным представление многих родителей: "Это мой ребенок, и я могу делать со своим ребенком, что хочу". Это насильственно, это разрушительно". Ребенок не вещь, не стул, не машина. Ты не можешь делать с ним, что захочешь. Он появляется из тебя, но тебе не принадлежит. Он принадлежит существованию. Ты, самое большее, заботишься о нем; не становись его собственником.

Но вся идея семьи - это идея владения: владения собственностью, владения женщиной, владения мужчиной, владения детьми. А собственничество ядовито; поэтому я против семьи. Но я не говорю, что те, кто действительно счастлив в семье - кто остается текучим, живым, любящим, - должны ее разрушить. Нет, в этом нет никакой необходимости. Их семья уже коммуна, небольшая коммуна.

И конечно, еще большая коммуна будет гораздо лучше, в ней будет больше возможностей, больше людей. Разные люди будут приносить разные песни, разные люди будут приносить разные стили жизни, разные люди будут приносить разные ветры, разные люди будут приносить разные лучи света - и на детей будет изливаться как только возможно больше разных стилей жизни, и они смогут выбирать, и у них будет свобода выбирать.

И они должны быть обогащены тем, чтобы знать многих женщин, чтобы они не были одержимы лицом матери или ее образом жизни. Тогда они смогут любить больше женщин, больше мужчин. В жизни будет больше от приключения.

Я слышал...

Мать пришла в большой магазин и отвела сына в отдел игрушек. Увидев гигантскую лошадку-качалку, он взобрался на нее и катался целый час.

Ну, слезай, сынок, - взмолилась мать, - я должна идти домой, чтобы приготовить ужин твоему отцу.

Но малыш отказался сдвинуться с места, и все ее усилия были напрасны. Продавец отдела игрушек тоже попытался уговорить малыша, но не добился никакого успеха. В конце концов, в отчаянии, они позвали психиатра магазина.

Он потихоньку подошел к мальчику и прошептал ему на ухо несколько слов, и тотчас же тот спрыгнул с лошадки и подбежал к матери.

Как вам это удалось? - спросила пораженная мать. - Что вы ему сказали?

После некоторого колебания психиатр ответил:

Вот все, что я ему сказал: "Если ты сейчас же не спрыгнешь с этой лошадки-качалки, сынок, я вышибу из тебя мозги!"

Люди рано или поздно узнают, что работает страх, что работает авторитет, что работает власть. А дети так беспомощны и так зависимы от родителей, что вы можете их испугать. И это становится вашей техникой, чтобы их эксплуатировать и угнетать, и им некуда от вас деваться.

В коммуне им будет куда уйти. У них будет много дядь и теть, и много других людей - они будут не так беспомощны. Они не будут в ваших руках до такой степени, как сейчас. У них будет больше независимости, меньше беспомощности. Вам будет не так легко их вынудить к чему-то силой.

И все, что они видят дома, это несчастье. Иногда, да, я знаю, иногда муж и жена любят друг друга, но каждый раз, когда они любят друг друга, это всегда лично. Дети об этом ничего не знают. Дети видят только уродливые лица, уродливую сторону. Когда мать и отец любят друг друга, они любят друг друга за закрытыми дверями. Они ведут себя тихо, чтобы не позволить детям узнать, что такое любовь. Дети видят только их конфликт - как они ссорятся, пилят, бьют друг друга, грубым или тонким образом, оскорбляют друг друга, унижают друг друга. Дети непрерывно видят, что происходит.

Мужчина сидит в гостиной и читает газету; к нему подходит жена и дает ему пощечину.

За что это? - спрашивает возмущенный муж.

За то, что ты паршивый любовник.

Через некоторое время муж подходит к жене, которая сидит и смотрит телевизор, и дает ей звучный шлепок.

За что это? - вопит она.

За то, что ты знаешь разницу, - отвечает он.

Это продолжается и продолжается, и дети постоянно наблюдают, что происходит. И это жизнь? И для этого предназначена жизнь? Они начинают терять надежду. Прежде чем они вошли в жизнь, они уже потерпели поражение; они приняли свое поражение. Если их родители, такие мудрые и сильные, не смогли добиться успеха - на что могут надеяться они сами? Это невозможно.

И они учатся трюкам - трюкам того, как быть несчастным, трюкам того, как быть агрессивным. Дети никогда не видят, как происходит любовь. В коммуне будет больше возможностей. Любовь должна быть немного более вынесена на всеобщее обозрение. Люди должны знать, что любовь происходит. Маленькие дети должны знать, что такое любовь. Они должны видеть людей, которые заботятся друг о друге.

Но это очень древняя идея, очень старая идея - что можно ссориться на людях, но нельзя любить. Ссориться приемлемо. Ты можешь убить, это позволено. Фактически, когда два человека ссорятся, вокруг собирается толпа, чтобы увидеть, что происходит, и все этому радуются! Именно поэтому люди продолжают читать и наслаждаться историями об убийствах, захватывающими детективными романами.

Убийство позволено, но не любовь. Если ты любишь на людях, это считается непристойным. Это абсурдно - любовь непристойна, а убийство не непристойно? Влюбленные не должны быть любящими на людях, а генералы могут продолжать ходить на людях, показывая все свои медали? Это убийцы, и это медали за убийство! Эти медали показывают, сколько человек они убили, сколько человек они разрушили. Это ли не непристойно?

Это должно считаться непристойностью. Никому нельзя разрешать ссориться на людях. Это непристойно; насилие непристойно. Как может любовь быть непристойной? Но любовь считается непристойной. Тебе приходится скрывать ее в темноте. Тебе приходится заниматься любовью так, чтобы об этом никто не знал. Тебе приходится делать это так тихо, крадучись... естественно, ты не можешь этим действительно наслаждаться. И люди не осознают, что такое любовь. И у детей в особенности нет никакой возможности узнать, что такое любовь.

В лучшем мире, в котором больше понимания, любовь будет везде и всюду. Дети будут видеть, что такое забота. Дети будут видеть, какую радость приносит забота о ком-то. Любовь должна быть более общепринятой, насилие должно быть более осуждаемым. Любовь должна быть более доступной. Двое людей, занимающиеся любовью, не должны беспокоиться о том, чтобы об этом никто не узнал. Они должны смеяться, они должны петь, они должны кричать от радости, чтобы вся округа знала, что кто-то кого-то любит - кто-то занимается любовью.

Любовь должна быть таким подарком. Любовь должна быть такой божественной. Она священна.

Ты можешь опубликовать книгу о том, как человека убили, это приемлемо, это не порнография - для меня это порнография. Нельзя опубликовать книгу о том, как обнаженные мужчина и женщина крепко обнимают друг друга, - это порнография. Этот мир до сих пор был против любви. Твоя семья против любви, твое общество против любви, твое государство против любви. Вообще чудо, что все еще сохранилось немного любви, и невероятно, что любовь все еще продолжается - она не должна была бы, это лишь небольшая капля в океане. Но просто чудо, что она выжила среди стольких врагов. Она не была разрушена полностью - это чудо.

В моем видении коммуна состоит из любящих людей, которые живут вместе без всякого противоборства друг с другом, без всякого соревнования друг с другом, с любовью, которая течет, которая более доступна, без всякой ревности или чувства собственности. И дети принадлежат всем, потому что они принадлежат существованию - о них заботится каждый. И они такие красивые люди - эти дети, - кто о них не позаботится? И у них есть столько возможностей видеть разных людей в состоянии любви, и каждый человек живет по-своему. Они станут богаче. И я вам скажу, что если в мире будут существовать такие дети, никто из них не будет читать "Плэйбой"; в этом не будет необходимости. И никто из них не будет читать "Камасутру" Ватсаяны, не будет необходимости. Фотографии голых людей исчезнут. Они просто показывают голодающий секс, голодающую любовь. Мир станет почти не сексуальным, таким он будет любящим.

Ваши священник и политики создали все виды непристойности в мире. Они породили все, что только есть уродливого. И ваша "семья" играет в этом большую роль. "Семья" должна исчезнуть. Она должна исчезнуть в большей версии коммуны, жизни, не основанной на маленьких отождествлениях, более текучей.

В коммуне кто-то будет буддистом, кто-то индуистом, кто-то джайном, кто-то христианином, кто-то евреем. Если семья исчезает, автоматически исчезает и церковь, потому что семья принадлежит церквям. В коммуне будут дрейфовать все виды людей, все виды религий, все виды философий, и у ребенка будет возможность учиться. В один день он пойдет в дядей с церковь, в другой день, с другим дядей - в храм и узнает, что все это есть, и что у него есть выбор. Он может выбирать и решать, к какой религии хочет принадлежать. Ничто ему не навязывается.

Жизнь может стать раем здесь и сейчас. Нужно только удалить преграды. Семья - одна из величайших преград.

* * *
Вы читали Ошо "Любовь. Свобода. Одиночество" . Произведение ОШО (Бхагаван Шри Раджниш) разбито на три части: Ошо о Любви, Ошо о Свободе, Ошо об Одиночестве (содержание справа ).
Вся мудрость любви и жизни - от Омара Хайяма, Ошо и других великих людей!

.............

Вопрос: Я около года живу с мужчиной, которому также нравится проводить время с другими женщинами, и я не знаю, как мне справиться с ревностью?

Ошо: Это всегда представляет трудность для женщины, если только она не начинает любить людей; в противном случае это так и останется трудностью. Ему нельзя препятствовать, и само препятствование ему является уродливым. Тогда вы разрушаете его счастье, а если его счастье разрушено, он отыграется на вас; он не будет чувствовать себя таким же любящим. Если вы пытаетесь контролировать его, препятствовать ему, бывать в разных местах, он начнет задыхаться. Проблема заключается в том, что с возрастом мужчина всегда выбирает такой путь. А женщина никогда не идет по этому пути по нескольким причинам.

Во-первых, в старые времена, проблемой был ребенок - если она становилась беременной, то попадала в беду - так что это был вопрос безопасности, финансов и всего остального. Во-вторых: сам мужчина учил женщину соблюдать целомудрие, быть девственницей, всегда любить одного человека. Мужчина использует двойной стандарт: один для себя, а другой для женщины. Женщина должна быть непорочной, преданной, подчиненной. А что мужчина? Как говорится, «Мальчишки всегда остаются мальчишками.» Мужчина всегда сохранял всю свободу для себя. И ему удавалось это в прошлом, потому что финансы были в его руках.

Так что с финансовой точки зрения, он обладал властью. Он был образованным, у него была работа. У женщины не было ни работы, ни образования. Весь ее мир был ограничен домом. У нее не было контактов вне дома, поэтому практически было невозможно влюбиться. По меньшей мере, у вас должно быть несколько знакомств - только в этом случае вы можете в кого-нибудь влюбиться. И мужчина создал Великую китайскую стену вокруг женщины… На протяжении веков мусульмане не позволяли другим людям видеть лица их женщин. И женщина не должна была разговаривать ни с одним посторонним мужчиной. Длительное подавление — оно проникло до самых костей.

Сейчас настали другие времена. Теперь женщина образована, у нее может быть работа. Она обладает свободой в той же мере, что и мужчина. Она может встречаться с людьми, она может влюбляться, она может наслаждаться жизнью. Проблема беременности сейчас не имеет такого значения, противозачаточная таблетка стала одной из величайших свобод. Но старый ум настаивает, и это совсем не маловажно - тысячи и тысячи лет обусловленности. Ваша мать и мать вашей матери, и все женщины, которые предшествовали вам, все они были обусловлены, и эта обусловленность проникла также и в вас.

Поэтому проблема будет, если только вы не осознаете и не отбросите ее. Существует только две возможности: одна возможность заключается в том, что вы продолжаете придираться к вашему другу, также как поступали женщины на протяжении столетий. Это не помогает; это просто заставляет мужчину чувствовать, что женщина его отталкивает. Чем больше вы придираетесь, тем больше вы отбрасываете его в чьи-нибудь объятия, потому что он начинает уставать, скучать с вами, и ему бы хотелось отправиться куда-нибудь и встретиться с кем-нибудь, кто не ворчит на него; и это облегчение. Поэтому такой вариант не поможет и является деструктивным.

Другой вариант: стать смелой, сказать ему, что если он склонен к этому пути, значит, отметьте это - и вы также будете двигаться в том же направлении. Двойных стандартов быть не должно! Если он получает удовольствие от любви к другим женщинам, значит, вы также будете наслаждаться любовью к другим мужчинам. Просто проясните это ему и сразу же, если он испугается, если он принадлежит к ревнивому типу, либо он скажет «Я перестану!» — но тогда он перестанет по своей воле… Либо нет оснований для переживаний - вы начнете двигаться тоже. Ничего плохого в этом нет!

Я не говорю, что он поступает неправильно. Все, что я говорю, следующее: Двойных стандартов быть не должно, только один стандарт для обоих. И каждая пара должна остановиться на одном стандарте; это соглашение. Или вы решаете совместно, что вы остаетесь только друг для друга, моногамны, хорошо, если вы оба приняли это решение по собственному желанию, радостно, счастливо … Если это не возможно - один говорит «Я бы хотел сохранить свою свободу» — тогда вы тоже сохраняете свою свободу! Зачем страдать! Страдания возникают, потому что он развлекается, а вы просто сидите и думаете о нем.

Вам также нужно развлекаться! И это не тот вопрос, который является личным только для вас. Это вопрос каждой женщины в будущем. Наберитесь смелости! Я помогу вам - эти группы и медитации помогут вам. Наберитесь смелости - и скажите ему прежде, чем вы начнете действовать «Теперь будет так - не ревнуй меня!» Потому что мужчины еще более ревнивы; их мужское шовинистическое эго ущемляется в большей степени «Моя женщина занимается любовью с кем-то еще?» У них появляется чувство, как будто они не являются мужчинами в полной мере.

Но потом это будет его проблемой. Вначале проясните ему, что вы будете следовать определенным стандартам. Когда два человека принимают решение жить совместно, должны быть выработаны определенные правила поведения. Когда вы один, нет вопросов о каком-либо правиле поведения. Просто устанавливайте правила игры, но это применимо к обеим сторонам. Поэтому, какое бы решение ни было принято или он решает не проводить время с другими - хорошо - или если он решает, что ему все еще по нраву его свобода, тогда вы также свободны. Тогда не бойтесь, начните движение! Есть много прекрасных людей, зачем себя ограничивать одним?

Каждый человек может обогатить чем-то, что не имеет ни один другой. Каждый человек по-своему уникален. Почему бы ни любить многих людей и ни обогатить свою любовь? На самом деле, это вовсе не направлено против человека, которого вы любите. По моим наблюдениям, если вы любите многих людей, вы будете любить своего любимого человека еще больше - это несложная арифметика - просто вы станете более искусны в любви. Вы сможете познать множество разных аспектов любви. Вы станете богаче и более зрелыми. Цепляние за одного человека - это разновидность незрелости. Зачем нужно цепляться?

Любовь так прекрасна и любовь так божественна, все представляют собой разные формы бога, зачем быть зацикленным на одной форме, когда эта форма не зациклена на вас? Если вы оба зациклены друг на друге, тогда хорошо. Это старая фантазия, не имеющая научного подтверждения, что если иногда у мужчины бывает интрижка с женщиной на стороне, тогда его собственная женщина будет страдать; она не получит столько любви, сколько предназначалось ей. Это ошибка. Она не будет страдать, она получит еще больше.

И вскоре, видя других женщин, встречаясь с другими женщинами, снова и снова, он понимает: «В чем цель? Моя собственная женщина может давать мне все это и гораздо более интимно, с большей преданностью, с гораздо большей приверженностью. Почему я должен просить как нищий? Он вернется домой с более сильным желанием к тебе. Фактически современная психология считает, что если брак планируется продолжить, несколько побочных адюльтеров всегда хорошо оказывают помощь в сохранении брака. Если нет адюльтеров на стороне, тогда брак становится воистину скучным явлением.

Он становится очень тяжеловесным - один и тот же мужчина, одна и та же женщина, одни и те же разговоры, одна и та же любовь: рано или поздно все становится рутинным. Тогда интерес уходит, и все становится скучным, монотонным. Поговорите откровенно и проясните ему, что если он получает удовольствие, тогда вы тоже свободны. И станьте свободными! Свободе требуется немного смелости, ей требуется характер, но вы будете наслаждаться ею. Это не нарушит ничего в ваших отношениях; это обогатит их. Вы перестанете придираться к нему. Когда вы сами начнете иногда встречаться с другими людьми, вы перестанете придираться.

Фактически именно в этом причина того, что женщины остаются на месте, потому
что тогда придирки станут бессмысленны. А им нравиться придираться - они чувствуют свою власть. Если они также начнут двигаться, они не смогут заставить мужчин чувствовать себя виноватыми. А заставить человека чувствовать свою вину - это огромная власть. Но это ошибка. Никогда не заставляйте никого чувствовать себя виноватым. Если вы любите человека, зачем делать его виноватым? Если ему нравится вести такой образ жизни, пусть будет так! Вы также можете иметь несколько небольших любовных историй на стороне. Это сделает вас свободными друг от друга. А когда любовь свободна и дается по свободному волеизъявлению, она приобретает совершенно иное качество.

Тогда есть в ней что-то по-настоящему прекрасное. Тогда нет конфликта, нет борьбы, нет ревности, ничего подобного. Тогда отношения мирные и спокойные, ничем не нарушаемые. Когда вы войдете в несколько новых любовных связей, и он будет двигаться к новым любовным связям, для обоих это будет нечто вроде медового месяца; встреча друг с другом всегда прекрасна. Затем ничего не подвергается старению и гниению. Только немного смелости… и это произойдет!

Я уже писала, что моя приятельница вернулась с Индии с фестиваля Наваратри. Она очень долго хотела поехать со мной в международный центр медитации в Пуну, в , туда, где находится могила философа и мистика.

У меня пока другие планы, по этой причине она поехала с группой ребят, практикующих йогу и медитации к их наставнику Шри Шри Рави Шанкару. У меня нет никаких претензий.

Если есть желание, есть возможность, то почему бы и нет. Работа над собой, если она делает человека лучше, добрее, чище – то я только за такие практики.

Любопытно было слышать отзывы о других учениях и других ашрамах. То же самое противостояние и противоборство. Кто правильней славит и молится. Про ашрам Ошо расхожее мнение, что это место разврата. И повального секса.

Меня это очень удивило. Я была там дважды с моим сыном. Ничего такого не заметила. Да, наши девушки там знакомятся, находят партнеров, влюбляются, создают даже семьи. Но какое это отношение имеет к просто сексу? Да, в ашраме “Искусство жизни” секс запрещен. Но это же опять только в дни фестивалей.

Про секс и сублимацию я написала на моем блоге Madam Internet

Здесь эта же тема, но в трактовке Ошо. Взято из книги “О женщинах”.

К личности Ошо тоже можно относиться по-разному. Но мудрые вещи они останутся на века, независимо от первоисточника

Ошо, пожалуйста, объясните нам духовное значение сексуальной энергии.

Как можно сублимировать и одухотворить секс? Можно ли использовать секс, физическую любовь как трамплин к более высоким уровням сознания?

Не существует такой вещи как сексуальная энергия. Энергия едина и одинакова. Секс – это один из выходов, одно из направлений ее, это одно из применений энергии. Когда жизненная энергия становится биологической, она принимает форму сексуальной. Секс – это всего лишь применение жизненной энергии. Поэтому и речи не может быть о сублимации. Когда жизненная энергия течет в другом направлении, нет секса. Но это не сублимация, а трансформация.

Секс – это естественное, биологическое течение энергии, но самое низшее ее проявление. Секс естественен, потому что жизнь не может существовать без него, а низший потому, что это основание, а не вершина. Когда секс становится всем, жизнь проходит впустую. Это можно сравнить с закладкой фундамента, когда вы только это и делаете, все время только закладываете фундамент, но так и не приступаете к постройке дома, для которого предназначался фундамент.

Секс – это возможность для более высокой трансформации жизненной энергии. Сам по себе он не плох, но когда он становится всем, когда он становится единственным выходом для жизненной энергии, тогда секс превращается в разрушительную силу. Секс может быть только средством, а не целью. И средства имеют смысл только тогда, когда достигается цель. Если злоупотреблять средствами, то уничтожается весь смысл. Если секс превращается в центр жизни (как это сейчас и происходит), тогда средства становятся целью.

Как только секс становится целью, теряется духовное измерение. Но если секс становится медитативным, тогда он направлен в духовное измерение. Он превращается в ступеньку, в трамплин.

Если ваша энергия нужна для чего-то другого, что доставляет вам больше радости, секс исчезнет. Это не значит, что вы сублимировали энергию, вы с ней ничего не сделали. Просто открылась возможность большего блаженства и автоматически, непроизвольно, вся энергия потекла в новом направлении.

Я совсем не против секса. Это не значит, что я ЗА секс. Я за то, чтобы глубоко войти в него и открыть запредельное. Запредельное всегда там, но обычно никто не идет в секс глубоко, чуть коснуться и сразу же убегают. Если вы сможете войти в него глубоко, вы испытаете благодарность к сущему за то, что через секс открылась дверь, но если секс для вас только игра в салочки, «ударил и убежал», вы так и не узнаете, что были близки к чему-то великому…

Лучше чем Ошо мне не написать. Да, секс для него – это одна из медитаций, через которую можно познать себя. Но это не совсем то, о чем говорят обыватели и хулители. Это совсем другое. Это, как всегда, лишь вершина айсберга.