Домой / Перманентный / Курсовая работа: Развитие движений пальцев рук детей пальчиковые игры. Дипломная работа пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Развитие движений пальцев рук детей пальчиковые игры. Дипломная работа пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Минусинский педагогический колледж имени А.С.Пушкина

Дипломная работа

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .


Выполнила: Леснянская Мария

Студентка 3 курса специальности 050144 «Дошкольное образование»

Проверил: Цицорина Л.Н.

Преподаватель подвижных игр

ПЦК ТиМФВ и спортивных дисциплин

Минусинск 2015

Введение, ……………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ……………………………………….4

1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка …………………………...4

1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста …………………………………………………………... 7

1. 3. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста ………………………………………………………15

14. Роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников………………………………………………………………….. 15

1.5. Использование пальчиковых игр на занятиях ……………………19

Глава 2. Методы и организация исследования.......................................


    1. Методы исследования

    2. Организация исследования

    3. Результаты исследования
Выводы

Список литературы

Приложения

Введение

О развитии мелкой моторики в последнее время немало написано книг и методических пособий. И это не случайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель .

Развивать мелкую моторику ребенка можно различными способами, в том числе и при помощи пальчиковых игр.

Цель: изучение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть роль мелкой моторики в развитии ребенка

3.Охарактеризовать роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

4. Подобрать пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

1.1. Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику .

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» .

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушария головного мозга .

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие . Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий . Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Таким образом, мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также формирует самостоятельность ребенка, а следовательно развивает мелкомоторные функции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.
1.2. Психофизические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д. К двум годам он уже способен рисовать , правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук .

Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с не специфической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система - речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка (А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.) .

Известно, что первые поведенческие реакции ребенка в раннем онтогенезе, как и все его последующее психофизическое развитие, в дошкольном возрасте во многом определяются своевременным поэтапным становлением как двигательной, так и речевой функциональной системы, каждая из которых характеризуется определенными закономерностями развития на каждом возрастном этапе нормального онтогенеза. Внешнее выражение активного функционирования этих двух систем как раз и предстает в виде тех или иных двигательных и речевых реакций, носящих вначале непроизвольный характер, а затем обретающих все большую произвольность в силу их социальной обусловленности.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам (Е.П. Ильин, 2003) .

Об этом же пишет Н.А. Бернштейн: «Естественный онтогенез моторики складывается из двух резко разновременных фаз. Первой фазой является анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов, которое заканчивается к 2-2,5 годам. Вторая же фаза, переходящая иногда далеко за пределы возраста полового созревания, - это фаза функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней. В этой фазе развитие моторики не всегда идет прямо прогрессивно: в некоторые моменты и по отношению к некоторым классам движений (т.е. уровням) могут происходить временные остановки и даже регрессы, создающие сложные колебания пропорций и равновесия между координационными уровнями» . Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Н.А.Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук .

По данным Е.П. Ильина дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов , которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания:

Рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около уголка рта, он повернет голову в сторону поглаживающей его руки;

Сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери;

Рефлекс шагания - если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, он производит ногами движения, похожие на ходьбу;

Хватательный рефлекс - ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту.

Шейно-тонический рефлекс - при повороте в сторону головы лежащего на спине ребенка он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика;

Рефлекс Моро - если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка подтолкнуть подушку под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться .

К 4 месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы.

В первые 3 месяца жизни ребенок выполняет активные непроизвольные (так называемые массивные) движения. На 6-м месяце тонус и координация активности мышц-антагонистов становятся благоприятными для осуществления произвольных движений. В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики - появления произвольных движений .

В возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторного органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает их, машет ими, стучит, бросает их. Развивается зрительно-моторная координация, т.е. осуществление двигательных действий под контролем зрения.

Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребенка развивается независимо от двигательной.

В возрасте 4-6 месяцев развивается произвольное управление движениями глаз, что связано с функционированием лобного глазодвигательного центра. Произвольное прослеживание, обеспечивающее получение пространственной зрительной информации детьми этого возраста, осуществляется скачкообразными движениями глаз и лишь на 2-м году жизни переходит в плавное прослеживание.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве .

Примерно в 7-8 месяцев младенцы начинают располагать кисти рук таким образом, чтобы им было проще ухватить предмет. Например, пытаясь схватить длинный тонкий прут, дети располагают свои пальцы перпендикулярно пруту, что наиболее удобно для хватания. Улучшение управления каждой рукой в отдельности на протяжении младенчества сопровождается возрастающей координацией рук.

Эти многочисленные изменения в дотягивании и хватании хорошо иллюстрируются тем, как дети учатся есть. Р. Кайл приводит следующие примеры: шестимесячным детям часто дают кусочки еды, такие как разрезанный банан или зеленые бобы. Дети могут легко брать в руку подобные продукты, но донести их до рта не так просто. Рука с зажатым в нем вкусным кусочком может подняться к щеке, затем передвинуться к уголку губ и, наконец, добраться до рта. Задача выполнена, но лишь со многими отклонениями от цели. Координация глаз-рука быстро улучшается, так что довольно скоро различные по размеру, форме и структуре продукты попадают прямо в рот .

Годовалые дети обычно уже готовы пробовать пользоваться ложкой. С некоторой помощью они учатся наполнять ложку едой и отправлять ее в рот, хотя это движение является неуклюжим , так как дети не поворачивают кисть в запястье. Вместо того большинство годовалых детей наполняют ложку, располагая ее прямо над тарелкой и опуская вниз до тех пор, пока ложка не окажется полной. Затем они поднимают ложку ко рту, - все это время не поворачивая кисть. Напротив, двухлетние дети вращают кисть в запястье, зачерпывая ложкой еду и направляя ее в рот тем же движением, которым это делают взрослые .

В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один привлекший его внимание предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д.

В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной - ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки.

В период раннего детства (до 3 лет) продолжает совершенствоваться зрительно-моторная координация. В 18 месяцев дети могут выстроить башню из двух-четырех кубиков, самостоятельно есть, начинают пытаться бегать, частично самостоятельно раздеваются. В возрасте 2-3 лет психомоторика детей развита уже достаточно высоко. Они выучиваются бегать, подпрыгивать на двух ногах, бить по мячу ногой, бросать мяч двумя руками, взбираться по лестнице, переливать воду из одной емкости в другую, рисовать каракули, самостоятельно раздеваться .

Четырехлетние дети могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Могут самостоятельно одеваться и раздеваться, если одежда достаточно проста, обслуживать себя за столом. Они научаются ловить мяч, что свидетельствует о развитии у них зрительно-моторной координации (ручной ловкости и способности к экстраполяции).

В 5 лет функция равновесия значительно улучшается, и дети могут ходить по гимнастическому бревну, стоять на одной ноге. Развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе.

В возрасте 6-7 лет улучшается тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, некоторые выучиваются завязывать шнурки. В 6 лет моторика у детей развита уже настолько, что они начинают осваивать профессиональные виды деятельности - заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д.

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие и точные.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы .

Пальчиковая гимнастика

Список литературы

Из фонда Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки

Книги

1. 74.200.54 ; Д76 Дружить со спортом и игрой: поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки / Изд-во "Учитель" ; сост. . - Волгоград: Учитель, 20с. : ил. ; 22 см. - (В помощь преподавателю начальной школы). - Библиогр.: с. назв.). (1689369 - ЧЗ; 1689370 – АБ)

2. 74.102 ; Е72 Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / . – М. : РИПОЛ классик, 20с. : ил. - (СУПЕРразвивающие игры для детей). (М – ЧЗ )

3. 74.9 ; К29 Катина, Ю. Л. Развиваюшие занятия для самых маленьких: [от года до 3 лет: развиваем пальчики: лепим из теста, мастерим из пластилина, рисуем по шаблону, делаем аппликации] / . – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие). (Ф - АБ)

4. 74.9 ; М21 Мальцева, И. В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет: [массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.] / . – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие). (Ф - ХР; Ф – АБ)

5. 74.3 ; Н73 Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практ. пособие для педагогов и родителей / . - 2-е изд. – СПб. : КОРОНА Принт, 2009. – 269 с. : ил. - (Рекомендовано логопедам и родителям). (1678377 – МЕД)

6. 74.9 ; П14 Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил. (1691595 - АБ; 1691596 – АБ)

7. 74.9 ; Т34 Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия развивающих игр : [уник. методика обучения в игре, все аспекты развития детей от рождения до трех лет, одноврем. развитие различных умений и навыков, советы по орг. игр и примеры диалогов с ребенком] / , . – М. : РОСМЭН, 20с. : цв. ил. - (Раннее развитие) (Журнал Мама и малыш рекомендует). (1660299 – ЧЗ)

8. 74.9 ; Т80 Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками / . – Ростов на/Д: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Школа развития"). (1701459 – ЧЗ)

9. 74.9 ; У54 Умные ручки: пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет: [практ. пособие] / авт.-сост. Андрей Хвостовцев. - Новосибирск: Сибир. университет. изд-во, 2008. – 151 с. : ил. - (Умница: для детей и взрослых). (1669205 - ЧЗ)

10. 74.200.54 ; Ф50 Физкультминутки / Изд-во "Учитель". - Волгоград: Учитель, 20В помощь преподавателю начальной школы).

[Вып. 1] / авт.-сост.: , . (1689202 – АБ)

Вып. 2 / авт.-сост.: , . (1689203 – АБ)

11. 74.3 ; Ц28 Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / . - СПб. : Лань, 19с. : ил. (Бр – ЧЗ)

Статьи

12. Архипова, Г. Н. Пусть расправит крылья птица: занятие по ознакомлению с окружающим миром в сред. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 11. - С. 53-57.

13. Зотова, Л. Л. Музыкальные занятия с использованием артикуляционной и пальчиковой гимнастики / , // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 10. - С. 40-48. - Библиогр.: с.назв.).

14. Колодина, М. С. В гостях у Бабушки-Загадушки: занятие по сенсор. воспитанию во второй мл. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 11. - С. 66-70

15. Туркина, В. И. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 10. - С. 64-67: 6 ил.

16. Мартынова, Е. С. Осень золотая и серебряная: досуг в подгот. к шк. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 89-92: фот.

17. Панкратова, И. В. Лепим ежика: интегрир. занятие в сред. группе / , // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 44-46.

18. Воронина, Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / // Дошкольная педагогикаN 7. - С. 67-69.

19. Гавришева, Л. Б. Сценарий праздника "День семьи" для детей раннего возраста: из опыта работы группы ран. развития для детей с 1 года до 3 лет, не посещающих ГДОУ / , // Дошкольная педагогикаN 6. - С. 29-31. - Библиогр.: с.назв.).

20. Шербакова, Н. А. Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) / , // Дошкольная педагогикаN 6. - С. 40-43.

21. Грудилова, М. С. Программа "Я, мама и музыка" : конспект интегрир. музык. занятия для детей второго года жизни (совместно с мамами) / // Дошкольная педагогикаN 5. - С. 34-37. - Библиогр.: с.назв.).

22. Березняк, Л. Н. Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ / // Инструктор по физкультуреN 3. - С. 55-62.

23. Юртаева, С. В. Детская художественная литература в развитии и коррекции речи дошкольников / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 3. - С. 55-56.

24. Леонова, О. А. Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в сказочную страну" / // Дошкольная педагогикаN 2. - С. 14-15.

25. Ледкова, С. В. Физминутки и пальчиковые гимнастики / // Детство. Отрочество. ЮностьN 1/2. - С. 75-86.

26. Карасюк, Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников: практикум для родителей / // Дошкольная педагогикаN 1. - С. 63-67.

27. Смирнова, Л. П альцы превращаются / Л. Смирнова // Дошкольное образование нояб. (N 21). - С. 11-14 ; 16-30 нояб. (N 22). - С. 11-14 ; 16-31 дек. (N 24). - С. 11-14.

28. Смирнова, Л. Говорите правильно: терминология положений и движений рук, кистей и пальцев / Л. Смирнова // Спорт в школе нояб. (N 21). - С. 16-20.

29. Ягур, Г. А. Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 9. - С. 51-54.

30. Веселова, С. С. Занятия по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР старшей логопедической группы на тему "Звуки С и З" / // Логопед в детском садуN 6/7 (49/50). - С. 102-105.

31. Гуськова, А. А. Развитие компонентов речевой системы у детей с ОНР на материале стихотворений о родной природе / // Логопед в детском садуN 6/7 (49/50). - С. 82-89.

32. Смирнова, Л. Упражнения для пальцев / Л. Смирнова // Дошкольное образование мая (N 9).-С. 11-14 ; 16-31 мая (N 10). - С. 9-10, 15-16 ; 1-15 июня (N 11). - С. 7-8, 17-18.

33. Кондрашова, И. Э. Играем пальчиками / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 6. - С. 40-50. - Библиогр.: с.назв.).

34. Кривко, Л. И. Игры со снеговиком / // Музыкальная палитраN 6. - С. 31-33.

35. Сиканова, Н. С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей / , // Коррекционная педагогикаN 5 (41). - С. 82-86.

36. Корниенко, Ж. А. Конспекты подгрупповых занятий логопеда в старшей группе для детей с ОНР: лексическая тема: овощи / // Дошкольная педагогикаN 3. - С. 52-55.

37. Николашина, И. В. Физкультурные занятия по ознакомлению старших дошкольников с организмом человека / // Инструктор по физкультуреN 3. - С. 101-112.

38. Фоминых, Е. Н. Развиваем речь детей: семинар-практикум для воспитателей / // Ребенок в детском садуN 3. - С. 37-39.

39. Абрамов, Э. Пальчиковая гимнастика: как составлять комплексы? / Э. Абрамов // Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры и тренеров февр. (N 3). - С. 44-45.

40. Рогожина, Н. Н. Математика и экология: занятия в ст. группе / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 12. - С. 32-36.

41. Золотых, И. Уроки для пальчиков: "зуб дракона" в предшк. образовании / И. Золотых // Дошкольное образование: Изд. дом "Первое сент."1 июля (N 24). - С. 19.

42. Белоусова, Л. Е. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Пересказ сказки "Гадкий утенок". Конспект занятия по развитию речи / // Дошкольная педагогикаN 7. - С. 17-22.

43. Павленко, Л. А. В космос полететь готовы? Значит будем все здоровы! : занятие по физкультуре в сред. группе по программе "Са-фи-дансе" / // Воспитатель дошкольного образовательного учрежденияN 7. - С. 16-20.

44. Нищеева, Н. В. Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста / // Дошкольная педагогикаN 5. - С. 15-17.

45. Косинова, Е. М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук: (с использованием пальчиковой гимнастики) / // Воспитание и обучение детей с нарушениями развитияN 4. - С. 59-65: ил. - Библиогр.: с. 65.

46. Гавришева, Л. Б. Пальчиковая гимнастика и подвижная игра "Семья" / , // Дошкольная педагогикаN 3. - С. 68.

47. Стогова, В. А. Программа дополнительного образования (для детей с ДЦП, ЗПР и легкой умственной отсталостью). Студия художественно-эстетической направленности " Волшебная ниточка" : сообщение 2 / // Коррекционная педагогикаN 1 (31). - С. 52-65: ил. - Библиогр.: с.назв.).

48. Варакина, Т. Пальчиковая гимнастика / Т. Варакина // Спорт в школе: метод. газ. для учителей физкультуры нояб. (N 21). - С. 12.

49. Туманова, Е. Н. Организация физкультминуток на уроке / // Физика в школеN 8. - С. 8-11: 6 рис. - Примеч. в сноске. - Библиогр.: с.назв.).

50. Сидоренко, Л. "Мои пальчики расскажут" / Л. Сидоренко // Дошкольное воспитаниеN 7. - С. 67-70.

51. Яблинская, Т. А. Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка / , // Ребенок в детском садуN 2. - С. 42-46: табл.

52. Шулика, Е. А на ручках пальчики - девочки и мальчики... : занятие для детей ран. возраста / Е. Шулика, В. Пикина // Дошкольное воспитаниеN 12. - С. 122-123.

53. Пронина, Э. Легко ли быть попугаем? / Э. Пронина // Обруч: образование, ребенок, ученик– N 5. - C. 16-17.

54. Манапова, Е. Н. Логопедическая разминка / // Ребенок в детском садуN 4. - С. 40-42.

55. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Дошкольное воспитаниеN 12. - С. 33-44.

56. Жданова, Л. В. Упражнения для рук - для кистей и пальчиков / // Ребенок в детском садуN 4. - С. 6.

57. Киселева, В. Развитие тонкой моторики / В. Киселева // Дошкольное воспитаниеN 1. - С. 65-69.

58. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитаниеN 3. - С. 28-35 ; N 5. - С. 43-53 ; N 6. - С. 36-45.

59. Тумакова, Н. Артикуляционная гимнастика / Н. Тумакова, А. Мицкевич // Дошкольное воспитаниеN 6. - С. 86-88.

60. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитаниеN 1. - С. 60-64.

61. Леонова, Е. Поможем себе!: пальчиковая гимнастика: коррекц.-пед. проблемы дошк. образования / Е. Леонова // Дошкольное воспитаниеN 3. - С. 51-53.

Из фонда Российской государственной библиотеки

Книги

62. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика: для развития речи школьников: пособие для родителей и педагогов: [программа обучения в дет. саду] / . – М. ; Владимир: АСТ [и др.]. - с. : ил. - (Родничок).

63. Баринова, Е. В. Уроки вежливости и доброты: пособие по дет. этикету для воспитателей дет. садов и шк. ран. развития: тренинги, физминутка, подвиж. игры, материалы для занятий, пальчиковая гимнастика / . – Ростов на/Дону: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Сердце отдаю детям"). - Библиогр.: с. 252.

64. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений: [метод. пособие] / . – М. : Айрис-пресс, 20с. : ил. - (Популярная логопедия). - Библиогр.: с. 31.

65. Пальчиковая гимнастика: [для детей от 6 мес. до 6 лет. Подгот. руки к письму. Развитие речи / авт.-сост. ]. - М. : Б-ка Ильи Резника: ЭКСМО, 20c., л. цв.

66. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) : ст. группа / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. - (Детский сад).

67. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Подготовительная группа / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. : ил. - (Детский сад).

68. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы / авт.-сост. . - Волгоград: Корифей, 20с. : ил. - (Детский сад / Издательско-торговый дом "Корифей").

69. Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковая гимнастика: упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошк. возраста / , . - СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином-Пресс, 20с. : ил. - (В помощь логопедам, воспитателям, родителям). - Библиогр. в конце кн.

70. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / , ёдова. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 20с. : ил. - (Начальное обучение).

Из фонда Российской национальной библиотеки

Книги

71. Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей: [игры, занятия и упражнения. Пальчиковая гимнастика и массаж рук, Советы и рекомендации родителям: для детей 0-4 лет] / . – СПб. : Литера, 20с. : ил. - (Серия "Готовимся к школе") (Заботливым родителям для занятия с детьми).

72. Развиваем мелкую моторику руки у детей 3-4 лет: пальчиковая гимнастика, рисование по контуру, раскрашивание / , . - Ярославль: Акад. развития, 20с. : ил., цв. ил. - (Уроки для дошколят).

Составитель: , гл. библиограф ЦСС.

Альфия Зиннурова
Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Ведение 3

ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников 4

Глава II. Описание опыта работа по использованию пальчиковых игр в игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников 10

Глава III. Результативность опыта работы 13

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом . Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция . Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия.

ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.

Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди - родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка . Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка .

Вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

детей раннего возраста .

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей , поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в нашем дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей . Один из них – это развитие мелкой моторики рук . Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Целью данной работы является : исследование возможностей использования «пальчиковых игр » в речевом развитии детей младшего возраста .

Задачи : 1. Изучить методы и методическую литературу по применению пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

2. Дать описание опыта по речи и мелкой моторики детей младшего возраста .

3. Показать результативность своего педагогического опыта.

ГлаваI. Обзор методов и научно методической литературы по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников .

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев »

В. А. Сухомлинский

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга . Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз , снижает психическое напряжение

Специальными исследованиями было доказано, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук . Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой. Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев . Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей .

Таким образом, сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития ребенка . Активное взаимодействие его с окружающей средой (персептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

По данным исследований проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики . Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Необходимо отметить, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной , волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики , как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.

Отечественные специалисты Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук .

Таким образом, при работе с детьми следует помнить о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук . Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое развитие находится в пределах нормы. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» , «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Исследования и отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга . Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи .

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет : «Движения пальцев рук исторически , в ходе развития человечества , тесно связанными с речевой функцией ».

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста .

При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию .

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время : сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи . Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей , чтобы им было удобно : все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте . Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия : зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними : соединять, расстегивать и т. д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие , память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности.

ГлаваII. Описание педагогического опыта по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников

В своей практике я использую пальчиковые игры , фольклорные песенки, потешки, которые помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза» . Эти игры имеют развивающее значение , так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы , ладони, сформировать схему собственного тела. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры , на :

Игры с пальчиками

Игры с мелкими предметами

Игры с речевым сопровождением

Фольклорные песенки, потешки, благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка . Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.

Самой первой пальчиковой игрой у детей была игра

«Знакомство с пальчиками » ,где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов :

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья !

Друг без друга им нельзя!

Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. Развивая у детей умение сгибать пальчики в порядке очередности на правой и левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом, координировать движения пальцев , я использую следующие пальчиковые игры : «Это пальчик хочет спать » , «Дружат наши дети» , «Пальчики в лесу » , «Капуста» ,

«Улитка – улитка» , «Солнышко – ведрышко» , «Мой мизинчик» , «Водичка – водичка» , «Дождик» и др.

Все эти игры я применяю на занятиях, физкультминутках, прогулках, в свободной деятельности детей . Для меня важно, чтобы у ребенка работали все пальчики , движения выполнялись легко и доставляли ему радость, а для этого обучение я превращаю в игру.

Многие дети моей группы еще учатся соотносить слова с действиями, поочередному сгибанию пальчиков , что доставляет им большое удовольствие. Малыши подражают взрослому, учатся вслушиваться и понимать смысл речи. Пальчиковые игры создают положительный эмоциональный фон, особенно если они сопровождаются короткими стихотворными строчками. Ведь овладев упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории.

Пальчиковые игры развивают способность сосредоточиться на своих пальчиках , активизируют слуховую, речевую и зрительную память , укрепляют опорно – двигательный аппарат.

Создать условия для продуктивной речевой деятельности и воспитать полноценную личность ребенка, моя главная задача как педагога. Как развивать речевое общение ? Это учить ребенка говорить. Говорить- значит владеть определенным запасом слов, активно им пользоваться, понимать речь окружающих, слушать их. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время в моей младшей группе 26 детей . Пока еще у большинства детей маленький словарный запас, есть дети понимающие речь взрослого, но у некоторых плохо развита мелкая моторика рук , наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус. Этих детей отличает скованность, медлительность в выполнении упражнений. Для таких детей в своей работе я опираюсь на пальчиковые упражнения для всей кисти руки.

Использование игр и упражнений с водой, таких как :

«Водичка – водичка,

Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев , повышается работоспособность.

Проведение пальчиковых игр и упражнений во время утренней гимнастики, физкультминуток, режимных моментов, после сна по 2-3минуты, в день каждый ребенок занимается по 7-10минут. Упражнения подбираются с разнообразными движениями и словесностью.

Благоприятное воздействие на развитие всей кисти и пальцев оказывают игры с предметами : мозайка, застегивание пуговиц, кнопок, приклеивание липучек, нанизывание колец разной величины. Для поддерживания интереса у малышей, я использую такие игры как :

«Ищем снеговичка» - катание карандаша между ладонями.

Игры на расслабление кисти рук.

«Белка» – дети проводят пальчиками по кусочкам меха .

Игры с крупой, орехами, с бусинками.

Для формирования движений указательного и большого пальцев , я планирую и провожу занятия по следующим темам :

«Ромашка» , «Украсим наш мячик» , «Снеговик» , «Ягодки в корзинке» , «Колобок» , «Морковка для зайчика» , «Овощи и фрукты» , «Угощения к чаю» , «Сыр для мышонка» .

В группе я оформила уголок на развитие мелкой моторики рук , где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуровкой.

В работе с родителями по этой проблеме, я провожу консультации на темы : «Пальчиковая гимнастика для развития речи » , «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук» , индивидуальные беседу на тему : «Роль семьи в развитии речи ребенка » .

ГлаваIII. Результативность опыта работы

Играя в эти игры на занятиях и в повседневной жизни, можно сделать следующий вывод :

У детей стали хорошо активизироваться познавательные процессы, расширяется и обогащается словарь детей , лучше развивается чувствительность пальцев .

Пальчиковые игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, поэтому я включаю их систематически на занятия по изодеятельности / лепке, рисованию, аппликации/

Пользуясь на занятии по лепке пластилином, соленым тестом, глиной приносят большую пользу общему развитию детей .

Дети учатся катать округлые формы, раскатывать пластилин, соединять различные формы, скатывать и вдавливать пальцем .

У детей становятся пальчики более ловкими , движения координированными, активизируются мыслительные процессы детей - воображение , память, внимание.

Использование пальчиковых игр способствует развитию речи , мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус. В результате проводимой работы наблюдаются

положительные результаты :

Обогащается словарь детей и повышается уровень речевого развития .

Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать , сгибать и разгибать пальчики .

Складывать пальцы и раскрывать ладони .

Держать ладони на поверхности стола. Повысилась коммуникативность детей , радость взаимопонимания со словами и без слов.

Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами , чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов.

Заключение.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры ". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи , творческой деятельности. "Пальчиковые игры " как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр " дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Вывод : Пальчиковые игры детям нравятся , дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков , совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр , что способствует улучшению развития речи детей .

Заключение

Работы психологов и физиологов доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста проводилась по следующим направлениям: обследование произвольной моторики пальцев рук; фонетической стороны речи; состояния функций фонематического слуха; активного словаря; грамматического строя.

Во второй главе представлены результаты диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста и методические рекомендации по проведению пальчиковых игр (пальчиковый театр).

Пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 82 с.

3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. - М.: Академия развития, 1998.

5. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 32 с.

6. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.

7. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2003. - 253 с.

8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 198 с.

9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). - Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.- С.18-30.

10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизбрук. - М.: АСТ, 2006. - 159 с.

12. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. - 2008. - №3. - С.4-7.

13. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. - М.: Гном и Д, 2005. - 24 с.

14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

15. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.

16. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - №1.

17. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова: Упражнения в стихах. - СПб.: Дельта, 1998. - 205 с.

18. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.

19. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.

20. Максакова А.И., Туманова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1979. - 127 с.

21. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

22. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., ТЦ «Сфера», 1997.

23. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1990.

24. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М., АСТ, 2004.

25. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999. - 352 с.

26. Сухобская Г.С. Творческий потенциал учителя и его потребность в психолого-педагогических знаниях // Профессиональные потребности учителя в психолого- педагогических знаниях. - М., 1987.

27. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.

28. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 112 с.

29. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 96 с.

30. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 64 с.

31. Урунтаева Г.А Дошкольная психология. - М, 1999. - 336 с.

32. Хвостовцев А. Детки-непоседки: Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Практическое пособие. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2009. - 48 с.

33. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа. 1993. - №5. - С.20-21.

34. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с.

35. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам, народное искусство и детское творчество. - М.: Владос, 2000. - 115 с.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Нормативно - правовые источники:

  • 1. Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • 2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» 17 октября 2013 года. № 1155

Основная литература:

  • 3. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 2011 - № 5
  • 4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 - е переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2011.
  • 5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики- М.: Просвещение, 2012.
  • 6. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 2010.
  • 7. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010.
  • 8. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. - М., 2011. - Т. 4.
  • 9. Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014.
  • 10. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2012.
  • 11. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011.
  • 12. Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
  • 13. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей- СПб.: Детство - Пресс, 2014.
  • 14. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2012. - №11
  • 15. Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем // Дошкольное воспитание, 2010. - № 1.
  • 16. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2012. - №01.
  • 17. Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. - М., 2013.
  • 18. Озерецкий Н.О. , Гуревич Н.И. Психомоторика. - М.: Полиграф сервис, 2010.
  • 19. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  • 20. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • 21. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста: метод. пособие / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ин-т коррекц. педагогики РАО. - М.: Полиграф сервис, 2010.
  • 22. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. - М., 2011.
  • 23. Шевченко С. Г. Коррекционно -- развивающее обучение. Организационно -- педагогические аспекты. - М.: Владос, 2011.

Дополнительная литература:

  • 24. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фабер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  • 25. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-С. 49-65.
  • 26. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 1999. - 175 с.
  • 27. Иваненко М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития // Дошкольное воспитание. 2007. - № 4. - С. 97-99.
  • 28. Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 80-86.
  • 29. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001