Домой / Помада / Природными русскими педагогами являются по мнению ушинского. Идея народности воспитания в педагогике К

Природными русскими педагогами являются по мнению ушинского. Идея народности воспитания в педагогике К

К.Д. Ушинский (1824 – 1870) автор известных педагогических работ: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860), «Родное слово»(1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870), «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869) и др., в которых он обосновал свои педагогические взгляды. Цель воспитания в понимании – К.Д. Ушинского – это воспитание совершенного человека, которое включает в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм. Он является автором идей народности воспитания, народной школы. К.Д. Ушинский считал, что «…воспитание созданное самим народом основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.». Проанализировав систему школ в странах Европы, он делает вывод о том, что русская национальная школа – это оригинальная, самобытная, отвечающая ценностям народа, его потребностям, национальным культурам. Педагог наметил пути реализации идеи народности в воспитании. Наличие народной школы, в организации которой должен принимать участие сам народ. Создавая школы для народа, необходимо научиться понимать народ, который и должен решать какой должна быть народная школа. Однако К.Д. Ушинский понимал, что в стране, в которой крестьяне бедствуют трудно появиться народной школе, для этого нужно экономическое улучшение жизни народа. В тоже время развитие любого государства зависит от образования народа. Народная школа должна давать необходимые знания: читать, писать, считать. Знание основ своей религии, знание своей родины, родного языка, который является основой обучения. Потому что вместе с языком усваиваются духовные ценности. Ушинский К.Д. считал, что родное слово – удивительный педагог. Великий учитель создал образы, как нужно изучать родной язык в семье, начальной школе. Это учебные книги «Детский мир. Хрестоматия», «Родное слово», в которых содержались произведения устного народного творчества, отрывки классической литературы. Эти книги были настоящими образцами и переиздавались 146 раз на протяжении 50 лет. В книге «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский разработал идею «антропологизации» педагогики. Антропологию великий педагог понимал как совокупность наук, изучающих человека, которые излагают и систематизируют факты о человеке – предмете воспитания. Ушинский К.Д. считал, что важное значение имеют физиология, психология, т.к. объясняют психофизиологические явления, с которыми сталкиваются воспитатели. Проведенный ученым анализ необходим для того, чтобы в природе человека найти средства и резервы воспитания. Изучив природные задатки и особенности психики, педагог выявил закономерности, которые позволяют выделить приемы, методы, средства воспитания и образования. Ушинский К.Д. считал, что человек многогранен. Никакая наука не в состоянии раскрыть его полностью, поэтому разные науки изучают отдельные стороны личности и сущности человека. В то же время необходим целостный подход, который объединил физическую и психическую стороны человека. Эту задачу должна решить педагогическая антропология. С этих позиций К.Д. Ушинский решал проблемы роли наследственности, общественной среды, воспитания. Он считал, что эти три составляющих равнозначны. Идея Ушинского – необходимость для педагога знания предмета воспитания человека во всех отношениях актуальна сегодня. Ушинский К.Д. был «учителем русских учителей», педагогом – энциклопедистом, занимался профессиональной деятельностью, проводил теоретические исследования, реформировал школу. Он разработал проблемы обучения в начальной школе, в теории и практике: воспитывающий характер обучения. Личность учителя и ее влияние на детей. Он разработал метод обучения грамоте, который является основным в современной начальной школе. Педагогические идеи К.Д. Ушинского оказали и оказывают положительное влияние на отечественную и мировую педагогику.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство.

Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности.

Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить.

Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-северская. Общее образование он получил в Новгород-северской гимназии. В 1840 г. К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров (Грановского и др.). В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. По окончании университета 22-летний К. Д. Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.

Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. “Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К. Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”.

В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все, перенесенное в России, тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” (Годы I, II) и “Руководство к “Родному слову” для учителей и родителей”. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 издании.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение “Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

Основные педагогические идеи Ушинского

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения.

Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания. Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения,

изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

В статье «О народности в общественном воспитании» он начинает, поэтому анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов. Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский народ выдержал монголо-татарское иго и избавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу; неоднократно спасал он независимость родины от посягательств иноземных врагов. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».

Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества: из «серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое... вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова...».

Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», - писал Ушинский.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.

В статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Основывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д.Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях.

Цель воспитания, по Ушинскому, -воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя:гуманность,образованность,трудолюбие,религиозность,патриотизм.

Цель воспитания понимал как подготовку человека к полезной деятельности. В юности он записывал в своем дневнике:»Сделать как можно более пользы моему Отечеству».Назначение воспитания Ушинский видел в том, чтобы « дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять ее вечно, вот истинная цель воспитания,цель жизни,потому что цель – это сама жизнь».

  1. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский

    Реферат >> Литература и русский язык

    Педагогические взгляды на обучение. Ушинский является великим русским педагогом , основоположником народной школы в России , создателем глубокой, стройной... научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики ...

  2. Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Со стороны научной педагогики должен... единое образовательное пространство России ; г) гуманизировать образование... психических функций. Основоположником данной классификации является... утверждал в свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский , - пустая голова...

  3. История педагогики (4)

    Реферат >> Педагогика

    ... Великий чешский педагог ... РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ Зарождение русской педагогики ... УШИНСКИЙ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ И РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ В истории отечественной педагогики особое место занимает К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России ...

Ксения Медведева
Константин Дмитриевич Ушинский-великий русский педагог

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПЕДАГОГ

Медведева Ксения Алексеевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №52

Нарышкина Анна Валентиновна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №52

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий русский педагог , демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы .

Родился Ушинский в городе Туле . Учился в Новгород-северской гимназии, а затем в Московском университете, который окончил в 1844 году со степенью кандидата юридических наук. В возрасте 22 лет он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском юридическом лицее. В связи с «беспорядками среди студентов» лицея был уволен в 1849 году за прогрессивные убеждения. Вынужден был временно служить мелким чиновником в Министерстве внутренних дел.

В 1854 году получил назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он провел реформу института, ввел новый учебный план, где главными предметами сделал русский язык , литературу и естественные науки; широко применял наглядность в обучении. В это время была так же составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861 год) в двух частях для преподавания в младших классах. Она содержала много материалов по естествознанию.

Константин Дмитриевич редактировал в 1860 -1861 годах «Журнал министерства народного просвещения» поместил в нем свои статьи «Труд в его психологическом и воспитательном значении» , «Проект учительской семинарии» .

Ушинского обвинили в безбожье , свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Был направлен в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. За границей он изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил книгу для классного чтения «Родное слово» (1864-1870 годы) и методическое руководство к ней. Подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек, как предмет воспитания (опыт педагогической антропологии ) », (тома 1-2 1867-1869годы, собрал материалы для третьего тома. Тяжело больной вернулся в Россию (1867 год) и прожил недолго : умер в 1870 году в возрасте 47 лет.

Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в формировании гармонично развитых людей, ставящих интересы общества выше личных, преданных своей Отчизне, любящих свой народ.

Воспитанию детей в период дошкольного детства Ушинский придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания. Исходя из народностей воспитания, он разрабатывает вопросы обучения родному языку, ознакомлению с природой, народными играми, сказками, пословицами и поговорками. Оценивая педагогическое значение сказок , Ушинский писал : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики , и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа ».

Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложиться в этот характер, в эти первые годы, - ложиться прочно, становиться второй природой человека. Но так как дитя в эти первые годы свои, находиться под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери.

Всё, что усваивается человеком в впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны и нравами, привычками и характером народа с другой.

Деятельность же педагога , как считал Ушинский , более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении : она внешне однообразна, её результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и тоже, «втянуться и вести преподавание почти методически» . Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперёд. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию , обладать педагогическим мастерством и тактом. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя всё в деле воспитания» .

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В статье «Родное слово» он писал : «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский , -это не только лучший выразитель духовных сил народа, но и лучший народный наставник, учивший народ ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребёнок воспринимает не одни только звуки, их сочетания, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность. Он считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В статье «Труд в психологическом и воспитательном значении Константин Дмитриевич писал , что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходимым для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, читал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчёркивал большое значение сельскохозяйственного труда. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысли о том, что «учение есть труд и труд серьёзный…» представляют большую ценность для педагогики наших дней .

Дидактические взгляды Ушинского отличались большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учёта возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В частности он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения, отметив, что существует два вида внимания; активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) . Обучение, как говорил Ушинский , должно быть построено на принципах посильности его для ребёнка и последовательности.

Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение предавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…» ; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком»,- писал он.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного : он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвёл наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приёмами методику наглядного обучения, созданную Каменским, Песталоцци и Дистервегом. Так он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указывал, что используемые для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путём беседы.

Много внимания К. Д. Ушинский уделял осмысливанию , основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Константин Дмитриевич подробно разработал методику повторений учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала).

Ушинский подробно разработал так же методику образования детей общих представлений и понятий из наглядных единых представлений, методику развития мышления одновременно с развитием речи. В промессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии под руководством учителя дети наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени : на первой дети под руководством учителя непосредственно воспринимаю предмет или явление. На второй ступни под руководством учителя отличают, различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщения и закрепления полученных знаний. К. Д. Ушинский рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания.

Об игре Ушинский сказал , что игра по тому и игра, что она самостоятельна для ребенка, а потому всякое вмешательство взрослого в игру лишают ее действительной образовывающей силы. Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - предоставлять материал для игры. В играх общественных, в которых принимают участие многие дети завязываются первые ассоциации общественных отношений.

Теорию дошкольного воспитания К. Д. Ушинский видел в том , что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил : физических, умственных и нравственных. По крайне мере на эту возможность указывает физиология и психология, а воспитатель в свою очередь должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики , как широко образованный мыслитель вооруженный научными знаниями о человеке, как предмете воспитания. Он указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами . Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических моментов. Он рассматривал психическую жизнь в ее развитии.

При осмотре женских учебных заведений за границей (Швейцария, Германия, Франция) К. Д. Ушинский ознакомился с педагогической работой общественных учреждений для маленьких детей (детские сады, школы для малолетних, приюты, что и нашло свое отражение в составленном им отчете. Во время поездки по Швейцарии он вел дневниковые записи, которые были опубликованы в форме семи писем.

Прочитав третье письмо из педагогической поездки по Швейцарии, можно многое узнать о малолетней школе Фрелиха. В малолетней школе не учатся, а играют; но играя, развиваются. Выучиваются проводить прямую линию, немножко рисовать; немножко читать и писать, что весьма не легко потому, что дети в этом возрасте (3-6 лет) вообще говорят бессвязно и неясно. Учительница разговаривает с детьми на том же наречии, для того, чтобы школьные условия максимально приблизить к домашним, а дети спокойно туда ходили, без боязни. Особенно изучают народные песни и рассказы на своем наречии, хотя и осваивают немецкий общий.

В младшем классе малолетней школы находятся дети от 3 до 5 лет включительно и остаются в классе 4 часа : 2 утром, 2 после обеда; старший класс, дети по 6 лет, занимаются 3 часа утром и 2 часа после обеда.

Занятия проходят следующие :

1. Религия. Урок религии заключается в рассказах из детской жизни, имеющих какой-нибудь нравственный смысл. Рассказы эти ведутся так, что дети принимают в них самое главное участие, спрашивают, добавляют, угадывают окончание, рассказывают свои истории. Учительница рассказывает несколько происшествий из священной истории, но языком, понятным и доступным детям.

2. Упражнение чувств. Здесь упражняется зрение в различении цветов, в измерениях; упражняется слух в различении звуков и тонов, упражняется осязание и обоняние. Дети находят сходство и различия в предложенных предметах.

3. Рассказы по картинкам. Данный урок не доведен до совершенства за недостатком хороших картин и описания к ним для учителя. Всей возможной пользы из такой беседы не извлекается.

4. Практические упражнения, приготовляющие к чтению и письму. Дети приучаются выговаривать ясно звуки, составляющие слова, разлагать слова на слоги и звуки, складывать слова из звуков. Готовясь к письму, дети учатся проводить и комбинировать линии. В швейцарских и французских школах используют методы Шера.

5. Счет от одного до десяти по методе Эггера, которая употребляется и в высших классах. Над десятком проводятся все четыре действия.

6. Рисование. Очень занимательно для детей. На стене висит разлинованная черная доска, каждый квадратик с вершок, такие же доски у детей. Учительница рисует на доске и подробно объясняет что рисует, дети синхронно с ней рисуют на своих досках.

7. Пение. Г. Фрелих большой знаток в деле пения, по этому уроки очень хорошо поставлены, дети поют с удовольствием. Когда запоют в наших школах, писал Ушинский , тогда можно будет сказать, что они пошли вперед.

8. Рукоделие. Игра, приучающая детей владеть своими руками. Рукоделию отводиться большая роль в воспитании девочек, потому что в Швейцарии им занимаются много. Девочки выкладывают различные фигурки из картонных треугольников по рисунку, конструируют из деревянных кубиков, нанизывают бусы, выкалывают булавкой рисунок, все это готовит руки будущих рукодельниц.

9. Гимнастика и гимнастические игры. Летом занятия проходят в саду. Зимой в особом зале. Каждый день немного в классе. Дети учатся садиться и вставать в такт, обернуться туда и сюда, поднимать и опускать руки, выйти из-за скамьи тихо и без толкотни. Если бы эти простые приемы применялись в наших школах, писал Ушинский , то помогли бы разрушить усыпляющую атмосферу, царящую в нашей школе; способствовали бы сохранению здоровья детей, свежести и готовности их учения. Дайте ребенку подвигаться и он одарит вас десятью минутами внимания, а эти десять минут, если ими суметь воспользоваться дают результатов больше, чем неделя полусонных занятий.

Из малолетней школы дети переходят в элементарные классы. Туда они приносят с собой привычку к классному порядку, некоторые знания и умения по письму, счету; приходят с более развитой речью, а главное – приносят уже рождающуюся любовь к учению. Детские сады хотя и появились в то время в Германии и Швейцарии, но были явлением вызывающим противоположные мнения. Сторонники детских садов видят в них переворот в педагогике , а Фребеля считают отцом правильного воспитания. Противники же видели в детских садах учреждения мешающие ребенку гармонично развиваться подавляющее естественное развитие детской природы.

Ушинский , будучи ни сторонником, ни противником осматривал детские сады с целью самому познать эту истину.

Несомненная заслуга Фребеля состоит в том, что он впервые обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления и наклонности. Он взглянул на детскую жизнь, как на жизнь относительно полную и заполненную потребностями, которые должны удовлетворять взрослые. Фребель обратил особое внимание на игру детей, так как игра для ребенка то же, что и для взрослого, любая серьезная деятельность. Однако он очень увлекся и очень систематизировал игры, ведь придумать именно детскую игру-это наиболее сложная задача для взрослого человека. Идея Фребеля удалась бы лучше, если бы он систематизировал те игры, в которые дети играют уже веками. Ведь порой какая-нибудь игра, давно потерявшая всякий смысл, передается из поколения в поколение столетиями. В играх придуманных Фребелем много искусственного и не детского. Песенки скучны и натянуты и портят вкус ребенка, а также они сложны для понимания детьми. Однако же игры Фребеля и занятия в умелых руках воспитателя находили свои достоинства. Одна из таких талантливых наставниц была ученица Фребеля баронесса Марнгольц. Она посвятила всю свою жизнь и свое имущество идее детских садов. Осматривая сады, Ушинский сделал вывод , что какой бы ни была система, главная роль принадлежит «садовнице» , которая должна обладать громадным педагогическим талантом , который встречается редко.

Детский сад - желательная, но малодоступная роскошь. Весьма желательно, по мнению Ушинского , чтобы дети от четырёх до семи лет, не ранее, сходились вместе поиграть в игры, развивающие способности, под руководством наставницы, доброй, чуткой, кроткой, которая посвятила себя детям и изучила бы всё, что нужно для того, чтобы занять детей. В таком саду дети приучились бы к общественности, в нём сгладились бы угловатости их характеров, привычки бы играть вместе, уступать друг другу; полюбили бы порядок, стройность, гармонию в звуках, фигурах, движениях, словах и поступках. Устройство таких садов возможно только в столицах, больших городах для богатых людей. Этим не ограничивается польза Фребеля. Многие из его игр и занятий, упростив немного, можно вводить в детские приюты, малолетние школы и даже младшие классы всех учебных заведений. В домашнем обучении идеи Фребеля дают матерям возможность занять своих детей с пользой для их развития. С помощью игр и занятий Фребеля, если мать умеет с ними обращаться, позволяют бороться со скукой ребёнка. Скука есть сильнейший яд для детской души. Издания различных детских игр и занятий по методе Фребеля во множестве расходились в Германии, проникая и в другие страны.

Изучая биографию и труды К. Д Ушинского , всё больше понимаешь, какой огромный вклад внёс этот великий педагог в развитие педагогики , в том числе и дошкольной. Ведь и сейчас широко применяются в работе воспитателями идеи и принципы, приёмы и методы обучения, о которых писал Константин Дмитриевич . Особенно, мы считаем, что в наше время актуальны принципы наглядности, смены деятельности во время занятия, игровая форма обучения, разнообразие материала, принцип закрепления изученного. А также неизменными на все времена останется облик воспитателя, преданного своему делу, любящего детей, посвятившего им жизнь.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы в России. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, где были отмечены блестящие способности и выдающиеся успехи студента. В 1844 г. ученый совет университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В возрасте 23 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославский Демидовский лицей. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея. Последовали доносы на Ушинского и установление негласного надзора за ним. В 1849 г. после обвинения в неблагонадежности был отстранен от занимаемой должности. Через полтора года, проведенных в безуспешных попытках утроиться на преподавательскую работу в Ярославле, Ушинский переехал в Санкт-Петербург. Некоторое время зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами.
В 1854 г. Ушинскому удалось устроиться преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы. Задачей этого института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью: за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института дети выходили только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 г. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах института Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов этого учебного заведения — Е.О. Гугеля, в котором нашел, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, почерпнутых из этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике — «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха статьи Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

Педагогические идеи Ушинского

В 1859 г. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести ряд преобразований: модернизировать учебный план, ввести новые методы обучения и др. Он приглашал преподавать в институте известных педагогов В.И. Водовозова, Л.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова и др. Придерживаясь своего главного принципа - демократизации народного образования и народности воспитания, — он сумел ликвидировать существовавшее до этого разделение контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (т.е. из мещанского сословия), ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка девушек для работы в качестве воспитательниц. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который, благодаря ему, превратился в прекрасное педагогическое издание, лояльно относившееся к новым течениям в области народного образования.
Преобразования Ушинского вызвали недовольство части сотрудников Смольного института. Он был обвинен в атеизме и политической неблагонадежности. Под благовидным предлогом в 1862 г. Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где посещал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, считавшиеся самыми передовыми по части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей педагог написал книги «Родное слово» и «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Эти книги оказали огромное влияние на русскую народную школу. По ним изучало русский язык не одно поколение школьников. Одновременно с изданием книг Ушинским было написано «Руководство к преподаванию по „Родному слову" для учителей и родителей», представлявшее собой рекомендации по методике преподавания родного языка. Оно пользовалось огромной популярностью среди педагогов и родителей. Достаточно сказать, что до 1917 г. книга выдержала 146 изданий.
В середине 1860-х гг. Ушинский вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он начал печатать в 1867 г. Первый том вышел в 1868 г., а через некоторое время последовал второй. К сожалению, третий том остался незавершенным. В этой работе Ушинский дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов, рассмотрел педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философией, историей, психологией).
Ушинский был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Он отличался широкой эрудицией, стал автором целостной дидактической системы начального обучения, в которой рассмотрел вопросы отбора содержания учебного материала, методы и приемы обучения, выступал против рецептурной педагогики, был сторонником реального образования, отстаивал идею народности воспитания. В последние годы жизни Ушинский выступал как видный общественный деятель: писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.