Домой / Smoky eyes / Клуб многодетных: Погодки – секреты воспитания. правил воспитания погодок

Клуб многодетных: Погодки – секреты воспитания. правил воспитания погодок

Дети – это счастье. А счастья, как известно, чем больше, тем лучше. Именно поэтому нормой считается минимум двое детей в каждой семье. Примерная разница между первым и последующим ребенком в обычной семье составляет 4–7 лет. Но бывает и по-другому.

Иногда радостная новость о грядущем прибавлении настигает родителей тогда, когда первое чадо еще пачкает пеленки или не умеет толком сидеть. По поводу детей, разница между которыми не превышает полутора лет, существуют различные мнения. «Родители счастливчики, - вздохнут одни – разом вырастят двоих детей.

«Отстреляются» быстро, в общем». «Вот это героизм! – воскликнут другие – грудной ребенок и следом еще один – это сколько же надо времени, терпения, сил и здоровья». В каждой из этих точек зрения есть доля истины: столь небольшой перерыв в деторождении по-своему выгоден с точки зрения затраченного на воспитание отпрысков времени, а с другой стороны, воспитание детей-погодок – хоть и увлекательный, но нелегкий процесс.

Так что в таком положении есть свои преимущества и недостатки, и если одному малышу не исполнилось и года, но уже решено, что второму ребенку быть – следует учесть все подводные камни, с которыми можно столкнуться в ходе беременности и воспитания наследников. В этом случае появление детей с минимальной разницей в возрасте станет настоящим счастьем при отсутствии сильных нервных потрясений.

Из мам в будущие мамы: период ожидания

Буквально несколько месяцев назад родители впервые уложили принесенного из роддома малыша в заботливо приготовленную для него кроватку и мечтали, как он сядет, улыбнется, начнет делать пока еще неуклюжие и неловкие шажки. Время идет, грудничок развивается и делает первые успехи, а родители научились поддерживать разумный баланс сна и бодрствования, и кажется, что жизнь наконец-то стала стабильной и ровной, как известие о том, что брат или сестра любимого чада не заставят себя долго ждать, становится настоящим сюрпризом. Решение родителей сохранить беременность достойно уважения: самое главное – подготовиться к рождению следующего ребенка не менее достойно.

Наиболее важные аспекты, на которые стоит обратить внимание молодой семье – это здоровье будущей мамы и обеспечение полноценного ухода за уже родившимся малышом . В первую беременность женщина более мобильна и менее измотана – сейчас же поддержка и забота близких ей требуется как никогда.

С медицинской точки зрения перерыв между родами должен составлять не менее трех лет: только в этом случае можно более или менее уверенно утверждать, что женский организм полностью восстановился и готов продолжать выполнение репродуктивной функции. Если же зачатие произошло раньше – для истратившей невероятное количество энергии на роды мамы это станет двойной нагрузкой. В данной ситуации заботиться о своем здоровье следует с удвоенной силой. Особенно важно учесть следующие моменты:

  • Регулярные обследования у врача . Лень идти в консультацию или вставать ни свет ни заря сдавать анализы? О таком небрежном отношении к себе лучше сразу забыть. Строгое выполнение всех врачебных предписаний поможет сохранить здоровье не только себе, но и будущему ребенку.
  • Правильное и полноценное питание. Организм и без того требует больше «материала» для восстановления всех органов и поддержания водно-солевого баланса, поэтому ограничивать себя в еде ни в коем случае нельзя: полезные и правильно приготовленные блюда, экологические чистые продукты и употребление большого количества жидкости сейчас жизненно важны.
  • Прием витаминных комплексов . Многие мамы не понаслышке знают, что роды могут пагубно отразиться на состоянии кожи, ногтей и волос – организм растущего ребенка нуждается в большом количестве витаминов и минералов, запас которых за небольшой перерыв между родами женщина не в состоянии восполнить. Поэтому прием специальных комплексов обязателен, но выбирать их наобум не стоит: покупать их можно только после предварительной консультации с доктором.
  • Минимум нагрузки . Хлопоты по хозяйству – это, конечно, и домашним приятно, и самой хорошо, когда чувствуешь себя полезной и нужной. Но все же беременность, да еще и с грудным ребенком – не время для подвигов на ниве плиты и мытья полов. Не следует отказываться от помощи друзей и близких: если они предлагают взять на себя уборку, походы по магазинам и готовку, лучше согласиться, а свободное время посвятить отдыху или занятиям с малышом.


Еще один важный момент – забота о грудничке: помощь маме необходима и в этом. Игры и кормления, без сомнения, останутся маминой прерогативой, а вот таскание малыша на руках или силовые упражнения с затаскиванием коляски на 5 этаж лучше исключить: если будущий папа возьмет их на себя, это будет прекрасно.

Ну и, конечно, не стоит забывать и о психологических аспектах подготовки к воспитанию погодок: «Сможем ли мы вытянуть детей материально?», «Не забудет ли жена, увлеченная заботой о детях, обо мне?», «А как же моя карьера, ведь я планировала выйти на работу в ближайшем будущем?» - все эти вопросы пусть время от времени, но посещают обоих родителей, даже если они не говорят об этом вслух.

На самом деле выбор в пользу материнства еще не означает завершения карьеры: успешно работать можно и выйдя из декрета (кстати, следует знать, что при беременности женщины отпуск по уходу продляется автоматически, а уволить сотрудницу, ожидающую ребенка, по КЗоТу нельзя). Что касается материальной базы, то здесь опытные родители единодушны: появление еще одного малыша становится мощным стимулом зарабатывать больше, да и трат на приданое погодку куда меньше, поскольку одежда и игрушки старшего становятся неплохим подспорьем.

Другое дело – создание эмоционального комфорта в семье, который зависит от обоих родителей: даже если у них возникают тревоги и опасения, моральная поддержка, забота и взаимопонимание помогут укрепить отношения и подготовиться к пополнению, что называется, по всем фронтам.

Старший и младший: нюансы воспитания

Итак, свершилось! В семье появился ещё один малыш, а счастливые родители двоих детей, ещё не забывшие все нюансы ухода за младенцем, готовы к труду и обороне. Однако не стоит думать, что сейчас все пойдет точно так же, как и в первый раз: во-первых, все дети разные, а во-вторых, старший ребенок потребует едва ли не больше заботы и внимания, чем мирно (или не очень мирно) лежащий в своей кроватке грудничок. Даже если поначалу кажется, что разница в год-полтора ничего не значит, следует вспомнить слова психологов: до трех лет развитие идет колоссальными темпами, поэтому даже несколько месяцев могут стать заметной пропастью. Именно поэтому особенности воспитания погодок будут меняться в зависимости от возраста.

С рождения до года

На момент рождения ребенка-погодка старшему, как правило, исполняется год. Обычно такие дети уже умеют ходить и активно познают мир, поэтому мамы и папы в основном заняты тем, чтобы спрятать всё, что можно порвать, разбить и съесть, отобрать провода, ключи и гаджеты, которые малыш с не меньшим энтузиазмом тянет в рот, и ловить постоянного падающего и оглашающего окрестности возмущенным ревом маленького исследователя. Именно этот период может стать для родителей особенно сложным.

Максимум внимания в это время требуют оба ребенка, поэтому подготовить к переменам следует и старшего малыша. Родителям следует заняться следующими моментами.

  1. Становление режима. Кормление, прогулки, игры и сон четко по часам помогут маме справиться с обоими чадами, что называется, не распыляясь, поэтому в идеале следует совместить расписание детей так, чтобы большинство пунктов совпало.
  2. Отучение старшего от соски и бутылочки. Педиатры советуют убирать пустышки и приучать ребенка к чашкам и тарелкам ещё до рождения младшего, иначе есть риск, что вездесущий малыш начнет постоянно забирать это «имущество» у своего брата или сестры.
  3. Организация сна. Даже если ребенок привык спать в родительской кровати, в интересах мамы и папы приучить его к своему «гнездышку»: неудобство сна с погодками такого возраста очевидно.
  4. Распределение внимания. Годовалый кроха ещё не вполне понимает, какого рода перемены произошли в его семье, но это не значит, что он не заинтересован в том, что происходит. Он точно так же может тянуться к младенцу, пытаться его трогать, щупать и даже покусать и зачастую может требовать внимания, если мама слишком поглощена младшим ребенком. Именно в это время важно дать малышу понять, что он по-прежнему любим. Веселые игры, разговоры, объятия и поцелуи помогут поддержать близость со старшим на должном уровне.

С 1 года до 3–4 лет

Оба ребенка подросли, и разница в возрасте становится менее очевидной: дети вместе интересуются окружающей обстановкой, а старший даже может ощущать нечто вроде превосходства и пытаться опекать сестру или брата. На данном этапе родителям предстоит справиться с двумя важными задачами – предотвращением соперничества между детьми и организацию личного пространства для каждого из них.

В этом возрасте особенно важно, чтобы малыши чувствовали равное отношение к себе: ни один из них не должен быть обделен родительской любовью. Прием пищи, отдых и досуг должны проводиться с участием всех членов семьи, а если у взрослых возникнет необходимость решить какие-то вопросы без детей, к бабушке должны отправляться оба – у крох не должно возникнуть ни малейшего подозрения о том, что мама и папа предпочитают одного другому.

Ещё один значимый аспект – обустройство личных уголков для отпрысков. Игрушки, спальное место, одежда должны быть у каждого свои, иначе драки и выяснения отношений неизбежны. Нередко случается, что родителям даже приходится покупать старшему и младшему одинаковые игрушки: если иначе конфликт не решается, приходится идти и на такие жертвы.

Многие мамы и папы в этот период пробуют устроить старшего ребенка в садик . Такое решение, возможно, облегчит заботу о детях, однако следует учесть серьезный момент: разлученный на целый день с мамой малыш может ощутить себя брошенным – а это спровоцирует сильную неприязнь к младшему, по его мнению «укравшего» у него родителей. Поэтому в адаптационный период он должен ощущать любовь и поддержку всей семьи, а если с садиком отношения всё же не складываются, есть смысл подождать, когда подрастет младший – тогда в сад можно отдать обоих, и ощущение равновесия сохранится.

И всё же ранний возраст для погодок – наиболее плодотворное время: старший учится заботиться о самом близком для него человеке, а младший тянется за ним и развивается семимильными шагами: доказано, что в таких семьях дети быстрее учатся пользоваться горшком, есть и одеваться самостоятельно. А при родительском внимании, терпении и мудрости этот период протекает очень гладко.

Дошкольный и младший школьный возраст

В 5–7 лет дети практически сравниваются в психологическом развитии и посторонним порой даже по внешнему виду сложно определить, кто из них старше. Если раньше общение погодок протекало без эксцессов, к этому времени они образуют единую команду: общие интересы, совместные игры и секреты позволяют им ощущать себя очень близкими людьми.

В этот в период для родителей есть риск совершить одну довольно опасную ошибку: случается, что погодок начинают воспринимать либо как близнецов, либо как детей с абсолютно идентичными желаниями и склонностями. Этого следует изо всех сил избегать: в дошкольном возрасте следует помнить, что к младшему пока ещё стоит предъявлять чуть меньше требований, а к талантам и особенностям обоих детей отнестись с вниманием. Необязательно отдавать их в одну и ту же секцию или требовать заниматься одними и теми же делами: у каждого ребенка своя индивидуальность, а свободу самовыражения никто не отменял.

Важный вопрос, который с энтузиазмом обсуждают мамы и папы детей-погодок – стоит ли отправлять их в школу одновременно или с разницей в год? Здесь всё зависит от детей в каждой конкретной семье, и следует учесть, что если отправить старшего в один класс с братом или сестрой, он будет чувствовать себя неуютно как самый взрослый, а младший, потянувшийся за родственником, может просто не справиться с учебной нагрузкой. В последовательном поступлении детей в школу есть свои преимущества: старший ребенок, уже адаптированный к режиму, будет опекать младшего первоклассника, а для родителей справиться с равномерно распределенной нагрузкой окажется намного легче. Но в целом такое решение должно приниматься каждой семьей индивидуально.

Мне нравится!

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Для родителей два периода пеленок и ночных кормлений объединяются в один, они не успевают расслабиться и отвыкнуть от этого образа жизни. И для мамы, планирующей после возвращения на работу вплотную заняться карьерой, объединение двух декретных отпусков в один тоже очень удобно. Кроме того, детям с маленькой разницей в возрасте легче расти вместе. Ведь они будут иметь общие интересы, играть в одни и те же игры.

Однако воспитание погодок – дело нелегкое, и подходить к нему надо очень ответственно. Поэтому, если Вы решили так скоро вновь испытать радость первой встречи с малышом, необходимо заранее подготовиться к возможным сложностям, которые могут возникнуть не только после рождения второго ребенка, но и во время новой беременности.

Итак, Ваш малыш уже вырос из пеленок, начинает ползать, а потом и ходить. Он становится более самостоятельным, у него установился определенный режим жизни. А у Вас становится меньше домашних хлопот, связанных с беспомощным маленьким комочком. Освободившиеся силы и время вполне можно посвятить новому малышу. К чему же готовиться во время ожидания второго ребенка?

Вторая беременность

Большинство врачей считают, что новая беременность вскоре после родов слишком тяжела для женского организма. Но если Вы знаете, что готовы физически и морально к такому испытанию, значит, Вы его выдержите. К тому же, если беременность произошла, скорее всего, Ваш организм с Вами солидарен. И все же Вы должны быть готовы к возможным осложнения во время второй беременности. Может понадобиться госпитализация в стационар, поэтому на всякий случай необходимо заранее решить, с кем можно будет оставить старшего ребенка. Да и частые визиты к гинекологу могут потребовать помощи нянек.

Если Вы все еще кормите ребенка грудью, скорее всего врач порекомендует Вам отказаться от этого. Ведь новому малышу для правильного развития и роста понадобятся все питательные вещества, которые может дать Ваш организм. А во время грудного вскармливания большая их часть попадает в молоко.

Режим дня

Когда вторая беременность с успехом завершится, и Вы принесете из роддома нового малыша, Ваша привычная жизнь с налаженным режимом изменится. Чтобы не чувствовать себя измотанной и успевать уделять внимание обоим детям, следует как можно раньше наладить общий режим. Чтобы дети ели, спали и гуляли в одно и то же время. Конечно, если Вам кто-то помогает, возможно, удобнее будут другие варианты. Например, можно отправить помощников гулять со старшим, пока младший спит, а Вы занимаетесь домашними делами.

Первенець

Старшего ребенка необходимо заранее подготовить к переменам. Лучше отучить его от пустышек еще до рождения младшего, иначе он, скорее всего, будет отбирать их у малыша. Бутылочки тоже стоит заменить чашками или поильниками. Если ребенок привык спать с Вами, приучить его к отдельной кроватке нужно за несколько месяцев до появления новорожденного , чтобы он не чувствовал, что его хотят заменить.

Детский сад

Некоторые семьи после рождения второго ребенка отдают старшего в детский сад. Несомненным плюсом такого варианта является то, что у мамы появляется больше времени на уход за новорожденным. Однако необходимо учитывать период адаптации к детскому саду с возможными простудами, которые ребенок может принести в семью. Кроме того, если первенец младше двух лет, отдавать его в детский сад слишком рано. В этом возрасте он все еще сильно зависит от мамы и требует очень много внимания. Если Вам все-таки необходима помощь, можно найти няню. Этот вариант более дорогостоящий, но перечисленные минусы в нем отсутствуют.

Родительское внимание

Когда в доме двое маленьких детей, каждый из которых требует пристального внимания, родителям порой бывает очень нелегко. Ведь, несмотря на то, что старший ребенок кажется таким взрослым и самостоятельным, ему все еще нужно постоянное общение. Поэтому, постарайтесь уделять ему время, даже когда занимаетесь младшим. Например, почитайте книжку, пока кормите малыша грудью.

Два ребенка, две грушки

Поскольку разница в возрасте небольшая, интересы у детей будут одинаковые. И любая новая игрушка может вызвать ссору при попытке ее поделить. Поэтому, имеет смысл покупать две одинаковые игрушки, если не получается научить старшего уступать. Кроме того, можно выбирать игрушки, состоящие из нескольких частей, чтобы дети могли играть вместе.

Общение детей и их развитие

Дети-погодки очень часто бывают близкими друзьями. Они вместе играют, ходят в один детский сад и почти одновременно идут в школу. Это облегчает им адаптацию в новой среде. Чтобы дети быстро подружились и полюбили друг друга, не нужно препятствовать их общению. Очень часто родители делают это из страха, что старший может неловким движением навредить малышу. Но под присмотром взрослых такое общение будет безопасным и очень полезным для обоих детей. А если старший ребенок будет помогать Вам заботится о младшем, подавать бутылочку, качать коляску или кроватку, привязанность появится намного раньше.

Конечно, первый год после рождения второго ребенка будет нелегким периодом. В это время процессы развития у детей будут очень разными. Старший начинает активно познавать мир, каждый день открывая для себя что-то новое. А младший пока не может составить ему в этом компанию. Кроме того, первенец еще помнит, что ему еще совсем недавно безраздельно принадлежало все Ваше внимание. И появление нового ребенка на руках у мамы вызывает ревность и обиду. Но со временем эти проблемы разрешатся сами собой. Старший ребенок забывает, что когда-то был единственным. Ему становится интересно играть с подросшим малышом, учить его ходить, говорить, играть одними игрушками. И младший очень быстро всему учится.

Нельзя забывать о том, что старшему для успешного развития необходимы дополнительные занятия. Можно заниматься с обоими детьми одновременно. Это будет интереснее и для Вас, и для малышей. К тому же, присутствуя на таких занятиях, младший тоже может усвоить что-то новое для себя. В семьях, в которых растет несколько детей, довольно часто бывает, что, когда старшего чему-то учат, младший, наблюдая за этим процессом, учится сам. Кроме того, подражая старшему, малыш будет усваивать новое быстрее, чем при обучении родителями.

Когда погодки подрастают, маленькая разница в возрасте, из-за которой возникло столько проблем в первое время, становится очень удобной и для детей, и для родителей. Дети будут иметь общие интересы и занятия. Старший забудет то время, когда он был единственным ребенком, и будет помнить, как он рос вместе с младшим, поэтому ревности и соперничества между детьми будет меньше. Они будут расти менее эгоистичными, привыкнут всем делиться и заботиться друг о друге. Им будет легче делить одну комнату. Денежные затраты на вещи для второго ребенка будут минимальными, ведь после старшего они еще не успеют выйти из моды. Погодок можно отдать в школу одновременно. Они могут учиться в одном классе, вместе расти и взрослеть. В переходном возрасте им будет легче вдвоем справляться с возникающими возрастными проблемами. Они будут доверять друг другу свои секреты.

Конечно, -погодок нелегко, а первые пару лет кажется, что это физически невозможно. Но когда они подрастут, все вложенные усилия вернутся к Вам вдвойне, объятием четырех маленьких ручек и смехом двух звонких детских голосов.

Дети - это счастье. И я счастливая в квадрате, так как у меня есть два замечательных мальчишки с разницей в возрасте 1 год 10 месяцев. Да, мои мальчики - погодки, и я ни чуть об этом не жалею. Пусть иногда бывает тяжело с ними, но это все мелочи жизни.

Сразу оговорюсь, что погодок мы не планировали, а хотели второго ребенка примерно лет через 7 после первого. Ну раз уж так все вышло мы с мужем и страшим сыном стали ждать УЗИ, на котором нам и сообщили, что у нас будет еще один сын. Почему-то радость была у нас с мужем обоюдная, и мы даже обрадовались, что у нас будет не девочка.

Первые мысли, которые посетили меня в тот момент, были лишь о том, что иметь двух сыновей-погодок легче, чем разнополых детишек. Возможно многие дамы со мной не согласятся, но позвольте озвучить основные плюсы такого положения дел (опять же на мое усмотрение):

- уже знаешь как ухаживать за крохой-мальчиком;

При минимальной разнице в возрасте большинство вещей переходит к младшему в идеальном состоянии, а значит присутствует момент экономии;

Поведение младшего сына можно корректировать по мере взросления старшего, т.е не допуская предыдущих ошибок. Просто сталкиваясь с этапами взросления мальчишек, можно узнать правильную модель родительского поведения уже после определенных событий.

Учитываем интересы обоих детей

Из всех вышеперечисленных плюсов, хотелось бы остановиться на поведении детей – МАЛЬЧИКОВ с разницей в возрасте до двух лет. Прежде всего, опишу все основные нюансы, с которыми я столкнулась по мере взросления детей, а это с самого рождения младшего сына и до сегодняшнего дня. Сейчас старшему ребенку 4 года, а младшему - 2 года и 2 месяца.

К рождению братика мы готовили сына заранее, так что он прекрасно знал, что скоро он будет не один. Впервые увидев кроху, сын сказал, что малыш очень маленький и с ним пока не интересно. Как таковой ревности не было, но у ребенка определялся некий дискомфорт, поэтому мы решили постараться сохранить прежний режим дня для старшего сына. Как же нам было нелегко! Теперь мы не понаслышке знаем, что мальчики больше привязаны к маме, а не к папе.

Старший сын привык засыпать под сказку вместе со мной, но теперь я кормила грудью малыша и засыпать вместе стало невозможно. Тогда было решено, что старший сынок ложится, а я сижу рядом и рассказываю сказку столько времени, сколько нужно, при этом одновременно кормлю грудью и укладываю спать младшего ребенка.

Стратегия поведения или мальчишки-безобразники

Так прошло полгода, и младший сын пополз. Вот тут-то и началось «веселье». Младшему были нужны игрушки старшего, но тот не хотел их отдавать, так как они ему еще интересны. Приходилось покупать аналогичные игрушки – дублировать самые интересные экземпляры. Зато восьмимесячный малыш, имитируя игру старшего ребенка, играл как годовалый карапуз. Чему удивлялись многочисленные гости.

Из этого всего следует, что если позволяет возможность - покупайте мальчишкам одинаковые игрушки (конечно, пока они маленькие), это позволит избежать истерик и даст мальчикам понять, что вдвоем играть гораздо интереснее. А также младший ребенок поймет, в какие игры нужно играть мальчику и сам выберет для себя приоритетные занятия. Через год вы даже не услышите детей, так они весело и дружно будут играть вместе.

Дальше нас ждали весьма приятные сюрпризы. Маленький сын, в районе года, стал проявлять интерес к горшку, мы купили второй экземпляр этого туалетного предмета. И, о чудо! Малыш без всяких проблем стал ходить правильно (со знанием своих анатомических особенностей) на горшок. Правда, они на пару со страшим сыном проводят на горшке много времени (песни поют). Сейчас он уже вовсю писает стоя. Девочки, не ругайте мальчиков за то, что один другого неаккуратно учит ходить в туалет. Поверьте, что дети разберутся сами со своими делами лучше, чем мы – мамы.

Правду говорят: младший сын равняется на старшего брата, а младшая сестренка - на маму. Так пусть старший ребенок будет образцом, но при этом делайте акцент и на плохих его поступках. Поругайте немного его перед маленьким. Пусть тот поймет, что брат сделал плохо и мама рассердилась. Малыш усвоит, что мама на брата злилась, а я так не буду делать - мама меня ругать не будет.

Еще веселей проходят такие вещи как «Я набезобразничал, а тебе отвечать» . Значит, это происходит так:

- Егор давай возьмем конфеты без спроса, - говорит старший.

- Давай.

- Ты бери, а я подожду пока.

И в этот момент заходим мы – получается, что застукали младшего. В этом случае ругаем обоих, так как такие «номера» у старшего проходят регулярно.

В случаях, когда мальчишки дерутся (не без этого) не стоит наказывать только старшего. Зачастую младший выступает провокатором, тем более у мальчиков чувство соперничества обострено до предела. Стоит разобраться, расспросить, а если оба играют в партизанов, то лучше сказать, что вы расстроены их поведением. Дух соперничества одержит верх, и они побегут наперегонки просить у вас прощения. Конфликт будет исчерпан.

Дамы, я хочу еще раз подчеркнуть, что это лично мой опыт, и возможно мамы девочек-погодок или разнополых детишек поведают совсем другую историю, но у нас с мальчишками все именно так.

Несмотря ни на что ребята очень любят друг друга, и безумно скучают в одиночестве.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.