Домой / Smoky eyes / Межличностные отношения – что это? Виды межличностных отношений.

Межличностные отношения – что это? Виды межличностных отношений.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

  • 1) официальные и неофициальные;
  • 2) деловые и личные;
  • 3) рациональные и эмоциональные;
  • 4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

При взаимодействии партнеров наиболее значимой основой для межличностных отношений является эмоциональная реакция на партнера, степень официальности общения, и личная значимость контакта для собеседника. Условно межличностные отношения можно разделить на несколько типов: это отношения знакомства, дружбы, товарищества, а также любовные, супружеские, семейные и деструктивные. Чем глубже межличностные отношения между людьми, тем чаще становятся контакты между ними. Чтобы понять какие типы межличностных отношений чаще всего встречаются в жизни, прежде всего, стоит запомнить, какие типы людей существуют в природе отношений.

От принадлежности к какому либо социальному типу напрямую будет зависеть тип ваших межличностных отношений. Рассмотрим классификацию, которую дают психологи. В ней описывается восемь типов:

Альтруистический. Тип людей, которые приносят в жертву себя и свои интересы во благо других людей. Склонен к состраданию и часто навязывает свою помощь.

Дружелюбный. Старается для всех быть "хорошим". Рассчитывает на одобрение своих поступков, часто идет на компромиссы. В общении проявляет теплоту и внимание, и не идет на конфликтные ситуации.

Подчиняемый. Человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки. Ищет опору в более сильных личностях. Такого человека легко смутить, он редко когда высказывает свое мнение, а обязанности выполняет честно и послушно.

Зависимый. Послушный и беспомощный тип людей. Восхищается окружающими, и зависим от них. Не умеет проявлять сопротивление, не уверен в себе и часто полагается на чужое мнение.

Эгоистичный. К этому типу относятся люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей.

Подозрительный. Тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе. Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира.

Агрессивный. Отличительная черта - откровенность и прямолинейность высказываний окружающим. Часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всём их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый.

Авторитарный. Обычно в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности.

Трудно представить современное общество без межличностных отношений. Мы проводим всю свою жизнь в общении: с утреннего пробуждения до отхода ко сну. Интернет, телефон, письма - все это средства коммуникации, без которых человек просто не сможет обойтись. Индивидуум устроен таким образом, что если он не будет с кем-то общаться, то через короткий промежуток времени просто сойдет с ума. Итак, что такое Это наш воздух, это то, без чего мы просто не сможем жить.

Определение понятия

Если разбираться, что обозначает сам термин, то психологи определяют его как некую совокупность взаимодействий, которые возникают между людьми и сопровождаются в большинстве случаев переживаниями эмоционального характера. В некотором роде человек передает другому состояние своего внутреннего мира.

Виды и формы

Когда речь идет о том, что такое межличностные отношения, можно выделить основные виды и Это может быть невербальная связь, жесты и движения тела, внешний вид человека, устная речь и многое другое.

Составляющие компоненты:

  • Он включает в себя такие особенности отношений между людьми, как некоторые формы познания - память, восприятие, воображение, мышление. Каждый отдельный компонент позволяет раскрыть человека, распознать его индивидуальность, особенности психологического плана. Достигнуть взаимопонимания можно будет только в том случае, если вы поймете тот личности, с которой собираетесь вступить в контакт.
  • Эмоциональный компонент. Это не что иное, как переживания, которые мы испытываем во время общения с кем-то. Не стоит забывать о том, что они могут носить не только положительный характер, но и отрицательный. Отличным примером служит диагностика межличностных отношений между мужчиной и женщиной, которые являются парой. Они ссорятся, мирятся, иногда испытывают симпатию друг к другу, а иногда и антипатию. Также эмоциональный компонент подразумевает эмпатию. Это чувство сопереживания кому-то.
  • Поведенческий компонент. Это речь, мимика. Именно данный компонент и является основным регулятором в межличностных отношениях.

Формирование связей между людьми

Развитие межличностных отношений может произойти только в том случае, если определенный индивид может устанавливать с другим человеком контакт. Другими словами, найти Для этого не должно быть корыстных намерений, в общении должны присутствовать легкость и понимание, эмоциональное притяжение.

Межличностные отношения людей всегда стремятся к достижению доверия. После этого связь углубляется, со временем пропадает психологический барьер. Однако есть разница между доверием и доверчивостью. Доверия заслуживают долго, а вот доверчивый человек верит другому на слово, несмотря на возможные подвохи и разочарования.

Методики межличностных отношений

  • Цель. Отношения такого типа формируются тогда, когда людей объединяет определенная цель. Например, первичный тип - это когда связь образовывается сама по себе, а вторичный - когда один человек общается с другим потому, что должен (начальник - подчиненный).
  • Характер. По характеру отношения можно разделить на формальные и неформальные. Формальные - это те, которые основаны на предписанных правилах и законах. Неформальные не ограничены какими-то официальными рамками.
  • деловые взаимосвязи, которые образовываются на работе. На первом плане стоит совместная деятельность, а только потом - личная симпатия и доверие.

Рациональные и эмоциональные отношения

Что такое межличностные отношения рациональные и чем они отличаются от эмоциональных? На самом деле все очень просто.

В первом случае человек руководствуется расчетом, разумом и логикой. Пытается действовать правильно и не портить контакт с другим индивидуумом. Примером в такой ситуации может послужить взаимосвязь начальника и подчиненного. Эффективность совместной деятельности будет зависеть от того, насколько они сработаются, насколько корректно построят отношения друг с другом.

Что касается эмоциональных отношений, то тут человек руководствуется своими чувствами, забывая о том, что есть объективное мнение. Эта форма может приносить как радость и положительные эмоции, так и депрессии, разочарования. Влюбленные пары как нельзя лучше подходят к данной категории. Порой мы делаем необдуманные поступки, руководствуясь своими эмоциями и совершенно забываем о последствиях.

Диагностика отношений

Диагностика межличностных отношений - это целая наука, которая направлена на то, чтобы изучить человека, раскрыть его, основываясь на элементарных психологических знаниях. Более того, при помощи данной методики можно наладить контакт с самим собой. Ведь есть идеальное «я» и «я», которому в себе что-то не нравится. Составив для себя такую таблицу, вы сможете понять, насколько хорошо ладите с самим собой. Ведь если вы не можете достигнуть взаимопонимания со своей личностью, то сделать это с окружающими людьми будет просто невозможно.

Как вы уже поняли, отношения между людьми строятся на доверии, которого не так уж и просто достичь. Ниже представлены несколько полезных советов, которые помогут вам немного раскрыться, а это ускорит процесс налаживания контакта с другими.

  • Если у вас не получилось завязать с кем-то разговор, никогда не ищите проблему в другом человеке, найдите ее сначала в себе. Вы уверены, что хорошо знакомы со своей личностью? Достигните внутренней гармонии с самим собой.
  • Составьте психологический портрет человека, с который хотите иметь дело. Вы должны знать его особенности, чтобы понять, на что обращать особое внимание.
  • Покажите свою заинтересованность в другом человеке. Возможно, у вас найдется несколько точек соприкосновения. А общие интересы всегда облегчают общение.
  • Обратите внимание на межличностные отношения детей: у них определенно есть чему поучиться. Простые, без лишних забот, честные.
  • Запомните главное правило: вы никогда не сможете добиться доверия человека, если имеете корыстные цели. Даже если этот человек не будет знать о ваших намерениях, вы на подсознательном уровне будете себя выдавать. Индивидуум почувствует, что он вам неинтересен, и никогда не станет доверять.

Любовь и дружба

Иногда межличностные отношения возникают сами собой, а иногда нужно потратить много времени для того, чтобы их построить. Возьмем для примера любовь и дружбу. Как возникает любовь? Вы видите человека и начинаете испытывать к нему симпатию, если симпатия взаимна, у вас завязываются отношения. Может, вы и не доверяете до конца друг другу, но все равно делитесь своими эмоциональными переживаниями.

Отношения между мужчиной и женщиной способны подарить безумное счастье или, наоборот, сделать партнеров несчастными. Главной причиной этого является идеализация друг друга. Когда реальность оказывается иной, чем наши представления, мы испытываем горькое разочарование.

Другая распространенная причина проблем в любовных отношениях: женщины обычно очень эмоциональны, а мужчины, наоборот, пытаются дистанцироваться. Они не любят проявлять свои чувства и предпочитают держаться на безопасном расстоянии, так как пытаются избежать зависимости.

В любом случае любые отношения - огромный труд. Когда партнеры прикладывают усилия, возможно преодолеть любые разногласия. Отношения с противоположным полом — лучшая почва для личного развития. Они позволяют раскрыть самые сильные стороны личности.

Теперь немного о дружбе. Отношения между товарищами возникают постепенно. Вы знакомитесь с человеком, начинаете с ним общаться. Доверие тут возникает далеко не сразу. Именно по этой причине настоящая дружба - это большая ценность. Человек, который вас знает и понимает, не будет нуждаться в разъяснениях, он может прочесть в ваших глазах о внутреннем состоянии.

Теперь вы знаете, что такое межличностные отношения и на чем они основаны. Налаживайте контакт с собственным "я", тогда понять окружающих людей станет гораздо проще.

Понятие личности, общения и межличностных отношений

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида , которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла , личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений .

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений :

    Производственные межличностные отношения.

    Бытовые межличностные отношения.

    Формальные межличностные отношения.

    Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

    восприятие и понимание людьми друг друга;

    межличностная привлекательность;

    взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы :

Ощущения,

Восприятие,

Представление,

Мышление,

Воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

    перцептивная сторона общения;

    коммуникативная сторона общения;

    интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения .

    Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

    Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

    Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

    Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

    Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

    Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

    Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

    Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

    Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящён теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем - 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы :

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные ;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчинённым.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Неформальные отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать чёткие разграничения.

  • Личные ;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые ;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные ;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные ;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник - подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений :

  • Знакомство - имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство - обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество - деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба - устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь - наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы :

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.
Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 152.

особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой личностью) только как межличностные отношения. (Андреева Г.М.)

Межличностные отношения

в детском возрасте) - субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. М. о. в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняются определенным закономерностям. Первая из них - обусловленность природы М.о. тем местом, которое возрастная социальная группа (большая или малая) занимает в обществе, поскольку для каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития это место специфично. Вторая характеристика М. о. в группе - это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие М. о. и определяет их строение. Третья особенность М. о. в детской группе - их уровневая природа. М.о. в детской группе развиваются от прямых непосредственных форм в раннем возрасте к опосредствованным, т. е. осуществляющимся с помощью особых средств - внешних (организация совместной деятельности) в старшем дошкольном возрасте и внутренних (смысловые установки) к подростковому возрасту. В условиях группы могут быть выделены различные пласты М. о.: функциональноролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые (нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Другие проявления - это симпатии и антипатии детей, они имеют место в ситуациях возможных конфликтов, например, при распределении ролей в игре. И, наконец, личностно-смысловые М. о. осуществляются ради другого человека - партнера по совместной деятельности. В этом случае члены группы начинают переживать интересы и потребности другого как свои собственные. Когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей (например, младшего брата или заболевшей бабушки), тогда ярко проступают его личностносмысловые отношения. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни отношений, например, эмоционально-оценочные. В. В.Абраменкова

Отношения межличностные

объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности. Межличностные отношения, с одной стороны, определяют психологические особенности, степень интенсивности и «знаковую» направленность целого комплекса аттитюдов, диспозиций, ценностных ориентаций, социальных стереотипов, нормативных предписаний, которые реализуются в условиях прямого контактного и опосредствованного взаимодействия людей, а с другой - выступают в качестве той стимульной определяюще-отправной платформы, которая и формирует именно этот, а не какой-то иной характер и выраженность этих социально-психологических феноменов, эффектов межличностного восприятия и личностных диспозиций в конкретной группе и при этом в конкретных условиях совместной деятельности и общения. Другими словами, однозначно продемонстрировано (это четко показано в бесчисленных экспериментальных исследованиях), что психологическая специфика межличностных отношений в любой человеческой общности выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества. В то же время особенности межличностных отношений одновременно являются решающим фактором, обусловливающим формирование и развитие как неповторимости социально-психологического климата в группе, так и траектории становления основных социально-психологических феноменов, характеризующих способы взаимодействия и взаимовлияния в ней (ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, атрибуция ответственности за успехи и неудачи, референтность, самоопределение личности в группе, мотивационное ядро выбора и т. д.).

Перспективы межличностных отношений и сама возможность их возникновения на первом этапе, как правило, определяются способностью потенциальных партнеров скоординировать предстоящую совместную деятельность. Вполне понятно, что вероятность и качество такого рода координации напрямую зависят от общности интересов и целей, исходных установок, а также характерологических особенностей субъектов взаимоотношений. Именно по этой причине действительно похожие в том или ином отношении люди гораздо быстрее и проще вступают в межличностный контакт. Так, например, на многолюдной вечеринке, где большинство гостей не знакомы друг с другом, любители танцев также легко находят друг друга и организуют совместную деятельность по приятному времяпровождению, как и любители преферанса и «горячительных» напитков. Однако изначальная скоординированность совместной деятельности еще не является гарантией качества и прочности межличностных отношений.

В современной социальной психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой залогом по-настоящему прочных межличностных отношений является взаимный обмен - каждый из партнеров вкладывает в формирующийся альянс определенные ресурсы (эмоциональные, интеллектуальные, материальные и т. д.) и, в свою очередь, рассчитывает получить определенное вознаграждение или отдачу от этих отношений. В США был проведен целый ряд исследований, направленных на выявление типичных вложений и вознаграждений, ассоциирующихся с межличностными отношениями. В ходе одного из них «...психологи попросили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями. Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера, несмотря на то, что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые гендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии»1.

На основании анализа результатов ряда подобных исследований социальными психологами было выделено шесть типов вознаграждений, обычно ожидаемых людьми от межличностных отношений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Следует добавить, что вложения или затраты в контексте межличностных отношений, как правило, сводятся к этим позициям, в силу чего их правомерно рассматривать как своего рода «отношенческую валюту». Каждый из этих видов вознаграждений может быть оценен по двум параметрам: «специфичность-универсальность» и «конкретность-символичность». Следует отметить, что «измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно любовь - вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение... Второе измерение, конкретность отражает различие между материальными, или осязаемыми вознаграждениями - вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать, и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет или социальное одобрение»1. При оценке паритетности обмена, а следовательно, и перспектив конкретных межличностных отношений необходимо учитывать два обстоятельства.

Во-первых, хотя каждый из шести типичных видов «отношенческой валюты» отчетливо тяготеет к определенному полюсу описанных шкал, он подвержен и противоположному влиянию, которое может усиливаться в определенных условиях. Так, например, деньги, в большинстве случаев являющиеся конкретным материальным вознаграждением, могут выступать как выражение социального одобрения, т. е. приобретать черты вознаграждения символического. С другой стороны, объятие или поцелуй могут быть приятны, даже если они исходят от малознакомого и субъективно незначимого человека (скажем, в ситуации публичного награждения), иными словами выступать в качестве универсального вознаграждения.

Во-вторых, обмен ресурсами в процессе межличностных отношений часто носит непрямой характер - партнер, вкладывая универсальные ценности, ожидает получить взамен специфические, или наоборот. Типичным примером такого рода является брак по расчету.

В силу изложенных причин оценка справедливости обмена в контексте межличностных отношений всегда крайне субъективна и подвержена сильным колебаниям, однако, именно она определяет степень удовлетворенности партнеров отношениями.

Оценивать справедливость обмена в межличностных отношениях люди учатся с раннего детства. Первоначально в дошкольном возрасте основной мерой справедливости является принцип равенства. Как правило, оно касается универсальных и конкретных видов ресурсов - справедливо, если праздничный пирог делится поровну. В дальнейшем дети осваивают более сложный принцип - принцип относительных потребностей, который уже распространяется и на символические и специфические виды «отношенческой валюты». Например, они усваивают, что младшим братьям и сестрам требуется больше внимания, поскольку они «маленькие» и сильнее нуждаются в заботе и ласке. В конечном итоге, большинство индивидов усваивают принцип паритетности в отношениях, который «...опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам»2. На базе принципа паритетности социальные психологи, изучающие межличностные отношения, разработали теорию справедливости, включающую четыре основных положения:

1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать свои выгоды.

2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения среди всех заинтересованных участников.

3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.

4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Целый ряд исследований подтверждает обоснованность теории справедливости: «В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса»1. На житейском уровне с данным феноменом сталкивался практически каждый, кому доводилось одержать «чистую» победу в той или иной семейной баталии. Как правило, люди, даже если они убеждены в собственной правоте, после подобного «триумфа» испытывают эмоциональный дискомфорт и потребность, если не извиниться, то сделать что-то приятное для поверженного партнера, тем самым восстанавливая нарушенный баланс в отношениях.

Если же по тем или иным причинам нарушенная справедливость в отношениях не восстанавливается, либо нарушается снова и снова, то в отношениях наступает кризис, который может привести к конфликту. Все сказанное о конфликте в соответствующей статье настоящей «Азбуки» вполне применимо к межличностным отношениям, однако, стоит упомянуть о типологии типичных поведенческих реакций людей, неудовлетворенных межличностными отношениями, разработанной американским социальным психологом К. Разблат и ее коллегами. Она включает в себя четыре позиции: проговаривание, лояльность, безразличие и уход.

«Проговаривание происходит, когда человек включается в активное обсуждение возникающих проблем, пытается искать компромиссы, обращается за помощью, старается изменить себя, партнера или ситуацию - иначе говоря, прилагает всяческие усилия к тому, чтобы улучшить взаимоотношения (проговаривание в большинстве случаев является наиболее зрелой и конструктивной линией поведения, близкой по смыслу поиску решения в логике “выигрыш-выигрыш” в модели К. Томаса - В. И., М. К.)... Под лояльностью подразумевается пассивное, но оптимистическое ожидание улучшения ситуации. Лояльность представляется консервативной реакцией, направленной на сохранение сложившегося порядка вещей (подобная позиция часто означает фактический отказ от отстаивания собственных интересов, что соответствует стратегии “проигрыш-выигрыш”, правда при этом следует иметь в виду, что в силу специфики межличностных отношений пренебрежение собственными интересами одного из партнеров далеко не всегда означает автоматическое удовлетворение интересов другого - В. И., М. К.). ...

Безразличие выражается в пассивном равнодушии к гибнущим взаимоотношениям. ... Эта реакция наиболее характерна для человека, который не был удовлетворен своими взаимоотношениями и раньше, а также осуществил в них мало вложений, (подобная позиция, в рамках которой по сути дела, игнорируются интересы обеих сторон, наиболее близка стратегии “проигрыш-проигрыш” - В. И., М. К.)...

Уход связан с активным завершением взаимоотношений. ... Это происходит, когда взаимоотношения сложились несчастливо, человек сравнительно мало в них вложил или когда у него имеются приемлемые альтернативы» (уход может представлять собой как инфантильную реакцию слабой и незрелой личности, целью которой является “бегство от проблемы”, так и совершенно адекватный и оптимальный способ разрешения сложившейся ситуации, в последнем случае уходу, как правило, предшествует проговаривание, в результате которого стороны приходят к совершенно осознанному и обоснованному выводу о бесперспективности дальнейших отношений - В. И., М. К.)»1.

При всей универсальности теории справедливости и ее практической значимости в целом ряде специфических межличностных отношениях, таких как любовь и дружба, присутствуют не менее значимые переменные.

Практический социальный психолог должен быть вооружен крайне многообразными взаимоуточняющими и взаимодополняющими методиками исследования характера межличностных отношений в реально функционирующих сообществах уже хотя бы потому, что, если говорить о его конкретных профессиональных задачах, именно та психологическая реальность, которая традиционно описывается через термин «межличностные отношения», должна являться и является основным предметом его изучения и интереса.