Домой / Smoky eyes / Можно ли венчаться несколько раз. Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз с другим человеком? Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Можно ли венчаться несколько раз. Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз с другим человеком? Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.

Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.

Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.

Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

- Важно послушание Церкви?

Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!

- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!

- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Венчание — важное событие. Но бывают случаи, что оно является повторным. О всех секретах данного действа и пойдет речь в статье.

Сейчас принято проходить таинство венчания после нескольких лет совместной семейной жизни. Возможно, это вполне правильное, логически взвешенное решение, ведь лишь пожив с человеком, можно окончательно понять для себя есть ли общее будущее и тот таки это человек, с которым «и в огонь и в воду».

Кроме того, психологами доказано, что подобные встряски обыденной семейной жизни оживляют погасшие чувства, пробуждают былую страсть и настраивают на новый этап, ведь фактически, венчание – это еще одна свадьба, после которой, по всем канонам, обязательно следует медовый месяц. Сегодня мы поговорим о том, можно ли венчаться во второй раз, как это правильно делать и обсудим отношение церкви к такой процедуре.

Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?

С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.

В наше время законные союзы, в первую очередь, заключаются в ЗАГСах и лишь некоторыми дублируются в церквях. Объясняется это пониманием самого таинства «венчания». Ведь предание гласит, что невозможно разорвать брак, скрепленный небесами.

Венчание – очень древний обряд, поэтому с ним связано множество традиций, обычаев, запретов, суеверий, пословиц и поговорок. Церковью дан четкий перечень причин, по которым бракосочетание в Храме Господнем считается недопустимым:

  • Наличие 3-х и более браков, расторгнутых ранее
  • Наличие близких (до 3-го колена) родственных связей между брачующимися
  • Не прохождение ранее обряда крещения кем-либо из брачующихся
  • Наличие не расторгнутого гражданского либо церковного союза
  • Принадлежность партнеров или одного из них, к какой-либо другой вере (мусульманству, буддизму, иудаизму).

Православная вера выступает против разводов. Развод порицается, но признается, ведь человек по сути своей немощен и порой вправе совершить ошибку. Стоит отметить тот факт, что ранее союз считался расторгнутым только в случае смерти одного из супругов. Расторгнуть священные узы, связанные церковью не так просто, как подписать заявление о разводе, но все же возможно.

Церковь имеет некий перечень причин, по которым венчальный союз может быть расторгнут епархиальным архиереем. Поводов для этого несколько:

  • Прелюбодеяние либо же измена одного из супругов
  • Законное вступление одного из супругов в союз с другим человеком
  • Отказ одним из пары от православия
  • Наличие у одного из супругов аморальных пороков (онанизм, лесбиянство, гомосексуализм, зоофилия, трансвестизм, педофилия, некрофилия)
  • Сводничество (т. е. содействие в удовлетворении половой страсти внебрачными связями) и снохачество (т. е. половые сношения главы семьи с младшими женщинами, в частности с женой сына)
  • Появление после брака болезней, передающихся половым путем (сифилис, СПИД, гонорея, ВИЧ, гепатит прочее)
  • Длительное отсутствие одного из супругов. Имеется в виду, когда человек пропал без вести
  • Причинение вреда самому себе в такой мере, что выполнение супружеского долга становится невозможным
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга либо детей вторым партнером
  • Извлечение выгоды из грехов либо же недугов партнёра
  • Наличие неизлечимых психических отклонений у одного из партнеров
  • Наличие у одного из супругов таких болезней как алкоголизм, наркомания, токсикомания
  • Совершение одним из супругов одного или нескольких смертельных грехов, а также пожизненное заключение половинки
  • Сделанный, без ведома и согласования с мужем, аборт


Как видим, даже священный брак можно расторгнуть. Возникает вопрос, а можно ли вступать в церковный брак повторно? В Евангелии говорится, что право на второй брак имеет только тот из бывших супругов, который не был грешен и не по вине которого случился первый разрыв. Но если виновник искренне покаялся в совершенном, достойно вынес епитимью – наказание, избранное священнослужителем (паломничество, постование прочее), то и у него есть возможность заключить союз с новым избранником повторно. Вдовы или вдовцы также имеют полное право на второй церковный брак.

Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Венчание – важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.

  • Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
  • Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
  • Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
  • Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
  • Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого – золотое кольцо.
  • В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.


Церемония церковного бракосочетания условно делится на 2 чинопоследования – обручение и венчание.

  • Господне обручение является неким признанием молодых перед церковью, Богом и присутствующими на церемонии гостями.
  • Молодые же выражают свою готовность к созданию семьи и берут за нее ответственность.
  • Таинство обручения предполагает собой взаимный обмен кольцами. Молодой одевает свое кольцо невесте, символизируя этим любовь и полную готовность жертвовать всем жене своей.
  • В свою очередь молодая одевает свое кольцо жениху, символизируя этим ответную любовь и преданность. По церковным правилам обмен кольцами производится трижды, дабы возвысить честь и славу Пресвятой Троицы.
  • Далее совершается церемония венчания – таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Главным атрибутом венчания является венец – символ обета, избранничества и священного брака. Он держится над головами брачующихся в знак мученичества, поскольку настоящая семейная жизнь – это не только радостные и приятные, но порой и грустные моменты. Венец выступает символом не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который живет в мире и гармонии, духовно возрастает вместе со своим супругом или супругой, тем самым готовится для Царствия Небесного.
  • Тот, кто проживет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая молодую семью, церковнослужитель еще раз напоминает людям об этом.
  • Если венчание для обоих молодых является вторым по счету – венцы держатся над плечами молодых.
  • Если третьим – венцы не используются вообще.
  • В случае, если один из брачующихся венчается впервые, а второй уже был венчан – таинство проводится по классической схеме.
  • После обмена венцами, молодым подносится красное вино, которое они попеременно выпивают, в знак готовности делить как грусть, так и радость на двоих. После чего руки молодым скрепляют рушником, который выступает символом верности данному обету и совместной жизни душа в душу.


Важно помнить, что далеко не каждый день подходит для проведения таинства обручения и венчания. Не проводится церемония:

  • В дни, попадающие на пост
  • Накануне и в дни великих праздников (Рождение Богородицы, Яблочный спас, Рождество, Пасха прочее)
  • Перед храмовыми праздниками
  • В дни строгого однодневного поста (11 сентября, 27 сентября)
  • Перед и в дни Святок

Как получить разрешение на венчание при втором браке?

Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.

Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.

  • «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.


  • Для того чтобы получить разрешение на второе венчание нужно обратиться к церковнослужителю и написать на имя архиерея прошение о позволении повторного вступления в церковный брак, к которому обязательно приложить свидетельство о разводе и новое свидетельство о браке. После чего пройти церемонию покаяния, за совершенные ошибки не только в прошлом браке, но в жизни вообще. Лучше всего покаяться перед Богом на исповеди. Многие боятся исповеди, поскольку думают, что могут быть не правильно поняты священником. Но исповедь – это покаяние души, которая искренне стремится к прощению, а заслужить его можно только очистившись. И священник обязательно поможет каждому желающему.

Напоминаем еще раз, что браки допускаются только до 3-х раз. И даже если брачующийся жаждет венчаться впервые, но это уже его 4-й юридически оформленный брак – по каноническим законам венчание не состоится.

Венчание – осознанный, осмысленный шаг в жизни каждого человека, говорящий людям и Богу о целенаправленном выборе своего партнера в качестве вечного спутника. Но если все же что-то пошло не так, семья распалась и ничего уже не вернуть, есть возможность «развенчаться».

Естественно, развод порицается и не считается нормой, но исходя из слабодушия человеческого, церковью допускается. Кроме того, разрешается венчаться 2-й и 3-й раз, но не более. Любите и будьте любимы! И помните, что успешный брак – это ежеминутная, кропотливая работа каждого из супругов!

Видео: Слова священника о повторном венчании

Церковные каноны имеют четкую позицию относительно того, сколько раз можно венчаться в православии. Зачастую, молодые семейные пары воспринимают этот обряд, как красивый элемент свадебного торжества, не думая о том, что это серьезный шаг и клятва в верности друг другу перед «Всевышним». Семейная жизнь, к сожалению, может не сложиться и, как следствие, развод, встреча своих «половинок» и возникающий вопрос: а можно ли венчаться во второй раз?

В каких случаях возможно повторное венчание

Православная церковь выступает категорически против повторных обрядов венчания, но при определенных жизненных обстоятельствах могут быть допущены исключения.

Венчание во второй раз позволительно, если:

  • Один из супругов остался вдовцом.
  • Один из супругов не состоял в брачных отношениях, а другой развелся не по своей инициативе. Например, в следствии измены его пары.

В третий раз возможность обвенчаться дается в виде исключения, чтобы предотвратить прелюбодейство одного из супругов.

Возможность проведения обряда в четвертый раз даже не рассматривается.

Для любого повторного венчания необходимо благословение главного церковного архиерея.

Интересный факт: У Ивана Грозного было восемь официальных браков. С пятью женами он венчался. Как на это пошла православная церковь, история умалчивает. Но, видимо, доказательства необходимости данного таинства были серьезными.

Кому нельзя венчаться второй раз

  • Супружеской паре, состоящей в «гражданском браке». Такие отношения церковь не считает христианскими, поэтому не может быть проведен обряд венчания.
  • Духовным лицам, которые прошли обряд посвящения в священный сан. У священника или батюшки может быть единственная супруга, а вот монах не имеет права венчаться, в силу своих обетов.
  • Монахи и монахини лишены возможности вступать в священный брак после данных ими обетов.
  • Вступление в союз в четвертый раз строго запрещено церковью. Даже если отношения зарегистрированы государством, и для одного из супругов это первый брак, церковь не даст разрешения на проведение обряда.
  • Виновник в прелюбодеянии, из-за которого распался прежний союз, не может заключить новый брак по церковным канонам.
  • Душевная болезнь и духовная неспособность является препятствием к церковному венчанию.
  • Лица, не достигшие 18 лет, а также женщины в возрасте от 60 лет и мужчины в возрасте от 70 лет не могут заключить церковный брак.
  • Если нет согласия родителей, то церковь такой союз не зарегистрирует. Родители должны уважать выбор своих детей и дать свое родительское благословение. Так же нельзя принуждать детей жениться против их воли.

Как проходит процедура развенчания

Вообще, такого понятия как «развенчание» нет в церковных канонах. Брак перед Всевышним заключается один раз на всю жизнь. Это, своего рода, клятва верности супругов перед Богом.

Если говорить простыми словами, развенчание – это процедура повторного венчания после официального развода супругов и регистрации нового брака в ЗАГСе.

Определенной процедуры расторжения церковного брака не существует. Церковь может лишь дать благословение на повторный обряд.

Супругу, который был венчан, нужно написать прошение на имя архиерея. К прошению приложить необходимые документы, подтверждающие регистрацию нового брака и ждать ответа.

Узнать, на чье имя писать прошение и какие именно документы необходимы, можно в любой ближайшей церкви, где вам дадут образцы заявлений и перечень документов.

Платы за обряд не предусмотрено, вы лишь можете оставить добровольное пожертвование церкви, но нужно приобрести и подготовить все .

Если предыдущий брак, по мнению церкви, можно было сохранить, то вам, скорее всего, откажут в проведении повторной церемонии.

Для того, чтобы священник дал согласие, причины предыдущего развода должны быть очень вескими.

Это могут быть:

  • Измена супруга.
  • Аборт жены, на который супруг не давал согласия, и не было медицинских показаний к нему.
  • Один из супругов сменил вероисповедание.
  • Неспособность к продолжению рода одного из супругов.
  • Серьезные заболевания, угрожающие жизни и здоровью детей (сифилис, СПИД и т.д.)
  • Алкоголизм или наркомания.
  • Браки, заключенные между родственниками или между несовершеннолетними.
  • Психические заболевания одного из супругов, угрожающие жизни и здоровью другого.
  • Длительное раздельное проживание супругов.

После благословения священника, можно венчаться в любой выбранной вами церкви или храме.

Проходит процедура повторного венчания по тем же , как и при первом обряде.

Единственное отличие — на брачующихся повторно не возлагают венец. Если один из супругов венчается впервые, то возложение венца для него положено.

Венчание это очень серьезный шаг и к нему нельзя относиться, как к красивому модному элементу свадебного торжества. Помните, что главный — это, прежде всего, клятва в верности перед «Всевышним» и нарушать ее считается большим грехом.

Венчание в Православии - это церковное таинство, при котором священник молится о том, чтобы Господь послал благословение на новую семью.

Молодые же обещают быть верными друг другу.

Венчание и официальный статус жениха и невесты

Непосредственно перед венчанием совершается чин обручения.

Кольца надеваются сначала жениху, потом невесте. Священник вводит брачующихся в храм, трижды благословляет их и вручает зажжённые свечи. Пребывание в храме напоминает жениху и невесте о том, что Бог смотрит на них, а свечи означают, что они также должны гореть любовью друг к другу.

После прочтения особых молитв, священник надевает кольца жениху и невесте. Надевание колец означает то, что молодые люди заключают неразрывный союз между собой. Затем обручённые меняются кольцами в знак того, что жених будет помощником и защитником невесте, а она будет принимать его помощь и защиту.

После обручения влюбленные официально считаются женихом и невестой. А после венчания - мужем и женой в церковном понимании.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ

Современные церковные правила не разрешают венчать тех, кто не может предоставить Свидетельство из ЗАГСА. Делается это из осторожности. Священнослужитель должен быть убежден в том, что союз законный. Кроме того, этим Церковь призывает верующих соблюдать законы государства.

Венчание до свадьбы невозможно.

Церковь венчает только тех, кто вступил в законный брак, то есть официально зарегистрированный государством.

Венчание же юридической силы не имеет. С точки зрения государства, те, кто повенчался, но не зарегистрировался, семьёй не считаются.

Возможно ли венчание разведенных

По решению батюшки возможно венчание разведенных. Начнем с того, что церковные каноны развод запрещают, кроме одного случая - прелюбодеяние (измена). Все остальное нужно терпеть. Но люди сейчас слабые, поэтому возможны уступки в определенных случаях.

Решение принимается архиереем. Если, например, женщина развелась с мужем из-за его беспробудного пьянства, а у нее дети, которых одной трудно прокормить, то в качестве исключения ей могут разрешить повенчаться с новым супругом.

Сколько раз можно венчаться

В идеале, брак должен быть один раз на всю жизнь, а значит и венчание совершается единожды. Но из-за человеческой слабости и несовершенства допускается венчание второбрачных. Оно имеет особый чин, в котором много покаянных молитв. В особых, весьма редких случаях, возможен третий брак. Российская история знает единственный случай заключения четвертого брака - царём Иваном Грозным. Для принятия этого решения собирался собор епископов.

Читайте также:

Можно ли венчаться вдове

Церковь не запрещает вдовам вступать во второй брак. Следовательно и венчание тоже разрешается. Апостол Павел пишет, что лучше вдове оставаться одной и хранить себя, но если не может воздерживаться, то лучше выйти замуж.

Соборными правилами запрещено венчание тем, кто овдовел в третий раз.

При этом не имеет значения, были ли прежние три брака венчаными или только зарегистрированными в ЗАГСЕ.

Препятствия для совершения таинства Венчания

Церковь запрещает венчать в следующих случаях:

Разрешается ли совершение таинства над

Некрещенными

Люди, не принявшие крещение не являются членами Церкви, а значит не имеют права участвовать в Таинствах, в том числе, и венчаться.

Кумовьями

Брачный союз между крёстным (крестной) ребенка и его родным отцом или матерью запрещается однозначно. А вот насчёт возможности создания семьи между двумя крестными родителями одного ребенка, мнения расходятся. Статья 11 Номоканона запрещает таковые браки. В 1730 году достоверность этого пункта была поставлена под сомнение, в виду неизвестности автора этого правила. А в 1837 году Священный Синод издал Указ, в котором говорится, что создание семьи между крестными родителями имеет место быть.

Единого мнения по этому вопросу не существует до сих пор. Такие вопросы решаются правящим архиереем в индивидуальном порядке.

Католиком и православной

Католик и православная могут повенчаться между собой при соблюдении двух условий:

С мусульманином

Венчание с мусульманином невозможно. Церковь не может благословить брак с представителем иной религии.

Обрядовые особенности

Возможно ли венчание без свидетелей и гостей

Наличие или отсутствие гостей, а также свидетелей не является поводом для отказа в Венчании.

Свидетели - это поручители за семью перед Богом. Соглашаясь держать венцы, они этим дают обещание направлять молодую семью в духе веры.

Существуют ли ограничения относительно цвета платья для невесты

Белый - цвет целомудрия. Вообще принято венчаться в белом платье. Белый - цвет целомудрия. Он говорит о том, что невеста хранит девственность. Понятно, что при венчании во второй раз белое платье неуместно. Рекомендуется выбрать другие пастельные тона.

Каких-либо правил, относительно цвета платья не существует, но есть общепринятые нормы. Например, венчаться в красном, синем или другом ярком платье не принято.

Можно ли венчаться обручальными кольцами?

Вопрос является некорректным. Кольца благословляются и надеваются только во время обручения. Никаких дополнительных колец на венчание не требуется.

Можно ли венчаться беременной

Венчаться можно на любом сроке беременности. Все ограничения на этот счёт являются суевериями.

Какие есть ограничения по возрасту

Не разрешается венчание лиц, не достигших брачного возраста (18 лет, доя невесты 16 лет при особых обстоятельствах). Что касается венчания пожилых людей, то тут надо смотреть по ситуации. Вообще максимальный возраст невесты - 60 лет. Ни одно дело, если женщина за 60 хочет вступить в новый союз, а другое когда пара прожила всю жизнь, а на старости лет супруги пришли к вере и решили повенчаться. В таком случае отказать грех.

В какие дни нельзя венчаться

Венчание запрещено в следующие дни:

  • Накануне среды, пятницы и воскресенья (вторник, четверг, суббота).
  • В канун больших церковных праздников. (Канун - день до праздника. Если, например, Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа, то канун - 27 августа.)
  • Во время четырех постов.
  • На Святках.
  • На Масленицу (всю неделю, включая воскресенье)
  • На Светлой (неделю после Пасхи).

Таинство Венчания совершается для того, чтобы благословить и освятить семейный союз. Поэтому относиться к нему нужно со всей серьёзностью.

Полезное видео

На вопрос «Можно ли венчаться дважды?» — отвечает пресс-секретарь Владимир-Волынской епархии УПЦ, протодиакон Виктор Мартыненко:
— Прежде всего скажу вам, что «церковного развода» не бывает ! Церковные таинства, а одним из них является таинство брака , не имеют обратного действия. «Развенчаться» невозможно, как невозможно и «розхреститися», «розсповидатися», «розпричаститися».

В случаях, подобных вашему, церковь констатирует, что предыдущий брак прекращен и уничтожен самими супругами , призывает их к покаянию, дает второй шанс — благословляет на вступление во второй брак .

Право венчаться

Согласно церковным правилам, право венчаться повторно имеет только пострадавшая сторона.

То есть тот из супругов, кто не виноват в расторжении брака . Однако сегодня эта норма почти никогда не действует. Отчасти виновными бывают обе стороны. К грешнику церковь относится со снисхождением и любовью, по заповеди Христовой давая ему возможность исправить свою жизнь.
Как вам действовать? Если есть взаимная любовь и твердое намерение выйти замуж, то распишитесь в ЗАГСе. Затем обратитесь с просьбой к правящему архиерею, добавив копию свидетельства о браке (образцы просьб есть в епархиальном управлении). Владыка благословит свершение венчания . Божьего вам благословения!