Домой / Smoky eyes / Занятия детей по развитию речи в подготовительной группе. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Занятия детей по развитию речи в подготовительной группе. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Речь – фактор, требующий развития. Речь нужна для озвучивания мыслей, выражения эмоций, общения с окружающими людьми. Подготовительная группа дошкольного учреждения включает детей, которым уже исполнилось 5 лет. В этом возрасте, занятия по развитию речи приобретают дополнительный смысл, поскольку навыки, полученные в подготовительной группе, используются с первых школьных лет.

В.В. Гербова – автор книги «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада». Пособие адресовано широкому кругу читателей. Гербова учла особенности детей дошкольного возраста, поэтому план уроков составлен корректно для ребенка и педагога. Проект автора не просто так популярен. План уроков способствует эффективному развитию речевого аппарата, что неоднократно отмечается педагогами с мировым именем. Гербова рекомендует учебник профессиональным педагогам, студентам педагогических учебных заведений, родителям.

Гербова представила планы занятий, интересные для детского возраста. Кроме того, Гербова сочинила инструкции, приучающие ребенка любить художественную литературу. Проект основан на детской психологии. Гербова учла детское понимание, потому ребятам несложно по ней заниматься.

Кроме планов уроков, Гербова составила список советов и рекомендаций, которые заинтересуют не только новичков педагогической деятельности, но и профессионалов. Благодаря этим характеристикам, книга, которую написала Гербова, является востребованной для занятий в подготовительной группе детского сада.

Что такое НОД?

Под аббревиатурой НОД понимают непосредственно организованную деятельность. НОД включает в себя конспекты, в которых описывается план уроков для дошкольников. Они проводятся в игровой форме и являются эффективным средством для улучшения детского речевого аппарата в подготовительной группе.

НОД подразумевает занятия на темы, интересные для детей. НОД организуют педагоги, но родителей уведомляют про обучающую программу.

Если родители сомневаются в профессионализме педагогов, для них предусмотрена индивидуальная работа с ребенком. Она входит в НОД, но перед уроками нужно посоветоваться со специалистом. Он определит нужность занятий в речевом развитии. Работа с детьми в детском саду часто заменяется или дополняется индивидуальными занятиями.

Занятие на тему «Осень». Эффективное средство по развитию речи в подготовительной группе

Осень – самое разнообразное время года, что используется и в подготовительной группе ДОУ. Занятие на тему «Осень», необязательно одинаковое для всех детских садов. Конспектов разработано много. Рассмотрим один из примеров.

Цель занятия «Осень»:

  1. научить детей распознавать осенние явления;
  2. задавать вопросы;
  3. правильно составлять ответы;
  4. совершенствовать уже приобретенные навыки по развитию речи;
  5. развивать логическое мышление и внимательность;
  6. привить любовь к природе.

Необходимые материалы:

  • Картинки на тему «Осень». Подходят любые картинки, на которых ребята узнают осень (Осенний лес, желтые листья, урожай).
  • Красивая корзинка с пожелтевшими листьями. Листья подойдут любого дерева.
  • Письмо от Осени, которое вы составите самостоятельно.

Ход занятия:

  • Прочитайте детям стихотворение на тему «Осень». Их написано много, легко выбрать наиболее подходящее. Поговорите с детьми об осени. Спросите: Какое время года описывается в стихотворении? Какие ребята знают осенние месяцы? Чем отличается осень в каждом из этих месяцев?.
  • Поиграйте с детьми в игру «Признак осени». Спросите: «Осень какая?». Дети отвечают: «Золотая, холодная, дождливая». Вы снова спрашиваете: «Листья осенью какие?». Ребята говорят: «Разноцветные, опадающие, пожелтевшие». И так далее. Придумайте до 10 вопросов.
  • Покажите детям корзинку с листьями. Предложите им поискать письмо от Осени. Когда среди листьев они его найдут, скажите, что в письме размыты некоторые слова. Пусть дети угадают, какие по смыслу слова подходят для рассказа. Рассказ составьте несложный. Например: «Пришла золотая … . Налетели тучки, поэтому реже появляется … в небе. Листья приобрели … цвет. Идет …, и становится мокрой земля. Птицы улетают в … края».

Многие проекты связаны с осенней темой, потому что она разнообразна и интересна. Информация для родителей: чтобы провести это занятие с пользой, дети должны знать исчерпывающие сведения об этом времени года.

Занятие на тему «Дикие животные»

Дети любят животных, а дикие животные их привлекают особенно, потому что они далекие и загадочные. Чтобы провести урок, стимулирующий речевое развитие детей, следуйте плану:

  • Загадайте детям загадки о животных. Выбирайте несложные загадки.
  • Покажите детям картинки с изображением домиков, в которых живут дикие животные. Предложите ребятам отгадать, какому животному принадлежит домик.
  • Когда дети выполнят задание, спросите название домиков (медведь – берлога, лиса – нора, заяц – нора, белка – дупло).
  • Покажите детям картинки с изображением частей тела животных. Спросите, кому они принадлежат. Дети должны различать, где лисий хвост, заячье ухо, оленьи рога и прочее.
  • Дети должны знать, какими характеристиками наделены дикие животные. Спросите у них: «Какой зайчик?». Они ответят, что он маленький, серый и быстрый. Так же поступите, спросив о других зверях.

Животные – интересная тема для дошкольников. Используйте это знание для развития речевых навыков детей. Задача родителей разговаривать с малышом с момента рождения, чтобы он сформировал для себя образы диких животных.

Планирование занятий по развитию речи

Перспективный план занятий – распределение занятий по датам. Чтобы комплексно подойти к развитию детской речи, спланируйте, когда и какие навыки вы будете развивать с ребятами. Вы реализуете проект, где план нужно составить заранее. Если не умеете составлять проекты, то существуют уже готовые работы. Любой проект, который разработан профессиональными педагогами, вы можете использовать при работе с детьми.

Планирование распорядка занятий – залог успешного развития речи. Составьте график. Укажите дату, название занятия, цели, необходимые подручные материалы. Такое планирование поможет сэкономить время, в приготовлении к уроку. Конспекты занятий составляются на основе планирования.

Интегрированные уроки как средство развития речи

Интегрированные уроки – обобщенные занятия. Чаще всего интегрированные занятия являются итоговыми.

Итоговое занятие – обобщение детских знаний и умений, которые ребята получили в процессе обучения в ДОУ. Результат итогового занятия:

  • обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает логическое мышление, память, воображение;
  • учит связно говорить;
  • контактировать между одногруппниками;
  • сотрудничать на взаимовыгодных условиях.

Итоговое занятие состоит из выборочных упражнений некоторых предыдущих уроков. Но если вы хотите найти новые упражнения, то следите, чтобы они соответствовали темам предыдущих занятий. Итоговое занятие проходит в форме диалога. Вы разговариваете с ребятами, задаете им вопросы и рассказываете истории.

Чтобы итоговое занятие прошло успешно, наблюдайте за выбранными темами. Урок покажет, насколько ребята усвоили предыдущий материал, и устранит пробелы, допущенные ранее. Проект занятия должен быть составлен с учетом проблем, которые возникли при проведении занятий.

Почему итоговые уроки интегрированные? Потому что интеграция – это объединение разных частей в одно целое. В данном случае, выбранные темы из предыдущих уроков соединены одном занятии.

Как показывает практика, интегрированные занятия нравятся детям. Часто именно они помогают отточить речевые навыки и устранить пробелы в знаниях.

Чтобы определить уровень речевого развития детей, нужна специальная диагностика. Проводить ее могут только профессиональные педагоги.

Диагностика – это итоговое определение словарного запаса, умения связывать слова в предложения, выражать свои мысли и эмоции, общаться, не испытывая трудностей. Диагностика важна, потому что по ее результатам формируются открытые группы детей, развитых примерно одинаково.

Чтобы не допустить заторможенное речевое развитие ребенка, необходимо регулярно с ним заниматься. Отличным помощником для любых родителей станет подготовительная группа с уклоном в развитие детской речи.

Название: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к пингвиненку Ло-ло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
Месторасположение: г. Покачи Тюменская область ХМАО

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Задачи:

Расширять запас синонимов, многозначных слов, упражнять в подборе антонимов;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных множественного числа;

Развивать чувство ритма и рифмы, интонационную выразительность речи;

— учит строить разные типы высказываний по одной теме, видеть их особенности;

Закрепить представление о структуре повествования.

Материал: льдинки, игрушка пингвиненок, картинки с изображениями животных.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, давайте отгадаем слово, которое здесь спрятано, по первым звукам в названии картинок. (Антарктида). Что это такое? Кто там живет?

Нам пришло письмо из далекой Антарктиды.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам пингвиненок Ло-ло. Я приглашаю вас в гости. А помогут вам добраться до Антарктиды льдинки. Жду вас».

Путь нелегкий, но пингвиненок проложил нам его с помощью льдинок. Но льдинки не простые, а с заданиями. Выполнив их. Мы сможем попасть в гости к Ло-ло.

1 льдинка.

Игра «Назови по-другому»

Умный – сообразительный, догадливый.

Смелый — отважный, храбрый, мужественный.

Быстрый – шустрый, ловкий, проворный.

Веселый – забавный, радостный, озорной.

2 льдинка. Игра «Наоборот»

Слабый – сильный, грубый – вежливый, неряшливый – аккуратный, больной – здоровый, жадный – щедрый, трусливый – смелый, грустный – веселый.

3 льдинка.

Упражнение «Про что мы так говорим?»

Пингвиний – пляж, крик, клюв, друг, враг.

Пингвинье – яйцо, перо, гнездо, море.

Пингвиньи – глаза, перья, друзья, скалы.

4 льдинка . А на ней картинки с изображениями зверей, живущих и не живущих в Антарктиде. Кого нет в Антарктиде? (львов, слонов, зайцев, тигров).

У тигра быстрые ноги, значит он…..(быстроногий).

У льва острые зубы, значит он….. (острозубый).

У лисы длинный хвост, значит она …. (длиннохвостая).

У зайца большие глаза, значит он …. (большеглазый).

Физминутка.

Три пингвина шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом (руки на уровне груди)

А сынок, малышка просто, очень маленький он был (приседают)

С погремушками ходил, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (имитируют игру с погремушками)

Звучит завывание ветра, метели, вьюги.

Слышите, как воет вьюга. Значит, мы совсем близко к Антарктиде.

5 льдинка. На этой льдинке вьюга погуляла и перепутала все листочки в книжке. Нужно найти, где начало, где середина, где конец.

«Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины». (начало)

«Вдруг, откуда не возьмись, появился морской леопард. Пингвиненок испугался и бросился наутек» (середина).

«В далекой холодной Антарктиде жил-был маленький пингвиненок» (начало).

«Так звери помогли пингвиненку. И малыш радовался, что нашел много новых друзей» (конец).

«А пингвиненок стал жить-поживать да друзей вспоминать» (конец).

А вот и Антарктида. Ребята, я думаю Ло-ло будет очень приятно, если мы ему подарим небольшой подарок, сделанный своими руками. (изготовление рамки для фото с пингвиненком)

Ло-ло очень доволен и говорит, что у него никогда не было столько друзей.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу коллектив педагогов уделяет много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в заведении. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями. В данной статье говорится об организации речевой среды для будущих первоклассников в стенах детского сада. Здесь описаны различные методы развития навыков говорения и общения. Информация, представленная в статье, станет хорошей подсказкой не только для воспитателей дошкольного заведения, но и для родителей.

Основные задачи направления речевого развития в детском саду

Раздел программы воспитания и обучения в подготовительной группе включает в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

О том, как добиться развития всех вышеперечисленных умений и навыков у шестилетнего ребенка, узнаем из дальнейшей информации.

Способы формирования речевого развития будущих первоклассников

Задача педагогов и родителей шестилетнего ребенка заключается не только в том, чтобы научить его говорить, но и дать ему всестороннее развитие. Средства развития речи дошкольников, представленные ниже, помогут выполнить эти пункты. Они включают в себя такие моменты:

  1. Общение с ровесниками и взрослыми людьми.
  2. Нахождение ребенка в культурной языковой среде.
  3. Обучение родному языку на занятиях.
  4. Знакомство с произведениями художественной литературы и искусства на родном языке.

Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы :

  • наблюдение во время экскурсий и прогулок;
  • рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии;
  • словесное описание игрушек и изображений;
  • пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы :

  • чтение и пересказ художественных произведений;
  • рассказывание с опорой на наглядный материал и без него;
  • заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть;
  • обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа;
  • составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы :

  • дидактические игры на развитие речи дошкольников;
  • инсценировки;
  • игры-драматизации;
  • пластические этюды с комментированием;
  • хороводные игры.

О том, как на практике добиться желаемого эффекта в развитии речи дошкольников-шестилеток, пойдет речь в следующей части статьи. Описания упражнений и игр, представленных далее, помогут родителям и воспитателям добиться отличных результатов в этом направлении.

Работа над звукопроизношением

Занятия по развитию речи с детишками старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Представляем вам несколько примеров таких игр.

  1. "Повтори". Малышу предлагают повторить слова, похожие по произношению, за взрослым: мак-бак-так, дам-дом-дым и т. п. Цель этого задания - заставить ребенка четко произносить звуки, тем самым добиваться того, чтобы он их различал и слышал, в чем разница.
  2. "Похоже или не похоже". Из группы слов дошкольник должен выделить одно, которое по звучанию резко отличается от всех остальных. Примеры: "мак-бак-так-баран", "лимон-бутон-сом-вагон" и т. п.
  3. "Поймай звук". Цель упражнения - научить ребенка слышать заданный гласный или согласный и выделять его из потока. Правило игры: хлопнуть в ладоши, когда услышишь "А". Примерный звуковой поток: У-А-М-Р-А-Л-О-Т-А-Б-Ж-С-А-А-О-К и т. д.
  4. "Найди картинку по первому звуку". Ребенку дают несколько карточек с изображением предметов. Взрослый называет звук, а малыш выбирает тот предмет, в названии которого он является первым. Аналогичным образом выполняется задание на определение последнего звука в слове.

Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять слова. А успешное овладение фонематической структурой слов - залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие речи в подготовительной группе детского сада: интонационная сторона

Ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи - это те элементы, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуковой стороной речи. Для этого можно использовать упражнения, представленные ниже.

  1. "Закончи фразу". Ребенку предлагается подобрать рифму к выражению. Примеры: "Где ты, Танечка, была?" (ответ: "С бабушкой домой ушла"), "Наш зубастый крокодил..." (ответ: "Шляпу взял и проглотил"). Подбор созвучных слов в данном упражнении не только развивают интонационную выразительность, но и учит воспринимать поэтическую речь.
  2. "Расскажи сказку". Ребенку нужно не просто передать словами сюжет произведения, но и воспроизвести интонацию голоса того или иного героя.
  3. "Скажи слово медленно/быстро". Это задание помогает развивать темп речи. Когда ребенок научится выговаривать слова, задание усложняется. Его просят произнести целое предложение в определенном темпе.
  4. "Большое и маленькое животное". С помощью этой игры малыш научится управлять силой голоса. Ему предлагается показать, как рычит маленькая собака (или любое другое животное), а затем большая.

Обогащение активного словарного запаса

Занятия по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении имеют цель научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова и уметь правильно их использовать в речи. Добиться успешного результата в этом помогут упражнения и дидактические игры. Примеры некоторых из них представлены в перечне ниже.

  1. "Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля...".
  2. "Придумай предложение к картинке" (многозначные слова). У ребенка лежат предметные карточки с изображением лука (овоща) и лука (оружия). Ему нужно составить предложение с данными понятиями.
  3. "Скажи по-другому" (подбор синонимов). Взрослый говорит: "Большой". Дети должны подобрать к нему слова, близкие по значению: огромный, громадный, великан и т. п.

Эти и другие подобные дидактические упражнения воспитатели детского сада могут включать в конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе как метод обучения детей.

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи шестилеток в этом направлении включает в себя работу по обучению дошкольников применять слово в речи в правильном числе, роде и падеже. Также уже в этом возрасте дети должны знать несклоняемые слова (пальто, пианино). Занятия по развитию речи в подготовительной группе обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотного употребления "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного применения в общении этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку предложите ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Малыши очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок), "Придумай (весна - весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания

Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений. Педагог-воспитатель может смело ввести их в план-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассмотрим несколько примеров таких игр.

  1. "Придумай продолжение истории". Ребенку показывается одна сюжетная картина. Он описывает то, что видит, а затем разворачивает сюжет далее.
  2. "Разложи картинки в правильной последовательности и составь рассказ".
  3. "Что было до этого?" Дошкольник видит картинку, на которой изображен финал истории. Ему нужно придумать ее начало.
  4. "Нарисуй сказку". Ребенку читают небольшое произведение, а затем просят проиллюстрировать услышанное. По окончании творческого процесса малыш пересказывает сказку по своей картинке.

Показатели успешного развития речи дошкольника

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:

  • строить связный рассказ по предложенной картине;
  • пересказывать небольшие художественные произведения;
  • поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
  • использовать в своей речи слова вежливости;
  • отвечать на вопросы полным предложением.

Конспект: итоговое занятие по развитию речи

Автор : Паргишева Раиса Николаевна МБДОУ «Энергетик»
Подготовительная группа №9
Предлагаю Вам конспект по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.
Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.
Цели:

образовательные –Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.
развивающие – Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование :Напечатанные слова, схемы к предложению, компьютер с напечатанными ребусами, картинки морковки и ёлки.
Ход занятия.
1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятия.
- Здравствуйте ребята.
(Здравствуйте).
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.
2. Актуализация знаний .
- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра – начинается игра,
Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
Са-са-са – под кустом сидит лиса,
Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,
Ша-ша-ша – мама моет малыша,
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,
Та-та-та – у нас в доме чистота,
Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Какие вы у меня молодцы. А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места, но прежде всего, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
3.Основа занятия.

- Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:
- Чем отличаются звуки от буквы? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
- Гласные звуки это, какие.
- А согласные? (произносятся с преградой)
-Отгадайте загадку.
Первая книжка
Для всех детишек,
Учит - мучит,
А научит – радует.
(На экране компьютера загадка, отгадка Азбука).
- Конечно же, это азбука.
- Молодцы.
- А теперь у меня к вам такое задание, напечатайте эту отгадку на своих листочках. А теперь давайте разберем это слово.
Сколько слогов в этом слове?
-Назовите первый слог, второй, третий.
- Назовите все глазные звуки в этом слове.
- Теперь назовите мне согласные.
- На какой слог падает ударения в этом слове.
- Теперь поработаем дальше.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой третий звук в слове АЗБУКА? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук, АЗБУКА?
- Какой это звук? Какой кружочек нужно взять?
-Какой последний звук в слове АЗБУКА?
- Какой это звук? Обозначьте его кружочком.
- Сколько всего букв в этом слове? (6)
- Сколько всего звуков в этом слове? (6)


Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной;
Этот пальчик указательный он, он самый солидный и внимательный он;
Этот пальчик средний не первый не последний,
Этот пальчик безымянный он не любит каши манной,
Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
- Посмотрите внимательно на доску, перед вами элементы букв, вам нужно добавить к нему еще один элемент, так чтобы получилась буква.
(Дети придумывают буквы).
- И так вы составили буквы. Назовите мне гласные буквы, согласные.
- А теперь из этих букв составьте слова, так чтобы эта буква была в начале слова.
(Дети составляют слова, педагог записывает их на доске, а дети на листочке).
- А теперь немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
Слабый мороз – сильная жара;
Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка.
- Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.


- Подойдите к мольберту, посмотрите перед вами схема предложения, вам необходимо добавить ее словами, так чтобы получилось предложения.
1. В лесу_________________________елка.

2.Эмма_________________________на стуле.
Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.!?).
Разгадай ребусы
- Подойдите к компьютеру, встаньте, так чтобы вам было всем видно. Посмотрите на первый ребус, кто знает правильный ответ?
-Почему вы так решили?
(ответы детей).
4.Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Что больше, вам понравилось?
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием.
- А какое задание для вам было самым сложным.
- Посмотрите, я поставлю перед вами 2 баночки. Если вы считаете, что вы справились полностью с заданиями, то возьмите по морковке, если, вам в чем - то было тяжело и не все успели сделать, то возьмите ёлочку.Покажите нашим гостям, ваши карточки.
Спасибо за занятия, до скорых встреч.

Светлана Быковская
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тема : “Путешествие в страну Звукоречье”.

Цель : обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте .

Пр. задачи :

Образовательные :

Закрепить умение различать понятия : ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;

Упражнять в составлении предложений, членением простых предложений на слова с указанием их последовательности;

Закрепить умение детей координировать свои движения;

Совершенствовать умения детей в составлении предложений по схемам;

Закрепить умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ и синтез.

Развивающие :

-развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и быстроту реакции.

Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Какое у вас сегодня настроение?

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу) .Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (дети : он стал большим) . Правильно, мы передали ему наше хорошее настроение им он стал большим.

Теперь у нас у всех хорошее настроение и все готовы активно заниматься. (дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель : Прежде чем начать занятие , я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.

Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от королевы Грамоты из страны Звукоречье для детей подготовительной группы , то есть для вас! Прочитаем письмо?

Текст письма.

Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Грамоты страны Звкоречья. Я узнала, что вы ходите в подготовительную к школе группу и уже выучили почти все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому я хочу пригласить вас в гости в свою волшебную страну Звукоречье, чтобы спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил для вас много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.

Королева Грамота.

Воспитатель : Дети вы готовы помочь королеве?

Дети : да готовы.

Слайд (королева Грамота)

Воспитатель : А вот и сама королева Грамота.

Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся , ответив на следующие вопросы :

В :Что такое звук?

Дети : звук - это то, что мы слышим и произносим.

В : Какими бывают звуки речи ?

Д Звуки речи бывают гласными и согласными.

В : Какие звуки мы называем гласными?

Дети : гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красным цветом.

В : Какие звуки мы называем согласными?

Дети : Согласные звуки не тянутся, не поются.

В : Какими бывают согласные звуки?

Дети : согласные звуки бывают звонкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.

Дети : Согласные звуки бывают твердыми, на схеме обозначаются синим цветом или мягкими звуками на схеме обозначаются зеленым цветом.

В : что такое буква?

Дети : это то, что мы видим, пишем и читаем.

В : что такое слог?

Дети : это маленькая частичка слова.

В : что такое предложение?

Дети : это несколько дружных слов.

Воспитатель :

Молодцы! Ну, а теперь мы вместе с королевой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.

(слайд ВОРОТА с буквами)

внизу написано задание :

Воспитатель :

Ребята посмотрите, это ворота в страну Звукоречье, чтобы попасть в страну вам нужно правильно расставить буквы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.

(слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ) внизу надпись :

В : ребята, смотрите на экран, нас встречают жители страны Звукоречье Гласики и Согласики, они помогут нам составить фоторобот Буквоежки, чтобы мы могли узнать его. Перед вами на столах находятся листы в клетку. На них отмечена красная точка. Поставьте карандаш на красную точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода!

Слайд фоторобот Буквоежки

Воспитатель : А вот такой фоторобот составили Гласики и Согласики. Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА

Отправляемся его искать!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Друг за другом мы пойдем,

Буквоежку мы найдем!

Слайд (составь предложение из слов)

Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.

Он перепутал слова в предложениях. Нам нужно из слов составить предложение, соединив слова по порядку.

Какие предложения получились?

ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ СИНЕМУ.

МАЛЫШИ ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.

ПОРТФЕЛЯМИ ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.

Воспитатель : - Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

СЛАЙД (слово алфавит)

Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буквы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.

(дети выполняют звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)

Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки) .

Воспитатель : Кто это ребята?

Буквоежка : Вы бродили по городу Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание. Придумай и запиши предложения по схемам.

СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ (с картинками)

Воспитатель : Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навсегда покинуть страну.

Задание такое (слайд паровозик) нужно разделить слова на слоги и определить кто из животных в каком вагоне поедет?

А делить слова на слоги мы будем прыжками на месте.

Прошу вас подойти ко мне.

Итак, в каком вагоне поедет лиса?

Ребенок : лиса поедет во втором вогоне.

(После выполнения задания. На слайде королева Грамота.)

Воспитатель : Посмотрите ребята, королева Грамота благодарит нас за правильно выполненные задания и за то, что мы спасли страну от злого и коварного Буквоежки.

Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. А сейчас давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А теперь откроем глаза

В -Ребята вам понравилось путешествие?

В -А что вам понравилось больше всего?

Мне понравилось рисовать фоторобот

Мне понравилось делить слова на слоги

Мне понравилось составлять предложения по схемам

В-А какое задание было для вас самым трудным

Выполнять звукобуквенный анализ

В-Мне тоже понравилось как вы почти без труда справились со всеми заданиями. Молодцы!

Давайте нашим гостям скажем до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Описание головных уборов на основе опорных картинок» (подготовительная группа) Тема: «Описание головных уборов на основе опорных картинок» Цель: формирование связной монологической речи. Задачи Образовательная: 1.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.

Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа Программное содержание: 1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями. 2. Осознавать и понимать идею басни. 3. Выражать своё.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки [Ж] и [Ш]» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ЗВУКИ «Ж» и «Ш». Подготовительная группа. Организационный момент. – Добрый день, ребята! Как вы думаете,.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа) Конспект занятия в подготовительной группе. Цель занятия: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров,.

Сценарий образовательной деятельности по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие с капитаном Врунгелем» Цель: развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Задачи: упражнять детей в четком.