Домой / Форма бровей / Дипломная работа: Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников. Экономическое воспитание младших школьников

Дипломная работа: Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников. Экономическое воспитание младших школьников

В младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности, поэтому уже в начальной школе следует начинать экономическое воспитание. Экономическое воспитание учащихся - важнейшее направление воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и др.), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки - составной частью их научного мировоззрения.

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стало разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы XX столетия. В 70 - 80 годы 20-го века многие ученые посвятили свои исследования экономического воспитания школьников. Так, А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Киселев, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергевева, В.А. Товстик и др. рассматривали экономическое воспитание как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания; а Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова - как часть элемента трудового воспитания.

В этих работах даются различные определения понятия «экономическое воспитание». А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др. под экономическим воспитанием понимали овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике.

В настоящее время под экономическим воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически - значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе.

Задачи экономического воспитания:

  • 1. Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развития основ экономического мышления.
  • 2. Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и др.
  • 3. Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности
  • 4. Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике.
  • 5. Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения.

Экономическое воспитание младших школьников тесно связано с образованием, поэтому многие его задачи решаются в процессе обучения.

Экономическое воспитание помогает младшим школьникам познать значение природных ресурсов для человека, и проникаются бережным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о семейных доходах и расходах, видах собственности, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества и т.п.

Уже в начальной школе следует осваивать основные экономические термины: собственность, бережливость, банк, производство, цена, рынок, товар, деньги, торговля и др.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление. Оно способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление - это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников.

Формирование экономического воспитания школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов («Человек и мир», математики, трудового обучения, изобразительного искусства и др.); в процессе внеклассной работы и факультативных занятий по занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (Л.В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, сфере услуг, роли банков в экономике и т.п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Проанализировав разные подходы ученых, педагогов к проблеме экономического воспитания младших школьников можно заключить, что в качестве основания для реализации методических разработок экономической подготовки учащихся начальных классов можно определить следующие теоретические положения:

  • 1. Целенаправленная педагогическая работа как основной принцип в организации экономического воспитания младших школьников.
  • 2. Формирование у детей экономического мышления, представления экономической культуры.
  • 3. Комплексный подход к решению задач экономического воспитания младших школьников, обучение экономически мыслить, включение детей в активную экономическую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что экономическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс формирования у учащихся понимания экономики как предмета, формирование у них способности воспринимать и преодолевать экономические трудности, стремиться самим добывать материальные средства и уметь их использовать.

Исходя из определения, можно сделать вывод: в процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств; побуждение к активной социальной жизни.

Именно в этом случае экономическое воспитание сможет реализовать свои главные функции (воспитательную, экономическо-просветительскую, организационно-педагогическую); обеспечит овладение детьми экономическими знаниями, умениями и навыками, научит мыслить по-хозяйски, обогащаясь опытом предков; будет способствовать развитию организационно-экономических, экономически и социально значимых умений младших школьников.

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, олт решения которой зависит будущее нашего государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ИЛИ КАК РАЗВИТЬ КАЧЕСТВА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ, МБОУ гимназия №, г. Чехов Московской области

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства. Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, организованность, порядочность, деловитость, добросовестность др. Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали учителями, медиками, академиками или космонавтами. Бизнесмены - вот настоящие герои нашего времени. Как же разглядеть будущего «владель ца заводов, газет, пароходов» в собствен ном ребенке? Внимательно наблюдая за ним. Малыш, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в до статочно раннем возрасте. Ребенок вер ховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказыва ет свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подви жен и, что называется, позитивен. Зада ча родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, - считают многие родители, - если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У ребенка должны быть определенные задатки, развивая которые, мож но сформировать черты характера, необходимые в современ ном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение не стандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки».

Особое место экономическому воспитанию младших школьников должен отводить и классный руководитель. Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.

Темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

II. Богатство и люди.

1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

III. Школьная экономика.


1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.

IV. Школьная экономика.

1-2. Учебно-опытный участок.
3-4. Стоимость коммунальных услуг.
5-6. Главный экономист школы.
7-8. Наш вклад в школьную экономику.

В 1-ом классе большое место должно отводиться сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.д. Частые гости у ребят сказочные герои (Кот в сапогах, Золушка, Буратино). Для данного возраста характерно широкое использование пословиц, поговорок, сказок.

На занятиях о доходах и расходах семьи из учеников можно сформировать несколько групп – семей: «Семья из Простоквашино», «Семья Золушки», «Семья Папы Карло и Буратино» и т.д. Каждая группа подсчитывает месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
Во 2 классе можно работать по разделу «Богатство и люди». Ребята приходят к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?».

В 3-ем классе разумно организовать «Клуб деловых людей», в состав которого входили бы ученики и родители. Клуб должен разработать и принять Устав:
1.Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.

2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.

4. Здоровый образ жизни.

5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)

6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показывает, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята хорошо работают в парах и группах, для них у же не трудно оформить экономическую газету, рассчитать стоимость комплекта учебников на следующий год, рассчитать затраты на косметический ремонт класса и т.д. Классный руководитель должен применять технологию сотрудничества. Тогда сработает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий становятся родители.

При воспитании будущего делового человека стоит быть внимательным, вы можете стать родителями делового человека, если вы видите в своем малыше уже с первых лет его жизни способность к логическому мышлению, активности и лидерству, но многие родители внушают детям своим собственным примером, что успех в жизни зависит только от толщины кошелька. Но это может привести к обратному результату. Малыш вырастет и разочаруется, узнав, что не все в жизни покупается с помощью денег, что существуют более важные понятия и ценности. Поэтому важно объяснить ребенку, что дело жизни, прежде всего, должно нравиться и приносить удовольствие, а деньги обязательно будут результатом такой деятельности.

Основные качества для будущего бизнесмена

1. Решимость действовать. Для успешного человека важно умение действовать с риском, проявляя активность даже в неблагоприятных ситуациях. Нужно прививать ребенку умение двигаться вперед при любых обстоятельствах. Для успеха в бизнесе необходимо активное постоянное движение, чтобы вовремя чувствовать нужные повороты и видеть новые возможности. Риск - благородное дело! Дайте понять это вашему будущему бизнесмену.

2.Умение учиться на своих ошибках. Любому деловому человеку необходимо уметь выносить из своих промахов и поражений ценные уроки. Для бизнесмена важно понимать, что жизнь вокруг меняется и уметь перестраиваться, соответствуя этим изменениям. В выигрыше тот, кто более гибок и заранее предвидит возможные перемены. Говорите малышу, что он всегда имеет право на ошибки, а они в свою очередь многому могут научить.

3. Прежде всего, люди и отношения. Для любого дела, чтобы оно приносило доход и удовольствие, необходимы благие цели в его основании. Ребенку с детства важно понимать, что то, чем он занимается должно быть не просто удовлетворительным для его личных потребностей, но и помогать окружающим. В деловых отношениях, как и в обычных межличностных, важно в приоритете ставить понимание и любовь к человеку. Воспитывая уважение к людям, к их потребностям, вы вырастите успешного лидера, работающего на благо людей, качественно и честно выполняющего свою работу.

Родители должны помнить, что ребенок сам вправе решать, кем ему стать в будущей жизни. Вы лишь можете помочь ему определить, какие его уникальные черты помогут ему реализовать себя максимально эффективно для себя и для общества.

Никакие знания, навыки и уме ния не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользовать ся во благо себе и окружающим его людям, самостоя тельно анализируя ситуацию и прини мая соответствую щие решения. Очень важно помнить:

  1. Когда ребенок чем-то занят, не вме шивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощу щение собственной значимости.
  2. Поддерживайте любые оригиналь ные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбад ривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей полу чаются великие предприниматели.
  3. Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать проис ходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.
  4. Старайтесь как можно боль ше путешествовать с ребенком . Он дол жен видеть мир во всем его разнообра зии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Ши рокое развитие способствует инициа тивности и деловой активности. Стрем ление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому - именно это отличает менеджера высокого класса от так назы ваемого офисного планктона.
  5. Не экономьте на обуче нии ребенка английскому языку. В иде але учителей должно быть два - но ситель языка и русский преподаватель.
  6. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Дени Дидро). Позволяйте ребенку общаться и иметь большое количество друзей и знакомых. Расширяя его мировоззрения путем общения и получения опыта, он становиться мудрее и счастливее.

Это всего лишь несколько правил для родителей. Впрочем, всем свойственно ошибаться. Невозможно в один миг стать хорошим отцом или матерью. Но если придерживаться эффективных правил, можно действительно воспитать замечательных детей, которыми можно будет по-настоящему гордиться.

Литература

  1. Корсакова Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т. Корсакова // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 46-50.
  2. Мазанова О.Ю. Экономическая подготовка учащихся в условиях реализации стандарта нового поколения / О. Ю. Мазанова// Профильная школа. - 2008. - № 6. - С. 21-22.
  3. http://www/uroki.net

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

1.2.6. Обучения экономике младших школьников

Экономическое образование и воспитание направлены прежде всего на развитие у каждого ребенка бережного отношения к собственности, выработка умения рационально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения разнообразных потребностей. Экономическое воспитание призвано сыграть важную роль в формировании у учащихся таких качеств, которые бы отвечали общественным интересам и способствовали всестороннему развитию личности. Своего времени А. С. Макаренко указывал на то, что каждый человек является участником общественного производства, и чем лучше она подготовлена для этого, тем больше пользы принесет государству и себе. Хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в подготовке не только полноправного члена семьи, но и хозяина-гражданина. Предмет «Основы экономики» занимает важное место в школьном образовании, ведь это одна из тех дисциплин, которые влияют на формирование мировоззрения и экономического мышления ребенка.

В экономическом образовании и воспитании учащихся принимают участие различные социальные звена: школа, семья, внешкольные образовательно-воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации. Главную роль в осуществлении экономической подготовки подрастающего поколения играет школа, а в экономическом и общем воспитании - семья. Поэтому чрезвычайно важным является гармоничное взаимодействие этих звеньев экономического образования, особенно в начальных и средних классах.

Семья - социальный организм, который имеет свои органы управления и координации. Именно здесь маленький человек достигает понимания нормативных требований, приобретает опыт выполнения распоряжений, переживает порицание, радость одобрение, опыт ответственности и согласованности. Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей со временем вырабатываются понятия о цели, средства, ожидаемые результаты деятельности, взаимные права и обязанности, о мерах, которые применяются за отклонений от принятых в семье норм. Семья - первый коллектив, с которым сталкивается ребенок. Именно в кругу близких ему взрослых она овладевает опытом совместных целей и труда, деятельного сочувствия, общности интересов, сплоченности, осознанной дисциплины и организованности. Поэтому изучение основ экономики на примере семейного хозяйства (по программе «Экономика семьи») дает возможность органично сочетать содержание учебного предмета с повседневной жизнью ребенка, основываясь на особенностях психического развития младших подростков, и, в свою очередь, способствовать этому процессу.

Младший школьный возраст - период интенсивного формирования человеческой личности. Развивается способность к подражанию, благодаря чему дети овладевают понятиями о назначении предметов, способами их практического использования, усваивают поведение старших. Формирование подрастающей личности - это косвенный результат внешних воздействий на нее. Происходит оно путем отбора и переработки всего, что возникает на жизненном пути школьника, с постоянной помощью и под руководством взрослых, которые учат и воспитывают. Природа и потребности индивида сказываются на его отношении к окружающей среде, на том, какие из внешних воздействий являются для него важными. Поэтому дети имеют разные стимулы к активности, разные интересы, наклонности, вкусы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активное формирование способностей к познавательной деятельности. В этот период интенсивно развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Внимание младшего школьника возникает благодаря образном, наглядном, ярком учебном материала и его эмоциональности изложения. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием ответственности в отношении к учебе и с формированием положительных мотивов обучения. Возможности волевой регуляции внимания в этом возрасте ограничены. Ребенок не может волевым усилием заставить себя учиться, а способен сосредоточенно работать лишь под влиянием близкой мотивации (получить отличную оценку, чтобы заслужить благодарность или похвалу учителя или родителей). В этот период формируется и закрепляется мотив достижения успехов. Дети безгранично доверяют взрослым, особенно учителям, и часто самооценка ребенка зависит от характера оценок, которые дают старшие. В процессе специально организованных видов детской деятельности и занятий, отличающихся между собой интенсивностью и новизной, у детей развивается опыт организации внимания, которая подчиняется определенному заданию, приобретает черты произвольности и уже характеризуется определенным напряжением, концентрованістю и устойчивостью. Произвольное внимание активизируется, если искусственно сделать привлекательным то, что само по себе неинтересно, создать эмоциональную насыщенность и заинтересовать.

Основные приемы обеспечения устойчивой длительной концентрации внимания:

стремиться к устойчивому преодоления отвлекающих моментов;

сформировать у ребенка соответствующий интерес;

не допускать однообразия в работе детей (в течение занятия выполнять действия, операции 3-4-х видов);

не чрезмерно детализировать задачи (ребенок может не понять, что от нее требуется);

подобрать оптимально сложные задачи;

пользоваться в процессе объяснения и выполнения работы наглядностью: образец стимулирует желание сделать что-то лучше;

использовать рисунки, макеты, которые можно изготовить вместе с детьми;

применять различные способы и приемы работы для выполнения задач;

предлагать детям вслух повторить суть задания, инструкцию для их лучшего понимания и осознания.

Процессы мышления младших школьников тесно связаны с действиями. Значительную роль также играют непосредственные представления, развивается понимание причин явлений, которые происходят с окружением. Дети овладевают довольно большим количеством понятий, природа которых чаще жизненная, а не научная. В процессе обучения у младших школьников развивается воображение - ученики успешно могут представить и отразить различные промежуточные состояния объекта. Учитывая это, детям можно предложить решение задачи, условия которой представлены в виде абстрактной схемы. Репродуктивная воображение развивается через формирование у школьников умения определять и объяснять определенное состояние объекта, если в описании это прямо не указано, но вытекает из него закономерно, а также понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Учителем это может быть использовано во время проведения с детьми обучающих игр «Представьте себе». Дети понимают, что эта ситуация не состоялась; они считают ее условным и могут предсказать ее последствия. Стремление младших школьников выявлять условия возникновения и построение каких-либо предметов является одним из важнейших психологических факторов развития творческого воображения. Этому способствует также организация учителем работы малых групп.

Развитие понятийного мышления у детей начальной школы прочно связан с предметами и явлениями, при этом преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с активной деятельностью (игрой, рисованием, элементарными трудовыми процессами). Постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться, делать обобщения и выводы. Усваиваются новые понятия, формируется система представлений, используются умозаключения, в частности гипотетические. Обобщения у детей этого возраста чаще охватывают внешние признаки, связанные с практическим применением предметов. Младшему школьнику доступно понимание многих причинных связей между явлениями, однако оно почти не выходит за пределы его небольшого собственного опыта.

В процессе восприятия ребенок накапливает знания о предметах и явления не как сумму определенных ощущений, а усваивает взаимосвязи между предметами и их свойствами. Дополнения имеющихся сведений из прошлого опыта ускоряет процесс распознавания и способствует успешной адаптации к среде. Известно, что ребенок «мыслит руками» - голова учит руки, а руки - голову. Основной способ решения разнообразных задач - практическое действие. Образ объекта восприятия возникает, когда ребенок так или иначе является активной в отношении него, то есть если она активно занимается предметной деятельностью. Система, с помощью которой создавался образ, сворачивается, и каждый раз, когда ученик обращается к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразованная, систему действий. Развитие мышления проявляется также в стремлении узнать неизвестное, понять, осмыслить то, чего в предмете не дано. Чтобы научить мыслить, нужно ставить такие задачи, при выполнении которых дети могли бы использовать полученные ранее знания в новых условиях.

В процессе обучения младших школьников формируется особый вид восприятия - наблюдения. Поэтому на уроке нужно побуждать учащихся к расширенному формулировки задач, научить должным образом воспринимать те или иные явления и действия. Для этого целесообразно постоянно демонстрировать соответствующие примеры, объяснять приемы осмотра, созерцание вещей, предметов, явлений.

В младшем школьном возрасте происходит качественное психологическое преобразование памяти, процессов сохранения и воспроизведения информации. При этом прямая задача - запомнить - отходит на второй план, но результаты непроизвольного запоминания остаются достаточно высокими. Ошибочно считать, что лишь произвольное запоминание приводит к полному усвоению учебного материала. Оно происходит и с помощью непроизвольной памяти, которая опирается на способы логического осмысления. Процесс усвоения информации состоит из многих действий, особых навыков, которые организуют память школьника.

Учитель должен объяснить ученикам, как надо запоминать. А для этого нужно анализировать учебный материал, группировать, сопоставлять его составные части: запоминание в таком случае происходит механически или логически - путем установления существенных связей между элементами. Этот процесс самопроизвольно улучшается, если объект включен в активную самостоятельную деятельность, ведь развитие произвольной памяти наиболее эффективно происходит в осмысленной деятельности. Дети запоминают прежде всего движения, действия, образы вещей, пережитые чувства и состояния, слова близких людей.

В ходе организации обучения младших школьников на основе активизации познавательной деятельности выявлена их способность к усвоению научных понятий, рассуждения, обобщения, осознания разнообразных внешних и внутренних связей как между отдельными качествами предметов, так и между самими предметами. Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести и объяснить конкретный пример или рисунок. Эта особенность предопределяет широкое использование наглядности в обучении детей 9-11 лет. Наглядные изображения и описания преимущественно лежат в основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений. Однако не следует все изучение базировать на рисунках - они должны быть своеобразным «толчком». Развернутых объяснений учителя и материала учебных пособий в основном достаточно для овладения понятиями без непосредственного оперирования предметами. Со временем нужно постепенно увеличивать количество суждений, которые формируются у детей без использования наглядности. Постепенно младшие школьники приобретают умения выделять логические связи между отдельными блоками усвоенных знаний, овладевают приемами классификации, анализа, сопоставления, выделение главных моментов и объединение их в целостную картину. Следствием этого является абстрактное суждения и обобщения знаний. Однако нельзя научить работать только через наблюдение и обсуждения. Настоящие представления и переживания, связанные с трудом, формируются только при активной деятельности самого ребенка, а знания о работе других людей найдут применение в его практической деятельности.

В процессе обучения нужно учитывать, что в этот период совершенствуются такие качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. В их становлении очень важную роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка к успехам. Особое значение для развития младших школьников имеет мотивация достижения успехов - оценка взрослого окрыляет, раскрывает то лучшее, что есть в маленького труженика. Необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности, поручать выполнение большего количества дел без посторонней помощи и больше ей доверять. Самостоятельность - необходимое условие развития умственных способностей, любознательности и догадливости. Она активизирует всю познавательную деятельность личности, раскрывает пространство мысли, толкает к поиску. В основе этого качества - творческое мышление, что отходит от шаблонов и проявляется в том, какими способами решаются мыслительные задачи. Для развития творчества совсем не обязательно придумывать что-то невероятное. Годятся задания типа «лабиринта» или «головоломок», созданные совместными усилиями детей и взрослых, разнообразные конструктивные задачи. Главное - направить детей на то, чтобы они стремились воспользоваться уже известной им информацией, искали разные способы решения, прибегали к многих попыток, не стеснялись задавать вопросы, искали различные комбинации.

Работоспособный школьник активен, ориентирован на близкого взрослого как на авторитет и образец для подражания, он стремится к новизне и способен обучаться по трудовой программе родителей, которая становится его собственной. Тема труда взрослых органически связывается с явлениями окружающей социальной жизни ребенка. В связи с этим одним из важных требований является организация последовательного наблюдения за тем или иным видом труда взрослых, особенностями профессиональной деятельности, которые школьнику важно увидеть и понять. В этот период формируется система качеств, характеризующих психологическую готовность к учебной труда: умение слушать инструкцию взрослого, воспринимать задачи, быть внимательным к процессу и результату своей работы, отражать в игре трудовую и профессиональную тематику; способность самостоятельно решать несложные умственные и практические задачи; чувство ответственности.

Вне деятельности нет познания. В любых видах она является основным условием развития ребенка. В деятельности ученик и формируется, и проявляет свою личность, свои интересы, вкусы, способности и наклонности, умения и навыки, черты характера: волю, настойчивость, целеустремленность, опрятность и т.д. Младший школьник стремится к активности, к действенного состояния, хочет влиять на свое окружение, сделать его для себя близким и понятным. Ребенку легче быть деятельным, энергичным, создавать и преобразовывать, чем пассивно созерцать. Следовательно, задача взрослых - превратить естественную активность ребенка в целенаправленную разумную деятельность.

Еще одно важное требование к организации деятельности младших школьников - добиваться, чтобы они достигали поставленной цели, не бросали дело на полпути. Часто дети, приступая к выполнению какого-то задания, сначала проявляют большую активность, действуют энергично и решительно, а потом интерес ослабевает, со временем исчезает совсем, и дело, за которое так старательно взялись, остается незавершенной - не хватило настойчивости. Конечно, надо иметь в виду неустойчивость интересов младших школьников (они могут бросить, не закончив одно занятие и перейти к другому, которое в эту минуту их больше привлекает), их легкую эмоциональную возбудимость, неспособность к длительному сосредоточению внимания на чем-то одном и другие психические свойства. Однако следует также помнить, что настойчивость не только проявляется, но и формируется именно в умении достигать цели, доводить начатое дело до конца.

Важно также развивать умение работать для общей пользы, организовывать свою работу, оптимально распределять время, создавать условия для выполнения работы, отвечать за качество своего труда, действовать быстро и экономно, планировать свои действия, находить применение своим способностям, стремиться улучшить собственные достижения, работать в рабочих группах, использовать необходимые пособия и рекомендации. Целесообразно использовать различные задачи - новые и достаточно сложные, простые и знакомые. Первые способствуют развитию гибкости ума, сообразительности, смелости решений. А возвращение к несложной, знакомой работы позволяет закрепить важные умения и навыки, стимулировать критический подход к привычным результатам, создает возможности для творчества (замысел можно дополнить новыми деталями, видоизменить, усложнить). С развитием познавательной деятельности возникают такие чувства, как удивление сомнения, уверенность, удовлетворение и радость от сделанного дела. Чтобы работа не стала повинностью, важно не отрывать ее от интересов, потребностей, эмоциональных переживаний ребенка. Этому способствуют беседы о том, что делают родители, какова общественная польза от их труда, разговоры о выпуске продукции, количество, качество, производительность труда, расход материалов на изготовление продукции. Полезно наводить детям факты и цифры, поскольку это дисциплинирует, убеждает, стимулирует размышления. Часто целесообразно обучать детей в игровой форме, увлекая их делом.

Конечно, дети не научатся работать, только играя. Труд и игра - два разных вида деятельности. Первый предполагает наличие в задании определенной сложности, обязательность достижения конечной цели. В игре не привлекательный конечный продукт (часто его здесь и нет), а сам процесс. Поэтому детям важно подтверждать понимание того, что труд - преимущественно серьезное занятие, естественное и необходимое условие жизнедеятельности, а не только развлечение, радость и восторг.

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15.

Экономическое воспитание направлено на развитие у людей таких качеств, как бережливость, рачительность, дисциплинированность, деловитость, а также чувства коллективизма, потребности практического участия в экономической деятельности, предприимчивости, сознательного, творческого отношения к труду, разумных личных потребностей. При этом экономическое воспитание не тождественно трудовому, поскольку оно не ограничивается сферой трудовой деятельности, а проникает в различные сферы непроизводственной деятельности: сферу потребления, обмена и распределения (покупка предметов в магазине, обращение с вещами, взаимоотношения по поводу собственности и денег и т.п.).

Значимость экономического воспитания для детей данного возраста объясняется следующим. Основные категории экономики как науки – ограниченность ресурсов и удовлетворение разнообразных потребностей – неизбежно актуализируют умения выбора, которые носят обобщенный характер, переносятся на другие сферы деятельности. Кроме того, психологами подтверждено, что возраст 5–8 лет является сенситивным для присвоения экономических моделей поведения: рациональной, стяжательской, потребительской, контрактной и др.

Результат экономического воспитания подразумевает сформированные экономически значимые качества личности, ценностные ориентации, положительные мотивы, находящие отражение в процессе практической деятельности, учении, игре при выборе способов достижения поставленных целей. Кроме того, это ряд умений и навыков, экономические интересы, потребности.

Следует воспитывать экономически осознанное отношение к труду и его результатам; развивать стремления к повышению трудовых доходов, к улучшению качества жизни; ориентировать на рационализацию труда и повышение его социально-экономической эффективности; способствовать нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью.

Экономически значимые качества личности традиционно включают трудолюбие, деловитость, бережливость, расчетливость, экономность и предприимчивость как наиболее общие. Наряду с положительными экономически значимыми качествами, выделяются и отрицательные: скупость, расточительность, эгоизм, иждивенчество, рвачество. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным еще ряд качеств, регулирующих деловые и личностные отношения в хозяйственной сфере жизни людей и при этом основанных на моральных критериях, принятых в обществе: честность, инициативность, энтузиазм, надежность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, экономность, предприимчивость, расчетливость, деловитость, настойчивость. Систему таких качеств называют нравственно-экономическими, они обусловлены потребностями общества в гармоничном сочетании прагматических и этических основ экономической деятельности.

Выделяются также так называемые качества предпринимателя, к которым, помимо вышеназванных, относятся: готовность к риску, гибкость, уверенность в себе, дружелюбное и уважительное отношение к людям и т.п., а также способность устанавливать социальные и деловые связи, стремление к максимальной результативности, творчество и т.д.

Под трудолюбием понимается форма выражения личностью своего положительного отношения к труду. Оно проявляется в желании добросовестно трудиться и переходит в сферу осознания социальной и нравственной ценности труда, глубокого понимания его необходимости.

Предприимчивость рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли или выгоды.

Деловитость определяется как совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств, посредством которых личность оптимально самореализуется в трудовой деятельности.

Расчетливость предусматривает рациональное распределение, оценку и использование различных видов ресурсов,

выявление резервов для осуществления намеченной цели деятельности.

Бережливость – качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить срок их службы.

Экономность – качество личности, обеспечивающее рациональное использование всех видов ресурсов с пользой и выгодой, уменьшение издержек, расходов, затрат, снижение потерь. Экономность проявляется в использовании ресурсосберегающих технологий, рачительном ведении хозяйства, высокой организации труда.

Существуют определенные закономерности экономического воспитания младшего школьника. Первые экономические понятия , которыми начинает оперировать маленький ребенок, помимо понятия "деньги", это "собственность", "выгода". Ко времени поступления в школу российский ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые, помимо названных, в основном связаны с трудом и его процессами. Это различные предметы и результаты труда, материалы, товар. Дети знакомы с такими словами, как "цена", "стоимость". Понятны для детей и операции с ними: покупать, продавать, дороже-дешевле, выиграл-проиграл, обменял и т.п.

В начальной школе у ребенка возникают первые представления о взаимозависимости экономических категорий. Дети начинают осознавать зависимость между вложенным трудом и заработной платой, между образованием и престижной профессией и т.п.

Существенно изменяется отношение к собственности с возрастом ребенка. Для объяснения представлений детей о собственности, о справедливости наказания за воровство чаще всего зарубежные исследователи используют теорию морального развития Л. Колберга. Дети 7–8 лет, в соответствии с этой теорией, выражают скорее физическое, чем психологическое отношение к вещам. Считается, что форма владения и удовольствие от личного обладания вещью менее значимы, чем удовлетворение своего желания получить эту вещь, поэтому в плане наказания 7–8-летние дети ограничиваются тем, чтобы просто отнять вещь и вернуть се владельцу. В 9–10 лет ребенок осознает право собственности, которое ставит выше чьего-то интереса. Поэтому у него существует представление о более строгом наказании за воровство.

При этом психологами доказано, что именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство", "стяжательство", "индивидуализм" и др.). В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения.

К началу школьного возраста у детей отмечается значительный интерес к явлениям социально-экономической действительности, к участию в экономической деятельности. В 6–7 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма, особенно его привлекает совместный труд в семье. Основные формы участия детей этого возраста в экономической деятельности: хозяйственно-трудовая деятельность детей в семье; личный опыт обращения детей с деньгами; практическое участие детей в экономической деятельности по самостоятельному зарабатыванию денег.

Семья – это то сообщество, в котором ребенок впервые становится участником экономической жизни, что связано, прежде всего, с покупкой продуктов и вещей; ухаживанием за домашними животными и младшими детьми; планированием и организацией своего труда; выполнением постоянных домашних поручений и т.п. Кроме того, дети в различной степени участвуют в распределении семейного бюджета, приучаются к саморегуляции потребностей, осведомлены о наличии собственности, об источниках доходов семьи. В семье осуществляется систематическое целенаправленное воздействие на детей, она всем жизненным укладом формирует (или не формирует!) у них рачительное, хозяйское отношение к личному и общественному достоянию, уважение к труду во всех его проявлениях, добросовестность в хозяйственно-бытовых и посильных общественнополезных работах. Содержание экономического воспитания в семье включает рациональную организацию хозяйственно-бытовой деятельности, бережное отношение к продуктам питания, вещам, времени, участие в распределении денежных средств, стимулирование разумных потребностей, развитие взаимопомощи.