Домой / Форма бровей / Проблема воспитания и образования в наши дни. Педагогические задачи реальные. И мнимые

Проблема воспитания и образования в наши дни. Педагогические задачи реальные. И мнимые

Юлия Сергеевна Кравцова
Эссе о современном состоянии процесса воспитания школьников

«И воспитание , и образование нераздельны. Нельзя воспитывать , не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно ».

Л. Н. Толстой

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивалась и наука о воспитании , главной задачей которой становилось накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека . . Новейшие технологии обучения, образования и воспитания , эффективные методики, оказывают большое значение в . Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака : первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний. .

В своём эссе я буду говорить о современном воспитании школьников , которое осложнено многими негативными процессами , происходящими в нашем обществе. Мне кажется, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Процесс воспитания , направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Также при воспитании школьника необходимо учитывать и самовоспитание , где исходным компонентом являются потребности и мотивы ребёнка, т. е. глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Процесс воспитания тесно связан с формами общественного сознания (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией, которые в свою очередь, представляют собой духовную питательную среду воспитания . . В современном педагогическом процессе , обучение и воспитание должно быть организовано, т. е. обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса , в котором будет соединено взаимодействие учителя и учеников.

Возвращаясь к теме моего эссе , необходимо сказать, что современная школа опирается на традиционные принципы образования и требует изменения и присутствия инноваций. Поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни , интеграции ребенка в профессиональное пространство, а также является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы , видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности . Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его.

На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника способного к кардинальным и нестандартным решениям. Обеспечить это возможно только при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве . В процессе воспитания школьников нужно учитывать и проблему духовного и нравственного становления личности. По-моему мнению у подрастающего поколения произошла смена ценностных ориентиров. В нашем отсутствуют твердые моральные устои, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников . Я считаю для того, чтобы сохранить духовно-нравственное развитие личности, процесс воспитания должен идти целенаправленно, где основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьника должны быть базовые ценности, на основе нравственных представлений : патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Но так как мы говорим о жизни современного школьника , то здесь воспитательное воздействие кроме общества, оказывают потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, кино. Воздействие на воспитание и социализацию личности (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации .

Таким образом, современный процесс воспитания школьника , я понимаю, как процесс воздействия на формирование и развитие личности. Педагог должен знать о роли социальной среды, как о факторе формирования личности, т. е. необходимо учитывать совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру . Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому школьнику . Индивидуализация воспитания должна вести к тому , чтобы проявились лучшие черты и качества школьников . В современном воспитании , педагог должен проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. И в заключении хотелось бы привести слова А. С. Макаренко :

«Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитания ».

Литература :

1. Журнал «Воспитание школьников » № 9, 2012 г

2. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега,

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

4. Подласый И. П. Педагогика : Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003- 576 с.

5. Педагогика : Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под ред. Сластенина В. А---4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия» , 2005-576 с.

6. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика : Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия» , 1998. - 176 с.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

8. Хуторской А. В. Современная дидактика . Учебное пособие. 2-е изд. - М.: «Издательство "Высшая школа ,2007.-639 с.

Публикации по теме:

Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Адаптивная физическая культура: программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера. Задачи программы: Формирование у детей личной ответственности за свое здоровье. Укрепление здоровья,улучшение физического развития,закаливание.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать.

Аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что.

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии (методические рекомендации для.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе семейного воспитания на один день. Работа с родителями I половина дня Образовательные области / Направления развития ребенка Физическое развитие («Физическая культура»,«Здоровье») Утренняя.

Эссе «Социализация личности в современном мире» С коренными изменениями в экономике, политике и социальной жизни граждан нашей страны, вопрос социализации человека становится все более.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Эссе «Моя философия дошкольного воспитания» Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек Значит, повезло ему по праву. А значит, он счастливый человек. Каждый.

На мой взгляд, в настоящее время многие традиции совершенно не наши, например, что касается праздников: современное веяние – праздник Хэллоуин.

Библиотека изображений:

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно и охватить все из них невозможно. В борьбе за качество образования большая роль отводится содержанию и структуре образования. Школой чаще всего и структура и содержание «спускается сверху». Иначе нельзя – будет нарушено образовательное пространство. Не согласиться с этим нельзя.

С какими трудностями сталкивается современная школа (на мой взгляд), какие проблемы ей предстоит решить, чтобы повысить качественные результаты предоставляемых ею услуг?

  1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т. е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя, не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
  2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
  3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике неприменимы.
  4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».
  5. Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», типа того же ксерокса, по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай – школа) – сеятель доброго, светло, вечного.
  6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
  7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать современными инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их? Коллеги, за окном XXI век!
  8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда - отсутствие порядка в школе.
  9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа?
  1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно оценочной и стимулирующей деятельности на практике.
  2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
  3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
  4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
  5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
  6. Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Литература

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.
  2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология. Сборник научных статей. Редактор О.А. Панина. - Саратов. - 1999.
  3. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.