Ирина Крушинина
Конспект
во 2 младшей группе
по теме : «Кто в теремочке живет ?»
Задачи :
ОО «Коммуникация» - совершенствовать интонационные навыки детей; продолжать развивать диалогическое общение
ОО «Физическая культура» - продолжать развивать двигательную активность, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) .
ОО «Социализация» - развивать партнерские отношения в игре, умение слушать и слышать друг друга, преодолевать робость и смущение.
ОО «Труд» - побуждать детей принимать участие в уборке атрибутов после игры.
Оборудование :
чудесный мешочек, кубик с загадками, колокольчик, маски героев сказки «Теремок » , крупный строительный материал для теремка (модули)
Предшествующая работа :
*создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми,
*показ детям различных видов театра ,
*драматизации русских народных сказок,
*рассматривание иллюстраций к сказкам,
*чтение и обсуждение содержания сказок,
*подвижные игры,
*занятия по театрализованной деятельности ,
*просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.
Ход занятия:
Дети стоят перед воспитателем.
В. – Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, какое у нас хорошее настроение. Вот так. Ой! Вы слышите? Что-то звенит! Интересно , где это? Давайте поищем.
Дети ищут и находят мешочек.
В. – Ребята, вам интересно , что в мешочке? Мы сейчас посмотрим!
Воспитатель достает кубик с загадками.
В. -Вот это кубик! Какой красивый! А на нем загадки написаны. Отгадаем?
Загадки :
Под полом таится, кошки боится. (Мышь)
По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса! А зовут её. (Лиса)
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
После каждой загадки воспитатель предлагает
найти картинку с отгадкой младшим детям .
В. - Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А что же в мешочке еще есть? Да, здесь колокольчик. Это не простой колокольчик – волшебный. Он умеет превращать ребяток в зверят. Давайте попробуем.
В. – Колокольчик, позвени, нас в мышат ты преврати!
Мышка серая бежит
По лесной дорожке
И от страха вся дрожит :
Испугалась кошки.
Мышки маленькие, пугливые, кошки бояться, тоненько пищат.
В. – Колокольчик, позвени, нас в зайчаток преврати!
На лесной лужайке
Танцевали зайки,
Прыгали, скакали,
Лапками стучали.
Кто-то заек испугал и они спрятались за кустик и задрожали… наверное, почуяли волка.
В. – Колокольчик, позвени, ты нас в волка преврати!
Серый волк – зубами щёлк,
По лесу рыщет, добычу ищет!
А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, ищет добычу. Покажите сердитого волка…
В. – Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати!
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты!
Лисички какие? Хитрые, быстрые, хвастливые… Покажем, какие мы лисички – хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так…
В. – Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати!
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мёд
И в рот к себе кладёт!
Мы - медведи. Какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые. Ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!
В. – Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, из сказки «Теремок » ! А в чудесном мешочке и шапочки зверят есть. Давайте примерим. Хотите в «Теремок » поиграть?
Хороводная игра «Теремок »
В. – Стоит в поле теремок - теремок . Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремок и говорит .
Игра заканчивается словами :
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
По окончании игры ставится проблемный вопрос детям :
«Что же делать? Как нам быть? Из чего построить новый теремок ?»
Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок .
ПРОЕКТ по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Вид проекта : долгосрочный (2015-2016г.), творческий, ролево – игровойУчастники проекта:
- дети второй младшей группы
- родители воспитанников
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4. Пополнение методической копилки по теме проекта.
II. Основной
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей;
4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление проекта.
Реализация проекта:
Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литературы по теме:
А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
И. Н. Рослякова «На что способен театр»
Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
«Театр в жизни ребенка»;
«Как устроить домашний театр».
2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный).
Методическая копилка:
1. Картотека театрализованных игр;
2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
3. Разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,
сценарии развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)
Ресурсное обеспечение:
настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р.н.с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н. сказкам;
Картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);
2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
Изготовлены маски и атрибуты;
Уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.
Работа с детьми:
Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;
Посещение театральных представлений в ДОУ;
Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;
Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата»;
Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;
Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса»;
Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;
Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;
Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;
Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;
Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;
Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Заключительный этап: (апрель-май)
1. Интегрированные досуг для воспитанников и воспитателей ДОУ с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».
3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).
4. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках недели педагогического мастерства по теме проекта.
Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”
Основная цель педагога в младшей группе - заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:
а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр. Знакомство детей с различными видами театрализованных игр начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.
Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не сможет уловить смысл событий, происходящих на сцене.
В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.
б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе.
В этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров. Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.
Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.
Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет ребятам самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.
в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.
Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, на музыкальном занятии детям предлагается изобразить как утята спят, просыпаются, умываются.
Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога - основной форме общения героев на сцене. Детям доступна наиболее простая- вопросно-ответная форма диалога. Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.
В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по родному языку - поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика.
Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Солнышко» п.Красноармейский
Выполнила:
Пащенко О.И.
П.Красноармейский
- Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,
- у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
- Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
- Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театрализованной деятельности
Она помогает:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра.
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
- способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Основные направления работы с детьми
- Театральная игра
- Театральная игра
- Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
- Ритмопластика
- Ритмопластика
- Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
- Культура и техника речи
- Культура и техника речи
Задачи:
- Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
- Основы театральной культуры
- Основы театральной культуры
Задачи:
- Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Формы организации театрализованной деятельности
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
- Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами
Задачи театрализованной деятельности во второй младшей группе
1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;
2. Воспитывать выдержку, развивать память;
3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность);
4. Развитие умственной и речевой активности;
5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Организация уголка театрализованной деятельности
В уголке располагаются:
- различные виды театров: настольный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений,
Конспект занятия по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Рукавичка»
Цель : участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.
Задачи : Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.
Воспитывать дружеские отношения, уметь действовать согласовано. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности , вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в играх-драматизациях.
Развивать диалогическую речь детей.
Оборудование : несложные декорации, игрушки, рукавичка , домик-теремок, маски-шапочки.
Персонажи : ведущий, дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.
« Рукавичка » : все роли выполняет воспитатель.
«Теремок» : ведущий –воспитатель, персонажи сказки- дети.
Ход занятия :
Воспитатель : тихим загадочным голосом говорит : «сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес на волшебную поляну, а что будет дальше – увидите. Рассаживайтесь по вагончикам (строимся друг за другом, наш поезд отправляется : «Чух-чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!»
Идем паровозиком по группе , подходим к стульчикам.
Воспитатель :
Вот мы и приехали в сказочный лес. Как здесь интересно! Садитесь ребятки на пенёчки-стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель :
Показывает руку, на которой надета варежка и читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Какой тёплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас?
Дети показывают свои ладошки.
Воспитатель : Как много пальчиков и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши заблудится, всё равно окажется в варежке с остальными пальчиками-«друзьями» .
Дети, на что мы надеваем варежку?
Дети : на руку.
Воспитатель : правильно, на руку. Поэтому варежку можно назвать рукавичка . Хотите познакомиться со сказкой, которая так и называется « Рукавичка » ?
Дети : да, хотим!
Воспитатель : Тогда сядьте поудобнее, руки положите на колени, смотрите и слушайте!
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и потерял рукавичку .
Воспитатель спрашивает у детей : «Дети, посмотрите-ка, что это? (Показываю рукавичку )
Дети : варежка.
Воспитатель : Чья это варежка? Может твоя? Называет имена детей)
Дети : Нет, не наша варежка, это дедушка потерял!
Воспитатель : Верно, большая рукавичка ! Замёрзнут теперь у него руки. Что же делать? Надо позвать дедушку!
Дети зовут деда.
Воспитатель : Наверное, далеко ушёл дедушка, не слышит. Что ж положим рукавичку на видное место .
Дети кладут варежку на стол.
Воспитатель : «Как тихо в лесу. Ой, кто-то тут близко, листва шуршит. Да это мышка бежит! (Подражает голосом писк мышки) .
Спрашивает у мышки (игрушки) : «Что понравилась рукавичка ?»
Мышка (воспитатель) : да, я тут жить буду!
Воспитатель : Вот умница спряталась от холода, разрешим ей тут жить?
Дети : да, разрешим!
(Кладу мышку в рукавицу )
Воспитатель : Дети, а кто это шлёпает брюхом по земле?
Дети : это лягушка!
Воспитатель (от имени лягушки) : Кто-кто в рукавичке живет ?
Мышка : Я мышка –норушка, а ты кто?
Лягушка : Я – лягушка-квакушка, ква-ква-ква, пусти меня в свой домик.
Мышка : иди.
Воспитатель : А теперь чьи прыжки в лесу слышны?
Дети : это зайчик!
Воспитатель : Да, это зайчик бежит! Тоже увидел рукавичку .
Зайчик : кто-кто в рукавичке живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : я –лягушка квакушка, а ты кто?
Зайчик : Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить!
Кладу зайку в рукавичку .
Воспитатель : А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает?
Дети : Лиса!
Воспитатель : Заметила лисичка рукавичку , спрашивает : кто-кто в рукавичке живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я – зайчик –побегайчик. А ты кто?
Лиса : А я лисичка-сестричка. Пустите и меня.
Воспитатель : Пустим лисичку?
Дети : да!
Воспитатель : А кто там ещё бежит? Да это волк-волчище серый хвостище,
Волк : Кто-кто в рукавичке живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайка : Я зайка-побегайка.
Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк : Да я ж волчок- серый бочок, р-р-р. Пустите меня.
Воспитатель : Пустите его, зверята, уж больно он замерз. А обижать он вас не будет!
Прячу волка в рукавицу .
Воспитатель : Как вас много! А рукавичка- то как растянулась . Прислушайтесь, ребята, кто-то бежит. Верно, тоже хочет на зиму дом найти. Да это же кабан!
Кабан : хрю-хрю-хрю! Кто –кто в рукавичке живет ?
Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок. А ты кто?
Кабан : Я кабан-клыкан, пятачком землю рою, вкусные корешки достаю, всех накормлю.
Воспитатель : Пустили звери и кабана. Ой, как ветки трещат, верно медведь идет.
Медведь : Кто-кто в рукавичке живет ?
Зверята : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок –серый бочок, кабан-клыкан. А ты кто?
Медведь : А я медведюшка-батюшка. Пустите меня.
Зверята : Да куда ж мы тебя пустим? И так тесно!
Воспитатель : В тесноте, да не в обиде! Пустите Мишку погреться!
Кладу мишку в рукавицу .
Вижу, возвращается дедушка с собачкой.
Дед : Где моя рукавичка ? Ищи, Дружок!
Дети, где моя рукавичка ?
Дети : Вот она!
Воспитатель высыпает зверюшек из рукавички и отдает её деду
, зверюшки разбегаются.
Воспитатель : Приходите к нам, зверята, еще в гости, места всем хватит, правда, ребята?
Дети : Приходите, приходите!
Воспитатель : Вам понравилась сказка?
Дети : Понравилась!
Воспитатель : А на какую сказку похожа сказка « Рукавичка » ?
Дети : На «Теремок» .
Восп.: Молодцы! Конечно на «Теремок»
А вы хотите быть артистами и показать сказку «Теремок» ?
Дети : Да, хотим!
Воспитатель : Тогда давайте отправимся в лесной театр !
Физкультминутка «Шофёры» . (имитируют движения)
Едем, едем, едем, едем,
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем.
Пристально мы смотрим в даль.
Дворники счищают капли
Влево-вправо – чистота.
Ветер волосы взъерошил.
Мы шоферы хоть куда!
Воспитатель : Вот мы и приехали.
По желанию детей выбираем персонажей сказки. Надеваем шапочки-маски.
Воспитатель : Вы у нас будете артистами, а остальные дети – зрителями.
Артисты будут показывать сказку, а зрители потом поаплодируют вам.
Встаю около домика- Теремка и начинаю рассказывать :
«Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка-норушка.
Приглашаю девочку- Мышку. Как мышка пищит?
Ребенок : пи-пи-пи.
Хвалю : Молодец!
Постучи в теремок, спроси : Кто в теремочке живет?
Ребенок стучит в домик и спрашивает :
Кто в домике живет?
Воспитатель : нет никого, заходи в домик, будешь там жить.
Приглашаю ребенка «лягушку» : Покажи, как лягушка прыгает и квакает.,
Ребенок прыгает и квакает.
Воспитатель : Постучи и спроси : «Кто в теремочке живет?»
Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?
Воспитатель : «Ответь лягушке, мышка-норушка.
Ребенок-мышка : Я мышка-норушка, а ты кто?
Ребенок –лягушка : Я лягушка квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка : Иди.
Воспитатель : Бежал мимо зайка – побегайка. Приглашаю ребенка – «зайку» . Покажи, как зайчик прыгает, какие у зайчика ушки? Постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?
Ребенок прыгает на двух ногах и руками показывает ушки зайчика на голове. Стучит в домик и спрашивает : Кто в домике живет?
Дети отвечают : Мышка-норушка, лягушка-квакушка. Спрашивают : А ты кто?
Ребенок : Я зайчик-побегайчик. Пустите меня.
Входит в домик.
Воспитатель приглашает ребенка-«лисичку» : Покажи, как лисичка бежит. Она хитрая.
Ребенок изображает лисичку.
Воспитатель : Постучи в теремок, спроси, кто там живет?
Ребенок-«лисичка» стучит в домик и спрашивает : «кто живет в теремке»
Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, а ты кто?
Ребенок-«лисичка» : я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.
Заходит в домик.
Приглашаю ребенка-«волка» : как волк бежит? Ребенок изображает волка.
Воспитатель : постучи в теремок, спроси, кто в теремочке живет?
Ребенок стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет? Пустите меня. Заходит в домик.
Приглашаю ребенка-«медведя» . Покажи как медведь ходит, медведь косолапый, идет вперевалочку. Подойди к домику, спроси, кто там живет?
Ребенок идет, имитируя движения медведя. Стучит в теремок и спрашивает : Кто в теремочке живет?
Дети отвечают : мышка-норушка, лягушка квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка – сестричка, волчок-серый бочок. А ты кто?
Ребенок : Я медведь. Пустите меня.
Дети : Нет, не пустим!
Воспитатель : Постучи медведь в теремок посильнее. Начинаю раскачивать домик. Бегите, разбегайтесь зверюшки, а то медведь весь теремок сломает.
Дети выходят из домика и садятся на стульчики.
Воспитатель : Молодцы, артисты! Давайте им похлопаем в ладоши!
Вам понравился спектакль?
Дети : да!
Воспитатель : В следующий раз мы поменяемся ролями. Наши артисты будут зрителями, а ребята-зрители будут артистами.
А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Рассаживайтесь по вагончикам, наш поезд отправляется.
Дети идут по группе друг за другом .
Воспитатель : «Чух-чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух!
Дети : Ту-ту, ту-ту.
Воспитатель : Вот мы и приехали, теперь можете поиграть в свои любимые игрушки.