Домой / Дневной / Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо. Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

Велик Бог русский! Мы пойдём с ним по стезям древней славы!

А. В. Суворов

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, родная вера и родной язык каждого народа России – это духовно-нравственная основа воспитания подрастающего поколения. Этими тонкими, незримыми энергиями питается и возрастает наше многонациональное Древо. Как сохранить это богатство для будущего? Что для этого необходимо делать? Каждый из нас, будучи родителем и педагогом, гражданином своей страны решает самостоятельно. Для нас – педагогов, это важный вопрос, так как мы воспитываем человека будущего. Человек будущего, живущий в нашей стране – патриот, гражданин, знающий и уважающий историю своей страны, всё богатство наследия родной культуры, литературы. А это всё надо воспитывать с юных лет, прививать понимание ответственности за то, какой ценой совершены подвиги наших предков, хранить как «зеницу ока» то, что передано нам, и преумножить духовные богатства, чтобы, действительно, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Потому, что будущее уже стучится в дверь, вопрошая у каждого: «А что ты сделал? Привил ли подрастающему поколению любовь и уважение к труду, любовь и уважение к старшему поколению, любовь и уважение к Отечеству, трепетное отношение к памятникам духовной и материальной культуры своей малой и большой Родины?»

Дополнительное образование, также как и семья (а семья в большей степени), даёт огромные возможности в воспитании юного человека – патриота и гражданина своей страны.

Я как педагог, как человек, осознаю свою роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. У меня возникла потребность в реализации таких проектов, которые были бы направлены на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Именно с этой целью в своей педагогической деятельности я реализую следующие проекты: «Родной язык», «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны». В реализации этих нужных проектов участвуют учащиеся, педагоги ЦВР «Галактика», учащиеся СОШ Дзержинского района и СОШ города Новосибирска, молодёжные и другие общественные организации. И самое главное, проекты рассчитаны на то, чтобы в них активное участие принимала вся семья ребёнка. Через ребёнка происходит, в какой-то степени, воспитательное воздействие и на родителей. Если у ребёнка нет примера перед глазами для возрастания, то педагог может «смягчить» ситуацию, не перевоспитать, но дать положительный пример своими устремлениями и, главное, делами. Таковыми и являются актуальные на все времена проекты: «Родное слово» и «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны».

И.С.Тургенев писал: «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора о, могучий Русский язык...». Действительно, наш родной язык – наша опора, каждое слово которого наполнено духовными образами. Что мы сейчас наблюдаем? Подрастающее поколение захлестнул поток искажений в речевом общении: жаргонизмы, англо – американизация языка. «Просторечно» – примитивное общение становится нормой не только в школе, но и в семье: «клёво», «прикольно» вместо «прекрасно» и «замечательно». Большинство детей не читает. Не потому что не хочет, а потому, что детям не привили любовь к чтению с детства. И ребёнок в этом не виноват. Все выдающиеся педагоги: Макаренко, Сухомлинский и другие прививали любовь к литературе, к чтению. Потому что прекрасно понимали, какое значение имеет классическая русская, советская литература, на самых прекрасных образцах которой воспитано не одно поколение.

«Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,

За всё, что в жизни знаю,

Что в сердце ношу своём», – так писал Александр Трифонович Твардовский.

Для меня проект «Родное слово» не просто ряд мероприятий, посвящённых русским поэтам и писателям. Это жизнь, которую я наполняю смыслом, рассказывая детям то, что сама знаю о выдающихся людях литературы и их произведениях, об их стремлениях, об их времени, в котором они жили и творили, об их любви к родному Отечеству. Каждый литературно – музыкальный вечер это осознанные и осмысленные шаги – мои, детей, педагогов, родителей, всех нас в сохранении нашего наследия, наследия славянского народа. Нашей духовной жизни.

Как говорят: «И капля камень точит», – так и проект «Родное слово» по капелькам, малыми шагами, доносит крупицы драгоценного нашего прошлого, а без него нет у России и любого другого народа будущего.

Как не откликнется душа взрослого и ребёнка на пронзительные слова поэта Николая Рубцова:

Моя Родина милая,

Свет вечерний погас.

Плачет речка унылая

В этот сумрачный час…

Проект «Родное слово» проводится в течение всего учебного года (с 2012 г.). Так, например, мы ежегодно участвуем в Городской литературно-музыкальной программе «Марине Ивановне Цветаевой посвящается…» в рамках Всероссийского поэтического фестиваля «Цветаевский костёр».

В нашем Центре внешкольной работы «Галактика» были проведены литературно-музыкальные вечера, посвящённые творчеству С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Ю.В. Друниной, К.М. Симонова, В.С. Высоцкого, поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, Дню Славянской письменности и культуры. С большим успехом прошли встречи с новосибирским поэтом и писателем Валентиной Жбановой.

На этих творческих мероприятиях дети могут выразить себя: прочитать стихи, выступить с песней, приготовить свой рассказ даже просто из зрительного зала, может быть не профессионально, но так дети приобщаются к родному языку, к родной литературе, учатся говорить, общаться на красивом литературном русском языке, открывая нравственные вершины в своём сердце. Педагоги нашего Центра помогают жить этому проекту, участвуют сами и приобщают детей, засевая благодатные семена в души детей, и они обязательно прорастут в будущем добрыми мыслями, поступками, делами.

«Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», – призывал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Детское сердце чутко чувствует правду, истину и её не надо приукрашать. Истина рядом – это наш родной язык, в нём наша сила, правда, вера и любовь к родному Отечеству всех предыдущих поколений.

Другой проект посвящён сибирякам – воинам Великой Отечественной войны. Открытый дистанционный конкурс «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны» проводится с 2014 года. Он раскрывает героическое наследие Сибири и сибиряков в годы войны. Проект направлен на сохранение общечеловеческих ценностей, исторической памяти, на изучение и сохранение истории Отечества, родного края, родной семьи. Дети совместно с родителями, педагогами, участвуя в этом и других подобных проектах, поддерживают огонь памяти, сохраняют для будущих поколений духовный подвиг народа.

У новосибирского поэта Ивана Краснова есть такие строки:

В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски.

В Сибири не было войны,

Но славилась Сибирь полками.

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

Известен всем нам Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов», сооружённый по проекту Александра Сергеевича Чернобровцева. Площадь Скорби и Печали со скульптурой Скорбящей матери и чашей с Вечным огнём, зажжённым от металлургической печи завода им. В. П. Чкалова, работавшей все военные годы. На пилонах этого ансамбля более 30266 фамилий только новосибирцев, погибших в годы войны, а в райцентрах и сёлах области есть памятники с именами своих героев.

«Нынешние годы – это конечно, не история, а бушующая, противоречивая современность… Мы, ныне живущие новосибирцы, являемся и заложниками, и творцами его истории и его будущего», – так метко написал новосибирский писатель Анатолий Никульков. И с ним нельзя не согласиться.

Приведу строки из работы учащегося 7 «Б» класса СОШ № 18 Александра Коржова: «Самое страшное память старается отбросить, иначе – как жить. В памяти остаются события, и они самые яркие, когда ты должен был погибнуть, но остался жить. И это кажется чудом. Но миллионы, отдавших свои жизни за детей, внуков, остались лежать на полях сражений. Память о них священна, никогда о них нельзя забывать! …В нашей стране совсем недавно появилась прекрасная традиция: 9 мая люди идут на Парад Победы, держа в руках портреты родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. На снимках не только погибшие на фронте, вернувшиеся с той войны, но и те, кто трудился в колхозах, выращивая хлеб, овощи, и те, кто стоял у станков…Бессмертный Полк – дань памяти всем, кто победил. …Как когда-то небесное войско помогло победить Александру Невскому иноземное войско, так сейчас Бессмертный Полк, сплачивает людей. Глядя на лица солдат, мы ещё больше утверждаемся в мысли, что наш народ мужественный, стойкий, целеустремлённый и непобедимый, как сказал Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют все: педагоги, учащиеся, родители (семья). И направлен он на формирование гармоничной личности. На воспитание и развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения этой личности духовно-нравственных и базовых национальных ценностей, а именно отношение людей друг к другу, к семье и Отечеству.

В поступках и в деятельности проявляется весь человек. Каждый педагог обязан «сеять семена разумного, доброго, вечного», чтобы со временем наше любимое Отечество собрало добрые плоды в наших воспитанниках – мудрых и справедливых, способных на великие дела, способных любить Родину не по приказу, а по высокому велению своего сердца. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов произнёс такие слова: «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (Белых, С. Л. 2001)

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи проектной работы:

    развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

    формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

    развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

    развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

    развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

    формирование чувства ответственности за порученное дело;

    воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, проектная деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,

4 уровень – творческий, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Успешная проектная деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с младшими школьниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

    принцип доступности;

    принцип поуровневости;

    принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии проектной деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

    Умение работать с информацией.

    Опыт целеполагания.

    Опыт планирования.

    Расширение кругозора.

    Развитие мышления.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Опыт публичного выступления.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендуется заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводятся на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – в течение учебного года.

Проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы, формулирование темы;

    целеполагание, выдвижение гипотез;

    ознакомление с литературой по данной проблематике;

    овладение методами исследования;

    сбор собственного материала, его анализ;

    обобщение, выводы;

    защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

    игры;

    работа в библиотеке с каталогами;

    интеллектуальные головоломки;

    практические занятия;

    работа в компьютерном классе;

    дискуссии;

    беседы.

Цель проетной работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

    Обучить основам оформления работ.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Проектная деятельность является мощным средством формирования патриотизма младших школьников.

Цель проектной работы по формированию патриотизма младших школьников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих
задач :

    Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

    Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

    Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Огромная роль в проектной работе по формированию патриотизма отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию .
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология
исследовательской и проектной деятельности . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В школе в проектно-исследовательскую деятельность могут быть активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом (исследованием) понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной (исследовательской) деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

    Направлены на достижение конкретных целей;

    Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

    В определенной степени неповторимы и уникальны.

Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют проекты следующих типов:

    исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

    творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

    информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

    практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

Организация исследовательской проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы исследования-проекта;

Определение названия исследования-проекта;

Формулировка дидактических целей и задач исследования- проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работу группы;

Рефлексия.

При распределении ролей в исследовательских проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология исследовательской проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Для классного руководителя и учителя, ключом к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология исследовательской деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена и родители: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.

Проведенные мероприятия направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В процессе исследовательской работы решаются следующие задачи. 1.Формирование специальных исследовательских умений и навыков; 2.Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; 3. Формирование знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах; 4. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; 5.Овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, контролю и самооценке; 6.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; 7.Формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

Учитель

СОШ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

Project and research activity as means of patriotic education of primary school students

Murzina Valentina Ivanovna, teacher
Moscow City University, Moscow,

Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы учителя по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы посредством . Патриотическое воспитание – важное направление младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, патриотизм, проектно-исследовательская деятельность

Abstract: This article presents material from the teacher"s experience of patriotic education of primary school students through project and research activities. Patriotic education is important direction of development of children of primary school age. At the correct organization of pedagogical work it promotes formation and development of the personality having qualities of the citizen and patriot of the country.

Key words: patriotic education, primary school student, patriotism, project and research activity

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта » показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Для реализации патриотического воспитания как в урочное так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации, а также объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую деятельность.

Первый шаг к познанию Родины – это изучение истории своей семьи. Так, например, работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. При изучении темы по окружающему миру «Моя семья», дети работали над проектами: «Моя родословная», «Интересные факты из истории моей семьи», «Моё генеалогическое древо». Данный проект способствовал единению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

А если история твоей семьи тесно переплетается с историей страны? Конечно, это становится очень близко для младшего школьника. Размышляя над этим, у многих возникают вопросы: «А что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?» К сожалению, об этом многим известно очень мало. В прошлом году, в год 70-летия победы над фашизмом, в нашей школе был запущен исследовательский проект на тему: «История моей семьи в истории планеты». Цель этого проекта: ответить на главный вопрос: «Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?» Чтобы на него ответить ребятам нужно было выполнить следующие шаги. Во-первых, узнать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во-вторых, узнать где воевали их прадедушки и прабабушки и подготовить рассказы-воспоминания. Постараться отыскать семейные реликвии, сохранившихся после войны – пилотки, письма с фронта, фляжки, планшеты, ордена и медали. Ребятам предстояло найти информацию о том, как ВО война отражена в стихах и фильмах. А также поразмышлять о том, какие качества помогли нашим прадедушкам и прабабушкам пройти через все испытания и победить. Ученики с большим интересом и трепетом включились в проект. Свою работу они начали с анкетирования родных. После анализа анкет выяснилось, что у учащихся начальной школы 12 прадедушек – войны, активных участников боевых событий, 1 прадедушка воевал в партизанском отряде, 15 прадедушек работали в тылу врага, трое прадедушек находились в подростковом возрасте и не принимали участия в боях и сражениях, но они были очевидцами немецкой оккупации и тех военных исторических событий. Также ребята узнали на каких фронтах воевали их прадедушки и прабабушки и создали карту зон боевых действий с участием их родственников. Все ученики и их родители активно включились в поиск информации и написали рассказы-воспоминания о памятных моментах, случаях в Великую Отечественную войну, которые произошли с их прабабушками и прадедушками. Собранный материал оформили как Книгу Памяти «Я помню, я горжусь», организовали выставку семейных реликвий, сохранившихся после ВОВ для учащихся всей школы. Мы постарались понять, какие качества помогли нашим прадедам пройти войну? Подготовили и представили материал на . Это были мужественные, выносливые, сильные духом люди, безгранично любящие свою Родину. Уважительные и внимательные, смелые и решительные, готовые пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости своего народа. В преддверии праздника 9 мая съездили в Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей техники Вадима Задорожного. Итоговым мероприятием была литературно-музыкальная гостиная, где ребята представили результаты своих исследований; читали стихи о Великой Отечественной войне; пели песни военных лет; смотрели фильм о детях –героях войны. Таким образом, ребята ответили на поставленные перед ними вопросы: Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?
и Как это отразилось на моей семье? Собранный и исследованный материал об исторических событиях Великой Отечественной войны оказался интересным, полезным, познавательным. Ребята поняли, как важны эти сведения. Ведь историю делали их прадеды, а продолжать её делать им. Работая над проектом, ребята научились проводить интервью, анализировать собранный материал.

Бесспорно, День Победы - это самый любимый праздник Россиян как дань памяти дедам и прадедам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. В этот день каждого из нас переполняют особые чувства - чувство гордости, чувство благодарности, чувство надежды, что больше никогда война не придёт в наш дом. 9 мая по всей нашей необъятной Родине прогремят салюты в честь победы над фашисткой Германией. На Красной площади состоится военный парад. По всей стране пройдёт Бессмертный полк. Но, есть ещё один праздник в нашей стране - это - День защитника Отечества, который не менее важен. Современная Российская армия чтит традиции старших поколений. В этом году мои третьеклассники делали проект «Кто нас защищает?» Они выяснили, что защищает нас не только армия, но и полиция, и служба , и МЧС России. Ребята брали интервью у ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции (даже конной) и пожарной охраны. Проект «Кто нас защищает?» был проведён с целью расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России. Работа над данным проектом способствовала формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитанию на примерах мужества, патриотизма.

Реализация данных проектов предполагает воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, развитие у школьников интереса к истории своего народа через историю своей семьи. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность показывает успешность выбранных форм и методов работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Библиографический список

1.Агапова И., атриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.оспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

3.атриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

6.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, и занятий, по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: , . – М.: АРКТИ, 2003.

Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта:

  1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
  3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

Задачи проекта:

— формировать у детей знания, о улицах родного города;

— закреплять представления, о районе в котором мы живем;

— познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

— совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

— поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

Предполагаемый результат:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
  • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Работа над проектом проходила поэтапно:

1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
  2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие