Домой / Брови / Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весенние чудеса»». Конспект по познавательному развитию в средней группе доу

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весенние чудеса»». Конспект по познавательному развитию в средней группе доу

Конспект познавательного занятия в средней группе

Тип – путешествие

Тема – «В деревне»

Цель: - сформировать представление детей об образе жизни домашних животных и приносимой ими пользе;

Расширять словарь за счет имен существительных, обозначающих части тела животных, имен прилагательных (пушистый, гладкий, блестящий, бархатный, шершавый и др.), глаголов (лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и др.), закреплять умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

Развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях;

Развивать у детей тактильную чувствительность;

Развивать пальчиковую моторику, уметь быстро переключаться с одного движения на другое;

Вызвать интерес к животным и желание ухаживать за ними;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Демонстрационный материал: сенсорное панно «Деревня», предметные картинки «Домашние животные», «Детеныши домашних животных», «Кто что ест?».

Раздаточный материал: фигурки домашних животных и картинки где они живут.

Ход занятия

    Организационный момент: «Встаньте на лужок и сделайте кружок. Ребята, нам пришло письмо из деревни. Дедушка и бабушка приглашают нас к себе в гости. Сегодня мы с вами поедем в деревню Коровкино, в гости к дедушке и бабушке. Угадайте, на чем мы сейчас отправимся в путь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек –

Лишь оставили дымок (поезд)

Путь до деревни Коровкино неблизкий, надо вагончиками покрепче зацепиться друг за друга. Положите руки на плечи впереди стоящего. Когда зазвучит музыка, надо двинуться в путь (идти по кругу друг за другом). Если музыка начнет ускоряться, то двигаться надо быстрее, а если музыка будет замедляться, то и «поезду» следует «ехать» медленнее. Когда же музыка умолкает, поезд остановиться (музыка В. Я. Шаинского к песне «Голубой вагон»).

2. Деревня Коровкино.

Вот мы и приехали в деревню. Кто помнит, как называется деревня, в которую мы приехали. (Коровкино) Правильно! Какое ласковое слово – Коровкино! Наверное, в этой деревне всех зовут ласковыми именами. Посмотрите, а нас уже встречают (подвести детей к сенсорному панно «Деревня».

Как называют этих животных? (домашние). – Почему? (они живут рядом с человеком, человек заботиться о них, а домашние животные приносят человеку пользу).

Вот коровка (дети гладят). Коровка сытая, бока у нее гладкие. А вот лошадка (какая на ощупь?). Тоже гладкая. А это кто? (далее дети называют животных ласково и определяют их на ощупь – козочка и кошечка – пушистые, у овечки шерсть густая и мягкая, а у собачки бархатная, а у свинки спинка шершавая).

Кто там в окошко смотрит? (дедушка и бабушка).

Рад нам дедушка, рада нам бабушка. Стали они нас встречать – молочком да пирожками угощать (далее дети садятся).

    Угощенье.

Ладушки, ладушки

Где были? – У бабушки

(хлопайте в ладоши)

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки

На, Ирочка. На, Ванечка…

Ой, какие горячие!

Подуем на оладушки.

А теперь и кушать можно,

Жуйте, только осторожно!

Та – та – та, та – та – та.

(хлопайте сначала правой ладонью по левой и наоборот, как будто лепите пирожок и перекладываете его из руки в руку)

(протяните руки, а затем погладьте каждого из детей по ладошкам, как будто даете им оладушки)

(покачайте головой из стороны в сторону)

(подуйте на свои ладони; дуть надо спокойно, не надувая щек)

(артикуляционное упр.: «жуйте» зубами кончик языка, произнося при этом звуки [та])

    Поручения.

Теперь бабушка и дедушка поручают нам самим ухаживать за домашними животными (ребенку дают картинку с изображением домашнего животного и предлагают рассказать о нем. Первое высказывание делает педагог, а затем по образцу аналогичную фразу составляет каждый из детей).

Мне дедушка поручил ухаживать за козой. А тебе? (ответ полным предложением).

Я накормлю козу сеном. А ты чем накормишь свое животное? (используется рисунок «Кто что ест?»).

Коза дает молоко. А какую пользу приносит твое домашнее животное?

5. Физминутка.

6. «Чьи же это малыши?»

У домашних животных есть детеныши. Ждут малыши своих мам. Кошка бежит с охоты – несет мышку своим котятам. Корова возвращается с полным выменем молока. Лошадь везет домой большой воз сена. Выбегают им навстречу малыши, радуются своим мамам.

А сейчас попробуйте узнать детенышей домашних животных по голосам:

Иго – го, - заржал ребенок. Значит, это…(жеребенок).

Му – у, - мычит в хлеву ребенок. Это маленький…(теленок).

Хрю, - захрюкали ребята. Значит, это…(поросята).

Ме – е, заблеял вдруг ребенок. Это маленький…(козленок).

Мяу, - замяукали ребяки, - Узнаете? Мы…(котятки).

Чей – то маленький сынок вдруг залаял: - Я…(щенок)! Гав, гав!

По мере того как дети будут называть детенышей, показывать им соответствующие картинки. Спросить, «Чей это детеныш?» Получив ответ, ребенок берет картинку и к доске прикрепляет к «маме» и т.д.

А где же живут домашние животные?

7. Д/игра «Кто где живет?»

8. Подарки.

Молодцы, вы очень хорошо ухаживали за животными и поэтому животные хотят сделать вам свои подарки.

Вот бидончик молока – кто его подарил?

Вот шерстяные рукавички – из чьей шерсти они связаны?

Вот сыр и масло – кто подарил? (сыр и масло делают из молока, значит, это подарок коровы или козы).

Сейчас нам пришла пора отправляться в обратный путь. А повезет нас лошадка. Встаньте друг за другом, идем поднимая ноги, держим вожжи и громко цокает языком.

Мы вернулись. Где вы были? Кого видели?

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Формирование у дошкольников временных понятий при помощи методики моделирования сказки «Колобок»

Занятие мастер-класс, разработанное для логопедической группы детей среднего возраста, имеющих диагноз: ТНР, ОНР III уровня речевого развития (конец учебного года).

Тема: Сказка «Колобок» и обобщающие понятия: «Времена года», «Год»

Цель : познакомить детей с цикличностью года и временами года, которые составляют этот цикл и идут друг за другом в строгой последовательности.

Задачи : расширять и закреплять представления детей о времени, а так же о таких понятиях как: год, времена года, сезонных изменениях в природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять умение определять время года по характерным признакам, устанавливать причинно-следственные связи между временами года. Обогащать активный и пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь, актуализировать названия цветов: белый, черный, коричневый, синий, желтый, серый, оранжевый. Развивать общую и мелкую моторику детей. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Развивать любознательность.

Методы : словесные: беседа, объяснение, пояснение. Практические: работа по перфокартам; природный материал для массажа пальчиков (шишки); динамическая пауза «Времена года», диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Оборудование : демонстративный материал: сказка «Колобок» в виде часов, перфокарты в виде часов с геометрическими фигурами по кругу, цветные карандаши, сосновые шишки, дидактический раздаточный материал картинки «Круглый год».

Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, беседа по картинкам о временах года, наблюдение за явлениями природы, за признаками смены времен года на прогулках, чтение сказки «Колобок».

Ход занятия

Дидактическое пособие «Часы-Колобок».

Демонстрация дидактического пособия «Часы-Колобок».

Беседа по сказке «Колобок».

Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Колобок».)

Сколько зверей встретил Колобок? (Колобок встретил четырех зверей.)

Назовите этих зверей! (Колобок встретил зайца, волка, медведя и лису.)

Кто съел Колобка? (Лиса съела Колобка.)

На что похожа наша картинка? (Эта картинка похожа на часы.)

Беседа о времени:

Зачем люди придумали год, месяцы, неделю, сутки, часы? (Чтобы измерять время.)

Что помогает измерять время в природе?

(Солнце. Из-за того, с какой силой оно светит, происходят природные изменения.)

Сколько времен года в году? (В году четыре времени года.)

Назовите четыре времени года, в каком порядке они идут друг за другом? (Зима, весна, лето, осень.)

- А сейчас мы с вами познакомимся с часами, которые показывают четыре времени года и вместе составляют год.

Демонстрация пособия-перфокарты «Круглый год» в виде часов со стрелкой и с геометрическими формами вместо героев сказки. Каждый ребенок получает по перфокарте.

Пособие-перфокарта «Круглый год».

Беседа по перфокарте . В течение беседы дети раскрашивают геометрические фигуры.

На что похож этот рисунок: квадрат, над ним треугольник? (Это похоже на дом!)

На какой планете мы живем? (Мы живем на планете Земля.)

Дом раскрашиваем черным, как земля, цветом.

Что могут обозначать эти рисунки: круг, под ним треугольник вершиной вниз и круг, под ним треугольник вершиной вверх?

Педагог показывает вершины треугольников.

(Эти знаки обозначают людей: мужчину и женщину.)

Мужчину раскрашиваем синим цветом, а женщину-красным.

Как выдумаете, людям нужно измерять время и зачем это?

Дети высказывают свое мнение, аргументируя его. (Чтобы планировать свою жизнь)

Что в природе людям подсказывает, как измерять время? (Солнце!)

Чем похожи Солнце и Колобок? (Они круглые, желтые, катятся.)

Раскрашиваем Солнце-Колобка в желтый цвет.

И вот покатилось «Солнце-Колобок» вперед и кто ему встретился? (Ему встретился зайчик.)

Зайчик будет символом зимы. Почему, как вы думаете? (Зимой заяц белый.)

Белый маленький треугольник не раскрашиваем, обводим по контуру.

Затем дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, кружатся как снежинки, расставив ручки в разные стороны, садятся на стульчики.

Кто потом появился на пути у «Солнца-Колобка»? (Волк.)

Посмотрите дети, какой худой и голодный волк. Волк будет символом весны. У всех заканчиваются припасы к весне, голодно весной!

Дети раскрашивают большой треугольник серым цветом, как земля весной.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, приседают и тянутся ручками вверх как росточки трав.

Кто был следующий на пути «Солнца-Колобка»? (Медведь.)

Медведь будет символом лета! Как вы думаете почему? (Он ведет летний образ жизни.)

Дети раскрашивают овал коричневым цветом.

Дети встают, качают руками как деревья ветвями, шевелят при этом пальчиками как листочками, им очень жарко, они рады ветерку, затем садятся на стулья.

Кто же последним встретился «Солнцу-Колобку»? (Последней на пути Колобка была Лиса.)

Лиса будет символом осени! Как вы думаете, почему? (Потому, что осенью много оранжевой листвы.)

Раскрашиваем большой треугольник оранжевым цветом.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, поднимают ручки вверх, соединяют пальцы рук, кружатся как опавшие листья и садятся на стульчики.

Вот и прошли все 4 времени года и год и закончился! Лиса съедает Колобка-это конец старому году (Старое Солнце), на смену ему приходит Новый год (Новое Солнце). По указу русского царя Ивана III Новый год у наших предков наступал осенью. Русский царь Петр I издал другой указ, по которому мы до сих пор встречаем Новый год 1 января.

Времена года идут друг за другом! А мы должны беречь природу и радоваться каждому времени года! Чтобы радоваться, нам нужно быть здоровыми во все времена года!

А что для этого нужно делать? (Правильно питаться, заниматься спортом, физкультурой, закаливаться, соблюдать режим дня!)

Можно позаниматься массажем, который укрепляет здоровье, нервную систему и иммунитет!

Проводится массаж рук природным материалом (шишками).

Домашнее задание: Рассказать родителям о годе, временах года (по пособию-перфокарте «Круглый год»).

Выдается раздаточный материал: картинка «Круглый год». Нужно подобрать и наклеить картинку зверя на соответствующую ему картинку времени года.

Картинка «Круглый год».

Список литературы:

1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

2.Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005

3. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном-Пресс, 2004.

4. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы детского сада, тема «Дома в нашем городе»

Программное содержание:

Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках.

Материал, оборудование:

Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.

Предварительная работа:

Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук да тук - раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)

На двери висит замок,
(руки в замок)

Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)

Воспитатель:

Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить»
Вы видите много разных домов.
Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают).

Воспитатель:

Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома.

Вопрос:

Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.

Вопрос:

Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)

Воспитатель:

Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.

У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.

С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите,
Чаем с медом угоститесь».

Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!

Вопрос:

В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.

Вопросы:

Что забыл нарисовать художник? (окна).
Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
Зачем в старину нужны были ставни?

Карточка - дом без крыльца.

Вопросы:

Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)

Карточка – дом без крыши.

Вопросы:

Чего не хватает у дома? (крыши)
Какие были в старину крыши? (двускатные)
Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)

Воспитатель:

Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).

Вопрос:

Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)

Воспитатель:

Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.

Вопросы:

Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)

Воспитатель:

В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.

Игра «Будем вместе строить дом»

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).

Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый...
(дом)

На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое...
(окно)

Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он...
(крышей)

Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из...
(трубы)

Прискакали линии Черные и синие И построили на спор Вокруг домика... (забор)

В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось...
(солнце)

Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные - живут в них люди дружные».

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Наталья Владимировна Мамасуева,

воспитатель 1 квалификационной категории

Детского сада № 9 «Белоснежка»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Берегите и цените воду»

Цель : Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

Задачи:

Образовательные

1.Обобщить и расширить знания детей о свойствах воды

2. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи

3. Учить детей рассуждать, делать выводы

Развивающие

1.Развивать словесно – логическое мышление

2.Развивать у детей внимание, память

3.Развивать и поддерживать активность у детей

Воспитательные

1.Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

2.Воспитывать бережное отношение к воде

Словарная работа:

Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, не засорять водоемы, жидкость, фильтр, уголь

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера
  2. Изготовление панно «Кому нужна вода»
  3. Беседы на тему «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде»
  4. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Оборудование:

1.Ведерко,капельки с загадками

2. Карточки с рисунками (ответы на загадки)

3.Инвентарь для опытов (стаканчик с водой по количеству детей), сахар, краски

4. Пиктограммы, обозначающие свойства воды

5.Пиктограмма «помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»

Ход занятия

1 часть:

Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела на пороге ведерко.

Давайте посмотрим, что находится в ведерке.

Что это? (капельки)

Как вы думаете, они здесь появились? (На улице стало тепло и сосульки стали таять.)

Ребята, на каждой капельке написана загадка. Внимательно послушайте эти загадки, и ---- Тогда вы сможете узнать, о чем мы сегодня говорить.

Загадка 1

Лежало одеяло, мягкое, белое

Солнце припекло, одеяло потело. (снег)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Загадка 2

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут (дождь)

Загадка 3

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло. (лед)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Загадка 4

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (ручеек)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Ребята, как вы думаете, что объединяет все наши отгадки?

(все эти отгадки объединяет – вода)

- О чем мы с вами будем говорить? (С егодня мы будем говорить о воде)

Правильно.

2часть:

Вода – это жидкость. Что с ней можно делать?

(Воду можно – налить, перелить, вылить. Вода течет)

Ребята, скажите какой цвет, имеет вода?

(Вода имеет прозрачный, белый цвет)

Давайте проверим, какой цвет имеет вода. Для этого проведем опыт.

- Опыт №1 « Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика помещается палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с одой палочка видна, а в стаканчике с молоком –нет. Детям предложить посмотреть друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что – ни будь видно?

Мини вывод : вода прозрачная, без цвета.

Если в воду добавить акварельные краски, гуашь разного цвета.

Что произошло с водой?

(Вода изменила свой цвет)

Мини вывод: Вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

Ребята, как вы думаете, вода имеет запах?

Для того, чтобы узнать имеет ли вода запах, я предлагаю провести опыт.

Опыт №2 «Есть ли у воды запах?»

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Когда дети убедятся, что вода не имеет запаха, подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Мини вывод: У воды нет запаха.

Ребята, из опытов мы узнали, что вода прозрачная и не имеет запаха.

А есть ли у нее вкус?

(вода не сладкая, не соленая)

Давайте мы с вами проверим, имеет ли вода вкус.

Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»

Предложить детям попробовать воду через соломинку. Для сравнения дать попробовать молоко или сок.?????

(У воды нет вкуса)

Мини вывод: Уводы нет вкуса, она безвкусная, но если в воду добавить сахар то вода станет (сладкой), соль (соленой), сок лимона (кислой) . Значит, мы можем сделать вывод, что вкус воды зависит от того, что в нее добавили.

3 часть:

Ребята, для чего людям вода?

(Людям нужна вода, чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться)

Правильно. Людям требуется очень много воды.

Подумайте и скажите, кто еще не может без воды?

(Вода нужна рыбам, т.к.они в ней живут; растениям нужна вода, чтобы расти их поливают водой; животным, птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут – крокодилы, утки, киты и т.д).

Вывод: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становиться все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются с точные воды фабрик и заводов. От загрязнения воды страдает все живое. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека.

Ребята, сегодня я покажу, как можно очистить воду в домашних условиях.

Опыт № 4

Для того,чтобы очистить воду мне понадобится: две пробирки (водной из которых налита неочищенная вода),бумажный фильтр, уголь, воронка. В пустую пробирку, вставляется воронка, в эту воронку вставляется бумажный фильтр. На дно бумажного фильтра положить уголь. После этого через бумажный фильтр и уголь льем неочищенную воду, таким образом, мы воду очищаем (отфильтровываем). В пустой пробирке появляется очищенная вода.

Ребята, как вы думаете, воду нужно беречь? (Да)

А как мы с вами можем это сделать?

(Не засорять водоемы, закрывать кран когда вода не нужна – появляется пиктограмма). Правильно, каждый человека должен ценить воду.

Вывод: Ребята, сегодня мы поговорили о том, как важна вода для жизни людей, животных, о том что ее нужно беречь. И я думаю узнали очень много интересного о воде.


Занятие по познавательному развитию «Воздух» в средней группе. Подготовила:

воспитатель

Программное содержание:

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Образовательные задачи:

1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

2. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.

3. Закрепить количественный счёт.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки проведения опытов.

2. Расширять и активизировать словарь детей.

3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

2. Воспитывать дружеские отношения и взаимопомощь между детьми

Предшествующая работа:

Подготовка воспитателя: изучение соответствующей литературы, подготовка необходимых атрибутов для занятия.

Предварительная работа с детьми: беседа на тему «Воздух», мини-опыты «Волны», «Ветерок», рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей.

«Познание» (формирование элементарных математических представлений, «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура».

Словарная работа.

Активизировать в речи слов-прилагательных, обозначающих признаки и качества объекта (прозрачный, бесцветный, невидимый, незаметный) .

Совершенствовать составление и использование в речи развернутых предложений на основе предложенных опытов. (Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать) .

Совершенствовать диалогическую речь.

Оборудование:

Конверты с заданиями, доска;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

Миска (желательно стеклянная) ;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Песочные часы, ключик, воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия.

Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь, подарите им свои улыбки.

Восп . Посмотрите, сидит зайчик и горько плачет. Давайте подойдем поближе, и узнаем, что же с ним случилось.

Восп. Зайчик, что с тобой случилось, почему так горько плачешь?

Зайчик. Как же мне не плакать, напросилась ко мне лиса в дом да меня и выгнала. Задала мне много заданий, пока я с ними не справлюсь, обещала она мне ключи не возвращать. А мне одному с ними не справиться.

Восп . Ребята, может, мы поможем зайчику.

Восп. Ну, покажи зайчик задания.

Восп. Ой, тут их не мало. А давай мы эти задания разместим на доску и будем их выполнять по порядку.

(размещают на доску по порядку 1, 2, 3 и. т. д.)

Восп. Возьмём конверт с цифрой 1, и посмотрим, что в нём.

Восп. Давайте прочитаем, что за задание приготовила лиса. … Да она загадала зайчику загадку.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух) .

Восп. А что же мы знаем ещё о воздухе.

Дети. Воздух прозрачный, бесцветный, незаметный, невидимый.

Восп: Какие вы молодцы!

Восп. Возьмём конверт с цифрой 2, и посмотрим что же в нем? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Восп . Вот какое задание приготовила лиса. Ребята, давайте докажем лисе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети : Да.

Воспитатель . Для этого я приглашаю вас подойти к столу с цифрой 2

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Восп . Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Восп. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжу пакет и выпущу из него воздух. Теперь попробуем все вместе. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Восп. Значит, какой вывод можем мы делать?

Дети. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Восп. Молодцы, ребята, мы с заданием справились. Теперь идем обратно к следующему заданию.

Восп. Возьмём следующий конверт, с цифрой 3 и посмотрим что в нём.

Что легче воздух или вода? Докажите.

Восп . А как вы думаете, ребята?

Дети . Воздух легче воды.

Воспитатель. Я предлагаю это доказать. Для этого мы подойдем к столу с цифрой 3.

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте наполним туда воздух. Если воздух легче воды, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Восп. Возьмем миску с водой и отпустим туда нарукавники. Почему они не тонут?

Дети : Потому что он наполнился воздухом, а воздух легче воды, если внутри чего-то воздух, это будет плавать.

Восп. Молодцы, с заданием мы справились. А теперь предлагаю чуть-чуть поиграть.

Физкультминутка.

Воспитатель : А теперь нам пора возвращаться к следующему заданию. Возьмём следующий конверт, конверт с цифрой 4 и посмотрим что там?

Докажите, что воздух есть в каждом предмете.

Восп : А сейчас мы это проверим. (Достает почву и опускает в воду.) Что мы видим в воде?

Дети: Из почвы выходят пузыри.

Восп : А если есть пузыри, то значит, есть что?

Дети: Воздух!

Восп : Молодцы, быстро мы с этим заданием справились. И подойдём к следующему заданию.

Восп. Возьмем следующий конверт с цифрой 5, и посмотрим что там?

А внутри людей есть воздух? Докажите.

Восп: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Восп : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Восп : Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, воздух есть внутри нас.

Восп . Мы и с 5 заданием справились, осталось у нас последнее задание.

Возьмем последний конверт с цифрой 6, и посмотрим что в нём.

Могут ли люди жить без воздуха?

Для этого мы проведем следующий опыт.

Ставим песочные часы, а мы ребята зажимаем нос и стараемся не дышать.

Восп: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Восп . Со всеми заданиями мы справились, как много узнали о воздухе. Ребята, а теперь лиса хочет с вами поиграть.

Лиса:

«Лиса и зайчики».

Вот домики у зайчат, здесь живут зайчики, только помните, в домик помещается только два зайца. Зайцы бегают, прыгают, веселятся. Когда я говорю –Лиса проснулась. Вы должны успеть убежать в свои домики. (обручи по цвету) .

Лиса. Ах вы шустрые и ловкие ни одного не поймала.

Восп. Да, у нас дети шустрые, ловкие и умные. Мы с твоими заданиями справились, придется лиса вернуть тебе ключи.

Лиса. Погодите, я сначала хочу проверить, что вы узнали и запомнили о воздухе.

Дети.

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри предметов;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Лиса. Я лиса хоть хитрая, но слово своё держу. Вот возьми зайчик свои ключики. И ещё я в эти нарядные шарики заперла воздух и хочу подарить всем вам.

Восп: А нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом