Домой / Глаза / Детские шумелки. Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр

Детские шумелки. Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развитием мелкой моторики слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Сказки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Технология Е. и С. Железновых

ЛИСА и РЫБА

Вёз дед на санях мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит.(ксилофон и колокольчик)

Видит дед - лиса лежит. Обрадовался: "Вот будет моей старухе воротник на шубу!"

Бросил дед лису в сани, (барабан), а сам пошел впереди. (мешочки)

Лошадка бежит, копытами стучит, колокольчиком звенит. (ксилофон и колокольчик)

А лисичка стала выкидывать все по рыбке, да по рыбке. (глиссандо на ксилофоне)

Выбросила всю рыбку, а сама убежала. (барабан)

ТАНЕЦ ДЛЯ МЫШКИ

Жила была в большом доме маленькая мышка. Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала. «Там в комнате светло» - сказала мышка (три высоких звука на металлофоне).

Там много места и можно бегать и танцевать (глиссандо на ксилофоне) . Она вылезла из-за холодильника и побежала к большому таракану (палочки). Усатый таракан сидел под большим пакетом (расческа). Мышка спросила у таракана:

-«Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать».

-« Мне некогда, я ищу себе еду» - сказа таракан и уполз (расческа) . Побежала мышка дальше (палочки) .Бежит мышка, бежит, а навстречу ей муха (ж-ж-ж-ж).

-«Ты можешь сыграть или спеть?» - говорит мышка.

-«Я устала и буду отдыхать» - прожужжала муха и села на стол (ж-ж-ж). И побежала мышка дальше (палочки) . Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается паучок (щепки струны) .Мышка говорит ему:

-«Ты можешь сыграть или спеть, а я буду танцевать?»

Ничего не сказал паучок и убежал(струны) . Побежала мышка к себе домой и вдруг услышал музыку (часы). Мышка подошла к большим часам, они заиграли чуть громче(часы играют).

«Какая красивая музыка» - сказала мышка и стала танцевать (игра на фортепьяно) .

ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ


Жил-был в лесу заяц - трусишка. Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит(бумага) . Испугался заяц и бежать (трещетка) . Бежал-бежал и присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит (стук) . Бросился заяц бежать (трещетка) . Бежал-бежал, забежал в самую чащу, а там сова. Крыльями как захлопает(хлопки) .Побежал заяц из леса к речке(трещетка) . На берегу речки лягушки сидели (расческа) .Увидели они зайца и прыг в воду (глиссандо на металлофоне) .Заяц обрадовался и говорит:"А звери меня, зайца, боятся!" - сказал так и смело поскакал обратно в лес(барабан) .

ПЫХ

Жили-были дед да бабка.И была у них внучка Машенька. Дед мастерил, молотком стучал (стук) и пилой пилил (расческа). Бабка пол подметала (щетка) и пыль вытирала (вытирает) . А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала (ксилофон) .Вот как-то Машенька и говорит: "Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!"

Дедушка и пошел в огород. Сначала по полу (барабан) , потом по камушкам (ксилофон) , потом по травке (мешочки) . Подошел дед к грядке, вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж-ж) и комарики пищат (писк) . И только хотел дед ягодку сорвать, вдруг кто-то на него как фыркнет (трем ладошку о ладошку). Дед испугался и домой побежал (мешочек - ксилофон - барабан) . Прибежал домой и говорит:

-«Я ягод не принес. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!»

Тогда Машенька бабушке говорит: «Бабушка, принеси мне ягод, пожалуйста!»

Бабушка и пошла в огород. (барабан - ксилофон - мешочки) .Остановилась у грядки - вокруг тихо, только пчелки жужжат (ж-ж-ж) и комарики пищат(з-з-з) . И только хотела бабушка ягодку сорвать,вдруг кто-то на неё как зафыркает (ладошки) .Бабушка испугалась и домой побежала (мешочки - ксилофон - барабан). Прибежала и говорит:

-« Я ягод не принесла. Там в огороде какой-то страшный Пых сидит!"

Тогда Машенька говорит: «Раз вы такие бояки - я сама пойду».

Пошла Машенька в огород.(по полу -барабан,по камушкам - ксилофон,по травке - мешочки). Остановилась у грядки. Только хотела ягодки сорвать, вдруг на неё кто-то как зафыркает (ладошки) .А Маша не испугалась. Смотрит, а в траве ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком (струны) , положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек (глиссандо на ксилофоне). Принесла ёжика в платочке домой и молоко напоила. А ночью ёж не спал и по комнате бегал (барабан).

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (коробочка). А белочки прыгали по веткам, собирали орешки (скорлупа) .И вот с неба стали падать снежинки (треугольник). Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу стали видны следы маленьких лапок.Белочки стали устраивать себе дупла на деревьях, мыши попрятались в норках и сделали себе пастельку из травы (мешочки) .У всех было много еды. Белки грызли орешки (ксилофон - глиссандо) , мыши грызли зернышки (расческа). В лесу шумел холодный зимний ветер (фонограмма) . Но белочкам было тепло в гнездах (щелчок языком) , и мышкам было хорошо в своих маленьких норках (пи-пи-пи) .

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул (пи-пи-пи). Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать. В самом большом яйце кто-то снова пискнул, чуть-чуть громче (пи-пи-пи). Курица осторожно постучала по яйцу (стук) .Яйцо раскололось и из него вылез маленький цыпленок (пи-пи-пи) .«С днем рождения,малыш!» - сказала мама-курица. - Пойдем, я покажу тебе где можно покушать».

И она пошла из курятника во двор. Вот так (ксилофон,длинные звуки) .А цыпленок побежал за ней. Вот так. (ксилофон,короткие звуки). Курица привела цыпленка к кормушке с кашей. Они начали клевать кашу. Вот так (ксилофон) мама - курица сказала: «Стой здесь! Я сейчас приду!» - и куда-то ушла. Цыпленок стоял-стоял и вдруг услышал тихий звон(треугольник). «Как красиво звонят! - сказал цыпленок.- Это потому что у меня день рождения? Надо об этом всем рассказать!» И он подошел к большой важной утке. (ксилофон,короткие звуки). «Слышите как красиво звонят? - спросил цыпленок. - Это потому что у меня день рождения» . Утка ничего ему не ответила. Тогда цыпленок подошел к толстой свинье. Которая что-то ела из корыта (имитация голоса) .«Слышите, как красиво звонят? Это потому что у меня день рождения!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошел к черной кошке.«Слышите, как красиво звонят? Кошка сказала: «Мяу! Мяу!» И тихонько пошла к цыпленку. Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» и они пошли в курятник (ксилофон) .А в курятнике бегало много маленьких цыплят. (ксилофон,короткие звуки) «Слышите как красиво звонят? - спросили цыпленок(треугольник) .«Это потому, что у нас день рождения» - ответили цыплята и захлопали крыльями. Вот так.(ладоши)

ПРИШЛА ВЕСНА


Пришла весна(фонограмма) .Девочку Катюшу разбудили яркие солнечные лучи(металлофон) .«Ура! - обрадовалась Катя. -Можно идти гулять!» (ксилофон). Катя вышла во двор и залезла на горку (восходящее глиссандо на металлофоне). Она скатилась с горки (нисходящее глиссандо) и упала (барабан). Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли (расческа) .Катя встала на ноги, отряхнула юбочку (щетка) .Катя увидела большую бабочку и побежала за ней (ксилофон) .Бабочка села на желтые цветы, похожие на маленькие солнышки (трезвучие на металлофоне). «Мама очень любит цветочки, - сказала Катюша и собрала целый букет. (трезвучие на металлофоне). Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу (фонограмма) .


Однажды на кухне поспорила посуда чей голос лучше?« У меня просто волшебный голос!» - сказал большой хрустальный стакан и зазвенел (колокольчик) .«У нас тоже очень приятные голоса!» - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, другая поменьше, но их поставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем собрать песенку!» - сказали две чашечки и зазвенели.(треугольник). «Мы тоже умеем играть, - сказали две деревянные ложки и сыграли что-то веселое (игра на ложках) .«Лучше послушайте меня-сказала баночка с крупой. - У меня тихий, но интересный голос. И она загремела. (гремит). «Разве это музыка? - закричал большая картонная коробка. - Вот как надо играть! « И она застучала. (палочки) .«Голос громкий, но не очень приятный, - сказала большая сковородка. - Послушайте теперь меня!», - и она зазвонила, как колокол.(большой колокольчик) .Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» И она включила магнитофон. Все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос!

ТРИ ПОРОСЁНКА

Жили-были три маленьких поросенка, три брата. (имитация Наф-Наф, Нуф-Нуф,Ниф- Ниф) .Целыми днями они бегали (ксилофон) , прыгали по лужам (глиссандо на металлофоне) и выкапывали из земли вкусные корешки (расческа) . Но наступила осень, и стал часто идти дождь. (треугольник) .Поросята мокли и мерзли.Старший брат стал себе строить домик из тяжелых камней (барабан) . Средний братик построил себе домик из дощечек (восходящий ксилофон) . А младший поросёнок построил себе домик из соломы быстрее всех(мешочки) .А потом пошёл снег,и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка.(у-у-у) .Волку захотелось есть и он побежал за младшим поросёнком(барабан) .Вот подбежал к соломенному домику и зарычал (рёв) , в дверь застучал (стук) .Волк подул (дует) , и соломенный домик разлетелся.Поросёнок бросился бежать (барабан) , а волк за ним (барабан ниже) . Поросёнок прибежал в дом среднего брата и захлопнул дверь.(удар в барабан) .Волк подбежал к дому и зарычал.(р-р-р-р) . В дверь застучал (стук) , и подул (дует) .Деревянный домик развалился (глиссандо вниз на металлофоне) .Поросята бросились бежать. А волк за ними (большой барабан) . Прибежали в дом старшего брата, и захлопнули дверь. (удар). Волк (те же действия). Но дом не развалился. Волк подул ещё сильней. Но дом даже не покачнулся. Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги (бубен). Они сняли крышку с большого котла. А в котле варился(подуть в трубочку в бутылке с водой) .Волк залез в трубу на крыше и скатился вниз (нисходящее глиссандо) в котел с горячим супом.Волк выпрыгнул из котла (палочки) , выскочил из дома (глиссандо на ксилофоне) , побежал в лес (барабан) .И поросята его больше никогда не видели.

Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

В нашем детском саду мы работаем с такими сказками на отдельных развивающих занятиях «Здравствуй сказка!». Занятия проводятся раз в неделю для детей младшей и средней группы детского сада.

Такие Занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

    формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

    пробуждение интереса к творческому музицированию;

    развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);

    развитие коллективных навыков игры;

    формирование художественного вкуса.

Алгоритм работы со сказкой:

    Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

    Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

    Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

    Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

    Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков

Что же такое шумовые инструменты?

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

    барабаны

  • треугольник

    кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки

Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку

Называется она «Заяц-трусишка»

Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.

Инструменты: пакет, барабан, коробочка, платочек, ксилофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ по КОРОБОЧКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

А на берегу лягушки сидели. И громко квакали. КВА КВА
Увидели они зайца – и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛИФОНУ)

Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (медленно)

Воспитатель может использовать такую сказку в качестве динамических пауз.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки.

Дошколята

Екатерина Железнова


Сказки-шумелки


В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))