Домой / Глаза / Как воспитывали детей в дохристианской Руси. Как проходило воспитание славянских детей

Как воспитывали детей в дохристианской Руси. Как проходило воспитание славянских детей

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Во время ритуального обмывания новорожденный отделялся от того мира, откуда появился: с него смывали чуждость, чтобы затем «вылепить» человека. В северных районах обмывание происходило в бане: ребенка распаривали, доводили его мягкость до предела, после чего повитуха гладила младенцу головку, стараясь сделать ее круглее, сжимала ноздри, чтобы они не были слишком широкими и плоскими.

После купания ребенка заворачивали в старую, грязную рубаху отца. Ведь именно старые и поношенные вещи олицетворяли преемственность поколений, передачу ценностей от старшего к младшему. Так, во время заворачивания, одевания ребенок приобщался к культурной сфере, наделялся человеческими признаками.

Имянаречение

По окончании родов повитуха отправлялась к священнику договариваться о крестинах. Только в исключительных случаях, когда ребенок был очень слаб, и ему грозила смерть, церковь разрешала повитухе самой совершать обряд крещения и давать младенцу имя.

Ребенка обычно называли именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед», или же ребенка называли в честь умершего или живого родственника: мальчиков, к примеру, часто называли именем деда.

Имя обуславливало не только поведение человека, но и его физическое состояние. Распространены представления о том, что если ребенок слаб и болеет, следует изменить его имя, хотя вообще имя не принято было менять.

Источник фото: mail.ru

Передача ребенка крестным родителям

Крестные родители выкупали младенца у повитухи, после чего вместе с новорожденным отправлялись в церковь. Путь в церковь представлялся опасным, так как ребенок в период между рождением и крещением считался особенно уязвимым: он уже выделен из сферы чужого, но еще не окончательно включен в мир людей.

По дороге в церковь кумовья должны соблюдать ряд предписаний: идти быстро, не оборачиваться, не разговаривать, не мочиться и т.д.

Акт крещения уподоблялся рождению, то есть во время крестин происходило «настоящее» рождение. Поэтому большое значение придавалось дню крестин, времени суток, положению тела ребенка и особенностям его поведения во время крещения.

Среди подарков, которые крестные готовили новорожденному, обязательными были крестик, пояс и рубаха. Именно эти предметы отличают человека (своего, крещеного, живого) от нелюдей (чужих).

Получение доли

Важное условие жизни человека - обретение доли (части) жизненной силы из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. С одной стороны, доля каждого предопределена свыше, а с другой, доля не только дается, но и берется, и человек сам кузнец своего счастья.

На наличие или отсутствие доли у младенца указывали многие приметы: если ребенок родится лицом вниз - скоро умрет; если с длинными волосами на руках, на ногах или в «сорочке» — будет счастлив; с перевитой пуповиной — будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, — счастливы.

Зачастую доля воплощалась в главном блюде крестинного обеда - каше. На крестины приглашались все главы семей в деревне, и каждый уносил с собой после обеда немного каши для своих детей. Так каждый ребенок селения получал свою часть каши, свою долю после очередного перераспределения.

«Доделывание» ребенка

Предполагалось, что ребенок рождается «сырым», поэтому в некоторых областях все новорожденные подвергались «доделыванию», «допеканию»: ребенка сажали на лопату и клали в печь, подобно хлебу, или имитировали такое сажание.


Источник фото: kick.media

Больных и слабых детей «перераживали», «переделывали»: мать становилась на место происходивших родов и до трех раз протаскивала ребенка через ворот своей сорочки сверху вниз. Также больных младенцев протаскивали через дупло, расщепленное дерево и другие отверстия (например, хомут), символизирующие вход в иной мир, куда ребенок временно возвращался, чтобы вновь родиться.

На Руси говорили «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца».

Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось у наших предков. Мальчиков воспитывали как добытчиков, а девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, ЦЕЛОМУДРИЮ.

Родители были обязаны научить девочка «хранить чистоту свою для мужа своего». «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома. Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство. Готовили к основной роли женщины. Роли ЖЕНЫ и МАТЕРИ.

Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами. Девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного. Обряды касались и внешнего вида девушек.

Например, девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки).

До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: „Вскочи, дитятко, вскочи, милое“. Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: „Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!“ Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.

Все детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу.

На Руси говорили » Отец бережет дочь до венца, а муж до конца". Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Прежде всего, необходимо вспомнить о тех ценностях, которые прививались детям в русских семьях вне зависимости от половых различий. Во главу угла ставилось почитание родителей и вообще старших. Гарантией того, что эти традиции будут сохранены, служило то, что семьи жили вместе в общем доме и опыт предавался от старшего поколения младшему.

Уважение и бережное отношение к окружающему миру - еще один принцип воспитания на Руси. Умение жить в гармонии с природой воспитывалось с раннего детства, так же как уважение к своему Отечеству. Вместе с тем детям передавались трудовые навыки, такие как обработка земли и выращивание хлеба, например. Формирование трудолюбия считалось обязанностью родителей, тогда как лень признавалась следствием недостаточного воспитания.

Нравственное воспитание присутствовало всегда, об этом говорят пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени. «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «От учтивых слов язык не отсохнет» - в этих и других поговорках народная мудрость о правилах поведения и хороших манерах. Традиции гостеприимства были столь сильны, что уходя из дома, хозяева не закрывали дверь, а на столе оставляли угощение для возможных гостей. Естественно, что в этих традициях воспитывались и дети.


Различия в воспитании девочек и мальчиков объяснялись, прежде всего, тем, что девочек воспитывали как будущих матерей и хранительниц семейного очага, а мальчиков - как будущих воинов, защитников и кормильцев. Поэтому и игры и игрушки у них были разными. Игры мальчиков были, прежде всего, направлены на формирование мужского стиля поведения, им были свойственны агрессия, азарт, определение победителей и побежденных. Участие в игре было для мальчика испытанием, позволяющим в случае побед повысить свой авторитет. Наказание за проигрыш учило преодолевать боль и трудности. Лет с десяти мальчик принимал участие в коллективных играх вместе с взрослыми - взятие снежного городка или кулачные бои, которые проводились в праздники.

Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в два - три года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги Святослав был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

В двенадцать лет юноша получал второй меч, как знак того, что он уже должен в совершенстве овладеть этим оружием и стать настоящим воином. С этого времени он мог участвовать в походах и сражениях и завоевывать собственную славу.

Не стоит думать, что знания, связанные с ратным делом, были единственными получаемыми мальчиками. Владимир Мономах в «Поучении своим детям» указывает на то, что «… чего не умеете, тому учитесь…» и приводил в пример своего отца, знавшего пять языков. О том, что обучение на Руси ценилось всегда, говорят русские пословицы и поговорки, и найденные археологами берестяные грамоты, в которых дети учились писать.

Кто же должен был заниматься воспитанием мальчиков? Интересно, что на Руси воспитание мальчиков считалось не женским делом. В семьях дворянских были дядьки, которые наряду с няньками ухаживали за детьми мужского пола, а для получения образования нанимали гувернера - мужчину. В крестьянских семьях мальчики сразу росли в мужской среде, так как очень рано начинали помогать старшим мужчинам по хозяйству. Трудовое воспитание мальчиков считалось прямой обязанностью мужчины, так же как и наука мужского поведения. Обучение сына велось собственным примером: наблюдая за отцом, мальчик обучался труду, учился строить взаимоотношения с окружающими, вести себя сообразно ситуации.

Наказание детей также являлось прямой обязанностью отца, ведь общественное мнение требовало от него строгости в воспитании детей. При этом наказание обязательно должно было быть заслуженным и запомниться на всю жизнь, поэтому проводилось с соблюдением определенного ритуала. Наказание могло быть назначено за воровство, неуважение к старшим, непослушание и другие проступки. При этом решения, принимаемые отцом, не обсуждались, а беспрекословно исполнялись.

История победы императора Траяна над могучим варварским царством это не просто история из-под пера. Это событие, слава которого вырезана в 155 сценах на спиральном фризе могучей монументальной колонны, что завораживает и поныне.

Триумф Императора.

Колонна Траяна со статуей святого Петра, установленной папой в эпоху Возрождения на вершине, возвышается над руинами Форума Траяна, который когда-то включал две библиотеки и большую площадь для граждан и просторную Базилику. Строительство Форума велось за счет военных трофеев, добытых из Дакии.

Сражавшийся бок-о-бок со своими воинами в кампаниях между 101 и 106 годами н.э., император Траян собрал десятки тысяч римских легионеров, пересекших Дунай через два самых длинных моста, которые когда-либо видел античный мир. Победа Траяна продемонстрировала наглядную мощь Рима, в пике принципата: сокрушив могучее варварское царство на дерновых полях их горного дома дважды, методично стерев его с лица древней Европы.

Война Траяна с даками, чья страна располагалась на территории нынешней Румынии, стала определяющим событием его 19-летнего правления. Богатства, привезенные в Рим были ошеломительны. Один современник-летописец хвастался, что завоевание принесло государству свыше 200 тонн золота и 450 тонн серебра, не говоря уже о новой плодородной провинции.

Реконструкция внешнего вида моста Траяна инженера Э. Дюперрекса (1907 год)

Добыча буквально изменила ландшафт Рима. В ознаменование победы Траян распорядился построить новый форум, который включал бы в себя просторную площадь, окруженную колоннадами, две библиотеки, большое общественное здание, известное как Базилика Ульпия, и, возможно, даже храм. Форум был «чудом под открытым небом », один из ранних историков восторгался, что никакого разоряющего слов смертного описания не хватит, чтобы описать оное.

Над форумом возвышалась каменная колонна высотой 38 метров, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Спиралью возвышающаяся вокруг колонны полоса барельефа, как современный комикс - это повествование о Дакийских кампаниях: тысячи искусно вырезанных римлян и даков маршируют, строят, сражаются, плывут, крадутся, ведут переговоры, умоляют и гибнут в 155 сценах. Завершенная в 113 году колонна простояла более 1900 лет.

Колонна является одной из самых характерных монументальных скульптур, переживших падение Рима. На протяжении веков классицисты относились к резьбе как к визуальной истории войн, с Траяном как героем и Децебалом, дакийским царем, как его достойным противником. Археологи тщательно изучили сцены, чтобы узнать об униформе, оружии, снаряжении и тактике римской армии.

Срисовка с рельефа: дакийцы сдающиеся на милость Траяна

Обманчивая колонна. Героическая хроника завоевания или сборник рассказов?

Колонна имела большое влияние и вдохновляла более поздние памятники в Риме и по всей империи. На протяжении веков, по мере разрушения городских достопримечательностей, колонна продолжала завораживать и внушать благоговейный трепет. Папа эпохи Возрождения заменил статую Траяна статуей святого Петра, чтобы освятить древний артефакт. Художники спускали себя в корзинах сверху, дабы детально изучить его. Позже он стал излюбленной достопримечательностью для туристов: немецкий поэт Гёте поднялся по 185 внутренним ступеням в 1787 году, чтобы «насладиться этим несравненным видом ». Гипсовые слепки колонны были сделаны уже в 16 веке, и они сохранили детали, которые стерли кислотные дожди и загрязнение. Дебаты все еще кипят над конструкцией колонны, смыслом и, прежде всего, исторической точностью. Иногда кажется, что существует столько же интерпретаций, сколько резных фигур, а их 2662!

По словам археолога Филиппо Коарелли, работая под руководством императора, скульпторы следовали плану создания колоннадной версии свитка Траяна на 17 барабанах из лучшего Каррарского мрамора. Император - герой этой истории. Он появляется 58 раз, изображается как хитрый командир, опытный государственный деятель и благочестивый правитель. Здесь он произносит речь перед войсками; там он задумчиво совещается со своими советниками; там он присутствует при жертвоприношениях богам. «Это попытка Траяна показать себя не только командиром» - «говорит Коарелли, «но и культурным деятелем ».

Разумеется, Коарелли спекулирует. Какой бы вид они не имели, но воспоминания Траяна давно исчезли. На самом деле улики, почерпнутые из колонны и раскопок в Сармизегетузы, Дакийской столице, говорят о том, что резьба повествует больше о римских предубеждениях, чем о действительности.

Джон Коулстон, эксперт по Римской иконографии, оружию и экипировке из Университета Сент-Эндрюса в Шотландии, изучал колонну вблизи в течение нескольких месяцев со строительных лесов, которые окружали ее во время реставрационных работ в 1980-х и 90-х годах. Будучи автором диссертации об этом монументе, Джон предостерегает, что необходимо сторониться современных интерпретаций и трактовок при чтении памятника. Коулстон утверждает, что за резьбой не стоял ни один гений. Небольшие различия в стиле и очевидные ошибки, такие как окна, которые нарушают сцены и сами сцены, находящиеся на непоследовательной высоте, убедили его, что скульпторы создавали колонну на лету, полагаясь на то, что они слышали о войнах.

Работа, по его мнению, была больше «вдохновлена», чем «основана». На большей части колонны не так уж много изображено сражений для двух войн. Менее четверти фриза демонстрируют сражения или осады, а сам Траян никогда не показывается в бою. Тем временем легионеры-хорошо обученный костяк римской военной машины-заняты строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже уборкой урожая. Колонна изображает их как силу порядка и цивилизации, а не разрушения и завоевания.

Война никогда не меняется.

Колонна подчеркивает огромные масштабы империи. Армия Траяна включала в себя африканских кавалеристов, иберийцев-пращников, лучников из леванта в остроконечных шлемах и гологрудых немцев в штанах, которые казались бы варварством для римлян в тогах. Они все сражаются с даками, предвкушая, что любой, независимо от происхождения, сможет стать римским гражданином. Любопытно, что сам Траян родом из Римской Испании.

Некоторые сцены остаются неоднозначными, а их интерпретации противоречивыми. Неужели осажденные Дакийцы тянутся за чашей, чтобы совершить самоубийство, выпив яд, вместо того, чтобы столкнуться с унижением от рук побеждающих римлян? Или они просто хотят пить? Знатные даки собрались вокруг Траяна для сдачи или переговоров? А как насчет изображения женщин, пытающих без рубашки, связанных пленников-римлян с пылающими факелами? Эрнест Оберлендер-Тырновяну, глава Национального музея истории Румынии, не согласен: «Это, определенно, дакийские заключенные, которых пытают разъяренные вдовы убитых римских солдат». Как и многое в колонне, то, что вы видите, как правило, зависит от того, что вы думаете о римлянах и даках.

Среди римских политиков «дакиец» был синонимом двуличия. Историк Тацит называл их «народом, которому никогда нельзя доверять ». Они были известны тем, что требовали денег на защиту из Рима, а сами отправляли воинов на рейды в ее пограничные города. В 101 году Траян двинулся, чтобы наказать беспокойных даков. В первом крупном сражении Траян победил даков в битве при Тапае . Буря указала римлянам, что бог Юпитер на их стороне. Это событие наглядно отражено и на Колонне.




1 из 2

Юпитер, метающий молнии и современный арт битвы

После почти двух лет битвы царь даков Децебал заключил договор с Траяном, а затем быстро разорвал его.

Рим был предан слишком много раз. Во время второго вторжения Траян не возился. Достаточно посмотреть на сцены, которые показывают разграбление Сармизегетузы или деревни в огне. Но когда Даки были побеждены, они стали излюбленным объектом для римских скульпторов. На форуме Траяна были десятки статуй красивых бородатых Дакийских воинов, гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Разумеется, такое послание предназначалось римлянам, а не выжившим дакам, большинство из которых были проданы в рабство. Никто из даков не смог бы прийти и увидеть колонну. Это было создано для римских граждан, чтобы продемонстрировать силу имперской машины, способной завоевать такой благородный и свирепый народ.

В визуальном повествовании, которое тянется от основания колонны к ее вершине, Траян и его солдаты торжествуют над даками. В этой сцене из гипса и мраморной пыли, отлитой между 1939 и 1943 годами, Траян (слева) наблюдает за битвой, в то время как два римских ауксилария протягивают ему отрубленные головы врага.

За две кровопролитные войны буквально вся дакия была опустошена, Рим не оставил от столицы и камня на камне. Один из современников утверждал, что Траян взял 500 000 пленных, привезя около 10 000 в Рим для участия в гладиаторских играх, которые проводились в течение 123 дней. Поистине, новый Карфаген. Гордый правитель Дакии избавил себя от унижения капитуляции. Его конец вырезан на колонне с этой сценой. Опустившись на колени под дубом, он поднимает длинный изогнутый клинок к собственной шее.

Смерть Децебала

«Децебал, когда его столица и всё его царство были оккупированы и ему самому грозила опасность быть захваченным, покончил жизнь самоубийством; и его голову привезли в Рим », - писал столетие спустя римский историк Кассий Дион.

По-варварски цивилизованные.

Колонна Траяна может и пропаганда, но археологи говорят, что в ней есть доля правды. Раскопки на Дакийских стоянках, включая Сармизегетузу, продолжают обнаруживать следы цивилизации, гораздо более изощренной, чем подразумевалось под «варварским», пренебрежительным термином римлян. У даков не было письменности, поэтому то, что мы знаем об их культуре, фильтруется через римские источники. Многочисленные свидетельства говорят о том, что они веками доминировали в регионе, совершая набеги и требуя дани от своих соседей. Даки были искусными мастерами по металлу, добывали и плавили железо, золото для создания великолепных украшений и оружия.

Сармизегетуза был их политической и духовной столицей. Разрушенный город ныне находится высоко в горах центральной Румынии. Во времена Траяна 1600-километровое путешествие из Рима заняло бы месяц как минимум. Высокие буковые деревья, бросая холодный оттенок даже в теплый день на широкую каменную дорогу ведущую от толстых, наполовину погребенных стен крепости вниз, к широкому, плоскому лугу. Это зеленое пространство-терраса, высеченная на склоне горы, была религиозным сердцем дакийского мира.

Римляне, загружающие вьючный транспорт добытыми трофеями из города

Последние археологические данные подтверждают впечатляющее для такого недружелюбного народа искусство архитектуры, некоторые веяния сюда были занесены даже влиянием Рима и Эллады. Большое количество искусственных террас на более чем 280 гектарах занимаемой городом площади и нет никаких признаков того, что Даки выращивали здесь пищу. Нет возделываемых полей. Вместо этого археологи обнаружили остатки плотных скоплений мастерских и домов, а также печи для переработки железной руды, тонны готовых к работе железных кусков и десятки наковален. Похоже, город был центром производства металла, снабжая других даков оружием и инструментами в обмен на золото и зерно.

Дакийцы превращали драгоценные металлы в украшения. Эти золотые монеты с римскими изображениями и браслетами из руин Сармизегетузы, и восстановлены в последние годы.

После падения Сармизегетузы были разрушены самые святые храмы и алтари Дакии. Все было демонтировано римлянами. Остальная Дакия тоже была опустошена. В верхней части колонны видна развязка: деревня, преданная огню, даки, спасающиеся бегством, провинция, пустая от всех, кроме коров и коз.

Опустошенная Дакия в самом конце истории

На этой ноте, пожалуй, можно и завершить рассказ об интересностях сей внушительной, без преувеличения влиятельной и в целом весьма красивой в своё время постройки.