Домой / Лицо / Игры для аутистов: развитие с радостью. Пребывание детей с РАС в детском саду

Игры для аутистов: развитие с радостью. Пребывание детей с РАС в детском саду

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ТЕМА ДОКЛАДА

« Подвижные игры для детей с расстройством аутистического спектра »

Составитель: Бурлакова А.Б.,

учитель – физической культуры ,

Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игровая деятельность (умение и желание ребенка играть).

Игра детей с РАС (расстройствами аутического спектра), как правило, нефункциональна, несоциализирована, лишена сюжета и символических черт, ригидна, монотонна, и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).

Поэтому таких деток нужно учить играть, начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно должны учитываться игровые предпочтения ребенка: для занятия - на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.

Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.

Дети с РАС это особые дети, и они играют в особенные игры. Чтобы игры были развивающими и интересными, неплохо бы знать во что можно играть и какие области лучше развивать. Вроде бы очевидно, что играть и развивать надо все, нужно и речь подтягивать и самостоятельности учить, но все таки зная во что и как играть намного проще выбрать и начать собственно игры. Вот что я взяла себе на заметку из множества книг про игры и развитие особых деток. Надеюсь и вам пригодится такой перечень и вы определитесь чему и как учить. Привожу некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью.

Подвижные игры

    «РУКАВИЧКИ» (Н. А. Кряжева, 1997)

Цель: Включение аутичных детей в групповую работу.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

    «ЩЕПКИ НА РЕКЕ» (К. Фопель, 1998)

Цель: Создать спокойную, доверительную атмосферу.

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе - Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прймо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

    «ОХОТА НА ТИГРОВ» (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: Научить детей планировать свои действия во времени.

Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое Задача водящего - найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

    «ПОКАЖИ НОС» (Е. А. Васильева)

Цель: Помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

5 «КТО Я?» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Развитие представлений и воображения ребенка.

Содержание Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.

    «ПРИДУМКИ» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Научить детей распознавать различные эмоции.

Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое (педагог показывает на карточку № 1...). Как ты думаешь, что произошло?» «Затем Таня...» (педагог показывает карточку № 2....) и т. д.

    «ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.

I этап игры Взрослый говорит:

- Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается). Какие? (Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».)

- Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?

- Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

- Я иду медленно, а вот я иду... Как?

- Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...

- Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...

11 этап игры. Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься, и т. д.

    «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (Г. Д. Черепанова)

Цель: Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку.) А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.

Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.

Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе «Как играть с тревожными детьми».

Научные исследования показывают, что интенсивные физические упражнения могут уменьшить проблемное поведение, например, агрессивность, а также повышают общую адаптацию ребенка с аутизмом.

Коммуникативные игры с детьми

с расстройствами аутистического спектра

Людей,детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми.Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.

Развитие коммуникативных способностей ц елесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Цель-побуждать ребенка к речевому высказыванию.

Игра "Паровозик-ту-ту-ту"

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у".

Упражнение "Мишка топает"("Зайка прыгает")

Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит:"Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая:"Мишка топает.(Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой.Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит:"Мишка топает,топ-топ. Саша топает,топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец.Вот как топаешь".

Игра "Кулачками тук-тук"

Взрослый сжимает кулаки,показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки.А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".

"Сова-большая голова"

Читаем потешку "Совушка сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо.предложите ребенку повторить за вами.

"Подметаем пол"

Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола.Для убедительности можно взять метлу или веник, ана полу разложить конструктор или смятую бумагу.

"Здравствуй,солнышко!"

Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки.Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй,солнышко!", кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).

"Твоя ладошка,моя ладошка"

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя:"Твоя ладошка,моя ладошка".

"Ладушки"

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговариет:"Ладушки,ладушки.."

"Мы на лодочке плывем"

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь,напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты да я

С.Исханова.

"Покатаем мячик"

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулировангию с мячом вместе с ребёнком.

Картотека игр для детей с РАС

Картотека игр с аутичным ребенком

Как играть с аутичными детьми

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» вашему ученику.
Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения.
Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Подвижные игры

«Рукавички»

Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

«Охота на тигров»

Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10.В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего - найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

«Покажи нос»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Учитель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем учитель начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

«Кто я?»
Цель: развитие представлений и воображения ребенка.


«Придумки»
Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....), Как ты думаешь, что произошло?” "Затем Таня...” (Педагог показывает карточку №2.....) и т. д.

«Покажи по-разному»
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
1 этап игры: взрослый говорит: вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие»,
Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
Я иду медленно, а вот я иду... Как?
Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например. "Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т.д.

«Солнечный зайчик»
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день - зеркальце.

Виды сенсорных игр

Игры с красками

    Цветная вода

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

    Смешиваем краски

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

    Кукольный обед

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой

    Переливание воды

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

    Открывай! – Закрывай!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения, называть вас по имени), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

    Озеро

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки - маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

Игры с мыльными пузырями

    Мыльные пузыри

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки - для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус - прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

    Пенный замок

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это «принц, который живет в пенном замке.

Игры со свечами

Приготовьте набор свечей - обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

    Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит - как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться - тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

    Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

    Холодно - горячо

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя - горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

Игры со светом и тенями

    Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Предложите ребенку поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

    Театр теней

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

    Темно - светло

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

Игры со льдом

    Тает льдинка

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы «чай быстрее остыл». Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает; «Ах, какой холодненький сок!»

    Разноцветный лед

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

    Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках. Используйте также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

    Прячем ручки

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

    Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

    Разложи по тарелочкам

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

    Мнем и отщипываем.

    Надавливаем и размазываем.

    Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

    Режем на кусочки.

    Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин - это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их - получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками и т.д.

    Приготовление еды

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета - получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) - получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина - получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки - это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения».

    Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы - так, горох станет «репкой», а красная фасоль - «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке - «цветочки» из мозаики.

Игры со звуками

    Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

    Постучим, погремим

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

    Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

    хлопки в ладоши;

    топанье ножками;

    прыжки в определенном ритме;

    танцы;

    проговаривание текстов стихотворений;

    пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

    Сопровождение текста движениями;

    Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

    Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.

    Тормошение, возня

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

    Догоню – догоню, поймаю - поймаю

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

    Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

    Самолетик

Покружите ребенка в воздухе - «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол-«Приземлились...»

Виды терапевтических игр

Игры с крупами

    Дождь, град

Эта игра обусловлена фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой, а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:

- позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

- некоторое время не использовать крупу в играх;

- давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Игры с ватой

    Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». H наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

    Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

    Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

    Салют

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру - «салют продолжается».

    Землетрясение

Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали - кубики, крупный конструктор, коробочки, - пусть это будет «землетрясение». При этом страхуйте ребенка, следите, чтобы подбрасывались только легкие, безопасные предметы. Если степень возбуждения ребенка превышает допустимые границы и он начинает бросать предметы, применяя силу, не глядя, - переключите его на стереотипную игру.

    Мусорка

Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы - коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки - со словами: «Выбрасываем мусор!» При этом следует «выбрасывать» только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.

Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками,

коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)

    Кто сильнее

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

    Подушечные бои

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

    Выбиваем пыль

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки - вот так, вот так!».

    Падающая башня

Из больших и маленьких подушек строится башня, на которую ребенок с криками запрыгивает. Башня строится такой высоты, чтобы прыжок был безопасен для ребенка.

Игры со старыми газетами или журналами

    Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

    Бумажная битва

Приготовьте «снаряды» - скомкайте страницы ненужных газет или журналов. Битва начинается: с криками: «Вот тебе!» бросайте друг в друга комки бумаги. В конце такой игры соберите «снаряды» в коробку или пакет.

    Бумажный листопад

В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: «Листья кружатся и падают!» В конце игры обязательно организуйте «уборку листьев».

Психодрама

Психодрама - воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.

Варианты психодрамы

    Страх машин

При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке можно предложить такой вариант развития событий: «Ой, машинка перевернулась - кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать - поехали!» Такие слова повторяйте всякий раз при возникновении подобных действий. Работу продолжайте и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объясняет, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка станет принимать более разнообразные формы; он может начать топить игрушечные машинки в ванной с водой, закапывать в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка могут перейти на реальные объекты: он может подходить к стоящим на улице автомобилям и дотрагиваться до них, в некоторых случаях пинать их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагает положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку можно разрешить посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины, поливать ее водой из шланга. В результате можно будет наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

    Страх темноты и замкнутого пространства

Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!» Чтобы предложить ребенку положительное завершение, можно организовать игру «Теремок»; ребенку можно предложить взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывается в коробке, педагог стучит в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирается наружу, его встречают приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в коробке нужно сделать небольшое окошко, куда будет заглядывать то педагог, то мишка, либо ребенок выставлять наружу руку, как бы предлагая ее поймать.

Если малыш закрывается в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» В тот же миг педагог подхватывает: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем - двери закрываются! Поехали. Приехали - двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет» и т.д.

Совместное рисование

Совместное рисование - это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Использование специальных приемов в ходе совместного рисования

Использование наклеек

    «Салют» : на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».

    «Яблоня» : карандашами рисуем дерево - ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом - они «уже созрели».

    «Кухня» : расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.

    «Магазин» : рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

    «Зоопарк» : приклеиваем соответствующие картинки - и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.

    «Дорога» : рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.

Изготовление книжек из рисунков

Для того чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Ваню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечитывание» (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно.

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства:яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает... С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать... То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов.

Однако следует отметить, что выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка.

У многих детей с аутизмом, наряду с манипуляциями, встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: одевает и раздевает куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, раскидывает и ставит на место предметы.

Дидактическая игра - это одна из форм обучения игровой деятельности ребенка, которая имеет две основные цели: обучающую и игровую. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный сенсомоторный опыт.

Специальные дидактические игры решают следующие задачи:

При проведении дидактических игр должны соблюдаться следующие методические требования:

  1. Занятия следует проводить поэтапно, уделяя особое внимание интересам и желанию ребенка.
  2. Каждое упражнение обыгрывается с учетом аффективных интересов ребенка.
  3. Обязательно четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий, соблюдение определенной последовательности занятий.
  4. В ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и эмоционально-смысловой комментарий.
  5. Игровые задания должны предполагать использование материала, аффективно значимого для ребенка (палочки, веревочки, гайки и пр.).

Принцип онтогенетической ориентации игровой деятельности должен использоваться не только в дидактических играх, направленных на развитие когнитивных процессов у детей, но и в отобразительно-ролевых и сюжетно-ролевых играх, используемых с целью формирования эмоциональных контактов и общения ребенка с другими людьми и внешним миром.

Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д.

Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

Ребенок с ранним детским аутизмом оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по-другому. С другой стороны, ребенок часто использует предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.

Развитие сюжетно-ролевой игры аутичного ребенка отличается рядом особенностей. Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия. Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов.

На начальном этапе специального обучения с ребенком играет взрослый.И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребенка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Особые трудности дети с аутизмом испытывают при создании игрового образа, без которого невозможно дальнейшее развитие сюжетно-ролевой игры. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенку уже необходимо уметь реализовывать свои замыслы, подчиняться определенным правилам. Произвольность и осознанность данного вида игры проявляется в том, что ребенок создает игровой образ и использует его в различных игровых ситуациях.

Целесообразно использовать в игровой деятельности и игры-драматизации на тему знакомых сказок.

Проведению игр-драматизаций должна предшествовать подготовительная работа с ребенком.

На первом этапе занятий педагог читает ребенку знакомую ему сказку, желательно, чтобы это была любимая сказка ребенка. Поскольку дети с аутизмом склонны к застреванию, повторение любимой сказки будет для них аффективно значимым.

На втором этапе педагог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки. Его можно проводить в различных вариантах:

  • по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение;
  • по воспроизведению этой сказки с помощью настольного театра (например, педагог читает сказку «Колобок» и одновременно с помощью предметов настольного театра воспроизводит ее).

Опыт работы показывает, что второй способ является более доступным и эмоционально значимым для детей-аутистов. Если нет настольного театра, сказку можно рассказать с помощью картинок или диапозитивов. В то время как здоровые дети достаточно быстро создают образ персонажа, уподобляются ему, дети с аутизмом испытывают существенные трудности, и поэтому наглядное воспроизведение сказки помогает ребенку в дальнейшем быстрее войти в роль персонажа сказки.

На третьем этапе педагог спрашивает ребенка, кем из героев сказки он хотел бы быть. Например, волком, Красной Шапочкой, Кощеем, медведем, козленком и пр. Ребенок выбирает роль, и взрослый совместно с ребенком обыгрывает сюжет. Можно использовать в процессе игры не весь сюжет, а только некоторые эпизоды.

Успех игровой деятельности у аутичных детей зависит от следующих факторов:

  • умения педагога установить контакт с ребенком в игровой форме;
  • способности правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню аффективной дезадаптации ребенка, уровню интеллектуального и речевого развития ребенка, а также психогенной ситуации, с которой сталкивался ребенок;
  • учета педагогом клинико-психологических и индивидуально-психологических характеристик ребенка;
  • организации среды, в которой проходит игровая деятельность, таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно.

Список литературы

  1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
  2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.- М.: Теровипф, 2004.- 136 с.- (Особый ребенок).

Статья "Как вовлечь ребенка с РАС в игру"

Департамент образования города Москвы Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1246" Столова Н.Е.

Игра - естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром, с самим собой. Но для детей с расстройствами аутистического спектра игра становится тяжелой работой. И в этом нет ничего удивительного.

Ведь многие дети данной категории испытывают сложности не только с обработкой сенсорной информации, но и с овладением пассивной и активной речью и моторными навыками. Эти сложности неизбежно приводят к тому, что таким детям трудно начинать игру и принимать в ней участие.

Проблемы носят комплексный характер, потому что особым детям сложно учиться, наблюдая за другими, - навык, который является еще одним ключом к успеху. Кроме того, социальное взаимодействие само по себе не мотивирует детей с аутизмом к общению, так как они не предрасположены к общению и совместным играм с другими детьми. Однако наш опыт говорит о том, что, если таких детей обучить эффективным способам взаимодействия с объектами и людьми, которые расширят их сенсорные, моторные, речевые и социальные навыки, они будут получать от этого удовольствие!

Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него - главная задача игр и занятий. Иногда кажется, что все наши попытки привлечь внимание ребенка и вовлечь его в игру совершенно бесплодны. Мы думаем так, опираясь на его реакцию на наши действия. Однако дети с аутизмом могут не выдавать типичных реакций. И поэтому мы, взрослые, руководствуясь желанием избежать перевозбуждения уменьшаем уровень вовлечения ребенка в игру или занятие, по сути, предоставляем меньше возможностей для приобретения опыта, необходимого для обучения взаимодействию.

Общаясь с детьми, в том числе аутистами, мы должны помнить о том, что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так. Мы не должны судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям, иначе мы лишим ребенка возможности приобрести какое-то новое знание.

Надо помнить всегда, что когда мы общаемся с ребенком, он тоже с нами общается. Даже если это не заметно.

Чтобы дети не отказывались принимать участие в занятии, оно не должно быть слишком длинным или слишком сложным. Для возникновения мотивации нужно представить занятие как развлечение. Если ребенку трудно усвоить всю игру целиком, разбейте ее на маленькие части и знакомьте с каждой частью по отдельности. Как только ребенок освоит одну составляющую игры, можно добавлять следующие. Так постепенно вся игра будет выполнена целиком.

Когда мы наблюдаем за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные или зеркальные нейроны в нашем мозге активизируются, словно мы сами выполняем эти действия. У аутистов зеркальные нейроны работают по-другому. Они не могут сразу переработать двигательную информацию и повторить движения, наблюдая за тем, как их выполняют другие. В таком случае нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их. Например, обучая играм с мячом (бросать вверх, ударять об пол) , берем руки ребенка в свои и вместе выполняем упражнения, обязательно проговаривая свои действия («Вверх!» «Вниз!» ) .

Как же говорить с ребенком, чтобы он лучше нас понял?

Просто и ясно. Не нужно использовать сложных конструкций. Говорить нужно так, чтобы ребенку было легко нас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты дал мне мяч» скажите просто «Дай мяч!» .

Наша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать.

Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, поэтому при разговоре лучше поменять тембр и разговаривать более высоким голосом.

Как показываю исследования и собственные наблюдения, овладение речью эффективнее всего происходит в процессе занятий. Обучение, которое сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «прыгать» , если будут прыгать, когда произносят это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «круглый» , надо дать подержать мячик или теннисный шарик. Слова «большой» , «маленький» усваиваются лучше, если они взаимодействуют с этими понятиями.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда пытаемся установить зрительный контакт, хотя бы, кратковременный. Для этого сделаем свое лицо «интересным» , чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуем привлечь внимание широко улыбаясь, строя рожицы, надевая оригинальные очки, большие серьги, маски, используя помаду яркого цвета. Можно привлечь внимание ребенка, если легонько подуть ему на щеку.

Литература:

  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е ст. -М., 2000
  • Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Теревинф. -М. -2013
  • Уорнер П. 150 развивающих игр. АНФ. -М. -201