Домой / Лицо / Консультация для родителей. Капризный ребенок

Консультация для родителей. Капризный ребенок

«Что делать с ребёнком, который постоянно капризничает?»- этот вопрос волнует многих родителей.

Давайте, прежде всего, разберёмся в том, что же такое капризы. Ведь так часто бывает, что мы произносим слова и не даём себе отчёта, что эти слова обозначают. Капризами мы называем лишь такие действия, которые лишены смысла или разумного основания. Надо признаться, что капризничают не только дети, но иногда и взрослые. Капризничают часто больные, слабые женщины, а нередко и мужчины. Но заметьте, что здоровый сильный человек – всё равно, взрослый или ребёнок – не капризничает. Вот вам одна из причин детских капризов – это слабость ребёнка, слабость или его здоровья, или слабость нервов, или слабость воли.

При помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков ребёнок старается, сам того не сознавая, вознаградить себя за свою слабость. По-настоящему что-либо делать, проявить себя, играть, как здоровые дети, он не умеет, и вот он свои силы растрачивает в капризах, бессмысленных прихотях. Ему нужно показать себе и окружающим, что он что-то значит, что он имеет силу, и он командует в доме и расстраивает свою жизнь и жизнь взрослых. Своими постоянными требованиями и просьбами он напоминает о себе. Точно так же и всякому ребёнку – и здоровому, и слабому – хочется играть роль в жизни и обращать на себя внимание окружающих, слушать их похвалы, заставлять их исполнять свои желания. Но в то время, как здоровый ребёнок добивается всего этого своей силой, умелостью, ловкостью, слабый или неправильно воспитанный ребёнок старается достигнуть этой же цели капризами . Этот путь для него самый лёгкий и самый верный.

Капризы всегда обозначают, что в поведении ребёнка, в его характере нет настоящей силы, есть какая-то слабость, неустойчивость, нет надёжной, твёрдой линии.

Обратите внимание на то, что капризными бывают очень часто дети изнеженные, заласканные, дети, которым в семье во всем потворствуют. Почему это так? Во-первых, потому, что, как говорит поговорка, «с едой приходит аппетит». Чем больше потворствуют прихотям ребёнка, тем ненасытнее становится желание всюду и всегда командовать, быть на виду.

Во-вторых, изнеживающее воспитание делает детей слабовольными, беспомощными. Когда такие дети встречают вне семьи (на дворе, на улице, в школе) вполне понятное противодействие своим капризам и претензиям, они силой, находчивостью, смелостью не в состоянии преодолеть это противодействие, к которому они не привыкли. И в них возникает чувство обиды. На ком же эти дети могут безнаказанно проявить накопившееся озлобление? Конечно, только на тех, которые покорно и любовно терпят все от них, т. е. на родителях. И в своих капризах заласканные в семье дети вымещают озлобление, которое вызвано их бессилием – плодом неправильного воспитания. Так ошибки в поведении родителей не только портят характер ребёнка, но и горько отзываются на них самих.

Не только заласканность и изнеженность вызывают детские капризы, но и обратная ошибка в воспитании – несправедливое, чёрствое отношение может породить самые упорные, самые тяжелые капризы. К сожалению, в семьях не редко бывает: одного ребёнка всегда осыпают похвалами, согревают лаской и любовью, другой всегда слышит только укоры и выговоры, ни ласки, ни любви он не видит. Путь первого проходит как бы по солнечной стороне, другого – в тени. Ребёнок чувствителен к малейшей несправедливости, он очень ревниво и болезненно ощущает всякое преимущество, которое выпадает на долю сестры или брата, и всякое проявление пренебрежения к себе. И в душе обойдённого ребёнка зарождаются тяжелые чувства зависти, вражды к «любимчикам» и злобы к обидчикам. Из этих чувств вырастают в ранние годы самые неожиданные и упорные капризы, в более старшем возрасте – грубость, хулиганство, бегство из дома.

Итак, мы видим, что детские капризы, как и всё в поведении ребёнка, не случайность. Они всегда имеют какой-то источник, который их питает, они всегда скрывают за собой ту или иную слабость ребёнка, несостоятельность или изъян в его жизни, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их, помогает им пускать всё более глубокие корни в поведении малыша.

Теперь, когда мы узнали источники детских капризов, мы легче можем уяснить себе, какой путь надо выбирать для борьбы с ними.

Надо устранить причины, вызывающие неправильное поведение малыша, и тогда постепенно исчезнут капризы. Надо, следовательно, во-первых, укрепить ребёнка - сделать его смелым, сильным для того, чтобы он не искал в капризах способы командовать и играть роль, во-вторых, изменить поведение взрослых.

Даже тогда, когда малыщ родился с болезненными задатками, с унаследованной от родителей неустойчивостью нервов, всё внимание в борьбе с капризами должно быть обращено на окружающую ребёнка обстановку, на правильное его воспитание. Ровное, справедливое и спокойное отношение, которое взрослые должны проявлять ко всем детям, по отношению к капризному ребёнку особенно необходимо, потому что капризы вызываются и поддерживаются всем тем, что дети видят вокруг себя и что они испытывают. Чрезмерные ласки, как и постоянные выговоры и упрёки, особенно вредны в воспитании капризных детей. Надо самим родителям и всем взрослым членам семьи проявить известную сдержанность и твердость в своем поведении и в отношениях. Ребёнок не должен быть свидетелем гневных вспышек, необузданных поступков, быстрых, резких переходов от одного настроения к другому.

Эта ровность должна соблюдаться во всём, в одежде, в игрушках. Надо избегать пестроты, постоянной смены одной вещи другой, частой покупки все новых и новых игрушек, чрезмерного расхваливания, как и постоянного порицания.

Необходимо всеми силами стараться вести себя так, чтобы ребёнок не мог подумать, что взрослые следят за каждым его шагом, ловят каждое его слово. Из всех ошибок, которые родители делают в воспитании, одной из самых частых и вредных является та, что они держат ребёнка всегда начеку. Что бы он ни делал и ни говорил, он знает, что ничто не ускользнет от взглядов и вмешательства взрослых: то он им нравится – и они хвалит его, то не нравится – и они упрекают или бранят его. Это постоянное вмешательство взрослых побуждает и напрягает нервы малыша, и он становится раздражительным, капризным, упрямым.

Если родителям удаётся создать в семье здоровую, спокойную обстановку, если им удаётся разумно изменить окружающую жизнь и своё собственное поведение, то они могут вызвать благотворную перемену в характере ребёнка и его поведении.

Для борьбы с капризами родители должны в первую очередь пускать в ход все средства, которые способствуют укреплению здоровья: соблюдение режима дня, правильное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, различные закаливающие мероприятия и т.д.

Советы родителям:

  1. Сохраняйте больше спокойствия по отношению к капризам!
  2. Не раздувайте всякую мелочь, не тратьте на борьбу с каждым капризом свои силы и силы ребёнка!
  3. Будьте в своих отношениях к ребёнку справедливы!
  4. Не расхваливайте его чрезмерно, не выдвигайте всегда вперёд, но и не оставляйте в тени! Щадите его чувствительное самолюбие, не поносите его и не выставляйте напоказ его недостатки, особенно в присутствии других (детей и взрослых), но и не раздувайте его самомнение, его тщеславие.
  5. Не проявляйте к капризам ребёнка своего постоянного внимания! Не говорите о них в его присутствии, не упрекайте его и не упрашивайте. Помните, что ребёнок очень любит, чтобы на него обращали внимание, чтобы о нём говорили и с ним возились.
  6. Проявляйте чаще равнодушие к капризам ребёнка, как будто вы не замечаете их, как будто они не имеют в ваших глазах большого значения. Такое хладнокровное отношение – надёжнейшее средство борьбы с капризами!

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте.

Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 – 3 года в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда повторяется в среднем дошкольном возрасте – около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная, с 4 лет и во многом определяет, поведение ребёнка в среднем, и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации.

Упрямство присуще сильным, активным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями. Капризы же вызываются, в общем, теми же причинами, что и упрямство, но обычно свойственны чаще детям более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём.

Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу. У упрямого ребёнка всегда есть какое-то своё мнение, желание, цель, которой он добивается и отстаивает. Его излюбленное выражение: «Я хочу».

У капризного ребёнка любимые слова «Я не хочу». Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому отказываясь от чего-то малыш практически, никогда не предлагает своего варианта.

Разберёмся в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка. Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс носит название социализации, о чём говорится выше. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. На развитие малыша в первую очередь сказываются особенности семьи- первого коллектива в жизни ребёнка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, или нервной системы, привычки, но и особенности поведения взрослых членов семьи в первую очередь родителей. На упрямство детей жалуются, те родители, которые всегда требуют от своих детей немедленного, безоговорочного подчинения. Его отказ от повиновения они рассматривают как протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают ни - каких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт. Они вступают в сражение с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь, переупрямить и во что бы то ни стало, добиться подчинения, то есть применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиваться победы в этой изнурительной борьбе и постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера: он не с кем не считается, старается добиваться своего всегда, во всём и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то не стало главенствовать в группе.

К счастью это бывает достаточно редко. Гораздо чаще родителям строгим удаётся «сложить» так раздражающее их, упрямство», а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате взрослеющий человек растёт покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Вот к чему приводит ранее « искоренение» упрямства чересчур строгими родителями. Первые проявления упрямства не случайно приходятся на возраст 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь мнение, не совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать.

Одним из способов настоять на своём является – упрямство – первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятом в человеческом обществе. Например: из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя, кошку можно гладить, но нельзя держать за хвост, книгу можно листать, рассматривать картинки, но нельзя рвать или вытирать ею лужу на полу. В общении со взрослым ребёнком уясняет и первые правила поведения с людьми можно рассчитывать на помощь взрослых, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено дома, в детском саду на прогулке, у врача, в гостях, даёт овладеть навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т.д.

Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частных причин появление капризов и упрямства у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни. Как только нормализуется обстановка исчезает и упрямство. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать. Например: мама села его кормить не справа как он привык, а слева, да ещё предлагает незнакомое овощное рагу, причём сразу полную порцию. Так возникают споры из-за еды, которые перерастают в проблему. Или на стол ставится три сразу блюда: борщ, котлета с горшочком и компот – нельзя было ставить сразу три блюда.

Другая ситуация: ребёнок отказывается, от всех блюд заявляя, «не хочу суп, ничего не хочу – начинаются уговоры, упрашивания подключаются все члены семьи – ложечку за папу, маму и так далее - лучше не предлагать множество вариантов или решительно лишить его обеда. В целом же для борьбы с капризами и упрямством необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом важно единодушие – твёрдо выработанная единая линия поведения всех окружающих ребёнка взрослых: малыш легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека именно того кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своёобычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Малыш хоть и с запозданием, усвоит что нельзя это нельзя, а надо -это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сформировать у ребёнка адекватные способы поведения – научить его хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить своё желание. Дома надо всемирно поощрять самостоятельность ребёнка, предлагать ему самому сделать что-то очень интересное, постирать бельё кукле и свои носочки, порадоваться какими они становятся чистыми, самому сложить книжки на полке – сказки со сказками, раскраски с раскрасками, самому построить гараж и поставить туда все машины, или убрать игрушки. При этом важно незаметно помогать ребёнку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам».

Элемент самостоятельности воспринимается ребёнком как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и поддерживать убеждённость, что ему страшно повезло: когда ему разрешили самому поставить тарелку, полить цветы, покормить рыбок. Нужно приложить старше и преодолеть привычку всё делать за ребёнка и предлагать ему уже в готовом виде и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом внимательном, педагогическом руководстве – цели вполне можно достигнуть. Для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.

Консультация для родителей ДОУ. Капризный ребенок. Можно ли его исправить?

Описание : Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей, желающих избавиться от детских капризов. Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, а также родителям.

Обычно капризы возникают без видимой причины и сопровождаются криком, плачем, топаньем ног, разбрасыванием вещей. Перерастая в истерики, они разрушают нервную систему ребенка.
Капризы – это всегда неприятно, особенно когда они проявляются часто.
Важно понимать, что чаще всего, причиной повтора детских капризов является неправильное поведение взрослых, окружающих малыша. Возможно, для достижения заветной цели родителям придется радикально менять свои привычки и способы общения с ребенком.

Возможные причины детских капризов.
1. Возраст ребенка 1,5 - 3 лет. Этап развития ребенка. Длительность его в основном зависит от выбора родителями методов воспитания.
2. Состояние здоровья. Ребенок не понимает, что с ним происходит, испуган, нуждается в повышенной опеке родителей.
3. Дефицит внимания. Ребенок понял, что каприз – лучший способ привлечь внимание родителей.
4. «Избалованность». Ребенок действует по испытанной схеме:
Запрет – истерика – победа!
5. Протест малыша против излишнего давления или чрезмерной опеки родителей.

Постарайтесь «погасить» капризы ещё до их начала:
Дайте ребёнку право выбора, или его иллюзию. К примеру, малыш часто отказывается от супа. Предложите ему на выбор две ложки с разными рисунками. Пусть он сам решит, какой будет кушать. Он будет думать, что сам сделал выбор, а вы будете довольны, потому, что без скандала накормили дитя полезной пищей.
Воспитывайте играя. Малыш отказывается чистить зубки? Попросите его напомнить, как это надо делать.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на другое действие. «Ого, какая машина проехала!» Как правило, любопытство берет вверх.
Показывайте перспективы хорошего поведения. «Сейчас тебе необходимо собрать свои игрушки, а, после этого ты обязательно будешь смотреть свой любимый мультфильм». Всегда держите свое обещание, иначе ребенок перестанет Вам доверять.
Старайтесь избегать ситуаций, которые способствуют истерике. Например, если ребенок не может уйти из магазина, не скупив все что ему глянулось, какое-то время не берите его с собой за покупками.
Добейтесь единства требований в семье. Дети очень прекрасно понимают, что за конфетками следует идти к бабушке, а на крутую горку лучше попроситься у папы, мама вряд ли разрешит. Взрослым необходимо договориться что можно разрешить ребенку, а что нельзя. Действуйте сообща.

Если истерики избежать не удалось…
1. Спокойный тон общения, без раздражения – самое важное и самое трудное условие.
Не кричите и не реагируйте на детский крик. Сообщите ребёнку, что вы будете с ним разговаривать только тогда, когда он перестанет кричать и начнёт говорить нормальным голосом. Поясните ему, что теоретически он может получить желаемое, если сможет объяснить, зачем ему оно.
2. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", значит – нет!
3. Не сдавайтесь даже если приступ ребёнка протекает в общественном месте. При этом, постарайтесь избавиться от публики – уведите ребенка. Капризность требует зрителей. Как только «зрителей» не стало – пройдет и истерика.
4. Не стоит в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно. Переговоры вести имеет смысл после того как вы вместе успокоитесь.

Будьте последовательными в своём воспитании. Установив для ребёнка дозволенные рамки, учите его сдерживать и контролировать свои эмоции. Если малышу что-то не нравится, или что-то хочется – недопустимо об этом кричать, нужно спокойно поговорить.
Ребенок должен знать о существовании слова «нельзя», которое не подлежит обсуждению. Касательно самого «нельзя» - это должны быть разумные ограничения. Их не должно быть очень много, они направлены чтобы оберегать ребёнка и окружающих от реальной опасности.
Общайтесь с ребенком на равных . Берите на руки, целуйте и обнимайте его чтобы ваш малыш чувствовал, что родители его любят, понимают и ценят. Капризы навсегда уйдут из Вашего дома.

Консультация для родителей

«Детские капризы»

Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы -это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко «бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего С ПОМОЩЬЮ каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще».

Иными словами, наша неверная реакция на капризы - наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Как же нужно бороться с капризами?

1. Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

2. Если вам не удалось это сделать, ОСТАВЬТЕ РЕБЕНКА В ПОКОЕ, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев - это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «плохая» мама.

3. Можно попробовать отвлечь внимание ребенка, переключить на что-то другое (нужно иметь с собой всегда какую-нибудь интересную для ребенка вещь).

4. Самые эффективные способы лечения капризов - те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени в проводит в квартире, в обществе родителей. Так что если вы справитесь с первым капризом, то легко избежите его повторения в общественном месте. Помните, гораздо легче осилить первый или шестой по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придется долго страдать.

5. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Уверьте ребенка, что вы все равно любите его и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется.

Такая реакция на капризы ребенка столь же важна, как и те рекомендации, что предложены выше. Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после бурных всплесков гнева.

Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины.

Внешними проявлениями детских капризов чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму "истерики". Капризы могут носить случайный, эпизодический характер и возникать в результате эмоционального переутомления; иногда они являются признаком или следствием физического недомогания или выступают в качестве своеобразной реакции раздражения на препятствие, запрет.

В то же время детские капризы часто принимают вид стойкого и привычного поведения в общении с окружающими (особенно с близкими взрослыми) как средство достижения своих целей и могут в дальнейшем стать укоренившейся чертой характера. В норме естественным (хотя и не обязательным) является учащение капризов в периоды кризисов развития, когда ребенок особенно чувствителен к воздействиям взрослых и их оценкам, трудно переносит запреты на осуществление своих замыслов.

Преодоление капризности требует четкого определения причины возникновения каприза

Наиболее типичными ошибками взрослых, провоцирующих капризы у детей, являются:

2) заласкивание ребенка , потакание всем его прихотям при полном отсутствии разумных требований ("капризы баловня");

3) отсутствие необходимого ребенку внимания , безразличное (малоэмоциональное) отношение к поведению и действиям ребенка, отсутствие последовательной системы поощрения и наказания ("капризы безнадзорного").

Ребёнок по сути своей, уникальное создание, чистое светлое, не испорченное социальными установками и негативным опытом. Уровень его капризности всегда зависит от уровня нашего внимания к нему. Ведь не забывайте, ребёнок, особенно в ранние годы зависим от нас фактически полностью.

Очень важно знать, что внимание, как и всё, впрочем, в нашей жизни, должно быть умеренным, ребёнок не должен чувствовать себя отвергнутым, но и корону на него одевать не стоит .

В первую очередь, Вас должен потревожить тот факт, что ребёнок начал манипулировать, ведь капризами он пытается добиться всего того чего пожелает. В один прекрасный момент он просто почувствовал, что таким вот способом взять можно, и, причём очень просто. Помните, что такое поведение вашего малыша не только влияет на ваши нервы, оно непосредственно портит нервную систему ребёнка, в результате могут возникнуть неврозы, чувство тревожности, бессонница, может пропасть аппетит.

Чтобы избежать таких последствий, постарайтесь выяснить причину каприза, иначе устранить его будет сложно.

Ваш ребёнок, это и вправду ещё ребёнок, ему сложно решать важные задания, ему хочется играть, ему сложно усидеть на одном месте, он набирается опыта и, причём по ускоренной программе. Как часто мы думаем, что ребёнок избалован, изнежен и поэтому капризничает. Но вспомните своё поведение, ведь чрезмерное внимание утомляет и нас с вами, что ж тогда творится с ребёнком, у которого психика послабей будет. Из радостного смеха всё переходит в плач, в апатию.

Но и не забудем о том, что недостаток внимания, равнодушие вызовет всё те же капризные реакции. Малыш от нехватки материнского внимания может стать агрессивным, раздражительным, могут даже наблюдаться отставания в умственном развитии.

Итак, узнав причину каприза, выяснив каприз ли это нужно приступать к устранению:

Прежде всего, будьте сдержаны, терпеливы и спокойны . Попробуйте оставить ребёнка на некоторое время одного (если конечно это каприз). Ведь капризность это как фильм, а вы главный зритель, лишившись объекта, у малыша не будет другого выхода, как закончить своё выступление. Переплакав, немного всхлипывая, он обязательно к вам подойдёт, узнать, почему вы неотреагировали, что за обстановка. Да, и не забывайте, ведь он просит о помощи, и надобность в ней не отпала, просто отпал способ, которым он хотел её попросить.

- Не стоит напоминать ребёнку об этой ситуации , говорить с ним о его переживаниях, иначе всё может, повторится, воспоминания нахлынут, и Вы будете свидетелем очередного каприза.

- Уважаемые родители, будьте внимательны к своим чадам, знайте, что всегда есть причина и как результат – следствие, помните, что ребёнок это ребёнок и фактически всё зависит от вас. Старайтесь не допускать ошибок, а, допустив, разумно их исправлять .

Консультация для родителей: “Как преодолеть детские капризы!”


Подготовила: Зам.зав.по ВМР МБДОУ д/с №65 «Буратино»

Дорошенко А.В.


Чтобы преодолеть детские капризы, прежде всего взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постарайтесь вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Ребенок, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя -это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.

Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка – разнообразная совместная со взрослым деятельность, а не общение по привычной схеме «хочу-не хочу».

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки – со сказками, а раскраски – с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, полить цветы, покормить рыбок, и сделать что-то еще. Стоит только приложить усилия и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательная жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Предложим вашему вниманию, несколько советов о том, как следует вести себя непосредственно в тот момент, когда ребенок капризничает.

Используете положительные просьбы. Если вы потребуете от ребенка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается.

Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение переживания. Помогите им в этом. Выразить чувство ребенка словами: «Наверное, тебе очень хотелось мороженного, и теперь ты злишься, потому что не получил его». После этого объясните ему, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: «Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице». И обязательно предупредите ребенка о последствиях которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. И не забудьте подтвердить свои слова на практике.

Эффективный способ остановить истерику пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, убедившись при этом, что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, ребенок с большой вероятностью справится с истерикой.

Еще один способ успокоить кричащего ребенка – присоединиться к нему. Начните плакать вместе с ребенком и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. Неосознанно имитируя вас, ребенок успокоиться.

Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрение, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребенок поймет, что за это его ценят на много выше, чем за бесконечное нытье и капризы.

Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случаи ребенок очень быстро поймет, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желания.

Непросто изучить все тонкости науки воспитания детей, – но еще труднее воспитание применить на практике, да еще собственному ребенку. Успехов вам!