Домой / Лицо / Программа "мы вместе" для начальной школы. Совместное психологическое занятие для детей и родителей «Сотрудничество

Программа "мы вместе" для начальной школы. Совместное психологическое занятие для детей и родителей «Сотрудничество

Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, положительного эмоционального настроя.

Занятие рассчитано на 1-1,5 часа.

Материал: заготовки для ромашек из цветной бумаги по количеству участников (Приложение 1 ), вырезки из журналов, листы форматом А3 для каждой семьи, салфетки по количеству участников, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, листочки для каждого для написания отзывов.

1. Игра «Винегрет». Для приготовления винегрета сначала «берется тарелка», которая может быть образована частью участников группы (например, только родителями). Каждый из остальных участников выбирает какой-либо овощ, которым он хотел быть. Ведущий называет последовательно овощи, которые сразу же «попадают» (входят) в тарелку и начинают «перемешиваться». Участники, изображающие тарелку, помогают: покачивают, осторожно подталкивают «овощи» и меняют расстояние между собой, то сокращая, то увеличивая его.

2. «Ромашка имени». Ребёнок с мамой (папой) клеят ромашку. На серединке цветка пишется имя ребёнка, а на лепестках те ласковые прозвища и имена, которыми называют ребёнка дома. На стебельке – имя, с которым мама (папа) обращаются к ребёнку, когда сердятся на него. Из цветной бумаги мама вырезает божью коровку, а ребёнок приклеивает её на лепесток с тем именем, которое ему больше всего нравится. После этого беседа об имени ребёнка. Почему назвал именно этим именем? Мама может рассказать историю своего имени, как её называли дома в детстве и т.д.
Затем беседа в кругу.

3. Игра «Марионетка». Для игры понадобится по 2 стула для каждой пары, стоящих на расстоянии 1,5 – 3 метра. Работа в парах. Один – это кукловод, второй – марионетка, затем меняются ролями. Кукловод полностью управляет движениями куклы - марионетки. При этом участник, играющий куклу не должен сопротивляться тому, что делает с ним кукловод. Кукловоду необходимо перевести марионетку с одного стула на другой.
Затем обсуждение. Понравилось ли когда нам диктовали что и как делать?

4. Коллаж «Наша семья». Составить из предложенных картинок коллажи на листах форматом А3. Темы: «Какие мы», «Чем любим заниматься вместе». Когда коллажи готовы, каждой семье предлагается представить свой коллаж остальным участникам. В конце идёт обсуждение работ.

5. Упражнение «Салфетка».

Инструкция:

  1. Свернуть салфетку пополам;
  2. Отрезать верхний правый угол;
  3. Отрезать нижний правый угол;
  4. Свернуть ещё раз пополам;
  5. Отрезать правый верхний угол;
  6. Отрезать верхний левый угол.

Подвести итог, что при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки. Так и в жизни, все мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире (если говорить о семье) и при этом все мы разные. У каждого свой вкус, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь друг с другом, будь то взрослый человек или маленький ребёнок.
А я вам в этом желаю успеха и надеюсь, что наше занятие поможет вам наладить и улучшить отношения не только в вашей семье, а также в общении с окружающими вас людьми.

6. Упражнение «Как в детстве». Как известно, когда наши дети сидят у нас на коленях, то материнские и отцовские чувства усиливаются. Не смотря на то, сколько лет нашим детям. Поэтому, сейчас я предлагаю вам посадить своих детей к себе на колени и проанализировать те чувства, которые вы в этот момент будете испытывать.

Рефлексия.

Родителям написать на листочках:
– Что понравилось на занятии?
– Узнали ли что-нибудь нового о членах своей семьи? (По желанию можно устно или тоже нарисовать).
Детям: нарисовать свои чувства, настроение, ощущения после занятия; написать, что запомнилось, понравилось больше всего?

Слово ведущего: чаще говорите ребёнку, что вы его любите, обнимайте его не реже 8 раз в день и проявляйте искреннюю заинтересованность его жизнью.

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: «ЧеРо», 2004.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичыми детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  3. Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. Том 1. – М.: ООО Издательство «София», 2007.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000.

Татьяна Капилевич
Совместное занятие для родителей и детей «Счастливы вместе»

Совместное занятие

для родителей и детей,

направленное на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей

«Счастливы вместе».

4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.

Цели занятия:

Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности;

Создание положительного эмоционального настроя;

Развитие коммуникативных навыков;

Обучение родителей приемам работы с детьми;

Развитие творческого мышления;

Укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование:

4 листа ватмана, гуашь, кисточки, ёмкости для воды;

простые и цветные карандаши, фломастеры;

цветная бумага, мишура, клей, ленты, лоскутки ткани; нитки;

интересная вещица или игрушка (для передачи из рук в руки);

свеча, запись детской песенки «У жирафа пятна…»;

яблоки на нитке (по количеству детей).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться.

1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Участники стоят или сидят на стульях, образуя круг, держась за руки. Затем каждый из участников по очереди должен подмигнуть соседу справа и назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и несколько слов о себе.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО.»

Ведущий поочередно дает задание: встаньте те, кто., похлопайте в ладоши те, кто., потопайте ногами те, кто:

Любит смеяться, спать;

Любит смотреть мультики;

Любит плавать и нырять;

У кого светлые волосы; у кого темные глаза;

Больше всех любит мороженое;

Любит нарушать дисциплину;

Радуется плохой погоде;

У кого дома живет крокодил, попугай и т. д.

3. УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ЛЮБИМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ…»

Участники сидят на стульях в круге, передавая из рук в руки какой-нибудь интересный предмет (колокольчик, ракушку) или игрушку, по очереди делают следующие сообщения:….

Ведущий предварительно говорит:

Вспомните свои замечательные умения и навыки, чем вы

гордитесь и занимаетесь вместе всей семьёй, общие дела, хобби и т. д. Может быть, вы любите путешествовать вместе или ловить рыбу, ходить в бассейн, лепить пельмени, собирать грибы, играть в лото или делать зарядку вместе и т. д. После окончания упражнения, все хором говорят: «МЫ - МОЛОДЦЫ. МЫ – УМНИЦЫ»!

4. УПРАЖНЕНИЕ «ЯБЛОКО НА НИТКЕ»

Ведущий говорит:

Ребята, когда вы были маленькими, ваши родители ухаживали за вами, помогали одеваться, раздеваться, кормили с ложечки и т. д. Теперь вы подросли и многому научились. Я предлагаю вам угостить своих пап и мам яблоками, но необычным способом. Правила кормления: держать яблоко можно только за нитку, которая к нему привязана, то есть, на вису, по очереди поднося то к папе, то к маме, а они в свою очередь должны будут откусить кусочек. Каждый ребёнок кормит своих родителей. Через 5 минут мы вместе определим: чья семья больше съела.

5. ИГРА «ПУТАНКА».

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Ведущий говорит:

Дети, вы видели когда-нибудь пауков? Какие они? (Ответы детей) Они очень ловко умеют плести свою паутину. Сейчас я выйду из кабинета, а вы вместе с родителями попробуете, как пауки, сплести большую, красивую, ажурную паутину, а я потом постараюсь осторожно распутать её так, чтобы никому не было больно или неприятно. (Ведущий выходит за дверь).

Дети и родители берутся за руки, становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась «путанка», ведущий возвращается в кабинет и пытается распутать то, что получилось, так же, не разнимая рук участников игры.

6. УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ СЧАСТЬЯ»

Цель: развитие творческих способностей.

Упражнение выполняется в подгруппах. В каждую подгруппу входят члены одной семьи. Каждой подгруппе выдается по большому листу ватмана. По команде ведущего все начинают рисовать, клеить, мастерить, создавать свой остров счастья. Через определенное время (5-7 минут) ведущий просит участников поменяться листами ватмана и продолжить работу над созданием теперь уже другого острова. Затем снова происходит обмен листами. Работа продолжается до тех пор, пока к каждой подгруппе не вернется их произведение. По окончании проводится обсуждение (Например: Что общего на всех этих картинах? Что такое счастье?)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ведущий включает запись детской песенки «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…» и просит всех участников дотрагиваться до тех частей тела, о которых поётся в песне, имитируя движения, по желанию - можно подпевать.

8. УПРАЖНЕНИЕ «ПИРАМИДА ЛЮБВИ».

Участники стоят в кругу,

ведущий говорит:

Каждый из нас что-то и кого-то любит, всем нам присуще это чувство и все мы его выражаем.

Давайте встанем и построим пирамиду любви из наших рук. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди.

Почувствуйте тепло рук, сосредоточьтесь на прикосновении!

Посмотрите, какая большая получилась пирамида! Большая потому, что в каждом нашем сердце живёт много, много любви. И ещё потому, что мы любим друг друга.

9. РЕФЛЕКСИЯ. УПРАЖНЕНИЕ «СВЕЧА»

Сидя в круге, участники передают друг другу зажженную свечу. Тот, у кого в руках свеча, высказывает свое мнение о занятии.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «РУКА В РУКЕ»

наше занятие подошло к концу. Прошу вас взяться за руки и сосредоточить внимание на моих словах:

«Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила.

Не оставим вдалеке мы друг друга. Нам под силу!»

А теперь давайте вместе хором скажем друг другу: «Спасибо!».

Конспект совместного с родителями занятия по развитию речи детей

Автор: Шайхелисламова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Кишертский детский сад №4».
Тема: «Волшебные ладошки».
Цель: Создать у мам представление о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Обучить технологии массажа кисти рук;
Разучить комплекс пальчиковой гимнастики.
Развивающие: Организовать совместную практическую деятельность мам и детей (массаж кистей рук, пальчиковые игры в сопровождении с художественным словом).
Воспитательные: Обеспечить мам практическим материалом для занятий с детьми дома.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Оборудование: Выставка детской художественной литературы, игр на развитие речи и мелкой моторики рук детей. Листы бумаги, маркеры.

Занятие направлено на совместную работу с родителями, как одна из форм – детско-родительский клуб. Занятие составлено в соответствии с возрастной категорией детей 3-4 года. Его содержание может быть полезно музыкальным руководителям, воспитателям и психологам.

Ход занятия:
I. Приветствие, установление контакта.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Мы очень рады нашей совместной встрече в детско-родительском клубе «Ладошка в ладошке». Предлагаю нам с вами и с детьми поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте.
Ритуал приветствия. (Автор И.В. Ковалева)
Родители (своим детям) : Дай ладошечку, моя крошечка.
(Дети подают ладошку родителям )
Я поглажу тебя по ладошечке. (Поглаживают детей по ладошке )
На ладошечку, моя крошечка. (Подают ладошку детям)
Ты погладь меня по ладошечке. (Дети гладят родителей по ладошке )
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поздоровваться «Трямди-песенкой».
Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Трямди-песенку» (автор О.Н. Арсеневская).
Воспитатель: Давайте познакомимся друг с другом поближе, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
Родители высказываются и передают коробку своему соседу. При этом выбирают себе ладошку из коробки.
II.Направление работы.
Воспитатель: Тема нашего заседания «Волшебные ладошки». Как Вы думаете, чему мы будем учиться? (ответы-размышления мам ) .
Воспитатель: Сегодня мы научимся поэтапному и правильному развитию мелкой моторики рук детей с речевым сопровождением. Вы научитесь делать массаж кисти рук малышам, разучите комплекс пальчиковой гимнастики. А затем закрепите полученные навыки вместе с детьми.
III.Методическая работа с мамами.
Массаж кисти.
Воспитатель: Итак, первый этап развития мелкой моторики рук детей – массаж кисти. Он отлично укрепляет мышцы, повышает активность, эластичность и сократительную способность мышц. При регулярном проведении массажа усиливается взаимосвязь коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Воспитатель приглашает второго воспитателя, они совместно показывают технику выполнения массажа.
Воспитатель: Существует три комплекса упражнений массажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Массаж нужно проводить каждый день по 3-5 минут. Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Используются разные приемы массажа (показывает) : поглаживание, легкое растирание, разминание, вибрация. Комплекс массажных упражнений с использованием этих приемов:
1. Разминка «Согреем ладошки» (авторская разработка):
Наступила осень, и становится все холоднее и холоднее.
Что-то мерзнут наши ладошки,
Мы согреем их немножко.
Дети трут ладони друг о друга, затем дышат на ладошки бесшумно, потом с голосом – «А-а-а».
2. Прием «Поглаживание» (авторская разработка):
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Начинается поглаживание по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до запястья:
Кошка по двору гуляла
И котят своих считала,
Затем массируется отдельно каждый палец в разных направлениях медленно и плавно:
Первый белый был котенок,
Второй прыгал, как ребенок.
Третий рыжий, как лисичка.
А четвертая – сестричка.
Пятый молоко лизал,
А шестой клубок гонял.
Седьмой котенок был пушистый,
А восьмой – такой ершистый.
Вот девятый – просто диво
Ходит мягко и красиво.
А десятый всех позвал
И от мамы убежал!
3. Прием «Вибрации» (на основе французской народной песни в пер. З. Гиппиуса):
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Один за другим, легкие удары по тыльной и ладонной сторонам кисти:
Вот поднялся ветер и пошел дождь.
Дождь! Дождь! Надо нам Удары по тыльной стороне
Разбегаться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек! Удары по ладонной стороне
Нынче праздник у лягушек!
Град! Град! Град! Град! Удары по тыльной стороне
Все под крышами сидят.
Воспитатель: Массаж является пассивной формой развития мелкой моторики рук детей, т. к. ребенок самостоятельно не работает с кистью рук, ему помогает взрослый. Сейчас вы познакомитесь с активной формой – пальчиковой гимнастикой, которую выполнят сами дети. Для создания интереса и игровой атмосферы, обычно пальчиковая гимнастика для малышей сопровождается художественным словом (стихотворением, потешкой, песенкой).
Поиграем в любимую игру детей «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки».
Музыкальный руководитель с детьми исполняют «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки» (сл. Е. Каргановой; муз. М. Иорданского):
Мыли мылом ручки, Имитация движений
Мыли мылом ножки
Вот какие ладушки,
Ладушки - ладошки
Наварили кашку,
Покормили кошку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Прилетела птичка,
Покормили птичку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Танцевали ручки,
Топотали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Кирпичик на кирпичик –
Мы построим домик.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
IV.Совместная деятельность мам и детей.
1. Поднимают левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибают правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми.
Братиков не разбуди…
2. Пальчиковые игры на ковре: (пальчиковая гимнастика, автор Ирина Степукова)
На ладошки мы подуем Дуют на правую, на левую ладони
Наши пальчики разбудим
Наши пальчики проснулись Шевелят пальчиками правой, левой руки
Мы проснулись, мы проснулись
И друг другу улыбнулись. Ставят кисти вертикально, ладони направлены внутрь
Стали пальцы обниматься, Слегка сгибают пальчики
Обниматься, обниматься Слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы рук
Стали пальцы целоваться, Делают 2 раза «замок»
А потом и баловаться Касаются подушечками пальцев
Подошла ладошка Мама подводит свою ладонь
И сказала: «Крошки! »
Хватит вам играть, Мама «грозит» указательным пальцем
Хватит баловать!
Надобно трудиться, Соединить ладони ребенка
Хватит вам резвиться!
V.Заключительная часть. Творческое задание «Дружные ладошки».
Воспитатель: Дорогие мамы! В слове ладонь спрятано еще одно слово – лад, которое означает дружбу, согласие. С помощью разноцветных маркеров расположите, как хотите, и обведите на листе бумаги свою ладонь и ладошку ребенка (самостоятельная творческая семейная деятельность)
Музыкальный руководитель: Как здорово, что все мы – одна большая, дружная семья! А в большой семье всегда весело. Давайте вместе потанцуем!
Все участники занятия исполняют танец «Мы в тарелочки играем» (автор Г.Ф. Вихарева).
Воспитатель: А сейчас мы покажем вам, как мы будем прощаться после каждого занятия.
Ритуал прощания. (Автор И.В. Ковалева)
Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши )
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой )
Все, во что мы здесь играли. (Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают )
Мы запомнили с тобой. (Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону )
До свиданья всем сказали. (Все машут рукой )
Отправляемся домой. (Все под музыку выходят из зала )

Мария Гомбалевская

ТЕМА:«СОТРУДНИЧЕСТВО»

Цель: усиление психологических связей между детьми и родителями.

Оборудование:

Игрушка – цветок

Листы белой бумаги формата А-3

Фломастеры

Цветные карандаши

Восковые мелки

Листы белой бумаги формата А-4

Ножницы

Мягкие модули конструктора

CD проигрыватель

CD записи спокойной музыки

Стулья по количеству участников встречи

Бланки листов обратной связи (Приложение 1)

Участники встречи рассаживаются на стулья, расставленные по кругу.

1. Приветствие

Задачи: создание позитивного эмоционального настроения у участников встречи; активизация формальных высказываний при общении.

Материал: игрушка-цветок.

Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «СЕГОДНЯ Я ТЕБЕ ЖЕЛАЮ…», обращаясь к партнеру справа и передавая ему цветок.

Рефлексия внутренних ощущений и переживаний.

2. Рисунок в парах

Задачи: содействие активизации ощущения единения с партнером у участников встречи; осознание внутренних ощущений и переживаний.

Материал: листы буллой бумаги формата А 3; наборы фломастеров, цветных карандашей, восковых мелков; аудио записи детских песен; магнитофон.

1. Ведущий предлагает участникам встать в пару со своим партнером. «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. Рисовать вы должны одновременно, при этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать друг на друга, чтобы понять что чувствует ваш партнер, и что он хочет нарисовать. Через 5 минут вы должны представить вашу картину».

2. Ведущий предлагает каждой паре дать название своей картине. «Каждый из вас напишет по одному слову, чтобы получилось название картины».

3. Пара

Задачи: синхронизация своих действий с действиями партнера; активизация умения наладить взаимодействие партнеров друг с другом при выполнении трудного задания.

Материалы: листы белой бумаги формата А – 4, ножницы.

Ведущий предлагает партнерам решить, кто из них будет правая рука, а кто - левая рука. Правой и левой руке предлагается взять листок бумаги, согнуть его пополам; правой руке – взять ножницы, левой – держать лист бумаги, сложенной вдвое. Задача пары – вырезать из бумаги елку.

Рефлексия внутренних ощущений и переживаний участников встречи.

4. Проведи партнера

Задачи: активизация самодоверия; активизация умения согласованно двигаться в паре с партнером; активизация проявления эмпатии.

Материал: мягкие модули конструктора, стулья, расставленные в хаотичном порядке.

1. Партнерам предлагается решить между собой, кто из них будет первым, а кто вторым номерами.

2. Первым номерам предлагается встать перед вторыми, закрыть глаза и не открывать их до окончания упражнения.

3. Пара начинает движение по залу.

4. Вторые номера должны контролировать безопасность передвижения своих партнеров, предупреждая их прикосновениями.

5. Передвижение пар происходит в течение 3-х минут.

6. Ведущий просит всех участников отметить про себя свои ощущения и запомнить их.

7. Затем, ведущий предлагает партнерам поменяться ролями. Движение пар повторяется.

8. Ведущий вновь просит каждого участника отметить про себя свои ощущения и переживания и запомнить их.

9. Во второй части упражнения ведущий просит первые номера вновь закрыть глаза и поставить свой указательный палец на ладонь второго номера и продолжить движение по залу. Задача вторых номеров остается прежней – контролировать безопасность передвижения партнера.

10. Затем партнеры меняются местами.

Рефлексия внутренних ощущений и переживаний участников встречи.

5. Ловля моли

Задачи: снижение эмоционального и мышечного напряжения; повышение эмоционального фона настроения участников встречи.

Ведущий предлагает устроить «охоту» на моль, которая разлетелась по всему залу и села на всех участников встречи. Играющие должны рассчитывать силу своего прикосновения, избегая неприятных ощущений у партнеров от их прикосновений.

Рефлексия внутренних ощущений и переживаний участников встречи.

6. Закончи предложение

Задача: активизация позитивного осознания образа «Я».

Участники встречи по очереди завершают фразу – «Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОТОМУ ЧТО …»

7. Человек дня

Задачи: создание ситуации признания и дружеской поддержки; активизация чувства самоуважения

1. Звучит спокойная музыка. Всех участников встречи приглашают встать в круг. Любому из партнеров предлагается встать в центр круга. Все участники обступают «добровольца» как можно плотнее… Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой – большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать … с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. А ты, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: «Я рада, что познакомилась с тобой», «Мне нравится с тобой играть», «Ты моя подруга», «Ты мне нравишься» и т. д. Вы можете высказывать ей свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я желаю тебе, чтобы все твои родные были здоровы», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» и т. д. А тебе, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать … золотыми красками и своей любовью…

2. Всякий раз сами принимайте участие в «окрашивании» и говорите «человеку» дня приятные слова. Через 2-3 минуты подайте сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: «Теперь вы можете отвести руки и остановиться., ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие пожелания и добрые чувства, которые ты получила в дар».

8. Метафора «В гостях у сказки»

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, месяц за месяцем год за годом. Карандашик вырос и тоже стал цветным карандашом, впитав в себя мамин синий цвет, папин красный, желтый дедов и зеленый бабушкин цвета. Он взял от каждого цвета, но его цвет стал особенным не похожим на цвета его родных карандашей…

9. Заполнение листов обратной связи

Материал: листы обратной связи (Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Дата ___ Встреча № ___

Мне понравилось___

Мне не понравилось___

Я хотел (а) бы ___

В следующий раз___

Я желаю ___