Домой / Для голубых глаз / Десятый месяц.

Десятый месяц.

Для ребенка этого возраста очень характерно стремление к разнообразию и переменам. Он не может надолго задерживаться на чем-то одном и постоянно находится в поисках чего-то нового, на его взгляд, более интересного. Поэтому старайтесь максимально разнообразить повседневную жизнь малыша. Сейчас это ему очень необходимо. Возьмите кроху с собой в гости, можете поехать с ним ненадолго куда-то в машине, сходите вместе в магазин и т.д.

Старайтесь уже с этого возраста приучать кроху к порядку. Складывайте вместе игрушки. Отведите специальное место для повседневных игр. Не забывайте приглашать к игре и папу, т.к. для ребенка важно разностороннее развитие. А игры пап, как известно, отличаются от игр, в которые играют с детьми мамы. Папы в основном направляют внимание на физическое развитие, а мамы - на психоэмоциональное и интеллектуальное.

Давайте поиграем!

Рупор! Скрутите из бумаги или картонки трубку в виде рупора и проговорите туда несколько слов. Это могут самые простые слова или даже слоги, как например «ма-ма», «да-да» и «па-па». Можете в процессе менять интонацию и скорость речи. Понаблюдайте за реакцией крохи. Возможно, он попросит у вас этот рупор и попробует повторить ваши действия.

Развиваем моторику. Сделайте в какой-нибудь картонной коробочке (например, из-под молока или духов) несколько маленьких круглых отверстий и пусть ваш кроха засовывает туда пальчики. Можно также изнутри расклеить ее разными лоскутками (мех, шелк, плюш и т.д.). Покажите на своем примере как ею играть, а также можете вдвоем с крохой засунуть пальчики внутрь и попробовать друг друга найти. Кроме того, такой коробочкой можно также отвлечь кроху где-то в дороге или в дальней поездке.

Слушаем и находим. Покажите крохе часики или телефон, на котором звучит музыка (желательно старый мобильный использовать, который не жалко испортить), а затем спрячьте предмет под покрывалом. Пусть малыш внимательно прислушается и найдет спрятанную вещь! Такая игра будет улучшать слуховые навыки ребенка!

Играем с машинками. Научите кроху толкать машинку по полу, чтобы она двигалась от толчка сама. В скором времени малыш научится так толкать машинку, что та будет самостоятельно долго ехать.

Мелкие кусочки. В этом возрасте дети уже любят что-то разрывать на кусочки. Если вы видите у крохи такие активные проявления, подготовьте заранее для него специальную бумагу, которую можно рвать. Это могут быть салфетки, фольга, бумага для выпекания и т.д. И в следующий раз, когда малыш захочет разорвать, например, книгу, дайте ему эти приготовленные листочки. Покажите малышу, как правильно это делается. Только внимательно следите, чтобы затем мелкие кусочки ребенок не потянул в рот!

Развиваем координацию движения!

На прогулке. Во время прогулки можно найти очень много различных забав и занятий. Например, соберите вместе в кучку камешки или выложите их в одну ровную линию. Также можно разложить все это в порядке возрастания. Добавьте в игру и мелких палочек или травинок. В таких играх ребенок хорошо будет развивать осязание!

Надувной круг. Надувной круг можно использовать не только по прямому названию, но и играть с ним в остальное время года. Одной из игр может быть забава на понимание равновесия. К примеру, возьмите кубики и расставьте их по поверхности круга. Вначале можете делать это вместе, а затем позвольте малышу самому осуществлять весь процесс. Другой весьма веселой и занятной игрой для крохи может быть бросание предметов в центр круга. При этом, круг может быть в воде в ванной. Как правило, детям очень нравится эта игра, и они могу бросать предметы до бесконечности. Следите, чтобы малыш не бросил в воду «неподходящий» предмет в виде часов или мобильного телефона. Также берегите свои телефоны от туалетов и умывальников - не успеете оглянуться, как ваше средство связи будет плавать в известном месте.

Возьми сам. В этом возрасте уже можно учить кроху к тому, что он может сам взять желаемый предмет. Если малыш просит какую-то игрушку, то не давайте сразу ее ему в руки, а положите неподалеку, чтобы он приложил усилия и сам дотянулся. Предмет также можно положить на невысокую полку или на низкий столик перед телевизором.

Раз, два, три. Если кроха держит в каждой ручке по игрушке, дайте ему еще и третью и понаблюдайте, что он будет делать. Он либо сообразит, как удержать сразу три предмета, либо освободит ручку от одной игрушки и возьмет другую.

Новые игры и эксперименты!

Большой и маленький. Во время игр ребенок постепенно понимает, что один предмет может быть больше, а второй меньше. А также, что эти предмет можно складывать друг в друга. Давайте крохе два пластиковых стаканчика и покажите, как можно сложить один в другой.

Бросаем и вынимаем. Дайте крохе для игры пластиковую бутылку и прищепки. Пусть он бросает их внутрь. Покажите крохе в начале, как бросать и как вынимать прищепки. В итоге у малыша будет большая погремушка. Также для этой игры может подойти банка из-под кофе.

Где наш папа? Когда папа на работе, можно поиграть в игру: «Где же папа?», взяв папину фотографию. Положите ее куда-нибудь под покрывало или под стол и ищите. Когда вместе с крохой найдете, изобразите бурный восторг! После нескольких совместных поисков, предложите малышу самому поискать папу. Если он найдет - похвалите его за успех и за старания!

Ищем сестричку. Дайте крохе две фотографии, например папы и сестрички (братика). Когда малыш рассмотрит их хорошо, накройте чем-то и попросите найти сестричку. Очень большая вероятность, что ребенок найдет вам правильную фотографию!

Развиваемся во время повседневных дел!

Стройте вместе крепости! Рекомендуем не выбрасывать разные коробки из-под круп, соков, молока и т.д., а использовать их в качестве строительного материала! Стройте вместе с крохой замки, пирамиды и башни, а потом все это разваливайте! Так ребенок будет учиться понимать законы тяжести и равновесия! Не забудьте выделить для малыша удобный склад для его строительных запасов!

Мыльные шарики. Дайте крохе во время купания надувать мыльные пузыри! Вначале можете продемонстрировать процесс на своем примере, а затем уже дать малышу!

Большой и самостоятельный. Ребенок уже всеми силами пытается быть самостоятельным. Позвольте ему самому помыть себе животик, ручки и ножки. Не беда, если у него не очень хорошо пока еще получается! Главное - это его стремление. Попробуйте ему помочь, но если он не желает принимать помощь - не настаивайте!

Веселые дырочки. Во время купания дайте крохе картонную коробочку с несколькими дырочками. Наберите туда водички и приподнимите ее, пусть на кроху польется дождик! Дайте малышу коробочку, чтобы он самостоятельно смог сделать такой дождик!

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.
Что будет уметь ваш малыш

Стоять держась за что-либо.
Пытаться встать из сидячего положения.
Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку.
Играть в «ку-ку».
Самостоятельно садиться из положения на животе.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Влезать на невысокую поверхность и слезать с нее.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Отчетливо произносить «папа» или «мама» (к 10-11 месяцам).
Многие десятимесячные малыши достигают последней ступени на пути к независимой ходьбе: обретают способность «курсировать».
Осторожно держа одну руку на базовой точке опоры, они вытягивают другую руку, а затем ногу и переходят к следующему предмету мебели. Обеспечьте безопасность передвижения ребенка, позаботившись о том,
чтобы он курсировал только вокруг устойчивых предметов.
Выражать свои желания иным способом, кроме плача.
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им языке).
Произносить еще одно слово, кроме «мама», «папа» или «дай».
Отвечать жестом на короткую просьбу (на «дай это мне» - протягивать руку).

Продолжайте взвешивать ребенка раз в 14 дней.
В третьей четверти года ребенок прибавляет в весе уже медленнее, чем было до сих пор. За 14 дней эта прибавка составит в среднем от 140до210г.
К этому времени у ребенка имеются и нижние и верхние резцы, а возможно, уже прорезались 4 верхних зуба. Конечно, может быть и запоздание, хотя это не означает нарушения развития.
Если до сих пор у вашего ребенка не прорезался ни один зуб, посоветуйтесь с врачом. Возможно, в его пище не хватает кальция и фосфора или витамина D, способствующего правильному усвоению кальция.
Если ребенок испытывает недостаток солнца и витамина D, то ему угрожает развитие рахита. Эта болезнь бывает причиной позднего прорезывания зубов. Но не только. Вредит рахит и постоянным зубам, которые уже в скрытом виде растут в челюстях и прорежутся в школьном возрасте.
Впоследствии эти зубы всю жизнь будут нести на себе следы перенесенного в детстве рахита. Рахит можно предупредить правильным питанием.

Сам бросает грудь

Ребенок чаще всего готов сам отказаться от материнской груди между 9-м и 12-м месяцем. Если привязанность вашего ребенка к груди не ослабевает даже к полутора годам (а такое случается достаточно часто), то вряд ли он когда-либо сделает это самостоятельно.
Лучше всего отнимать ребенка от груди в спокойной обстановке. Болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие, ваше возвращение на работу, любые другие перемены и стрессы в жизни ребенка требуют отсрочки отнятия от груди, чтобы не заставлять его испытывать дополнительное нервное напряжение.

Если вы постоянно испытываете усталость, физическое и эмоциональное напряжение от кормления грудью, то вам, вероятно, следует обсудить с врачом возможность прекращения грудного вскармливания. Однако прежде чем это сделать, убедитесь в том, что ваши недомогания не связаны с такими легко устранимыми причинами, как, например, неполноценное питание или недостаток отдыха.
В том случае, когда количество грудного молока у вас быстро уменьшается, а ребенок плохо набирает вес, вял, раздражителен или проявляет другие признаки недоедания, подумайте о прикорме искусственной смесью, дополнительной твердой пище или о полном отнятии от груди.

Ребенок, получающий кроме груди еще и бутылочку, сравнительно легко переносит отнятие от груди. Но если ваш ребенок научился достаточно умело пользоваться чашкой, то у вас будет возможность совершить переход от груди непосредственно к чашке. С другой стороны, если ваш ребенок питается только грудным молоком, то отнятие от груди следует отложить до той поры, пока не будут освоены либо бутылочка, либо чашка.
Наливайте ребенку в чашку немного молока, и ему, несомненно, удастся напиться, не разлив. Повторяйте опыт до тех пор, пока ребенок не привыкнет пить уверенно и самостоятельно. Возможно, вы потратите на это несколько месяцев, но будьте терпеливы.

За столом

Обед за одним столом с девятимесячным ребенком - занятие и для вас, и для него. Не надейтесь, что вам тоже удастся поесть, если только вы не реагируете на то, что большая часть еды попадает не по назначению, даже когда ребенок сжимает в кулачке ложку, и в конце концов остывает. Для него это в основном игра, и немногие матери могут спокойно смотреть, как результат их труда размазывается по столу, вместо того чтобы попадать в рот. Но для малыша кормление - это не только принятие пищи. Как и во время игр в ванне или песочнице, он узнает о причинах и следствиях, о свойствах предметов, разнице температур. Когда он сжимает в своем кулачке йогурт, размазывает по столу картофельное пюре, смахивает с подноса тарелку с кашей, пускает пузыри в чашечке с соком, крошит пальцами крекер, - для вас это беспорядок, а для него - способ познания действительности.

Расход бумажных салфеток будет значительным до тех пор, пока ребенок не узнает все, что он может узнать об удивительных физических свойствах пищи, после чего займется чем-нибудь еще.
Самое разумное, что можно сделать, - это либо докармливать ребенка после его экспериментов, либо покормить его до них. В любом случае они не должны занимать много времени. Познание мира происходит не только в тот момент, когда каша размазывается по лицу, а пюре выплевывается на пол. Еда - это серьезно, и нужно, чтобы ребенок чувствовал границы дозволенного.
Но не стоит говорить о еде слишком много, да еще в том плане «ест - не ест», «любит - не любит», потому что ребенок начинает обращать на это внимание и различает, когда говорят о еде в положительном, а когда в отрицательном смысле, начинает понимать, что на еду можно смотреть по-разному.

Ребенок рано или поздно увидит, что кто-то из домашних не ест того, что подают ему, ребенку, и вообще не ест поданного, а требует другое блюдо. Наблюдение может тут же претвориться в жизнь, и не нужно обманывать себя, что ребенок еще слишком мал, чтобы подмечать такие тонкости. Подсмотрел такое поведение или додумался сам - какая, в принципе, разница? Главное, что он попытается вести себя так же. Однако до него не сразу доходит, что, отказываясь от определенной еды, он отказывается от еды вообще, а съел совсем немного и скоро его настигнет голод. Ребенок начинает кричать, а мать может неразумно дать ему то, что окажется под рукой, лакомство, еду, которая не предназначалась ребенку. Раз, два - и условный рефлекс, выработанный на стереотип кормления, нарушается, и мать теперь может ожидать больших затруднений с кормлением.
Не говорите о еде пренебрежительно и не стройте гримас при виде того или другого блюда. Тогда ребенку и в голову не придет, что он может что-нибудь любить или не любить. Много трудностей будет и в том случае, если вы предложите ребенку еду которая была не совсем хорошо приготовлена, скажем пересолена, подгорела и т. п., думая, что раз ребенок не может сформулировать свои претензии, то «один раз ничего с ним не случится».
Чем старше становится ребенок, тем больше хочется доставить ему удовольствие, а если мать сама сластена и помнит, с каким наслаждением поедала сладости в детстве, она готова поддаться искушению и приобщить к приятному и ребенка. Не делайте этого! Ребенок ничего не потеряет в своем развитии, если до первого дня рождения (а по-хорошему - и до второго) не будет знать вкуса конфет и кондитерских изделий. Кормите ребенка точно по предписанию врача, так как сейчас вы закладываете фундамент его здоровья. В питании ребенка все точно рассчитано, и пирожным-конфетам там пока нет места.

Распорядок дня

Ребенок, вероятно, уже не просыпается слишком рано но, если это и не так, все равно вы можете передвинуть утреннее кормление ребенка. Таким образом, мы постепенно переводим ребенка на 3 главных приема пищи в день - в 8, 12 и 18 часов. Но пока сохраним нынешние перерывы в еде, произведя некоторые изменения. Ночное кормление ребенок обычно уже просыпает, или же от него мы отучим ребенка несколькими ложечками воды или чая.
Приучайте детей к разнообразным салатам из свежих овощей. Например, из зеленого листового салата и из помидоров с лимоном. Очень полезны компот, кисель, мусс из взбитого белка, фруктов и сахара.

Обувь для начинающих ходить

Лучшая обувь для ребенка, недавно начавшего ходить, - это ее отсутствие, босые ноги, поскольку ступни, как и ладони, развиваются лучше, если они голые, ничем не прикрыты и не сдавлены; ходьба босиком помогает сформировать свод стопы и укрепить лодыжки. И точно так же, как ладоням вашего ребенка в теплую погоду не требуются варежки, его ступням не нужна обувь в помещении и при прогулке по безопасной поверхности на улице, за исключением тех случаев, когда на улице холодно. Даже ходьба по неровной поверхности, например по песку, полезна для его ступней, поскольку все мышцы ног должны работать.
Но разумеется, везде босиком ваш ребенок ходить не может, и вам необходимо знать, чем руководствоваться при выборе детской обуви.
Обувь должна быть мягкой, на гибкой подошве, чтобы не мешать естественным движениям стопы, Одни врачи рекомендуют тапочки, другие поддерживают традиционные пинетки для начинающих ходить: у них очень гибкая подошва, благодаря чему дети реже падают.
Не покупайте высокую обувь, которая хотя и лучше сидит, чем низкая, но слишком плотно облегает ногу и мешает движениям лодыжки.
Чтобы ступни дышали и имели возможность двигаться, детская обувь должна быть из натурального материала (кожа, плотная ткань, парусина). Не надевайте на ребенка слишком часто и надолго кроссовки с широкими резиновыми полосами по бокам или резиновые сапожки - ноги в них очень потеют.

Обувь должна быть без каблуков и не скользить. Начинающий ходить ребенок и без того испытывает достаточные трудности, когда пытается поддерживать равновесие, чтобы еще и бороться со скользкими подошвами. Подошвы из резины или композитного материала, особенно с желобками, более надежны, чем кожаные. Если во всем остальном подходящая пара ботиночек имеет, на ваш взгляд, слишком скользкую подошву, то потрите ее наждачной бумагой или приклейте несколько полосок лейкопластыря.

Задник обуви должен быть твердым и желательно вверху закруглен или обшит мягкой полоской, а задний шов не должен иметь неровностей, способных натереть пятку.
Прежде чем покупать, измерьте предварительно ступни ребенка и проверьте новые ботинки (оба), когда ребенок обут и стоит, опираясь на полную ступню всем весом. Верхняя часть ботинок не должна быть широко открыта, когда ребенок спокойно стоит (хотя при ходьбе такое вполне допустимо), и его пятки не должны скользить при каждом шаге. Для того чтобы проверить ширину, попробуйте зажать ботиночек в самой широкой части. Если вам удалось сжать между пальцами небольшой фрагмент, ширина подходит хорошо; если вы смогли сдавить большой кусок ботинка - он слишком широкий; если вам вообще не удалось этого сделать - он слишком узкий. Чтобы проверить длину, нажмите большим пальцем на носок ботинка между концом подошвы и пальцами вашего ребенка. Если там остается примерно полтора сантиметра, то длина нормальная. Должно быть свободное место и возле задника ботинка. Следует почаще проверять, удобно ли ребенку, и когда вы убедитесь, что большой палец касается носка ботинка (в положении стоя), значит, нога выросла и нужно покупать новую пару обуви.
Выбирайте обувь с широким круглым носком, чтобы пальцы могли двигаться свободно; исключение можно сделать только для такой обуви, которая носится совсем недолго (например, выходные нарядные туфельки).
Носки, так же как и обувь, должны позволять ногам дышать и должны быть сделаны из хлопка. Слишком тугие носки могут сдерживать рост ступней, слишком длинные способны сморщиваться и натирать мозоли.
Не следует оставлять ребенка, начавшего ходить,"в одних носочках: какая бы мягкая подошва ни была у пинеток, это все-таки подошва, и риск скольжения уменьшается. Вязаные башмачки, в которых ребенок мог лежать в кроватке и ползать, тоже не подходят для первых и дальнейших шагов.

Ребенок-акробат

Пробует ли ваш ребенок залезть на все, что встречается у него на пути? Не мешайте ему. Эти попытки необходимы ребенку для развития навыков ходьбы, ловкости и решительности. Надо сделать так, чтобы пол, по которому ребенок ползает, был чистым. Будьте около ребенка, когда он лезет по ступеням, но не помогайте ему. Иначе вы помешаете ему развивать смелость и самостоятельность, лишите его удовольствия от преодоления препятствий.

В манеж положите тюфячок или маленькую скамеечку, чтобы он мог на них упражняться, но не оставляйте его один на один с этими предметами, потому что стенки манежа перестают быть для него непреодолимым препятствием.
Некоторые дети уже могут самостоятельно вставать. Не принуждайте их к этому, но и не запрещайте: если,ребенку хочется вставать, вероятно, у него уже есть для этого достаточно сил, а следовательно, ничего с ним не случится.
Не запрещайте свободных движений и проявлений радости при купании, но не поощряйте «ныряния» ребенка с полным поружением лица в воду. Все время находитесь рядом, чтобы рез-ость ребенка не привела к травме. Ни на минуту не оставляйте ебенка одного! Хоть он и хорошо сидит, нельзя предвидеть всех го движений, и он легко может захлебнуться.

Приучение к горшку

Не очень сложно приучить к горшку ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают плакать, прежде чем намочить свои штанишки (в памперсе ребенка «поймать» еще труднее). Но «поймать» малыша таким способом - это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка часто носит рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо старается сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.

Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок способен оставаться сухим в течение 2 часов и начинает понимать, что от него требуется на горшке.
Очень часто заметно со стороны, что у ребенка стул; он может прекратить заниматься тем, что делал, сесть на корточки, начать кряхтеть, тужиться, покраснеть или просто внезапно стать очень серьезным. Когда вы застанете ребенка за этим актом, скажите ему, что он делает, каждый раз используя одно и то же слово или целую фразу для того, чтобы описать его усилия и их результаты. Затем, когда будете менять грязный подгузник, используйте его как наглядное пособие.

Разумеется, практически невозможно определить, когда у вашего ребенка происходит мочеиспускание, если только он не ходит голый. Но когда есть такая возможность - если он пускает струйку в ванне или пока вы меняете ему подгузник, - объясните ему, что происходит, опять-таки каждый раз используя один и тот же термин, а когда будете менять ему подгузник, объясните, почему он мокрый.

Воспитанный ребенок

Правильно воспитанный ребенок с хорошим характером, естественно, бывает совершенно послушным. Иногда он сердится. Но в таких случаях в ваших силах спокойным и приветливым поведением исправить его непослушание, причиной которого у хорошо воспитанного ребенка является не желание досадить вам, а недостаточное психическое развитие.
Хотя ребенок должен слушаться и исполнять то, что ему велят делать, все же гораздо больше на него действует пример, так как он старается подражать старшим и бывает очень доволен и «результатом», и похвалой. С трудом, например, можно ребенка более старшего возраста научить правильно вести себя за столом, если взрослые за тем же столом будут держаться не так, как это декларируется. Не требуйте от ребенка того, чего сами не выполняете; если хотите, чтобы ваш ребенок был хорошо воспитанным, ведите себя образцово и заставьте окружающих тоже быть ему примером.
Ребенок гораздо лучше учится тому, что видит, слышит и чувствует, чем воспринимает ваши указания. Поэтому будьте ему хорошим примером.
Если ребенок проказничает и капризничает, виной тому не его дурной характер (он создается во многом воспитанием, а не формируется сам по себе). Хорошо воспитываемый ребенок бывает спокойным и веселым. Если вы будете непоследовательны в воспитании, сначала позволяя действие, а потом запрещая его, если будете раздражать ребенка или в его присутствии сердиться, спорить и нервничать, тогда и ребенок переймет вашу манеру поведения. Не пытайтесь объяснить, что вам можно кричать, а ему нельзя, постарайтесь спасти то, что можно.
Некоторые дети кричат с таким азартом, что синеют, то есть задерживают нормальное дыхание. Не приходите от этого в ужас. Ребенок не задохнется и ничего себе не повредит. Кричит он потому, что вы не пошли ему навстречу, что-то запретили - не идите у него на поводу, не разрешайте того, что запретили.
Как преодолеть этот приступ? Сохраняйте спокойствие и убедитесь, что у ребенка нет серьезных оснований для такого крика, а затем предоставьте его самому себе. Унесите его, скажем, в другое помещение, а если дело происходит летом - на воздух. Выдержите это, даже если ребенок будет кричать полчаса.
Ребенок очень хитер и, если заметит, что его крик вас раздражает, будет кричать часто. Если же он увидит, что крик не приносит ему никакой выгоды, то очень скоро перестанет пользоваться этой тактикой.

Не смейтесь над ребенком

Маленький ребенок всей семье дает повод к веселью. Особенно забавны его попытки говорить. Однако будет ошибкой смеяться над ним, повторять его исковерканные слова, рассказывать в его присутствии о том, как он смешно упал со стула. В большинстве случаев дети настолько разумны, что не обращают внимания ни на рассказ, ни на смех, но вы никогда не можете точно знать, как такое поведение взрослых повлияет на него. У ребенка может возникнуть представление, что все, что он говорит, мило и достойно внимания, и он начинает нарочно неправильно произносить слова, чтобы вызвать смех; тогда перед нами не ребенок, а маленький тщеславный артист.
Или это формирует в ребенке чувство неполноценности, потому что некоторые дети уже настолько чувствительны, что смех, даже самый добросердечный, их озадачивает и вызывает в них недоверие.

Не следует смеяться над ребенком и в том случае, когда у него приступ злости и крика. Если ребенок злится, это все равно наша вина. Отучить злиться можно только последовательным воспитанием, а не насмешкой, так мы достигнем еще большей злобы и упрямства, а возможно, и ненависти, если только можно говорить о наличии этих качеств у маленького ребенка. Во всяком случае, насмешкой и иронией вы ребенка не успокоите. Это не средство воспитания, это словесное «оружие» взрослых, которое, как и вспыльчивость при выговоре и битье ребенка, приносит больше вреда, чем пользы. К чему мы стремимся? Чтобы ребенок был послушным и хорошим. Этого можно достигнуть только твердым, бескомпромиссным воспитанием, последовательным, спокойным и ласковым. Таким воспитание должно быть с самого рождения. Чем позже вы начнете проводить его в жизнь, тем тяжелее вам будет. Ребенок привыкнет к непослушанию, упрямству и другим отрицательным проявлением характера, от которых потом трудно отвыкать.
Вместо выговора просто объясните ребенку, чего вы от него хотите и что ему нужно делать. Беспрестанно и терпеливо повторяйте это. Ребенок вас понимает, но не умеет еще во всех случаях поступить правильно. Ваше терпение победит.

Шлепанье по ручке или по попке - это еще не битье. Каждая мать хоть раз да шлепнула ребенка. Без этого не обойтись. Однако никогда не бейте ребенка всерьез и тем более не бейте по голове, как бы он вас ни разозлил! Известно немало трагических случаев смерти, глухоты или паралича после ударов по голове, и не только непосредственно после удара, но и много лет спустя.

Жестоко, неправильно и нелогично бить ребенка за те его скверные навыки, которые он получил, наблюдая за вами или другими членами семьи. «Мне можно, я взрослый» - может на самом деле значить для ребенка следующее: вот вырасту, тогда мне можно будет стать плохим, а вовсе не то, что вы пытаетесь до него донести: знай свое место. Будьте ему хорошим примером, и ваше воспитание ограничится незначительными исправлениями характера ребенка без выговоров и битья.

Будьте образцом участия и приветливости для своего ребенка. Обращайтесь к нему всегда с ласковым выражением лица, даже если у вас плохое настроение. И в минуты грусти будьте с ним ласковы. Ребенок очень хорошо это усвоит, и, когда с ним случится небольшая неприятность, например он ударится или потеряет куклу, вы можете и от него с полным правом потребовать сдержанности, приветливости или сочувствия, вместо злости и бешенства. Не проявляйте слишком большого сочувствия и интереса, когда ребенок ударится, наоборот, поощряйте его к тому, чтобы он не плакал. Так постепенно вы приучите его противостоять мелким неприятностям жизни. Если же покажете ребенку, что вас это очень тронуло, он, как хитрый человек, сейчас же постарается извлечь пользу из вашего сочувствия, а в будущем будет кричать по самому незначительному поводу.

Ребенок и теперь должен спать 15-16 часов в сутки. Днем малыш бывает очень живым, все больше и больше задает работы своей нервной системе, тратит много физических и душевных сил, так как узнает много нового. Поэтому необходимо, чтобы он основательно отдохнул, а это происходит во сне. Долгий, крепкий и спокойный сон так же необходим ребенку, как и хорошее питание.
Кроме того, ребенок должен спать 2 часа до обеда и 2 часа после обеда. Однако в этом возрасте многие дети днем спят уже только один раз. Если этого действительно достаточно (нет излишней плаксивости, нет явных признаков, что ребенок не выспался), то можно не изнурять себя укачиванием, обязательно добиваясь, чтобы ребенок заснул. Иногда укладывание длится дольше, чем собственно сон. Можно оставить ребенка спокойно лежать, но не разрешайте ему шалить, сосать палец, грызть прутья кроватки и т. д., то есть совершать те монотонные действия, которыми он согласен довольствоваться вместо сна. Совет вместе полежать на диване обычно не приветствуется матерями (особенно если мать не устала настолько, что валится с ног), так как сон ребенка они воспринимают как свое законно свободное время, хоть и посвящают его зачастую не лично себе, а хозяйственным надобностям.

Ребенок должен засыпать вечером без качания и убаюкивания и всяческих дополнительных ублажений. Если он здоров, накормлен и лежит в чистых одежках, не обращайте внимания на его крик и уйдите из комнаты. Это трудно сделать, если ребенка всегда укладывали подолгу- он попросту не понимает, что может быть по-другому. Зачастую на его крик реагирует не мать, а окружающие, начиная вслух осуждать ее: мол, ребенок кричит и кричит, а ей хоть бы хны. Попытка переложить укладывание на добрых окружающих может не увенчаться успехом: увидев, что своим криком он вызвал вовсе не мать, ребенок начинает буквально орать и расходится так, что успокоить его бывает непросто и матери.
Некоторые дети, отличающиеся большой резвостью и чувствительностью нервной системы, долго не засыпают, ночью часто просыпаются и утром встают очень рано. Не разгуливаете ли вы ребенка перед сном? Возможно, любимый отец, возвращаясь вечером домой, так играет с ребенком, как не сумеет и мать. Крик и визг слышатся все время перед купанием, после ужина ребенку снова хочется продолжать шалости, а вместо этого он должен идти спать! В результате ребенок не только протестует, но и не может с собой справиться. Не удивляйтесь этому и не вините только его. Он не автомат, чтобы включаться и выключаться по вашему желанию.
Вечером ребенок должен быть всегда спокойным. Хотя отец не видит ребенка целый день, вечером он должен играть с ним в тихие игры. Воздержитесь от соблазна вызывать у ребенка приятный вам смех и визг, если у него чувствительная нервная система. Подбрасывания, кружения, «полеты» с папой - это очень приятные вещи, но не перед сном.

Привычка кусаться

Кусание - поначалу просто игра, носящая экспериментальный характер, ведь дети не понимают, что этим они причиняют кому-то боль. Ребенок уже много раз кусал кольцо для прорезывающихся зубов, погружал зубы во многие мягкие игрушки, грыз ограждение своей кроватки. Не позволяйте ему кусаться, он должен понимать, что этим может причинить боль другому. Со временем это может стать сознательным отретом на действия, которые ребенку не нравятся. Он может укусить мать, которая его наказала или не разрешила чего-то, даже если уже и понимает, что этого делать нельзя. Что это -демонстрация беспомощности или силы? В данном случае это не столь важно. Гораздо важнее правильное поведение взрослых, которые иногда сами скатываются до уровня детей и начинают кусать ребенка в ответ, мотивируя это тем, «чтобы понял, как это больно и обидно». Когда ребенок станет постарше, это приведет к созданию подлинной каши из представлений и понятий. Он ведь знает, этого делать нельзя. И вдруг человек, который стоит на страже соблюдения жизненных понятий, сам совершает запрещенное действие по отношению к ребенку! Так, значит, все-таки можно? Возражения взрослых «он сам меня довел» ребенок не воспринимает, потому что взрослые, по его логике, первые его довели, причем он ощущает это, а вовсе не формулирует словами, потому что еще не способен это сделать.
Так что нельзя поощрять такие проявления агрессии в столь раннем возрасте своими необдуманными поступками - ни к чему хорошему это не приведет и средством воспитания не является.

Страх

Кажется, человеку свойственна прирожденная боязнь падения и неожиданных громких звуков. И совсем маленький, даже недельный, ребенок может испугаться таких звуков.
Остальные виды страха развиваются у ребенка при его соприкосновении с окружающим миром. Например, боязнь чужих людей бывает искусственно привита ребенку необдуманными замечаниями: «Отдам тебя милиционеру» или «Вон идет дядя забрать тебя». Может быть, в этот момент ребенок ничего не поймет, но со временем, когда вы уже давно забудете о своей «шутке», у него разовьется страх перед чужими людьми.
Поэтому родителям следует осторожно высказываться при детях и не говорить того, что может привить ребенку страх. Точно так же не следует говорить при детях (даже в шутку): «Я боюсь, я тебя боюсь!» - есть лучшие шутки, нужна только изобретательность, хотя именно эта незатейливая игра очень популярна.

Возможно, мать была довольна, если бы ребенок боялся предметов, которые могут причинить ему вред, скажем огня, горячих батарей отопления, ножей, кипятка и др. Однако неразумно учить ребенка бояться этих вещей, убегать от них, плакать и отворачиваться. Поэтому мы и учим ребенка осторожности, а не страху перед опасными вещами. Многие дети приучаются бояться потому, что мы на них кричим и их браним. Если ребенок, например, возьмет ножницы, мать в ужасе вскрикивает, а ребенок пугается ее крика больше, чем собственно опасности порезаться. Он начнет с испугу плакать и так расстроится, что его трудно будет успокоить. Мать должна была научить ребенка тому, что острые предметы опасны и обращаться с ними надо осторожно, а не прививать ему страх «в аварийном порядке».
Мать не должна обнаруживать своего страха перед чем-либо, если рядом ребенок, потому что это напугает его и, что хуже всего, он не будет знать, что в действительности его напугало. На ребенка никто не должен кричать и пугаться чего-либо в его присутствии (бури, темноты, людей); чтобы не приучить ребенка к страху. Сам по себе ребенок не боится темноты, и только наше отношение или осторожность научат этому.
Отучить от безосновательного страха можно только тем, что мы будем постепенно приближать ребенка к тем предметам, которых он боится. Скажем, мать возьмет ребенка за руку и медленно подведет его к предмету Если ребенок кричит и сопротивляется, не принуждайте его. Пусть мать одна подойдет к этому предмету или человеку и дотронется до них, чтобы ребенок понял, что это безопасно. Через несколько дней ребенок вместе с матерью подойдет ближе к предмету и даже сам до него дотронется. Не нужно принуждать ребенка приблизиться и взять в руку вещь, которой он боится.
Это будет иметь положительный эффект только тогда, когда ребенок сам убедится в необоснованности своего страха.

Ребенок говорит

Вероятно, ваш ребенок уже пытается говорить. Возможно, он уже понимает, что «па-па» означает отец, «ба-ба» - бабушка, «ма-ма» - мать. Однако, возможно, ваш ребенок не произнес еще ни одного слова, и пройдет еще немало времени, пока он начнет говорить. Попытайтесь выяснить, в чем причина. Достаточно ли вы с ним разговариваете? Говорите ли вы с ним просто, понятно и медленно?
Будьте заботливы и внимательны при разговоре с ребенком. Всегда говорите грамотно на родном языке и старайтесь, чтобы ребенок вас при этом видел. Он плохо воспринимает речь, если не видит говорящего. Другое дело, если он видит мать хотя бы в зеркале, если она разговаривает с ребенком, но не может оторваться от шитья, глажки и т. д.
Не уменьшаете ли вы до смешного каждое слово? Мать может, конечно, пользоваться в разговоре с ребенком уменьшительными словами, тем более что к этому прямо толкает умилительность ребенка, но делайте это со вкусом и умеренно. Теперь, когда ребенок учится говорить, он должен слышать только правильный и чистый родной язык. Можно ли что-нибудь сделать с ребенком, который до сих пор не говорит? Ничего! Только терпеливо, правильно и выразительно говорить. Попробуйте ему также напевать.
Почему не следует говорить с ребенком сюсюкая и коверкая слова, например произносить «Мася» вместо «Маша»? Потому что при этом ребенок теряет возможность слышать правильно произносимые слова. В результате он не научится правильно говорить и органы его речи не приобретут навыка правильной артикуляции. Ребенок приобретет плохой навык; позже его сюсюканье никому не будет казаться милым, а от дурного навыка ребенок будет отвыкать с трудом! Справедливо это сюсюканье называют большой ошибкой воспитания, которую допускают люди, окружающие малыша.
Подавая какой-нибудь предмет ребенку, правильно произносите его название. Например, ребенок тянется к мячу. «Хочешь мяч? - Вот тебе мяч!» Ребенок возьмет и отбросит мяч. Он хочет, чтобы ему вновь кто-нибудь подал мяч. «Что ты хочешь?» Ребенок показывает на предмет и произносит при этом разные звуки и слоги. «Что это?» - и до тех пор будем поощрять ребенка, пока он не повторит за нами правильное название предмета. После этого подадим ему мяч.
Многие матери поначалу не согласятся с такими приемами организации воспитания. Им кажется сухим и строгим обращение к ребенку без уменьшительных слов, без сюсюканья. Не бойтесь, что вы лишитесь забавной детской речи. Ведь ребенок все равно правильно не повторит выговариваемые вами слова. Он долго будет говорить «мясик» вместо «мячик» или вообще что-то отдаленно напоминающее звуковой облик слова (попробуй догадайся, что словечко «маяй» обозначает «гулять»!). У него появится целый ряд искаженных слов, которых вы ждете, потому что они забавляют вас. Только не показывайте этого в присутствии ребенка! Ребенок будет делать то, что вам нравится, стараясь угодить и вызвать ваш смех, и будет повторять искаженные слова до тех пор, пока не привыкнет к неправильному произношению и в итоге к неправильному поведению.

Игра

Главным временем для игры ребенка вплоть до школьного возраста остается время перед обедом, а вечером - перед купанием. Поместите ребенка с одной-двумя игрушками в манеж. Покажите ему, как надо обращаться с игрушкой, и предоставьте его самому себе. Ребенок, оставшись один, привыкнет спокойно играть. Неправильно, если ребенка постоянно кто-нибудь занимает. Ребенку должна быть предоставлена возможность играть самостоятельно. Если услышите, что ребенок что-то лопочет и кричит, не спешите к нему. Не собирайте его игрушек, если он разбросает их. Предоставьте ему возможность сделать это самому. Если ребенок предоставлен самому себе в определенные часы дня, он научится сосредоточиваться на определенном занятии, будет привыкать к самостоятельности.
Это те черты характера, которые нам хотелось бы видеть у нашего ребенка. Фундамент этого закладывается уже в первые месяцы жизни.

На прогулке

Ребенка уже можно приводить на детскую площадку Если даже он еще не ходит, все равно сможет получать удовольствие от детских качелей, маленьких горок и песочницы и будет радоваться, наблюдая за другими детьми. Ни на секунду его нельзя оставить одного - это попросту небезопасно, поэтому мать не должна увлекаться разговором, книгой, вязанием и быть готова всегда прийти на помощь. Лучше всего просто быть рядом, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы развлекаться на улице самостоятельно и понимать, что нужно делать с песком и почему нельзя тянуть его в рот.
Даже ползая, ребенок способен довольно быстро удалиться от матери, если та невнимательна, и может возникнуть ситуация, когда нужна посторонняя помощь: например, ребенок каким-то образом оказался в крапивной чаще, а мать сама панически боится крапивы, или ребенок залез в лужу, а на матери лаковые туфли. Туфлями обычно все-таки жертвуют, не раздумывая, а вот собственные страхи могут послужить и препятствием к немедленному «спасению» ребенка. Лучше позаботиться, чтобы он в подобные ситуации не попадал.

Организуйте группу детей примерно одного возраста или присоединитесь к другим матерям с детьми. Но не ждите, что дети будут играть друг с другом. Довольно долго они будут видеть в соседе лишь источник каких-то игрушек и предметов, которые нужно пытаться забрать. Но первые попытки существования в коллективе в подобном сообществе можно осуществить.

Неутомимость маленького Человека проявляется даже ночью. Однажды вы проснетесь и удивленно увидите сквозь темноту ночи, что ваш малыш спокойно стоит на ножках в кроватке и, приседая, раскачивает ее. Оказывается, она качается! Нет, минуты покоя! Да, это школа жизни, в которой для малыша нет перерыва.

Физическое развитие

Продолжаем расти! В массе малыш набирает в среднем 400-450 г, в росте - 1,5-2 см. Длина тела должна составлять 72-73 см.

Последнее десятилетие наши дети переживали процесс акселерации: рождались с большими, чем среднестатистические, массой тела, ростом. Однако сегодня научные работники утверждают о начале другого процесса - замедления физического развития, которое связано с неблагоприятной экологией.

Если же вы беспокоитесь о темпах развития вашего малыша, обязательно обсудите эту проблему с педиатром.

Двигательная активность. Игра

Положение сидя и все маневры, связанные с ним, сейчас очень легко удаются малышу, и он охотно ими пользуется. Из положения лежа ребенок без трудностей переходит в сидячее, потом возвращается к игрушке или человеку, которые больше всего интересуют.

В десятимесячном возрасте малыш любит забираться на разные окружающие предметы. Поэтому бывает, что ребенок восторженно забирается на значительную высоту (ступеньки, стол, подоконник), а потом, увидев, где он оказался, начинает плакать или, еще хуже, может упасть. Проверьте, защищены ли подоконники. Открывайте для проветривания только форточки и ни в коем случае не окно полностью.

Подготовка к первым шагам у каждого своя. Некоторые малыши ползут к мебели, поднимаются и, держась за поверхность, делают несколько шагов, а потом снова возвращаются к привычному способу передвижения - на коленях. Ни одна книга не подскажет вам, как именно должен пойти ваш малыш. Одни дети от ползания "по-пластунски" сразу переходят к ходьбе. Другие проходят полный комплекс подготовки, который включает ползание разными способами, хождение с поддержкой и, лишь со временем, самостоятельные шаги.

Если малыш ползает, то ему очень легко удерживать какой-либо предмет одной рукой, а другой ухватить и сбросить что-то интересное, например, скатерть со стола, на которой вы только что накрыли обед. Будьте предусмотрительными!

Нет более интересной комнаты в вашей квартире, чем туалет. И это понятно: трубы, туалетная бумага и еще, ко всему, громко течет вода, если нажать на определенный выступ. Именно в туалете есть замечательное место, куда можно что-нибудь бросить, поболтать руками, попробовать "на зуб". Так вот, лучше держите эту комнату закрытой или же ходите на экскурсии туда вместе с ребенком.

В один ряд с играми у вашего малыша может попасть и игра с половыми органами. Не поднимайте панику! Это не онанизм! Для малыша они являются обычной частью тела, такой как рука или нога. Не ругайте за такие игры. У малыша может сформироваться установка, что он делает что-то запрещенное. Лучше всего - не обращайте внимания и воспринимайте это как одну из многочисленных игр.

Несколько слов о формировании навыка садиться на горшок. Нет четких рекомендаций, когда именно начинать это делать, но не советую раньше 9-10 месяца. Только в этом возрасте малыш уверенно, без страха самостоятельно сидит. Если вы приблизительно знаете время, когда малыш делает «свои дела», то посадите его на горшок незадолго до этого. Горшок должен быть теплым, удобным. Можно открыть кран, чтобы потекла вода. Положение сидя, ваше поощрение звуками "а-а-а", давление горшка на ягодицы, звук воды стимулируют дефекацию. Только не отвлекайте малыша игрушками или пищей. В случае неудачи, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Если же у него все получилось, - здесь уже вам воля в похвалах! Дайте понять, что малыш сделал лучше всего, и вы очень его за это любите. Помните, ребенок может стать целиком опрятным, только достигнув трехлетнего возраста.

Очень хорошо, если вы можете выделить целую комнату или же ее часть малышу. После окончания игры приучайте его возвращать все игрушки в свою комнату. Пусть их будете складывать вы, но малыш должен наблюдать, что все вещи перемещаются в его комнату. Если же в семье есть еще дети, лучше всего будет, если брат или сестричка будет иметь другой, свой уголок или комнату, так как возможны конфликты, инициируемые старшим ребенком, по поводу захвата его территории.

Любимой игрой остается "Где ты?". Малыш прячет головку за край шторы или просто закрывается ладонью и с наслаждением ждет момента, когда его будут искать.

Помните, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности развития. Ваш малыш, скажем, знает больше новых слов, по сравнению с соседским, лучше управляется с игрушками, больше имитирует взрослых, но еще не стоит самостоятельно. Успокойтесь, все идет так, как надо. Соседское дитя опередило ваше в стоянии, но не во всем другом. Через месяц-два ситуация, вероятно, изменится. Такова жизнь!

Обратите внимание, малыш начинает разговаривать, связывая действие со своим словом. Например, смотря, как разливается сок на кровать, ребенок коротко сделает заключение: "Ба!". Ребенок еще долго будет высказываться так кратко. Как правило, небольшой запас слов (всего 5-6) не пополнится и на протяжении следующих месяцев. Иногда малыш может "заговорить" лишь в два года, причем сразу простенькими предложениями.

Хотя вы еще не утомлены от массы вопросов будущего "почемучки", обратите внимание, что малыш прекрасно понимает и воспринимает ваш язык. Поэтому старайтесь разговаривать с ним абсолютно полноценно, по-взрослому, объясняя каждое свое действие, рассказывая простые рассказы. Ни в коем случае не играйте в "детство", дублируя детские слова, которые используют знакомые малыши. Иначе вы просто усложните восприятие малыша, отсрочите момент, когда ребенок начнет правильно разговаривать.

Очевидно, вы столкнетесь со стеснением у малыша, когда попросите его что-то сказать или показать незнакомым. Успешный "концерт" получится лишь в знакомом помещении со своими родными людьми.

Восприятие окружения

Лишь теперь ваш малыш начинает понимать, что вещи и все живое может существовать вне его взгляда. Он уже сознает, что если мама куда-то пойдет, то она не исчезнет навсегда, а обязательно возвратится через определенное время. Такое понимание формируется простой игрой, пользуйтесь ею: игрушка, которую помещаем в какую-нибудь коробку, исчезает и снова появляется, если заглянуть туда.

В этом возрасте формируется понимание взаимосвязи нескольких действий. Например, если мама идет на кухню, то со временем появятся приятные запахи, а немножко позже настанет обеденное время.

Для лучшего формирования понимания окружения берите малыша с собой в другие, пока неизвестные ему места. Дело в том, что в этом возрасте ребенку свойственно бояться незнакомых людей, помещений. Помочь ему вы сможете, если будете спокойно объяснять то, что видит ваш ребенок перед собой.

Проблемой малыша могут стать трудности в засыпании. В таком случае вашей задачей будет научить малыша расслабляться. Пригодится ваше кресло-качалка, где вы вместе, покачиваясь, успокаиваетесь. Или же просмотр книжки с картинками, обязательно в спокойном окружении, сопровождая это нежным рассказом. Результатом будет сонливость ребенка, которая проявится зевком. Но заснуть малыш должен в своей кроватке, а не на ваших руках!

Участковый врач

Можете посоветоваться с педиатром по поводу целесообразности и рациональности питания; уточните, как предотвратить возможные бытовые травмы малыша.

Мои достижения

Интеллектуальные

"Профессионально" имитирую действия других: "чищу" зубки зубной щеткой.
Могу повторять подряд "цепочку" простых слогов, как бы отвечая на заданный вопрос.
Понимаю и могу выполнять простые просьбы.
Могу открывать разные емкости, чтобы узнать, что внутри.
Интересуюсь складыванием чего-то вместе (пирамидки, кубики, кольца).

Социальные

Люблю играть с водой во время купания.
У меня есть самая любимая игрушка.
Имитирую услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых.
Боюсь незнакомых мест.
Люблю танцевать, особенно вместе с другими людьми.

Сенсорно-моторные

Могу самостоятельно подняться в положение стоя.
Хожу, если мама поддерживает за одну или обе руки.
Самостоятельно сажусь с положения стоя.
Могу создавать маме проблемы, становясь на ножки в кроватке посреди ночи.
Могу удерживать два предмета в одной руке.
В играх одна рука начинает доминировать ("правша" или "левша").