Домой / Для голубых глаз / Сценарий детского праздника белорусские колядки. Также будет интересно посмотреть

Сценарий детского праздника белорусские колядки. Также будет интересно посмотреть

Рождественские посиделки

(Рождественская игра « Колядки»)

*Предисловие.

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а также эпизоды литературных произведений.

Форма - посиделки.

Участники:

1. Ведущий – Солоха (костюм см. в «Ночь перед Рождеством»)

2. Группа «Добры молодцы»

3.Группа «Красны девицы»

4.Ряженые(костюмы: цыганка, старик, поп, нищий, баба-яга, маски животных и др.

5. Плясуны

6.Частушечники

7.Музыкальное сопровождение – любая русская плясовая музыка

*Из истории праздника

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи и называют «матерью всех праздников». Отмечается оно 7 января. В основе божьего праздника лежит легенда о рождении у Девы Марии сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа. Люди на Руси всегда благоговейно относились к рождественским праздникам и праздновали их красиво и ярко. Устраивались посиделки с песнями и с колядованием. Подготовка начиналась задолго до самого праздника. Ему предшествовал сорокадневный рождественский пост. В сознании русских людей этот пост запечатлелся особым, последним накануне Рождества днем – Сочельником. День строжайшего воздержания, он заканчивался редкостным кушаньем – сочивом. Весь день этот томительно-радостный… С утра по домам беготня, хлопанье дверьми, вкусные запахи мясных, забытых за время поста блюд, которые готовятся для завтрашнего дня. А сегодня, в Сочельник, нельзя ничего есть до первой звезды. Вот и солнце заходит, медленно темнеет небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная искорка. Ребятишки – первые вестники Рождественской звезды. Они же – первые едоки сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.

Оголодавшим за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные зерна, выбирать из праздничного угощения ягоды: сушеные впрок вишни, сливы, землянику, малину.

И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер, в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей Рождественской ночи.

Примечание : Сочиво – распаренные в меду зерна ячменя или пшеницы. (Рис с изюмом)

*Ход мероприятия « Посиделки»

1. Гости в избе у Солохи. Они поют частушки или народную песню, загадывают друг другу загадки и т.д.

Слышны звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голос одного из гостей: «Пришла коляда, отворяй ворота!» Раздается стук.

Солоха: А вот и гости с колядками к нам пожаловали. (Входят гости, впереди мохоноша)

Колядовщики: - Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Поют: Пришла Коляда

Накануне Рождества

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись,

Ты подай пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду!

Ты подашь пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Коляда, Коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится

Пирожка-то хочется!

Колядовщики (по очереди) :

Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

Солоха: Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок,

И бараночки, и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

(Солоха и гости посиделок одаривают ряженых, все это собирает мехоноша)

Колядовщики: - Будете нас дарить - будем вас хвалить!

А не будете нас дарить – будем вас корить!

Примите нас на посиделки!

(Гости посиделок устраивают ряженым заслон, взявшись за руки)

Выкуп платите или прочь уходите!

Один из ряженых: - Денег немаем, сами занимаем,

Пряники, орешки взяли сладкоежки,

Но нам неча горевать – можем загадки отгадать.

Гости кричат: - Загадать им загадки!

Солоха (к ряженым) : - Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте же загадки.

(Гости загадывают ряженым загадки)

Загадки.

1.Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)

2.Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Лыжи)

3.Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

4.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду- упадет:

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

5.Каруселью ходит ветер.

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет. (Метель)

6.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рожает. (Лед и вода)

7.Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами стекло,

Но солнце встало - все стекло. (Мороз)

8.Днем разбита, ночью заставлена. (Прорубь)

9.Выросло, повыросло, из бороды повылезло.

Солнышко встало - ничего не стало. (Сосулька)

10. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Солоха: - ну, догадливы ребятки, отгадали все загадки. Проходите, садитесь, будьте гостями. А теперь, гости дорогие, вам новое задание: подумать и правильно ответить, кто автор и какое название имеет художественное произведение. (Группам предлагаются по три отрывка из книг В. Жуковского, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Гоголя, Х.Андерсена, М.Зощенко)

1.Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали: кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили… (В.Жуковский «Людмила»)

2. Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою,

И выгнулось колечко ей

Под песенку старинных дней… (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще не одна толпа парубков не показывалась под окнами хаты, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выезжать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле… (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4….Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу, лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем сливающемся, смутном квадрате. (Л.Толстой

5. Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной Рождественской елкой. Эта елка была выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. (Х.Андерсен)

6………………………………………………………………………..

Солоха (после выполнения задания)

Ну что за гости у меня сегодня – один другого смекалистее. А кто из вас знает, как в старину гадали, судьбу пытали? (Солоха объясняет, как гадали в старину в деревне)

См. Приложение «Гадания в Рождество. Виды гаданий»

На перекрестке, у проруби, у колодца (очертив круг, слушали)

Снег «пололи» (Набирали снег в передник и сеяли, приговаривая: «Снег, снежок, скажи, где мой миленький дружок? Там, где он,– собачкой залай» - и слушали)

Бросали лаптем в дом,

Из ворот башмак.

Слушали у окон.

Гадающиеся выходили из избы, хозяйка клала под горшки различные предметы. Девушки выбирали горшок (гребень – жених щеголь; ремень – хозяин суровый; конфета – сладкая жизнь; рюмка – муж пьяница и т.д.)

Давай и мы будем гадать!

Моток ниток бросали…

Бутылочкой…

Гадание книгой…

Вода в стакане… и т.д. (Использовать книгу Н.Д.Конакова «От святок до сочельника, Коми книгиздат.1993)

После гадания выходят двое ряженых:

Предлагаем представленье, людям всем на удивленье!

Брат, здорово!

Брат, здорово!

Ты откуда?

Из Тамбова.

Дык он цел? А говорили - погорел!

Да было дело, чуть вода не сгорела.

Да как же так было?

Шли два господина, сошлись на плотине, взяли закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна!

Что ты? А правда ли это?

Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

А с чем в город ездил?

Ездил, брат, с овсом. Мешок-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался, да сыпался - мешок пуст оказался.

Худо твое дело!

Худо, да не совсем: Фомка и на болоте рыбу удит, овес потерял - пшенички набрал!

Хорошо же твое дело!

Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я воров нагнал, все деньги отобрал.

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка и та ребром!

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке!

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: правил копейку, полез на шубетейку, били меня, били, больно колотили…

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я теперь дороже стал - ведь за битого двух небитых дают!

………………………………………………………………………………………

СОЛОХА: Играли вы на удивление! Заслужили угощение. (Одаривает игравших баранками, конфетами)

А сейчас…

Конкурс частушечников и плясунов

………………………………………………………………………………………

Солоха: Мы попели, порезвились,

Хорошо повеселились.

С Рождеством вас поздравляю

И здоровья вам желаю!..

Примечание : Музыка звучит между конкурсами, играми любая – народная, задорная, игровая.

Приложение «Святочные гадания»

Вспомним известный отрывок из баллады В.Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок ,

Сняв с ноги, бросали ,

Снег пололи , под окном

Слушали , кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили .

В чашку с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Попытайтесь разобраться, чем же занимались девушки в крещенский вечерок?

1. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» (Гадание башмаком)

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носом к собственным воротам - в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно и другую обувь, например, валенок.

2. «Снег пололи»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, все улягутся спать, шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если снег падал скоро и звучно, то быть девице замужем за молодым, если же неслышно и криво - за глухим стариком.

*Проводя гадания внутри помещения, можно взять горсть «снежинок» (мелкая серебряная стружка) и бросить под струю вентилятора. Если «снежок» упадет на блюдо, где нарисовано сердце, - любовь встретится в новом году, если на блюдо с рожицей чертика – пустые хлопоты.

3. «Под окном слушали…»

Слушать/ подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои, загадав наперед про свою судьбу. Первое услышанное под окном и составляет разгадку судьбы. Кроме того можно было подслушивать у дверей запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушки могут услышать или венчальное пение, или заупокойную - кому что суждено в этом году.

4. «Кормили счетным курицу зерном…»

Куры и петухи часто и по-разному выступали в роли прорицателей. Брали, например, ночью курицу с насеста, приносили в избу и давали ей клевать рассыпанное по полу и пересчитанное зерно. Все склевала – один вариант, что-то осталось – другой, чет или нечет остатка. Задуманная цифра - все годилось для святочных выводов.

Снятого с насеста петуха приносили в ту комнату, где заранее приготовлены в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щепотка золы, ножницы и т.д. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет прежде всего. Если он клюнет хлеб или крупу – быть девушке за богатым; клюнет ножницы – быть за портным (что тоже неплохо); набросится на золу – муж будет курящий; попет воды – быть мужу пьяницей. Много ест петух – будет муж обжорой. Ну а если начнет с угля – сидеть гадальщице в девках.

Хотите знать, каким будет ваш муж будущий: блондином или брюнетом, а может быть, рыжим? Опять же изловите в полночь петуха на насесте и по цвету его перьев увидите окрас будущего мужа. А пока курица зерно клевала, пели такую песенку: Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо-ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

5. «Ярый воск топили»

Ярый – значит белый, чистый. Это гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришел еще от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а также будто бы в старину богачи лили серебро и золото. Таинство совершают перед сном. Растапливают воск, выливают его на блюдо или в любой другой сосуд с водой и замечают, какие отлились изображения. Развалины города или дома толкуют всегда в дурную сторону. Кольцо увиделось – к бракосочетанию,… А еще, чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ложку до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получится некая фигура. По ней и гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие – лицо человека: или девушки, или старика, третьи – кровать(к болезни), четвертые – поезд и т.д.

6. «Гадание с петухом»

По полу рассыпают зерно, предварительно посчитанные. Затем ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (желательно черного) и пускают в комнату. По поведению птицы оценивают будущее: если петух склевал все зёрна, то в этом году будет удача, а тот, кто кормил, женится или выйдет замуж. Если же склевал некоторое количество зёрен, то можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. (Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж или через три года, что было загадано) Если петух не притронулся к зерну, это означает неудачу в этом году.

7. «Окличка прохожих и проезжих»

Гадание состоит в том, что ночью или вечером девушки выходят из дома и стоят у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Считается, что будущего жениха будут звать так же, как спрошенного, и он будет также красив. Кроме того, обращаются и к женщинам, спрашивая их имя. Считается, что названное имя и будет являться именем суженого или суженой.

8. «Гадание яйцом»

Берут стакан, наполненный освященной в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделенный от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникает: что привидится, то и сбудется.

9. «Гадание на сковороде»

Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень, и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломинке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

10. Исполнение желаний.

Перед тем как в Новый год начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз.

11. «Гадание под окном»

В полночь девушка садится у окна и приговаривает: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если она услышит скрип полозьев с пением, музыкой - девушка пойдет замуж; с плачем и причитанием – год плохой: кого-то потеряет из семьи; ничего не услышит - будет этот год дома.

12. «Гадание на тени»

На ровную поверхность (поднос) кладут мятую бумагу и смотрят на тень- фигуру (дом, человек, собака, дерево…) Затем поджигают бумагу и все время наблюдают за меняющейся тенью – что в конце останется?..

13. «Гадание на нитках»

К спинкам стульев натягивают горизонтально нитку. На эту нить привязывают одинаковой длины нитки и поджигают, загадав желание (У каждой гадающей своя нитка) Чья нитка быстрее сгорит, у той скорее исполнится желание.

14. «Гадание на кольце»

В чистый стеклянный стакан налить чистой воды и положить золотое кольцо. Рядом со стаканом поставить зажженную свечу. Приговаривать три раза: «Суженый – ряженый приходи, суженый – ряженый покажись» И внимательно смотреть в середину кольца.

15. «Гадание зеркалами»

В полночь на стол ставят три зеркала (в форме трюмо) и по бокам две свечи в подсвечниках. Девушка гадает в одиночку и пристально смотрит в центр зеркала, приговаривая 3 раза: «Суженый-ряженый покажись, суженый - ряженый приходи!» Увидев фигуру, разглядев ее в зеркале, надо быстро накрыть видение покрывалом.

16. «Гадание блюдцем»

В открытую форточку вызывается дух. Блюдце ставится в центр нарисованного круга с буквами и цифрами. Кончики пальцев гадающих над блюдцем (не касаться!) Спрашиваем: «Дух, ты здесь?». Если блюдце шевельнулось, можно задавать вопросы. Закончив гадание, не забудьте поблагодарить дух за его работу, приподнять блюдце, сказать: «Дух, уходи» 3 раза и закрыть форточку.

17. «Гадание на книге»

Берут любую книгу с полки, любовно поглаживают, нашёптывают ей ласковые и хвалебные слова, затем, держа её над головой обеими ладонями, задают ей вопрос: «……?» и называют страницу и строку. Затем открывают и смотрят ответ на названной странице и строке.

18. «Гадание по сну»

Понадобится расческа и подушка. Гадающая перед сном произносит магические слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». После такого заклинания жених должен явиться к девушке во сне. Часто гадальщицы клали расческу под подушку, чтобы жених пришёл причесать невесту.

19. «Сочень»

Для гадания нужна свежая выпечка.

Первый сочень (блин), который испекли утром, девушка надевала на лицо, предварительно сделав в сочне прорези для глаз. В такой маске девушка выбегала на улицу. У первого встречного она спрашивала имя. Как зовут первого прохожего – так и жениха будут звать.

20. «Башмачок»

Для гадания понадобится ваша обувка (в деревне чаще это были валенки)

Гадальщицы выходили на улицу и кидали за спину валенок. Затем бежали смотреть, куда упал валенок носком. В какую сторону носок смотрит, оттуда и жених придет. Если же носок смотрит в сторону своего дома, то в этом году девушке, кидавшей валенок, свадьба не светит.

21. «Подблюдные гадания»

Понадобится блюдо с водой.

Нечетное количество собираются в доме. В блюдо с водой каждая кладет свой предмет: кольцо, ожерелье, серьгу и т.д. Все это накрывается платком. И под специальные подблюдные песни одна из девушек вынимает по одной вещи. Песни-предсказания были разными: на свадьбу, на смерть, на солдатство, на богатство или бедность и т.д.

Как вариант: к краю блюда прицепляли бумажки с предсказаниями. В воду пускали свечку: к какой бумажке свечка пристанет, то предсказание и сбудется.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если вы собрались погадать, важно помнить следующее:

Гадать принято в период с 14 по 19 января (в народе это время зовется «страшными вечерами») Вообще, зимние святки продолжаются с 7 по 19 января(от Рождества до Крещения), но первая неделя называется « святой» - и в это время не гадают, а колядуют;

Количество гадающих в комнате должно быть нечетным (магия числа чет-нечет связано с противопоставлением смерть-жизнь);

Гадальщики должны снять с себя нательные крестики, развязать пояса, распустить косы;

Самыми верными издавна считались гадания в ночь на старый новый год(на 14 января) и в крещенский сочельник(на 19 января).

Литература.

1. Н.Д.Конаков « От святок до сочельника», Коми книжное издательство, 1993.

2. Газета «Комсомольская правда Коми» от декабря 2007.

Евгения Михайлова

Рождественские колядки.

Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

Дети: Дома ли хозяева?

Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

Проходите в дом, гости дорогие….!

Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

Дети: Всем здоровья и добра,

И согласия, богатства в наступающем году!

Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

Милости просим!

Фонограмма «Коляда»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

Собрались мы с вами для веселушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Слышится веселая песенка колядовщиков.

Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Хозяйка:

Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

Вам веселья озорного,

Вам везенья неземного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Вам питейного, съестного,

Вам душевного, родного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Мы пришли за пирогами,

Мы пришли за кренделями,

Угощайте нас скорей,

Мы запляшем веселей!

Мы пока не объедимся,

Пока не навеселимся,

Мы обратно не уйдем,

Весь ваш дом перевернем.

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

2. Копеечки на конфетки

Или гривенечки на прянички?

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

Дети угощают ряженых конфетами.



Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

За печенье и коврижки!

Одарили вы нас на славу!

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Сценка Козы и медведя

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.


(Топает ногами)

Частушки»

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе: Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


Домовенок: Здравствуйте, ребята!

Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок: Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться, плясать.

А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


ИГРЫ

В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

Дедкины потешки

Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

1. Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

3. Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

4. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

6. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

3. У Сережи в сапожки попали сережки.

ПОСЛОВИЦЫ

Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

Хором дружно отвечайте: без труда….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

Хозяйка: Без труда ….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда

Хозяйка: Делу время - ….

Дети: Потехе час.

Хозяйка: Кто много говорит….

Дети: Тот мало делает.

Хозяйка: Труд человека кормит, ….

Дети: А лень портит.

Хозяйка: Других не суди….

Дети: На себя погляди.

Хозяйка: Друга ищи - ….

Дети: А найдешь – береги.

Звучат гусли

Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

Струны золотые, скоморохи удалые.

В гусли заиграли, ноги заплясали.

Общая пляска (русская народная мелодия)



Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

Дети угощают Кузю.


Колядовщики: Вместе мы колядовали,

Мы и пели, и плясали,

Очень утомилися,

Низко поклонилися.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

Коза: Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Домовенок: Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Все: Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.


Рождество для младших школьников. Сценарий

Сценарий для учащихся начальных классов "Рождественские колядки"

Анпилогова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ " Лозовская начальная школа - детский сад Верхнемамонского муниципального района Воронежской области"

Сценарий зимнего праздника "Рождественские колядки"

Цели: расширение кругозора младших школьников о данном празднике
Задачи: познакомить кратко с историей праздника,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, маски, костюмы, самовар, чайный набор посуды, пряники, баранки, кренделя.

Ход праздника.

Ведущий 1: (В русско народном костюме) Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Яркий свет над ним струится,
И звучат слова:
" Здравствуй, праздник,
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества"
Комбинированное чтение стихотворения (Читают три ученика)
Саша Чёрный
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
1 ученик. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
2 ученик.Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
3 ученик «Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»

Ведущий 2:
Праздник Рождества сопровождается колядками. Вернёмся в историю этого праздника
Зимнее солнцестояние (в русской культуре - солнцеворот) издревле праздновали многие народы мира. В Римской империи, еще до появления Христианства, праздник зимнего солнцестояния, который приходится на 21-22 декабря, был посвящён богу солнца Митре и назывался соответственно - Рождеством непобедимого Солнца. Древние англосаксы самую долгую ночь в году, которая бывает накануне зимнего солнцестояния, называли Материнской ночью, потому что эту ночь считали матерью Солнца, а на следующий день отмечали день рождения Солнца. У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни - «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса - символ умершего и возродившегося вновь солнца.
С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь - например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды - коледование или колядки.

(Слайд 1)

История этих обрядов начинается с дохристианских времен глубокой древности, с первого тысячелетия нашей эры. В то время все славянские народы имели культ предков и почитали родовых духов. Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка. Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. Позднее, после принятия славянами Христианства, обряд этот сохранился, а песни-колядки были заменены на прославляющие Христа и его Рождество.
(Слайд 2)


Ведущий 1: Святочные вечера немыслимы без колядок.
Послушаем песню в исполнении ребят 4 класса.
(Выходят ребята в костюмах ряженых)
Песня « Ой,Коляда,Коляда

1.Ой,коляда.коляда,

Посконная борода!

Таусень! Таусень!

2.Открывайте,ворота,

Выноси кА пирога!

Таусень! Таусень!

3.Кто подаст каши-

Золотые чаши.

Таусень! Таусень!

4.Кто даёт свежины –

Золотые чугуны.

Таусень! Таусень!

5. Кто подаст лепёшки-

Золотые окошки.

Таусень! Таусень!

6.Подавай, не ломай,

Неси целый каравай!

Таусень! Таусень!

А кто не даст ни копейки-

Завалим лазейки,

4. Кто не даст лепёшки –

Завалим окошки.

5.Кто не даст пирога –

Сведём корову за рога.

6. Кто не даст хлеба –

Уведём деда,

7. Кто не даст свежины –

Тем расколем чугуны!

8.Открывайие сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!
Ведущий 2: Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, и трещотками.
(Слайд 3)


Ведущий 1:
Со словами: " Пришла Коляда, Рождество принесла" - колядующие обходят дома. Давайте посмотрим сценку:
Сценка:
Колядовщики:
-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, с праздничком! С новым годом, со всем родом. Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
(На середину выходят девочки и исполняют танец «Валенки»)
Три девочки поют:Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.

У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Три мальчика поют:
Как пришла к нам коляда
Накануне Рождества,
Дайте нам коровку,
Маслену головку!
А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому.
(Между куплетами идёт перепляс)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!
Хозяйка: Не кричите, не топчитесь,
Ничего я вам не дам, расходитесь по домам.
Колядовщики: (Все вместе) У Федулы жена очень жадная была,
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.
Хозяин: Что вы, что вы? Оставайтесь.
Чем хотите, угощайтесь!
Хозяйка: Садитесь гости дорогие.
Красному гостю - красное место.
Вот Вам пироги, печенья -
Для вашего угощенья.
(Слайд 4) (Раньше, в старину, в юность ваших, ребята, прабабушек угощали печеньями- козулями)

Хозяин: Ой, спасибо вам, коляднички, что зашли. Теперь у нас в доме будет жить добро, тепло, удача, и мир. А теперь пойдём во двор и немного поиграем.
Игры
Игра «Волк и гуси»
Ход игры:
Несколько детей становятся в один ряд с названием гусей и держатся за полы платья друг у друга; впереди их стоит бойкий мальчик, так называемый гусак: он защищает остальных гусей от нападения волка, который старается унести гуся или гусенка. Волк не может хватать ни из середины, ни из первых, но должен уносить с конца. Он бегает до тех пор, пока не расстроит ряд и не схватит с конца, и таким образом продолжает ловить. Потом нападает на самого гусака и терзает его.
Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Ведущий 1: : Вот и славно вы, ребятки, поиграли. Рождественские игры, колядки были традицией. Сейчас у нас, постепенно эти традиции постепенно возрождаются.
А сейчас послушайте сказку.
Сказка:
Эта история произошла давным-давно на Рождество, где-то далеко на Севере. Там где холода, вьюги и ветра жила-была злая Снежная Царица-чародейка, которая больше всего на свете не любила смех и радость, улыбки и веселье. Она не любила, когда люди собирались вместе, когда дарили друг другу тепло своих сердец. Она ужасно не любила праздники, а особенно, Рождество. Ведь Рождество это праздник, который весь пропитан атмосферой любви и радости. Злая же Снежная Царица хотела, чтобы все люди ходили хмурые, сердца и души их были бы холодными. Поэтому она и решила украсть у них светлый праздник Рождества.
Проснулись люди утром, а праздника нет. Нет Рождества, нет радости, нет веселья. Все, конечно, сразу поняли, что это Снежная Царица виновата. Она давно грозилась им украсть у них праздник. Сидят все грустные, хмурые, руки опустили, даже предпринимать ничего не хотят.
А в одной деревне жил мальчик по имени Астафий. Хороший мальчик, с добрым и милосердным сердцем. Он очень сильно ждал Рождества, представлял, сколько радости и тепла принесёт праздник в их дом и в их деревню. А тут проснулся утром Астафий, а Рождества нет.
- Знаю я, это всё проделки злой Царицы. Не быть этому! – сказал себе мальчик.
Решил Астафий, во что бы то ни стало, вернуть людям Рождество. Он подумал, что если злая Царица украла Рождество при помощи злого волшебства, то вернуть его можно будет при помощи доброго. Поэтому он решил отправиться в соседнюю деревню, где по слухам жил добрый чародей. Оделся он потеплей, шубу, шапку, валенки и рукавички, и отправился в путь. Все дороги занесло снегом, ветер воет, метель бушует, но он, не сворачивая назад, идёт себя и идёт. Вот и пришёл в деревню, нашёл дом, где, как говорили, и жил чародей. Постучался. Дверь ему открыл обыкновенный с виду мужичок и говорит:
- Проходи, Астафьюшка, я тебя уже заждался.
- А откуда вы знали, что я приду? – удивился мальчик.
- Так кому же знать, коль не мне? – ответил мужичок.
- Может, вы знаете, как мне Рождество людям вернуть? – спросил Астафий.
- Знаю, конечно, знаю. И ты знаешь.
- Да как же я знаю?! Не знаю я никаких волшебных слов! – возмутился мальчик.
- Да и не нужны слова волшебные, ты и без них обойдёшься, - ответил чародей. – Подумай, что больше всего на свете не любит Снежная Царица и, почему она украла Рождество.
- Смех она не любит, радость и веселье. Когда людям хорошо, не любит. Вот и украла Рождество, - ответил Астафий.
- Значит, чтобы вернуть Рождество, надо в каждый дом принести смех, радость и веселье. Так? – объяснил ему чародей.
- Так наверно.… Но как это сделать-то? – задумался мальчик.
- А это ты уж без меня знаешь, - улыбнулся чародей. – Отправляйся скорей назад, пока метель улеглась. Ищи ответ в своём сердце. А то, что ты его найдёшь – это я знаю.
Расстроенный ушёл Астафий от чародея. Запутал тот мальчика, совсем не помог. Но путь до дома не близкий, стал мальчик думать над словами чародея и кое-что придумал. Только пришёл он в свою деревню, кликнул всех своих друзей, ребят и девчат, и рассказал, что надо делать. Все закивали, понравилась им идея Астафия, появились улыбки на лицах. Вот так, весёлою гурьбой, они и двинулись в первый с краю дом в деревне. Постучали. Открыли им хозяева, хмурые, недовольные. А ребята поклонились им и говорят:
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! С Рождеством вас! Счастья, любви и достатка вашей семье.
И после этих слов принялись петь рождественские колядки, да и пританцовывать. Заулыбались хозяева, повеселели, принялись угощать их, привечать. Но ребятам некогда. Поблагодарили и в следующий дом пошли колядовать. Так скоро в каждом доме в деревне появился рождественский дух, который принесли дети со своими рождественскими колядками. Стали люди улыбаться, обнимать друг друга, с праздником поздравлять. Жаром воспылало тепло их сердец. Таким сильным, что достиг этот жар дворца Снежной Царицы и разрушил её чары. Вернулось Рождество к людям, в каждую деревню, в каждый дом!
С тех пор злая Царица больше никогда не пыталась украсть Рождество, а рождественских колядок боялась, как огня.
С Рождеством вас! Добра, радости, любви в каждый дом!
Ведущий 2: Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни, в канун Рождества Христова, ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.
Под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора)
Все герои праздника (колядовщики,хозяка, хозяин) угощают детей козулями (печенье в форме животного)
Кто придумал тот секрет, точно неизвестно.
Может, бабка, может, дед замесили тесто.
Из муки и патоки выпекали пряники.

Припев:

Пряники русские, сладкие, мятные,
К чаю ароматному угощенье знатное.

Если холод бушевал, странников усталых
В дождь и стружу согревал чай из самовара.
Ну, а к чаю странникам подавали пряники.

Припев тот же

Всех друзей мы в гости ждём, от души встречаем,
Пирогами и блином с чаем угощаем.
Из муки и патоки напекли всем пряники.
Из муки и патоки напекли всем пряники

Ведущие вместе: : Всем мы желаем счастливого Рождества!
Пусть веселится весь народ,
Пусть каждый улыбается!
Пусть танцуют и поют
Все на целом свете!
В мире, радости живут взрослые и дети!

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
В.А.Сухомлинский.

Сценарий праздника «Рождественские колядки». Конспект подготовили воспитатели ГБДОУ №47 Колпинского района Аунинг Л.Ю. Шершнева Н.В. Черкессенко И.Ю.

Цели : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал , использовать в повседневном жизни.

Задачи : Познакомить детей с русским праздником – Колядки.

Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (колядки, потешки, частушки и др.);

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования колядок.

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование: костюмы для колядовщиков (рубахи, сарафаны, маски), сундук с атрибутами для ряженья (маски зверей, платки, и т.п.), шумовые инструменты (бубны,ложки и т.п.), мешки для колядующих, корзинка с гостинцами для хозяев, гостинцы (фрукты, печенье, пряники, конфеты), музыкальное сопровождение

Предварительная работа : заучивание колядок, стихи для детей, рассказы воспитателя детям о рождестве, о гаданиях, о колядках.

Ведущий :

Поздравляем! Пришли святки

От Рождества и до Крещенья

Заводят люди все колядки,

Дома наполнены весельем!

Ребячий звонкий смех звучит,

А сердце радостно стучит!

В душе особенный настрой

Отметить праздник наш святой!

Дети : Ну а что такое святки?

Вед . : Вы не слышали ребятки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки!

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Руку дай скорее друг

Ждет нас всех веселый круг!

Дети исполняют хороводную песню

Ведущий:

Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья - когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето». На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает». В перезимье примечают: если холодная зима и снега много - это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст - после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай. Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла. Колядки - это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году. Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами. Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети. Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни. Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье .

Стихи детей:

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

2 ребенок: Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Выходят двое ряженых:

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

1 ряженый :

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

2 ряженый:

Приходила Коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

1 ряженый:

Хозяин, хозяйка, будьте к нам сердечны.
Чем богаты в доме, то и нам подайте.
Пирога да каши, а наверх - козульку,
А под низ - копейку, денежку-монетку .

2 ряженый:

Кто подарит пирога,
Тому - полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, соломкой пуста.

1 ряженый:

Кто не даст пирога, тому - куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата!
У скупого мужика родись рожь плоха:
Колоском пуста, соломкой густа.

Загадки тоже доставят удовольствие детям. Предлагаемые загадки вполне доступны для отгадывания, понятны. Зато как велика радость ребенка, когда он сам отгадает загадку.

ряженые (начинают задавать загадки).

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

Летал Порхан по всем торгам,
На нем бел балахон и бел кафтан. (Снег)

В воздухе летит,
На земле лежит,
На дереве висит. (Снег)

Старик у ворот все тепло уволок. (Мороз)

Он вошел - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (Снег)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Дети ведут хоровод.

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

* Из горшка вынимают полотенце.

Полотенце далеко расстилается… ждет тебя дорога, путешествие…

* Из горшка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай тащит. В твоем доме достаток будет

* Из горшка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. К тебе гости будут, ко мне женихи.

* Из горшка Змей Горыныч вынимает пуговицу – будет тебе в этом году, Змей Горыныч, новый кафтан! Носить, не сносить !

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монет – бухгалтер, кассир, банкир.

Дети рассказывают стихи:

СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ

1 ребенок:

Ночь. Мороз. Сверкают звёзды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звёзды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

2 ребенок:

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой,

Посреди поляны ёлка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лёд кристаллов

В ветках заиграл.

3 ребенок:

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звёздочкой у ёлки

Светится глава...

Наступает день великий -

Праздник Рождества!

Ряженые.
Прикатила коляда,
Коляда-то молода, у-у-ух!
Что за славный денек,
Становись в хоровод,
Будем кругом ходить
Да ребят веселить!

Дети исполняют хороводную песню:

Ряженые предлагают детям поиграть в подвижные игры:

Игра «Курочки и петушки»
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
Игра «Перетяни веревку»
На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

1 ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!


Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.